Особенности рынка труда и рынка образовательных услуг в заполярном монопромышленном городе



Скачать 136,84 Kb.
Дата20.04.2016
Размер136,84 Kb.
ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ТРУДА И РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ЗАПОЛЯРНОМ МОНОПРОМЫШЛЕННОМ ГОРОДЕ
В.В. Забусов, М.А. Маркеев, И.П. Ботвиньева, Л.А. Фомина

г. Норильск, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Норильский индустриальный институт»

ул. 50 лет Октября, д.7, г. Норильск, 663310, Красноярский край, nii@norvuz.ru

За последние пять лет серьёзно изменилась ситуация на российском рынке труда, в том числе в Норильском промышленном районе. Наблюдаются изменения демографической ситуации в стране, сокращение численности населения трудоспособного возраста (за прошедшие десять лет сокращение достигло 11%). Опережающими темпами растёт спрос экономики на квалифицированных рабочих и специалистов технического профиля. В то же время увеличивается спрос населения на гуманитарное образование. Проблема занятости населения наиболее остро встала в монопромышленных городах.

По данным Экспертного института при Правительстве РФ, сегодня в моногородах проживает до 25% городского населения страны. Отличительной чертой моногородов в Советском союзе была неразрывность населённого пункта и градообразующего предприятия, реализующего не только экономические, но и социальные функции, обеспечивая условия жизнедеятельности населения. Город Норильск относится к монопромышленным городам. Градообразующим предприятием является Заполярный филиал открытого акционерного общества «Горно-металлургическая компания «Норильский никель» (ЗФ ОАО «ГМК «Норникель»), от него на прямую зависит социальная стабильность и развитие территории.

До 90-х годов г. Норильск считался одним из самых привлекательных северных городов России с точки зрения материального благосостояния населения. Это явилось одним из определяющих факторов огромного притока трудового населения и закрепления жителей на территории. Действовала система «северных» гарантий и льгот, которая включала: районный коэффициент и северные надбавки к зарплате, систему льгот по пенсионному и другим видам социального обеспечения, особые условия труда и отдыха (удлинённый отпуск, низкая стоимость проезда, профилактическое лечение в пансионатах и санаториях и др.), льготы по жилищному обеспечению, ускоренное развитие социальной сферы территории и другие стимулы. Перестройка экономики начала 90-х годов повлекла за собой снижение уровня социально-экономического развития города и ухудшения качества жизни населения. Кроме того, суровые природно-климатические условия и особенность географического расположения территории накладывают свой отпечаток на условия жизни, работы и учебы, создают определенные трудности. В последние четыре года на территории НПР отсутствует устойчивый миграционный приток молодёжи и населения в трудоспособном возрасте, наблюдается дефицит трудовых ресурсов.

Богатейшие месторождения руд на территории Заполярья определили приоритетные направления развития промышленности региона. На предприятиях «Норникеля» востребованы рабочие и специалисты горно-металлургического профиля. У молодежи Норильска свои приоритеты к спектру специальностей, и они зачастую расходятся с потребностями основного работодателя. Выбор специальности абитуриентом определяется не осознанно, под воздействием различных факторов, в основном не определяющих профессиональные наклонности человека и его респектабельность в будущем. Как правило, это второстепенные факторы: советы родственников и друзей, влияния СМИ, моды и др.

Разбалансированность рынка труда и рынка образовательных услуг отрицательно сказывается на деятельности учреждений образования. В течение нескольких лет федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение ВПО «Норильский индустриальный институт» (НИИ) проводит анкетирование учащихся 10­–11 классов школ г. Норильска с целью выяснения их предпочтений при выборе вуза; формирования рейтинга популярности профессий среди выпускников школ; установления факторов, влияющих на выбор вуза и специальности.

По результатам опроса школьников 10–11 классов в 2007 г. самой престижной специальностью являлся «программист, специалист по информационным системам». Далее следовали специальности экономики и управления, большинство специальностей технического профиля, в том числе и хорошо востребованных на предприятиях ЗФ ОАО «ГМК «Норникель», у молодежи Норильского промышленного района (НПР) особой популярностью не пользовались. Это одна из проблем, в решении которой заинтересованы как НИИ, так и предприятия Группы Норникель. С целью повышения привлекательности обучения в Норильском индустриальном институте, повышения престижности технических специальностей, закрепления молодежи на территории НПР был проведен ряд мероприятий профориентационной работы с учащимися общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования совместно с ОАО «ГМК «Норильский никель» и Управлением образования города Норильска.

Аналогичное анкетирование в 2010 г. показывает определенное изменение ситуации. Хотя по-прежнему лидерами являются направления подготовки экономического и информационного профиля, технические специальности уже в большей степени привлекают выпускников школ и учреждений НПР. Так, из 614 человек, опрошенных в 2010 г., почти половина в числе интересующих назвали технические специальности. Среди них лидирующее положение заняли электроэнергетика, строительство, автоматика и управление. При этом 75% участвующих в анкетировании школьников указали, что им известно, какие специальности хорошо востребованы в регионе и в стране в целом. Среди факторов, определяющих выбор учебного заведения, опрошенные выделили следующие: регион, в котором расположен вуз – 44,1%; качество подготовки – 43,0%; комфортные условия – 38%. По окончании обучения в вузе 46% планируют трудоустраиваться «на материке» и лишь 11% – на предприятия Группы Норникель, при этом 33% ещё не определились.

Новое поколение стандартов определяет в качестве базовой (обязательной) части лишь половину (50%) основной образовательной программы (ООП) бакалавра. Кроме того, базовая часть содержит не жестко закрепленные учебные дисциплины, а требования к конечным результатам обучения (знаниям, умениям и приобретаемым компетенциям). Содержание второй (вариативной) половины ООП утверждает сам вуз, что позволит при разработке новых образовательных программ учесть потребности регионального рынка труда, желания потребителей образовательной услуги, научных и образовательных традиций.

Готовы ли работодатели к такому взаимодействию? В Норильском индустриальном институте в рамках мероприятий разработки и внедрения системы качества с 2005 г. стали регулярными социологические исследования. Проводятся мониторинги удовлетворенности преподавателей и сотрудников деятельностью института, удовлетворенности студентов организацией учебного процесса, производственных практик, проводится диагностика организационной культуры института. Сформирована база для социологических опросов. С 2006 г. введено в практику исследование уровня подготовки дипломированных специалистов в Норильском индустриальном институте, которое проводит Центр изучения общественного мнения Управления общественных связей по заказу Блока персонала и социальной политики ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель». Так, анкетирование руководителей и ведущих специалистов предприятий Группы «Норильский никель» показало, что 37,5% руководителей готовы лично принять участие (оказать содействие) в экспертизе, корректировке и согласовании учебных программ по профильным для их подразделения специальностям; 25% готовы к совместной разработке методических материалов по специальным предметам; 37,5% – к проведению в НИИ ознакомительных лекций, преподаванию специальных дисциплин.

Норильский индустриальный институт является основным поставщиком кадровых ресурсов для предприятий Группы «Норильский никель». Процесс обучения в вузе максимально учитывает особенности организации производства Компании, обеспечивает целенаправленную подготовку студентов и их первичную адаптацию к условиям производства. Немаловажным фактором является то, что большинство студентов, являясь жителями НПР, адаптированы к природно-климатическим условиям, а также социально адаптированы, «встроены» в сети социальных и родственных связей на территории. Одним из положительных аспектов содействия трудоустройству, является прохождение студентами производственной практики на предприятиях НПР, которая включает получение рабочей профессии с выдачей соответствующего документа, последующее поэтапное прохождение по всем уровням деятельности соответствующего профиля на производстве. На время практики учащимся выдаётся спецодежда, за каждым закрепляется наставник. По окончании практики студенты аттестуются комиссией, в состав которой входят руководители предприятия. С 2008 года с целью повышения мотивации учащихся к достижению максимально высокого образовательного уровня и к последующему трудоустройству на предприятия «Норильский никель» приказом Директора ЗФ установлена оплата за прохождение практики. Организация производственных практик студентов непосредственно в подразделениях предприятий создаёт уникальные возможности для эффективной целевой подготовки молодых специалистов с учетом потребностей работодателя. Тематика курсовых и дипломных проектов (работ) согласовывается с руководителями практики. Значительная часть выпускников после успешного окончания вуза трудоустраиваются на предприятия, где ранее проходили производственную практику.

Особо одарённым студентам предоставляется возможность повысить свой профессиональный уровень на металлургических предприятиях Финляндии, г. Харьявалта. Перед поездкой студентам предоставляется возможность изучения английского языка сверх часов, отведённых в учебном плане на изучение данной дисциплины.

Руководство ЗФ Компании и Норильского индустриального института объединяют давние партнерские отношения. Среди руководителей и специалистов предприятий Группы «Норильский никель» на территории НПР, где представлены выпускники практически всех российских профильных вузов, выпускники НИИ – наиболее многочисленная группа. Так, в настоящее время среди руководителей ЗФ треть (около 32%) являются выпускниками НИИ; представители Компании принимают самое активное участие в образовательном процессе и во всех видах деятельности вуза: участвуют в работе Государственных аттестационных комиссий по направлениям подготовки вуза, оказывают большую консультационную помощь студентам при курсовом и дипломном проектировании. В процедуре итоговой аттестации студентов института в обязательном порядке принимают участие ведущие специалисты и руководители предприятий – работодателей в качестве председателей ГАК и членов комиссий. К ведению учебного процесса  привлечены 24 специалиста Компании и других организаций Норильского промышленного района,  в том числе 16 чел. (62,5%) с учеными степенями и званиями.

Прогнозируя потребность в высококвалифицированных управленческих кадрах, руководство Компании с 2008 года организовало дополнительное обучение студентов НИИ на базе корпоративного университета «Норникель». Около 70 студентов третьего курса технических специальностей в рамках корпоративного проекта ЗФ ОАО «ГМК «Норникель» прошли дополнительное обучение по программе управленческой подготовки «Школа молодого менеджера».

В целом организация взаимодействия ЗФ ОАО «ГМК «Норникель» с институтом в области подготовки специалистов основывается на совместном Постановлении (от 15.04.2010 г. за № ЗФ/03-с-187/04-10), определяющем основные приоритетные направления:


  • подготовка молодых специалистов для подразделений Компании на базе НИИ с использованием системы организации практик студентов в подразделениях Компании и реализации целевых программ (программа «Профессиональный старт» и др.);

  • профессиональная переподготовка руководителей и специалистов подразделений Компании на базе факультетов и аспирантуры НИИ;

  • развитие материально-технической и учебно-методической базы НИИ с привлечением средств Компании и федерального бюджета;

  • профориентационная работа с учащимися и выпускниками школ и учреждений начального профессионального образования муниципального образования «город Норильск».

С целью повышения качества и результативности подготовки дипломированных специалистов утверждена «Комплексная программа организации и обеспечения совместной деятельности предприятий Группы «Норильский никель» и НИИ на 2010–2012 годы». Она включает такие разделы, как «Формирование заказа предприятий Группы «Норильский никель» на подготовку специалистов», «Обеспечение качества подготовки специалистов», «Повышение заинтересованности студентов в учебе и стимулирование их активности в общественной жизни», «Взаимодействие в рамках корпоративных программ». Контроль хода выполнения Программы осуществляет специально созданный Координационный Совет.

В 2009 г. в рамках очередного анкетирования было опрошено 199 руководителей и специалистов высшего звена предприятий ЗФ ОАО «ГМК «Норникель». Цели анкетирования заключались в оценке результативности подготовки дипломированных специалистов – выпускников очной формы обучения НИИ 2006–2008 г.г. и в изучении профессионального и личностного потенциала молодых специалистов.

Основные выводы проведенного исследования:


  • большинство респондентов (84%) в целом удовлетворены уровнем подготовки молодых специалистов в Норильском индустриальном институте, причем наблюдается динамика степени удовлетворенности по сравнению с 2006 г.; так, если в 2006 г. только 56,5% опрошенных давали оценку уровню подготовки как «полностью или скорее удовлетворяет», то в 2009 г. этот показатель составил уже 84,4%, оценку уровня подготовки молодых специалистов – выпускников НИИ как неудовлетворительную в 2009 г. дали лишь 1,0% опрошенных против 8,7% в 2006 г.;

  • более половины участников опроса (59%) считают, что работа, выполняемая молодыми специалистами, закончившими НИИ, соответствует специальности по диплому, 36% отметили частичное ее соответствие и лишь 5% указали на полное несоответствие;

  • две трети респондентов (64,3%) считают, что у выпускников НИИ достаточно знаний и навыков для самостоятельной работы в должности специалиста, и 35,7% отметили недостаточную подготовку, при этом практически все опрошенные (93%) сошлись во мнении, что у молодых специалистов недостаточно знаний и опыта для самостоятельной работы в должности руководителя и всего 7% участников опроса полагают, что полученных знаний и навыков достаточно;

  • по мнению участников опроса, молодым специалистам, прежде всего, необходимо развивать «способность самостоятельно принимать квалифицированные решения (68%), повышать «уровень практических знаний, умений» и нарабатывать «навык общения с людьми» (48% и 47% соответственно);

  • опрошенные руководители отметили, что в рамках расширения взаимодействия предприятий с НИИ нужно в первую очередь увеличить продолжительность производственной практики (57%), привлекать специалистов и руководителей к проведению лекций (25%) и к формированию учебных планов (20%); следует отметить, что 17% респондентов считают, что взаимодействие есть и этого достаточно;

  • каждый второй опрошенный (48%) отметил, что практически все принятые на работу выпускники НИИ проходили производственную практику у них на предприятии, 18% отметили, что лишь немногие и 27% – что выпускники НИИ не проходили практику на предприятии, где работают в данный момент;

  • результаты опроса показали, что руководители достаточно высоко оценивают значение производственной практики, так более 80% считают, что практика дает возможность студентам познакомиться с реальным производством, получить практические навыки работы по специальности; 67% считают, что практика поможет студентам точнее определиться с выбором дальнейшей работы, и 60% полагают, что с помощью практики студенты смогут понять, какие дисциплины учебного плана требуют более углубленного изучения.

Для повышения качества образовательного процесса Норильского индустриального института руководители рекомендуют:

1. Направлять студентов на прохождение производственной и преддипломной практики на предприятия, где будет в дальнейшем трудоустроен выпускник НИИ.

2. Рассмотреть возможность увеличения продолжительности производственной практики, а также более широкое привлечение специалистов и руководителей производства к проведению лекций, семинаров и к формированию учебных планов, программ.

3. Улучшить подготовку специалистов в Норильском индустриальном институте по профилирующим и общетеоретическим дисциплинам, добавить изучение специализированных компьютерных программ, необходимых для дальнейшей работы по специальности.

4. Поручать молодым специалистам больше самостоятельной работы исходя из уровня их подготовки. Предоставить возможность принимать определенные самостоятельные решения, совместно обсуждать их правильность и необходимость, тем самым развивая инициативу и способность самостоятельного квалифицированного принятия решений.

5. Закреплять за молодыми специалистами, трудоустроенными на предприятия Компании, опытного, психологически подготовленного наставника, который умеет понятно объяснять вопросы, связанные с производственным процессом. Привлекать молодых специалистов к общественной жизни предприятия.

Такая совместная работа НИИ, ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель», Городского центра занятости населения и Администрации муниципального образования г. Норильск, позволяет добиться хороших результатов по трудоустройству и закрепляемости выпускников Норильского индустриального института на предприятиях ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель», организациях и учреждениях региона. Более 10 лет в НИИ ведётся мониторинг трудоустройства выпускников, оказывается содействие по закреплению на рабочих местах, прослеживается их профессиональный рост. Анализ трудоустройства выпускников за последние 5 лет показывает, что:


  • процент трудоустроенных выпускников составляет 96,8% (в 2010г. – 82,2%);

  • трудоустроены на предприятиях ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель» порядка 62% выпускников (в 2010 г. – 65,5%);

  • остаются работать в регионе более 88,0% выпускников (в 2010 г. – 90,4%);

  • работают по специальности 85,6% выпускников (в 2010 г. – 87,1%);

  • трудоустроились на места прохождения практики более 32,0% выпускников
    (в 2010 г. – 31%);

  • ежегодно призывается в армию по состоянию на ноябрь-декабрь текущего года порядка 8–10% выпускников (в 2010 г. – 11,5%);

  • в настоящее время общая «занятость» выпускников 2009 г. составляет более 95%.

Остаются высоко востребованными все специальности «технического» профиля, а также выпускники специальности «Прикладная информатика (в экономике)». Несколько ниже трудоустройство по специальностям направлений подготовки «Экономика» и «Менеджмент».

Отзывы руководителей предприятий и организаций, на которых трудятся выпускники НИИ, свидетельствуют о высоком качестве подготовки специалистов, хороших теоретических знаниях и практических навыках в трудовой деятельности. Руководители считают, что выпускники НИИ отвечают высоким требованиям современного инженера, хорошо знакомы со спецификацией предприятий, технологией производства, методами управления, организацией труда, способны к принятию обоснованных управленческих решений. Значительная часть выпускников института составляют техническую и руководящую элиту предприятий региона.

Не смотря на достигнутые результаты коллектив Норильского индустриального института, ставит перед собой следующие первоочередные задачи, решение которых позволит сбалансировать спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг региона:

1. Устранение разрыва между требованиями работодателей к теоретической и практической подготовке выпускников НИИ и уровнем их общекультурных и профессиональных компетенций, обеспечиваемых по результатам обучения в вузе.

2. Разработка и реализация совместно с представителями работодателей в регионе комплекса мер по повышению мотивации студентов в получении качественного высшего и среднего профессионального образования.

3. Проведение мероприятий совместно с образовательными учреждениями города по повышению качества базовой подготовки школьников по физике и математике.



По результатам анализа фактов, данных исследований и полученной информации руководство института имеет возможность принимать своевременные и эффективные управленческие решения в целях позиционирования Норильского индустриального института на рынке образовательных услуг и научной продукции и повышения имиджа НИИ в регионе.


Каталог: conf8 -> reports
reports -> Международное сотрудничество как форма интеграции мировой системы высшего образования
conf8 -> Социальный опыт в контексте социализации личности
conf8 -> Формирование профессиональной я-концепции у студентов экономических специальностей в бугурусланском филиале огу
reports -> Молодежь Орловщины на рынке труда: проблемы совершенствования профориентации в посткризисных экономических условиях
reports -> И. В. Юсупова Управление Республики Коми по занятости населения, г. Сыктывкар
reports -> Социальное партнерство в профессиональном самоопределении школьников
reports -> Исследование проблем трудоустройства выпускников вузов
reports -> Практика организации профориентационной работы с молодежью
reports -> Низова Л. М к э. н., доцент Маргту


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница