Особенности организации учебно-воспитательной и коррекционной работы в доу компенсирующего вида



Скачать 118.7 Kb.
Дата27.04.2016
Размер118.7 Kb.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В ДОУ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА

Воспитатель специального (коррекционного) детского сада для детей с нарушением зрения наряду с осуществлением задач обучения и воспитания решает и специальные задачи, обусловленные особенным контингентом детей. К ним относятся:

1. создание дополнительных гигиенических и педагогических условий для развития и воспитания ребенка с нарушением зрения;

2. осуществление мероприятий по охране и восстановлению зрения;

3. повышение ответственности за здоровье детей и их физическое развитие, за организацию специфического режима (например: одно из утренних занятий воспитателя переносится на вечернее время, пунктуальное распределение времени работы в группе логопеда, медсестры по ортопии, тифлопедагога, выход на прогулку, строгое ограничение длительности занятий и т. д.).

Вся работа воспитателя ведется в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога, и тифлопедагога. Каждый вид деятельности, каждое занятие имеют, помимо общеобразовательных задач, коррекционную направленность.

Одним из основных коррекционных направлений в работе детского сада является развитие способов зрительного восприятия дошкольника с нарушением зрения. Развитие зрительного восприятия осуществляется воспитателем ежедневно в процессе целенаправленной деятельности под руководством тифлопедагога и врача-офтальмолога.

В зависимости от возраста ребенка на фронтальных занятиях решаются разные коррекционные задачи.

Выделение коррекционных задач на фронтальных занятиях воспитателей в группах детей с амблиопией и косоглазием:

-Формирование представлений о внешнем виде предмета

-Формирование компенсаторных приемов восприятия на полисенсорной основе

-Формирование приемов целенаправленного восприятия с помощью алгоритмизации

-Обогащение знаний и формирование представлений об эталонах, обеспечивают полноценное восприятие окружающего мир (цвет, форма, величина и т. д.)

-Расширение объема представлений о предметах и явлениях, восприятие которых затруднено в естественном опыте ребенок (силуэты, контуры)

-Формирование представления о деталях предметов, мало доступных для восприятия

-Формирование представления о движущихся предметах и их восприятие на расстоянии.

Формирование понятий (развитие мыслительных операций). Обогащение словаря и развитие образность речи на основе предметной отнесенность слова

Обучение детей выделять и узнавать предмет среди других:

- по существенным признакам,

- на основе овладения приемом сравнения

Обучение приемам группировки, классификации и обобщения знаний о предметах и явлениях с целью формирования понятий

3. Оперирование знаниями, умениями и понятиями в практической деятельности Обучение переносить знания, умения, понятия уровня внешней речи в самостоятельную практическую деятельность ребенок

Обучение переносить знания, умения, понятия в самостоятельную творческую деятельность, в свободное пространство и с новыми для ребенка объектами

Младшая группа:

1. Накопление знаний и формирование четких представлений эталонах (цвет, форма, величина, пространственное расположение).

2. Обогащение словаря и развитие образной речи на основе предметной отнесённости слова.

Средняя группа:

1. Формирование приемов целенаправленного восприятия алгоритмизация по плану-символу).

2. Научить детей на полисенсорной основе с использованием ведущих сохранных анализаторов узнавать и выделять предметы среди других, определять их свойства и назначение:

- по существенным признакам,

- на основе овладения приемом сравнения.

3. Научить приемам группировки на подражание.

4. Учить переносу знаний, понятий на уровень внешней речи, в самостоятельную практическую деятельность.

Старшая и подготовительная группы:

1. Формирование приемов целенаправленного восприятия по плану (старшая группа), владение планом (подготовительная группа).

2. Научить детей на полисенсорной основе с использованием охранных анализаторов узнавать и выделять предмет среди других, определять его свойства и назначение на основе овладения приемом сравнения.

3. Научить приемам группировки (старшая группа), классификации (подготовительная группа).

4. Учить обобщению знаний о предметах и явлениях окружающего мира с целью формирования понятий.

Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз в течение дня от 3-х до 5-ти мин. важно проводить эту гимнастику индивидуально в бытовой, игровой сдельности, на прогулке, перед занятиями, во время занятий, между занятиями.

Гимнастику глаз проводят постоянно со всеми детьми или индивидуально во всех возрастных группах. Рекомендуются следующие упражнения для зрительной гимнастики (двигаются только глаза, голова неподвижна):

- вправо-влево;

- вверх-вниз;

- далеко-близко (удалять и приближать предмет);

- по кругу - слева-направо;

- по диагонали - снизу-вверх;

- по диагонали - сверху-вниз.

Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил движение предмета, который должен быть крупным, ярким, не очень большим, , Предмет показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой. При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные - располагаются дальше. Для гимнастики глаз можно использовать индивидуальные мелкие предметы и проводить ее по словесным указаниям: посмотрели вверх-вниз и т. д. Необходимо учитывать быстроту реакции детей и соответственно этому выбирать для проведения гимнастики игрушки или словесную инструкцию. Следует отмечать старание, желание и результаты детей.

Содержанием специальных занятий является не механическая тренировка зрительных функций глаза, а связанная с общеобразовательной программой работа по развитию всех видов познавательной деятельности ребенка. Эти занятия проводятся на полисенсорной основе при активном включении мыслительной деятельности ребенка. Например, плетение ковриков обыгрывается в творческой игре «Магазин» или «Гости», воспитатель обсуждает с детьми удачное сочетание цветов, размера, стимулирует самостоятельность, творчество и т. д.

Сенсорное и физическое воспитание — основа коррекционной работы, поэтому дидактические и подвижные игры с выделением коррекционных задач планируются гораздо чаще, чем в обычном детском саду. Эффективным средством коррекционной работы воспитателя является прогулка, где проводятся дидактические и подвижные игры на развитие глазомера, точности движений, на ориентировку. Для этого подбираются яркие, красочные материалы, способствующие развитию зрительного внимания, восприятия. Вся окружающая обстановка на прогулке используется для формирования зрительных представлений детей, развития полисенсорного восприятия.



Воспитатель должен выделять коррекционные задачи в календарном плане работ в течение всего дня: утром, вечером, на прогулке, на занятиях.

Коррекционную направленность занятий определяет использование:

-Специальной наглядности, более крупной фронтальной (до 15—20 см), и дифференцированной индивидуальной (1-5 см), использование фронтов, улучшающих зрительное восприятие при демонстрации объектов, преобладание пособий красного, оранжевого, желтого, зеленого цветов, способствующих растормаживанию колбочнового аппарата глаза, подставок, позволяющих рассматривать объект в вертикальном положении.

-Выбор методов и приемов с учетом не только возрастных и индивидуальных возможностей, но и состояния зрительных функций, уровня развития зрительного восприятия. Быстрая утомляемость детей требует смены деятельности на занятиях, введения физминутки, как обязательной части любого занятия. Суженый сенсорный опыт обязывает обращать внимание на правильный способ деятельности, а не только на ее результат. Например, очень важно, чтобы ребенок при составлении узора не хаотично выполнял действия, а мысленно и последовательно заполнял лист, начиная с центра, затем использовал углы, правую, левую стороны, верх, низ, между и т. д., правильно воспроизводил направление, пространственное расположение фигур.

-Формообразующие движения руки при обследовании и воспроизведении объекта необходимы детям вплоть до подготовительной группы, так как они способствуют развитию глазодвигательных функций.

-Индивидуальный и дифференцированный подход на занятии с учетом рекомендаций тифлопедагога, уровня развития и возможностей детей (выделение степени самостоятельности, подбор определенного размера индивидуальных пособий, упрощенный или усложненный вариант задания, дифференцированная оценка результатов работы) и т. д. Дифференцированный подход зависит и от уровня владения ребенком приемами и навыками, от этапа лечения.

-В индивидуальной работе с детьми следует постепенно отрабатывать каждый прием без повторения одного и того же задания на данном занятии. Педагогу необходима выдержка, умение планировать решение определенных задач на одном занятии, а не всех сразу, не раздражаться неудачными действиями детей. Следует соблюдать последовательность в выполнении приемов обучения, чтобы формировалась система знаний. Очень важно учить ребенка видеть свое рабочее место, знать учебные пособия, убирать рабочее место. В индивидуальной работе необходимо учитывать остроту зрения и возможности ребенка в зависимости от этого; быстрое вхождение в контакт в процессе обучения, темп выполнения задания, реакцию на оценку его деятельности (пассивность, огорчение, радость), устойчивость внимания к работе. Следует помнить, что пособия для индивидуальной работы берутся из коррекционного уголка в группе и не являются постоянным игровым материалом для детей.

Работая с детьми с нарушенным зрением, 'следует чаще использовать указки для прослеживания объекта в полном объеме (обводят его контур, часть), на занятиях по родному языку использовать дополнительный материал: контур, силуэт, рисунок, мелкие картинки, игрушки, индивидуальные картинки для слабовидящих детей.

При знакомстве с объектом рекомендуется снижать темп ведения занятия, так как детям с нарушением зрения требуется более длительное, чем нормально видящим детям, время для зрительного восприятия, осмысления задачи, повторного рассматривания. На физкультурных занятиях следует использовать приближение горизонтальной, вертикальной цели, большой ее размер, дополнительную страховку в некоторых видах движений, ограничение отдельных видов движений (по согласованию с врачом-офтальмологом), замедленный показ движений, чтобы дети успели его увидеть, а также чаще подходить к детям для фиксации их правильных движений.

Демонстрируя на занятиях наглядный материал, необходимо учитывать не только его доступность возрасту, но и уместность работы с ним в данный момент. При этом можно уменьшить сложность материала, если дети его не усваивают. Материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту, должен соответствовать естественным размерам, т. е. машина должна быть меньше дома, помидор - меньше кочана капусты и т. п. На доске следует размещать предметы размером от 10 до 15 см в количестве не более 8-10 шт., а объекты размером 20 - 25 см - от 3 до 5 шт. одновременно. Размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности.

Условиями для полного и точного восприятия демонстрируемого объекта являются:

- выбор адекватного фона;

- выбор определенного цвета, так как цвет в сочетании и на расстоянии может меняться (например, красный рядом с желтым часто видится как оранжевый, синий - фиолетовым, фиолетовый с коричневым - черным, красный - бордовым);

- постоянное использование указки для показа;

-ребенок при показе объекта находится у доски со стороны открытого глаза (заклеен правый глаз - слева, заклеен левый глаз —справа);

- педагог находится у доски справа, обязательно лицом к детям;

- некоторые объекты на рассматриваемой картине даются с четким контуром (обвести черным цветом по контуру).

Образцы для показа на занятиях по изобразительной деятельности должны быть в 2 - 2,5 раза больше детских работ, мелкие детали показываются дополнительно в крупном размере. Для слабовидящих детей листы для рисования используют в 2 раза меньшего, чем для остальных (1/2 альбомного листа), размера. Для рисования можно применять как общую, так и индивидуальную натуру, а также дополнительную для 3-4 наиболее плохо видящих детей.



Организация рабочего места ребенка с нарушенным зрением на занятиях

Коррекция зрения ребенка на первом этапе при поступлении его в детский сад заключается в стимуляции хуже видящего глаза путем окклюзии (закрытия) лучше видящего глаза. При этом ребенок с амблиопией и косоглазием попадает в положение слабовидящего, поэтому рекомендуется рассаживать детей относительно месторасположения воспитателя по следующему принципу:

1 ряд - дети с очень низкой остротой зрения (-0,4).

2 рад - дети с остротой зрения (-0,4—0,6).

3 ряд и далее - дети с хорошей остротой зрения (-0,6—1,0).

Кроме того, если у ребенка окклюзия левого глаза, то его сажают справа от воспитателя, если у ребенка окклюзия правого глаза,. то - слева от воспитателя, детей с расходящимся косоглазием размещают по центру во 2 - 3 ряд, а с парезами глазных мышц - по центру в зависимости от остроты зрения.



При рассматривании объекта, картины, детей рекомендуется рассадить таким образом:

- в 2—3 ряда, соблюдая право-левостороннюю окклюзию глаз;

- полукругом (не широким);

- «каре»;

- «параллельно» - справа и слева от воспитателя по одному ряду детей. Во всех указанных положениях соблюдается окклюзия глаз, острота зрения, вид косоглазия (расходящееся).

Детей с очень низкой остротой зрения (ниже - 0,4) следует сажать за первую парту (стол) так, чтобы освещение падало слева и сверху. Материал для демонстрации предъявляется не далее 1 м от глаз. Необходим дополнительный индивидуальный показ предмета. Наиболее благоприятен показ предмета на черно-белом фоне, либо на зеленом (успокаивающем), коричневом (спокойном, контрастном) или оранжевом (стимулирующем). Следует сочетать предмет и фон по цвету, чтобы можно было лучше его рассмотреть во всех деталях.

Предметы должны быть крупными, яркими по цвету, точными по форме и деталям. На занятиях по математике размер предметов - до 15 см, размер используемой натуры - 20—25 см, раздаточного материала - 2 - 5 см.

Картину обычно демонстрируют на определенном фоне, мелкие картинки также. Можно одновременно демонстрировать две одинаковые картины, чтобы все дети хорошо их видели. Следует тщательно продумывать удобное размещение пособий на занятиях по изобразительной деятельности с учетом остроты зрения и окклюзии, а также использовать индивидуальные подставки (вертикаль) для рассматривания объекта, показа приемов.

Нужно постоянно следить за позой детей в разных видах деятельности, за организацией игрового места ребенка вне занятий (свет, поза, подбор игрового материала определенного размера, яркости), за сменой деятельности вне занятий, например, через 15-20 мин игры с наклоном головы сменяют подвижными играми с подъемом головы. Во всех видах деятельности этим детям необходимо дополнительно подходить к рассматриваемому предмету, объекту. На физкультурных занятиях надо практиковать замену некоторых упражнений по согласованию с врачом-офтальмологом, дополнительную подстраховку детей во всех видах движений, так как у детей нарушена координация движений в связи с низкой остротой зрения.

Следует уменьшить дозировку упражнений с наклонами вниз, прыжками, переворотами со спины на живот, упражнения на животе. При некоторых видах упражнений окклюзия снимается (работа с мячом, лазание, равновесие), чтобы ребенок ощутил движение своего тела без боязни упасть, получить ушиб, так как заклейка ограничивает свободу движений.

Можно иногда снимать окклюзию на музыкальных занятиях, чтобы у ребенка появилось ощущение свободы движения в пространстве, его красоты. На праздниках окклюзия снимается для полноты восприятия. На музыкальном занятии дети с низкой остротой зрения ставятся за детьми с более высокой остротой зрения, равными им по темпу движения, чтобы был ориентир для передвижения в пространстве.

Примерная схема специального занятия тифлопедагога в детском саду для детей с нарушенным зрением

1. Тип занятия. Тема занятия.

2. Программное содержание.

Формирование сенсорных эталонов:

- расширение и углубление знаний о свойствах и качествах предметов;

- формирование представлений и их уточнение;

- обучение использованию эталонов при анализе свойств и качеств предметов;

- развитие сенсорных операций, систем исследовательских действий.



Формирование способов обследования и предметных представлений:

- расширение и углубление знаний о предметах окружающего мира;

- формирование способов обследования предметов;

- формирование мыслительной деятельности (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации);

- развитие речи.

Развитие предметности восприятия:

- уточнение предметных представлений;

- обучение детей узнавать предметы в разных модальностях;

- обучение способам выделения признаков опознания;

- совершенствование способов обследования.

Развитие восприятия сюжетных изображений:

- формирование способов восприятия картины (целостное обведение взором, выделение главного, восприятие по плану, детальное рассматривание отдельных объектов и др.);

- формирование знаний об информативных признаках и предметах, раскрывающих сюжет;

- обучение детей выделять признаки в сюжетном изображении с установлением логических связей;

- развитие монологической и описательной речи.

Развитие восприятия глубины пространства:

- формирование нестереоскопических способов восприятия глубины пространства;

- обучение детей переносить знания в практическую деятельность в свободном пространстве;

- формирование измерительных навыков (в малом и большом пространстве) и развитие точности восприятия;

- развитие оценки глубины пространства на полисенсорной основе.

Развитие навыков ориентировки

- формирование пространственных представлений;

- обучение ориентироваться на основе представлений;

- расширение опыта ориентировки в окружающем.



АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ

1.Структура занятия

2. продолжительность занятия;

3. количество и виды заданий детям (в младшей группе – 3 – 4 задания, в средней – 4 – 5, в старшей – 5 – 6, в подготовительной – до 7 – 8);

4.логическая последовательность заданий.

5. Соблюдение режима зрительных нагрузок на занятии, средства развития зрительных функций, интенсивность зрительной деятельности детей.



6. Использование на занятии специфических методов и приемов обучения детей.

7. Использование приемов максимального учета индивидуальных особенностей детей и усиления активности на занятии.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница