«Особенности организации деятельности соц педагога в коррекционном учреждении» Социальный педагог



Скачать 125.55 Kb.
Дата10.02.2016
Размер125.55 Kb.
«Особенности организации деятельности соц. педагога в коррекционном учреждении»
Социальный педагог - одна из ключевых фигур в школе, призванная объединить усилия семьи, школы, общественности для оказания помощи ребёнку.

В целях создания условий, наиболее благоприятных для личностного развития каждого учащегося с ограниченными возможностями здоровья, а также содействия сохранению здоровья всех участников образовательного процесса, в нашей школе организована Служба психолого – педагогического и медико – социального сопровождения учащихся.

Деятельность Службы направлена на решение задач обеспечения безопасности, психологического благополучия и развивающего характера образовательной среды.

Для повышения результативности профилактической и просветительской деятельности по предотвращению асоциального поведения с учащимися с ОВЗ

необходима планомерная работа, в которой заложена информация

по вопросам права, доступная для восприятия и понимания подростков.



Направления работы

  • Профилактическая работа по проблемам: алкоголизм, наркомания, табакокурение, социальная депрессия, бродяжничество, соц. дезадаптпция.

  • Оказание социальной помощи детям-инвалидам и их родителям

  • Защита ребёнка попавшего в трудную жизненную ситуацию

  • Выявление неблагополучных семьей и работа с ними

  • Работа с многодетными и малообеспеченными семьями

  • Организация работы по повышению ответственности родителей за воспитание детей (правовое просвещение)





«Мой мир»

Проект коррекционно-развивающей программы

по профилактике асоциального поведения подростков
В условиях кризиса современного общества и изменения морально - нравственных и ценностных установок, возросло число подростков, склонных к асоциальному поведению, а вместе с ними и количество правонарушений, совершаемых

несовершеннолетними.



Разнообразные стороны и аспекты социальных норм и отклонений неоднократно рассматривались социологами, философами, психологами, педагогами, юристами и др.

  • Социально-психологические и психиатрические аспекты отклоняющегося/девиантного поведения изучали:

    • А.А.Александров, Б.С. Братусь, П.Б. Ганнушкин и др.

  • Структура мотивации:

    • И.С. Кон, А.Е. Личко

  • Социально – педагогические и психологические условия культурно – досуговой деятельности в социализации и ресоциализации подростков:

    • С.А. Алексеева, С.А.Беличевой, Т.И. Лагутиной

  • Концептуальное значение общих проблем социализации

    • Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейн, Сухомлинский и др.

  • Проблемы подросткового возраста

    • Д.И. Фельдштейн, Л.И. Божович. О.С. Богданова

Для составления проекта программы «Мой мир» я опиралась на работы следующих известных авторов:

  1. Галина Ивановна Макартычева. - руководитель Автономной некоммерческой организации "Кризисный центр "Доверие". Ее работы: "Профилактика насилия в детско-подростковой среде", "Коррекция девиантного поведения подростков", "Подготовка специалистов кризисных центров и сотрудников УВД к работе с семьями с проблемой домашнего насилия" и др. Программы апробированы в учебных учреждениях.

2. Герман Константинович Селевко. Заслуженный работник Высшей школы, академик МАНПО, профессор, кандидат педагогических наук, автор Энциклопедии образовательных технологий, автор школы саморазвития личности. В своих программах он опирается на оригинальные концепции: самовоспитания школьников, гуманно - личностно-ориентированного подхода к учащимся, концепция работы с трудными детьми, а также инновационная образовательная технология – технология саморазвития и самосовершенствования личности учащихся. «Познай себя», «Найди свой путь», «Сделай себя сам» и др.

ПОКАЗАНИЯ ДИНАМИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Года

Количество правонарушителей


Бродяжничество

Злостное уклонение

от учебы

Склонность к

краже

Склонность к алкоголю и токсикомания

Прочее

всего

2005-2006

3

3

5

4

3

18

2006-2007

3

3

4

4

3

17

2007-2008

2

2

4

3

3

14

Для решения проблемы профилактики асоциального поведения в нашей школе, мною был разработан проект программы «Мой мир».



Основными направлениями данного проекта являются: повышение мотивации несовершеннолетних к самопознанию, к самовоспитанию, коррекция агрессивности, обучение способам ориентирования в сложностях социальной жизни, поиска оптимальных решений в конфликтных ситуациях и воздействия на поведение людей, так или иначе вовлеченных в конфликтное противоборство, освоение правовых знаний, обучение их тому, как воспринимать необходимость жить в рамках, предусмотренных законом, без ощущения ограничения свободы действий, как личную потребность, удобную для себя и для общества.

Цель: позитивное развитие личности и профилактика отклоняющегося поведения у подростков, ознакомление с информацией по вопросам права, доступной для восприятия и понимания подростков, развитие коммуникативных навыков, достижение позитивных жизненных целей.

Задачи:

  • Сформировать адекватную самооценку, снизить потребность в самоутверждении посредством демонстративного отклоняющего поведения.

  • Сформировать способность к планированию своего поведения и прогнозу разрешения конфликтных ситуаций.

  • Помочь выработать позитивные жизненные цели и мотивации и их достижению.

  • Повысить правовую грамотность и ответственность за свое поведение.

  • Научить элементам расслабления.

Методы и приемы работы:

  • Беседа

  • Наблюдение

  • Опрос

  • Тестирование

  • Игровые методы: элементы социализирующих игр - деловые, ролевые, игры-драматизации.

  • Проективные методы: ассоциативные (словесные ассоциации, персонификация, картинки и слова); методики на завершение задания (незаконченные предложения, незавершенные рисунки); конструирующие (модифицированный ТАТ, коллаж); экспрессивные (психорисунки)

  • Анализ результатов деятельности.

Данный курс занятий предлагается для учащихся с ОВЗ, стоящих на учете ОПДН и ВШК (5-9классы) и рассчитан на 16 занятий, по одному занятию в неделю. На каждое занятие отводится 40 минут.

Форма: групповая (по необходимости индивидуальная).

Особенности личности трудного подростка с ОВЗ

Личность подростка с ОВЗ прежде всего характеризуется низким уровнем социализации, отражающим проблемы и недостатки таких сфер воспитания как семья и школа. Важнейшим фактором формирования личности такого подростка в большинстве случаев являются неблагоприятные семейные условия: отсутствие нормальной нравственной среды в семье. Весьма часто такое искажение нравственной атмосферы бывает связано с алкоголизмом родителей или родственников, их аморальным поведением и т.д. Частные ссоры в семье, скандалы родителей,

физическое наказания подростков приводят к разрушению тормозных процессов, к вспыльчивости, повышенной возбудимости, несдержанности. В связи с этим можно

отметить следующие отрицательные психические состояния: озлобление, страх, неудовлетворенность, враждебность, недоверие и т. д.

Если антисоциальные формы поведения подростков связаны с органическим поражением нервной системы, и психопатическими чертами личности, то такие подростки отличаются большой степенью внушаемости, некритичностью поступков, а их влечения нередко принимают извращенный характер.

Многие подростки с нарушением интеллекта характеризуются различными искажениями в области эмоциональной сферы.

Одним из способов самоутверждения среди подростков и юношей являются ранние половые связи.

Снижение нравственных критериев в этой области. Половая распущенность нередко становятся причинами половых преступлений.

Личность умственно отсталого подростка отличается низким уровнем

правосознания, которое характеризует осмысление ею прав и обязанностей

перед обществом.

Часто это люди с несложившейся моралью, не знающие, что можно, чего нельзя, не имеющие твердых моральных убеждений и глубоких нравственных чувств.



Календарно – тематическое планирование занятий по профилактике асоциального поведения подростков




Тема

Кол – во часов

Дата

1.

Диагностика.

1

Ноябрь

2.

«Каждый кто…»

1

Ноябрь

3.

«Просьба».

1

Ноябрь

4.

«Спор, драка ? Нет, рукопожатие!»

1

Декабрь

5.

«Снова смотримся в зеркало»

1

Декабрь

6.

«Права и обязанности личности»

1

Декабрь

7.

«Кто Я?»

1

Декабрь

8.

«Копилка обид»

1

Январь

9.

«Осторожно! Конфликт.»

1

Январь

10.

«Поведение: от самооценки к поступку»

1

Январь

11.

«Административная ответственность

несовершеннолетних»



1

Февраль

12.

«Моё отражение»

1

Февраль

13.

«Мусорное ведро»

1

Февраль

14.

Я – хороший, ты хороший

1

Февраль

15.

«Вырабатываем характер»

1

Март

16.

«Уголовная ответственность несовершеннолетних»

1

Март



Ожидаемый результат

У подростка должны быть сформированы навыки:

  • Самопознания: умение познавать свой внутренний мир, переживания, понимать себя и определенным образом относиться к самому себе;

  • Самовоспитания: сознательно и целенаправленно работать над своей личностью по формированию и совершенствованию у себя положительных качеств и устранению отрицательных, развитие самоконтроля;

  • Навыки контроля своего поведения в разных стрессовых ситуациях, поиска конструктивных выходов из таких ситуаций, развитие толерантности;

  • Правильно реагировать на конфликт, уметь воспринимать конфликты как естественное явление современной жизни, выходить из конфликтной ситуации с наименьшими потерями.

  • Релаксации: умение расслабляться, снимать психологическое напряжение;

  • Повышение уровня знаний подростка о правах и обязанностях, наказаниях несовершеннолетних согласно законам РФ.


Структура содержания проекта программы представлена 6-ю блоками.

  • Самопознание - изучение своей внутренней сущности в процессе общественной деятельности, познание самого себя.

  • Самовоспитание – сознательная потребность в развитии своей личности, ее главных способностей, усовершенствование деятельности по утверждению своих сил и возможностей, высокий уровень развития воли.

  • Коррекция агрессивности – исправление поведения, ориентированного на нанесение вреда объектам, в качестве которых могут выступать живые существа или неодушевленные предметы, оптимизация и поддержка процесса становления эго-идентичности.

  • Конфликтология – формирование системы знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления конфликтом.

  • Релаксация - обучение упражнениям, направленным на снятие психо – эмоционального напряжения методами нервно – мышечного и аутогенного расслабления.

  • Правовой - формирование позитивного отношения к закону, праву, знание подростками своих прав и обязанностей перед государством и обществом.


ПОКАЗАНИЯ ДИНАМИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ



Года


Количество правонарушителей

Бродяжничество

Злостное уклонение

от учебы

Склонность к

краже

Склонность к алкоголю и токсикомания

Прочее

Всего

2008-2009

-

-

2

2

3

7

2009-2010

-

1

2

2

1

6

2010-2011

-

-

2

1

-

3


МОНИТОРИНГ

показаний динамики правонарушений за 2008-2011г.г.

Цель: Более полное получение информации о динамике правонарушений среди несовершеннолетних.

Критерии: Бродяжничество, злостные уклонения от учебы, склонность к краже, склонность к алкоголизации и токсикомании, другие правонарушения, всего стоят на учете

«Мое отражение»

Цель:

Дидактическая: формирование понимания учащимся качеств личности, адекватной самооценки;

Коррекционная: коррекция мышления внимания, на основе анализа и синтеза предложенных упражнений;

Воспитательная: воспитание положительного отношения к себе.

Оборудование: цветные карандаши, ручка, простой карандаш, тетрадка, плакат, карточки с изображением солнца.

План занятия:

  • Оргмомент

  • Упражнение «Какие качества самые важные?»

  • Упражнение: «Мой портрет в лучах солнца».

  • Упражнение «Лимон» Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю –

Сок лимонный выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Я лимон бросаю, руку расслабляю.

(упр. Помогает возбужденным, беспокойным детям постепенно стать более

уравновешенными, внимательными)

Рефлексия


Список литературы

  • «Каждый должен выиграть» материалы спецкурса по разрешению

конфликта. изд: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова,Н.Новгород,1995г.

  • «Психологический тренинг с подростками» Л. Ф. Анн ООО «Питер

Пресс», Санкт – Петербург, Петергофское шоссе,73. ,2007г.

  • «Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения»

Г.И. Макартычева: СПб.: Речь, 2007 г..

  • «Сделай себя сам» под ред: Г.К. Селевко, Н.К. Тихомирова, О.Т. Левина

народное образование, школьные технологии, Москва, 2006г.

  • «Познай себя» под ред: Г.К. Селевко, Н.К. Тихомирова, О.Т. Левина народное

образование, школьные технологии, Москва, 2006г.

  • «Методические рекомендации» по позитивному развитию личности и

профилактике отклоняющегося поведения у подростков организация

«Лайф скиллз интернешнл» г.Москва,1993г


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница