Отчет о проделанной работе педагога психолога Казберовой Евгении Борисовны за 2012 2013 учебный год



Скачать 184.1 Kb.
Дата22.02.2016
Размер184.1 Kb.

Приложение 7


к публичному докладу

директора МОУ «СОШ №4»

за 2012-2013 учебный год.

Аналитический отчет о проделанной работе педагога – психолога


Казберовой Евгении Борисовны за 2012 – 2013 учебный год.

В конце 2011-2012 учебного года были определены перспективы работы психологической службы школы на 2012-2013 учебный год:



  • обеспечение полноценного психического и личностного развития детей в соответствии  с их индивидуальными возможностями и особенностями;

  • содействие в приобретении учащимися  психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;

  • оказание помощи учащимся в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;

  • содействие педагогическим работникам, родителям в воспитании обучающихся, а также формирование у них принципов взаимопомощи, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.

На основании определенных перспектив были сформулированы основные цели в работе психологической службы на 2012-2013 учебный год:

  • психологическое сопровождение участников образовательного процесса, обеспечение психологических условий, необходимых для полноценного психического развития учащихся и формирования их личности

  • процесса, формирование потребности в здоровом образе жизни.

Основными задачами в работе психологической службы на 2012-2013 учебный год были:

  • психологический анализ социальной ситуации развития школы, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;

  • содействие личностному и интеллектуальному развитию учащихся на каждом возрастном этапе развития личности;

  • психологическое сопровождение учащихся;

  • создание социально-психологических условий с целью успешного взаимодействия с детьми "группы риска";

  • определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и  психическом самочувствии;

  • формирование у учащихся способности к самоопределению и саморазвитию;

  • консультативно-диагностическая, коррекционная, профилактическая помощь в условиях образовательного учреждения;

  • психологическое просвещение старшеклассников, родителей и работников школы;

  • профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обучающихся.

Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности в этом учебном году работа велась по основным направлениям: консультативное, диагностическое, коррекционно-развивающее, просветительское и методическое, в соответствии с перспективным планом работы.

Реализуемые рабочие программы

план работы педагога-психолога МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» на 2012-2013 учебный год, утвержден директором школы 30.08 2012 года; подпрограмма развития школы «Система выявления и психолого-педагогическая поддержка одаренных детей», утверждена директором школы 30.08 2007 года; инновационный проект «Деятельность педагогического коллектива по созданию оптимальных условий для развития и реализации творческого и интеллектуального потенциала учащихся» утверждена на педагогическом совете 3 от 09.01.2011 года, согласовано МУ «Управление образования администрации Воскресенского муниципального района»; Программа организации процесса сопровождения социально-психологической адаптации первоклассников к школе, М.Р.Битянова, М.М. Безруких, утверждена директором МОУ «СОШ №4» 30.08.2012; Программа организации процесса сопровождения социально-психологической адаптации пятиклассников ко второй ступени образования утверждена директором МОУ «СОШ №4» 30.08.2012; программа адаптации детей к средней школе «Первый раз в пятый класс!», Е.Г.Коблик, согласовано РМО; Программа психологической поддержки учащихся к ГИА и ЕГЭ утверждена директором школы 30.08 2012 года.




Виды работы

Частота использования видов работы

Количество

человек


(за 2012-2013 учебный год)

Количество

оказанных услуг



(за 2012-2013 учебный год)

Просвещение (участие в родительских собраниях, педагогических советах)

2

412

17

Профилактическая деятельность с учащимися

2

623

19

Социально-посредническая деятельность (конфликт)

2

16

24

Консультирование учащихся (воспитанников)

2

58

68

Психодиагностика учащихся (воспитанников)

2

221

26

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа

2

11

55

Групповые занятия

2

210

34

Индивидуальная работа с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ

1

2

8

Индивидуальная работа с детьми находящимися под опекой

1







Консультирование педагогов

2

17

24

Консультирование родителей

2

34

42

ПМПконсилиум

1







Психологический мониторинг

1

2

4

Раннее выявление детей с нарушениями в развитии

1

1

6

  1. ни разу

  2. несколько раз в год

  3. несколько раз в месяц

  4. несколько раз в неделю


Межведомственное взаимодействие


МУ «Управление образования администрации Воскресенского муниципального района»

2

Территориальная ПМПК

1

Управление опеки и попечительства МОМО

1

ГКУ СОМО «Воскресенский СРЦН»

0

КДН и ЗП

1

ОДН

1

Федерация психологов образования России

2

МОУ ДППОС «Воскресенский научно-методический центр»

3

0 - ни разу

  1. несколько раз в год

  2. несколько раз в месяц

  3. несколько раз в неделю

Консультативное направление

За прошедший период было проведено 134 консультации (индивидуальных и групповых): 68 для учащихся, а также 66 – для педагогов школы и родителей учащихся.

Процесс консультирования обычно проходил в два этапа: а) первичное консультирование – во время которого собираются основные данные и уточняется запрос; б) повторное консультирование – для получения более объективной информации с помощью диагностических методов, определение плана дальнейшей работы по проблеме; кроме того, родителям и учителям давались рекомендации по особенностей взаимодействия с ребенком и способам преодоления трудностей. В связи с тем, что основной контингент – это дети подросткового возраста и родители учащихся, большинство запросов связаны с проблемами межличностного общения. В целом все запросы можно разделить на:


  1. трудности в общении со сверстниками

  2. эмоционально-поведенческие трудности (агрессивность, тревожность, демонстративность и т.п.)

  3. проблемы в детско-родительских отношениях

  4. трудности в профессиональном самоопределении

  5. трудности обучения

  6. трудности в отношениях между учащимися, родителями и педагогами

  7. консультации по результатам диагностики

Распределение запросов в процентном отношении:

  • 8% - методическая помощь;

  • 33% - консультации по проблемам взаимоотношений;

  • 26 % - готовность к школьному обучению;

  • 32% - консультирование по результатам диагностики;

  • 4% - негативное эмоциональное состояние;

  • 26 % - трудности обучения;

  • 9% - конфликтная ситуация;

  • 16% - уровень развития ребенка.

  • 11% - внутрисемейные отношения

(Сумма не равна 100%, т.к. на некоторых консультациях клиентом заявлялось несколько проблем).

В целом можно считать, что проведенная за истекший период консультативная работа была достаточно эффективной и позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности. Однако, большинство консультаций носили разовый характер, что может быть связано либо с недостаточной мотивированностью клиентов на дальнейшую работу, либо с недостаточно грамотно проведенной консультативной работой, во время которой не удалось донести до клиентов важность дальнейшей работы. В связи с этим в дальнейшем необходимо проанализировать и определить причины сложившейся ситуации.



Диагностическое направление

В течение года диагностическая деятельность была представлена как отдельный вид работы (с целью анализа развития познавательных способностей, анализа проблем личностного развития, дальнейшего формирования групп для коррекционно-развивающей деятельности), а так же как составляющая индивидуальных консультаций.

Для проведения психологической диагностики имелся достаточный набор диагностических методик, которые соответствовали предъявляемым запросам и позволяли дифференцировать трудности и определять их причины. Что, в свою очередь, позволяло планировать дальнейшую развивающую и консультативную работу, а также давать рекомендации по преодолению трудностей.

Диагностическая работа проводилась по плану работы психолога, запросам администрации, классных руководителей, родителей.


Проведение психолого-педагогических исследований

Исследование уровня стартовой готовности первоклассников к успешному обучению в начальной школе «Школьный старт», мониторинг УУД, исследование уровня школьной мотивации, тревожности и групповой сплоченности у учащихся 1, 4, 5 классов, диагностика уровня тревожности и агрессивности у учащихся 7, 8 классов, диагностика уровня школьной тревожности у учащихся 9 и 11 классов, исследование интеллектуального потенциала и профессиональных склонностей у учащихся 9 и 10 классов.

С результатами и рекомендациями ознакомлены родители учащихся, администрация школы, классные руководители и педагоги.
Скрининг в 1-х классах

С 1 сентября 2011 года первые классы работают по новому Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. Первый год обучения рассчитан на более плавный процесс включения в учебную деятельность детей, успешное освоение ими знаний и умений. Четырёхлетняя начальная школа обеспечивает благоприятную адаптацию ребёнка к школе, позволяет снять перегрузку обучающихся и обеспечить благоприятное развитие ребёнка с учётом его индивидуальных возможностей. Тесное сотрудничество учителей первых классов со школьным психологом, с администрацией школы способствовало решению приоритетных целей начального образования – развитие личности школьника, формирование у него умений и желания учиться.

В 2012-2013 учебном году в школе было два первых класса. Срезовой диагностикой были охвачены все учащиеся двух первых классов, в том числе дети, зачисленные в школу в течение учебного года. Получены информативные результаты, позволяющие объективно оценить степень готовности первоклассников в школе, уровень школьной мотивации и прогресс в течение первого учебного года.

По результатам обследования школьных логопедов 26% учащихся имеют логопедические проблемы разного уровня. Вызывают опасения показатели здоровья наш их первоклассников. Наиболее часто встречающиеся заболевания: заболевания верхних дыхательных путей, бронхиальная астма, сколиоз, атопические дерматиты, дефицит или избыток веса, гастрит, нарушение зрения.


Одним из важных направлений стала работа с родителями первоклассников. Проведены родительские собрания, лекторий "Легко ли быть учеником?". Совместно с учителями была разработана анкета родительского опроса, на вопросы которой мы попросили ответить наших родителей. Опрос проводился анонимно. 74% участвующих в опросе родителей отметили, что их устраивает режим обучения и отдыха ребенка в образовательном учреждении. Одновременно с этим более половины родителей говорят о том, что хотели бы многое изменить в организации внеурочной деятельности, говорят о необходимости ввести оценки и домашние задания, хотят, чтобы их дети больше времени проводили на свежем воздухе, просят улучшить питание детей.
В течение учебного года проводилась систематическая работа с детьми, испытывающими трудности в адаптации и освоении школьной программы. Были даны рекомендации педагогам и родителям этих детей.
Фронтальное обследование учащихся 5-х классов

Нужно отметить диагностическую работу в 5 классах. Переход в среднее звено часто является стрессом для детей, в результате чего у них в 5 классе снижаются успеваемость, память, внимание, школьная мотивация, повышается утомляемость. В 5 классах изучаются уровни школьной тревожности, мотивации. Полученные результаты в начале и конце пятого класса, сравниваются, и на их основании осуществляется анализ, делаются выводы относительно произошедших изменений, даются рекомендации и учителям, и родителям.

Так по результатам вторичной диагностики процесса адаптации пятиклассников можно сделать вывод о том, что учащиеся привыкли к новым условиям обучения, новым учителям, повысился процент учащихся с нормальным уровнем тревожности, а также снизились показатели по высокому и повышенному уровням, что свидетельствует об улучшении процесса адаптации.
В ходе изучения социально – психологической адаптации пятиклассникам были предложены анкеты, анализируя которые можно сделать вывод о том, что большинство учащихся оценивают изменения в их школьной жизни в связи с переходом из начальной школы в среднюю как позитивные: "Стало учиться интереснее, появились новые предметы, больше узнаешь новой информации", "Здесь хорошо, уроки интересные и познавательные", "появились новые интересные предметы, изменился подход к учебе", "Я стал умнее, ответственнее. Нашел хороших друзей", "Очень нравится учиться, много хороших учителей". Безусловно, есть и ребята, которые считают нагрузку в 5 классах достаточно серьезной: "Трудные уроки, учиться стало сложнее", "Дольше делаю уроки, стало сложнее", "Стало труднее"

Родители, со слов ребят, тоже замечают позитивные изменения с переходом школьников на новую возрастную ступень: "Стал серьезнее, самостоятельнее", "Я подросла и могу все делать самостоятельно", "Стала ответственнее, старше, получаю более высокие отметки", "Поумнела, появился интерес к знаниям". Есть высказывания и с негативным оттенком: "Стало учиться сложнее, им придется больше сидеть со мной за уроками", "Не остается времени на отдых". Анализируя результаты методики изучения выраженности познавательных интересов к учебным предметам, можно констатировать, что в 5-А классе ребятам хорошо и интересно на математике (46%), легко, интересно, хорошо на истории, литературе. В 5-Б классе хорошо и интересно ребятам на уроке русского языке и литературе (60 % детей), более 50% на уроке истории, весело и хорошо ощущают себя школьники на физкультуре

В результате исследования уровня и характера тревожности, связанной со школой, в 5 – Б классе повышенная общая тревожность наблюдается у 65 % учащихся. По отдельным факторам наибольшее беспокойство вызывают:

Страх самовыражения. Высокие показатели тревожности по данному фактору наблюдаются у 15 %учащихся.

Страх ситуации проверки знаний- у 42 %учащихся.

Страх несоответствовать ожиданиям окружающих- у 54 % учащихся.

В 5 – А классе повышенная общая тревожность наблюдается у 32%учащихся. По отдельным факторам:

Страх ситуации проверки знаний у 12 % учащихся.

Страх самовыражения у 36 %учащихся.

Страх несоответствовать ожиданиям окружающих – у 24 % учащихся.


Работа по преодолению тревожности должна осуществляться на нескольких взаимосвязанных и взаимовлияющих уровнях:

-обучение школьников приемам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью;

-расширение функциональных и операциональных возможностей школьника, формирование у него необходимых навыков, умений, знаний и т. п., ведущих к повышению результативности деятельности, созданию "запаса прочности";

-перестройка особенностей личности школьника, прежде всего его самооценки и мотивации.


Фронтальное обследование учащихся 9-х классов
Одной из актуальных задач, которые ставятся перед российским образованием в рамках концепции модернизации образования, является переход к новой форме проведения итоговой аттестации в 9 классах. Проблемы и перспективы, связанные с ГИА, до сих пор очень активно обсуждаются на различных уровнях. Государственная итоговая аттестация радикально отличается от привычной формы проверки знаний – традиционной сдачи экзаменов. Поэтому проблема психологической подготовки выпускников к экзамену приобретает особую актуальность и становится одним из приоритетных направлений деятельности психолога. Системность работы педагога-психолога по выявлению, проработке возникающих у всех участников образовательного процесса трудностей на разных этапах обучения - залог успешной психологической подготовки к сдаче выпускных экзаменов.

Организация психолого-педагогического сопровождения учащихся 9 классов по подготовке к ГИА осуществлялась в соответствии с утверждённым директором планом. Основной целью этой работы стала психологическая подготовка учащихся выпускных классов к экзаменам, повышение их уверенности в себе, своих силах при сдаче экзаменов. В соответствии с этим планом работы была проведена фронтальная диагностика учащихся всех четырех девятых классов. В результате диагностики были определены : уровень стрессоустойчивости, уровень личностной тревожности, уровень осведомленности в процедурных вопросах ГИА, уровень самоорганизации и самоконтроля.

Предэкзаменационная тревожность выпускников 9 классов нашей школы среднего уровня. По данным диагностики 33% опрошенных учащихся находятся в зоне риска, 25% относительно благополучны и 42% нуждается в помощи педагогов и психолога. При сравнительном анализе результатов диагностики выяснилось, что девятиклассники в большей степени нуждаются в помощи и поддержке, чем выпускники 11 классов.

В течение всего учебного года проводились индивидуальные консультации с учащимися 9 классов и их родителей по различным темам: выбор экзаменов, выбор образовательного маршрута, страх перед экзаменами, индивидуальные консультации по результатам диагностик.

Еще одной стороной были индивидуальные консультации с родителями и учителями- предметниками по изучению индивидуальных особенностей учащихся с целью выработки оптимальной стратегии подготовки к сдаче итоговой аттестации в независимой форме, работа с классными руководителями девятых классов: контроль успеваемости и посещаемости учащихся выпускных классов.

Обязательным условием психологической помощи в этом направлении является организация стенда «Как подготовиться к сдаче итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ГИА», выпуск буклетов «Ты на экзамене», «Для тех, кто сдает экзамены». Следующей формой работы является участие и выступление на родительских собраниях по темам: «Экзамены грядут и протестует душа...», «Итоговая аттестация. Как сдать экзамены успешно».

Педагог-психолог присутствовал на совещаниях при директоре, педсоветах, которые проводились по этим темам.

В течение учебного года проводились групповые консультации и классные часы с учащимися 9 классов «Как подготовиться к экзаменам и сохранить здоровье», «Обучение методикам снятия стресса (аутотренинговым упражнениям, дыхательной гимнастике, арттерапевтическим техникам)». В соответствии с планом работы школы по проблеме подготовки учащихся 11классов к ЕГЭ также были проведены родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации учащихся их родителей и педагогов.



Оценивая проведенную диагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики и собственные профессиональные знания позволяют достаточно точно и полно определять различные проблемы и нарушения, имеющиеся у клиентов. В дальнейшем необходимо пополнять и обновлять банк диагностических методов для более эффективной диагностики.

Коррекционно-развивающее направление

Групповая коррекционно-развивающая работа велась с учащимися 1,5 и 8 классах, в соответствии с планом работы. Она была направлена на развитие у учащихся качеств, необходимых для более успешной адаптации и преодоления трудностей в когнитивной, эмоционально-поведенческой и коммуникативной сферах. В других классах коррекционно-развивающая работа велась преимущественно в индивидуальном режиме. Проведено 34 групповых и 55 индивидуальных занятия.

Основная тематика коррекционно-развивающих занятий:


  • развитие внимания

  • коррекция эмоционального состояния

  • работа со стрессовыми состояниями

  • работа с агрессией

  • развитие коммуникативных навыков

С детьми «группы риска» по заявкам классных руководителей и администрации проводилась следующая работа:

1) исследование личностных особенностей детей

2) диагностика эмоционального состояния, настроения и самочувствия (методика «Эмоциональные сферы» - индивидуально);

3) диагностика детско-родительских отношений в семье;

4) формирование положительной учебной мотивации;

5) изучение склонностей и интересов, учащихся в формировании активной жизненной позиции;

6) коррекционные занятия с детьми «группы риска»

7) консультирование родителей и педагогов.

Все результаты диагностики доводились до сведения родителей, педагогов и классных руководителей.

Просветительская деятельность

Данное направление деятельности реализовывалось в следующих формах.

1) Проведение тематических классных часов для учащихся.

2) Выступления на родительских собраниях.

3) Просветительские беседы в процессе индивидуальных консультаций для педагогов и работников школы.

4) Выступления на педагогическом совете и методическом объединении классных руководителей.

5) Групповые и индивидуальные просветительские консультации учащихся.

Наиболее успешными в рамках просветительской деятельности можно считать:



  1. Лектории для родителей 5 классов. «Первый раз в пятый класс или ваш ребенок пятиклассник».

  2. Лектории для родителей 1 классов.

  3. Лекторий для старшеклассников «СПИД – чума 21 века».

  4. Лекторий для родителей «Трудности и стратегии поддержки учащихся при подготовке к ГИА и ЕГЭ».

  5. Классный час для девочек 6-7 классов «О великом женском секрете».

  6. Общешкольная психологическая акция "Жить Здорово!"

  7. Участие в едином школьном Дне профилактики.

Реализацию просветительской деятельности можно считать качественной и успешной. Однако в дальнейшем следует обратить внимание на следующие моменты: полнота знаний специалиста, методическая и информационная оснащенность, а также совершенствование способов подачи информации.

Методическая работа

Методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:



  1. Разработка развивающих, коррекционных и просветительских программ. Результатами методической работы за этот год стали: а) подбор, анализ и систематизация материалов для написания программ; б) составление программ для групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы; в) разработка классных часов для учащихся; г) разработка и написание программ выступлений на родительских собраниях; д) создание базы диагностических методик.

  2. Обработка и анализ результатов диагностики, подготовка рекомендаций для учащихся, педагогов и родителей.

  3. Анализ литературы по проблемам развития и воспитания детей.

  4. Оформление документации педагога-психолога.

  5. Посещение конференций и семинаров в целях самообразования.

Работа в рамках РМО:

  1. Организация и проведение РМО классных руководителей, социальных педагогов и учителей химии;

  2. Организация РМО и обучающих семинаров для педагогов- психологов района;

  3. Работа в составе зональной аттестационной комиссии

  4. Работа в региональном отделении ФПО России.

  5. Победа учащихся в муниципальном конкурсе исследовательских работ по психологии.

  6. Победа учащихся в олимпиадах по психологии.


Участие в региональных, всероссийских и международных мероприятиях, обмен опытом:

  • 13-15 декабря 2012 г. Всероссийская научно-практическая конференция по теме: «Детство как стратегический ресурс»;

  • 3-4 февраля 2013г. Международный сказкотерапевтический фестиваль «Психология Сказки и Сказка психологии»;

  • 20 марта 2013 г. Зональный научно-практический семинар Воскресенского муниципального района и ГМО педагогов-психологов г.о. Электросталь «Психолого-педагогические технологии в работе психолога образовательного учреждения»

  • 18 мая 2013г. участие в олимпиаде по психологии.

Методическую деятельность за истекший период можно оценить как достаточно продуктивную. В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности доработать имеющиеся программы и разработать новые с учетом потребностей участников образовательного процесса. Кроме того, необходимо больше внимания уделить разработке программ взаимодействия с педагогическими кадрами, программам диагностики УУД.

Анализируя всю проведенную за истекший период работу можно сказать о том, что вся деятельность велась в соответствии с перспективным планом работы и по всем направлениям. Проведенная работа позволила выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста в дальнейшем. Как всегда приходится констатировать тот факт, что оказать равноценную психологическую помощь всем учащимся, их родителям, а практически у всех масса проблем, одному психологу нереально. Коренным образом решить проблему оказания своевременной психологической помощи и поддержки всем детям может только увеличение штата психологической службы школы.

Поставленные на 2012-2013учебный год задачи выполнены.

Перспективы развития психологической службы на 2013-2014 учебный год:

1. Продолжить работу по оказанию содействия личностному и интеллектуальному развитию учащихся на каждом возрастном этапе развития личности.

2. Вести деятельность по формированию у учащихся способности к самоопределению и саморазвитию.

3. Оказывать содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях.



4. Продолжить работу по профилактике и преодолению отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии учащихся


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница