Государственное учреждение – Клиентская служба «Северное Тушино» Пенсионного фонда России Северо-Западного административного округа города Москвы Сроки прохождения практики: с «10» марта 2022г. по «05» апреля 2022г.
Выполнил: Студент 4 курса
заочной формы обучения
Геращенков Игорь Игоревич (ФИО) « 07» марта 2022г. _________
(подпись)
Подпись руководителя практики от организации Селяков Николай Анатольевич (подпись) (ФИО) Подпись руководителя
практики от профильной организации ______________ Новикова Наталья Александровна (подпись) (ФИО)
Краткий отчет о практике
1. Общее описание объекта прохождения практики Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) является централизованным фондом государства, который в целях пенсионного обеспечения граждан в Российской Федерации обеспечивает формирование и распределение финансовых ресурсов [6, с.533]. Расходование денежных средств ПФР предназначено исключительно для финансового обеспечения социальной защиты граждан от риска утраты заработка или другого постоянного дохода в результате потери трудоспособности по старости или инвалидности от рождения, длительного выполнения вредной для здоровья профессиональной деятельности (для определенных категорий работников), смерти кормильца (для нетрудоспособных членов семьи) [14].
Федеральный закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», принятый 20 ноября 1990 года, положил начало для формирования в России нового типа пенсионной системы, которая стала полностью автономной от общесоюзного бюджета СССР, прекратившего свое существование в конце 1991 года. Все ранее действовавшие в стране системы персональных, региональных, отраслевых и прочих социальных льгот и дифференцированных надбавок к пенсии были отменены. Вместо них утверждалась единая пенсионная система России. В соответствии с Законом РФ от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признавался «труд и его результаты» [2]. Соответственно, вместо прежней многоуровневой и разветвленной системы пенсионного обеспечения были установлены всего два вида пенсий: трудовые и социальные. При этом все иностранные граждане (в том числе жители других республик бывшего СССР), а также лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории РФ приобретали право на получение пенсии на общих основаниях с гражданами Российской Федерации.
Система пенсионного обеспечения граждан России на первом этапе продолжала функционировать, основываясь на распределительную схему советского периода. Пополнение бюджета Пенсионного фонда происходило за счет отчислений из общего фонда заработной платы предприятий. Однако в условиях перехода к рыночному укладу экономики, который в начале 90-х годов сопровождался банкротством многих крупных (бюджетообразующих) предприятий и массовой безработицей, дальнейшая поддержка консолидированной пенсионной системы оказалась невозможной. Для выполнения государством социальных обязательств требовался поиск более совершенных финансовых механизмов, отвечающих новым экономическим реалиям.
В стране впервые была создана автономная внебюджетная система формирования источников пенсионных капиталов и финансирования социальных выплат. В течение 1991-1992 гг. отделения Пенсионного фонда были созданы во всех субъектах Российской Федерации.
Первый бюджет ПФР формировался в условиях острого кризиса неплатежей. Поэтому привлечение заемных средств в коммерческих банках в размере 6,6 млрд. рублей стало одним из первых практических шагов созданной финансовой организации. Таким образом Пенсионный фонд решил проблему погашения задолженности союзного и республиканского бюджетов по выплате пенсий и социальных пособий за 1991 год.
Указом Президента РФ от 27 сентября 2000 г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» предусмотрено:
1) закрепить за Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами полномочия по выплате государственных пенсий;
2) рекомендовать органам исполнительной власти субъектов РФ в течение 2001 г. заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам Пенсионного фонда РФ полномочий по назначению и выплате государственных пенсий, материально-технической базы, обеспечивающей реализацию указанных полномочий, а также о переводе лиц, занимающихся вопросами назначения и выплаты государственных пенсий, на работу в территориальные органы Пенсионного фонда РФ [3].
Таким образом, издав этот Указ, Президент наделил Пенсионный фонд РФ полномочиями по начислению и выплате государственных пенсий (до Указа эти полномочия принадлежали государственным органам социальной защиты — собесам, а Пенсионный фонд РФ лишь осуществлял финансирование выплат пенсий).
Конституционный Суд РФ постановлением от 25 июня 2001 г. № 9-П признал, что Указ Президента РФ «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» в части, закрепляющей за Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами полномочий по выплате государственных пенсий, не противоречит Конституции РФ [15].
Модернизация системы социальной защиты и повышение уровня жизни наиболее уязвимой части населения стало одной из приоритетных целей последующих социальных реформ правительства, в которых непосредственно принимал участие Пенсионный фонд России. В ходе целого комплекса радикальных реформ социального и пенсионного обеспечения, осуществленных в России за последние 25 лет, функции Пенсионного фонда значительно расширились [20].
В настоящее время к функциям ПФР можно отнести:
1.Учет страховых средств, которые поступают по обязательному пенсионному страхованию;
2.Назначение и выплату пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии (это вид пенсии по государственному пенсионному обеспечению, которая назначается при отсутствии права на трудовую пенсию либо на иной вид пенсии), пенсии госслужащих;
3.Назначение и реализацию социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т. д.
4.Персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования;
5.Взаимодействие с работодателями — плательщиками страховых пенсионных взносов;
6.Выдачу сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;
7.Управление средствами пенсионной системы, в том числе накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;
8.Реализацию Программы государственного софинансирования пенсии;
9.Реализация международных соглашений [9].
В настоящее время на основании международных соглашений Пенсионный фонд России осуществляет пенсионные выплаты в 109 странах мира. Среди зарубежных государств, с которыми у Российской Федерации заключены соглашения по взаимному пенсионному обеспечению, наибольшее количество адресатов российских пенсий проживает в Республике Беларусь, Болгарии, Латвии, Украине, Эстонии. В то же время из всех стран, с которыми у Российской Федерации пока нет подобных договоров, наибольшее количество российских пенсионеров проживает в Германии, Канаде, Израиле, США и Финляндии [20].
Правовой основой функционирования пенсионной системы являются Конституция РФ и следующие федеральные законы:
• от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;
• от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
• от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»;
• от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» [8].
Пенсионные накопления представляют собой совокупность учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета средств, сформированных за счет поступивших страховых взносов на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий и дохода от их инвестирования.
Инвестирование средств пенсионных накоплений означает деятельность управляющей компании по управлению средствами пенсионных накоплений.
Доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений ПФР получает, в основном, в виде дивидендов и процентов по ценным бумагам и банковским депозитам. При этом законодательством установлено, что Пенсионный фонд Российской Федерации обязан использовать средства пенсионных накоплений исключительно в целях, установленных законодательством России [5].
Основными задачами ПФР как самостоятельного финансово-кредитного учреждения являются аккумуляция страховых взносов и расходование средств Фонда в соответствии с действующим законодательством [13].
Структура (рисунок 1) Пенсионного фонда России включает подразделения, обеспечивающие работу системы обязательного пенсионного страхования в России. Правление Фонда, а также подчиняющиеся ему Исполнительная дирекция и Центр персонифицированного учета находятся в Москве. В субъектах РФ работают отделения ПФР и территориальные управления ПФР. В 2014 году Фонд расширил географию деятельности за счет новых территорий – Республики Крым и г. Севастополя. Всего действуют 84 отделения Пенсионного фонда (83 в России и один в г. Байконуре). Общая структура Фонда насчитывает 2,5 тыс. территориальных органов.
Рис. 1 Организационная структура ПФР
Руководство Пенсионным фондом РФ осуществляется правлением фонда и его исполнительной дирекцией. Состав правления Фонда утверждается Государственной Думой. Для контроля деятельности исполнительной дирекции Пенсионного фонда РФ, его региональных органов образуется ревизионная комиссия [5].
Пенсионный фонд РФ возглавляет председатель, который назначается и освобождается от должности Президентом РФ [6]. В настоящее время Председателем Правления ПФР является Кигим Андрей Степанович. Он осуществляет общее руководство деятельностью ПФР, распределяет обязанности, координирует и контролирует деятельность заместителей Председателя Правления ПФР. Также он координирует и контролирует деятельность:
- Ревизионной комиссии ПФР;
- Департамента управления делами;
- Департамента правового обеспечения системы ПФР;
- Управления кадровой политики;
- Департамента общественных связей и взаимодействия со СМИ;
- Департамента обеспечения безопасности и внутреннего контроля;
- Первого отдела [9].