От «бесполой» педагогики к гендерно ориентированному образованию Л. П. Шустова



Скачать 141.06 Kb.
Дата14.02.2016
Размер141.06 Kb.
От «бесполой» педагогики к гендерно ориентированному образованию
Л.П. Шустова,

УИПКПРО, г. Ульяновск

«…тотально одинаковое обучение подростков без специальных форм

и способов разрешения конфликтов…приводит к искаженным,

инвалидизированным представлениям о межполовых отношениях

и закладывает мощные основания для последующей войны полов»

Б.И. Хасан, Г.М. Бреслав, 1996

Одной из важнейших задач современной школы является социализация подрастающего поколения, в процессе которой создаются условия для эффективного развития личности. Одним из ее видов, существенно сказывающимся на будущем воспитанников, является гендерная социализация.

Под гендерной социализацией в педагогике понимается двусторонний социально-педагогический процесс создания у мальчиков и девочек представлений о мужественности и женственности, направленный на совершенствование их индивидуальности и ориентированный на становление и развитие полоролевого поведения.

Сущность ее, согласно А.В. Мудрику, заключается в том, что мальчики и девочки, развиваясь в условиях жизни конкретного общества, усваивают и воспроизводят принятые в нем гендерные роли и культуру взаимоотношения полов [5, с. 15].

Важнейшим институтом образования, играющим определяющую роль в процессе гендерной социализации личности, является школа. Именно здесь учащиеся получают разнообразные уроки гендерных отношений.

Однако, по мнению ряда ученых (И.С. Кона, А.В. Мудрика, Р.Сабирова и др.), школьное образование индифферентно по отношению к половой принадлежности учеников. «Четыре элемента педагогической системы – цели, содержание, методология и формы обучения – традиционно «бесполые»» [8, с. 80].

Педагогика в целом и воспитание, как педагогическое явление, согласно Л.В. Штылевой, нуждаются в осмыслении и корректировке своих позиций в вопросах гендерной социализации воспитанников, так как воспроизводимые школой жесткие стандарты в отношении женственности и мужественности становятся объективным препятствием для эффективной социализации воспитанников в мире меняющихся социальных феноменов [11].

Благодаря традиционному механизму гендерной социализации происходит усвоение на неосознанном уровне с помощью некритического восприятия господствующих стереотипов маскулинности и фемининности. Отметим, что необратимые социальные сдвиги в гендерных отношениях в обществе вызывают перемены и в культурных стереотипах маскулинности и фемининности, которые, выступая ориентиром гендерной социализации молодежи, в настоящее время очень противоречивы. В современных идеалах маскулинности и фемининности, во-первых, переплетаются как традиционные, так и современные черты, а во-вторых, они значительно полнее, чем раньше, учитывают многообразие индивидуальных вариаций.

Как подчеркивает И.С. Кон, ослабление поляризации и противоречивость образов маскулинности-фемининности заставляют общество терпимее относиться к индивидуальным вариациям. «Главная тенденция современной культуры – установка на развитие индивидуальности безотносительно к какому бы то ни было заранее заданному стандарту» [2, с. 148].

Анализируя роль институтов социализации, И.С. Кон обращает внимание на то, что их эффективность должна оцениваться не столько по тому, насколько успешно они обеспечивают усвоение и воспроизводство унаследованных от прошлого ценностей и навыков, сколько по тому, готовят ли они подрастающее поколение к постановке и решению новых задач, которых не было и не могло быть в опыте прошлых поколений [4, с. 165].

Вместе с тем, российская школа продолжает воспроизводить сложившиеся веками патриархальные стереотипы и стандарты традиционной культуры в отношении женственности и мужественности. В мальчиках преимущественно воспитывается активность, рациональность, настойчивость, сдержанность; в девочках – покладистость, эмоциональность, аккуратность, зависимость, терпимость. Эти нормативные идеалы мужественности и женственности становятся препятствием на пути развития индивидуальности и личностного потенциала школьников и все чаще вступают в противоречие с изменениями, происходящими в жизни всех индустриальных стран, включая и современное российское общество. По мнению Л.В.Штылевой [11], основными из них являются:

1. Ломка традиционной гендерной стратификации, приводящая к ослаблению полярности женской и мужской ролей.

2. Изменение культурных стереотипов маскулинности и фемининности.

3. Трансформации в брачно-семейных отношениях.

4. Крах традиционных сексистских установок в отношении женщин.

5. Признание сексуальности как неотъемлемого качества личности.

В связи с этими изменениями педагогике необходимо скорректировать свои позиции в гендерной социализации воспитанников. И не случайно, в последние годы предметом обсуждения зарубежных и отечественных педагогов все чаще становится гендерное образование.

В Гендерной стратегии РФ [1] говорится о важности реформирования системы образования с учетом включения гендерно ориентированных программ, расширяющих возможности полов для свободного духовного развития.

«Гендерное образование не должно строиться на позиции противопоставления «мальчик – девочка», необходимо искать новые возможности для развития личности ребенка», - подчеркивает С. Шаронова [10, с. 134].

Поэтому все более активное развитие получает новая отрасль педагогических знаний, именуемая гендерной педагогикой. Она основывается на применении гендерного подхода, предполагающего гармонизацию поло-ролевого взаимодействия на основе эгалитаризма как принципа равных прав человека, независимо от пола.

Ценность гендерного подхода заключается в том, что он являет собой индивидуальный подход к проявлению ребенком гендерной идентичности, полагающий, что различия в поведении мужчин и женщин определяются не столько их биологическими особенностями, сколько социально-культурными факторами.

Непосредственно в социальном воспитании гендерный подход имеет своей задачей создание таких условий для воспитания мальчиков и девочек, юношей и девушек, в которых, согласно А.В. Мудрику, их развитие и духовно-ценностная ориентация будут способствовать позитивному становлению индивидуальных маскулинных, фемининных и андрогинных черт, относительно безболезненному приспособлению подрастающего поколения к реалиям полоролевых отношений в обществе и к эффективному полоролевому обособлению в нем [5].

Свободному развитию личности, становлению индивидуальности мешают исторически сложившиеся гендерные стереотипы. Они, по мнению И.С. Клециной [7], побуждают мужчин и женщин формировать модель поведения, проявляющуюся в доминировании и зависимости. Гендерный подход в образовании дает возможность отойти от предопределенности мужских и женских характеристик и показывает учащимся личностные пути развития, не ограниченные традиционными гендерными стереотипами.

Гендерно ориентированная педагогика основывается на том, что гендерная идентичность не является единообразной, жесткой, одинаковой для всех мужчин и всех женщин в рамках своего пола и исходит из признания множественности, индивидуальности и пластичности гендерных различий. Как пишет Р. Коннелл, не существует единого образа маскулинности, который обнаруживается всюду. Мы должны говорить не о маскулинности, а о «маскулинностях». Внутри одной и той же школы будут разные пути разыгрывания маскулинности, разные способы усвоения того, как стать мужчиной, разные образы «Я» [3].

Следовательно, встает задача индивидуализации гендерной идентичности и изучения субъективных смыслов и значений создания той или иной модели идентичности каждым воспитанником. В связи с этим педагогической науке в ближайшее время предстоит осмыслить психолого-педагогические условия для воспитания девочек и мальчиков, юношей и девушек, которые будут способствовать позитивному становлению индивидуальных маскулинных, фемининных и андрогинных черт, что в свою очередь предполагает активное педагогическое содействие ребенку в решении проблем, связанных с гендерными идентификацией и самореализацией.

Гендерный подход существенным образом отличается от полоролевого подхода в образовании, особенности которых раскрываются М.Л. Сабунаевой и Ю.Е. Гусевой [7]. Справедливости ради отметим, что в работах ряда ученых (А.В.Мудрика, Л.И. Столярчук и др.) гендерный и полоролевой подходы отождествлены.



Характеристики гендерного и полоролевого подходов в образовании

Гендерный подход


Полоролевой подход




1. Ориентация на нейтрализацию и смягчение различий между полами

2. Воспитание в духе свободного выбора гендерной идентичности

3. Отсутствие ориентации на «особое предназначение» мужчины и женщины

4. Поощрение деятельности, соответствующей интересам личности

5. Выбор видов поведения исходя из конкретной ситуации

6. Обоснование нецелесообразности раздельного по полу обучения

7. Тенденция к размыванию культурально сформированных гендерных схем

8. Возможность отступления от традиционных патриархатных моделей устройства общества



1. Ориентация на подчеркивание различий между полами

2. Воспитание в духе жесткого выбора половой идентичности

3. Ориентация на «особое предназначение» мужчины и женщины
4. Поощрение видов деятельности, соответствующих полу

5. Выбор видов поведения исходя из половой принадлежности

6. Обоснование целесообразности раздельного по полу обучения

7. Наличие жестких культурально сформированных гендерных схем


8. Осуждение отступлений от традиционных патриархатных моделей устройства общества

Для эффективного внедрения гендерного подхода в образование, по мнению Л.В. Штылевой [11], необходимо изучить факторы педагогической среды, влияющие на процесс формирования гендерной идентичности воспитанников разного возраста, формы школьной работы, значимые для гендерной социализации, подготовить для этого педагогический персонал. Автор полагает, что становлению адекватной гендерной идентичности будут способствовать следующие направления работы с детьми:

- дополнение зон самореализации детей (например, поощрение девочек к занятию спортом, а мальчиков к самообслуживанию);

- организация опыта равноправного сотрудничества мальчиков и девочек в совместной деятельности;

- снятие традиционных культурных запретов на эмоциональное самовыражение мальчиков, поощрение их к выражению чувств;

- создание у девочек опыта самопоощрения и повышения самооценки;

- создание условий для тренировки межполовой чувствительности (через тренинговые упражнения и игры, театрализацию, обмен ролями);

- привлечение к воспитанию детей родителей того и другого пола.

Одним из важных направлений в рамках гендерной социализации подрастающего поколения является развитие партнерских отношений между полами, воспитание их в духе гендерной толерантности. Следует пояснить, что под гендерной толерантностью нами понимается психолого-педагогическая готовность к пониманию, принятию и признанию различных типов гендерной идентичности, многообразия проявлений гендерного поведения, идей гендерного равноправия в социуме на основе активной нравственной позиции личности. [12].

В последнее время в педагогической науке все чаще появляются разработки курсов, программ гендерной тематики. Разработанная нами программа «ГормониЯ» по формированию у старшеклассников установки на гендерную толерантность основывается на осознании и коррекции в сознании воспитанников на пороге выбора жизненного пути наиболее жестких гендерных стереотипов, изучении потенциала партнерских взаимоотношений между юношами и девушками, вариативности в овладении полоролевым репертуаром. Она призвана способствовать снятию противоречия между провозглашением толерантности и гендерного равноправия в обществе и недостаточным культивированием этих идей в практике школьного образования.

Программа «ГормониЯ» направлена на решение следующих задач:

1) развитие способности к принятию собственной гендерной идентичности; 2) исследование и коррекция в сознании старшеклассников наиболее жестких гендерных стереотипов; 3) развитие межполовой чувствительности, эмпатического понимания и безусловного принятия как составляющих толерантности; 4) овладение вариативным полоролевым репертуаром поведения;

5) формирование партнерской модели взаимодействия юношей и девушек.

Программа включает в себя следующее содержание.



Раздел 1. Феномен гендерной толерантности. В нем раскрываются понятия «толерантность», «пол», «гендер», «гендерная толерантность», «фемининность», «маскулинность», «андрогинность». Завершает раздел дискуссия, посвященная поиску сходств и различий между мужчинами и женщинами.

Раздел 2. Гендер и межличностное общение юношей и девушек. В нем представлены гендерные стереотипы в общении, подобраны игры и упражнения на развитие межполовой чувствительности, освоение способов саморегуляции эмоциональных состояний, отработку умения вести конструктивный диалог и приемов бесконфликтного взаимодействия. В конце раздела – дискуссия на тему о раздельном и совместном обучении мальчиков и девочек.

Раздел 3. Гендер и увлечения. Рассматриваются гендерные стереотипы относительно художественных, спортивных, интеллектуальных, домашних и других видов увлечений, обсуждаются любимые занятия и хобби старшеклассников, мотивы их выбора и, наконец, дискуссия на тему о правомерности деления увлечений на «мужские» и «женские».

Раздел 4. Гендер и семья. Обсуждаются гендерные стереотипы, относящиеся к семье, мужские и женские семейные роли, разыгрываются ролевые игры на взаимопонимание и отработку поведения в семейном конфликте. Завершается раздел дискуссией о женском и мужском типах воспитания.

Раздел 5. Гендер и профессиональная деятельность. Он посвящен осознанию гендерных стереотипов, имеющих место в профессиональной сфере. Далее следует подборка ролевых игр на профессиональное самоопределение и дискуссия на тему о мужском и женском типах профессионализма.

Раздел 6. Гендер и общественно-политическая жизнь. В нем раскрываются гендерные стереотипы в сфере общественной жизни и в политике, поднимаются вопросы социального статуса мужчин и женщин и заключительная дискуссия о значимости гендерного равноправия в обществе.

Таким образом, содержанием программы охвачены все основные сферы жизнедеятельности человека, в которых формируются отношения между представителями различных полов, принимаемые нами как базовые человеческие отношения. Мы полагаем, что разработанная нами программа призвана содействовать воспитанию новой личности, толерантной и адаптивной к различным культурам, с приоритетами демократии во всех сферах жизни.

В связи с исследованием проблемы гендерных подходов в образовании, нельзя не отметить негативного влияния феминизации системы образования на процесс гендерной социализации воспитанников, которая становится дополнительным фактором конфликтности между полами. Ряд ученых (Г.М.Бреслав, А.В. Мудрик, Л.Н. Надолинская, Р.Сабиров, Б.И. Хасан) отмечают, что кадровая феминизация привела к феминизации требований к учащимся, к оказанию «феминного давления» на мальчиков, что в свою очередь оказывает влияние на взаимоотношения полов.

Так, Г.М. Бреслав и Б.И. Хасан [9] характеризуют школьный период как период борьбы педагогов с проявлениями пола, прежде всего, маскулинных проявлений в содержании и формах деятельности.

Вместе с тем, именно педагоги должны стать инициаторами изменения гендерных отношений в образовательных учреждениях. Педагогам необходимо понимание сущности гендерного подхода, поэтому, важным направлением в области гендерного образования должна стать психолого-педагогическая подготовка учителей, чтобы они могли квалифицированно обсуждать со школьниками проблемы роли и места полов в обществе.

В связи с этим возникает необходимость во введении в учебный план курсов повышения квалификации педагогов и психологов курса, направленного на осмысление своих позиций в вопросах гендерной социализации воспитанников. В качестве такового нами был разработан курс «Проблемы формирования гендерной толерантности школьников» с целью расширения профессиональных знаний в области гендерной педагогики и психологии, формирование гендерного самосознания педагогов и потребности в оказании психолого-педагогической поддержки принятия школьниками гендерных ролей. Осознание педагогами и психологами сущности проблемы толерантности в школьной среде, гендерных подходов в образовании представляется нам профессионально необходимым.

Разрабатывая программу, мы исходили из того, что школа, играя важную роль в процессе социализации личности, является той социальной средой, где дети уже выступают в роли субъектов общественных отношений, формируют навыки во взаимодействии с лицами разного пола. В школе в сознании ребенка закрепляется практическое значение гендерных стереотипов, отрабатываются модели поведения, которые определяют удачи и неудачи во взаимодействии с противоположным полом в настоящем и будущем.

Мы полагаем, что разработанные нами учебный курс для педагогов и психологов, а также программа для старшеклассников призваны содействовать становлению гендерного самосознания субъектов образования.

Внедрение гендерного подхода требует и гендерного анализа образовательных программ, учебников и учебных пособий, которые наполнены стереотипными представлениями: мальчики зачастую в них изображаются главными действующими лицами – смелыми и независимыми, способными на риск, а девочки – пассивными, ожидающими помощи и поддержки.

Так, гендерный анализ современных отечественных учебников, проведенный Л.В. Поповой [6], установил, что они на 66% содержат изображения представителей мужского пола, тогда как только 14% - женского. Исследование Е.Р. Ярской-Смирновой [7] показало, что учебники литературы за 7-9 классы не содержат ни одного упоминания о женщинах-писательницах.

Возникает необходимость проведения гендерной экспертизы образовательных программ и учебных пособий с целью выяснения, каким образом они влияют на гендерную социализацию в целом и потенциальные возможности самореализации детей того и другого пола.

Резюмируя предшествующие рассуждения, мы полагаем, что для того, чтобы нейтрализовать влияние процесса гендерной социализации на развитие и самореализацию воспитанников необходимо предпринять следующие шаги:

1. Провести гендерную экспертизу учебных программ и пособий с целью выявления имеющихся в них гендерных стереотипов.

2. Разработать социально-психологические основы тренингов для родителей и педагогов, помогающие отрефлексировать свой жизненный опыт и внести необходимые изменения как в собственную систему взглядов, убеждений, ожиданий относительно полов, так и в систему взаимоотношений и взаимодействий с представителями разных полов в семье и в школе.

3. Разработать программы и тренинги для учащихся по формированию у них гендерного самосознания и гендерной толерантности.

Таким образом, разработка гендерных подходов в образовании и подготовка педагогов к их осуществлению являются важным шагом в развитии педагогической науки. Основными принципами гендерной педагогики становятся толерантность, взаимозависимость и взаимодополняемость, уважение ценности личностного, индивидуального начала и «двусубъектность» в гендерных отношениях. При адекватном психолого-педагогическом осмыслении гендерно ориентированное образование призвано стать альтернативой «бесполой» педагогике, существующей в нашей стране уже долгие годы. Внедряя гендерный подход в образование, педагогическая наука тем самым будет способствовать позитивной гендерной социализации подрастающего поколения, максимальному самореализации и раскрытию потенциала юношей и девушек в процессе педагогического взаимодействия.


Литература

  1. Гендерная стратегия РФ (Проект). – М., 2004. – 25 с.

  2. Кон И.С. Введение в сексологию /И.С.Кон.- М.: Медицина, 1989.-336 с.

  3. Кон И.С. Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире / И.С. Кон. // Alma – mater / Вестник высшей школы. – 2001. - №11. – с. 35 – 41.

  4. Кон И.С. Ребенок и общество / И.С.Кон. – М.: Наука, 1988. – 270 с.

  5. Мудрик А. О полоролевом (гендерном) подходе в социальном воспитании/А. Мудрик.//Воспитательная работа в школе. – 2003.- №5. –с.15-19.

  6. Попова Л.В. Проблемы самореализации одаренных женщн // Л.В. Попова // Вопросы психологии. – 1996. - №2. – с.31 – 41.

  7. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. – СПб.: Питер, 2003. – 480 с.

  8. Сабиров Р. Наука – «бесполой» школе / Р. Сабиров. //Народное образование.-2002.-№6. – С. 79 – 87.

  9. Хасан Б.И., Бреслав Г.М. Пол и образование. Анализ конфликтов половозрастной идентификации: Красноярский гос. ун-т. / Б.И.Хасан, Г.М.Бреслав. – Красноярск, 1996. – 174 с.

  10. Шаронова С. Гендер. Образование. Мобильность / С.Шаронова // Высшее образование в России. – 2002. - № 6. – С. 130 – 134.

  11. Штылева Л.В. Педагогика и гендер: развитие гендерных подходов в образовании. http://www.ivanovo.ac.ru/win1251/jornal/jornal3/shtil.htm.

  12. Шустова Л.П. Формирование гендерной толерантности у старшеклассников: учебно-методическое пособие /под общ. ред. Р.Р. Загидуллина / Л.П. Шустова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2006. – 48 с.


Сведения об авторе

ФИО: Шустова Любовь Порфирьевна

От «бесполой» педагогики к гендерно ориентированному образованию

Ученая степень: кандидат педагогических наук

Город Ульяновск

Место работы: УИПКПРО

Должность: доцент кафедры педагогики и психологии

Почтовый адрес: 433300, Ульяновская область, г. Новоульяновск,

пер. Полевой, д.9, кв.1.

E-mail: okalady@mail.ru



Рабочий телефон: (8422) 32-57-51

Домашний телефон: (8255) 7-12-86
Каталог: files -> ipk
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ
ipk -> Педагогической и психологической методологии в процессе консалтинга инновационного развития образовательных учреждений


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница