Особенности развития логического мышления детей. Общие рекомендации и игры «Развитие логического мышления у детей старшегодошкольного возраста на занятиях по математике посредством дидактических игр и упражнений»
Многие педагоги и родители знают что математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит его успешность обучения математике в начальной школе.
Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже и сейчас, в период подготовки к учебной деятельности? Попробуем ответить на этот вопрос. Проанализировав свой опыт работы со старшими дошкольниками, пришла к выводу, что большой процент дошкольников затрудняются логически мыслить, анализировать, обобщать.
Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнения, обобщения, конкретизация).
Логическое мышление - это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности.
Развитие мышления дошкольника проходит несколько этапов. Сначала происходит формирование наглядно-действенного мышления, т. е. все мыслительные операции у малыша происходят через действие. В конце этого периода происходит закладка элементов наглядно-образного мышления, т. е. малыш начинает мыслить при помощи образов. А к концу старшего дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическоемышление, оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Дети учатся самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. Все виды мышления тесно связаны между собой. От уровня развития всех типов мышления зависит успешность обучения в школе, скорость усвоения материала, внимание, успеваемость в принципе.
Развивать логическое мышление старшего дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников – особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное мышление, повышать интеллектуальный уровень детей. В школе им понадобится применение таких мыслительных операций как умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать.
Для того чтобы начать работу по развитию логического мышления у детей, перед собой поставила следующие задачи:
Развитие у старших дошкольников логических приемов (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации).
Формирование умения понимать и прослеживать причинно — следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения.
Выравнивания стартовых возможностей детей по формированию элементарных математических представлений перед школой.
Развитие позитивного отношения к школе и себе.
Воспитание любви к математике.
Зачастую родители полагают, что главное при подготовке к школе — это познакомить ребёнка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать. Однако забывают о том, что нужно научить ребёнка мыслить. При обучении в школе эти умения ненадолго выручают ребёнка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается быстро (через месяц-два) и несформированность собственного умения продуктивно мыслить очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой».
Каждый ребенок - неповторимая личность и подход должен быть исключительно индивидуальный. Тем не менее психологи все же попытались определить нечто общее, присущее тому или иному образу мышления маленького человечка. Выделяют три основных типа:
наглядно-действенное познание (с помощью манипулирования предметами);
словесно-логическое познание ( с помощью понятий, слов, рассуждений).
Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 2-3 лет. Он постигает свойства предметов, учится ими оперировать, устанавливать между ними отношения и решать различные практические задачи.
На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная его форма – наглядно-образное мышление, при котором ребенок уже может решать задачи на основе предствалений, без применения практических действий.
К 5-6 годам начинается интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связанно с использованием и преобразованием понятий.
Одна из важнейших способностей человека – умение оперировать несколькими понятиями одновременно. Например, при чтении важно не забывать предыдущий текст, при пересчете помнить уже полученные суммы, закрывая дверь, не забывать о ключах и т. д.
Как научить этому ребенку? Как развить эти способности? Уровней такой подготовки может быть несколько.