Отчет о проведении Научной сессии по итогам научно-исследовательской работы мпгу за 2011 год на факультете педагогики и психологии



страница1/3
Дата01.06.2016
Размер0.6 Mb.
  1   2   3
Утвержден на Ученом совете

факультета педагогики и психологии МПГУ

протокол № 8 от 12 марта 2012
______________________ В.И. Жог


Отчет о проведении Научной сессии по итогам научно-исследовательской работы МПГУ за 2011 год на факультете педагогики и психологии
Открытие научной сессии по секции «Педагогика и психология» прошло 6 марта 2012 года в актовом зале, в котором присутствовало более 150 человек. Вел открытие декан факультета педагогики и психологии, д.философ.н., профессор В.И. Жог. На открытии научной сессии с пленарными докладами выступили академик РАО, д.психол.н., заведующая кафедрой психологии развития В.С. Мухина и член-корреспондент РАО, д.п.н., профессор кафедры социальной педагогики и психологии А.В. Мудрик.

Академик РАО, д. психол. н., профессор, зав. кафедрой психологии развития МПГУ Валерия Сергеевна Мухина сделал доклад на тему «Цивилизации и сознание». Доклад был посвящен обсуждению бытийных вопросов «Кто мы такие?». Человечество создало внешние и внутренние реалии бытия. Изначально – создавая и сохраняя орудия труда, появилась человеческая культура, вырывающая человека из его природной сущности. В докладе обсуждались вешние реалии бытия – рукотворная, природная, образно-знаковая и социальная – во взаимосвязью с внутренней реалию самосознания человека. На различных примерах показывалась амбивалентная сущность различных элементов внешнего мира во взаимосвязью с психическими, личностными и духовными проявлениями человека. Были показаны разнополюсные константы позитивных и негативных проявлений человека, вариативность помыслов и противоречивость человеческих проявлений. В доклады была показана ценность формирования чувства личности в самосознании человека.

Член-корреспондент РАО, д.п.н., профессор кафедры социальной педагогики и психологии МПГУ Анатолий Викторович Мудрик представил доклад на тему «Расколотые поколения». Доклады включал три части: 1 – определение понятия «поколение», 2 – обсуждение основных аспектов межпоколенческой трансмиссии культуры, 3 – проблема единства и расколотости поколения. Были представлены вариативные определения поколения – от биологического и социального, до ментального и общностного. Поколение обсуждалось во взаимосвязи с жизненными циклами, идентичностью, возрастными характеристиками. В качестве значимых факторов, определяющих своеобразие феномена поколения сегодня были выделены: продолжительность жизни и возрастной символизм (в первую очередь возраст наступления взрослости); удлинение подготовки к взрослной жизни в процессе воспитания; своеобразие хронологического сочетания поколений; конкретные исторические обстоятельства. Межпоколенная трансмиссия культуры была обсуждена в таких аспектах как: гомогенность или вариативность внутри поколения; своеобразия типов трансляции культуры (по сценариям М.Мид); осложненость психологическими и социально-психологическими конфликтами отцов и детей; своеобразие картины мира внутри и между поколениями. Современная социальная ситуация обсуждалась как многовекторная революция, что привело к расколотости поколения как по вертикали, так и по горизонтали. Усиливающими данные процессы выступают усиление плюрализма стиля жизни, компьютеризация, интернетизация, телефонизация, автомобилизация, динамика профессиональных сфер и др. Обсуждалась также проблема кризиса социальной идентичности внутри разных поколений, феномен краткости и расколотости поколения, определяемые мерой «оцифрованности» и слишком высокой изменчивостью социальной реальности. Человек обретает большие возможности к самоконструированию и выбору социальной идентичности.

Велась видеосъемка пленарного заседания.


Подсекция «Психология развития»

Научная сессия на кафедре психологии развития прошла 6 марта 2012 года. В заседаниях участвовало около 50 человек в составе преподавателей, аспирантов и магистрантов кафедры, студентов факультета педагогики и психологии. Было заслушано и обсуждено 5 базовых докладов и 7 кратких сообщений об основных результатах исследования за 2011 год штатных сотрудников кафедры. Лаконичность проведения научной сессии на кафедре психологии развития обусловлена активным участием сотрудников кафедры в различных научных конференция и семинарах, в том числе организуемых с участием кафедры.

Основными идеями для организации содержания научной сессии МПГУ на кафедре психологии развития были: ознакомиться с современными исследованиями, проводимыми преподавателями кафедр в области психологии развития и психологии личности; обсудить и скорректировать научные искания сотрудников кафедры в процессе дискуссий и обсуждений на научной сессии для выведения их на новый содержательный уровень; ознакомиться со сферой научных интересов новых сотрудников.

Руководство работой подсекции осуществляли заведующая кафедрой психологии развития, академик РАО, д.психол.н., профессор В.С. Мухина и заместитель заведующей кафедры психологии развития по научной работе, к.психол.н., доцент С.В. Мелков.

В первой части работы подсекции подробно обсуждались пять докладов, из которых наибольшую дискуссию вызвали сообщения к.психол.н., доцента Т.Н. Сахаровой и к.психол.н., доцента И.В. Шабельникова.

Первое сообщение сделала к.психол.н., доцент кафедры психологии развития Е.Ю. Макарова. В докладе «Обыденные представления о психологическом консультировании у разных социальных групп» говорилось о проведенном исследовании социальных представлений населения о психологическом консультировании, методологическая основа которого определялась идеями, положениями и выводами, сформулированными в работах сторонниками школы С. Московичи (Ф. Хайдер, Э. Джонс, Г. Келли, А. Клеменс, А.А. Бодалев, Г.М. Андреева, Т.П. Емельянова, А.И. Донцов). Социальные представления позволяют охватить своим объяснением максимум социально-психологических, духовных и социальных явлений, так как они создают возможность быстрой переориентации в меняющейся действительности, особенно в условиях неполной, неоднозначной и противоречивой информации о воспринимаемом объекте. Социальные представления являются не просто формой обыденного сознания, они отражают уровень вхождения научной теории в повседневную практику.

Социально-психологический анализ представлений о психологическом консультировании позволяет установить отношение людей, принадлежащих к разным социальным группам, к психологическому консультированию как к одной из разновидностей социальной помощи; выявить наличие или отсутствие потребности в психологической поддержке; очертить особенности представлений о целях, задачах психологического консультирования, о причинах, побуждающих людей обращаться за помощью к специалисту; описать представления о типичном психологе – консультанте.

В докладе были представлены результаты, полученные в отношении представлений о психологическом консультировании у разных социальных групп в зависимости от возраста («до 29 лет» и «30 лет и старше»), пола и профиля образования (гуманитарный, естественно-научный, технический, экономический).

Далее с докладом «Генезис смысложизненных ориентаций личности» выступила к.психол.н., доцент кафедры психологии развития Т.Н. Сахарова. В сообщении указывалось, что проблема смысла жизни относится к числу междисциплинарных, так как смысл жизни является одной из традиционных проблем философии и теологии, художественной литературы, в которых он анализируется преимущественно с содержательной стороны: в чем состоит смысл жизни, какой смысл жизни можно считать истинным, добрым, достойным. В психологической литературе также подчеркивается огромная значимость для человека психологического феномена смысла жизни. В психологии смысл жизни изучается преимущественно под углом зрения того, как и под влиянием каких факторов происходит формирование смысла жизни в индивидуальном развитии, и как сформировавшийся смысл жизни или его отсутствие влияет на жизнедеятельность и сознание личности.

Обсуждение исследований, посвященных особенностям смысложизенных ориентаций, позволили охарактеризовать смысложизненные ориентации личности как осознанные и обобщенные принципы жизни человека, его жизненные цели. Психологический способ переживания жизни, включающий в себя не только ориентиры, но и оценку собственных достижений, соотнесение их с собственными личностными критериями.

В докладе подчеркивалось, что сами смысложизненные ориентации подвержены возрастной динамике, а их содержание связано с особенностями социальной среды, воспитанием, индивидуальными потребностями и желаниями личности. Естественно, что факторами изменения системы смысложизненных ориентаций, являются социально-исторические условия, на фоне которых происходит развитие и функционирование личности.

Далее были представлены результаты пилотажного исследования, в котором были проанализированы смысложизненные ориентации людей трех возрастных групп: юношеский возраст (17-21), зрелый возраст (35-45) и пожилой возраст (65-75). Для исследования были использованы методы анкетирования, беседа и методика «Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева».

Полученные данные позволили сделать вывод о влиянии исторически сложившихся условий на становление и развитие каждого человека. Результаты исследования отражают особенности смысложизненных ориентаций личности определенной исторической и социальной формации и отличаются от результатов полученных исследователями в другие временные периоды (в частности, отсутствовали яркие гендерные различия в содержании смысложизненных ориентаций). Результаты проведенного эмпирического исследования позволили построить обобщенный социально-психологический портрет каждой изучаемой возрастной группы на основе средневыборочных представлений о смысложизненных ориентациях возраста, а также сделать выводы о том, чем отличаются смысложизненные ориентации людей разных возрастных групп.

В докладе к.психол.н., доцента кафедры психологии развития И.В. Шабельникова «Способ оценки субъективной направленности человека» был представлен авторский проективный метод психодиагностики личности. В сообщении говорилось, что субъективная направленность сознания определяет готовность человека выполнять ту или иную деятельность. Субъективная направленность сознания требует психологического изучения на уровне конкретных феноменов. Но анализ феноменов сознания формальными статистическими методами упирается в их индивидуальный характер, т.е. при получении статистически достоверных параметров субъективности она теряется как объект исследования. Субъективная направленность человека, проявляемая им при ранжировании объектов (букв-фонем), является стабильной характеристикой его отношения к миру в целом и может исследоваться методом тензорного анализа.

Подчеркивалось, что в психологии нет необходимого и достаточного определения сознания, что вызывает проблемы исследования его содержания. При этом докладчик последовательно обосновывал идею о том, что отношение к действительности, как характеристика сознания, показательно проявляется в ранжировании субъектом объектов этой действительности. Сознание в любых случаях несет в себе определенную организацию воспринимаемой действительности, включающую ранжирование объектов по определенным оценочным категориям. Исследование логики ранжирования объектов индивидами позволяет раскрывать достаточно стабильные характеристики их сознания, не сводимые к непосредственному описанию образов и идей как явлений сознания.

С другой, методологической стороны, ранжирование успешно используется во всех фундаментальных науках, как естественный экспериментальный метод, так в физике, химии и микробиологии под воздействием поля, проводится электрофорез, сепарация при центрифугировании…. А в естественных, природных условиях, мы можем это видеть в гомологических рядах Вавилова или в палеонтологических отложениях.

Отдельным психологическим аспектом в изучении психики человека остается «бессознательное» выделенное З.Фрейдом и рассматриваемое им как медицинский объект исследования. В логике фундаментального научного подхода «бессознательное» до сих пор остаётся эпифеноменом возникающим не в результате непосредственного выделения научными методами, а как продукт деятельности самого психоаналитика. То есть, если биология исходит из рассмотрения естественных процессов развития, то медицина из отклонения этих процессов развития от «нормы», что выраженно в объекте деятельности медицины – «болезни». Соответственно Фрейд (как врач) рассматривая психику человека, особое внимание уделил «бессознательному», как психологическому отклонению. С позиции фундаментальной биологии и психологии, «бессознательное» является эпифеноменом на фоне сознания исследователя, а не естественным процессом. Тогда как, «сознание» является естественным феноменом, проявляющимся в высших психических функциях.

Для психологии выделение «бессознательного» послужило условием концентрации внимания ученых на этом аспекте. Где рассмотрение только высших психических функций как оснований сознания было далеко недостаточно. Дилемма: сознание-бессознательное в психологии привела к пониманию того, что чем больше выражены высшие психические функции, тем меньше проявляются противоречия бессознательного.

С другой биологической или позитивно психологической стороны можно говорить о сознании в широком смысле, где высшие психические функции являются только «надводной частью айсберга», и отражают скорее «Я-концепцию», чем сознание в целом.

Тогда, что же может противопоставить естественно научное мышление медицинскому представлению о «бессознательном»? По мнению автора одним из способов преодоления этой дилеммы может быть изучение субъективной направленности человека, если эта направленность попадает в сферу высших психических функций, то мы можем говорить о состоявшейся личности. Так, например, сравнивая «субъективную направленность сознания человека» с его ценностными акцентуациями или с выраженностью у него той или иной высшей психической функцией можно охарактеризовать зону ближайшего развития, как взрослого, так и ребенка.

Исходя из выше представленных положений, было предложено определение: «Сознание – психическое явление, как феномен, не изменяющийся при рассмотрении с любой точки зрения». В настоящее время автором проводятся исследования связи сознания человека с его самосознанием на уровне «субъективной направленности сознания человека» и «феноменами личности», выделенными В.С.Мухиной.

На основании экспериментальных данных полученных на базе РАО, а именно на психологических кафедрах МПГУ и МГОУ, под руководством В.С.Мухиной и М.О. Резванзевой разработан «Тензорный способ оценки субъективной направленности сознания человека». Данный способ отправлен на апробацию ведущим Российским психологам: В.А. Петровскому и В.Ф. Петренко.

К.психол.н., старший преподаватель кафедры психологии развития И.А. Лопатина в своем докладе «Особенности эмоциональных переживаний подростков из приемной семьи» представила результаты эмпирического исследования эмоциональных переживаний подростков, воспитывающихся в приемных семьях.

К характерным особенностям подростков из приемных семей, отличающим их от сверстников из «родных» семей и воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, являются доминирование: характеристик и слов, выражающих эмоции; адекватных и неадекватных позитивных переживаний, адекватных позитивных переживаний в ситуации депривации структурных звеньев самосознания, адекватных позитивных переживаний в ситуации фрустрации притязания на признание и психологического времени личности; негативных переживаний, связанных с потерей близких людей (матери), с озабоченностью современной экологией; личностных характеристик, упоминаний будущей семьи во временной перспективе. Меньшая представленность: негативных агрессивных переживаний; репрезентации материальных интересов в описании своего будущего.

Полученные данные свидетельствует о большей зрелости эмоциональных переживаний подростков из приемных семей, по сравнению с их сверстниками, выражающейся в превалирующей позитивной установке по отношению к другим людям, к себе и своему будущему, в принятии на себя ответственности за свои поступки и намерения.

К.психол.н., доцент кафедры психологии развития Е.В. Зырянова в докладе «Представления молодежи о современной Москве» отмечала, что в мировой психологии известны два больших исследования о столицах мира, таких как Париж и Нью-Йорк. Исследования, выполненные Стэнли Милгрэмом и Дениз Жоделе, позволили узнать, как жители этих городов воспринимают свой город, считают ли они себя и окружающих частью этого города? Одинаково ли узнаваемы исторический центр и разные районы города представителями разных социальных и национальных групп? Какие противоречия и сложности есть в ментальных картах жителей большого города.

Но в отечественной психологии и социологии никто не занимался вопросом, как воспринимают Москву жители нашего города. Зависит ли позитивность восприятия нашей столицы от времени проживания в Москве? Кто из жителей считает себя москвичом? А кто нет? И не хочет им быть, отторгая психологически город и его жителей? Представители национальных диаспор и провинциальных городов часто пытаются сохранить свой прежний уклад жизни, плохо адаптируясь к ритму большого города и условиям жизни, что появляется в отношении к городу и его жителям (например, последние события на Манежной площади, лузгание семечек в метро, громкий разговор общественных местах, сбор внушительных компаний из молодых людей, представителей малых народов РФ и т.Д.) По предварительным исследованиям, число жителей нашего города, которые считают себя москвичами, и гордятся принадлежностью к нему, очень невелико. Отношение к городу как к чужому определяет и поведение в нем, и формирование позиции по отношению к географическим, социальным объектам и к людям, живущим рядом. Вырисовывается тенденция потребительского отношения к Москве как городу больших возможностей, который нужно использовать, но при этом Москва не «осваивается», не становится «своим» городом для миллионов людей, проживающих в нем. Люди не знают, где находятся достопримечательности, не могут объяснить дорогу туристам, они остаются равнодушными потребителями мегаполиса. Это поддерживается СМИ, Интернет, публикациями в блогосфере.

Большой город всегда состоит из улиц, кварталов и построек, находящихся в определенном географическом пространстве. Психологическая карта – это город, отображенный в индивидуальном сознании. Москва в силу своего размера и особенностей застройки представляет собой уникальный объект для исследования еще и по причине большого смешения социальных групп, проживающих в городе (Это национальные, профессиональные, возрастные, тендерные, группы с разным стажем жизни в Москве). Известно, что конфликтное поведение особенно проявляется в ситуациях, когда компонент социальной идентичности (принадлежности к определенной группе) выдвигается на первое место.

Исследование «Представлений о Москве» может дать системную картину отношения к городу и его жителям глазами разных социальных групп, вписать Москву как объект исследования в историю мировой психологии и наметить точки социальной напряженности в городе. Исследование должно привлечь внимание общественности и выявить, причины формирования отношения к Москве внутри города. Какой образ Москвы формируют средства массовой информации? Существует ли имидж Москвы как криминального города? Почему выгодно его поддерживать определенным СМИ?

В докладе к.психол.н., доцента кафедры психологии развития С.В. Мелкова «Отчуждение от себя как психологическая проблема» продолжена теоретическая разработка проблемы феномена отчуждения в контексте бытия и развития личности. Представив подробный анализ проблемы отчуждения, где разными авторами выделяются как о негативной, так и о позитивной аспекты данного феномена, докладчик выделил три основных трактовки: 1 – отчуждение как условие осознания себя, как механизм формирования самосознания; 2 – отчуждение как овладение собой и миром; 3 – отчуждение как разрушение личности, то есть отчуждение неотчуждаемого: разума, свободы, воли и др. – всего того, что составляет сущностные характеристики человека как личности.

Обосновывалась идея о том, что развитие личности немыслимо без свободы творить себя и без разумной воли, позволяющей превозмогать себя. Раскрыты внутриличностный и культурноисторический смыслы обретения свободы и волевого поведения через механизм отчуждения.

Показано, что отчуждение можно рассматривать как о необходимое абстрагирование от себя, от своего внутреннего мира, от своих врожденных особенностей и присвоенного социального опыта для осмысления своих сущностных особенностей и качественной перестройки себя как личности.

В завершающей части доклада обозначается проблема будущих научных изысканий – найти грань между отчуждением от себя как условием развития личности и отчуждением от себя как саморазрушением.

К.психол.н., доцент кафедры психологии развития Л.М. Проценко сделал сообщение на тему «Феноменология ценностных ориентаций молодежи», в котором показано, что усиление интереса исследователей-психологов к проблемам феноменологии ценностных ориентаций современной молодежи вызвано рядом противоречий в социальной организации современного глобального общества. Общественные преобразования, с одной стороны, ведут к девальвации традиционных общественных ценностей, ценностных установок. С другой стороны, эти преобразования способствуют развитию нового, ценностного сознания и поведения, что вызывает необходимость разработки феноменологического понимания ценностных ориентаций на жизненные перспективы современной молодежи. В ситуации глобального воздействия на социум со стороны политических, экономических и социальных факторов изучение ориентаций молодежи на жизненные перспективы становится наиболее актуальным.

Исследования ценностных ориентаций молодежи, проведенные на базе ФПП МПГУ в 2008-2012 гг., свидетельствуют о стремлении молодых людей активно осваивать ценности самореализации, опираться и на собственные силы, в меньшей степени с ориентацией на общество. Показаны специфические особенности экономической социализации молодежи. В реалиях современного социального пространства изменение ценностного сознания во многом зависит от степени подверженности молодого человека социальному влиянию медиа-пространства, однако внутренняя позиция личности также играет важную роль.

В докладе к.психол.н., доцента кафедры психологии развития Е.Г. Уманской «Психологические особенности переживания одиночества подростками в условиях депривации» говорилось, что одиночество – субъективное, сугубо индивидуальное и уникальное переживание. Одна из отличительных черт одиночества – это специфическое чувство полной погруженности в самого себя. Особенностями переживания одиночества определяются перспективы развития человека. Переживание одиночества может способствовать развитию рефлексии собственной жизни и перспектив своего развития, но может осознаваться и как непродуктивное негативное эмоциональное переживание.

Одиночество в подростковом возрасте одно из значимых переживаний. Развитие в условиях депривации способствует наибольшей интенсивности переживания одиночества как негативного эмоционального переживания.

Подросткам, воспитывающихся в условиях депривации характерны такие эмоциональные переживания одиночества как усталость от общения, незащищенность, страх, тоска, скука, неуверенность в себе, боль. Причины этих состояний связаны с условиями развития.

В докладе к.психол.н., ст. преподавателя кафедры психологии развития Е.Н. Кулешовой «Творческое отношение к деятельности педагога-профессионала» говорилось о том, что проблема отношения и личности затрагивалась А.Ф. Лазурским, Б.Ф. Ломовым. Как универсальное интегрирующее понятие «отношение» рассматривалось в трудах В.Н. Мясищева. «Творческое отношение» как понятие встречается в работах В.Н. Мясищева, К.А. Абульхановой-Славской, но до настоящего времени не являлось предметом психологических исследований.

К личности современного педагога предъявляется требование быть творчески активным и вовлечённым в деятельность, т.е. творчески относиться к профессиональной деятельности. Творческое отношение – это личностная характеристика, имеющая врождённые предпосылки и/или формирующаяся в процессе жизнедеятельности, проявляющаяся при определённых условиях в своеобразно и оригинально осуществляемом взаимодействии с объектами и субъектами окружающей действительности и регулирующая это взаимодействие. Творческое отношение к профессиональной деятельности, вероятно, снижает риск возникновения и развития синдрома психического выгорания, негативно влияющего на личность педагога и его профессиональную деятельность.

В докладе к.психол.н., ст. преподавателя кафедры психологии развития А.И. Троянской «Профессиональная рефлексия этнокультурной личности на разных этапах профессионализации» обосновывалась идея о том, что рефлексия личности является одним из ключевых факторов профессионального развития. Учитывая, что способы сознательной саморегуляции личности складываются в ходе онтогенеза, инкультурации, посредством активного взаимодействия с реальностями существования человека, можно предполагать, что рефлексия личности несет на себе отпечаток культуры, к которой принадлежит человек. Следовательно, и профессиональная рефлексия личности будет обнаруживать специфические для культуры особенности, в частности, в своей структурной организации, в разных этнических группах, задавая тем самым специфику ходу профессионализации личности на различных ее этапах.

Анализ корреляционных связей компонентов профессиональной рефлексии в разных этнических группах позволяет сделать вывод о том, что рефлексия личности претерпевает структурные изменения на разных этапах профессионализации, среди которых можно выделить как универсальные для различных культур, так и культурноспецифические.

Ассистент кафедры психологии развития И.А. Журавлева (Миронова) в докладе «Проблема личности в дошкольном возрасте» подчеркивала, что проблема личности – одна из самых центральных и в тоже время многозначных в психологии. Данная проблема проанализирована в различных концепциях исследователей отечественной и зарубежной психологии, на основании которых была сделана попытка выделения критериев развития личности ребенка в дошкольном возрасте: 1. личность существует и развивается в системе социальных отношений. (Дошкольник выстраивает сложную систему взаимоотношений со взрослыми, сверстниками в игре, отстаивая свои интересы, уступая, помогая другим); 2. дошкольник развивается в контексте психических отношений: к себе, к миру, к вещам. (На данном этапе онтогенеза ребенок начинает осознавать и оценивать не только окружающих людей, но и себя самого, ребенок осознает качество и последствия своего поступка, а также дошкольник научается ценить мир вещей начиная с одежды, своего личного места, угла, кровати продолжая в ситуации выбора любимой игрушки и бережного отношения к ней); 3. личность дошкольника проявляется в его способности к самооценке, соподчинении мотивов, динамике развития чувств, развитии воли, определенной направленности личности; 4. к началу дошкольного возраста сформировано самосознание. (К дошкольному возрасту у ребенка оформляются все звенья самосознания: имя, притязание на признание, половая идентификация, временное и социально-нормативное пространство личности); 4. ребенок дошкольного возраста способен на ориентацию к социально-нормативному поведению, а также создание чего-то объективно нового. (Именно в дошкольном возрасте ребенок усваивает нормы и правила поведения и научается вести себя подобающим образом среди других, а также именно в этом возрасте ребенок способен к творчеству).

На основании выделенных докладчиком обоснованных критериев обосновывалось, что формирование личности выступает важной проблемой развития в дошкольном возрасте.

Ассистент кафедры психологии развития Е.Е. Чурилова в докладе «Репрезентация самосознания в личных дневниках современных девушек» настаивала на том, что личность представляет собой феномен становящейся, постоянно развивающейся персоны, в первую очередь, подразумевающий самосознание. Исследование личности правомерно осуществлять через изучение особенностей самосознания, которое репрезентируется через культурно заданные формы, в том числе личный (интимный) дневник. Изучение репрезентации самосознания в дневниках спонтанного или планового ведения позволяет проследить живой процесс становления внутреннего плана развития ценностных ориентаций и установок личности.

Было проведено эмпирическое исследование, в котором тексты личных дневников рассматриваются как особая форма репрезентации самосознания личности. Под репрезентацией в современной психологической науке понимается отображение внутреннего мира человека через знаковую систему (в том числе через дневниковый текст), фиксация своих переживаний, впечатлений о мире. Репрезентация самосознания личности – это отображение внутреннего мира личности через знаковую систему. Внешние и внутренние события представляются (передаются) через систему личностных смыслов, организуя внутренний план личности, систему чувств, идей, переживаний. Репрезентация самосознания личности выражается в культурно заданных формах (в том числе посредством ведения интимного дневника).

В итоге научной сессии были намечены дальнейшие направления научных исследований по кафедре психологии развития в рамках научных проблем «Развитие личности: возрастной и социокультурный аспекты».

Основную часть материалов, заслушанных на научной сессии, было решено рекомендовать для публикации в сборниках научных трудов и журналах, входящих в перечень ВАК.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница