Остапенко Татьяна Викторовна Воспитатель мадоу центр развития ребёнка детский сад №73 «Мишутка» «Педагогические условия обучения старших дошкольников приёмам кистевого письма по мотивам хохломской росписи»



Скачать 42.17 Kb.
Дата22.04.2016
Размер42.17 Kb.


Остапенко Татьяна Викторовна

Воспитатель

МАДОУ Центр развития ребёнка детский сад №73 «Мишутка»

* * *

«Педагогические условия обучения старших дошкольников приёмам кистевого письма по мотивам хохломской росписи»
Человек издавна старался украсить свое жилище и делал это он с помощью материала, который находился с ним рядом, то есть под руками — это дерево, глина, кость и т. д. Глубокое понимание народным мастерством материала позволяет создавать совершенные произведения декоративно-прикладного искусства. Дерево и глина, камень и кость, кожа и мех, солома и лоза - все эти материалы находят ограниченное использование в разных предметах быта. Они не подделываются под дорогие материалы, а обрабатываются и декорируются в соответствии с их собственными природными свойствами. Потому гончарное изделие из простой глины не спутаешь с посудой из фарфора, а медный луженый сосуд — с предметом, выполненным из серебра. Главный смысл широкого применения народного декоративного искусства в работе с дошкольниками — это воспитание предпосылок чувства глубокой любви к своей Родине, к своему народу, патриотизму, самосознания, осознания своей национальной принадлежности. Это только начало развития таких сложных чувств. Сложное, глубокое, осознанное чувство любви к Родине, своему народу, формируется гораздо позднее, но только при условии, если основы заложены в период дошкольного детства.

Цель моей работы - это разработка педагогических условий, необходимых для овладения старшими дошкольниками навыками кистевого письма по мотивам хохломской росписи в условиях ДОУ.

Мной были поставлены следующие задачи:


  • изучить искусствоведческую и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

  • дать характеристику хохломской народной росписи и изучить методики обучения составлению орнаментальной композиции детей 6-7 лет по ее мотивам;

  • диагностировать уровни владениями навыками кистевого письма по мотивам хохломской росписи;

  • выявить и апробировать педагогические условия эффективные в обучении детей приемам кистевого письма на основе композиции хохломской росписи.

Эффективность работы по обучению старших дошкольников приемам кистевого письма по мотивам хохломской росписи обусловлена следующими педагогическими условиями:

1. освоение детьми специальных приемов рисования элементов хохломской росписи (концом кисти, плашмя, тычками);

2. использование ситуаций, вхождение в образ (легенды, обыгрывание сказки);

3. со здание развивающей художественно-эстетической среды.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит общение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы этического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивает у них художественный вкус.

Обучение декоративно-прикладной росписи дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями и будут получать удовлетворение от нее. Программа детского сада устанавливает объем изобразительных умений и навыков, которыми должны овладеть дети в процессе обучения. Овладение сравнительно небольшим кругом умений даст возможность ребенку изображать самые разнообразные предметы. В своей работе я совмещала словесные и наглядные методы и приемы.

Наглядность обновляет материально-чувственную основу детской изобразительной деятельности, слово помогает созданию правильного представления, анализу и обобщению воспринятого и изображаемого. Поэтому я начала работу по знакомству старших дошкольников с хохломской росписью с создания условий для приобщения детей и родителей к народной культуре. В группу мной были внесены различные предметы расписанные хохломской росписью. Была оформлена полочка «Умных книг». Данный материал помог мне рассказать детям об особенностях хохломской росписи, об истории этого промысла. Мной была разработана серия интегрированных занятий для того, чтобы дети научились рисовать элементы хохломской росписи. Овладели техникой рисования концом кисти, держа ее в вертикальном положении, плашмя, а так же умели воспроизвести растительные элементы (кустики, травку, ягодки). Умение подбирать цвета соответствующие фону рисунка. В дальнейшем дети могли самостоятельно составлять элементы узоров.

Реализация поставленных задач способствовала составлению перспективного плана с целью обеспечения системы последовательной работы. Были разработаны дидактические игры «Найди пару», «Собери целое». Таким образом, теоретическим и опытно-экспериментальным путем было доказано, что занятия по декоративному рисованию способствуют развитию способностей детей старшего дошкольного возраста в области изодеятельности, помогают овладеть специальными приемами кистевого письма по мотивам хохломской росписи. Способствуют развитию художественно-эстетических взглядов. Следовательно, работа с использованием элементов декоративного рисования с детьми дает плодотворные результаты, способствует формированию знаний, умений, навыков, развивает их способности и творчество.


Библиографический список:
1. Алексахин Н.Н. Художественные промыслы России.-М. Наука, 2005.-321с.

2. Антонова А.Б.,Зацепина М.Б., Комарова Т.С. Красота. Радость. Творчество. Программа эстети ческого воспитания детей 2-7 лет.- М.; Знание. 2000.



3. Артемьева Л. А., ГавриловаВ.В. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет.-М.:Учитель , 2010. 4. Белошапкина А., Федосова А. Использование народного прикладного искусства на занятиях по декоративному рисованию. Дошкольное воспитание. - 1986 .- №1. -С. 14-18.

5. Выготский Л.Н.Вооражение и творчествов дошкольном возрасте. -Спб.:Союз, 1997.-92с.
Каталог: wp-content -> uploads -> 2014
2014 -> Образовательная программа высшего образования направление подготовки 38. 06. 01 Экономика
2014 -> Образовательная программа повышения квалификации «технология развития информационно-интеллектуальной компетентности»
2014 -> Литература 2013 г. 1 Ю 2 с 44 Скороходов, С. Н
2014 -> Человек в коммуникации: от категоризации эмоций к эмотивной лингвистике
2014 -> Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №504 на 2014 – 2015 учебный год
2014 -> Закон «Об образовании»
2014 -> Концепция развития открытой электронной образовательной среды


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница