Отчет на заседании Правительства Москвы 15 марта 2016 года



страница1/4
Дата01.06.2016
Размер0.84 Mb.
  1   2   3   4


Информационные материалы о ходе реализации

Государственной программы «Столичное образование»

Итоги 2015 года

(Отчет на заседании Правительства Москвы 15 марта 2016 года)


  1. Общие сведения о Государственной программе

и объемах ее финансирования
Государственная программа города Москвы «Развитие образования города Москвы» на 2012-2018 годы (далее – Программа) утверждена постановлением Правительства Москвы от 27 сентября 2011 г. № 450-ПП с общим объемом финансирования 1 538, 7 млрд. руб.

В соответствии с действующей редакцией Программы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 8 апреля 2015 года № 168-ПП, и объемами уточненных расходных обязательств города Москвы, установленных законами города Москвы о бюджете города на 2012 - 2016 годы и плановый период 2017 и 2018 годов общий объем финансирования Программы в 2012-2018 годах составляет 2 972,8 млрд. руб., в том числе за счет средств бюджета города Москвы – 1 801,6 млрд. руб.

2015 год – четвертый год реализации Программы – беспрецедентной не только по своему финансированию, но и по содержанию (программные мероприятия охватили все направления деятельности системы образования). Программа разрабатывалась и реализуется в тесном взаимодействии с Департаментом экономической политики и развития города Москвы, Департаментом финансов города Москвы, Департаментом информационных технологий города Москвы и другими органами исполнительной власти – соисполнителями Программы.



  1. Структура и контингент системы образования, подведомственной Департаменту образования города Москвы

По состоянию на 1 января 2016 года система столичного образования включает в себя:

632 многопрофильные школы, реализующие программы общего и дополнительного образования, в т.ч. 566 школ с дошкольными группами;

57 колледжей;

2 организации высшего образования;

30 образовательных организаций дополнительного образования.

Общий контингент обучающихся в системе образования города Москвы превышает 1 млн. 300 тыс. человек
III. Задачи 2015 года
Стратегические задачи системы образования в 2015 году и на последующий период вытекают из ряда законодательных актов и инициатив Президента Российской Федерации, принятых в 2012-2015 годах.

7 мая 2012 года Президентом Российской Федерации был подписан ряд Указов, определивших основные направления социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу. Значительная часть положений данных Указов касается сферы образования.

Также вопросы развития образования были затронуты 28 июня 2012 года в Бюджетном Послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013-2015 годах.

С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 27 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», привнесший в образовательную отрасль большое количество новых положений.

4 октября 2013 года состоялось заседание Государственного Совета Российской Федерации, посвященное вопросам повышения эффективности бюджетных расходов.

Кроме того, вопросы системы образования прямо или косвенно были затронуты в поручениях Президента Российской Федерации от 17 января 2014 года по итогам Конференции "Форум действий" Общероссийского народного фронта, от 23 июня 2014 года по итогам заседания Совета по науке и образованию, от 15 октября 2014 года по итогам Форума Общероссийского народного фронта, от 30 октября 2014 года по итогам съезда Российского союза ректоров, от 5 ноября 2014 года по итогам встречи с молодыми учеными и преподавателями истории, от 28 мая 2015 года по итогам заседания Комиссии по мониторингу достижений целевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации, от 23 июня 2015 года по итогам пленарного заседания Общественной Палаты РФ, от 22 июля 2015 года по вопросам обеспечения доступности услуг в социальной сфере для граждан.

12 декабря 2013 года, 4 декабря 2014 года, 3 декабря 2015 года Президент Российской Федерации В.В.Путин выступил с Посланиями Федеральному Собранию Российской Федерации, многие положения которых также были посвящены вопросам развития отечественной системы образования.
Все заданные вышеназванными документами векторы развития нашли свое отражение в Программе, а также в Плане деятельности Департамента образования города Москвы на 2014 -2018 годы, работа по ним уже ведется. Кроме того, идеология Программы соответствует принципам, заложенным в Федеральную целевую программу развития образования на 2016-2020 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 года № 497.
- сохранение доступности образования;

- дальнейшее повышение качества образования;

- дальнейшее укрепление материально-технической базы;

- дальнейшее улучшение условий труда и статуса педагога;

- дальнейшее повышение эффективности деятельности образовательных организаций;

- дальнейшее развитие государственно-общественного управления системой образования и повышение информационной открытости.

Кроме того, важным направлением работы системы образования в целом, каждой образовательной организации, каждого педагога является воспитательная деятельность. В год 70-летия Победы и в канун 75-й годовщины начала Великой Отечественной войны это направление наполняется особым смыслом и содержанием.

«Каждому москвичу – хорошая школа, отвечающая его потребностям, недалеко от дома» – принцип, лежащий в основе задач и связанных с ними преобразований в системе образования города Москвы.


IV. Основополагающие принципы и механизмы решения

поставленных задач. Динамика изменений в системе образования
Целью Государственной программы «Столичное образование» является создание условий для социальной и образовательной успешности москвичей.

Для достижения данной цели с начала реализации Государственной программы, с 2012 года, в системе образования города Москвы произошли существенные изменения. При этом, следует отметить, что все то лучшее, что было накоплено в образовательных организациях - уникальные технологии, авторские методики, традиции и, главное, эффективные педагогические команды - в этих условиях не только сохранены, но получили новый импульс дальнейшего развития. Богатейший опыт московской системы образования стал основой для ее вывода на качественно новый уровень.

Состоялся переход от развития системы в отрыве от потребителя к развитию системы в интересах семьи. Смещение акцента преобразований на семью как основного заказчика и потребителя образовательных услуг обусловило актуальную логику развития образования города и страны через удовлетворение образовательных потребностей семьи.

Мощным мотивирующим инструментом изменений стала новая логика финансового обеспечения, призванная выровнять по высокому уровню стартовые условия финансирования образовательных организаций, при этом лишающая директоров оснований для «выписывания индульгенций» самим себе, оправдывая низкие результаты работы нехваткой денежных ресурсов. Объектом финансирования на всех уровнях образования стал ребенок (воспитанник, учащийся), а не статус образовательной организации. Так, если еще в 2010 году финансирование подавляющего большинства московских школ, не обладающих статусом «лицей», «гимназия», «центр образования», «школа здоровья», составляло 63,1 тысячи рублей и меньше на 1 обучающегося, то на сегодняшний день объем финансового обеспечения в соответствии с нормативными затратами на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ начального общего образования в государственных образовательных организациях города Москвы составляют 85,0 тысяч рублей на 1 обучающегося в год, основного общего – 107,0 тысяч рублей на 1 обучающегося в год, среднего общего – 123,0 тысячи рублей на 1 обучающегося в год.

Увеличение финансирования образовательных организаций в сочетании с финансово-хозяйственной самостоятельностью, более рациональным подходам к использованию кадровых ресурсов обеспечили рост заработной платы воспитателей, учителей, преподавателей и мастеров производственного обучения.

Введение ряда целевых показателей, на основе которых начал формироваться рейтинг московских школ, послужило толчком для преобразований внутри образовательных организаций.

Изменилось распределение управленческих функций между Департаментом образования города Москвы и образовательными организациями. Департамент сегодня создает условия, в т.ч. правила и систему контроля, и стимулы для развития, определяет общую политику в системе образования, а ключевым звеном системы стала образовательная организация, получившая реальные права и рычаги управления своим развитием в интересах московских семей. Следуя данной логике, ключевым работником стал педагог, непосредственно осуществляющий образовательный процесс, ключевой структурой – коллектив школы, призванный работать как слаженный механизм, своим качеством обеспечивающий рост объемов бюджетного и внебюджетного финансирования, ключевым менеджером – руководитель образовательной организации, который обязан сформировать эффективную команду педагогов и администраторов. При этом доля администраторов - «внутришкольных чиновников» - вслед за сокращением чиновников Департамента образования постоянно сокращается, освобождая учителя от избыточного надзора и давления, которые зачастую просто мешают его работе. Уменьшение штата управленцев затронуло не только образовательные организации, но и надшкольные управленческие структуры. С 2011 года их штат уменьшился более чем на 3 тысячи человек, высвобождены 68 тысяч квадратных метров площадей, которые раньше занимали городские административные органы системы образования, и переданы для организации образовательного процесса.

Изменилась структура системы образования: в новых финансово-экономических условиях на смену большому количеству (более 4,5 тысяч) маленьких школ и детских садов с незначительным контингентом обучающихся и, как следствие, скромным бюджетом, неэффективными расходами и ореолом обездоленности и беззащитности, в т.ч. перед поставщиками, пришли крупные, финансово устойчивые образовательные организации, предоставляющие своим воспитанникам и учащимся широкий спектр образовательных программ, обеспечивающие полную нагрузку своим педагогическим работникам и большие возможности для их профессионального роста, широко использующие потенциал уникальной социокультурной среды города, являющиеся серьезными заказчиками товаров, работ и услуг в Москве.

Изменился подход к распределению ресурсов: закрыв в 2011-2014 годах валовыми поставками оборудования первоочередные потребности школ, оснащение которых в предыдущий период носило выборочный и нерегулярный характер, сегодня система переходит на прямые заказы школ под конкретные проекты в интересах учеников. Массовые типовые ремонты, проведенные за последние 5 лет и позволившие создать современные условия обучения в школах города, сегодня сменяются ремонтами под конкретную педагогическую стратегию конкретной школы по дальнейшему использованию отремонтированных помещений.

Изменилась логика построения образовательного процесса. Внедряемый в московских школах эффективный учебный план расширяет для учащихся образовательные возможности за счет сотрудничества с другими школами, колледжами, вузами, научными организациями, музеями, театрами, производственными предприятиями делает образовательный процесс более гибким, учитывая, в том числе, потребности московских семей и индивидуальные способности учащихся. Благодаря такому подходу, для московских выпускников созданы условия для максимального наполнения их портфолио индивидуальных достижений, которые могут учитываться вузами при приеме.

Изменилось отношение школ к своей воспитательной функции. Различные мероприятия, программы, акции, направленные на всестороннее развитие ребенка, становление его личности, формирование твердой гражданской позиции и уважительного отношения к прошлому и настоящему страны, - воспитательная работа стала полноценной составляющей образовательного процесса. Особо важно расширение и углубление этого направления в год 70-летия Великой Победы и в канун 75-летней годовщины начала Великой Отечественной войны.
Изменился подход к развитию таланта. Принцип развития одаренных детей, предполагавший только поиск и отбор талантливых учащихся, совершенствование талантов в узком круге «спецшкол», рассматривавший различные предметные олимпиады как элитное мероприятие для избранных и как инструмент подтверждения их исключительности, дополнился принципом развития детской одаренности. Новая парадигма обеспечивает системное развитие разнообразных талантов каждого ребенка в каждой школе, в тесном сотрудничестве с городскими структурами, подведомственными столичным Департаментам образования, культуры, физической культуры и спорта и другим ведомствам, профильными вузами, специализированными образовательными организациями через создание профильных классов, сеть кружков, факультативов, семинаров, курсов, выездных лагерей. В этих условиях предметные олимпиады, школьным этапом которых с 2012 года охвачены все московские школы, становятся реальным инструментом выявления таланта каждого.

В этой же логике развивается и система дополнительного образования, которое вышло за стены ограниченного круга образовательных организаций дополнительного образования. В Москве созданы финансовые и организационные механизмы, позволяющие сделать дополнительное образование неотъемлемой частью учебного и воспитательного процесса в каждой школе. Вовлечение же в орбиту дополнительного образования не только образовательных организаций, но и масштабного потенциала столичной науки, культуры, спорта является основой для выхода дополнительного образования в городе Москве на качественно новый уровень.

Изменилась система контроля знаний. Логика «контрольные работы и экзамены - для начальства» сменилась логикой «контроль – в интересах школы, семей, учащихся». Москва начинает внедрение системы контроля в образовании как инструмент сопровождения учебного процесса, ориентированный на достижение новых образовательных результатов и востребованный самой школой: внутришкольная система контроля, независимые диагностики позволяют школе объективно оценить свои сильные и слабые стороны, вовремя принять необходимые организационные и кадровые решения.

Изменилась система методической поддержки и сопровождения профессионального роста педагога. На смену методисту-администратору, «командующему» учителем, пришел методист-помощник, помогающий учителю в решении возникающих проблем. Повышение квалификации педагогов также перешло из разряда повинности, как оно долгое время воспринималось, в разряд востребованного инструмента профессионального роста, который заказывает школа по выбору самого учителя для повышения результативности его труда.

Система аттестации педагогов полностью переведена в электронный вид, освободив педагога от необходимости сбора документов, представления объемных бумажных отчетов, выстаивания многочасовых очередей для подачи материалов. Кроме того, аттестация теперь учитывает только реальные достижения педагогов за пять предшествующих аттестации лет, а не былые заслуги, звания и награды за всю трудовую деятельность, как это было раньше. Введение стандартизированных форм устранило субъективную составляющую при оценке достижений педагога.

Следствием изменений стало смещение «центров качества». «Столичное образование - это полторы тысячи школ, среди которых есть золотые крупицы, те образовательные учреждения, что успешно работают, создавая Школу будущего, нашу новую школу», - писала «Учительская газета – Москва» 7 июля 2009 года. Раньше качественное образование было прерогативой пары десятков элитных школ. Сегодня массовое качество образования - курс столичной системы образования.


В проводимых преобразованиях системы образования, двигаясь сонаправлено с другими регионами, но с опережением их, Москва оказалась раньше и более подготовлена к реализации президентских инициатив. Большая часть поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного Совета, состоявшегося 23 декабря 2015 года и посвященного вопросам совершенствования системы общего образования, в Москве уже реализуется.
Результативность системы образования, солидность, масштабность, самостоятельность, надежность и устойчивость образовательных организаций, публичность работающих в системе людей, - основные параметры, обуславливающие авторитет московской системы образования. Если раньше перечисленные параметры были справедливы лишь в отношении единичных «статусных» школ, то сегодня созданы условия для соответствия этим критериям всей системы в целом.
Ниже приведена более подробная информация о деятельности системы образования по реализации указанных направлений и конкретным результатам данной работы, достигнутым в 2015 году.


  1. Воспитательная деятельность в системе образования

города Москвы
В образовательных организациях работа по воспитанию детей и молодёжи проводится на постоянной основе и особой значимостью наполнилось в ходе празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне и подготовки к предстоящей 75-й годовщине начала Великой Отечественной войны.

Среди наиболее масштабных программ, приуроченных к юбилею Победы, следует отметить метапредметную олимпиаду «Не прервется связь поколений», которая проводилась уже во второй раз (в 2014 году авторами иллюстрированных сочинений на основе интервью с ветеранами стали более 2 тысяч школьников, В 2015 году в ней приняли участие уже 8 310 человек. По итогам олимпиады определены 2 411 призёров и 243 победителя) и серию спортивных мероприятий – «Президентские состязания» и «Президентские спортивные игры», в которых приняли участие около 750 тысяч школьников, Первый Чемпионат города Москвы по баскетболу среди школ «Победный мяч», организованный совместно с Федерацией баскетбола города Москвы, Открытый Кубок Москвы по гандболу и Московский турнир по шахматам, финал которого прошел в музее Великой Отечественной войны.

Инициирован и проведен ряд образовательных проектов, посвященных Дню Победы. Среди них – открытые чтения произведений советской и российской литературы о Великой Отечественно войне. В чтении литературных произведений в радиоэфире и на сайте Департамента образования города Москвы совместно с московскими школьниками участвовали учителя, ветераны, известные общественные и политические деятели.

Важнейшая задача воспитания детей и молодежи в духе гражданства и патриотизма реализуется в системе образования города Москвы по следующим приоритетным направлениям:





V.1. Cотрудничество с ветеранскими организациями;

Соглашением от 6 июня 2013 года между Московским городским советом ветеранов и Департаментом образования города Москвы на 2013-2016 гг. определены основные направления сотрудничества и совместной деятельности в области патриотического воспитания и утвержден План совместных мероприятий.

В рамках указанного Плана совместных мероприятий в ходе проведения городских мероприятий, посвящённых юбилейным, памятным событиям российской истории, основное внимание уделяется:


  • развитию системы школьных музеев, посвященных истории Отечественных войн;

  • патронатно-мемориальной и поисковой деятельности;

  • волонтерской деятельности.

Для образовательных организаций развитие системы школьных музеев является одним из важнейших направлений. В городской системе образования насчитывается более 1 700 сертифицированных музеев, из которых 957 историко-патриотических, героико-патриотических и военно-патриотических музеев.

Более 95 тысяч обучающихся принимают активное участие в слётах активистов военно-исторических музеев, проводимых в местах Боевой славы, музейно-исторических олимпиадах, выставках творческих работ, школе музейного актива.

В 2015 году московские военно-исторические музеи были активно задействованы в воспитательной работе столичных школ.

Только на базе Центрального музея Великой Отечественной войны были проведены:



  • Всероссийский урок Мужества, Всероссийский урок Победы;

  • Фестиваль школьных музеев «Помним Героев войны и Победы!», посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне;

  • Музейно-историческая викторина среди активистов военно-исторических музеев образовательных организаций, посвященная великим сражениям Великой Отечественной войны;

  • Церемония награждения победителей Смотра-конкурса на «Кубок Героев» за лучшую организацию патриотического воспитания в государственных образовательных организациях системы Департамента образования города Москвы;

  • Слет активистов и руководителей школьных военно-исторических музеев.

В соответствии с решением Правительства Москвы обучающиеся образовательных организаций обеспечиваются бесплатным экскурсионным обслуживанием в музеях военно-исторической направленности, подведомственных Департаменту культуры города Москвы (Музейное объединение «Музей Москвы»; Мемориальный музей космонавтики; Музей-панорама «Бородинская битва»; Государственный музей обороны Москвы).

В 8 экскурсионных программах по изучению истории и событий Великой Отечественной войны в четырех государственных военно-исторических музеях города Москвы в 2015 году приняли участие более 30 тысяч человек.

С марта по ноябрь 2015 года проведен смотр-конкурс на «Кубок Героев» за лучшую организацию патриотического воспитания в государственных образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования города Москвы. В городском этапе смотра-конкурса приняли участие 30 образовательных организаций системы Департамента образования города Москвы. 2 декабря 2015 года в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе состоялась церемония награждения победителей и участников смотра-конкурса. В церемонии награждения приняли участие представители ветеранских организаций города Москвы, Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации.

Одной из форм военно-патриотического воспитания обучающихся является патронатно-мемориальная и поисковая деятельность. Обучающиеся образовательных организаций совместно с ветеранскими организациями благоустраивают и осуществляют уход за 1 000 объектов (памятники, обелиски, могилы и братские захоронения участников Великой Отечественной войны).

120 тысяч обучающихся из 479 образовательных организаций принимают активное участие в проведении общегородских массовых патриотических акций на объектах патроната.

В рамках поисковой деятельности «Вахта памяти» была проведена по местам сражений Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на территории Троицкого и Новомосковского административного округа Москвы. 5 декабря в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. проведено торжественное закрытие «Вахты памяти» военно-патриотических объединений и поисковых отрядов образовательных организаций, в котором приняли участие 335 человек

В сентябре-октябре в полевых поисковых работах на территории новой Москвы, Московской, Смоленской, Тверской, Орловской областей приняли участие 218 воспитанников поисковых отрядов образовательных организаций в составе поисковых отрядов московских городских общественных поисковых организаций.

В Дни воинской славы России более 300 воспитанников из 17 образовательных организаций приняли участие в несении вахты Почетного караула на Посту № 1 у «Огня Памяти и Славы» на Поклонной горе.

Важное место в воспитании молодежи столицы занимает деятельность военно-патриотических клубов и объединений. В системе Департамента образования города Москвы работает 750 военно-патриотических молодежных клубов (объединений) общей численностью более 30 000 человек.

В системе образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы насчитывается более 50 волонтерских объединений. Регулярно оказывается помощь ветеранам Великой Отечественной войны, прежде всего, одиноким и проживающим в домах-интернатах.

Совместно с Советом ветеранов проводится цикл патриотических акций обучающихся, таких как «Помоги ветерану» по оказанию адресной помощи и «Эстафета доброты» в госпиталях и реабилитационных центрах города Москвы, а также концертные мероприятия, приуроченные к памятным и знаменательным датам.

В рамках мероприятий по улучшению социально-экономических условий жизни ветеранов Великой Отечественной войны проводится гражданско-патриотическая акция «Чистые окна», в ходе которой студенты 38 образовательных организаций профессионального образования (более 1 200 чел.) оказывают адресную помощь ветеранам Великой Отечественной войны и пожилым людям, прежде всего, одиноким и проживающим в домах-интернатах и домах социального использования.


V. 2. Подготовка обучающейся молодежи к военной службе

Подготовка обучающейся молодежи к военной службе осуществляется в рамках Соглашения между Правительством Москвы, Военным комиссариатом города Москвы и Региональным отделением ДОСААФ России города Москвы в области военно-патриотического воспитания молодежи, подготовки граждан к военной службе в вооруженных силах.

В настоящее время статус регионального центра по военно-патриотическому воспитанию и подготовке молодёжи города Москвы к военной службе получил Центр военно-патриотического и гражданского воспитания Департамента образования города Москвы.

Комплексный план мероприятий Регионального центра на 2014-2018 гг. реализуется совместно с учреждениями Департаментов здравоохранения, физической культуры и спорта, Военным комиссариатом и региональным отделением ДОСААФ России.

В 2015 году план по призыву граждан в ряды Вооружённых Сил Российской Федерации по городу Москвы выполнен.

В военные образовательные учреждения высшего образования Министерства обороны Российской Федерации поступили 820 чел.

Завершающим этапом подготовки по основам военной службы является проведение 5 дневных учебных сборов с юношами 10-х классов и студентами 2 курса.

В текущем 2015-2016 учебном году учебные сборы уже прошли свыше 9 тысяч обучающихся школ и колледжей города Москвы.

В финалах Всероссийских спартакиад третий год подряд команда «Москва» занимает призовые места по военно-прикладным видам спорта.

В конце ноября 2015 года стартовал новый проект «Субботы мужества». В рамках «Суббот мужества» проводятся экскурсии, лекции и мастер-классы по строевой и огневой подготовке, вождению и знакомству с новейшими образцами военной техники.

Мероприятия проходят на площадках ведущих военных вузов, воинских частей Московского гарнизона, Военно-патриотического парка культуры и отдыха Вооруженных Сил Российской Федерации «Патриот», городских музеев и учебных комплексов ДОСААФ России по Москве.

Основная цель проекта «Субботы мужества» – воспитание патриотов Отечества, гордости за страну и ее Вооруженные Силы, формирование положительной мотивации у обучающихся к прохождению военной службы по контракту и призыву.


V. 3. Развитие кадетского образования

Важной составляющей военно-патриотического воспитания молодежи является развитие кадетского образования как формы подготовки несовершеннолетних обучающихся к военной и государственной службе.

В ходе подготовки к 70-летию Победы директорский корпус Москвы выступил с инициативой об открытии кадетских классов на базе общеобразовательных организаций. Данная инициатива была поддержана ветеранской общественностью и Правительством Москвы.

С 1 сентября 2014 года в параллели 7-х классов 72 школ сформированы 72 кадетских класса. В 2015 году состоялся второй набор в кадетские классы. В структуре многопрофильного комплекса кадетское образование является одним из видов профильного обучения.

Одним из условий открытия кадетских классов являлась организация тесного взаимодействия с профильным силовым ведомством путем заключения соглашений о сотрудничестве между образовательной организации, профильным вузом, силовыми структурами различных уровней, ветеранской общественностью (по профилю кадетского класса) и военным комиссариатом.

Теперь почти в каждом районе города у ребят есть возможность изучать военное дело настоящим образом. Отличительной особенностью кадетских классов является то, что кадеты будут жить, общаться, развиваться рядом со своими сверстниками, а не в отрыве от них, сохраняя установившиеся связи, традиции на будущее. У них будет общее детство, что крайне важно для взаимопонимания в обществе.

Всего в Москве функционируют 102 образовательные организации – кадетские корпуса и школы с кадетскими классами, реализующие программы кадетского образования. В них обучается около 10 тысяч кадет.

Церемония принесения Клятвы кадета проводится на базе Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе, Центрального музея Вооруженных Сил Российской Федерации и других.

18 февраля 2015 года в Государственном Кремлевском Дворце прошел Первый городской Форум кадетского образования «Честь имею служить Отчизне», посвященный истории кадетства в России и приуроченный к Дню защитника Отечества. В числе гостей праздника – Герои Советского Союза и России, ветераны Великой Отечественной войны и локальных войн, военнослужащие, школьники, родители.

6 мая 2015 года состоялся первый Парад кадет города Москвы на Поклонной горе, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

7 ноября 2015 года кадеты Москвы приняли участие в торжественном Марше на Красной площади, посвященном годовщине Парада 7 ноября 1941 года.

В финальном этапе Всероссийской военно-спортивной игры «Победа», посвященной 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, проведенном в городе-герое Севастополе, команда Москвы, представленная кадетами, заняла призовое место.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница