Отчет деятельности психологической службы виртуальной учебной фирмы «Крендель +»



страница1/6
Дата27.05.2016
Размер1.15 Mb.
ТипОтчет
  1   2   3   4   5   6
Отчет деятельности психологической службы виртуальной учебной фирмы «Крендель +» за 2010 - 2011 учебный год.
Основными задачами психологической службы являются:

  • содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию сотрудников учебного предприятия;

  • формирование у них способности к самовоспитанию, саморазвитию и самоопределению;

  • обеспечение индивидуального подхода к каждому сотруднику на основе результатов психодиагностики.

Психологическое сопровождение сотрудников виртуальной учебной фирмы «Крендель +» осуществляется посредством реализации диагностической, консультативной, психопрофилактической, организационно-методической работы.

По каждому направлению были реализованы следующие виды деятельности:



  1. Диагностическое.

Изучение морально-психологического климата группы (МПК)

Для этого был разработан психодиагностический инструментарий:



  • Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Филдеру) (см. Приложение 1);

  • Определение индекса групповой сплоченности Сишора (см. Приложение 2)

  • Оценка микроклимата студенческой группы (В.М. Завьялова) (см.Приложение 3).

  • Составление справки по результатам диагностики (Приложение 4).

  1. Групповое и индивидуальное консультирование сотрудников по результатам диагностики:

  • психологическое сопровождение сотрудников организации;

  • понятие малой группы, внутригрупповые процессы, психологический климат в коллективе.

3. Психопрофилактическое

  • разработка и реализация тренинговых занятий:

  • тренинг-игра «Мафия», направлена на выявление особенностей взаимодействия в коллективе, развитие коммуникативной компетентности, отработку навыков убеждения (см. Приложение 5);

  • тренинговая программа «Развитие ассертивного поведения у руководителей» (Приложение 6);

  • тренинговая программа «Доверие» (Приложение 7);

  • тренинг «Развитие коммуникативных навыков» (Приложение 8);

  • тренинг «Улучшение психологического климата в коллективе».

  • тренинговая программа «Конструктивное разрешение конфликтов» (Приложение 9).

  • тренинг для руководителей «Управление временем» (Приложение 10).

4. Организационно-методическое:

  • оформление психологического паспорта на каждого сотрудника (см. Приложение 11);

  • заполнение протоколов результатов диагностического обследования сотрудников;

  • систематизация наглядно-раздаточного материала;

  • оформление коллажей на темы «Стресс. Способы борьбы со стрессом», «Межличностные конфликты в коллективе», «Гармония в коллективе», «25 способов повышения работоспособности», «Депрессия. Способы борьбы» (Приложение 12).

Приложение 1

Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Филдеру)

Назначение.

Методика используется для оценки психологической атмосферы в коллективе. В основе лежит метод семантического дифференциала. Методика интересна тем, что допускает анонимное обследование, а это повышает ее надежность.



Инструкция.

В предложенной таблице приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в вашей группе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре вы поставите знак *, тем более выражен этот признак в вашем коллективе.







1

2

3

4

5

6

7

8




1. Дружелюбие

























Враждебность

2. Согласие

























Несогласие

3. Удовлетворенность

























Неудовлетворенность

4. Продуктивность

























Непродуктивность

5. Теплота

























Холодность

6. Сотрудничество

























Несогласованность

7. Взаимная поддержка

























Недоброжелательность

8. Увлеченность

























Равнодушие

9. Занимательность

























Скука

10. Успешность

























Безуспешность



Обработка и анализ данных.

Ответ по каждому из 10 пунктов оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак *, тем ниже балл, тем благоприятнее психологическая атмосфера в коллективе по мнению отвечающего. Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная).

На основании индивидуальных профилей создается средний профиль, который и характеризует психологическую атмосферу в коллективе.

Приложение 2

Определение индекса групповой сплоченности Сишора.

Назначение и инструкция.

Групповую сплоченность – чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, - можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще сделать это при помощи методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма +19 баллов, минимальная - -5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.

1. Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?

1). Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5)

2). Участвую в большинстве видов деятельности (4)

3). Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3)

4). Не чувствую, что являюсь членом группы (2)

5). Живу и существую отдельно от нее (1)

6). Не знаю, затрудняюсь ответить(1)

2. Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?

1). Да, очень хотел бы перейти (1)

2). Скорее перешел бы, чем остался (2)

3). Не вижу никакой разницы (3)

4). Скорее всего, остался бы в своей группе (4)

5). Очень хотел бы остаться в своей группе (5)

6). Не знаю, трудно сказать (1)

3. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?

1). Лучше, чем в большинстве коллективов (3)

2). Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)

3). Хуже, чем в большинстве групп (1)

4). Не знаю, трудно сказать (1)

4. Каковы у вас взаимоотношения с руководством?

1). Лучше, чем в большинстве коллективов (3)

2). Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)

3). Хуже, чем в большинстве групп (1)

4). Не знаю (1)

5. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в вашем коллективе?

1). Лучше, чем в большинстве коллективов (3)

2). Примерно такое же, как и в большинстве коллективов (2)

3). Хуже, чем в большинстве групп (1)

4). Не знаю (1)

Уровни групповой сплоченности

15,1 баллов и выше – высокая;

11,6 – 15 балла – выше средней;

7 – 11,5 – средняя;

4 – 6,9 – ниже средней;

4 и ниже – низкая.



Приложение 3

Оценка микроклимата студенческой группы (В.М. Завьялова)

Инструкция.

Просим вас заполнить данную карту. В ней предлагаются показатели, характеризующие микроклимат студенческой группы. Карта составлена по принципу полярных суждений. Слева – суждения, раскрывающие психологический климат с положительной стороны, справа – с отрицательной стороны. Между полярными суждениями расположены цифры

3 2 1 0 1 2 3. ваша задача: во-первых, выбрать одно из полярных суждений (слева или справа), отражающее типичную картину взаимоотношений в вашей студенческой группе и обычного настроения в ней; во-вторых, отметить кружком одну из цифр, которая соответствует степени выраженности данного показателя.

Высокая степень выраженности – 3.

Средняя степень выраженности – 2.

Слабая степень выраженности – 1.

Если вы затрудняетесь определить, какое из двух полярных суждений отражает типичный микроклимат вашей студенческой группы, то отметьте цифру 0.

Например, обращаясь к первой строчке, вы знаете, что в вашей группе обычно бодрое и жизнерадостное настроение. Но выраженность этого показателя, по-вашему, средняя. Вам нужно отметить кружком цифру 2 в левой от нуля части.



1.

В группе обычно бодрое и жизнерадостное настроение.

3 2 1 0 1 2 3

В группе обычно настроение подавленное, мрачное.

2.

Группа активна, работоспособна.

3 2 1 0 1 2 3

Группа пассивна, инертна.

3.

Обстановка в группе спокойная, деловая.

3 2 1 0 1 2 3

Обстановка в группе нервозная, напряженная.

4.

В группе студенты чувствуют себя уютно.

3 2 1 0 1 2 3

В группе студенты чувствуют себя неуютно.

5.

Студенты знают и чувствуют, что группа, в случае необходимости защитит и поддержит их.

3 2 1 0 1 2 3

У студентов нет уверенности в поддержке группы в трудную минуту.

6.

Студенты относятся друг к другу с симпатией.

3 2 1 0 1 2 3

Взаимоотношения в группе отличаются антипатией.

7.

Коллектив справедливо относится ко всем своим членам, воздает каждому по заслугам.

3 2 1 0 1 2 3

Коллектив делится на предпочитаемых и пренебрегаемых. Необъективен в оценке отдельных членов группы.

8.

Отношения отдельных микрогрупп внутри коллектива характеризуется взаимопониманием, тактичностью, сотрудничеством в общих для коллектива делах.

3 2 1 0 1 2 3

Группировки внутри коллектива конфликтуют между собой, их члены замыкаются в своих интересах, не хотят понимать других.

9.

Конфликты в группе возникают редко, по серьезным причинам, разрешаются справедливо и доброжелательно.

3 2 1 0 1 2 3

Конфликты возникают часто, разрешаются с трудом, болезненно.

10.

В критические периоды группа сплачивается. Руководствуется принципом «Один за всех и все за одного».

3 2 1 0 1 2 3

В трудные периоды в коллективе возникает рассеянность, ссоры, взаимные упреки.

11.

Новички чувствуют к себе доброжелательное и заботливое отношение группы.

3 2 1 0 1 2 3

Группа проявляет безразличие или недоброжелательность к новичкам.

12.

Студентам нравится бывать вместе в институте и вне его.

3 2 1 0 1 2 3

Студенты не стремятся бывать вместе, каждый живет своими интересами.

13.

Студенты любят свою группу, радуются ее успехам, огорчаются неудачам.

3 2 1 0 1 2 3

Студенты свою группу не ценят. Безразличны к ее достижениям, легко соглашаются на переход в другую группу.

14.

Студенты серьезно относятся к учебе, стремятся овладеть тайнами профессии.

3 2 1 0 1 2 3

Учеба не считается первостепенным делом, стремление к учебным успехам не поощряется.

15.

В группе царит требовательность и нетерпимость к лентяям и прогульщикам.

3 2 1 0 1 2 3

К лентяям и прогульщикам относятся снисходительно.

16.

Студенты принимают активное участие в общественной жизни группы.

3 2 1 0 1 2 3

Студенты пассивны в общественной жизни группы.

17.

В группе серьезно относятся к распределению общественных поручений, учитываются пожелания и склонности каждого.

3 2 1 0 1 2 3

Поручения распределяются по принципу «Лишь бы не мне».

18.

Студенты с желанием включаются в трудовые дела группы.

3 2 1 0 1 2 3

Группу нелегко поднять на общее трудовое дело.

19.

Актив группы пользуется авторитетом и доверием.

3 2 1 0 1 2 3

В активе группы находятся люди, не пользующиеся поддержкой и уважением коллектива.

20.

Отношения между группой и куратором характеризуются доброжелательностью, пониманием, сотрудничеством.

3 2 1 0 1 2 3

Отношения группы с куратором характеризуются антипатией, конфликтностью.



Обработка данных (вариант Н.П. Фетискина)

1. Для определения психологического микроклимата (ПМ) необходимо сложить все положительные баллы, затем отрицательные и из большей суммы вычесть меньшую.

2. Оценить уровень ПМ по баллам:

50-60 баллов – высокая степень благоприятности ПМ.

40-49 баллов – средне-высокая степень благоприятности ПМ.

21-39 баллов - средняя степень благоприятности ПМ.

11-20 баллов – средне-низкая степень благоприятности ПМ.

0-10 баллов – незначительная степень благоприятности ПМ.

Неблагоприятность ПМ характеризуют баллы с отрицательным знаком, подобно позитивно-уровневой квантификации.

3. Составляется профиль ПМ, показывающий выраженность каждой из исследуемых составляющих.



Приложение 4

Справка по результатам диагностики

Малая группа как своеобразная функциональная единица в системе общественного разделения труда, как микроячейки той или иной социальной структуры, то в этом случае ответ оказывается чрезвычайно прост: возникновение малой группы следует интерпретировать как обусловленное запросами общественно-экономического характера, рожденными в недрах социальных институтов и организаций, т.е. вызванное действием объективных причин.

Групповая сплоченность как психологический признак общности.

В качестве одного из основных параметров развития малой группы большинство психологов выделяют групповую спло­ченность или единство группы. Понятие «сплоченность» использу­ется для обозначения таких социально-психологических характе­ристик малой группы, как степень психологической общности, единства членов группы, теснота и устойчивость межличностных взаимоотношений и взаимодействия, степень эмоциональной привлекательности группы для ее членов.

Уровень сплоченности малой группы определяется частотой и устойчивостью непосредственных межличностных (прежде всего — эмоциональных) контактов в ней.

Структура малой группы.

Структура малой группы — это совокупность связей, складываю­щихся в ней между индивидами. Наличие в группе функциональной структуры, то есть распределение между ее членами функций, необходимых для до­стижения цели совместной деятельности (в том числе функций руководства и исполнения) является отличительным признаком организованных групп в отличие от стихийно сложившихся групп, взаимодействие в которых между людьми носит стихийный, не­упорядоченный характер.

Формальная (или официальная) структура группы — это со­вокупность связей и отношений между индивидами, определяемая фор­мальными предписаниями (должностными инструкциями, официаль­ной структурой организации, формальным статусом индивидов). Не­формальная (или неофициальная) структура — это реально складывающаяся в организации структура связей, коммуникаций и влияния.

Социометрическая структура малой труппы — это совокупность связей между ее членами, характеризуемых взаим­ными предпочтениями и отвержениями по результатам социомет­рического теста, предложенного Д.Морено (1958). В основе соци­ометрической структуры группы лежат эмоциональные отноше­ния симпатии и антипатии, феномены межличностной привлека­тельности и популярности.

Коммуникативная структура малой группы — это совокупность связей между ее членами, характеризующиеся процессами приема и передачи информации, циркулирующей в группе. Основными ха­рактеристиками коммуникативной структуры группы являются: положение, которое занимают члены группы в системе коммуни­каций (доступ к получению и передаче информации), частота и устойчивость коммуникативных связей в группе, тип коммуника­тивных связей между членами группы (централизованные или децентрализованные «коммуникативные сети».

Социально-психологический климат в коллективе.

В отечественной социальной психологии термин "психологический климат" впервые использовал Н.С. Мансуров, который изучал производственные коллективы.


     Одним из первых раскрыл содержание СПК В.М.Шепель.
     Психологический климат, по его мнению - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Он считал, что климат отношений между людьми в организации состоит из трех составляющих. Первая составляющая - это социальный климат, который определяется осознанием общих целей и задач организации. Вторая составляющая - моральный климат, определяющийся принятыми моральными ценностями организации. Третья составляющая- это психологический климат, т.е. те неофициальные отношения, которые складываются между работниками.
Важнейшие признаки благоприятного социально-психологического климата:

1) доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;

2) доброжелательная и деловая критика;

3) свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всей группы;

4) отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;

5) достаточная информированность членов группы о ее задачах и о состоянии дел;

6) удовлетворенность принадлежностью к группе;

7) высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих фрустрацию (колебание) у кого-либо из членов группы;

8) принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов;

9) высокая сплоченность всех членов группы (Парыгин БД, 1999).

В результате диагностики были получены следующие данные.

В целом психологическая атмосфера, социально-психологический климат в коллективе учебного предприятия «Крендель +» находится на среднем уровне (14,3).

Уровень групповой сплоченности средний (8,4).

Приложение 5


Каталог: public -> uploads
uploads -> Учебно-методический комплекс учебной дисциплины методика преподавания истории
uploads -> Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 15 1 Самостоятельная работа студента 16 2 Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины 17
uploads -> Учебно-методический комплекс «Геронтопсихология»
uploads -> Учебно-методический комплекс учебной дисциплины психология духовной жизни
uploads -> Учебный план по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница