Особенности развития интеллекта у студентов



Скачать 51.39 Kb.
Дата20.05.2016
Размер51.39 Kb.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ
Жданова С.Ю.,

философско-социологический факультет,

Пермский государственный университет

В контексте проблемы познания индивидуальности человека особый интерес представляет изучение особенностей развития интеллекта у взрослых. К сожалению, данный вопрос является недостаточно изученным. Имеющиеся исследования касаются в основном изучения структур общего интеллекта [1], при этом большая часть работ выполнена зарубежными психологами [10; 11; 12; 13]. В отечественной психологии данный вопрос является недостаточно изученным. Исследуя проблему развития интеллекта в период взрослости, следует отметить, что особый интерес представляет также вопрос о динамике развития и особенностях взаимосвязей структур общего и социального интеллекта. Впервые термин социального интеллекта был введен в 1920 году Э. Торндайком для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях» [6]. В дальнейшем определенный вклад в развитие данного понятия был внесен Г. Олпортом (1937), который рассматривал социальный интеллект как способность человека высказывать суждения о людях и прогнозировать наиболее вероятные реакции человека [10]. Феномен социального интеллекта также изучал Дж. Гилфорд [6]. Он определял данное понятие как систему интеллектуальных способностей человека, независимых от общего интеллекта, познание информации, связанной с поведением субъекта. В настоящее время большинство психологов рассматривают понятие социального интеллекта, как способность человека понимать, прогнозировать поведение других людей, распознавать их намерения, чувства, эмоциональные состояния по вербальной и невербальной экспрессии [6, с. 3].


Говоря о проблеме развития социального интеллекта и особенностях его взаимодействия со структурами общего интеллекта, авторы в основном останавливаются на изучении данного вопроса в младшем школьном возрасте[5; 11]. Вместе с тем, особый интерес представляет вопрос о том, что происходит в развитии социального интеллекта за пределами детства. Анализ литературы показывает, что данный вопрос остается малоизученным. Изучение социального интеллекта на выборке студенческого возраста осуществлялось в исследовании Дж. Гидфорда и О. Салливан (1965;1975), а также в исследовании Е.С.Михайловой (Алешиной) (1996), однако авторов интересовал вопрос об уровне развития социального интеллекта у студентов, а также особенностях взаимодействия социального интеллекта со структурами общего интеллекта [6]. Динамика развития общего и социального интеллекта авторами исследования во внимание не принималась.

С целью изучения особенностей развития общего и социального интеллекта в студенческом возрасте нами было организовано и проведено собственное эмпирическое исследование. Исследование осуществлялось на выборке студентов 1-х, 3-х, 5-х курсов физического и философско-социологического факультета отделения «Психология» Пермского государственного университета. Общее количество обследованных составило 180 человек. Выборка была уравновешенна по полу и возрасту. В ходе исследования были использованы следующие методы и методики исследования. Методики, направленные на изучение общих структур интеллекта: методика Р. Кеттелла (фактор В), методика КОТ, тест структуры интеллекта Амтхауэра. Для изучения особенностей социального интеллекта использовалась методика Дж. Гилфорда и М. Салливена (1996).

В ходе исследования были получены следующие результаты. Было обнаружено, что по мере возрастных изменений студентов происходит развитие их интеллектуальной сферы. Это проявляется в том, что по сравнению со студентами первых курсов студенты старших курсов отличаются более высокими показателями общего и социального интеллекта. Для студентов старших курсов в большей мере характерны способность к осмыслению нового материала, обоснованным заключениям (t=3,650, p<0, 001); способность к индуктивному мышлению (t=2,367, p<0,05), к оперированию вербальными понятиями (t=3,425, p<0,001), способность выносить суждение (t=4,516, p<0,001). Также студентов старших курсов в большей мере характеризует способность предвидеть последствия поведения человека (t=3,041, p<0,001), способность к логическому обобщению (t=2,657, p<0,01), способность понимать значение вербальных и невербальных реакций человека (t=2,504, p<0,05), способность понимать логику развития ситуаций взаимодействия (t=3,07, p<0,001). Отсутствие выраженных отличий между студентами 3 и 5 курсов, позволяет говорить о том, что структуры интеллекта претерпевают изменение в основном к третьему курсу, далее развитие интеллекта осуществляется более плавно. Наиболее выраженные отличия у студентов 3 и 5 курсов наблюдаются между показателями социального интеллекта: способностью предвидеть последствия поведения (t=3,657, p<0,01), способностью к логическому обобщению, выделению существенных признаков в невербальных реакциях человека (t=2,608, p<0,05). Существенные отличия по мере возрастных изменений наблюдаются также в особенностях взаимосвязей характеристик познания индивидуальности с показателями интеллекта. Анализ данных взаимосвязей показывает, что для студентов первого курса выраженные взаимосвязи наблюдаются с показателями общего интеллекта: способностью к абстрагированию, оперированию вербальными понятиями (r=408, p<0,01), способностью выносить суждение. К третьему и пятому курсу наряду с показателями общего интеллекта выраженные взаимосвязи наблюдаются также с показателями социального интеллекта. К числу данных взаимосвязей следует отнести взаимосвязи с такими показателями как: способность к абстрагированию, к оперированию вербальными понятиями (r=431, p<0,001); способность выносить суждение (r=0,467, p<0,001); понимать взаимоотношения и вербальные значения реакций человека (r=413, p<0,001), предвидеть последствия поведения (r=0,387, p<0,01); способность понимать логику развития ситуаций взаимодействия (r=450, p<0,001).

Сравнительный анализ результатов исследования позволяет говорить о том, что структуры общего интеллекта характеризуются высокими показателями в обеих выборках. Однако более высокие значения по показателю социального интеллекта наблюдаются у студентов-психологов. Это можно объяснить особенностями их профессиональной деятельности, в процессе которой особое значение придается развитию навыков понимания и интерпретации поведения и поступков других людей. Следует подчеркнуть, что студенты-психологи третьего курса отличаются более высокими показателями социального интеллекта, по сравнению со студентами первого курса. У студентов-физиков такой отчетливой динамики в развитии показателей социального интеллекта не наблюдается.

В целом полученные результаты исследования свидетельствуют о динамике развития и взаимосвязи структур общего и социального интеллекта у лиц студенческого возраста.

Литература:



  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания /Б.Г. Ананьев. Л., 1968. 338 с.

  2. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 336 с.

  3. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М., 1996. Гл. 1-3. С. 4-110.

  4. Жданова С.Ю. Особенности совместного проявления свойств интегральной индивидуальности и интеллекта и их влияние на учебную деятельность студентов./Творческое наследие А.В. Брушлинского и О.К. Тихомирова и современная психология мышления» (к 70-летию со дня рождения). Тезисы докладов на научной конференции. Москва, ИП РАН, 22-23 мая 2003 г. Отв. Ред.: В.В. Знаков, Т.В. Корнилова. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2003. С. 271-274.

  5. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. 992 с.

  6. Михайлова (Алешина) У.С. Методика исследования социального интеллекта. Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена. СПб. 1996.

  7. Пиаже Ж. Природа интеллекта // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Петухова. М., 1981. С. 47-59.

  8. Суворов В.В. Интеллект – аксиома психической реальности // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1999. №3. С. 66-75.

  9. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – М.: 1997. 392 с.

  10. Allport G.W. Personality: A Psychological Interpretation. NY, 1937, p. 313-516.

  11. Flavell J.H. Cognitive development (2nd ed.). Engle-wood Cliffs, NJ: Prentice Hall. 1985.

  12. Hebb D.O. A textbook of psychology. Philadelphia; Saunders. 1966.

  13. Schaie, K.W. (1990). Intellectual development in adulthood. In J. Birren & K.W. Schaie (Eds.), Handbook of psychology of aging (3rd.ed., pp. 291-310). San Diego: Academic Press.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница