Отчет по материалам социологического исследования сравнительный анализ материалов исследования



страница1/7
Дата20.05.2016
Размер1.26 Mb.
ТипОтчет
  1   2   3   4   5   6   7
Национальный союз негосударственных вузов

Союз негосударственных вузов Москвы и Московской области

Московский гуманитарный университет

______________________________________________________



Третьекурсник Московского гуманитарного университета 2006

ОТЧЕТ

ПО МАТЕРИАЛАМ

социологического исследования

сравнительный анализ материалов исследования

первокурсник 2004 – третьекурсник 2006
Мониторинг (этап 2006 г.)

Москва, 2006



Печатается по решению

Института гуманитарных исследований

Московского гуманитарного университета

Первокурсник Московского гуманитарного университета: результаты социологического исследования. Сравнительный анализ первокурсник 2004-третьекурсник 2006 (мониторинг – этап 2006) // Научная публикация. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006. — 40 с.

Материалы третьего этапа социологического мониторинга, проводимого в Московском гуманитарном университете с 2004 г. В центре исследования — определение базовых характеристик социализации студентов с целью определения социализационного воздействия университета на обучающихся в нем студентов.

© Институт гуманитарных исследований, 2006.

© Московский гуманитарный университет, 2006.

Раздел 1. Мониторинг социализации студентов



1. Общие социокультурные и институциональные характеристики социализации первокурсников

В мониторинге социализации студентов зафиксированы базовые характеристики двух этапов их социализации: первый, когда студенты, участвующие в опросе были первокурсниками (2004 г.) и второй, проведенный в 2006 году, когда те же студенты обучаются уже на третьем курсе. К общим социокультурным факторам могут быть отнесены половые и возрастные различия, которые порождают специфические социализационные траектории юношей и девушек, пришедших учиться в МосГУ в 2004 году и проучившихся в данном учебном заведении уже два года. Из многообразных институциональных факторов социализации наиболее существенны для данного исследования семья и школа.

Полученные данные следует рассматривать как материал для анализа социализационного воздействия университета на обучающихся в нем студентов.

В исследовании этапа 2006 принимали участие студенты третьего курса тех же академических групп, которые были опрошены в рамках данного исследования первого этапа мониторинга, проведенного в 2004 году, когда опрашиваемые студенты обучались на первом курсе. При этом в численном выражении распределение по факультетам составило следующие величины: факультет психологии (19 чел.), факультет социальной работы и информационных систем (14 чел.), факультет международных отношений (21 чел.), факультет рекламы (18 чел.), факультет экономики и управления (18 чел.), факультет юриспруденции (14 чел.), факультет культурологии и туризма (19 чел.). Всего опрошено 123 человек.




1.1. Сравнительные половозрастные характеристики студентов-первокурсников 2004 и студентов-третьекурсников 2006

Общие социокультурные факторы социализации исследуемой группы в своей основе имеют европейский тип культуры и социальной организации, установки, составляющие менталитет русского и других народов России, проживающих совместно многие века. Для сравнительной характеристики студентов выделим те, которые в процессе обучения предопределяют ситуацию в студенческой среде как в плане формирования всей системы межличностных коммуникаций, так и в аспекте группообразования. Различия по полу представлены в таблице 1 (здесь и дальше в таблицах даны сокращенные обозначения факультетов: СР — факультет социальной работы и информационных систем, МО — факультет международных отношений, ЭУ — факультет экономики и управления, Ю — юридический факультет, КТ — факультет культурологии и туризма, П — факультет психологии, Р — факультет рекламы).


Таблица 1


Характеристика первокурсников МосГУ 2004 по полу, (в %)



Ваш пол?

Факультет

СР

МО

ЭУ

Ю

П

Р

КТ
Всего

мужской

83,3

15,8

60,9


41,2

31,6

17,4


5,9


36,8


женский

16,7

78,9

39,1

58,8

68,4

78,3

94,1

61,8



Характеристика третьекурсников МосГУ 2006 по полу, (в %)

Ваш пол?

Факультет

СР

МО

ЭУ

Ю

П

Р

КТ

Всего

мужской

78.57

28.57

38.89

50.00

10.53

11.11

10.53

30.08

женский

21.43

71.43

61.11

50.00

89.47

88.89

89.47

69.92

Общее соотношение полов среди первокурсников по университету (1/3 мужчин и 2/3 женщин) в целом соответствует ситуации в системе высшего образования по гуманитарным специальностям. С точки зрения социализационных процессов здесь есть явная неравномерность, которая не может не влиять на выстраивание групп и осуществление коммуникации в студенческой среде. Можно отметить, что за период обучения с первого по третий курс в опрошенных академических группах, доминантна девушек в относительной половой характеристике становится все более значимой, что может быть связано с большим усердием девушек к обучению, их большей ставкой дисконтирования в отношении инвестиций в свой человеческий капитал. Что касается юношей, то, по всей видимости, они менее упорно проявляют себя в обучении, более ориентированы на самостоятельный образ жизни и в связи с этим на необходимость получения собственных источников дохода. С этой целью часть юношей к третьему курсу находят себе место работы и все реже посещают занятия, переводятся на иные формы обучения или вовсе покидают вуз.



Возрастные характеристики исследуемых групп на первом курсе обучения представлены в таблице 2. Следует обратить внимание, что преимущественно первокурсники МосГУ — лица, не достигшие возраста совершеннолетия: более 4/5 всех первокурсников моложе 18 лет. Наибольшие отклонения от этой средней величины имеются на факультете КТ и факультете П. В первом случае отклонение отмечается в сторону еще большего показателя доли несовершеннолетних, их на факультете КТ более 94% и лишь около 6% студентов принадлежат в другой возрастной группе — не ближайшей, а через одну по рангу старшинства (20–21 год). Здесь очевидно различие на уровне когорт, которое имеет значение не только в собственно возрастном аспекте, но и в аспекте социокультурном1. В этом случае можно ожидать дистанцирования этой возрастной группы от общей массы студентов курса или, напротив, установления особых отношений с учетом фактора старшинства.

Таблица 2


Характеристика первокурсников 2004 по возрасту, (в %)


Ваш пол?

Факультет

СР

МО

ЭУ

Ю

П

Р

КТ
Всего

До 18 лет

77,8

84,2

87,0

82,4

68,4

78,3

94,1

81,6

18-19 лет

16,7

15,8

13,0

11,8

26,3

21,7

0,0

15,4

20-21 год

5,6

0,0

0,0

5,9

0,0

0,0

5,9

2,2

22-23 года

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

24-25 лет

0,0

0,0

0,0

0,0

5,3

0,0

0,0

0,7

26 лет и старше

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Характеристика третьекурсников 2006 по возрасту, (в %)

Ваш возраст?

Факультет

СР

МО

ЭУ

Ю

П

Р

КТ
Всего

до 18 лет

 

 

 

 

 

 

5.26

0.81

18-19 лет

64.29

57.14

88.89

71.43

84.21

83.33

73.68

74.80

20-21 год

35.71

33.33

11.11

28.57

15.79

16.67

21.05

22.76

22-23 года

 

9.52

 

 

 

 

 

1.63

Таблица 3

Гендерное распределение третьекурсников 2006 по возрасту, (в %)

Ваш возраст?

Факультет

СР

МО

ЭУ

Ю

П

Р

КТ

Всего

























м

ж

м

ж

м

ж

м

ж

м

ж

м

ж

м

ж

м

ж

до 18 лет

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

50.00

-

2.70

-

18-19 лет

72.73

33.33

66.67

53.33

71.43

100

71.43

71.43

50.00

88.24

100

81.25

-

82.35

67.57

77.91

20-21 год

27.27

66.67

33.33

33.33

28.57

-

28.57

28.57

50.00

11.76

-

18.75

50.00

17.65

29.73

19.77

22-23 года

-

-

-

13.33

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2.33

В дальнейших исследованиях образовательной ситуации на факультетах необходимо прояснить, насколько когортные различия студентов влияют на самоорганизацию по поводу освоения образовательной программы и на нравственную атмосферу, формирующуюся в учебных группах.





Каталог: nauchnaya -> ifpi -> csm -> search
search -> В этих конкурентных условиях негосударственный вуз может успешно развиваться, если обладает особыми преимуществами, которые могут быть привлекательными для потребителей образовательных услуг
nauchnaya -> Доклады и материалы Выпуск 10 Москва
nauchnaya -> Литература или литература, демонстрирующая «исчерпанность старого»
nauchnaya -> Доклады и материалы Выпуск 8 Москва
nauchnaya -> И межкультурной коммуникации
nauchnaya -> Международная академия наук педагогического образования
nauchnaya -> Доклады и материалы Выпуск 7 Москва
search -> Национальный союз негосударственных вузов Москвы и Московской области


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница