Отчёт о результатах самообследования мкоу «Лицей Мюрего» за период 2010-2013



страница1/6
Дата23.05.2016
Размер1,36 Mb.
ТипОтчет
  1   2   3   4   5   6
Отчёт о результатах самообследования
МКОУ «Лицей Мюрего» за период 2010-2013
Мы не управляем качеством преподавания.

Мы управляем началом отношений между людьми и средой,

в которой они действуют.

Введение

В МКОУ «Лицей Мюрего» как образовательном учреждении инновационного типа потребность оценивать результаты собственного педагогического и управленческого труда с целью прогнозирования ее дальнейшего динамического движения сформировалась давно, в 2007 г., спустя год после того, как школа встала на путь эксперимента. Коллектив взял курс на непрерывное саморазвитие и создание саморазвивающейся педагогической системы, основанной на высоком уровне аналитической деятельности. Глубоко, на основе системного подхода, анализировать сущность педагогического явления, урока, педагогического процесса в целом учились и учатся все: учителя, руководители методических объединений, заместители, директор, ведь для того, чтобы эффективно воздействовать на объект, надо очень хорошо знать, что с ним происходит.

Ежегодный педагогический анализ работы лицея складывается из проблемно-ориентированного анализа работы М/О, научно-методической работы, социально-психологической службы, состояния внутришкольного контроля, воспитательной работы в лицее.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей Мюрего» – это общеобразовательное учреждение, ориентированное на качественное современное разнопрофильное образование на уровне международных стандартов. Это общественно-активная школа, центр культурного сообщества села и пример эффективного социального партнерства в образовании.

Лицей является:


  • Лауреатом конкурсов «Школа года 2000», «Школа года 2001», «Школа века».

  • Победителем конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы;

  • участником муниципальной программы на открытие групп и классов с индивидуальной образовательной траекторией (2011, 2012)

Лицей Мюрего

-участник республиканского проекта «Школа Гуманной педагогики

Ш. Амонашвили»;

- входит в Президентский проект Р. Дагестан «Школа будущего» и как лучшая школа района входит во вторую ступень, т.е. среди 53 лучших школ республики;

- участник Всероссийского проекта МАН «Интеллект будущего»;

-партнер с вузами ДГУ, «Кавказский Университет»;



с учреждениями дополнительного образования: ДДЮТ и Центр дополнительного образования одаренных детей района,
МКОУ «Лицей Мюрего» претендует стать городской экспериментальной площадкой по проблемам «Механизм формирования социально-активной личности в контексте УМК «Школа-2100» и «Внедрение ФГОС на основной ступени обучения с 2012-2013 учебного года»
У лицея имеется своя символика: гимн, эмблема.

МКОУ «Лицей Мюрего» определила для себя стратегическую цель: гуманизация образовательной среды, обеспечивающей оптимальный процесс разностороннего развития учащихся для успешной позитивной личностной и социальной реализации с учётом социального заказа и планов профессионального самоопределения лицеиста и его семьи.

Основные ценностные ориентиры: культура, интеллект, здоровье, социализация. Определяющие ценностные приоритеты: личность и достоинство каждого; уважение прав человека и его благо как критерий оценки общественных отношений; толерантность, право на свободное развитие и проявление своих способностей; творчество и индивидуальность в познании и позитивном самовыражении; активная гражданская позиция и ответственность.

Основные принципы лицея: природосообразность, культуро-сообразность, гуманизация и гуманитаризация, системность, интеграция, непрерывность, вариативность, индивидуализация, креативность.

Основные подходы к организации образовательного процесса: личностно и коммуникативно-ориентированный; социально-культурный, интегративный, деятельностный и компетентностный.

  1. Организационно-правовое обеспечение деятельности лицея.

1.1. Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Лицей Мюрего» является инновационным учреждением школы полного дня. Год открытия школы – 1976. Переименован в лицей в 2011 г.

Учреждение расположе­но в селе Мюрего Сергокалинского района Республики Дагестан.

В декабре 2011 года получена лицензия на право ведения образовательной деятельности (серия РО № 013276, регистрационный номер 5489 от 23 12.2011 г., выдана Министерством образования и науки Республики Дагестан).

Имеются свидетельства:



  • О внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, зарегистрированном 01 декабря 2011 года, выданном Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №3 по Республике Дагестан серия 05 № 002670384;

  • О постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту нахождения на территории Российской Федерации.

(выдано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №3 по Республике Дагестан серия 05 № 002670385 от 22 июля 2005 года)

1.2. Свою деятельность лицей строит на основании Устава, который принят Педсоветом (общим собранием), протокол № 4 от 8 ноября 2011 года, «Утвержден» ГУО 18 ноября 2011 года.

Устав соответствует требованиям закона РФ «Об Образовании», рекомендательным письмам МО РФ.



1.3. В лицее разработаны, утверждены и используются следующие локальные акты:

По содержанию образовательной среды

  • Учебный план и пояснительная записка к нему на текущий учебный год

  • Образовательная программа

  • Программа развития.

По организации учебно-воспитательного процесса

  • Годовой и месячные календарные планы работы

  • Расписание занятий

  • Коллективный договор с приложениями (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, установлении стимулирующих надбавок и доплат)

  • Индивидуальные трудовые договоры.

  • Должностные инструкции работников.

  • Штатное расписание.

  • Инструкции по охране труда.

  • Положение о ведении классного журнала.

  • Положение о конфликтной комиссии.

  • Положение о внутришкольном контроле.

  • Положение о приёме в лицей.

  • Положение о порядке утверждения, хранения экзаменационных материалов.

  • Положение о школьной олимпиаде.

По организации управления

  • Положение о Попечительском совете лицея.

  • Положение о Совете лицея.

  • Положение о педагогическом совете.

  • Положение о методическом объединении учителей-предметников.

  • Положение о научно-методическом совете.

  • Положение о родительском комитете.

  • Положение о школьной аттестационной комиссии.

  • Положение о промежуточной аттестации учащихся и переводе в следующий класс.

  • Положение о психологической службе.

  • Положение об информационно-ресурсной службе.

  • Положение о комиссии по контролю за организацией и качеством питания обучающихся.

  • Положение о дежурстве.

  • Положение о поощрениях и взысканиях.

  • Положение о персональных данных работников.

  • Положение о библиотеке.

  • Положение о научном обществе учащихся.

По соблюдению прав и обязанностей учащихся

  • Правила поведения учащихся.

  • Положение об ученическом самоуправлении.

  • Положение о постановке на внутришкольный контроль учащихся.




  1. Право владения и использования материально-технической базы.

2.1. Образовательная деятельность МКОУ «Лицей Мюрего» ведется на основании Устава и Учредительного договора между Администрацией Сергокалинского района. Здание лицея находится в оперативном управлении на основании договора о безвозмездном пользовании.

Документы-основания:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ Сергокалинского района номер: 40/4 от 14.06.2008г;

Субъект права: ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МКОУ «Лицей Мюрего»

ИНН: 0542028013

Местонахождение: 368513, с. Мюрего

Зарегистрировано: 22.07.2005г., с. Мюрего; ОГРН: 1050542004600



2.2. а) Тип здания – трехэтажное, функциональное назначение здания – нежилое, площадь застройки – 3687,9 кв. метров, нежилая площадь – 3687,9 кв. метров, год постройки – 1976.

В распоряжении администрации лицея имеется Паспорт готовности лицея к 2013-2014 учебному году с разрешениями от Роспотребнадзора и Госпожнадзора от 25.07.2013.


2.3. В лицее имеются следующие помещения

N п/п

Фактический адрес зданий

Вид и назначение помещений



368513, Р.Дагестан, Сергокалинский район, с. Мюрего

Учебные кабинеты - 13

Кабинет информатики - 2

Лаборатория - 2

Библиотека, читальный зал - 1

Кабинет директора - 1

Кабинет завучей - 2

Медицинский кабинет - 1

Столовая - 1

Спортзал - 1

Актовый зал - 1

Учебные мастерские - 4

Пионерская комната - 1



Музей - 1

2.4. Для проведения качественного учебно-воспитательного процесса, учитывая современные требования к организации рабочих мест учащихся и учителей, в лицее установлено следующее оборудование (ТСО):

Наименование

Количество

Компьютерное рабочее место учащегося

23

Компьютерное рабочее место учителя

9

Компьютерное рабочее место администратора

4

Телевизор

2

Интерактивная доска

2

Магнитофон

1

Музыкальный центр

1

Мультимедийный проектор

6

Нетбуки учащихся

15


2.5. Численность учащихся в 2013-14 уч. году - 447.

2.6. Лицей работает в две смены.

2.7. Материально-техническая база лицея остаётся стабильной. Проводится постоянная модернизация учебного оборудования, мебели и пр.
3.Структура МКОУ «Лицей Мюрего» и система его управления

3.1. В соответствии с Уставом в лицее действуют следующие структурные подразделения:

  • Учебно-методическое (заместители директора по УВР)

  • Воспитательной работы и дополнительного образования (заместитель директора по ВР)

  • Социальной защиты и охраны детства (социальный педагог)

  • Административно – хозяйственное и Обеспечения безопасности (заместитель директора по АХЧ)

  • Информационная служба (заместитель директора по ИКТ, документовед, оператор ЭВТ)

  • Психологическая служба (педагог-психолог)

  • Медицинское сопровождение УВП (медицинская сестра, врач из поликлиники)

  • Библиотечная служба (библиотекарь)

Все структурные подразделения выполняют поставленные перед ними задачи в соответствии с Уставом и другими локальными актами лицея.

3.2. Управленческая система лицея – персональная с активным привлечением коллегиальных форм управления. В целях содействия осуществлению самоуправленческих начал, развитию инициативы коллектива, реализации прав автономии лицея в решении вопросов, способствующих организации образовательного процесса и финансово-хозяйственной деятельности, расширению коллегиальных, демократических форм управления и воплощению в жизнь государственно-общественных принципов управления созданы органы самоуправления – Совет лицея и Попечительский совет.

В лицее также действуют и другие формы управления:



  • Педагогический совет

  • Научно-методический совет

  • Методические объединения

  • Родительский комитет лицея

  • Ученический совет

В перспективе развития управленческой системы – создание Управляющего Совета как основного коллегиального органа управления.

3.3. В аппарате управления 7 человек. Административные обязанности распределены согласно Уставу, штатному расписанию. Четко определенные функциональные обязанности утверждены в соответствующих документах лицея (должностные обязанности и другие локальные акты).

3.4. Основными формами координации деятельности управленческого аппарата являются:
По документации:

  • Устав

  • Программа развития

  • Образовательная программа

  • Годовые и месячные календарные планы

  • Циклограммы управленческой деятельности

  • Приказы и распоряжения


По формам:

  • Административные совещания (1 раз в неделю)

  • Совещания при директоре по актуальным вопросам (1-2 раза в месяц)

  • Мероприятия внутришкольного контроля

  • Заседания научно-методического совета, методических объединений.

3.5. В рамках компьютеризации процесса управления в лицее:

  • Создана локальная сеть с выходом в Интернет из кабинета информатики.

  • Автоматизация аналитической деятельности осуществляется с помощью приобретенных и созданных в лицее программ и баз данных по обработке результатов учебного процесса, информации административного учета, а также учета движения материальных средств.

  • Действует постоянно обновляемый сайт www.liceymurego.dagschool.com

  • Ведётся работа по запуску системы электронный журнал.



«Лицей Мюрего» в цифрах

Сегодня «Лицей Мюрего» – это:

  • 453 учащихся 1-11 классов;

  • 68 учитель;

  • 26 классов-комплектов;

  • 28 классных комнат (включая учебные кабинеты и лаборатории кабинета).

Количество классов по ступеням образования:



I ступень лицея

школа развития

1-4 классы

10 классов

175учащихся

II ступень лицея

школа самоопределения

5-9 классы

12 классов

217 учащихся

III ступень лицея

школа моделирования карьеры

10-11 классы

4 класса

61 учащихся



Режим работы школы.
МКОУ «Лицей Мюрего» работает в режиме полного дня по шестидневной учебной неделе:

Продолжительность урока 45 минут.

Перемены первая и вторая по 10 минут, третья – 15 минут, между сменами перерыв – 10 минут.

В лицее организовано горячее питание: завтрак в 9:30, полдник в 15:20.

В течение дня проводятся индивидуальные консультации, творческие дела классов, работают факультативы, кружки, секции, клубы.



1 смена – с 8:00 до 13:20

2 смена – с 13.30 до 18.50
26 классов – 453 человек




I. Общие сведения о состоянии и развитии ОУ
1.1.Характеристика окружающей среды и социальный заказ
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Лицей Мюрего» находится в центре села. Лицей соседствует и сотрудничает с учреждениями основного и дополнительного образования: спортивной школой, ДДЮТ.

98% семей учащихся живут в благоустроенных домах. Среди родителей лицеистов 73% с высшим образованием, 12% из них учёные, научные сотрудники, преподаватели. Доля безработных мала.

Таким образом, особенности географического положения лицея и её социальной среды влияют на формирование социального заказа: ученики нацелены на получение качественного образования, дающего возможность продолжения образования в ВУЗах региона, России и за рубежом.

На современном этапе развития лицея её деятельность пронизана идеями интеграции с местным, региональным, российским и мировым образовательными сообществами.

Лицей работает по многофункциональным программам и проектам, созданным в соответствии с законом РФ «Об образовании», Уставом и Программой развития. На современном этапе данные программы реализуются с учетом результатов её инновационной деятельности и изменений в области образовательной политики в соответствии с Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ, концепцией многокультурного плюрализма.

Наш лицей имеет устав, познакомиться с которым можно в школьной библиотеке и на школьном сайте; лицензия (серия РО № 013276, регистрационный номер 5489 от 23 12.2011 г.) выдана Министерством образования и науки Республики Дагестан).

Локальные акты отражают основные положения устава.

Школьный компонент учебного плана, т.е. то, чем лицей отличается от общеобразовательных школ, включает:



  • углубленное изучение русского языка, биологии, химии;

  • кружковые занятия, элективные курсы и спецкурсы;

  • изучение традиционных предметов, как на базовом, так и в расширенном или профильном вариантах;

  • широкое использование современных информационно -коммуникативных технологий.


1.2.Управление лицеем

Перед современной школой стоит очень важная задача выработки продуманной, основанной на научных теоретических положениях и концепциях стратегии и тактики развития образовательного учреждения, работающего в инновационном режиме. Это позволит формировать соответствующее инновационное поведение личности школьника, которое способствует его креативной деятельности, позволяет ему эффективно адаптироваться к быстро изменяющимся условиям окружающей среды, экономики и т.д.

Цель инновационной деятельности – повышение качества и эффективности работы школы, ее направленность – качественное обновление педагогической деятельности и, как результат, повышение качества образования.

Задача руководителя – свести до минимума отклонения от прогнозируемого результата, поэтому каждый инновационный процесс в школе подлежит управлению.

В лицее стоит задача: как сохранить баланс между стратегией и тактикой развития лицея, традициями и инновациями, учителем и информационными технологиями, работой на внешний имидж школы и развитием лицейского сообщества, работой с документами и людьми, оптимальным сокращением штатов и угрозой потери кадровых резервов и т.д.

Модель управления образовательным процессом лицея реализуется

через технологию оптимизации, отражающей эффективные подходы управленческого опыта и специфику управления. Оптимизационный подход характеризуется 3 принципами: системность, конкретность и мера.

В основу новых стандартов образования положена концепция многокультурного плюрализма – все нации и народности, проживающие на территории РФ, равны между собой и имеют равные права на развитие своей культуры, своего языка и т.д. в рамках одной российской культуры. Живя в открытом мире, мы говорим и об общечеловеческой идентичности современного молодого человека, который толерантен по отношению к окружающим, может свободно общаться с представителями разных культур и чувствовать себя комфортно в разных регионах мира, успешно достигать поставленные цели и решать встающие перед ним задачи.

Сама жизнь требует сегодня использования новых информационных и педагогических технологий. Одним из главных приоритетов новых стандартов является формирование компетентности ребенка по приобретению новых знаний, умений, навыков, способностей и пр. Отличительной особенностью является их личностная ориентация – отказ от предметного центризма и переход к личностной парадигме образования.

Очень существенная проблемная зона – формирование ценностных ориентиров, нравственных систем, морально-этических норм у подрастающего поколения.

Задача современной школы – создание условий, благоприятных для возможно более полного раскрытия и развития индивидуальности с учетом социальных требований и запросов к развитию ее качеств, в том числе и профессиональных, что предполагает по существу социально-личностную, а точнее, культурно-личностную модель ориентации образования.

Практически все инновации в образовании направлены прежде всего на создание условий для получения доступного и качественного образования, комфортного пребывания в школе; удовлетворения потребности каждого субъекта образовательной деятельности в самоактуализации; социализации каждого обучающегося; творческого саморазвития всех членов школьного коллектива; наиболее полного изучения и удовлетворения социального заказа на образовательные услуги всех субъектов образовательного процесса.

Без инновационного прорыва в применении образовательных и управленческих технологий невозможно получить принципиально иное качество уровня подготовленности выпускников школ. Главным требованием развития школы является наличие у неё программы развития, где приоритетным направлением является инновационная деятельность. Пришло осознание того, что инновационное развитие учреждения – один из механизмов, способных обеспечить ему конкурентоспособность.

В современном российском образовании наблюдаются тенденции, развитие которых может содействовать появлению, как новых возможностей, так и новых рисков:

- рост общественных ожиданий относительно роли школы в формировании культурного пространства страны;

- рост требований к результативности воспитательной деятельности школы со стороны управленческих структур;

- рост конкуренции на рынке образовательных услуг и одновременное расширение возможностей для повышения конкурентоспособности за счет инновационной деятельности;

- расширение возможностей школы в презентации образовательных проектов и своих достижений в условиях педагогических конкурсов;

- расширение возможности преодоления административных барьеров в условиях правовой самостоятельности школы;

- расширение возможностей школы по эффективной организации образовательного пространства в условиях информатизации общества при сохранении риска разрыва между информационными и социальными запросами учащихся и направленностью образовательного процесса на усвоение большого объема информации;

- рост требований родителей к материальным и психологическим условиям обучения;

- расширение возможностей для поддержки инновационной деятельности педагогов;

- улучшение материально-технической базы школы при сохранении риска ее неэффективного использования.

На структуру управленческих задач лицея, их содержание и способы решения влияют следующие факторы, которые отражают происходящие в образовании изменения:



  • переход на обязательное среднее образование и на новые стандарты;

  • организация профильного обучения;

  • внедрение новых образовательных технологий;

  • информатизация образовательного процесса;

  • установка на приоритетность компетентностного подхода к целям образования;

  • введение единого государственного экзамена;

  • развитие внеурочной деятельности в соответствии с новыми требованиями ФГОС;

  • создание в школах институтов общественного управления;

  • переход на нормативно-подушевое финансирование;

  • переход к финансово-хозяйственной самостоятельности школы;

Исходя из выявленных тенденций и изменений, в лицее была определена цель и поставлены задачи в разных управленческих областях, которые успешно реализуются.
Цель и задачи органов управления лицея
Цель – обеспечение условий эффективного развития образовательного пространства лицея для жизни человека в быстро меняющихся социокультурных условиях поликультурной среды, требующих способности к саморазвитию и творчеству.
Область анализа, целеполагания и планирования

Основной задачей для лицея является переход от режима функционирования к режиму развития. На сегодняшний день лицей является конкурентоспособным образовательным учреждением  и эффективно работает, с опережением планируя решение многих задач. Например, в лицее заблаговременно ведется подготовка к введению ЕГЭ, новых стандартов, осуществляется работа по предупреждению имеющихся рисков и создаются условия для реализации появляющихся возможностей школы, осуществляется разработка и корректировка Программы развития – основного инструмента управления изменениями в деятельности лицея.

В области организации управления мы определили следующие задачи:



  • управление стратегическим развитием, качеством образовательного процесса, кадровыми, финансовыми и материальными ресурсами лицея на основе системного, деятельностного, компетентностного, личностно-ориентированного и интегративного подходов;

  • защита интересов лицея как юридического лица, оптимизация соотношения прав и обязанностей участников образовательного процесса (повышение ответственности учащихся и их родителей, педагогов, школьной администрации).

Овладение различного рода компетенциями становится основной целью и результатами процесса обучения, управление достижением которых в учебном процессе и определяет его эффективность, т.е. качество. Использование личностно-ориентированного и компетентностного подходов в образовании предполагает принципиальные изменения в организации учебного процесса, в управлении им, в деятельности учителей и преподавателей, в способах оценивания образовательных результатов учащихся по сравнению с учебным процессом, основанным на концепции «усвоения знаний». Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволят им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях. Главной задачей учителя становится мотивирование школьников на проявление инициативы и самостоятельности. Через самостоятельную деятельность школьник сможет реализовать свои способности и интересы, т.е. учитель создает условия, «развивающую среду» для самореализации и саморазвития ученика.
Область содержания и координации деятельности лицея

Нами определены следующие задачи:



  • разработка и реализация образовательной программы лицея, которая должна обеспечить эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса для достижения интегративных целей образования.

Лицейским сообществом разработана и реализуется Программа развития лицея «Совершенствование качества образовательного пространства школы полного дня» (на 2010-2015) от 24.11.2011

Главными итогами выполнения существующей программы развития являются утверждение ценностей многокультурного образования, устойчивое инновационное развитие, достижение высокого уровня качества лицейского образования, которое обеспечивает профессиональную, социальную успешность и конкурентоспособность выпускников.

Методическая тема школы: «Личностно-ориентированный подход в обучении в свете требований стандартов нового поколения».


Инновационный поиск в рамках программы развития лицея идет по нескольким направлениям:


  • Изменение содержания образования и социально-педагогических условий его реализации

Обновление содержания образования осуществляется на разных уровнях: через концепции, учебные планы, программы, вариативные системы обучения, разработку блока курсов разных типов и направленности и другое.

Разработаны и реализуются следующие подпрограммы: «Одаренные дети», «Предпрофильная подготовка и профильное обучение», «Информатизация образования», «Здоровьесбережение», «Международная деятельность», «Экономическое образование» и другие.


Программа здоровьесбережения лицея предполагает создание условий для сохранения и укрепления здоровья школьников за счет:

  • реальной разгрузки содержания образования;

  • использования эффективных образовательных технологий;

  • повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;

  • рационализации досуговой деятельности учащихся;

  • организации мониторинга состояния здоровья учащихся.

Воспитательная работа лицея рассматривается как комплексная система организации активного участия лицеистов в самоуправлении в сочетании с формированием воспитывающего образовательного пространства и позитивного школьного климата.

Информатизация образования – одно из ведущих направлений комплексной программы модернизации образования. При этом решаются следующие задачи: организация учебного процесса, ориентированного на развитие личности ребенка; эффективное стимулирование познавательной деятельности учащихся; развитие у каждого ученика собственной образовательной траектории; формирование навыков работы в информационной среде; совершенствование форм и методов подготовки учителя к осуществлению профессиональной деятельности в условиях информатизации учебного процесса.

Целью экспериментальной работы лицея в рамках экспериментальной площадки по информатизации является выявление эффективных методов и приемов внедрения информационных технологий в образовательный процесс, различных форм организации учебной деятельности учащихся на всех этапах обучения с использованием электронных учебных материалов в образовательном процессе и внеурочной деятельности. Данная площадка важна для развития самого лицея, поскольку обеспечивает уровень высокой информационной обеспеченности большинства педагогов.

Лицей на протяжении многих лет реализует программу «Одаренные дети». В нашем понимании это дети, обладающие высокими интеллектуальными, творческими, художественными, физическими, социально-коммуникативными способностями. Цель программы – создание условий для оптимального развития детей. Одним из результатов реализации программы является рост количества участников и победителей в разнообразных конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях, выставках и проектах различного уровня, что говорит о создании благоприятных условий для развития одаренных детей.

В школе реализуется программа предпрофильной подготовки и профильного обучения по агротехнологии.

Цель программы – формирование и развитие у школьников 8-11-х классов навыков самостоятельного и осознанного выбора и принятия решения, включая выбор профильного класса, досуговое и профессиональное самоопределение.

Основными задачами этой программы являются:

- информирование учащихся и их родителей о различных вариантах выбора образовательного маршрута вообще и возможных вариантах выбора образовательного маршрута в лицее;

- изучение потребностей учащихся, их интересов и склонностей, соотнесение интересов, потребностей и склонностей с возможностями в процессе совместной работы социально-психологической службы;

- способствование формированию и развитию у лицеистов навыков самостоятельного и осознанного принятия решений.




  • Обеспечение взаимодействия лицея с социальными партнерами для эффективного решения задач по обучению и воспитанию школьников.

В качестве примера представляем опыт интеграционного взаимодействия основного и дополнительного образования. Объединение усилий и ресурсов общего и дополнительного образования в режиме интеграции является насущной социально значимой необходимостью. Опыт показывает, что дети, обучающиеся и воспитывающиеся в условиях такой интеграции, более активны, дисциплинированны, отличаются собранностью, свободны от комплексов, способны к продуктивной совместной деятельности, умеют концентрировать внимание, имеют чувство личной ответственности. У них развиты культура речи, жестов, движений, художественный вкус и другие личностные качества.
Область мотивирования участников образовательного процесса

Задачи:


  • совершенствование системы оценивания достижений учащихся и их стимулирование;

  • совершенствование системы общественной оценки достижений школы;

  • стимулирование деятельности учителей, направленной на достижение интегративных целей образования;

  • оптимизация условий деятельности учителей.


Область контроля образовательного процесса

Задача – организация мониторинга происходящих изменений в образовательной деятельности лицея, ее результатов.




Культура и модель управления лицея

В условиях инновационных изменений во всей системе российского образования встает задача поиска новых подходов к управлению организациями. Сегодня руководитель, не знакомый с теориями менеджмента, не сможет достичь каких-либо значимых результатов в управлении образовательным учреждением.

Цель менеджмента - достичь успеха. Для этого важно

- сделать людей способными к совместной деятельности,

- придать их усилиям эффективность,

- сгладить присущие им слабости,

- развивать у членов коллектива потребности в саморазвитии и совершенствовании профессионализма,

- создавать условия для их удовлетворения.



Административная команда формирует:

- адаптивный стиль управления (новая тактика в новых обстоятельствах);

- системный, интегрированный подход к выполнению управленческих функций;

- накопление внутришкольного потенциала ресурсов (квалификация и потенциал школьных менеджеров);

- культуру организации, культуру управления;

- открытый характер управления;

- доверительное сотрудничество, взаимозаменяемость, консультирование вместо указаний, интенсивное включение в управляющую систему участников образовательного процесса, ориентация на запросы учителей и учеников, семьи, социальных партнеров.

Неформальное руководство осуществляется в процессе свободно складывающихся межличностных отношений, естественно, органично выявляющих лидеров в школьном сообществе. Подчинение лидеру имеет добровольный характер. Функции лидера могут перениматься другими членами сообщества (коллектива) в зависимости от изменившихся задач и содержания деятельности, состава команды.

Таким образом, руководство в лицее не может сводиться к отношениям начальников и подчиненных. Отношения власти-ответственности, принципы иерархичности и единоначалия дополняются отношениями сотрудничества и взаимодействия руководителей и руководимых.
Функции управления в лицее:

- анализ и прогноз изменений социума, образовательных потребностей, социального заказа на образование;

- формулирование системы ценностей школы и их согласование в рамках школьного сообщества;

- формулирование и согласование миссии лицея;

- разработка и реализация образовательных программ, учебного плана школы;

- организация развития образовательной среды и культуры школы;

- разработка и реализация концепции лицея;

- системный, проблемно-ориентированный анализ процесса образования в лицее;

- координация отдельных образовательных процессов;

- формулирование целей лицея и обеспечение принятия их участниками образовательной деятельности; – организация учета, диагностики и структурирования контингента учащихся лицея;

- организация исследовательской работы учащихся и учителей;

- организация подразделений и служб лицея;

- организация связей с общественностью, рекламы образовательных услуг лицея.
Модель управления, принятая в лицее.
В качестве основной модели управления в лицее была выбрана функциональная структура. В условиях общепринятого деления на отдельные блоки (УВР, ВР, НМР, АХР) - возникла необходимость создания трехуровневой структуры управления.

1 уровень - директор (уровень стратегического управления – отражает государственно-общественный характер управления).

2 уровень – заместители директора (уровень тактического управления – тактически обеспечивает реализацию концепции и задает целевые установки жизнедеятельности следующего уровня управленческой структуры).

3 уровень – руководители М/О (этому уровню делегированы как стратегические, так и тактические функции управления в рамках предметных зон). Это позволяет справиться с новыми проблемами, связанными с изменением технологии образования, изменениями внешней среды и социального заказа.



Преимущества модели управления лицея:

1. Стимулирует профессиональную деятельность коллектива.

2. Способствует рациональному распределению функциональных обязанностей и снижает потребление материальных ресурсов.

3. Улучшает координацию в функциональных областях.

Административный аппарат – кафедра управления лицея стремится создать стратегически гибкий и оперативный механизм управления для обеспечения условий, содействующих разностороннему развитию личности каждого школьника.


Недостатки функциональной структуры таковы:

        1. Цепь команд от руководителя до исполнителя становится слишком длинной.

2. Подразделения заинтересованы в реализации своих целей в большей степени, чем общих целей лицея.

Это увеличивает возможность конфликтов между функциональными областями. Поэтому в лицее возникла необходимость в применении иной, более гибкой структуры управления для более эффективного внедрения изменений в образовательный процесс.


Матричная структура управления инновационными процессами в лицее.

Матричная структура управления (введение проектных составляющих в функциональную структуру) применяется в ситуации быстро изменяющейся среды, и каждый проект имеет ограничения по времени внедрения. Такая структура управления позволяет достичь гибкости, которая никогда не присутствует в функциональных структурах, поскольку в них все сотрудники постоянно закреплены за определенными функциональными отделами. В матричной организации – обратная картина: поскольку сотрудники набираются из различных подразделений для работы в конкретном проекте, по мере появления новых проектов трудовые ресурсы можно гибко перераспределять в зависимости от конкретных потребностей каждого проекта. Помимо значительно большей гибкости, матричная организация дает большую возможность координации работ. Это достигается за счет создания должности руководителя проекта, который координирует все связи между участниками, работающими в различных функциональных подразделениях.

Творческие и проблемные группы являются структурным подразделением методической службы школы и создаются по мере необходимости в соответствии с планом лицея.

Общественно-государственный характер управления лицеем

Кафедра управления лицея, стремясь к общественно-государственному стилю управления, активно привлекает к участию в нем родителей, учителей, учащихся.

Модель управления в лицее отражает её многофункциональную деятельность в условиях постоянного инновационного развития и основывается на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Понимая этот процесс как децентрализацию процесса управления (связано с приобщением как можно большего количества людей к принятию важных решений, с делегированием полномочий и оптимальным распределением их как по вертикали, так и по горизонтали), администрация и педагогический коллектив лицея нашли адекватный данному этапу развития лицея вариант управления. За последние годы произошла постепенная реорганизация системы управления лицеем: созданы общественные органы соуправления (Совет школы, Попечительский совет, Ученический совет).

Одним из механизмов реализации государственно-общественного характера управления образованием является создание «переговорных площадок»; в обсуждении перспективы развития школы, в разработке локальных актов, в решении вопросов укрепления материально-технической базы, в поощрении учащихся и педагогов лицея, в решении вопросов по безопасности образовательного пространства и др.

В соответствии с программой развития школы, решениями Совета лицея и Попечительского совета в школе реализованы следующие проекты, направленные на развитие материально-технической базы школы.


  1. «Оснащение методической и учебной литературой, оборудование проекторами и компьютерами учебных кабинетов»

  2. «Обновление материально-технической базы библиотеки и расширение ее библиотечного фонда»

  3. «Модернизация актового зала лицея»

  4. «Закупка и установка оборудования для организации горячего питания».

Такая совместная работа обеспечивает независимую оценку качества образования и деятельности лицея, ее конкурентоспособность, эффективность и прозрачность использования бюджетных и родительских средств, в том числе распределение стимулирующей части фонда оплаты труда работников лицея, объективную общественную экспертизу и мониторинг развития лицея, эффективность использования компьютерной техники в образовательном процессе.

Органы соуправления наделены большими управленческими правами и обязанностями. Произошло увеличение удельного веса решений, принимаемых совместно с привлечением попечительского и школьного советов, примерно от 42% до 55%. Участие обучающихся в работе органов самоуправления возрастает. Кроме непосредственных членов Ученического совета (1 ученик от 9-11класса) примерно 1/3 – 1/2 учащихся в каждом классе принимают активное участие в самоуправлении своего классного коллектива и школы.

Общее руководство осуществляет директор совместно с Советом лицея. Заместители директора и руководители структурных подразделений, осуществляя руководство, могут принимать самостоятельные управленческие решения.

Нормативно-правовая база обновляется и совершенствуется.
Анализ нормативно-правовой базы лицея.

Работа «Лицея Мюрего» организована в соответствии с нормативно-правовой базой, регулирующей все направления ее жизнедеятельности:



  1. Устав лицея.

  2. Свидетельство о государственной регистрации.

  3. Лицензия на общеобразовательную деятельность.

  4. Технический паспорт школы.

  5. Свидетельство о регистрации в пенсионном фонде РФ.

  6. Свидетельство о постановке на учет в налоговой государственной инспекции.

  7. Книга приказов по основной деятельности.

  8. Алфавитная книга записи учащихся.

  9. Личные дела учащихся.

  10. Книги приказов по движению учащихся (прибытия и выбытия).

  11. Протоколы заседаний педагогического совета.

  12. Классные журналы.

  13. Журналы групп продленного дня.

  14. Журналы учета кружковой работы.

  15. Журналы учета факультативных занятий.

  16. Личные дела педагогических работников.

  17. Трудовые книжки.

  18. Книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним.

  19. Должностные инструкции.

  20. Книга учета бланков и выдачи аттестатов об основном общем образовании.

  21. Инвентарные описи основных средств библиотечного фонда.

  22. Акты, справки и другие документы о несчастных случаях с обучающимися.

  23. Планы работы лицея.

  24. Учебные планы и программы.

  25. Расписание занятий.

  26. Журнал учета пропущенных и замещенных уроков.

  27. Протоколы заседаний родительских собраний.

  28. Статистические отчеты, протоколы заседаний экзаменационных комиссий.

  29. Штатное расписание, тарификационный список учителей.

  30. Лицензия на осуществление платных дополнительных услуг.

  31. Локальные акты (в соответствии с Уставом лицея).

Данная нормативно-правовая база является основой для формирования правового поля лицея. Она согласована с перечнем номенклатуры дел образовательного учреждения и соответствует требованиям законов, нормативных актов и приказов выше стоящих органов. Анализ уставных документов свидетельствует об их соответствии Закону РФ “Об образовании”, Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, трудовому кодексу РФ и методическим рекомендациям по работе с документами в ОУ МО РФ (от 20.12.2000г. № 03-51/64).


Работа с кадрами

При новом финансировании стоят следующие вопросы:

Как сохранить кадры, как поддерживать мотивацию коллектива, его стремление совершенствовать свой профессиональный уровень, способствовать саморазвитию и самореализации? Как сделать, чтобы учитель получил больше зарплаты, не перегрузился, сохранил свое здоровье, не ушел из школы и т.д.?

Идет разработка нормирования оплаты труда, стимулирующей части оплаты педагога, происходит гибкое распределение должностных обязанностей учителей, увеличение неаудиторной нагрузки учителей, имеющих недостаточное количество часов и т.д.

Педагогический коллектив целенаправленно и в системе повышает свой профессиональный уровень на предметных курсах, учителя активно участвуют в конференциях и семинарах, выступают на круглых столах, делятся опытом работы, обобщают педагогический опыт в печати, выступают в педагогических конкурсах.
Модель управления качеством образования

Под «качеством образования» понимается определенный уровень освоения содержания образования (знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностных отношений), физического, психического, нравственного развития, которого ученик достигает на различных этапах образовательного процесса, в соответствии с индивидуальными возможностями, стремлениями и планируемыми целями воспитания и обучения.

Лицей решает следующие задачи в области качества образования:


  • моделирование (на основе анализа существующих достижений, проблем, прогноза перспектив) желаемого уровня качества образования, то есть построение модели выпускника лицея;

  • обеспечение такого функционирования и инноваций, которые бы способствовали достижению заданного, смоделированного уровня качества (широкое внедрение современных коммуникативных и информационных технологий, оптимальное сочетание лицейского и профильного компонентов в учебном плане лицея, государственно-общественный характер управления и другое);

  • постепенное обеспечение повышения качества (смена требований к результатам образования, перевод их в новое качество с изменением требований внешних заказчиков);

  • организация диагностики, мониторинга имеющегося уровня качества образования.

Социально-психологическая служба лицея изучила нормативно-правовые документы, проанализировала научно-методическую информацию, провела исследование по вопросу заказа государства, общества, родителей и детей к школе и выявила следующее:

Государство хочет, чтобы мы создали условия для развития свободной, мыслящей, деятельной, социально-адаптированной личности, получившей качественное общее образование (концепция модернизации российского образования).

Макросоциум хочет, чтобы мы выпускали из школы воспитанную личность, считающуюся с нормами и правилами поведения, сложившимися в обществе.

Микросоциум хочет видеть в нас школу, основанную на порядке и дисциплине, разумной требовательности к детям, где обеспечивается комфорт не только физический, но и душевный (100% опрошенных).

Родители хотят,

  • чтобы школа обеспечивала подготовку в ВУЗ (65% опрошенных);

  • чтобы ребенок получил образование в профильном классе (70% опрошенных);

  • чтобы ребенок просто находился в школьном пространстве до 16 лет, потому что «куда ему еще деваться» (16% опрошенных);

  • чтобы ребенок занимался в кружках, секциях именно в школе (62% опрошенных).

Ученики хотят, чтобы в школе было интересно учиться, чтобы к ним относились с уважением, хотят достичь учебного успеха, получить качественное образование.

Рассматривая миссию лицея как обеспечение широких возможностей и условий, содействующих воспитанию социально компетентной личности, включенной в процесс гуманистического сотрудничества с целью раскрытия и успешной реализации личностного потенциала участников образовательного взаимодействия, лицей выстраивает политику и модель в области управления качеством образования (согласно существующему в отечественной практике опыту) следующим образом:



  1. Определяет организационную структуру управления образовательным учреждением и образовательным процессом (кафедра управления, научно-методическая и психологическая службы).

  2. Определяет необходимый пакет документов, регламентирующих функционирование системы управления качеством образования (руководства, методологические инструкции и другое).

  3. Формирует базовый пакет документов для оценки и обеспечения качества образования (государственный образовательный стандарт, образовательные программы, учебные планы, оценочно-критериальную систему, нормы, закрепленные в Уставе лицея, действующие нормативные документы).

  4. Определяет процедуры, используемые для обеспечения качества образования: аттестация педагогов; аттестация выпускников; экспертиза инновационных процессов, проектов, образовательных и учебных программ; диагностика по качеству образования; принятие важнейших управленческих решений; реализация эффективных образовательных программ; проверка выполнения планов.

  5. Классифицирует процессы (технологические), регулируемые системой качества:

- основные процессы (учебная работа, воспитательная работа, процесс развития образовательной системы лицея);

- вспомогательные процессы (методическая и опытно-экспериментальная работа, хозяйственная деятельность, деятельность в области дополнительного образования, кадровая работа, процессы мотивации).



  1. Систематизирует ресурсы, обеспечивающие функционирование образовательного учреждения и образовательного процесса;

(кадры администрации, педагогических работников и специалистов функциональных служб, образовательные инфраструктуры, бюджетные и внебюджетные финансовые средства, продукты интеллектуальной деятельности – методические и научные разработки, программы, проекты, библиотечные фонды, средства коммуникации, контрольно-оценочные средства)

  1. Прогнозирует результаты образовательной деятельности и функционирования образовательного учреждения.


Шаги эффективного управления качеством образования

  1. Согласуя организацию образовательного пространства и управление образовательной деятельностью лицея с идеологией компетентностного подхода, мы принимаем компетенции выпускника как критерии результативности работы лицея и выделяем необходимые и достаточные условия для формирования этих компетенций. В соответствии с этим мы рассматриваем содержание, формы и виды деятельности субъектов образовательного процесса – предметную, межпредметную, надпредметную, урочную, внеклассную, внешкольную деятельность.

  2. Согласуясь с системой формирования компетенций ученика, выстраиваем систему компетенций учителя, принимая их как критерии оценки его деятельности и выделяя условия, необходимые для формирования таких компетенций и ресурсов учителя.

  3. Согласуясь с системой формирования компетенций учителя, выстраиваем систему компетенций управленцев на уровне завуча, руководителя М/О, выделяя необходимые условия формирования таких компетенций и ресурсов.

Известно, что целью управленческой деятельности на каждом уровне управления является создание условий теми, кто управляет, для успешной деятельности тех, кем управляют. Мы понимаем, что создание адекватных условий для формирования, реализации, развития и проектирования компетенций ученика, учителя, управленцев нижнего и среднего звена содействует успешному формированию и развитию этих компетенций, а также содействует устойчивому развитию качества образовательного процесса

Реализация управления компетентностью учителя лицея.

Администрация лицея ориентируется на вариант рассмотрения структуры компетенций педагога, представленный в работах И.Я. Лернера, В.В. Краевского, А.В. Хуторского:

•  когнитивная составляющая (наличие системы педагогических и специальных предметных знаний);

•  операционально-технологическая составляющая (владение методами, технологиями, способами педагогического взаимодействия, методами обучения данному предмету);

•  личностная составляющая (этические и социальные позиции и установки, черты личности специалиста).

Создание условий для совершенствования компетенций учителя в лицее



Показатель

Что необходимо

Условия реализации

Рост когнитивной составляющей

Чтение специальной литературы и периодики, лекционные курсы, семинары


-Предоставление методических дней.

- Обеспечение методической литературой кафедр, библиотеки.

-Организация системы лекций и семинаров


Развитие оперативно-технологической составляющей

Участие в методических учебах, практико-ориентированных семинарах, тренингах

- Содействие участию в курсах по освоению компьютеров, мультимедийных средств и т.д.

-Организация семинаров, практикумов по составлению портфолио, подготовке материалов на конкурсы и конференции, написанию статей, подготовке программ курсов и т.д.

- Посещение уроков коллег с целью освоения эффективных методик и технологий.


Развитие личностной составляющей

Мотивации и личная позиция

- Организация позитивной психологической атмосферы и удобного рабочего пространства. – Адекватная система поощрений. – Содействие активному участию каждого учителя в жизни коллектива.

Успешное управление – это управление целенаправленным движением лицейского коллектива от решения простых, оперативных и доступных задач к решению более сложных, стратегических целей и задач. Мы моделируем «проблемное управленческое поле», в котором выстраиваем систему оперативных, тактических и стратегических целей. Без управленческого предвидения не состоится мотивация коллектива на цели и задачи, на успешное их достижение и решение. Как известно, успех окрыляет человека и обеспечивает формирование у него желания повторить его в новых делах, т.е. успешное управление – это инновационное управление успехами отдельных людей.

Ведущие принципы, которыми руководствуется администрация управления лицея, – это принципы гуманизации и демократизации управления школой. Философию лицея выражают 4 слова: чувствовать, думать, знать, творить.

Мы ориентируемся на ценности демократического, гуманного, личностно-ориентированного, адресного и развивающего управления, нацеленного на конечный результат. Руководитель лицея призван быть генератором идей, чувствовать перемены, творить современный лицей в сотрудничестве с коллегами.

Новой ценностью для нас становится неформальное, мягкое, «командное» управление: речь идет не об администрировании с присущими ему жесткими командами, а о работе управленцев как единой команды.

Основными мотивами-стимулами для педагогического и ученического коллективов выступают:

1) особый климат лицея – дух школы, уникальный стиль межличностных отношений;

2) нацеленность на успех:

- создание ситуаций успеха для каждого ученика образовательного процесса;

- дух оптимизма;

- активность;

- уверенность в своих силах;

- желание и умение рисковать, умеренный авантюризм;

3) внимательное отношение к достижениям всех и каждого, гордость за малые и большие победы, широкая гласность;

4) культивирование духа корпоративности – гордости быть учителем и учеником лицея;

5) творческая среда школы, которая стимулирует поиск, эксперимент, позволяет мечтать, ставить цели и достигать их, делать «невозможное» возможным;

6) поддержка любой инициативы.

Таким образом, учитывая все вышеизложенное, мы выделили следующие факторы эффективного управления лицеем:

- наличие условий, мотивирующих коллектив к достижению максимально возможных результатов;

- наличие условий, позволяющих обеспечить высокую степень удовлетворенности участников образовательного процесса результатами деятельности;

- информированность педагогов и учащихся о результатах совместной деятельности;

- соответствие выбранной миссии школы образовательным потребностям учащихся и образовательным интересам социума;

- соответствие ценностей, норм, традиций, школьной культуры философии школы, ценностям и целям ее развития;

- принятие школьным коллективом общих целей совместной деятельности;

- осознание педагогами развития как важнейшей ценности;

- согласованное понимание нынешних требований к школе и их изменения в будущем;

- знание и согласованное видение главных проблем школы;

- владение технологией освоения новшеств



и определили достоинства системы управления в лицее:

- управленческая компетентность;

- самостоятельность в принятии решений;

- ориентация на развитие и саморазвитие;

- поддержка инициатив;

- учет и удовлетворение потребностей всех участников образовательного процесса;

- функционирование внутришкольного управления как системы;

- ориентация на развитие индивидуальности школы;

- демократичность управления;

- опора на научные знания, теорию современного менеджмента в образовании;

- восприятие школы как целостной социальной и образовательной организации.

Итоги анализа

Сильные стороны

Слабые стороны

Возможности

Тревоги

1. Благоприятное окружение. Востребованность услуг. Сформулированный социальный заказ.

2. Творческие и академические традиции.

3. Традиции индивидуального и личностного подхода в воспитании.

4. Традиции инновационного развития.

5. Традиции интеграции основного и дополнительного образования

6. Стабильный педагогический коллектив.



1. Недостаток помещений.

2. Небольшая наполняемость классов.

3. Перегрузка участников образовательного процесса.

5. Недостаточно эффективная система обеспечения здоровья

участников образовательного процесса.


1. Совершенство-вание образовательного пространства по следующим направлениям:

1) Позитивный учебный климат.

2) Позитивный профессиональный климат.

3) Система управления ОУ.

4) Система контроля и мониторинга.

2. Развитие экономической деятельности ОУ совместно с Попечительским советом.

3. Совершенство-вание нормативно-правовой базы ОУ.


1. Трудность внедрения инноваций во все элементы педагогической системы.

2. Трудность конструирования новых, не имеющих аналогов экспериментальных занятий, тем, разделов в условиях стандартизации образования.

3. Трудность подготовки педагогов к инновационной технологической деятельности.

4. Сложность юридического сопровождения всех внутришкольных нормативно-правовых актов.




II. Качество методического обеспечения учебно-воспитательного процесса
Основной целью современного общего образования является подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей и потребностях современной жизни, способной к активной социальной позиции в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию.

В традициях лицея уже долгое время существовала установка не только и не столько на передачу знаний, необходимых для поступления в вуз, но, прежде всего, на формирование особого типа личности, стремящейся к постоянному самосовершенствованию, готовой к максимальному, интенсивному умственному труду и любящей такой труд, социально активной и идентифицирующей себя со страной.

Сегодня наша школа продолжает совершенствовать образовательное пространство, которое наиболее эффективно содействует актуализации, развитию и проявлению каждым ребенком своих личностных качеств, формированию его индивидуальности, субъектности, способности к нравственной и творческой реализации своих возможностей.

Комплекс общих задач лицейского образования характерен и для нашего лицея.



  • Задачи лицейского развития:

    • всестороннее развитие природных, интеллектуальных способностей учащихся;

    • выявление и развитие специальных способностей учащихся;

    • выявление и развитие творческих способностей лицеистов;

    • развитие устойчивой мотивации к учению и самообразованию;

    • развитие ведущих психологических навыков (коммуникативных, рефлексивных и т.д.).

  • Задачи лицейского обучения:

    • формирование у учащихся целостной картины мира на основе глубоких и всесторонних знаний основ наук;

    • обучение навыкам мыследеятельности;

    • обучение навыкам самообразования и научно-исследовательского труда.

  • Задачи лицейского воспитания:

    • формирование нравственных основ личности;

    • формирование гуманистического отношения к окружающему миру;

    • формирование внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании

В лицее создаются необходимые условия для развития самоактуализированной личности ребенка и взрослого, для решения задачи выполнения государственного заказа, состоящего в обеспечении прав обучающихся на качественное образование, а также условия, в которых человек (вне зависимости от социальной роли – ученика, родителя, учителя) – высшая ценность педагогической системы.

Из всех процессов, протекающих в лицее, образовательный является ведущим, потому что он несет в себе три функции: образовательную, воспитательную и развивающую.

Научно-методическая работа в лицее представляет собой целостную систему, основанную на достижениях науки, передовом педагогическом опыте и анализе результатов учебно - воспитательного процесса. Она включает взаимосвязанные между собой меры, действия и мероприятия, направленные на повышение уровня профессионального мастерства учителя, развитие творческого потенциала педагогического коллектива школы в целом, что, несомненно, приведет и к более отдаленному результату – развитию личности ученика.

Таким образом, цель научно-методической работы мы видим в повышении уровня профессиональной компетентности учителя, становлении его как профессионала.

В лицее создан Научно-Методический Совет, который координирует и направляет работу методических объединений, социально-психологической службы, определяет основные направления работы лицея в области науки и методики. М/О лицея организуют работу в своем предметном поле.

Наблюдается падение престижа методической работы в среде учителей, что объясняется многими объективными и субъективными причинами:


  • изобилие в ОУ различных планов, программ и проектов, надуманность их тематики, содержания, нереальность выполнения;

  • расплывчатость целей и задач планирования, неумелый отбор содержания, использование устаревших форм и методов заседаний кафедр (заседания носят в основном информационный характер, учитель по-прежнему остается в роли объекта);

  • изолированность работы предметных М/О, отсутствие анализа их деятельности, оценки собственных действий;

  • случайный выбор тем индивидуальных методических проектов, их рассогласованность с единой коллективной темой работы;

  • формализм в организации и проведении мероприятий коллектива по подведению промежуточных и конечных результатов работы и т. п.

Это может привести к разочарованию педагога, остановке в профессиональном росте.

Исходя из противоречий и проблем научно-методической работы, мы разработали модель научно-методической службы лицея, опираясь на следующие принципы системности:



  • перспективное и текущее планирование коллективной, групповой и индивидуальной форм методической работы;

  • тематику всех форм деятельности, соответствующую определенной на этот период времени единой методической теме работы школы (развитие творческого потенциала, формирование компетентностей, портфолио);

  • наличие действующего научно-методического совета для решения проблем согласования, определения промежуточных и конечных результатов, анализа и коррекции работы;

К основным направлениям деятельности методической службы лицея в рамках разработанной модели относятся: аналитическая, информационная, организационно-методическая, консультационная и др.

Аналитическая деятельность и комплексная диагностика являются основополагающими в методической работе в частности и в образовательном учреждении в целом. Именно они способствуют выявлению и оценке причин возникающих проблем, эффективности применения тех или иных способов и средств достижения целей деятельности, повышения качества образования. Комплексная диагностика включает в себя диагностику педагогической деятельности; ее мотивы, профессиональные звания преподаваемого предмета, его методики, знания педагогики и психологии, потребности в повышении профессиональной компетентности и т. д. и выполняет констатирующую и прогностическую функции.

Диагностика необходима для изучения индивидуальных особенностей профессионального роста, выявления характера продвижения в развитии мастерства учителя.



Организационно-методическая деятельность включает в себя планирование, организацию и координацию методической работы коллектива.

Реализация планов требует как организации, так и координации работы.

Большая роль отводится подготовке и проведению мероприятий, как для учителей, так и учеников, показывающих результаты работы педагогического коллектива.

Информационная деятельность. Большинство педагогов, занимающихся инновационной деятельностью, теряются в потоке информации. Им нужны ориентиры. Объем информационных данных должен быть достаточным, чтобы эффективно управлять процессом. Основу информации составляют:


  • сведения о новинках педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы как ориентирах совершенствования деятельности ОУ, оформленные в виде банка инновационных идей, технологий и т. п.;

  • нормативно-правовая и рекомендательная документация;

  • аналитические материалы на основе диагностики, общих и отдельных срезов деятельности педагогического, ученического и родительского коллективов и т. п.

Жизненный цикл информации включает в себя следующие этапы: ее получение, осмысление, обобщение и систематизация, передача, выявление результативности и рефлексия.

2.1. Образовательные программы

В своей педагогической практике «Лицей Мюрего» реализует образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования на I, II и III ступенях соответственно.

Кроме того, образовательная среда поддерживается в лицее сетью программ дополнительного образования различного уровня.


Каталог: storage -> files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Основная образовательная программа основного общего образования
files -> Переход на новые образовательные стандарты моу сош №12 г. Дербента рд
files -> Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» 1 класса разработана по государственной программе Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. Г. Головановой, утверждённой мо РФ
files -> Учебно-методическое пособие для тренера-преподавателя, обеспечивающего процесс повышения квалификации учителей по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики»
files -> -
files -> Основная образовательная


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница