Отчет по индивидуальной диагностике ребенка. Подготовиться к ответам по вопросам, касающимся содержания курса



Скачать 78.24 Kb.
Дата18.02.2016
Размер78.24 Kb.
ТипОтчет
Отчетность по курсу Салминой Н.Г.: «Диагностика трудностей первого года обучения».

Преподаватель – Тиханова И.Г.
Для получения зачета по курсу студенту необходимо:

  1. Подготовить отчет по индивидуальной диагностике ребенка.

  2. Подготовиться к ответам по вопросам, касающимся содержания курса.

Примечание:

Отчет по индивидуальной диагностике необходимо принести на последнее занятие по курсу. Если студент приносит отчет по диагностике, то при условии его хорошего выполнения, посещения занятий курса он получает оценку по экзамену «автоматом».




  1. Требования к отчету по индивидуальной диагностике ребенка

Диагностика проводится с одним ребенком (возраст 6 – 8 лет, подготовительная группа детского сада или первый класс школы). Студент должен провести диагностику трудностей по одному из блоков на выбор:

  • диагностика математических умений (источник № 2 из списка литературы, стр.60 – 70; делать все задания, кроме заданий – гештальт, присчитывание№2(порядковый счет), вычитание, измерение, выделение признаков объектов, сохранение количества, сохранение площади №1 (изменение положение объектов в пространстве), сохранение времени, сериация №3 (сохранение сериации), классификация №1 (по одному признаку), понятия «все, некоторый, каждый», числовая ось).

  • диагностика развития речи (источник № 2 из списка литературы, стр.104 – 115; делать задания – изменение по числам, антонимы, аналогии, пересказ текста «Ворон и голуби», незаконченные предложения, методика раннего выявления дизлексии (Исаев)).

  • диагностика развития графической деятельности (источник № 2 из списка литературы, делать методики – методика диагностики зрительного восприятия, методика «Геометрические фигуры», методика «Фигура Рея»).

  • диагностика личностных особенностей ребенка, влияющих на успешное вхождение в школьную жизнь – только для студентов возрастной кафедры (источник № 2 из списка литературы и присланный в электронном виде материал по методикам).


Отчет по индивидуальной психодиагностической деятельности должен содержать:

    1. Ф.И. ребенка, возраст, группа сада или класс школы, сведения об успеваемости ребенка, поведение на занятии, жалобы со стороны родителей или учителя (воспитателя), краткие характеристики (семейная ситуация, поведенческие особенности и др.)

    2. Перечень всех использованных методов и методик (только перечисление, без описания), протоколы проведенных методик (в приложении).

    3. Анализ полученных данных (оценка (качественная и количественная) полученных результатов по каждой методике).

    4. Заключение: общий сравнительный анализ данных по всем методикам с выделением основных типов трудностей и их причин.

    5. Рекомендации родителям, учителю, психологу.

Объем этого отчета – 3-6 печатных страниц, не считая количество протоколов в приложении.
2.Вопросы к экзамену.

  1. Анализ основных понятий, связанных с определением причин трудностей детей 6-7 лет в школе: «готовность», «зрелость», «адаптация», «обучаемость».

  2. Анализ и обоснование системы методик на диагностику личностных особенностей, влияющих на успешность вхождения детей в школу.

  3. Анализ трудностей детей 6-7лет, вызванных переходным периодом.

  4. Анализ методик на диагностику эмоциональной зрелости детей 6-7 лет.

  5. Анализ методик на диагностику самооценки детей 6-7 лет.

  6. Анализ методик на диагностику речевого развития с точки зрения структуры речевой деятельности.

  7. Анализ методик для оценивания коммуникативной компетентности детей 6-7 лет.

  8. Составляющие зрительного восприятия и их диагностика в различных психологических концепциях.

  9. Методический инструментарий для определения личностных особенностей детей 6-7 летнего возраста.

  10. Диагностика сформированности блока умений, необходимых для усвоения математических знаний.

  11. Предметно-специфический блок успешности обучения. Анализ составляющих, необходимых для обучения детей чтению.

  12. Основные компоненты готовности детей к школе. Виды дезадаптации детей к школе.

  13. Показатели сформированности произвольной регуляции психической деятельности.

  14. Диагностика трудностей при обучении чтению.

  15. Личностные проблемы, возникающие при вхождении в школьную жизнь.

  16. Предметно-специфический блок успешности обучения. Анализ составляющих блока умений, необходимых для усвоения математических знаний.

  17. Анализ составляющих психологический блок, влияющих на вхождение в школьную жизнь.

  18. Типология трудностей в межличностных отношениях у детей у детей первого класса.

  19. Анализ методик на диагностику символической функции.

  20. Анализ существующих подходов к выделению показателей готовности детей к школе в зарубежной теории и практике диагностики.

  21. Проблема возраста, его связь с готовностью к школе. Психологические особенности переходного периода в развитии 6-7 лет.

  22. Характеристика кризиса 7 лет.

  23. Показатели сформированности символической функции.

  24. Типология трудностей детей первого года обучения в психологической литературе.

  25. Анализ подходов к диагностике сформированности произвольности.

  26. Диагностика готовности к чтению.

  27. Анализ причин трудностей при обучении математике и их диагностика.

  28. Сравнительный анализ проведения и показателей оценки выполнения в методике «Неоконченные предложения» при выявлении трудностей речевой деятельности и анализе личностных проблем ребенка.

  29. Предметно-специфический блок успешности обучения. Существующие подходы в отечественной и зарубежной психологии к выделению компонентов графической деятельности.

  30. Положения отечественной психологии, определяющие выделение показателей готовности детей к школе и диагностику психического развития детей 6-7 летнего возраста.

  31. Диагностика сформированности математических способностей.

  32. Анализ составляющих личностный блок особенностей ребенка, влияющих на вхождение в школьную жизнь.

  33. Анализ методик на диагностику самосознания детей 6-7 лет.

  34. Символическая функция, составляющие и параметры оценки ее развития у детей 6-7лет.

  35. Инструментарий, используемый для диагностики сформированности графической деятельности, при выявлении причин трудностей детей.

  36. Предметно-специфический блок успешности обучения. Существующие подходы к выделению показателей речевого развития.

  37. Система методик на определение личностной готовности к школьному обучению, существующая в теории и практике диагностики и их анализ.

  38. Анализ и обоснование системы методик для диагностики сформированности произвольности.

  39. Особенности методик на диагностику мотивационной сферы детей 6-7 лет

  40. Обучаемость. Существующие подходы к ее пониманию и диагностике.

  41. Анализ существующих типологий трудностей младших школьников (Е.Е.Кравцова, А.Л Венгер, К.Поливанова, А.Ф.Ануфриев и др.).

  42. Анализ составляющих мотивационную сферу детей первого года обучения. Существующие подходы к выделению ее составляющих.

  43. Методика Заззо. Характеристика шкал и их анализ при обследовании ребенка.

  44. Сравнительный анализ показателей выполнения методики «Полянки» при оценке развития наглядно-образного мышления и произвольности.

  45. Сравнительный анализ использования методики «Пиктограмма», показателей оценки результатов при выявлении развития опосредствованного запоминания, символической функции и анализе личностных проблем ребенка.

  46. Сравнительный анализ показателей при диагностике произвольности и графической деятельности в методике Рея.

  47. Сравнительный анализ методик на диагностику произвольности.

  48. Понятие « Внутренняя позиция школьника». Существующие подходы к анализу и диагностике внутренней позиции школьника.




  1. Литература

Основная литература

1. *Л.С. Выготский. Проблема возраста.

2. */**/***Салмина Н.Г., Филимонова О.Г. Психологическая диагностика развития детей младшего школьного возраста. - М., 2004.

3. */***Салмина Н.Г., Филимонова О.Г. Диагностика и коррекция готовности детей к изучению математики в начальной школе. – М.,2001.



4. */***Салмина Н.Г., Филимонова О.Г. Диагностика и коррекция произвольности в дошкольном и младшем школьном возрастах. – М., 2002.

Дополнительная литература

  1. А.Анастази. Психологическое тестирование. – М., 1982, кн. 2.

  2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.,1998.

  3. Безруких М., Морозова Л. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет.-М.,1996.

  4. */**Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. 1968. (Гл. "Готовность к школе")

  5. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. – М.2001.

  6. Венгер А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. – М. – Рига. 2000

  7. Выготский Л.С. Орудие и знак.

  8. Глозман Ж.М. Количественная оценка данных нейропсихологического обследования.- М.,1999.

  9. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 2000.

  10. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. – М., 1994.

  11. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции.

  12. Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. – М.,1976.

  13. ***Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПБ, 1997

  14. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В.. Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. – М..1997

  15. Кравцова Е.Е. Психологическая готовность ребенка к школе. – М.1991.

  16. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. СПБ.1998.

  17. *Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики ано­мального развития ребенка. М. 1989.

  18. Лурия А.Р. Язык и сознание.

  19. Морфо-функциональное созревание функциональных систем организма.- М. 1981.

  20. Пиаже Ж. Как дети образуют математические понятия \ Вопросы психологии.1966, № 4.

  21. *Особенности психического развития детей 6-7летнего возраста под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера.1988

  22. */**/***Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. - М., 2000

  23. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольно­го воспитания под ред. Л.А.Венгера. 1986.

  24. Салмина Н.Г. Знак и символ. 1988. (гл. 3 и 4).

  25. Сапогова Е.Е.Ребенок и знак

  26. Семаго М.М., Ахутина и др. Психолого – медико – педагогическое обследование ребенка. – М.1999.

  27. Семенович А.В., Умрихин С.О. Пространственные представления при отклоняющемся развитии (методические рекомендации к нейропсихологической диагностике). – М.,1998

  28. Симерницкая Э.Г.и др. Зеркальность движений у детей дошкольного возраста. Вестн.МГУ. сер.14., Психология, 1988 ,№4

  29. Структурно-функциональная организация развивающегося мозга.\ Д.А.Фарбер и др. – Л.. 1990.

  30. Фарбер Д.А. и др. Физиология школьника. – М.,1990.

  31. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов.- М.-2002.

  32. Херсонский. Пиктограмма как метод изучения личности в норме и при не­которых нервно-психических заболеваниях. Л. 2001.

  33. Ченцов Н.Ю.,Симерницкая Э.Г., Обухова Л.Ф. Нейропсихологический анализ нарушений пространственных представлений у детей и взрослых. \ Вестн. МГУ .сер.14.Психология.,19870, №3

  34. *Шванцара. Диагностика психического развития, гл. 4 Школь­ная зрелость. М.: 1973.


Условные обозначения.

*- литература, имеющаяся в читальном зале МГППУ



** - литература, имеющая гриф УМО или др.

*** - литература, имеющаяся в абонементе МГППУ
Каталог: wp-content -> uploads -> 2012
2012 -> Одобрено на заседании каф. Философии и гуманитарных дисциплин Пушкина Н. М
2012 -> Методические рекомендации для преподавателей 12 Методические рекомендации для аспирантов
2012 -> Темы контрольных работ по дисциплине «психология отклоняющегося доведения»
2012 -> Управление образования администрации Красногорского района
2012 -> О самообследовании самарского государственного экономического университета
2012 -> Мбоу «Лицей-интернат №1» с проблемными детьми, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
2012 -> Образовательная программа дошкольного образования
2012 -> Дошкольная педагогика как наука


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница