Особенности психосемантических связей у табакокурильщиков



Скачать 123,16 Kb.
Дата22.02.2016
Размер123,16 Kb.
#11085




ОСОБЕННОСТИ ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ У ТАБАКОКУРИЛЬЩИКОВ

С.П. Елшанский, В.В. Максимов

НИИ наркологии МЗ РФ (директор – член.-корр. РАМН, профессор Н.Н.Иванец); НЦПЗ РАМН (директор – академик РАМН, профессор А.С.Тиганов)
Индивидуальная система значений (связанная с представленными в сознании знаками – словами, образами и т.д.), генезис, строение и функционирование которой изучает такая область психологии, как психосемантика, опосредствует процессы восприятия, мышления, памяти, принятия решений и т.д. Формирование этой системы, – под которой понимают индивидуальный набор значений и механизмы, регулирующие их отношения между собой, – происходит в процессе всех видов деятельности, осуществляемой человеком, в том числе и деятельности, связанной с потреблением психоактивных веществ, в частности, табака. Значение есть функция знака – слова, иероглифа, пиктограммы и т.п. – и неотделимо от этого знака. Еще М.М.Бахтин подчеркивал это, говоря, что значение не есть вещь и не может быть обособлено от знака как самостоятельная и помимо знака существующая реальность (1). С другой стороны, значение связано с предметом (объектом) означения.

Таким образом, под значением понимают “существующую в нашем сознании связь (отношение) знака с тем, знаком чего он является” (2, стр. 270). При этом значения, представленные в индивидуальном сознании, – вербальные формы и образы, символы – находятся в определенных отношениях между собой. Мы предполагаем, что пара значений может быть связана "логически" – на основе когнитивных механизмов или "эмоционально" – на основе субъективного содержания связанных с этими значениями личностных смыслов или их ассоциативных полей. В первом случае между значениями устанавливаются определенные отношения – сходства, различия, равенства, неравенства, причины и следствия и т.п., – осознаваемые индивидом. Вероятно, синкретическим вариантом таких отношений являются отношения, построенные на основе сходства/различия каких-либо признаков этих значений – формы, размера и т.д. Во втором же случае – отношения логики уступают место сходству эмоциональной окраски или общности ассоциативных связей этих значений.

Основанием для данного исследования стало предположение, что значения, относящиеся к сфере потребления табака, у курильщиков, в силу наличия особого личного смысла, связаны между собой или с "нейтральными" по отношению к курению значениями, не так, как у некурящих.

Для целей исследования разработана оригинальная методика, в которой испытуемому предлагались 44 пары слов, – из них в 22-х парах одно слово было по значению связанно с курением; в других же 22-х парах все слова непосредственного отношения к курению не имели, – и набор из 15-ти значков, из которых предлагалось выбрать для каждой пары слов один – наиболее подходящий, чтобы "связать" между собой слова этой пары. Исследование сопровождалось инструкцией: "Вам будут предложены пары слов. Соедините, пожалуйста, слова в каждой паре любым (одним) из предлагаемого набора знаков. Вы можете использовать один и тот же знак многократно". Набор значков представлен на рис. 1; пары слов – в таблицах 1 и 2. В таблице 1 представлены 22 пары слов, в которых одно из слов пары имеет отношение к курению; в таблице 2 – 22 пары слов с предположительно нейтральными по отношению к курению значениями. Мы предполагали, что 5 из предлагаемых знаков – знаки равенства, неравенства и "стрелки" – при их выборе для соединения слов отражают когнитивно-логическое связывание, – означая причинно-следственные отношения и отношения равенства-неравенства между словами; знак же "сердца" и "рожицы" отражают эмоциональное связывание – означая, предположительно, эмоции или ассоциации "любви" ("сердце"), "печали" ("рожица" с опущенными вниз уголками "рта"), "агрессии" ("рожица" с "зубами) и "радости" ("рожица" с поднятыми вверх уголками "рта"). Остальные же значки ("круг", "квадрат", "треугольник", "ромб", "полоска", "нота") предположительно отражали неопределенные или синкретические отношения.



Рис. 1.

Таблица 1

Сигарета _______ Болезнь


Курить _______ Ребенок
Дым _______ Радость
Табак_______ Лекарство
Жизнь _______ Курение
Пепел _______ Запах
Рубль_______ Пачка
Марка _______ Сигареты
Тошнота _______ Курить
Табак_______ Алкоголь
Смешной ______ Курильщик

Курение_______ Плохо


Курить _______ Пить
Терпкость_______ Дым
Табак _______ Вдыхать
Трава _______ Пепел
Работать _______ Курение
Весело _______ Сигарета
Много_______ Курить
Я_______ Сигарета
Курить _______ Родители
Табак______ Любить

Таблица 2



Тяжесть _______ Болезнь


Мать _______ Ребенок
Ложка _______ Вилка
Боль_______ Лекарство
Жизнь _______ Смерть
Мебель _______ Стол
Рубль_______ Копейка
Имя _______ Стена
Тошнота _______ Тело
Идти_______ Радость
Смешной ______ Знать

Хорошо _______ Плохо


Свет _______ Верный
Край_______ Рай
Луна _______ Песня
Трава _______ Говорить
Делать _______ Играть
Весело _______ Слово
Много_______ Мало
Я_______ Мы
Дети _______ Родители
Ненавидеть______ Любить

С помощью описанной методики были исследованы 2 группы испытуемых: группа курильщиков табака – 49 человек (25 мужчин и 24 женщины); средний возраст их составил 28,33 года, средний стаж курения – 10,67 года, среднее количество выкуриваемых в день сигарет – 7,33; контрольная группа некурящих испытуемых – 54 человека (34 женщины и 20 мужчин), средний возраст – 33,22 года.



Анализировались следующие переменные: количество эмоциональных связок в наборе пар слов, не связанных с курением, – общее количество использованных при заполнении таблицы 2 значков "любовь", "печаль", "агрессия", "радость" (переменная 1); количество эмоциональных связок типа "агрессия" (переменная 2), "печаль" (переменная 3), "радость" (переменная 4), "любовь" (переменная 5) в этом наборе; количество логических связок в таком наборе – общее число использованных при заполнении таблицы 2 значков "стрелки" (3 вида), "равно" и "неравно" (переменная 6); количество "геометрических" связок в этом наборе пар слов – общее количество использованных при заполнении таблицы 2 значков "квадрат", "треугольник", "круг", "ромб" (переменная 7); количество связок типа "полоска" ("тире") (переменная 8) и "нота" (переменная 9) в наборе пар слов, не связанных с курением; количество эмоциональных (значки: "любовь", "печаль", "агрессия", "радость" – переменная 10) и логических (значки: "стрелки" (3 вида), "равно" и "неравно" – переменная 11) связок в парах слов, включающих слова, по значению связанные с внутренними ощущениями ("тяжесть – болезнь", "боль – лекарство", "тошнота – тело"); количество эмоциональных связок в наборе пар слов, связанных с курением, – общее количество использованных при заполнении таблицы 1 значков "любовь", "печаль", "агрессия", "радость" (переменная 12); количество эмоциональных связок типа "агрессия" (переменная 13), "печаль" (переменная 14), "радость" (переменная 15), "любовь" (переменная 16) в этом наборе; количество логических связок в таком наборе – общее число значков "стрелки" (3 вида), "равно" и "неравно" (переменная 17); количество "геометрических" связок в этом наборе пар слов – общее число значков "квадрат", "треугольник", "круг", "ромб" (переменная 18); количество связок типа "полоска" ("тире") (переменная 19) и "нота" (переменная 20) в этом наборе; количество эмоциональных (значки: "любовь", "печаль", "агрессия", "радость" – переменная 21) и логических (значки: "стрелки" (3 вида), "равно" и "неравно" – переменная 22) связок в парах слов, где одно слово связано с курением, а второе – предположительно имеет положительную эмоциональную окраску ("дым – радость", "весело – сигарета", "табак – любить); количество эмоциональных (значки: "любовь", "печаль", "агрессия", "радость" – переменная 23) и логических (значки: "стрелки" (3 вида), "равно" и "неравно" – переменная 24) связок в парах слов, где одно слово связано с курением, а второе – предположительно имеет отрицательную эмоциональную окраску ("сигарета – болезнь", "тошнота – курить", "курение – плохо"); количество эмоциональных связок в паре "жизнь – курение" – использование (1) – неиспользование (0) при заполнении этой пары слов значков "любовь", "печаль", "агрессия", "радость" (переменная 25); количество логических связок в паре "жизнь – курение" – использование (1) – неиспользование (0) при заполнении этой пары слов значков "стрелки" (3 вида), "равно" и "неравно" (переменная 26); количество эмоциональных связок в паре "работать – курение" – использование (1) – неиспользование (0) при заполнении этой пары слов значков "любовь", "печаль", "агрессия", "радость" (переменная 27); количество логических связок в паре "работать – курение" – использование (1) – неиспользование (0) при заполнении этой пары слов значков "стрелки" (3 вида), "равно" и "неравно" (переменная 28).

Полученные результаты представлены в таблице 3.



Таблица 3

Переменная

Курильщики

Некурящие

1

3,83

5,22

2

0,33

0,44

3

0,67

1,00

4

1,50

2,67

5

1,33

1,11

6

11,33

10,44

7

4,33

4,00

8

1,83

1,22

9

0,67

1,11

10

0,50

0,89

11

2,17

1,44

12

5,67

5,44

13

1,00

1,33

14

2,67

2,89

15

1,67

0,67

16

0,33

0,44

17

10,83

10,11

18

4,17

4,22

19

1,17

1,56

20

0,17

0,56

21

1,50

0,33

22

0,83

1,33

23

0,50

0,89

24

2,17

1,67

25

0,00

0,33

26

0,83

0,33

27

0,00

0,00

28

0,83

0,78

Для переменных 4, 21 и 26 были установлены статистически достоверные различия между группами (критерий Манна-Уитни, p<0,05). Курильщики имели достоверно большее по отношению к некурящим количество логических связок в паре слов "жизнь – курение" (переменная 26). Их также отличало более редкое использование связок, означающих эмоцию "радости" (переменная 4), и более частое использование эмоциональных связок в парах слов, где одно слово связано с курением, а второе – предположительно имеет положительную эмоциональную окраску ("дым – радость", "весело – сигарета", "табак – любить") (переменная 21).



Таким образом, можно предположить, что курильщики связывают эмоционально понятия, имеющие отношение к курению, и понятия, означающие положительные эмоции (хотя, связывая не относящиеся к курению слова, используют значок "радость" реже), одновременно предпочитая логическую связь курения и понятия "жизнь". В отношении последнего можно выдвинуть предположение о наличии у курильщиков некоего психосемантического защитного механизма, связанного с "базовыми", "фундаментальными", относящимися к психическим структурам самосохранения понятиями, – к которым можно отнести понятие "жизнь". Этот защитный механизм заключается в избегании эмоциональных связей между понятиями, относящимися к курению, и "базовыми" понятиями и заменой этих связей логическими – вероятно, связанными с механизмами рационализации. Таким образом, по-видимому, нивелируется возможный когнитивный диссонанс между усвоенными курильщиком убеждениями о вредоносности курения, осознанием необходимости сохранения и защиты своей жизни, с одной стороны, и знанием того, что он продолжает курить, с другой. Логические связки же, возможно, воспринимаются курильщиком как нечто отчужденное и абстрактное – курильщик «защищается» от того эмоционального удара, который он мог бы получить при использовании эмоциональных связок в парах "слово, связанное с курением"–"слово, связанное с сохранением и защитой жизни".

В процессе тестирования мы просили некоторых респондентов дать объяснение выбору значка для связывания той или иной пары слов. Ответы испытуемых подтвердили первоначальное предположение о том, что значки, обозначенные как логические, действительно воспринимаются респондентами как знаки образования причинно-следственной связи, трансформации или отношения сравнения/равенства/неравенства между стимульными словами в паре. Использование "стрелок" сопровождалось объяснениями: "… приводит к …", "… перерастает в …" и т.п. Использование значка "равно" трактовалось так: "это сходные вещи", "это равные понятия", "это одно и то же"; значка "неравно" – "это противоположности", "это разные вещи", "это неравные понятия" и т.д. Знак "двунаправленная стрелка" некоторыми респондентами воспринимался как эквивалент знака "равно". Подтвердилось также, что значки, исходно обозначенные как "эмоциональные", действительно отражают связывание стимульных слов, исходя из того эмоционально-ассоциативного поля, которое возникает у респондента при их восприятии. Использование значка "любовь" сопровождалось объяснениями типа: "… любит …", "это любовь", "здесь любовь", "любовь между … и …" и т.п.; значка "радость": "и то, и другое хорошо", "веселое словосочетание", "это хорошо", "хорошие вещи", "у меня появляется радость, когда … и …", "человечек веселый – относится к … и к …", "это весело", "он ("человечек") радуется" и т.д.; значка "печаль": "этот знак обозначает грусть, … и … – немного грустно", "… и … – плохо", "… и … – не очень приятные вещи", "сразу два слова плохих", "это грустно", "недовольство", "печальный знак" и т.д.; значка "агрессия": "это злость", "… и … будут ругаться" и т.п. При использовании значков "круг", "квадрат", "треугольник", "ромб", "полоска", "нота" респонденты не давали объяснений, которые можно было бы обобщить более или менее однозначно. Выбор "геометрических" значков – "круга", "квадрата", "треугольника", и "ромба" – объяснялся или неспособностью (невозможностью) найти какую-либо связь между словами пары ("не уловил связи", "здесь я связи не нашел" – значок "круг" в данном случае обозначал "ноль" – как отсутствие связи), или сходством значка по форме с одним из слов пары, или предметными ассоциациями с одним из слов пары (слово "свет" – ассоциация "солнце" – выбор значка "круг"), или отсутствием "подходящего" значка в наборе. Часто респонденты вообще никак не могли объяснить выбор "геометрического" значка. Использование значка "нота" обычно объяснялось созвучием или рифмой слов пары ("край"–"рай" – созвучно"), а в ряде случаев – ассоциациями с одним из слов пары ("песня" – "я тут обозначила в основном песню, потому что это – нота"). Объяснения выбора значка "полоска" также не были однозначными. Этот значок воспринимался или как "тире" и, в этом случае, им обозначали сходство или причинно-следственную связь между словами пары; или как "черный прямоугольник" – в этом случае выбор обозначал ассоциативную связь слов пары с черным цветом или его символическим пониманием ("сигарета – болезнь" – выбран значок "полоска"; объяснение: "потому что все это – черное"). Таким образом, обнаружено, что предлагавшиеся респондентам значки существенно различались по фактору однозначности/неоднозначности (четкости/нечеткости) их значений. При этом наибольшей однозначностью (четкостью) значений обладали значки с "логическими" и "эмоциональными" значениями, а наименьшей – "геометрические" значки и значок "полоска".

Результаты исследования позволяют говорить о существовании определенной специфичности психосемантических связей у табакокурильщиков и наличии у них защитных механизмов, направленных на снижение дискомфорта, связанного с осознанием вреда курения. Полученные результаты могут быть использованы при решении задач пропаганды здорового образа жизни и антиникотиновой пропаганды. Очевидно, что аналогичные механизмы могут действовать и при других формах зависимости от психоактивных веществ. Их изучению будут посвящены наши дальнейшие работы.



Литература
1. Волошинов В.Н. (М.М.Бахтин). Марксизм и философия языка: основные проблемы социологического метода в науках о языке. - М., 1993.
2. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. – М., 1975.
Каталог: images -> attach
attach -> Дипломных работ студентов "Клиническая и специальная психология". в 2008/2009 учебном году 5 курс (год приема 2004) Специальность "
attach -> 1. Психосоматические и соматопсихические отношения как предмет клинической психологии
attach -> Дмитрий Леушкин Как прекратить грузить свой мозг и начать жить
attach -> -
attach -> Лекции по таким темам, как: создание и изменение культуры и идеологии предприятия, вопросы управления персоналом, подбор кадров в высшее управление
attach -> Сьюзен КоллинзИ вспыхнет пламяГолодные игры — 2ocr: Индиль; Spellcheck: ilinaСьюзен Коллинз «И вспыхнет пламя»
attach -> Свойства ощущений: 1) адаптация 2) контраст 3) пороги ощущений (нижний, верхний разностный) 4) сенсабилизация 5)последовательные образ Виды ощущений: 1) экстрорецептивные ощущения
attach -> Бог родился в России
attach -> Бог родился в России
attach -> Е. Н. Федорович история музыкального образования учебное пособие

Скачать 123,16 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница