Особенности обучения взрослых при переподготовке педагогических кадров



Скачать 54,91 Kb.
Дата22.04.2016
Размер54,91 Kb.

Особенности обучения взрослых при переподготовке педагогических кадров


И. Я. Злотникова
доцент кафедры новых информационных технологий и средств обучения
Воронежский государственный педагогический университет

Насколько активно человек участвует в процессе обучения, зависит от внешних причин и внутренних условий, через которые они действуют. В качестве внутренних условий выступают различные субъективные факторы: прошлый опыт, вид и уровень мотивации, система отношений личности с миром и другими людьми, способы деятельности и т.п. Для взрослой, полностью сформированной личности субъективные факторы оказывают более сильное влияние на процесс обучения, поэтому методики, которые используются для обучения школьников и студентов, в данном случае не совсем пригодны.


Основываясь на концепции о том, что обучение взрослых принципиально отличается от обучения детей, даже делается попытка ввести понятие андрагогики как искусства и науки помощи взрослым в обучении в отличие от педагогики как искусства и науки обучения детей. Однако нам представляется, что отличия обучения взрослых от обучения детей не столь значительны, чтобы делать его предметом изучения отдельной научной дисциплины. С другой стороны, существуют различные объективные причины и субъективные факторы, которые не позволяют тиражировать методики, использующиеся для обучения детей на обучение взрослых. Взрослые отличаются от детей. Поэтому их нужно учить по-другому. Это предположение основывается на мнении профессионалов, философских положениях, связанных с человеческой психологией, а также на прогрессивном образовании и растущем числе исследований и теорий по обучению взрослых. Одним из способов привлечь взрослых является компьютерное дистанционное образование.
Сложность обучения взрослых заключается не только в том, что у них по-другому, чем у детей происходит восприятие учебной информации, но и в том, что они испытали на себе старую педагогическую парадигму. Недостатками этой парадигмы являются:

  1. отрыв обучения от жизни;

  2. преобладание технократического мышления;

  3. ориентация на усвоение обучающимися основ наук в качестве главной цели обучения;

  4. основная форма проведения занятий - лекция (в школе - урок);

  5. ориентация на индивидуальную форму работы;

  6. под содержанием образования и обучения понимается одно и то же - то, что подлежит усвоению;

  7. экстенсивное развитие образования как следствие экстенсивного развития общества.

  8. догматический, объяснительно-иллюстративный или императивный тип обучения.

Следует отметить, что старую парадигму образования испытали на себе наряду с взрослыми обучаемыми также и преподаватели, которым предстоит их обучать. С одной стороны, такие преподаватели являются жертвами традиционного образования, с другой стороны, они его тиражируют его в своей повседневной педагогической деятельности, являясь "хранителями" консервативности системы наряду с представителями традиционной педагогической мысли.
Образование взрослых работающих студентов отличается от образования студентов-очников и даже заочников. И сегодня для многих преподавателей, ведущих занятия с взрослыми, не секрет, что не все методы занятий с такими студентами хороши. Некоторые методы, например, лекции в традиционном понимании, скорее вредны, поскольку последовательное изложение содержания концепций курса, как правило, уже сделано в хороших учебниках. Преподаватель в роли лектора сможет дать лишь авторскую интерпретацию учебника.
В настоящее время происходит трансформация традиционной лекции как способа передачи готовых знаний учащимся через монологическую форму общения. Этот способ известен всем взрослым обучаемым, когда-либо получавшим высшее образование. Однако в условиях развивающегося содержания обучения и образования форма проведения лекций не может оставаться традиционной, неизменной.
При проведении лекций проблемного характера процесс познания обучаемых приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Основная задача лектора состоит не столько в передаче информации, сколько в приобщении обучаемых к объективным противоречиям развития научного знания и способам их преодоления. Это формирует мыслительную активность обучаемых, порождает их познавательную активность.
В отличие от содержания информационной лекции, которое вносится преподавателем как с самого начала известный, подлежащий запоминанию материал, на проблемной лекции новое знание вводится как неизвестное для обучаемых. На проблемной лекции включение мышления обучаемых осуществляется преподавателем с помощью создания проблемной ситуации еще до того, как они получат всю необходимую информацию, составляющую для них новое знание. В традиционном обучении поступают наоборот - вначале дают знания, способ или алгоритм решения, а затем примеры, на которых можно поупражняться в применении этого способа. Средством управления мышлением обучаемых на учебно-проблемной диалогической лекции является система заранее подготовленных преподавателем проблемных и информационных вопросов.
Проведение лекции как системы проблемных и информационных вопросов для взрослых обучаемых имеет свои особенности. У взрослых, которые проходят обучение после длительного перерыва (хотя бы несколько лет после окончания ВУЗа), актуализация имеющихся знаний затруднена. Дети подчас бравируют незнанием - ведь всезнайки-отличники, как правило, непопулярны в коллективе. Взрослому же человеку трудно признаться в том, что он что-то не знает или не помнит. Именно это, на наш взгляд является одной из причин того, что, даже имея возможность по материальным и семейным соображениям обучаться очно, большинство людей, вышедших из студенческого возраста предпочитают обучаться заочную форму обучения. Поэтому перед проведением проблемной лекции обучаемый должен иметь возможность восстановить свои знания индивидуально, по учебнику или с помощью компьютера, в том числе дистанционно.
В молодежной аудитории студенты не боятся сказать явную глупость, иногда даже делают это специально, чтобы повеселить окружающих. Опытный преподаватель способен повернуть это на пользу обучению. Трудность при проведении проблемной лекции во взрослой аудитории заключается в том, что взрослые, как правило, не попадаются на провокацию и отвечают на вопрос только тогда, когда точно знают ответ. Иначе говоря, у взрослых высокий уровень контроля. Может оказаться, что человека, знающего точный ответ (или думающего, что знает) в аудитории нет. Тогда может возникнуть неловкое молчание, а при дистанционном обучении - отсутствие сообщений.
Еще одна новая форма проведения лекций - лекция вдвоем. При проведении ее в аудитории преподавателям приходится играть роли специалистов, имеющих различные точки зрения на проблему. Одной из трудностей при проведении лекции вдвоем (лекции-дискуссии многих специалистов), особенно при обучении взрослых, является привычная установка обучающихся на получение достоверной информации из одного источника. Такое неприятие в значительной мере характерно и для слушателей системы повышения квалификации, имеющих большой прошлый опыт "слушания" сообщаемой информации.
Лекция с заранее запланированными ошибками позволяет развить у обучаемых умение оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, выделять неверную и неточную информацию. Подготовка преподавателя к такой лекции состоит в том, чтобы заложить в ее содержание определенное количество ошибок содержательного, методического или поведенческого характера. Задача слушателей заключается в том, чтобы по ходу лекции отмечать в конспекте обнаруженные ошибки. В конце лекции 10-15 минут отводится на разбор ошибок. Опыт показывает, что взрослые к запланированным ошибкам в лекции и связанной с этим необходимости вносить исправления относятся спокойней, чем молодежь. Так что взрослым такая форма проведения лекций подходит больше. Естественно, что такая лекция должна проводиться в завершение темы и содержать обзор уже знакомого слушателям материала. И, конечно, такая лекция наиболее гладко проходит при проведении ее сетевым способом. В этом случае обучаемому виден весь текст, он может многократно его просмотреть, отследив все ошибки.
Часто преподаватели, ведущие занятия у взрослых, используют на семинарских занятиях игровые методы организации процессов понимания. Пониманию идей в играх помогают роли игроков и обсуждение после игры. Основой для разработки деловых игр является имитационное моделирование учебной деятельности, в том числе с помощью компьютера. Стали популярными также тренинги - короткие объяснения идей с отработкой приемов на учебных заданиях.
Таким образом, в обучение взрослых следует внедрять активные формы обучения.
Каталог: pic -> fck -> File
File -> Образовательная программа дополнительного образования детей
pic -> Метод проектов как активная форма обучения при выполнении курсового проекта по мдк 0102 «Ремонт дорожных машин, автомобилей и тракторов» Кацуба М. Л
pic -> «интегрированная технология обучения»
pic -> «Профессиональная ориентация младших школьников в учебно-воспитательном процессе»
pic -> 2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата 2
pic -> Д. А. Авдеев Православная психиатрия
pic -> Профилактика терроризма
File -> Сетевые сообщества в ракурсе социологического анализа


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница