От взаимопонимания к взаимодействию И. Лаптева



Скачать 88,63 Kb.
Дата11.02.2016
Размер88,63 Kb.
#743
От взаимопонимания - к взаимодействию

И. Лаптева, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института развития личности РАО, педагог-психолог средней школы № 1188 г. Москвы

От того, как сложатся отношения педагогов и родителей, зависит очень многое и в судьбе школьника, и в деятельности педагогического коллектива. В современной школе эти отношения, как правило, сложны, противоречивы, часто конфликтны. Кто же виноват в этом? Семья или школа? А может быть, само время? И как найти общий язык?


Взаимодействие с родителями - совершенно особый вид педагогической деятельности, требующий специальных психологических знаний, такта, терпимости. Сегодня детей приводят в школу современные родители с новой психологией. Они почувствовали свои права и часто даже пытаются руководить учителями, навязывая им собственные позиции и мнения. Изменилась и внутренняя позиция педагогов. Они уже не считают возможным так однозначно, как было раньше, предъявлять требования родителям от лица общества. К тому же не будем забывать о бедственном положении учителя. Эмоционально напряженная ежедневная работа, требующая высокой квалификации, и низкая оплата, полное отсутствие социального престижа. Все это, естественно, не повышает авторитет у родителей. Впрочем, не хочу быть голословной. Познакомлю с некоторыми результатами проведенного недавно в одной из средних школ Северо-Восточного округа г. Москвы анкетирования. Они позволят нам взглянуть на проблему глазами родителей.

Глазами родителей

Так на вопрос «Считаете ли вы, что воспитание ребенка, привитие ему определенных ценностей и убеждений - дело в гораздо большей степени родителей, чем учителей в школе?», получено большинство утвердительных ответов (36 из 42 отвечавших семей). В том, что это является совместным делом учителей и родителей убеждено лишь 6 семей. Вот наиболее типичные ответы:

«Да, считаем: это дело в гораздо большей степени родителей, нежели учителей»; «Да, это дело только родителей...»; «...Семья, родители играют определяющую роль, а если школа дает высокий уровень знаний своим ученикам - это просто замечательно»; «...Школа, да и вся система образования призваны в большей степени повышать профессиональный уровень человека, а не заботиться о его душе. И моральные ценности, и принципы поведения, думаю, в первую очередь закладываются дома»;

«Воспитание ребенка - это 100 процентов дело родителей»; «Да, я считаю, что всегда воспитание ребенка, привитие ему определенных ценностей и убеждений было в первую очередь делом родителей. В настоящее время это еще более очевидно».

Правда, есть и другие мнения: «Воспитание ребенка и привитие ему определенных ценностей и убеждений - дело в равной степени и родителей, и учителей. В этой ситуации очень важно взаимодействие школы и семьи. Причем общение родителей с педагогами помогает ближе узнать детей, глубже подойти к их психологическим особенностям».

Настораживает категоричность, с которой воспитательные возможности школы полностью отбрасываются в сторону и подчеркивается, что она должна работать в основном как образовательное учреждение.

На вопрос «Считаете ли вы, что родители имеют право непосредственно вмешиваться в конфликты между детьми в школе?» получено большинство утвердительных ответов. Вот несколько из них: «Родители имеют право вмешиваться в конфликты между детьми, чтобы помочь им разрешить ситуацию»; «Только в исключительных случаях, если конфликты угрожают здоровью или мешают учебе»; «В том случае, когда педагог игнорирует эти конфликты, родители должны вмешиваться, но делать это нужно очень деликатно, разбираясь во всех тонкостях, не унижая ни одну из конфликтующих сторон»; «В зависимости от характера конфликта. Если он на уровне детской ссоры, то - нет. А если ребенок морально или физически подавляется и неоднократно, тогда - да»; «Вмешательство возможно (особенно в начальной школе) в зависимости от конфликта, в разумной форме». Встречаются и достаточно мудрые, конструктивные ответы (к сожалению, их очень немного): «Открыто вмешиваться в конфликты детей, думаю, дело рискованное, поскольку можно навредить собственному ребенку. По-моему, более правильно по-дружески разобраться в ситуации, встать на позиции сторон, убедить ребенка, что в любом случае не стоит раздувать из искры пламя и т.д. Вообще, если у ребенка есть дома друзья и советчики в лице родителей, ему и в школе живется легче»; «Я считаю, что родители должны давать ребенку разумные советы, касающиеся трудных жизненных ситуаций, но вмешиваться непосредственно в конфликты между детьми в школе нецелесообразно - ребенок должен сам научиться разбираться со своими трудностями»; «Если между ребенком и родителями откровенные, дружеские отношения и родители знают о конфликте и его причинах, то нет никакой необходимости непосредственно вмешиваться в конфликт между детьми в школе, ведь дома, вместе со своим ребенком можно спокойно разобраться в сложившейся ситуации и помочь ему самому найти пути выхода из конфликта». Что на это сказать? Думается, позиция родителей, согласно которой они имеют право непосредственно вмешиваться в конфликты Между детьми в школе, крайне неблагоприятна для сотрудничества. Чреватая отрицательными последствиями в отношениях со сверстниками для их же ребенка, она нарушает ход учебно-воспитательного процесса, выражает недоверие учителю, классному руководителю. И даже те ответы, которые охарактеризованы как конструктивные, не предусматривают сотрудничества с педагогами. Последний вопрос анкеты выяснял, совпадает ли, по мнению родителей, поведение ребенка: в школе со взрослыми, в кругу товарищей, дома? Если не совпадает, то в чем? Ответ «да» получен в 20 случаях, «нет» - в 15 (36 процентов), 7 отвечавших воздержались от ответа. Родители давали подробные ответы, среди которых встречаются, например, такие: «Совпадает почти во всем, покапризничать можно только с мамой»; «В школе и дома ребенок ведет себя по-разному, и я считаю это совершенно естественным»; «Нет, в школе более ответственная, сдержанная, исполнительная»; «Не совпадает. Вне дома чувствует себя взрослее, поведение более воспитанное, ответственное»; «Не совпадает. С детьми - общителен, раскрепощен, дома - естественен, раскован, в школе с педагогами - скован, замкнут».

Каждый по-своему

Воздержимся от комментариев. Скажем только, что такова реальность. Но значит ли это, что школа и семья не могут найти точки соприкосновения? Конечно, нет. Как видим, никто не отрицает, что все они - и родители, и педагоги - каждый по-своему участвует в воспитании. У каждого есть свои преимущества в видении ребенка и способах воздействия на него. Педагог имеет возможность наблюдать его в общении с товарищами, учителями, в процессе учения, то есть в тех ситуациях, которые большей частью недоступны наблюдению родителей, поэтому они, очевидно, и не имеют полного знания о развитии своего чада. Но учитель не знает о жизни ребенка в семье, не видит его в общении с близкими и с самим собой, и у него также нет целостной картины развития. Учителя и родители как партнеры в воспитании дополняют друг друга. Их союз на благо ребенка дает возможность выявить сильные стороны каждого и скорректировать свои ошибки. Исходя из потребностей современного этапа развития школы, необходима коррекция тех теоретических позиций взаимодействия семьи и школы, которые были приняты в педагогической науке раньше и кратко выражались тезисами о полном совпадении целей семейного и общественного воспитания, об отсутствии противоречий между воспитанием в семье и общественной системой воспитания. Увы, как в прошлом, так и особенно в настоящем отсутствует полное единство целей и задач семьи и общества, и это является причиной многих противоречий в отношениях педагогов и родителей. Механизм семейного и общественного воспитания неодинаков. Воспитание в семье характеризуется большей личной значимостью и зависимостью, непосредственным воздействием на ребенка. Эмоциональное и интимное, оно занимает в его жизни значительно большую часть времени. Родители чаще всего стремятся к тому, чтобы их наследник как можно глубже впитал в себя их ценности, убеждения, уклад жизни, дух семейных взаимоотношений. Обычно родители организуют жизнь ребенка на основе своих житейских представлений, подчиняясь общей организации жизнедеятельности своей семьи, личным потребностям и возможностям. Жизнь родителей в разных семьях в большей или меньшей степени пронизана государственными интересами, но их моральные принципы не всегда полностью соответствуют общепринятым.

Воспитательный процесс в школе более целенаправлен и рационален, чем в семье. Цели воспитания здесь определяются едиными программами воспитания и обучения, в которых отражены потребности общества и государства. В своем стремлении к взаимодействию школа должна учитывать приоритетность семьи в формировании личности ребенка. В то же время и педагоги, несомненно, несут ответственность за результаты воспитания, и их усилия вносят существенный вклад в формирование личности каждого ребенка. Учитель, классный руководитель, педагог-психолог имеют возможность квалифицированно помогать родителям, создавая у них потребность в соответствующем взаимодействии.

Добросовестность и заинтересованность

Да, между семейным и общественным воспитанием существуют противоречия, обусловленные уровнем развития общества, ценностными ориентациями конкретных семей. Педагогическая наука призвана, выявляя специфику и сущность этих противоречий, находить пути их разрешения. Необходимо искать компромисс между общественным и семейным, создавать новую систему воспитания. Ей должна быть присуща гласность, подразумевающая своевременное и полное выявление и разумное разрешение противоречий, а не их игнорирование или камуфлирование. Что помогает достигать положительных результатов в отношениях педагогов с родителями? Опыт показывает, что это, во-первых, добровольность в сотрудничестве. Во-вторых, искренняя заинтересованность педагогов в решении семейных проблем. В-третьих, уверенность родителей в доброжелательности и компетентности учителя. И еще - конфиденциальность индивидуального общения с педагогом. Взаимопонимание и взаимодействие возникают тогда, когда педагоги с уважением относятся к взглядам и убеждениям родителей, признают их право воспитывать у своего ребенка те качества, которые являются ценными именно с их точки зрения. Такой подход не только повышает эффективность взаимодействия, но и делает его более гуманным.

Схематически пути взаимодействия педагогического коллектива с родителями мне видятся такими, (см. схему)

К внешним способам относится создание правил взаимодействия как для учителей, так и для родителей. Они не ущемляют свободы ни тех, ни других, не противоречат демократическим принципам. Ведь хорошо известно, что нет свободы без дисциплины, так же, как и дисциплины без свободы. Насколько это разные понятия, настолько они необходимы друг другу. Поэтому нормальное, разумное решение вопроса - в установлении определенных правил, основанных на равноправии сторон и направленных на то, чтобы наиболее рационально использовать рабочее время педагога и свободное время родителей, планировать учебно-воспитательный процесс, избегать лишних эмоциональных нагрузок. Такие правила разработаны в московской средней школе, где автор работает педагогом-психологом. Подчеркну, что приняты они добровольно, в согласии, и ни в коей мере не являются каким-то односторонним административным решением. Составляя их, мы исходили из конкретных условий нашей школы, поэтому хочу предостеречь читателя" от слепого копирования. Итак, что же это за правила? В общем-то они просты и понятны. Родители, отдавшие детей учиться в данную школу, должны доверять ее учебно-воспитательной программе, а также учителям как преподавателям и воспитателям. Они имеют право на информацию об учебно-воспитательной программе школы, об успеваемости и дисциплине ребенка, но непосредственно не вмешиваются в учебно-воспитательный процесс, в конфликты Между детьми в школе. Считаясь с замечаниями и предложениями учителей по поводу воспитания и обучения ребенка, они принимают соответствующие меры. Со своей стороны, педагоги предоставляют родителям всю информацию, уважают их право на собственные взгляды и убеждения по поводу воспитания ребенка, но высказывают и свои замечания и предложения.

Такие отношения, думается, помогут добиться взаимопонимания, а от него - прямой путь к взаимодействию. Оно нам видится (и это зафиксировано в правилах),в том, что родители и педагоги являются равноправными партнерами в воспитании. Возникающие между ними конфликты и противоречия не игнорируются, а цивилизованно разрешаются. При индивидуальном общении педагога с родителями должна соблюдаться конфиденциальность, и для такого общения выделяется определенное время (например, один раз в неделю в такой-то день и час) или необходима предварительная договоренность.

Взаимодействие семьи и школы будет эффективным только в том случае, если одновременно с разработкой и соблюдением правил используются и внутренние способы. К ним относятся индивидуальные (консультации), и групповые (семинары, тренинги) занятия с учителями и родителями. Акцент в работе с учителями должен быть сделан на их обучении психологическим основам взаимодействия, например, таким, как психология помощи и работа учителя с семьей; общение учителя с родителями как диалог; возможные конфликты, управление и способы их разрешения; типология семей и семейного воспитания. Содержанием работы с родителями может стать их педагогическое и психологическое просвещение: знакомство с возрастными психологическими особенностями детей, с возможностями семейного воспитания. Наибольший эффект дает индивидуальная работа с родителями, проводимая в форме психолого-педагогической консультации и позволяющая максимально близко подойти к конкретным проблемам семьи и ребенка. Такая конструктивная информация воспринимается родителями с особым интересом. Вообще в рамках школы работа по организации оптимального взаимодействия педагогов с родителями может быть возложена на школьного психолога. Для этого он обладает и соответствующими профессиональными знаниями, и необходимым рабочим временем.



© Журнал «Директор школы», №3, 1996

Каталог: data -> 184 -> 869 -> 1217
data -> Ежова татьяна Владимировна проектирование педагогического дискурса в высшем профессиональном образовании будущего учителя
data -> Александрова Лада Анатольевна
data -> «Особенности реализации личностно-ориентированного подхода в профессиональной подготовке студентов высших учебных заведений»
data -> Программа «Управление образованием»
data -> Возрастные особенности развития детей
data -> Обретение своего лица. О педагогической программе развития А. Гавралан
data -> Федеральное государственное автономное образовательное

Скачать 88,63 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница