Отчет
по результатам самообследования
краевого государственного бюджетного
образовательного учреждения
«Камчатский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
за 2014 год.
-
Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение «Камчатский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» (далее – Центр) является учреждением, оказывающим комплексную помощь населению – детям, подросткам и их родителям, педагогическим работникам Камчатского края в направлении коррекционно-развивающей, реабилитационной и профилактической работы.
Центр основан в 2004 году, в 2012 году получил лицензию на право ведения образовательной деятельности (от 30.05.2012г., №758 - бессрочная) и медицинской деятельности (от22.07.2010г., №ФС-41-01-000240).
Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц 41 № 000543168 от 15.11.2012г. за государственным регистрационным номером 2124101114036, выдано инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Петропавловску-Камчатскому.
Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации 41 № 000508691 от 20.08.2004г. выдано инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Петропавловску-Камчатскому.
-
Структура и система управления
В структуре Центра функционируют 5 отделений: отделение реабилитации и коррекции (далее – ОР и К); социально-педагогическое отделение (далее – СПО); краевая психолого-медико-педагогическая комиссия (далее – ПМПК); служба мониторинга обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – Служба мониторинга, в состав которой входит Школа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей); отдел сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – ОСВ).
Управление Центром осуществляется в соответствии с Уставом Центра и локальными актами (Положение о педагогическом совете, Положение о методическом совете, Положение о Совете Центра, Положение о психолого-педагогическом консилиуме, Положение о методическом объединении и др.)
Функции общественно-государственного органа управления осуществляет Совет Центра, действующий в соответствии с Положением.
-
Организация учебного процесса
Организация образовательной (коррекционно-реабилитационной) деятельности в Центре строится на основе государственного задания и Административного регламента на оказание государственных услуг по основным направлениям деятельности в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.09.2009 г. № 09-126 «О совершенствовании комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи обучающимся, воспитанникам».
В соответствии с Уставом в Центр принимаются дети от 3 до 18 лет, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (законных представителей), направленные другим образовательным учреждением с согласия родителей (законных представителей), нуждающиеся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, в т.ч. подвергшиеся различным формам насилия.
По состоянию на 01.01.2015 года, в рамках государственного задания на оказание государственных услуг, утвержденного Министерством образования и науки Камчатского края, Центром осуществляется:
1) организация комплексного сопровождения детей, имеющих проблемы в развитии, обучении, социальной адаптации и нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
2) выявление детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведение их комплексного обследования и подготовка рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания;
3) подбор и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами и попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание и иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах;
4) организация постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
5) подготовка постинтернатных воспитателей.
На протяжении восьми лет сохраняется рост охвата населения не только краевого центра, но и всех муниципальных образований Камчатского края. Среднегодовой охват составляет свыше 20000 человек.
-
Содержание коррекционно-реабилитационной деятельности
-
В Центре реализуются основные и дополнительные программы, осуществляется консультативно-диагностическая и мониторинговая деятельность, проводятся массовые профилактические мероприятия. В текущем году данными услугами специалисты Центра охватили 6561 человек из категории несовершеннолетних. Постоянно растущий из года в год охват детей и подростков (за восемь лет вырос почти в три раза) объясняется развитием волонтерства в Камчатском крае и вовлечением все большего количества несовершеннолетних в массовые мероприятия профилактической направленности.
-
Основная программа Центра «Комплексное сопровождение детей с задержкой психического развития» в течение 2014 г. реализовывалась специалистами для четырех групп детей (по две группы во втором полугодии 2013-2014 и первом полугодии 2014-2015 уч.гг.) старшего дошкольного и младшего школьного возраста с задержкой психического развития, имеющих сложную структуру дефекта (всего 26 человек). Учебный план программы включает: коррекционно-развивающий блок, оздоровительный блок (массаж, коррекционно-развивающие занятия в кабинете биологической обратной связи), блок индивидуальной работы с детьми и работы с родителями. По результатам обучения по данной программе стабильная положительная динамика отмечается более чем у 80% детей.
В 2014 году специалистами Центра также реализовывались программы «Комплексное сопровождение детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с заиканием», коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа «Волшебный Театр» и «Коррекционно-развивающая программа для детей с ЗПР и СДВГ». Всего данными программами было охвачено 53 ребенка. Все дети, обучающиеся по программам, показали улучшение техники речи путем формирования темпо-ритмической организации речи, уменьшение проявления невротических реакций и фиксации на дефекте, снижение психологического напряжения, тревожности, мышечного тонуса, эмоциональную стабилизацию, доминирование положительных эмоций, что свидетельствует о высокой результативности реализованных курсов.
-
В 2014 году наряду с задачами оказания комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (в т.ч. детям-инвалидам) специалистами Центра решались задачи обеспечения комплексной системы мер, направленной на формирование здорового образа жизни (в т.ч. организация и проведение краевых массовых психолого-педагогических мероприятий, конкурсов, сопровождение волонтерского движения в Камчатском крае), профилактики употребления детьми и подростками психоактивных веществ.
Качество профилактической работы в данном направлении, осуществляемой специалистами Центра определяется: социальным партнерством с субъектами профилактики; проведением мониторинговых исследований; реализацией мероприятий для различной категории участников профилактической работы; сопровождением волонтерского движения на территории Камчатского края.
Для несовершеннолетних образовательных организаций Камчатского края (в т.ч. интернатных организаций, вечерних школ, организаций профессионального образования) реализовывались авторские и модифицированные краткосрочные (до 3 месяцев) профилактические программы: «Сталкер», «Радость общения», «Формирование позитивных жизненных целей», «Я сам строю свою жизнь» «Профилактика асоциального поведения с основами правовых знаний».
Так, например, программа профилактики вовлечения в адиктивные формы поведения детей и подростков «Сталкер», цель которой – отказ подростков от употребления ПАВ, решает следующие задачи: определение информированности подростков о проблемах употребления психоактивных веществ, отношения к этим проблемам, выявление предпочитаемых стратегий поведения; предоставление актуальной и достоверной информации о наркотиках, алкоголе, табакокурении, их воздействии на человека, возможностях преодоления зависимости, выхода из стрессовых ситуаций. Данная программа включает также психологический тренинг для несовершеннолетних. Контрольное тестирование по итогам реализации программы «Сталкер» показывает, что в 2014 г. свыше 90% участников показывают высокий уровень информированности в проблеме вовлечения в адиктивные формы поведения, а у 70% подростков (в среднем) доминирует негативное отношение к употреблению ПАВ.
Комплексная программа образовательно-профилактической работы с подростками «Здоровый образ жизни» нацелена на: формирование у подростков ответственного отношения к своему здоровью как базовой ценности, предопределяющей успешность жизненного пути; формирование образа здоровой, прочной семьи и сознательного подхода к рождению и воспитанию детей; создание условий для развития и формирования навыков социально-психологической умелости. Итоговое тестирование 2014г. показывает средний уровень освоения знаний по данным вопросам более чем у 90% участников программы.
Программа социально-психологической реабилитации и коррекции подростков «группы риска» «Формирование позитивных жизненных целей» направлена на формирование у подростков способности к самопознанию, саморазвитию и самореализации, развитие мотивации к достижению позитивных жизненных целей. Положительная динамика на постоянной основе отмечается у половины подростков.
Профилактическая программа «Радость общения», рассчитанная на подростков «группы социального риска» и направлена на повышение уровня их коммуникативной компетентности, что способствует стимулированию социального развития и личностного роста. Программа реализуется в форме тренинга и решает социально-психологические задачи: развитие навыков эффективного общения; развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях; сплочение несовершеннолетних, формирование взаимного доверия; формирование базовых понятий из области психологии общения, психологии эмоций, конфликтологии. Уровень усвоения теоретического и практического материала составляет около 100 %.
Профилактическая программа «Я сам строю свою жизнь» адресована тем подросткам, кто испытывает трудности в самореализации, в раскрытии и развитии личностного потенциала, в принятии и освоении собственной свободы и ответственности за жизненные выборы. Она также направлена на создание условий для раскрытия и развития воспитанников интернатных учреждений, их жизненного потенциала, формирование у них опыта «принятия» и «равноправия». В целом, итоговое тестирование 2014г. демонстрирует положительную динамику более чем у 80% воспитанников – участников программы.
Для несовершеннолетних, злоупотребляющих ПАВ, имеющих различные девиации и деликвентное поведение реализуется реабилитационная образовательная программа «Мы вместе». Программа нацелена на формирование у подростков «группы риска» ответственного отношения к своему состоянию, повышение уровня их личностных притязаний, определение места в обществе и реализацию возможностей. Продолжительность реабилитационной программы определялась степенью выраженности патологии личностного статуса несовершеннолетнего, характеризующегося личностной девиацией в нравственной, мировоззренческой, социальной, ценностной сферах и составляет период до 3 месяцев. На основе данной программы для каждого подростка составляется индивидуальный маршрут, решающий, прежде всего, задачи нормализации соматического, неврологического и психического статуса. Курс реабилитации по данной программе проходят подростки как по собственной инициативе, так и направленные специалистами субъектов профилактики (в т.ч. ОДН УВД, КДН и ЗП, ФКУ УИИ УФСИН по Камчатскому краю, образовательными учреждениями, ФСКН России по Камчатскому краю, СУ СК России по Камчатскому краю ).
«Профилактика асоциального поведения с основами правовых знаний» - программа, направленная на повышение ответственности подростков за собственное поведение, развитие сознания, саморегуляции и способности к планированию поступков. В 2014г. свыше 90% подростков, участников данной программы показывают хороший уровень усвоения информации об основных правах человека, основных понятиях (право, закон, мораль и т.п.).
Всего в 2014 году выше указанными программами (общее количество часов по программам 394) было охвачено 329 человек из 21 образовательной организации Елизовского, Усть-Камчатского, Пенжинского муниципальных районов, Петропавловск-Камчатского, Вилючинского городских округов.
-
Впервые в 2014 году в целях информирования учащихся о принципах толерантности специалистами Центра разработаны и проведены «Уроки доброты» в двух образовательных учреждениях Петропавловск-Камчатского городского округа. Всего охвачено 62 человека.
-
В 2014 году специалисты Центра активно осуществляли на базе Центра и образовательных учреждениях Камчатского края консультативно-диагностическую деятельность. Всего было охвачено данным видам деятельности 3189 человек: детей и подростков – 365, родителей – 2290, педагогов и других специалистов – 534.
На консультации к специалистам Центра обращались по разным проблемам: поведенческие проблемы (девиации, аддикции) детей и подростков, детско-родительские отношения, эмоционально-волевое развитие (страхи, агрессия, тревожность, депрессивные состояния), когнитивная сфера, актуальные вопросы, связанные с организацией волонтерской деятельности и получением информации по условиям проведения краевых конкурсов профилактической направленности.
Также осуществлялось консультирование выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по вопросам основных прав, дополнительных государственных гарантий и социальной поддержки данной категории граждан, по повышению правовой грамотности в получении полного перечня государственных услуг в сфере трудоустройства, образования в соответствии с действующим законодательством; консультирование педагогических работников по вопросам организации постинтернатного сопровождения; консультации для родителей и лиц их заменяющих, по вопросам воспитания и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в области охраны прав выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; консультаций граждан в области урегулирования отношений, связанных с предоставлением детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также гражданам, ранее относившимся к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительного вида социальной поддержки в форме единовременной денежной выплаты на возмещение расходов на текущий ремонт жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности.
Данный вид деятельности помогал своевременно оказывать помощь клиентам и вносить необходимые коррективы в их поведенческий репертуар обратившихся.
В указанный период юрисконсультом подготовлено в судебные органы 5 исковых заявлений с целью защиты имущественных и неимущественных прав выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
-
С целью создания условий для комплексного сопровождения подростков в направлении профилактической работы специалистами социально-педагогического отделения Центра осуществлялась работа по сопровождению волонтерского движения в образовательных организациях Камчатского края.
Данная работа включала в себя:
обучение кураторов волонтерских групп и лидеров подростков (3 мастер-класса, 2 семинара и 1 круглый стол);
консультирование волонтеров (регулярно в течение года);
организацию работы координирующего добровольческого органа – «Совета волонтеров» (4 совета кураторов);
осуществление взаимодействия с субъектами профилактики в данном направлении (УФСКН по Камчатскому краю и Агентства по молодежной политике Камчатского края);
организацию и проведение массовых волонтерских мероприятий (краевой форум волонтерских команд, краевых акций и конкурсов профилактической направленности, социологических опросов и др.) на территории Камчатского края.
В 9 волонтерских акциях и мероприятиях профилактической направленности «Волонтеры за здоровый образ жизни», «Мы разные, но мы дружные», «Наследники Победы», «Мы за чистое слово», «Полиция и дети», «Камчатка за ЗОЖ», «Наш дом -Камчатка», «Молодежь против наркотиков» и «Мы выбираем жизнь!» непосредственно приняли участие 537 человека (охват по муниципальным районам составил – 33728 чел.).
В настоящее время в образовательных учреждениях Камчатского края активно работают 517 подростков-лидеров из 32 подростковых общественных объединений в направлении пропаганды здорового образа жизни, патриотической, экологической, спортивной и правоохранительной направленностей, а так же духовно-нравственного воспитания и профилактики употребления психоактивных веществ в молодежной среде.
21 декабря 2014 года прошел третий в Камчатском крае форум волонтеров «Мы выбираем жизнь!». В нем приняло участие 13 волонтерских групп (116 человек) из образовательных учреждений Камчатского края. В рамках форума лидеры волонтерских групп выступали с насущными трудностями в своей деятельности на пленарном заседании и волонтерскими группами были представлены лучшие социальные проекты профилактической направленности.
-
Отличительной особенностью в деятельности специалистов Центра в 2014 году был возросший запрос следственных, судебных органов, органов внутренних дел на психолого-педагогические услуги. Так СУ СК России по Камчатскому краю и СО по г. Петропавловск-Камчатский, ВСУ СК по гарнизону г. Петропавловска-Камчатского, СУ УМВД г.Петропавловск-Камчатский, Камчатским городским судом, Камчатским краевым судом привлекались специалисты Центра к допросу 48 несовершеннолетних (42 услуги). По 7 несовершеннолетним и их родителям (27 услуг) проводились психолого-педагогические мероприятия (исследование родительско-детских отношений, исследование психоэмоционального статуса ребенка и др.) по запросу судебных органов, органов осуществляющих полномочия по опеке и попечительству над несовершеннолетними.
Также в течение 2014 года продолжалось постоянное участие специалистов Центра в работе КДН и ЗП Петропавловск-Камчатского городского округа, 44 заседаний комиссии по 437 семьям.
-
Индивидуальная коррекционно-реабилитационная работа с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья, в т.ч. с детьми-инвалидами (дети дошкольного возраста с задержкой психомоторного и речевого развития; дети с проблемами эмоционально-волевой сферы (в т.ч. ранний детский аутизм); дети и подростки с заиканием; дети, подвергшиеся жестокому обращению; дети, находящиеся в состоянии острого эмоционального переживания (потеря родителей, развод родителей); с пороком сердца; с органическим поражением головного мозга; с ДЦП; с РДА (ранний детский аутизм); дети и подростки с асоциальным (в том числе суицидальным) поведением и др.), в 2014 г. осуществлялась специалистами Центра комплексно. Результативность реабилитационного процесса достигалась также и за счет арттерапевтических технологий: куклотерапия, сказкотерапия, песокотерапия, элементы психодрамы. Положительная динамика выявлена в среднем у 80% из 269 человек (вновь обратившееся в 2014г. – 72 чел).
-
Кадровое обеспечение
В 2014 году штатный состав Центра – 61 единица, из которых:
административных работников – 9,5 ст. (директор – 1 ст., заместитель директора – 2 ст., руководителя отделения – 6 ст., заведующий библиотекой – 0,5 ст.);
специалистов – 36 ст. (педагог-психолог – 15 ст., учитель-логопед – 4 ст., учитель-дефектолог – 4 ст., методист – 1 ст., социальный педагог – 7 ст., юрисконсульт – 1,5 ст., врач – 2 ст., медицинская сестра – 1 ст., инструктор по ЛФК – 0,5 ст.);
учебно-вспомогательного персонала – 3,5 ст. (специалист по кадрам – 1 ст., электроник – 0,5 ст., специалист по охране труда – 0,5 ст., завхоз – 1 ст., менеджер по торгам и закупкам – 0,5ст.);
обслуживающего персонала – 12 ст.
Учебный процесс обеспечивается высококвалифицированными кадрами, В Центре работают 33 специалиста, имеющие высшее образование. Анализ стажевого показателя свидетельствует о том, что 76% специалистов Центра имеют большой практический опыт взаимодействия с детьми, 24% не имеют достаточного опыта, стаж работы у них менее 5 лет.
Структура основного персонала сотрудников по квалификации следующая: 4 человек имеют высшую квалификационную категорию, 13 – первую;
Анализ возрастного ценза кадрового обеспечения Центра показывает, что средний возраст педагогов 38 лет, т.е. возраст, когда юношеский максимализм сменился навыками глубокого анализа ситуации, процессов, происходящих в повседневной жизни, когда у человека выработались стойкие приоритеты и взгляды на окружающую действительность, когда произошла полная социализация личности и открываются возможности для полной творческой самореализации.
В течение года специалисты Центра проходили как курсовую подготовку по своей специальности, так и повышали профессиональный уровень по отдельным направлениям работы. Всего в 2014 уч.г. повысили свою квалификацию 14 специалистов из 4 отделений (психологи, логопеды, дефектолог, социальные педагоги, юрист и др.):
«Нейропсихологический подход в коррекции детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии», КОИПКПК, 36 часов, 11-16.10.2014г.,
«Профилактика жестокого обращения с детьми: работа в условиях образовательного учреждения. Профилактика суицидального риска», КГАОУ ДОВ «Камчатский институт повышения квалификации педагогических кадров», удостоверение (05.11.14г.-11.11.14г., 56ч.);
Мастер-класс «Формы интерактивного взаимодействия с родителями»; «Коррекция страхов и агрессивности» 22 часа декабрь 2014;
«Нормативно-правовая база сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с 22.04.2014г. по 23.04.2014г.;
«Современные подходы к организации социально-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС ОО», с 10.11.2014г. по 21.11.2014г. - 72 ч.;
«Психолого-педагогическое сопровождение УВП в условиях внедрения ФГОС ОО», «Технология консультирования субъектов образовательного процесса в проблемной ситуации» с 03.02 по 22.02 2014г., Камчатский ИПК педагогических кадров, 106ч;
«Использование современных арт-терапевтических методик в процессе психологического консультирования (в условиях внедрения ФГОС ОО), с 17.02 по 19.02 2014г., Камчатский ИПК педагогических кадров, 24ч;
«Профилактика злоупотребления психоактивными веществами в подростково-молодежной среде», г.Санкт-Петербург, учебный центр «Иматон», сертификат (21.11.14г.-23.11.14г., 24ч.,);
«Профилактика жестокого обращения с детьми: работа в условиях образовательного учреждения. Профилактика суицидального риска», КГАОУ ДОВ «Камчатский институт повышения квалификации педагогических кадров», удостоверение (05.11.14г.-11.11.14г., 56ч.);
«Нормативно-правовая база сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», (22.04.2014-23.04.2014, 16 ч.)
«Современные подходы к организации социально-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях внедрения в федеральные государственные образовательные организации» (10.11.2014-21.11.2014, 72ч)
«Психолого-педагогическое сопровождение родителей и детей с отклонениями в поведении» (12.12.2014, 6ч);
«Доступная среда» с 20.10.2014 по 24.11.2014.
Таким образом, специалисты Центра постоянно и активно повышают свой профессиональный уровень, посещая различные курсы, семинары, выступая на круглых столах, педсоветах, занимаются профессиональным самообразованием. Это позволяет активно применять на практике современные образовательные технологии, более успешно адаптировать программы.
-
Поделитесь с Вашими друзьями: |