Особенности формирования профессионально-коммуникативной компетенции будущего преподавателя иностранного языка на современном этапе



Скачать 106.02 Kb.
Дата14.02.2016
Размер106.02 Kb.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ


Изотова Н.В.

Методологической основой реализации современного профессионального педагогического образования в настоящее время признается компетентностный подход. На сегодняшний день он определяется учеными как самый актуальный и востребованный способ подготовки будущих учителей. К основным преимуществам использования компетентностного подхода в целом относят:



    • эффективность формирования не только знаний, умений и навыков, но и личностной и профессиональной компетентности будущего специалиста;

    • направленность на результат образования, а не на процесс;

    • приоритет формирования у студентов умений применять полученные знания в практической деятельности, в различных профессиональных и жизненных ситуациях [7];

    • гарантированное достижение результатов образования в русле общеевропейских тенденций, поскольку, по мнению западных экспертов, результаты образования, выраженные на языке компетенций – это путь к расширению академического и профессионального признания и мобильности, сопоставимости и совместимости дипломов и квалификаций [3].

Следовательно, основным результатом профессионального педагогического образования становится комплекс целенаправленно сформированных компетенций. В настоящее время отмечается высокая вариативность номенклатуры компетенций учителя иностранного языка, поскольку наряду с известными специалистами в области методики преподавания иностранных языков (Гальскова Е.Д., Соловова Е.Н., В.В.Сафонова и др.) вопросы структуры и содержания профессиональной компетентности учителя иностранного языка рассматриваются и официальными нормативными документами: Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования») [1], Федеральные государственные стандарты высшего профессионального образования для квалификаций бакалавр и магистр по направлениям подготовки «Педагогическое образование» [9] и «Лингвистика» [8].

В результате анализа данных нормативных документов мы пришли к выводу, что в качестве результатов профессионального педагогического образования следует рассматривать следующие группы компетенций:

1) надпрофессиональные (универсальны по своей сути, необходимы для любой современной профессии): компетенции социального взаимодействия; системно-деятельностные компетенции; компетенции самоорганизации и самоуправления; ценностно-смысловые и политико-правовые компетенции; компетенции самостоятельной познавательной деятельности [2, с. 14];

2) профессиональные (определяют специфику деятельности именно учителя иностранного языка в русле интегративного подхода).

Последняя группа компетенций имеет, безусловно, особую значимость с точки зрения экономической и образовательной эффективности профессиональной педагогической подготовки в системе высшего образования и требует тщательного изучения.

В качестве основы для систематизации профессиональных компетенций по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (профиль «Иностранный язык») нами выбрана классификация, разработанная Е.Н.Солововой, представляющей профессионализм преподавателя иностранного языка как совокупность следующих компетенций: социально-психологической, коммуникативной, профессионально-коммуникативной, психолого-педагогической, методической и предметной компетенций [6, с. 91].

В качестве объекта исследования в данной статье выступает иноязычная профессионально-коммуникативная компетенция учителя иностранного языка.

Формирование данной компетенции является непосредственным результатом реализации профессиональной подготовки на основе принципа коммуникативной направленности. Суть этого принципа заключается в том, что коммуникативная компетенция рассматривается как основа и стержень формирования всех спектров методической и профессиональной составляющих профессиональной компетентности, основой для развития рефлексивных, познавательных, информационных, исследовательских умений [5].



Под профессионально-коммуникативной компетенцией понимается совокупность профессионально-ориентированных знаний, навыков и умений в четырех видах речевой деятельности, позволяющих преподавателю ИЯ эффективно осуществлять иноязычное общение при выполнении своих профессиональных обязанностей [4, с. 176]. Вместе с тем, современное понимание сущности компетенции как результата образования требует учета не только когнитивной и операционно-технологической составляющих (как это явствует из предложенного определения), но и мотивационной, этической, социальной, поведенческой стороны.

Таким образом, к привычным для нас результатам образования (знаниям, умениям и навыкам) мы добавляем систему профессиональных ценностных ориентаций современного учителя иностранного языка, которая формируется в ходе подготовки будущих педагогов к профессионально-ориентированному общению на иностранном языке в рамках основных видов профессиональной деятельности. Следовательно, профессионально-коммуникативной компетенция как интегративное образование может включать в себя несколько более мелких компетенций – субкомпетенций.

Анализ ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» позволяет выделить целый ряд субкомпетенций как основу для формирования профессионально-коммуникативной компетенции бакалавра педагогического образования по профилю подготовки «Иностранный язык» (для двух профилей подготовки) [9]. При этом ФГОС ВПО по направлению 050100 «Педагогическое образование» (бакалавриат) устанавливает следующее соотношение между данными видами деятельности и основными результатами образования, предусмотренными стандартом и представленными нами ранее как субкомпетенции [9] (Таб. 1).

Данная таблица представляет структуру основных субкомптенций для профессионально-коммуникативной компетенции учителя ИЯ, однако, на наш взгляд, демонстрирует определенную противоречивость в общей логике подготовки бакалавра педагогического образования. Представленные в педагогической деятельности субкомпетенции могут и должны относится и к остальным видам профессиональной деятельности педагога (культурно-просветительской, научно-исследовательской). Так, современная научно-исследовательская деятельность учителя ИЯ абсолютно невозможна без владения иностранным языком на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников, поскольку любое объективное научное исследование современных реалий языкового образования предполагает обобщение и анализ в том числе и зарубежных исследований по рассматриваемой проблематике. Культурно-просветительская деятельность в ее профессионально-коммуникативном аспекте обязательно базируется на способности педагога использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики, на готовности к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительном и бережном отношении к историческому наследию и культурным традициям.



Таблица 1

Соотношение основных видов педагогической деятельности и формируемых субкомпетенций профессионально-коммуникативной компетенции будущего преподавателя иностранного языка

вид профес деятельности

формируемые субкомпетенции

педагогическая деятельность

  • способность логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК-6);

  • владением одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников (ОК-10);

  • готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

  • способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).

  • осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

  • владением основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

  • способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-5);

  • способность разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

культурно-просветительская деятельность

  • способность разрабатывать и реализовывать, с учетом отечественного и зарубежного опыта, культурно-просветительские программы (ПК-9)

научно-иссле-довательская деятельность

  • готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11)

В условиях создавшегося противоречия наиболее приемлемым решением, на наш взгляд, является ориентирование основных стратегий формирования профессионально-коммуникативной компетенции не только на выделенные в стандарте субкомптенции, но и на типичные ситуации профессиональной деятельности, в которых непосредственно реализуется иноязычная профессионально-коммуникативная компетенция. Основой для выделения данных ситуаций стали: анализ педагогической и методической литературы по проблеме, анализ и обобщение эмпирического опыта преподавания ИЯ, а также собеседования с учителями и преподавателями ИЯ. Не претендуя на исчерпывающий характер данных ситуаций, мы предлагаем рассматривать следующие типовые ситуации для профессионально-коммуникативной деятельности:



педагогическая деятельность: проведение аудиторных и внеаудиторных занятий по ИЯ, организация и проведение процедур контроля, использование ИКТ технологий и аутентичных медиаресурсов на уроке ИЯ, проектирование индивидуальных образовательных ресурсов (блогов, сайтов), разработка методического обеспечения учебного процесса на ИЯ, в том числе и на основе анализа зарубежного опыта;

культурно-просветительская деятельность: организация и проведение внеклассных мероприятий на ИЯ, подготовка тематических семинаров на ИЯ, подготовка и представление презентаций культурно-просветительской тематики на ИЯ, разработка методического обеспечения культурно-просветительской деятельности на ИЯ, в том числе и на основе анализа зарубежного опыта;

научно-исследовательская деятельность: написание и защита/представление научной работы (научного сообщения) на ИЯ по профессиональной тематике, участие в международном круглом столе, семинаре, вебинаре, конференции, международном научно-исследовательском проекте в области обучения иностранным языкам.

В ходе вузовской подготовки будущего преподавателя ИЯ следует моделировать данные типовые ситуации профессионально-коммуникативной деятельности, принимая в качестве основной цели формирование компетенций, указанных в стандарте и выделенных нами как субкомптенции по отношению к профессионально-коммуникативной компетенции.

Следовательно, подготовка преподавателей ИЯ к профессиональной коммуникации должна реализовываться в русле компетентностной модели профессионального педагогического образования, что, в свою очередь вносит, следующие особенности в образовательный процесс:

-постановка целей и задач обучения профессиональной коммуникации осуществляется в контексте развития у студента способности самостоятельно решать проблемы в сфере профессионально-коммуникативной деятельности преподавателя ИЯ;

-отбор содержания профессиональной подготовки в образовательном процессе опирается на целостное представление о совокупности типовых ситуаций профессионально-коммуникативной деятельности;

-формирование профессионально-коммуникативной компетенции осуществляется в русле контекстного обучения, т.е. предполагает создание условий для формирования у студентов опыта самостоятельного решения коммуникативных и организационных проблем профессиональной деятельности, при этом в учебный процесс включаются не только предметно-технологическая, но и социальная составляющая профессионально-коммуникативной деятельности преподавателя ИЯ;

-оценка уровня сформированности профессионально-коммуникативной компетенции уже не предполагает проверку нормированных содержательных единиц, а представляет собой сложный последовательно реализуемый комплекс контрольно-оценочной деятельности преподавателя с использованием расширенного фонда оценочных средств для объективной проверки уровня сформированности данной компетенции.

Таким образом, в настоящее время методологической основой подготовки преподавателя ИЯ к осуществлению профессионально-коммуникативной деятельности выступает компетентностный подход. Реализация данного подхода в образовательном процессе вуза и введение новых образовательных стандартов третьего поколения требуют качественного пересмотра всех основных направлений формирования профессионально-коммуникативной компетенции преподавателя ИЯ, а также компонентов учебного процесса в целом.



Литература

  1. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». (Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской федерации от 14 августа 2009 г. № 593). URL: http:// www.morb.ru/mob/ed-kv.rtf (дата обращения: 04.04.2013).

  2. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 72 с.

  3. Никулкина И.В. Компетентностный подход в образовательном процессе вуза / И.В.Никулкина. URL: http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source =web&cd=2&ved=0C CYQFjAB&url =http%3A%2F%2Fwww.expertedu.ru%2Flibrary%2Fsbornik 2011%2F1%2Fnikulkina.doc&ei=Jh9cUKuhHOiC4gTvkICIBA&usg=AFQj CNF PvQ9GBj_kJzIz3GQs 7wMkXZBgMg&cad=rjt (дата обращения: 29.03.2013).

  4. Пантилеева М.С. Контроль иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции будущего преподавателя иностранных языков // Теория и практика общественного развития. – 2011. - № 8. – С. 176-180

  5. Соловова Е.Н. Интегративно-рефлексивный подход к формированию методической компетенции преподавателя иностранного языка в системе непрерывного профессионального образования: Автореф. дис. ... д-ра. пед. наук. - М., 2004. -71с.

  6. Соловова Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка. – М.: Глосса-Пресс., 2004. – 336 с.

  7. Супрунова Л.Л. Компетентностный подход к подготовке выпускника вуза: преимущества и перспективы реализации/Л.Л.Супрунова. URL: http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=3&ved=0CC0 QFjAC&url=http%3A%2F%2Fwww.pglu.ru%2Flib%2Fpublications2FUniversity_Reading%2F2008%2FI%2Fuch_2008_I_00006.pdf&ei=Jh9cUKuhHOiC4gTvkICIBA&usg=AFQjCNEx2gM4Z3idkDm4krvnIOM9lpOi3g&cad=rjt (дата обращения: 29.03.2013).

  8. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования для направления подготовки 035700 «Лингвистика» (квалификация (степень) «бакалавр»). URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/prm541-1.pdf (дата обращения: 01.04.2013).

  9. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования для направления подготовки 050100 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр»). URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_11/prm46-1.pdf(дата обращения: 01.04.2013).

Каталог: bitstream -> 123456789
123456789 -> Лекция Предмет и основные концепции современной философии науки 2
123456789 -> Московский государственный
123456789 -> Особенности регуляции учебной активности у студентов гуманитарных и технических специальностей
123456789 -> Учебное пособие для студ ф-та референт-переводчик / Харков гуманит ин-т «Народная украинская академия»
123456789 -> 1. проблемы бытия в современной философии
123456789 -> Способы защиты компании от хэдхантингов
123456789 -> Диагностика психического развития ребенка
123456789 -> Учебная программа для специальности 1-23 01 73 Средства массовой информации
123456789 -> Дальнейшее совершенствование авиационной техники, возрастание объема и интенсивности труда предъявляют повышенные требования к качеству подготовки специалистов гражданской авиации


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница