Особенности работы с одарёнными детьми в условиях предшкольного образования



Дата28.04.2016
Размер90.8 Kb.


Казакова Г.М.,

методист кафедры педагогики и психологии ТОГОАУДПО

«Институт повышения работников образования»
Особенности работы с одарёнными детьми

в условиях предшкольного образования
В настоящее время проблемы раннего выявления и развития одарённых детей, разработки инновационных подходов к организации учебно-воспитательного процесса для данной категории являются одними из наиболее актуальных в современной отечественной и зарубежной педагогике. Они напрямую связаны с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, требующего активного формирования интеллектуальных ресурсов общества, и, следовательно, организации целенаправленного образования людей с ярко выраженными способностями в той или иной области знаний.

Одарённость - одно из самых интересных явлений человеческой психики, по-прежнему во многом остающееся для нас загадочным. Специалисты называют одарённостью генетически обусловленный компонент способностей, в значительной мере определяющий темп и результат развития индивида. Внешнее окружение либо подавляет его, либо помогает (если это благоприятная окружающая среда и квалифицированное психолого-педагогическое руководство) природному дару ребёнка трансформироваться в выдающийся талант, а самому ребёнку стать успешной творческой личностью.

Одарённый дошкольник отличается от своих сверстников более высоким уровнем обучаемости, большими возможностями усвоения нового. В процессе подготовки детей к школе это можно использовать по-разному. Самый простой путь - попытаться дать такому ребёнку как можно больше знаний по программе начальной школы. Но, как показывают исследования, в большинстве случаев этот путь приведёт лишь к ускорению умственного развития: у малыша, в пятилетнем возрасте освоившего азы школьной премудрости, больше возможностей раньше поступить в школу и, соответственно, раньше её окончить, но не более того. Поэтому эффективным будет другой путь - не дать одарённости угаснуть, способствовать её дальнейшему максимальному развитию.

Одарённые дети 6-7 лет остаются дошкольниками со всеми присущими возрасту психологическими особенностями, которые необходимо учитывать, избегая «овзросления» детей, на которое может наталкивать педагога высокий уровень умственного развития его воспитанников. Необходимо отметить, что к одарённым дошкольникам (так же, как и к дошкольникам вообще) неприменимы школьные требования и приёмы обучения. Воспитательно-образовательная работа с одарёнными детьми имеет характерные сложности, в которых значительную роль играют опережающее развитие и нетрадиционный взгляд на мир.

Существует мнение, что одарённость всегда «глобальна», в силу чего дети с незаурядными умственными возможностями достигают высоких успехов в обучении, так как им вообще нравится учиться. Однако это явление не столь закономерно. Нередко наблюдается специфическая направленность познавательной мотивации одарённых детей: высокий уровень мотивации наблюдается лишь в тех областях знания, которые связаны с их ведущими способностями. При этом одарённый ребёнок может не только не проявлять интереса к другим областям знания, но и игнорировать «ненужные», с его точки зрения, предметные области, вступая из-за этого в конфликт со взрослыми. В этой связи особенно важно, чтобы работа с одарёнными детьми велась с учётом их существенных потребностей, специфических индивидуальных и типологических особенностей на разных возрастных этапах.

Ведущей деятельностью одарённых детей, также как и обычных, продолжает оставаться сюжетно-ролевая игра, неизменно вызывающая их интерес и эмоциональный отклик. Соответственно она остаётся и основной формой проведения развивающих занятий, на которых большая часть заданий даётся в игровой, максимально привлекательной для детей форме. Кроме того, в процессе образовательной деятельности следует использовать принципы максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; возрастания роли нерегламентированной деятельности; создания условий для совместной работы детей при минимальном участии педагога, а также принцип свободы выбора одарёнными детьми дополнительных образовательных услуг, помощи со стороны взрослых или сверстников.

Работа с одарёнными дошкольниками предполагает использование специальных методов и способов преподнесения заданий, различных педагогических технологий, позволяющих таким детям самостоятельно искать и находить ответы на интересующие их вопросы. Ведущими и основными являются методы творческого характера (проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные) в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы, имеющие высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствующие уровню познавательной активности и интересов одарённых детей.

Основной акцент в образовательном процесс делается не на то, что изучать, а на то, как изучать. Если одарённому ребёнку предоставляется возможность свободно распоряжаться временем и пространством, не торопясь с выполнением задания и не перескакивая с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научится применять свои открытия в практической деятельности. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предложения, глубоко вникать в сущность проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.

Традиционная педагогическая стратегия - от знаний к проблеме – не даёт возможности выработать умения и навыки самостоятельного научного поиска, поскольку для усвоения даются его готовые результаты. Следовательно, от педагога требуется не сообщать знания в готовом виде, а ставить перед детьми проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. При этом образовательный процесс строится вокруг ребёнка, вся работа организуется в малых группах. Роль взрослого сводится к наблюдению, поддержке - не более. Результатом проведения занятий с использованием проблемно-поисковой технологии становится не просто более качественное усвоение знаний, но также мощное развитие интеллекта, творческих способностей детей, так как она предполагает постоянную включенность в познавательную ситуацию и внутренний поиск, принципиально иную организацию мышления как активного процесса осмысления и переработки информации, приводящего к озарениям, находкам, собственным открытиям.

В максимальной степени развитию умственных способностей старших дошкольников способствуют действия по построению и использованию наглядных моделей, которые без специального вмешательства взрослых создаются детьми в разных видах деятельности: рисовании, аппликации, конструировании, в сюжетно-ролевой игре. Однако при этом дошкольники обычно не выделяют их соотношения с изображаемой действительностью, что уменьшает возможности развития умственных способностей. Если же наглядные модели становятся средством обучения, т.е. их построение и использование осуществляется детьми сознательно, под руководством взрослых и направлено на решение умственных задач, связанных с усвоением определенных знаний, - максимально реализуются потенциальные возможности развития способностей: от построения и использования реальных (графических, предметных, двигательных) моделей дети постепенно переходят к их построению и использованию «в уме». В результате средства обучения превращаются в средства собственного мышления: построения замыслов, планирования действий, решения различных умственных задач.

Положительных результатов в работе с одарёнными дошкольниками позволяет достичь использование проектной исследовательской деятельности, способствующей эффективной реализации особенностей их развития без ущерба для окружающих и образовательного процесса. В исследовательской деятельности развиваются оригинальность и самостоятельность мышления детей, формируется устойчивость интересов в какой-либо области, складываются детские коллективы «по интересам». При участии в проектной деятельности ребёнку необходима помощь и педагога, и родителей. При этом необходимо работать вместе с малышом, а не вместо него, навязывая линию поведения и ведя к запланированному результату.

Структурная целостность образовательного процесса с одарёнными детьми основана на взаимозависимости компонентов структурирования: идеи - содержание - обновление содержания обучения, вариативность образовательных программ - определение индивидуальных образовательных траекторий - технологии - методика развивающего обучения и практика - образовательная деятельность - помощь семьи в образовании и воспитании детей. В его организации следует предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе информационных технологий. В той мере, в какой у ребёнка есть потребность в быстром получении больших объёмов информации и обратной связи о своих действиях, возможно применение компьютеризованных средств обучения.

Для реализации в педагогическом процессе воспитательных целей необходимо в содержании образования выделять элементы, способствующие развитию таких личностных качеств, как целеустремленность, настойчивость, ответственность, альтруизм, дружелюбие, сочувствие и сопереживание, позитивная самооценка и уверенность в себе, адекватный уровень притязаний. При этом в деятельности педагога следует предусматривать реализацию личностно-ориентированного подхода; создание системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований; изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности; внедрение в образовательный процесс идеи гармонизации всех областей знания в системе планирования; управление процессом развития интеллектуальных способностей одарённых дошкольников.

Как показывает практика, наиболее эффективным методом взаимодействия педагога с высоко одарённым ребёнком являются индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. При организации индивидуальной работы педагог знакомится с данными психологов (ведущий тип памяти, мышления, объём внимания, карта интересов и т.д.); составляет план занятий с ребёнком с учётом его интересов, склонностей (гуманитарные, математические, естественно-научные, музыкальные и т.д.), психических особенностей; разрабатывает систему продуктивных заданий с соответствующей степенью сложности, определяет темы консультаций по наиболее сложным вопросам; выбирает форму отчёта ребёнка по осваиваемой теме (тесты, вопросы и т.д.) за определённые промежутки времени и т.д.

Многочисленные проблемы и трудности одарённых детей нуждаются в особом, сбалансированном подходе к процессу оказания им помощи. Нередко одарённый ребёнок ставит перед собой завышенные цели, не имея возможности их достичь, так как у него ещё не выработалось умение правильно оценивать перспективу, выбирать оптимальные пути решения поставленных задач. Это, как правило, вызывает сильнейшие переживания, потерю уверенности в своих силах, снижение самооценки. В этой связи одной из основных задач взрослого является задача научить детей не только понимать других, но и лучше разбираться в своих чувствах и переживаниях. Необходимо во всех сферах деятельности всячески поддерживать детскую инициативу, быть готовым изменить ход занятий в соответствии с ней. Следует помнить, что одарённый ребёнок может оказаться «умнее» взрослого при выполнении того или иного задания, придумать свой способ решения задачи, не предусмотренный заранее, что требует от взрослого особого внимания и гибкости во взаимоотношениях с одарёнными детьми.

Возможность познавательного развития содержит окружающая ребёнка предметная среда. С одной стороны, в силу высокой познавательной активности одарённых детей она выступает для них как источник саморазвития и самообразования, с другой стороны - это возможность реализации приобретённых на занятиях способов деятельности, эмоционального проживания различных знакомых содержаний. Следует отметить, что предметная развивающая среда для одарённых детей должна соответствовать как общевозрастным, так и их специальным способностям, быть представлена рядом специфических особенностей: усложнённость и большое разнообразие игр, наличие книг для чтения, в том числе познавательного характера; обеспечение материалами для экспериментирования (глина, ножницы, клей, бумага, природный и бросовый материал) и т.д.



Работа педагога с одарёнными детьми – сложный процесс, в определённой мере являющийся для него своеобразным экзаменом в профессиональном, личностном и даже в духовно-нравственном плане. В случае успеха она принесет ни с чем не сравнимые положительные эмоциональные переживания, в случае неудачи – горечь поражения. Но в обоих случаях такая встреча дает возможность педагогу пересмотреть свои взгляды на то, что ещё сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной, пережить «точку роста», продвижения на пути профессионального и личностного становления.
Литература

  1. Венгер, Л.А. Дьяченко, О.М. и др. Возможности образовательной работы с умственно одарёнными дошкольниками 5-7 лет. // Дошкольное воспитание. – 1995. - №3. – С. 41-44.

  2. Дьяченко, О.М. Особенности развития воображения умственно одарённых детей. //Дошкольное воспитание. - 1993. - № 8. С. 24-27.

  3. Киселёва Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного образовательного учреждения. – Москва: АРКТИ - 2005.

  4. Психология одарённости детей и подростков. /под ред. Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтеса, Т.М. Марюгина – М. - 2000.

  5. Рабочая концепция одарённости / Под ред. Ю.Д.Бабаевой, Д.Б.Богоявленской, А.В. Брушлинского и др. – М.: 2003.

  6. Развиваем детскую одарённость. //МПГУ, ЮЗАО метод. центр, М., 2001.

  7. Савенков, А.И. Одарённые дети в детском саду и в школе. - М.: Академия развития. - 2002.

  8. Шумакова, Н.Б. Обучение и развитие одарённых детей. - М., 2004.

  9. Белова, Е.С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать – М.: Просвещение. – 1998.

  10. Белова, Е.С. Потенциальные возможности наших детей. //Дошкольное воспитание. – 1994. - № 6. – С.31-33.

  11. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение. - 1991.

  12. Гильбух, Ю.3. Внимание - одарённые дети /Педагогика и психология. - М.: Знание. - 1991.

  13. Дьяченко, О.М. Возможности развития умственных способностей дошкольников //Дошк. восп. – № 4. – 1993.

  14. Лейтес, Н.С. Ранние проявления одарённости //Вопросы психологии – 1988, №4.



База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница