Особенности психолого-педагогического сопровождения адаптационного периода учеников 5-ых классов в условиях перехода на новые федеральные



Скачать 237.61 Kb.
Дата22.02.2016
Размер237.61 Kb.
ТипОтчет
Тема письма: ИР, Горемыкина Елена Юрьевна, Воронеж

Отчёт


Горемыкина, ИР, Воронеж, Грибановская СОШ № 3

Отчётные материалы.


 Особенности психолого-педагогического сопровождения адаптационного периода учеников 5-ых классов в условиях перехода на новые федеральные


государственные образовательные стандарты.

Цель работы: разработка диагностического инструментария выявления трудностей адаптации к переходу в среднее звено школы в условиях ФГОС и программы психолого-педагогического сопровождения 5-классников в условиях перехода на новые ФГОС.

Одним из требований к введению ФГОС является соблюдение психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы основного общего образования, которые должны обеспечивать успешную адаптацию к школьному обучению через:



  • учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый,

  • формирование психолого-педагогической компетентности обучающихся, родителей, педагогических и административных работников,

  • вариативность направлений и форм психолого-педагогического сопровождения.

В современной школе достаточно много факторов риска школьной дезадаптации, которая проявляется в следующих проблемах школьного обучения:

  • появление не успешности в учебе;

  • снижение мотивации к учению;

  • возникновение конфликтных ситуаций в системах «ученик-учитель», «ученик-ученик»;

  • нарушение поведения у детей и подростков;

  • явление «школофобии».

Диагностические исследования проблем школьной дезадаптации показывают, что чаще всего в основе дезадаптированности учащихся в рамках учебного заведения лежат трудности адаптационных периодов при переходе с одной ступени обучения на другую, которые в частности могут проявляться:

  • в снижении успеваемости;

  • в значительно изменяющихся условиях обучения;

  • в противоречивости отношений и системы требований к ученику;

  • в возникающих внутренних противоречиях у самих учеников, связанных с их личностным развитием, в том числе и интеллектуальным.

Основными причинами проблем, возникающих у учеников 5-ых классов при переходе в основную школу, как показывает практика, являются не только социально-психологические (смена одного основного учителя на группу учителей-предметников и, как следствие изменение системы требований, появление новых предметов и увеличение умственной нагрузки, эмоционально-поведенческие проблемы, резко обостряющиеся при смене обстановки и т.д.). Гораздо чаще адаптационные трудности пятиклассников связаны именно с учебой. Социально-психологическая дезадаптация оказывается вторичной, и наступает она после того, как ученик окончательно перестает понимать что-либо на большинстве уроков, то есть, когда у него нарушается ведущая учебная деятельность.

На основании диагностических данных сформулированы проблемы:



  • система психолого-педагогического сопровождения зачастую работает исключительно с последствиями несовершенной организации процесса обучения и воспитания;

  • не эффективным оказывается и принцип работы системы «по запросу» субъектов образовательного процесса.

   Наиболее актуальным на сегодня оказывается принцип опережающего (превентивного) сопровождения. В соответствии с чем психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода пятиклассников целесообразно начинать проводить с момента окончания 4-го класса и продолжать процесс сопровождения до момента окончания ими 5-го класса. Такая продолжительность программы сопровождения позволит обеспечить реализацию комплексного плана мероприятий, направленных не только на коррекцию уже имеющихся проблем, но и на их профилактику.

Поскольку факторами риска в нарушении процесса формирования учебной деятельности детей могут являться практически все участники учебного процесса, программа психолого-педагогического сопровождения нацелена на вовлечение в нее не только учеников и учителей, но и родителей, а также всех остальных участников учебно-воспитательного процесса (администрация школы, социальный педагог, психолог).

Основными теоретическими понятиями являются: адаптация, школьная дезадаптация, универсальные учебные действия.

В философском словаре под редакцией И.Т. Фролова понятие «адаптация» трактуется как «процесс приспособления системы к условиям внешней и внутренней среды».

По-мнению профессора Московского педагогического государственного университета Е.С. Махлаха «адаптация любого взрослеющего человека в жизни и обществе связана прежде всего с нахождением своего места в обществе».

Доктор психологических наук Я.Л. Коломинский в своих работах кроме физиологической адаптации как таковой выделяет еще и социально-психологическую адаптацию, которая, по его мнению, «представляет собой процесс активного приспособления в отличие от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически». Абсолютно близко к основной идее нашей разработки находится и положение Я.Л. Коломинского о том, что дальнейшее развитие личности ребенка … во многом определяется тем, насколько успешно протекает его социально-психологическая адаптация к школе».

Исходя из определения адаптации, доктор психологических наук В.С. Мухина вывела конкретное, на наш взгляд, определение дезадаптации, которую определяет как «нарушения приспособления организма к условиям существования, в первую очередь к условиям социальной среды». Она же дает очень четкое объяснение тому, что такое школьная дезадаптация: «дезадаптация школьная – выражается в отказе ребенка от посещения школы, вызванном трудностями усвоения школьной программы или конфликтами со сверстниками и преподавателями».

М.М. Безруких считает, что школьнуюдезадаптацию можно понимать как своеобразный «школьный стресс», то есть «такое нарушение психического состояния, которое выбивает учеников из нормальной жизни, приводит к резкому ухудшению состояния здоровья и не позволяет ребенку успешно справиться с учебной нагрузкой».

Московские педагоги Н.П. Вайзман и В.В. Зарецкий также считают, что «под школьной дезадаптацией понимается такое состояние учащихся, когда они не усваивают учебную программу, не находят адекватного взаимодействия со сверстниками в коллективе и со взрослыми, что отражается в поведенческих отклонениях».

Н.Г. Лусканова и А.И. Коробейников определяют школьную дезадаптацию как «совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социально-психологического и психофизиологического статусов ребенка требованиям ситуации школьного обучения». Разворачивание процесса дезадаптации детей схематически представляется ими как «замкнутый круг, где пусковыми механизмами являются резкое изменение условий жизни и наличие стойкой психотравмирующей ситуации».

Таким образом, большинство авторов указывают на несоответствие возможностей ребенка школьным требованиям, что влечет за собой его болезненное отношение к окружающим, возникновение внутреннего психологического конфликта, потерю учебной мотивации, снижение познавательной активности, формирование пассивной позиции и конфликтных отношений с учителем и сверстниками.

Т.е. в большинстве своем, дезадаптация выглядит как несформированность именно личностных УУД.

Таким образом, исходя из выше изложенного мы включаем в состав показателя «адаптированность» к школьному обучению следующие составляющие: 


  • сформированность познавательных универсальных учебных действий и общий уровень интеллектуального развития

  • эмоционально-физиологическое благополучие (характер самооценки,  преобладающий эмоциональный фон, физиологическая работоспособность)

  • состояние системы отношений «ученик-учитель»

  • поведенческие реакции как показатель сформированности «позиции школьника» (гиперактивность, частые нарушения правил поведения в школе, агрессивные реакции по отношению к одноклассникам)

  • уровень развития мотивации к школьному обучению

  • удовлетворенность родителей процессом и результатом обучения.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

 Функции универсальных учебных действий:


  • обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

  • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

  • обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Цель программы психолого-педагогического сопровождения:

- обеспечение адаптированности учащихся к процессу обучения в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)

- обеспечение системы мониторинга формирования универсальных учебных действий в условиях введения ФГОС.

Задачи программы психолого-педагогического сопровождения:


  • реализация системы комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся, включающую комплексные исследования, мониторинг динамики развития, успешности освоения основной образовательной программы основного общего образования,

  • реализация системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений (личностных, метапредметных и предметных) учащихся,

-    оказание консультативной и методической помощи учителям школы по вопросам организации эффективного обучения учеников в условиях введения ФГОС, составления индивидуальных программ интеллектуального развития учеников, работы с учениками «группы риска»;

-    повышение уровня психолого-педагогической компетентности учителей, родителей, педагогов;

-      профилактика возникновения проблем развития учащихся.

Объектом сопровождениявыступает образовательный процесс адаптационного периода при переходе учеников школы из начальной в основную школу в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта.

Субъектом сопровожденияявляются ученики 5-х классов школы.

Предмет деятельностив рамках данной программы психолого-педагогического сопровождения – ситуация развития учеников в период адаптации при переходе в основную школу, где ситуация развития рассматривается как система отношений ребенка с миром, окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой.

Описание программы сопровождения.

Программа разработана в рамках основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Средняя общеобразовательная школа № 3

Общий контроль за реализацией программы психолого-педагогического сопровождения осуществляется директором школы.

Текущий контроль возлагается на заместителей директора школы по УВР.

Промежуточные результаты работы по программе анализируются на совещаниях при директоре школы, в конце каждой учебной четверти.

В реализации программы психолого-педагогического сопровождения задействованы:



  • администрация школы

  • классные руководители 5-х классов,

  • учителя-предметники,

  • педагог-психолог,

  • социальный педагог.

Продолжительность программы – 1 год: май предыдущего – май текущего учебного года.

Принципы программы психолого-педагогического сопровождения:

  • «на стороне ребенка»: во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников учебно-воспитательного процесса;

  • комплексность: совместная деятельность различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: классных руководителей, учителей, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, администрации и др.;

  • активная позиция ребенка: главной задачей становится не решить проблемы за ребенка, а научить его решать проблемы самостоятельно, создать условия для становления способности ребенка к саморазвитию;

  • превентивность: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.

Основные направления деятельности.

  • Организационно-методическое направление.

Имеет своей целью координацию учебного процесса во время адаптационного периода учащихся 5-ых классов в условиях введения ФГОС, оказание методической помощи учителям по вопросам организации эффективного обучения учеников, контроль за функционированием образовательной среды и реализация системы мониторинга формирования универсальных учебных действий, реализацией учебных программ и внеурочной деятельности. Основная роль при реализации данного направления – администрация школы.

  • Работа с учениками.

Цель – профилактика трудностей в обучении, формирование навыков эффективной учебной деятельности, ранее выявление учеников «группы риска», решение кризисных ситуаций развития в период адаптации.

В реализации данного направления принимают участие администрация школы, педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители, учителя-предметники.



Цель – психолого-педагогическое просвещение (повышение уровня психолого-педагогической компетенции), вовлечение родителей в образовательное пространство каждого ребенка, что достигается через осознание каждым родителем значимости познавательной деятельности ребенка, ее особенностей, специфики и зависимости от благоприятного климата в семье; ранее выявление дезадаптированный семей, помощь в решении различного рода кризисных ситуаций.

В реализации данного направления принимают участие администрация школы, педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители, учителя-предметники.



Виды работ по психолого-педагогическому сопровождению.

- диагностика (индивидуальная и групповая, психологическая, психолого-педагогическая, педагогическая)

- консультирование (индивидуальное и групповое)

- психолого-педагогическое просвещение: формирование психолого-педагогической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации, учителей и родителей;

- экспертиза образовательной среды, профессиональной деятельности сотрудников школы;

- профилактика;



- организационные виды деятельности.

Ожидаемый результат.

  • уровень адаптированности учащихся на конец обучения в 5-ом классе - не менее 70%;

  • положительная динамика сформированности различных интеллектуальных операций и интеллектуальных навыков учеников, входящих в состав универсальных учебных действий.

Примерное содержание деятельности участников программы сопровождения на примере 2012-2013 учебного года:

 

содержание деятельности

вид деятельности

цель

сроки

администрация

1.

Проведение совещания педагогов  основной школы по проблеме введения федерального государственного образовательного стандарта в основной школе.

организационно-методическая

Согласование плана мероприятий в рамках введения ФГОС

август 2012

2.

Организация режима обучения во время адаптационного периода в 5-м классе (расписание уроков и внеурочных мероприятий, система оценивания, система домашних заданий и т.д.)

организационно-методическая

обеспечение щадящего режима для учеников во время прохождения ими адаптационного периода

в течение 2012-2013 учебного года

3.

Осуществление контроля за соблюдением условий реализации ФГОС.

организационно-методическая

соответствие школьных условий введения ФГОС требованиям стандарта

в течение 2012-2013 учебного года

4.

Осуществление контроля реализации ФГОС в 5-х классах через:

  • посещение уроков, внеурочных занятий

  • индивидуальные консультации с учителями;

  • анкетирование родителей.

профилактика

своевременное выявление проблем учебно-воспитательного процесса

в течение 2012-2013 учебного года

5.

Реализация системы мониторинга образовательных достижений, в том числе и динамики образовательных достижений учащихся.

организационно-методическая

оценка степени эффективности введения ФГОС

в течение 2012-2013 учебного года

6.

Организация проведения мероприятий по отслеживанию эффективности реализации школьной программы формирования универсальных учебных действий.

организационно-методическая

оценка степени эффективности введения ФГОС

в течение 2012-2013 учебного года

7.

Организация психолого-педагогических консилиумов по возможным трудностям адаптационного периода в 5-х классах.

организационно-методическая

ознакомление с результатами психологического исследования, выделение «группы риска», разработка и утверждение  индивидуальных (групповых) программ психолого-педагогического сопровождения

сентябрь, 2012

8.

Организация промежуточного психолого-педагогического консилиума по прохождению адаптационного периода учениками 5-ых классов.

организационно-методическая

обсуждение промежуточных результатов прохождения учениками адаптационного периода

ноябрь-декабрь 2012

9.

Организация психолого-педагогического консилиума по итогам адаптационного периода в 5-х классах.

организационно-методическая

подведение итогов прохождения ученикам адаптационного периода

май2013

10.

Проведение психолого-педагогических консилиумов по ученикам с выявленным риском школьной дезадаптации.

организационно-методическая

своевременное выявление и профилактика случаев школьной дезадаптации

в течение 2012-2013 учебного года

13.

Организация и проведение производственных совещаний, заседаний МО

по различным проблемам протекания адаптационного периода в 5-х классах, а также вопросам введения ФГОС



 

организационно-методическая, просвещение

повышение профессиональной компетенции учителей

в течение 2012-2013 учебного года

14.

Проведение совещания с классными руководителями 5-ых классов по организации воспитательной работы в классе в соответствии со школьной программой воспитания и социализации учащихся.

организационно-методическая, просвещение

повышение профессиональной компетенции классных руководителей, согласование плана мероприятий

август2012

15.

Оказание помощи классным руководителям в планировании воспитательной работы в классе, разработке и проведении классных часов, родительских собраний и других внеклассных мероприятий.

просвещение

повышение профессиональной компетенции классных руководителей по вопросам организации воспитательной работы в классе

в течение 2012-2013 учебного года

16.

Осуществление контроля за реализацией школьной программы воспитания и социализации учащихся.

организационно-методическая

контроль за процессом воспитательной работы, своевременное выявление проблем и корректировка их

в течение 2012-2013 учебного года

17.

Организация и проведение родительских собраний по вопросам организации обучения в условиях введения ФГОС в 5-х классах.

просвещение

повышение педагогической компетентности родителей

сентябрь 2012

18.

Организация и проведение родительских собраний по итогам введения ФГОС в 5-х классах.

просвещение

повышение педагогической компетентности родителей

апрель-май 2012

19.

Организация мероприятий по повышению квалификации педагогов школы в рамках реализации ФГОС.

просвещение

повышение профессиональной компетентности педагогов

в течение 2012-2013 учебного года

педагог-психолог

1.

Участие в работе психолого-педагогических консилиумов.

Просвещение

освещение проблем развития интеллектуальных и личностных особенностей учащихся, прогноз трудностей в обучении отдельных групп учащихся

по графику проведения консилиумов

2.

Составление рекомендаций для учителей, родителей по профилактике и своевременной коррекции трудностей в обучении и воспитании детей в период адаптации.

Организационно-методическое

оказание помощи родителям и учителям, повышение уровня психологической компетентности

сентябрь-октябрь 2012

3.

Проведение индивидуальных консультаций для учителей-предметников и классных руководителей 5-ых классов по проблеме корректировки возможных трудностей в обучении при переходе учеников в 5-ый класс (по итогам диагностики).

Консультирование

психологическое просвещение



повышение уровня профессиональной и психологической компетентности учителей

август 2012

4.

Составление рекомендаций для учеников и их родителей, имеющих проблемы в обучении.

Коррекционно-развивающая

помощь ученикам в прохождению адаптационного периода.

В течение 2012-2013 учебного года

5.

Проведение индивидуальных консультаций для родителей учеников, имеющих сложности адаптационного периода.

Консультативная

оказание помощи родителям в проблемных ситуацииях

в течение 2012-2013 учебного года

6.

Проведение индивидуальных консультаций для учителей-предметников, классных руководителей по проблемам, возникающим у учеников в адаптационный период, способах их разрешения, по вопросу разработки индивидуальных учебных планов.

Консультативная

оказание помощи учителям, корректировка их действий

в течение 2012-2013 учебного года

7.

Составление пробного варианта диагностического инструментария для исследования уровня сформированности универсальных учебных действий.

Организационно-методическое

обеспечение реализации системы мониторинга

в течение 2012-2013 учебного года

8.

Исследование уровня адаптированности учеников 5-х классов к обучению в основной школе.

диагностика

отслеживание протекания процесса адаптации, своевременное оказание помощи ученикам «группы риска»

октябрь2012

апрель2013





9.

Проведение комплекса исследований  по выявлению уровня сформированности универсальных учебных действий:

- диагностический комплект «Прогноз и

диагностика

выявление динамики развития»

профилактика трудностей в обучении» Л.А. Ясюковой

- исследование коммуникативных УУД

- исследование регулятивных УУД








 

 

 



 

декабрь 2012

 

 

февраль 2013



 

март-апрель 2014



10.

Проведение родительских собраний  по темам:

- «Сложности адаптационного периода в 5-м классе»

- «Роль родителей в формировании личности учащегося»

- «Почему учиться трудно»



просвещение

повышение психолого-педагогической компетентности родителей

 

 

октябрь 2012



 

декабрь 2012



 

февраль 2012



11.

Проведение коррекционно-развивающих занятий с группой учеников 5-х классов по программе «Первый раз в 5-й класс»

коррекционно-развивающее

профилактика трудностей в обучении

в течение 2012-2013 учебного года

классные руководители


1.

Составление плана воспитательной работы в классе, графика проведения тематических классных часов.

организационно-методическое

организация жизни классного коллектива в соответствии с потребностями учащихся и их родителей, воспитательной необходимостью

август 2012

2.

Проведение запланированных воспитательных мероприятий в классе, в том числе и тематических классных часов с приглашением специалистов (социального педагога, психолога и т.д.).

просвещение, профилактика

учет потребностей учеников класса и их родителей, профилактика возможных проблемных ситуаций

в течение 2012-2013 учебного года

3.

Составление плана работы с родителями, плана проведения родительских собраний с приглашением психолога, социального педагога и других специалистов.

организационно-методическое

проведение системной работы с родителями

август2012

4.

Изучение состава и структуры семей учащихся.

профилактическое

своевременное выявление дезадаптированных семей и детей из таких семей

сентябрь 2012

5.

Проведение индивидуальных консультаций для родителей по вопросам обучения и воспитания учеников (по графику).

консультативное

оказание помощи родителям в конфликтных и проблемных ситуациях, связанных с воспитанием детей

в течение 2012-2013 учебного года

6.

Проведение тематических родительских собраний по вопросам проблем обучения и воспитания (по графику).

просвещение

повышение уровня компетентности родителей в вопросах обучения и воспитания детей

в течение 2012-2013 учебного года

7.

Реализация профилактической программы «Полезные навыки»

профилактика

ориентация учеников на овладение нормами здорового образа жизни

в течение 2012-2013 учебного года

8.

Работа в рамках реализации внутришкольного мониторинга образовательных достижений учащихся (формирование портфеля достижений)

организационно-методическое

Реализация системы достижений освоения основной образовательной программы

в течение 2012-2013 учебного года

учителя-предметники

1.

Проведение индивидуальных консультаций для родителей учеников 5-х классов, имеющих сложности и проблемы в обучении.

консультативное

профилактика



оказание помощи родителям в конфликтных и проблемных ситуациях, связанных с обучением детей

в течение 2012-2013 учебного года

2.

Реализация внутришкольного мониторинга образовательных достижений учащихся.

диагностика

оценка степени эффективности введения ФГОС

в течение 2012-2013 учебного года

3.

Разработка индивидуальных учебных планов для различных категорий учеников в соответствии с индивидуальными интеллектуальными способностями: «одаренные» ученики, «способные» ученики, ученики «группы риска» и т.д.

организационно-методическое, профилактика

предупреждение появления проблем в обучении у различных групп учащихся

в течение 2012-2013 учебного года

4.

Проведение индивидуальных консультаций для учеников, имеющих трудности в обучении.

консультативное

профилактика



оказание помощи ученикам в процессе обучения

в течение 2012-2013 учебного года

5.

Реализация профилактической программы «Полезные привычки»

профилактика

ориентация учеников на овладение нормами здорового образа жизни

в течение 2012-2013 учебного года

социальный педагог

1.

Выявление и контроль за учениками из дезадаптированных семей (посещаемость, выполнение требований учителей и т.д.)

профилактика

предупреждение возникновения конфликтных и проблемных ситуаций у учеников «группы риска»

в течение 2012-2013 учебного года

2.

Выявление и контроль за учениками, имеющими те или иные проблемы в развитии поведенческой и эмоциональной сферы.

профилактика

предупреждение возникновения конфликтных и проблемных ситуаций у учеников «группы риска»

в течение 2012-2013 учебного года

3.

Осуществление контроля за вовлеченнностью учеников “группы риска” во внешкольную досуговую деятельность и внеурочную деятельность

профилактика

обеспечение стопроцентной занятости учеников «группы риска» во внеурочное время

в течение 2012-2013 учебного года

4.

Выступление на классных родительских собраниях 5-х классов по проблемам воспитания и организации жизни детей.

просвещение, профилактика

повышение уровня компетентности родителей в вопросах воспитания и организации жизни детей

в течение 2012-2013 учебного года

5.

Проведение индивидуальных консультаций для родителей детей, имеющих проблемы в развитии эмоциональной и поведенческой сферы. 

консультативное

повышение уровня компетентности родителей в вопросах решения конфликтных ситуаций со своими детьми

в течение 2012-2013 учебного года

6.

Контроль за реализацией профилактических программ.

профилактика

ориентация учеников на овладение нормами здорового образа жизни

в течение 2012-2013 учебного года

 Мониторинг результативности работы адаптации 5-классников к переходу в среднее звено школы в условиях перехода на новые ФГОС проводится по результатам диагностики уровня сформированности УУД, а также по преодолению проблем дезадаптации. Используются одни и те же методики на начало года и на конец учебного года, кроме того та же могут учитываться результаты промежуточной диагностики. Это и компьютерные тесты по математике и русскому языку, и метапредметные тесты «Анализ текста», и методики диагностики личностных особенностей, эмоциональных состояний и т. д.на печатной основе и автоматизированные ( Уровень воспитанноси 5-11 классы, Школьная Тревожность), межличностных отношений ( «Социометрия»), отношения к учебной деятельности и учебным предметам ( «Цветовой тест отношения»,«Цветные письма», « Опросник мотивации»,»Тест школьной тревожности» Б. Филлипса)

При работе с дезадаптированными можно диагностировать по автоматизированной методике способности «Диагностика структуры способностей» , чтоб рекомендовать классным руководителям вовлекать ребёнка в секцию или кружок для развития именно его способностей, учитывая его интересы к спорту ли , к конструированию , к сочинению историй и т. д. Тест «Настойчивость» наряду с диагностикой интеллекта «Цветные прогрессивные матрицы Дж. Равена», «Фигуры Готтшальдта», «Школьный тест умственного развития» позволяют определить причины снижения успеваемости. Или снижен уровень развития интеллекта или не хватает настойчивости. Таким образом, диагностический инструментарий позволяет выявить причины дезадаптации, определить «зону ближайшего развития как познавательных процессов, так и личностных качеств, выстроить прогноз личностного и интеллектуального развития, а также разработать программу по преодолению дезадаптации индивидуальную и для групповой коррекционной работы.

Список литературы.

1. Программа психолого-педагогического сопровождения адаптационного периода учеников 5-ых классов в условиях перехода на федеральныегосударственные образовательные стандарты.

 Никитина Елена Владимировна, педагог-психологМАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2

Великого Новгорода,http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/76-psychological/1491--5-.html

2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011

3. Мониторинг качества учебного процесса: принципы, анализ, планирование / авт.-сост. Г. П. Попова и др.. – Волгоград: Учитель, 2007

4. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н. Л. Работа психолога в начальной школе. – М.: Из-во «Совершенство», 1998



5. Психолого-педагогическая и социальная поддержка подростков: программы, групповые занятия, проектная деятельность / авт. – сост. С.А. Пырочкина, О.П. Погорелова. – Волгоград: Учитель, 2008
Каталог: images -> Docs
Docs -> 1 Квалификация выпускника – Специалист по связям с общественностью. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки по специальности Связи с общественностью при очной форме обучения – 5 лет
Docs -> Moscow Islamic Fashion Forum Миссия проекта
Docs -> Г. пятигорск аннотация к рабочей программе дисциплины «русский язык и культура речи»
Docs -> Образования в Италии очень непроста. Сейчас в стране активно проводится реформа, призванная упростить ее и привести в соответствие с европейскими стандартами
Docs -> Основная образовательная программа Основная школа Москва, 2011 Общие положения
Docs -> «Повышение мотивации дошкольника в формировании элементарных математических представлений посредством использования дидактических игр»
Docs -> Проблема профессионализма учителя в теории и практике педагогики Ключевые слова
Docs -> Инструктивно – методическое письмо
Docs -> Современность культура одиночества


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница