Особенности учебного процесса для детей с функциональными нарушениями зрения



Скачать 63.37 Kb.
Дата08.06.2016
Размер63.37 Kb.
Особенности учебного процесса для детей с функциональными нарушениями зрения

Лавонина С.С.

Россия

г. Зеленодольск

Поскольку все органы и системы в организме человека находятся в тесной взаимосвязи, то наличие у детей нарушений зрения приводит к формированию у них специфических психолого-педагогических особенностей.

Влияние глубоких нарушений зрения на процесс развития связано с появлением отклонений во всех видах познавательной деятельности и сказывается на формировании личностной и эмоционально-волевой сфер ребенка. Наиболее резко нарушение зрения проявляется в снижении общего количества получаемой извне информации, в изменении ее качества. Значительное сокращение или полное отсутствие зрительных ощущений, восприятий, представлений в области чувственного познания ограничивает возможности формирования образов воображения, памяти, а также психологических систем, их структур, связей, функций и отношений внутри этих систем. Происходят качественные изменения системы взаимоотношений анализаторов, возникают специфические особенности в формировании образов, понятий, речи, в соотношении образного и понятийного в мыслительной деятельности, в ориентации и мобильности в пространстве и т.д.

При нарушении зрения происходит сокращение и ослабление функций зрительного восприятия у слабовидящих и частично видящих или полное прекращение восприятия у лиц с полной потерей зрительных ощущений.

У детей как зрячих, так и незрячих и слабовидящих первоначально преобладает наглядно-образный вид памяти, который формируется на основе сенсорного воспитания. Позже происходит формирование словесно-логического вида памяти. В формировании обоих видов памяти участвует двигательная память. Она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков (ходьбы, речи, письма и др.). Следует отметить, что память о событиях, вызвавших яркие эмоции, отличается прочностью и носит наглядно-образный характер. Надолго и ярко запоминаются радостные события, успехи и связанные с ними эмоции.

Память слепых и слабовидящих младших школьников характеризуется меньшей продуктивностью сравнительно с нормой, снижением запоминания наглядного материала. Эти особенности памяти обусловлены недостаточной полнотой, четкостью и стойкостью, низким уровнем обобщенности представлений, связанным со слабой дифференцировкой существенных и второстепенных признаков средств наглядности.

Мышление детей с нарушением зрения достигает высокого уровня. В своем развитии оно опирается на сохранность человеческого мозга и быстрое овладение речью. Формирование мышления у слабовидящих и слепых имеет ряд особенностей. Отмечаются трудности установления смысловых связей между объектами, изображенными на картинке, затруднения при классификации предметов.

Внимание в игровом и учебном процессах у слепых детей по своей структуре, видам и форме имеет ту же основу, что и у зрячих. Основные функции всех трех видов внимания остаются сохранными. То же самое наблюдается у частично видящих и слабовидящих. Качественные различия могут проявляться у слабовидящих и частично видящих за счет зрительного восприятия. Однако у детей с нарушениями зрения внимание компенсируется благодаря широким возможностям других анализаторов.

При дефектах зрения главным условием развития внимания является активное участие детей в любом виде деятельности (игровой, учебной, трудовой, умственной и др.). Именно в деятельности слепой и слабовидящий формируют адекватное отражение действительного мира, произвольно или непроизвольно сосредоточивая и направляя внимание на осознание объекта действительности и формирование своего сознания.

Формирование и развитие психологической системы детей, имеющих нарушения зрения, непосредственно связано с коррекционной работой. Коррекция первичного частичного дефекта медико-педагогическими и психологическими средствами повышает компенсаторные возможности, включает в структуры каждой стадии развития связи первично нарушенного анализатора с сохранными, образуя подвижную систему, сложный ансамбль психических образований, не идентичный психологической системе ни абсолютно слепого, ни зрячего.

Таким образом, наличие у детей нарушений зрения, которые часто сочетают в себе два-три различных глазных заболевания, и дополнительно сопровождаются возникновением вторичных дефектов и иных нарушений развития ребенка, приводит к формированию у них специфических психолого-педагогических особенностей.

В Российской Федерации обучение детей школьного возраста, имеющих нарушения зрения, осуществляется с учетом ряда факторов социально-экономического, социокультурного, демографического и правового характера. Обучение школьников с нарушениями зрения реализуется как на базе государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений (школы III и IV видов), так и образовательных учреждениях общего назначения (общеобразовательных школ) с созданием в них условий интегрированного обучения.

Государственные специальные (коррекционные) образовательные учреждения для слепых и слабовидящих, являясь составной частью единой государственной системы специального образования, выполняют по отношению к детям с нарушениями зрения, следующие функции:


  • учебно-воспитательную;

  • коррекционно-развивающую;

  • санитарно-гигиеническую;

  • лечебно-восстановительную;

  • социально-адаптационную;

  • профориентационную.

Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями зрения предусматривает развитие процессов компенсации, исправление и восстановление нарушенных функций, сглаживание недостатков познавательной деятельности, поиск потенциальных возможностей в становлении личности слепых и слабовидящих детей.

Специфика развития детей с нарушением зрения отражена в соответствующих образовательных программах, предусматривающих коррекционно-компенсаторную работу: развитие восприятия, конкретизацию представлений, совершенствование наглядно-образного мышления, формирование приемов и способов самоконтроля и регуляции движений; увеличение учебного времени; широкое использование оптических приспособлений, тифлоприборов, рельефно-графических (для слепых) и плоскопечатных (для слабовидящих) пособий.

Представим особенности образовательной программы для детей с нарушениями зрения по некоторым предметам:

Русский язык

Математика

Ознакомление с окружающим миром и природоведение

  • увеличение продолжительности подготовительного периода (в начальных классах);

  • для слабовидящих на начальном этапе – формирование представлений на основе обогащения зрительного опыта учащихся, соответствия между словом и конкретным образом предмета, подготовка к письму;

  • для слепых – обучение чтению и письму по системе Брайля на основе использования тактильных ощущений;

  • формирование умения работы с рельефными дидактическими материалами.

  • увеличение подготовительного периода;

  • формирование навыков и опыта ориентации в микро- и макропространстве;

  • развитие конкретных представлений о величине, форме, количестве, пространственном положении предметов и чертежно-измерительных действиях.

  • для слабовидящих – увеличение количества предметных уроков, экскурсий и практических занятий; изучение анатомии и физиологии зрения и его охраны;

  • изучение специальных приемов и способов риентирования и выполнения правил дорожного движения; специальные занятия по овладению правилами пользования тростью при передвижении;

  • для слепых – формирование умений выделить элементарные

сигнальные признаки предметов и объектов живой и неживой природы (при помощи осязания, слуха, обоняния, остаточного зрения);

Таким образом, психолого-педагогические особенности детей с нарушениями зрения детерминируют специфику организации обучения таких детей, которые проявляются не только в отличительных чертах образовательных программ по всем предметам коррекционных школ III и IV вида по сравнению с общеобразовательными, но и в создании специализированных программ обучения, содержание которых максимально ориентировано на особенности их развития.

Литература:

1.Анатомо-физиологические и нейропсихологические основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения: Учебное пособие. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. – 137 с.;

2. Гилилов Е.И. Обучение и воспитание слепых и слабовидящих: ретроспективный анализ, состояние, тенденции : учеб. пособие / Е.И. Гилилов, Г.В. Никулина ; Всерос. о-во слепых, Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ, 2001. - 55 с.;

3.Гудоиис В. Интегрированное обучение детей с нарушением зрения / В. Гудоиис, М. Баркаускайте // Дефектология. – 2006. - № 3. – С. 78-83.;



4.Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. / Л. И. Солнцева – М. : «Полиграф сервис», 2000. – 250с.;

5.Стернина Э.М. Теория и методика воспитания слепых и слабовидящих школьников : учеб. пособие / Э.М. Стернина. - Л. : ЛГПИ, 1980. - 76 с.;
Каталог: upload -> images -> files
files -> Рассмотрено и принято на педагогическом совете мбоу «Мелекесская сош с углубленным изучением отдельных предметов»
files -> Программа дошкольного образования от рождения до школы москва мозаика-синтез 2010
files -> Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
files -> Описание модели ученического самоуправленияв Муниципальном бюджетном общеобразовательномучреждении
files -> Элективный курс «Лексика и фразеология русского языка»
files -> Хазеевой Наили Ринатовны 2012-2013 учебный год пояснительная записка. Настоящая программа


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница