Особенности групповой психологической работы и межличностного взаимодействия



страница1/10
Дата27.04.2016
Размер2.14 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


«БРАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Т.Н. Чекмарева

Особенности

групповой психологической работы

и межличностного взаимодействия



Учебное пособие

Братск 2011

УДК 159.98

Чекмарева Т.Н. Особенности групповой психологической работы и межличностного взаимодействия: Учебное пособие / Т.Н. Чекмарева. – Братск: ГОУ ВПО «БрГУ», 2011. – 162 с.



Учебное пособие содержит материал для изучения дисциплины «Методы активного социально – психологического обучения» и дополнительно – дисциплин «Социально – психологический тренинг», «Тренинг общения», «Психология общения», представленный в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050706.65 (031000) «Педагогика и психология».

Рецензенты:



О.Л. Подлиняев, д-р пед. наук, профессор кафедры педагогики ИГПУ; профессор кафедры прикладной и экспериментальной психологии ИГУ

(г. Иркутск)



Е.В. Лодкина, канд. психол. наук, доцент, зав. кафедрой ПиП БрГУ (г. Братск)

© Чекмарева Т.Н., 2011.

© ГОУ ВПО «БрГУ», 2011.

ВВЕДЕНИЕ
Практическая психология в настоящее время является неотъемлемой частью профессиональной подготовки специалистов, работающих с людьми в сфере «Человек-человек». Изучение дисциплины «Методы активного социально-психологического обучения» (МАСПО) предполагает введение студентов в структуру знаний практической психологии - психологическое обучение, в частности, активное социально-психологическое обучение (АСПО). В основе курса лежит широко известное положение, в котором практическая психология трактуется как воздействие на личность в соотношении не только тела и души (психофизического), но и единства духовного и социального, единства, проявлением которого считается индивидуальность человека.

Приступая к освоению учебной дисциплины, посвященной активным методам работы, в частности групповому психологическому тренингу, студент сталкивается с ситуацией, в которой, с одной стороны, есть много разнообразной литературы, в названии которой присутствует слово «тренинг», а с другой – с фактически отсутствуют издания – «учебник», «учебное пособие», предназначенные для обучения будущих профессионалов этому виду работы. Данное учебное пособие как раз и представляет собой систематизированное изложение опыта современной теории и практики группового тренинга.

Дисциплина формирует знания и умения необходимые студентам в области их будущей профессиональной психолого-педагогической деятельности в качестве «педагога-психолога». Через изучение дисциплины МАСПО студенты получают систему знаний в области прикладной психологии - активное социально-психологическое обучение в системе образования. Студент изучает методы воздействия на личность с целью оптимизации межличностного взаимодействия в образовательной среде; в практике действий учится организации практической деятельности - активное социально-психологическое обучение в образовательном учреждении.

В основу методологических принципов дисциплины положены теории и идеи практической психологической деятельности, опирающиеся на ведущие направления Психологии: Бихевиорально-ориентированный подход; Психодраматический подход; Гуманистический подход; Трансактный анализ; Гештальтподход.



Объект активного социально-психологического обучения – личность с физиологическими коррелятами его поведения и внутреннего мира. Предмет активного социально-психологического обучения – активные формы и методы индивидуальной и групповой социально-психологической работы, обеспечивающие позитивное воздействие на личность.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
1.1.Групповая психологическая работа.

Группа как объект психологической теории и практики.
Группа - одно из центральных понятий социальной психологии. Как объект и предмет изучения она привлекала внимание множества известных ученых и практиков, но наиболее активные исследования этого явления начали осуществляться во второй половине XX века. В этот же период в прикладных и практических областях психологии появилось и стало все активнее использоваться понятие тренинг.

В качестве способа психологической помощи людям групповой тренинг впервые стал применяться в зарубежной психологии. Основная идея, сформулированная К. Левиным, звучала так: «Что бы выявить свои неадекватные установки и выработать новые формы поведения, люди должны учиться видеть себя такими, какими их видят другие» (K. Lewin, 1951).

Первая тренинговая группа (Т-группа) была создана несколькими специалистами в области естественных наук (Лиленд Брэд форд, Рональд Липпитт, Курт Левин), которые собрали в 1946г. деловых людей и бизнесменов для исследования основных социальных законов (например, закон найма на работу), поиска оптимальных вариантов решений и «проигрывания» различных ситуаций, связанных с их применением. Помимо поставленных задач, каждый из них приобрел здесь опыт самораскрытия и самоосознания с помощью получения обратной связи. В 1947 году в г.Бетеле (штат Мэн) уже была создана национальная лаборатория тренинга (НЛТ). Эти первые тренинговые группы получили название «группы тренинга базовых умений». В число основных задач Т-групп входило обучение ее участников основным законам межличностного общения, умению руководить и принимать правильные решения в трудных ситуациях. Позже такие группы стали дифференцироваться по задачам и делиться на определенные категории:

1. Группы умений (подготовка руководителей, деловых людей);

2. Группы межличностных отношений (проблемы семьи, секса);

3.Группы «сенситивности» (группы, ориентированные на самосовершенствование и личностный рост, преодоление нерешительности и т. п.). Но еще достаточно долгое время такие группы были все же ориентированы на обучение здоровых людей различным ролевым функциям:

1. общение с начальством и подчиненными;

2. выработка оптимальных решений в трудных ситуациях;

3. поиск методов улучшения организаторской деятельности т.п.

Любая человеческая группа отражает реальный мир, те отношения, которые существуют в жизни обычных людей. Однако от реального мира эта искусственно созданная лаборатория отличается следующим:

- здесь каждый может быть и экспериментатором, и предметом эксперимента;

- здесь возможно решение задач, которые неразрешимы в реальной жизни;

- занятия в группе предполагают «психологическую безопасность», что обеспечивает «чистоту» эксперимента.

Известные специалисты в области психологической практики пишут о том, что основное отличие Т-группы от групп другого типа заключается в том, что она учит тому, как учиться. Здесь все члены группы вовлекаются в общий процесс взаимообучения, и поэтому они в большей мере полагаются друг на друга, чем на руководителя. В Т-группе обучение является скорее результатом опыта самой группы, нежели разъяснений и рекомендаций руководителя.

Другая существенная сторона Т-группы связана с характером самого процесса, предполагающим такие элементы, как:

1.представление самого себя;

2.обратная связь;

3. экспериментирование (В.Т. Кондратенко, Д.И. Донской, 1993).

К числу наиболее ярких работ, связанных с групповой психологией и использованием «эффекта группы» как специального средства воздействия на личность, чаще всего относят труды А. Адлера, К. Левина, Дж. Морено, Дж. Пратта, К. Роджерса.

Можно сказать, что в отечественной практике психологической помощи группа, как средство профессионального воздействия на личность, использовалась еще с начала XX века. Но активный научный и практический интерес к методам групповой работы стал особенно явно проявляться в России только в 90-е гг. того же века. Пионером в теоретическом и методическом анализе проблем групповой работы в России можно назвать Ларису Андреевну Петровскую, монография которой была опубликована еще в 1982 г. (Петровская Л. А., 1982; Петровская Л. А., 1989). В своих работах она рассматривает тренинг (точнее, социально-психологический тренинг - СПТ) как своеобразную форму обучения знаниям и отдельным умениям в сфере общения, а также соответствующую форму их коррекции. Все многообразие этих форм она подразделяет на два больших класса:

1.ориентированные на развитие специальных умений;

2.нацеленные на углубление опыта анализа ситуаций общения.

Естественно, что значительное количество отечественных школ тренинга опираются на теоретические концепции, пришедшие к нам с Запада, да и сами формы групповой психологической работе в большинстве случаев до сих пор являются модификациями зарубежных моделей. В то же время, отметим, что в последнее время в нашей стране появились специалисты мирового уровня, у которых могли бы поучиться и западные психологи.


1.2.Преимущества групповой формы

психологической работы

Нужны ли вообще практической психологии тренинговые группы? Выделим те достоинства, которые имеет групповая форма по сравнению с индивидуальной. Наиболее полно, преимущества работы в группах (психокоррекционной и психотерапевтической) отражены К. Рудестамом (1993). Преимущества заключаются в следующем:



1.групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем; человек избегает непродуктивного замыкания в самом себе со своими трудностями, обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные чувства. Для многих людей подобное открытие само по себе оказывается мощным психотерапевтическим фактором;

2.группа отражает общество в миниатюре, делает очевидными такие скрытые факторы, как давление партнеров, социальное влияние и конформизм; по сути дела в группе ярко моделируется система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для реальной жизни участников. Это дает им возможность увидеть и проанализировать в условиях психологической безопасности психологические закономерности общения и поведения других людей и самих себя, не очевидные в житейских ситуациях;

3.возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами; в реальной жизни далеко не все люди имеют шанс получить искреннюю, безоценочную обратную связь, позволяющую увидеть свое отражение в глазах других людей, отлично понимающих сущность твоих переживаний, поскольку сами они переживают почти то же самое. Возможность «смотреться» в целую галерею «живых зеркал» является, по-видимому, самым важным преимуществом групповой психологической работы, не достижимым никаким другим способом;

4.в группе человек может экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров, обучаться новым умениям; если в реальной жизни подобное экспериментирование всегда связано с риском непонимания, неприятия и даже наказания, то тренинговые группы выступают в качестве своеобразного «психологического полигона», где можно попробовать вести себя иначе, чем обычно, «примерить» новые модели поведения, научиться по-новому относиться к себе и к людям – и все это в атмосфере благожелательности, принятия и поддержки;

5.в группе участники могут идентифицировать себя с другими, «сыграть» роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения, применяемыми кем-то; возникающие в результате этого эмоциональная связь, сопереживание, эмпатия, способствуют личностному росту и развитию самосознания;

6.взаимодействие в группе создает напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого; этот эффект не возникает при индивидуальной психокоррекционной и психотерапевтической работе; создавая дополнительные сложности для ведущего, психологическое напряжение в группе может (и должно) играть конструктивную роль, подпитывать энергетику групповых процессов. Задача ведущего – не дать напряжению выйти из-под контроля и разрушить продуктивные отношения в группе. Общей целью любого из методов АСПО является - создание нового состояния всех участников. Цели любого из методов АСПО не могут быть достигнуты без эмоционального напряжения участников и управления им. Необходимо создать условия, чтобы участники по-настоящему оказались вовлеченными в определенный метод АСПО (например, игру (деловую или ролевую), мозговой штурм, дебаты и др.)

7.группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания; иначе, чем в группе, иначе, чем через других людей, эти процессы в полной мере невозможны; открытие себя другим и открытие себя самому себе позволяют понять себя, изменить себя и повысить уверенность в себе;

8.групповая форма предпочтительней и в экономическом плане: участникам дешевле работа в тренинге, чем индивидуальная терапия (и для многих тренинговая работа гораздо более эффективна); психолог также получает и экономическую, и временную выгоду.


1.3.Общее представление и сущность группового психологического тренинга.

В «Психологическом словаре» (1990г.) социально-психологический тренинг определяется как «область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении». Групповой психологический тренинг не сводится только к социально-психологическому. Область его применения значительно шире, чем у последнего, и отнюдь не ограничивается развитием навыков эффективного общения и повышением коммуникативной компетентности.

Расширение границ использования понятия «тренинг» связано, прежде всего, с увеличением диапазона целей, значительно более широкого по сравнению с ранее определявшимися целями (развитие компетентности в общении). Так, целями специально организованных тренингов становятся личностный рост, обучение новым психологическим технологиям или отработка новых поведенческих паттернов. А.П. Ситников, например, понимает программно-целевую направленность разработанного им акмеологического тренинга «как ориентированность тренинга как системы обучения и подготовки профессиональных кадров; на воссоздание целостного феномена профессионального мастерства, характерного для конкретного вида профессиональной деятельности» (1996г.).

Мнение ведущих специалистов в этой области сходится к тому, что, когда мы говорим о тренинге, речь идет об эффективном способе, с помощью которого осуществляется фактическое воздействие на личность в целом и, прежде всего, на те или иные составляющие ее самосознания. В частности, такая позиция представлена В.Т. Кондрашенко, Д.И. Донским при раскрытии основных этапов работы в Т-группе (Кондрашенко В.Т., Донской Д.И., 1993г.) ~

Привлекательность и активное увлечение, и использование тренинга в работе с людьми связаны с рядом его специфических свойств.

В частности, один из известных специалистов в области применения групповых методов работы с людьми Кьелл Рудестам отмечает следующие преимущества данного способа решения психологических проблем:

1.возможность получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих общие проблемы или переживания с конкретным участником группы;

2.здесь происходит принятие ценностей и потребностей других людей;

3.в группе человек чувствует себя принятым и принимающим, пользующимся доверием и доверяющим, окруженным заботой и заботящимся, получающим помощь и помогающим;

4.наблюдая происходящие в группе взаимодействия, участники могут идентифицировать себя с другими и использовать установившуюся эмоциональную связь при оценке собственных чувств и поведения;

5.группа может облегчить процесс самоисследования и интроспекции, самораскрытия;

6.группа дает экономические преимущества, как метод психологической помощи она экономически более доступна людям (Рудестам К., 1993г.).

Несмотря на многообразие конкретных методических подходов к групповому тренингу, можно выделить объединяющую их основную идею: с помощью группы открыть новые возможности в развитии личности, открыть и актуализировать ее потенциал. В то же время каждый специалист в данной области акцентирует внимание на том или ином аспекте этой работы. В качестве примера приведем несколько разных точек зрения отечественных специалистов.

Один из ведущих специалистов по тренингам в нашей стране Ю.Н. Емельянов отмечает: «При этом термин «тренинг», по нашему мнению, в структуре русской психологической речи должен использоваться не для обозначения методов обучения, а для обозначения методов развития способностей к обучению или овладению любым сложным видом деятельности, в частности общением» (курсив текста авт.) (1985г.). Следуя этому подходу, он предлагает четко разграничивать учебный и тренировочный аспекты в работе группы. Можно согласиться с подобным взглядом, добавив, что тренинг – это не только метод развития способностей, но и метод развития разнообразных психических структур и личности в целом.

Весь курс тренинга и каждое отдельное его занятие можно рассматривать как ситуацию воздействия. По их мнению, методы воздействия прямо ориентированы на вмешательство в развитие группы или личности с целью вызвать определенные изменения (Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В., 1990).

Опираясь на положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского, психолог Зайцева Т.В., пишет о сущности психологического тренинга как инструментального опосредствующего действия, предоставляющего участникам тренинга орудия и приемы, которые позволяют им активно овладевать своим поведением, перестраивать непродуктивные структуры деятельности и тем самым поднимать регуляцию поведения на более высокий уровень. Это оружие применяется для освоения нового или изменения старого поведения (Зайцева Т.В., 2002).

Специалист по тренингам для подростков А.Г. Лидерс обозначает термином «групповая психологическая работа» несколько принципиально разных модусов психологической работы с группой: групповую психотерапию, групповое пси­хологическое обучение и групповой личностный тренинг. Анализируя общее и отличное в каждом из них, он использует такие критерии, как цель, принципы отбора участников, основная метафора модуса работы, критерии успешности работы (Лидерс А.Г., 2001).

Тренинг как многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека рассматривает Макшанов С.И. (Макшанов С.И., 1997).

Тренинги (обучающие игры) являются синтетической антропотехникой (т.е. акмеологическая практика, которая направлена на преобразование «естественно данных человеку способностей»), сочетающей в себе учебную и игровую деятельность, проходящую в условиях моделирования различных игровых ситуаций, считает Ситников А.П. (1996). Он выделяет три основные антропотехники: научение, учение и игра.

Другое видение сущности группового тренинга представлено в работах М.Р. Битяновой. В частности, она выделяет следующие существенные характеристики этого вида работы практического психолога. Психологический тренинг - не любая форма групповой работы, это особая форма групповой работы со своими возможностями, ограничениями, правилами и проблемами. По своей сути тренинг представляет собой форму обучения, присвоения новых навыков, открытия в себе иных психологических возможностей. Особенность этой формы обучения в том, что обучающийся занимает в ней активную позицию, а усвоение навыков происходит в процессе проживания, личного опыта поведения, чувствования, деяния.

Психологический тренинг - форма активного обучения, позволяющая человеку «самоформировать» (слово корявое, но очень верное по сути) навыки и умения строить социальные межличностные отношения, продуктивную учебную и другую деятельность, анализировать возникающие ситуации со своей точки зрения и с позиции партнера, развивать в себе способности познания и понимания себя и других в процессе общения и деятельности (Битянова М.Р., 2004).

Заметим, что упомянутый выше автор разделяет два понятия: психологический тренинг и тренинговые занятия, проводимые в рамках учебной деятельности.

Тренинговые занятия в учебной деятельности (в школе, колледже, вузе) существенная модификация тренинговой методологии и процедур, для того чтобы тренинг можно было использовать:

1.для всей учебной группы;

2.в обязательном порядке;

3.в режиме коротких встреч раз в неделю;

4.в ситуации довольно низкой психологической безопасности, характерной для учебных заведений (Битянова М.Р., 2004).

Существует еще одна точка зрения на понимание сущности тренинга, в которой дается наиболее общее определение данного понятия. Решая проблемы этнической толерантности и, в этом контексте, организации методов и условий работы с тренинговой группой, Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г. рассматривают тренинг как специальным образом организованную групповую работу, направленную на достижение определенной цели (Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г., 2004).

Проведенный И.В. Вачковым анализ дал возможность выделить ряд существенных характеристик тренинга. В частности:

1.Tpeнинговыe группы - это специально созданные малые группы, участники которых при содействии ведущего-психолога включаются в интенсивное общение, ориентированное на оказание помощи каждому в разрешении разнообразных психологических проблем и в самосовершенствовании (в частности, в развитии самосознания);

2.Тренинг - метод работы психолога с клиентом, когда клиент делает то, чему он пришел тренироваться.

3.Групповой психологический тренинг представляет собой совокупность активных методов практической психологии, которые используются: 1) в рамках клинической психотерапии при лечении неврозов, алкоголизма и ряда соматических заболеваний; 2) для работы с психически здоровыми людьми, имеющими психологические проблемы, в целях оказания им помощи в саморазвитии. При этом автор отмечает, что тренинговые методы могут применяться как в рамках клинической психотерапии при лечении неврозов, алкоголизма и ряда соматических заболевании, так и в работе с психически здоровыми людьми, имеющими психологические проблемы, в целях оказания им помощи в саморазвитии (Вачков И.В., 2000).

Обобщение описанных выше точек зрения и определений позволяет нам дать следующую характеристику этому виду работы практического психолога: Тренинг (от англ. train - тренироваться) - в самом общем значении, рассматривается как способ, точнее, совокупность различных приемов и способов, направленных на развитие у человека тех или иных навыков и умений. Как один из инструментов психолога он может применяться в индивидуальной и групповой работе. Но наибольшую популярность этот способ воздействия приобрел в работе с группой.

Общее рабочее определение тренинга в рамках нашей учебной деятельности курса МАСПО, скорее выглядит следующим образом:



групповой психологический тренинг представляет собой совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития.
1.4.Соотношение понятий «групповой тренинг»,

«групповая психотерапия» и «групповая психокоррекция»
«Тренинг», «групповая психологическая работа», «групповая психотерапия». Что они означают? Имеется в виду одно и то же или это различные понятия?

Для обозначения разнообразных форм групповой психологической работы используется довольно большой круг терминов. Групповая психотерапия, психокоррекционные группы, группы опыта, тренинговые группы, группы активного обучения, практические экспериментальные лаборатории. Границы, области применения терминов весьма размыты. Часто группы одного и того же вида разные авторы называют по-разному. Данные группы работают на стыке психотерапии и психокоррекции с одной стороны и обучения – с другой (см. рис. 1).



Рис. 1. Соотношение понятий «психотерапия»,

«психокоррекция», «обучение»
Чрезвычайно трудно определить, где проходит граница между психотерапией, психокоррекцией, обучением и собственно личностным развитием. Все же, по-видимому, наиболее часто разнообразные формы групповой работы обозначаются понятием «тренинговые группы». Осознавая относительность этого термина (впрочем, как и часто встречающегося термина «групповое обучение»), в дальнейшем мы будем пользоваться им, подразумевая под тренинговыми группами не только известные Т-группы, но и вообще все специально созданные малые группы, участники которых (психически здоровые люди) при содействии ведущего-психолога включаются в своеобразный опыт активного общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических проблем и в самосовершенствовании (в частности, в развитии самосознания).

Возникновение психологического тренинга как новой формы взаимодействия психолога с людьми, нуждающимися в психологической помощи, теснейшим образом связано с развитием групповой психотерапии и психокоррекции. Необходимо обозначить различие между этими понятиями.

Под психотерапией в настоящее время принято понимать комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях. Условно различают клинически ориентированную психотерапию, направленную преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики, и личностно- ориентированную психотерапию, которая стремится помочь человеку изменить свое отношение к социальному окружению и к собственной личности. (См. «Психология. Словарь» под редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, 1990)

Психологическая коррекция определяется как направленное психологическое воздействие на те или иные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности (Исурина Г.Л., 1990). Групповую психологическую коррекцию обычно рассматривают не только (и не столько) как метод, применяемый в медицине, но и в качестве направления деятельности практического психолога.

Групповая психотерапия гораздо старше психологического тренинга. Временем возникновения психологического тренинга принято считать 50-е годы, когда М. Форверг разработал новый метод, основой которого были ролевые игры с элементами драматизации и который был назван социально-психологическим тренингом – СПТ. На основании большой экспериментально-исследовательской работы Форверг сделал вывод об эффективном влиянии СПТ на повышение интерперсональной компетентности за счет интериоризации измененных установок личности и их переноса на профессиональную деятельность.

В чем же состоят основные отличия группового психологического тренинга от терапии, коррекции и обучения?

Во-первых, в отличие от психотерапии цели тренинговой работы не связаны собственно с лечением. Ведущий тренинга ориентирован на оказание психологической помощи, а не на лечебное воздействие. Это положение, разумеется, не исключает возможности применения оздоровительных процедур. В тренинге могут участвовать не только фактически здоровые люди, но и невротики и люди в пограничных состояниях психики, но, в этом случае, практическому психологу (не имеющему медицинского образования) рекомендуется работать совместно с клиническим психотерапевтом.

Во-вторых, отличие психологического тренинга от психокоррекции определяется тем, что в тренинге уделяется внимание не столько дискретным характеристикам внутреннего мира, отдельным психологическим структурам, сколько развитию личности в целом. Кроме того, коррекция напрямую связана с понятием нормы психического развития, на которую она ориентируется, в то время как в некоторых видах тренингов вообще не принимается категория нормы.

В-третьих, тренинговую работу невозможно свести только к обучению, потому что когнитивный компонент не всегда является в тренинге главным и может порой вообще отсутствовать. Ряд специалистов считает наиболее ценным для участников тренинга получение, прежде всего, эмоционального опыта. Впрочем, психологический тренинг очень тесно соприкасается с развивающим обучением (как расширение и активизация сознания), понимаемым в широком смысле слова.

При всем этом в тренинге могут применяться психотерапевтические, коррекционные и обучающие методы, что в целом ряде случаев не позволяет однозначно определить форму групповой работы.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница