Особенности ценностно-смысловых характеристик субъектов образовательной деятельности в школах разного типа



Скачать 418.87 Kb.
страница1/3
Дата24.04.2016
Размер418.87 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3


На правах рукописи
Букова Галина Алексеевна
Особенности ценностно-смысловых характеристик субъектов образовательной деятельности в школах разного типа

Специальность: 19.00.05 – социальная психология


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Самара
2007

Работа выполнена на кафедре прикладной психологии.

ГОУ ВПО «Пензенский государственный педагогический университет

имени В.Г.Белинского»

Научный руководитель:

кандидат технических наук, профессор Дубовый Леонид Михайлович
Официальные оппоненты:

доктор психологических наук, профессор Забродин Юрий Михайлович, проректор по научной работе Московского городского психолого-педагогического университета;


кандидат психологических наук, доцент Карпушина Людмила Валентиновна, заведующая кафедрой общей и социальной психологии Самарской гуманитарной академии
Ведущая организация:

Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского


Защита состоится 29 октября 2007 года в 14 часов на заседании диссертационного совета К 212.216.06 при Самарском государственном педагогическом университете по адресу: 443099, г. Самара, ул. М. Горького, 65/67.

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Самарского государственного педагогического университета и на сайте http://www.sgpu.info

Автореферат разослан 29 сентября 2007 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат психологических наук,

доцент Т.В.Семенова


Актуальность исследования и постановка проблемы

Специфика психологических проблем современного периода развития российского общества во многом определяется появлением новых ценностей в образовании, устойчивых запросов на гуманизацию образовательной системы.

На современном этапе образование как система процессов взаимодействия людей представлено школами двух типов: «нового образца» (вариативными, инновационными, А.Г. Асмолов, 2001) и традиционными. Наиболее распространенной образовательной парадигмой в традиционных школах выступает когнитивно ориентированное образование, где смыслообразующим фактором является информационное обеспечение личности. Развитие личности в традиционных школах по-прежнему оказывается побочным продуктом учебно-познавательной деятельности (Ю.М. Забродин, В.М. Минияров, В.И. Панов, В.В. Рубцов, Л.Н. Тубельский, Е.А. Ямбург, В.А. Ясвин и др.). Здесь в процессе общения между участниками образовательной деятельности доминирует модель воздействия, при которой для достижения цели повышения эффективности обучения педагоги предпочитают придерживаться авторитарно-догматического стиля общения. По мнению А.Г. Асмолова, в школах «нового образца» в основе инновационных процессов, отвечающих общим тенденциям гуманизации и демократизации обучения, лежит «смысловая педагогика». Специфика инновации как деятельности порождает определён­ный тип личности педагогов и учащихся, ориентированных на ценности гуманистического образования, приводит к зарождению нового типа организации образовательной среды.

В работах Г.В. Акопова, Е.А. Климова, К.Э. Комарова, В.В. Рубцова, В.И. Слободчикова, В.А. Ясвина и др. образовательная среда учебного заведения рассматривается как психологическое пространство образовательного учреждения, система факторов, взаимосвязанных и влияющих на каждого субъекта образовательной среды в процессе обучения. Это совокупность материальных, социальных, психологических и других факторов и условий, влияющих прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь и деятельность субъектов образовательной деятельности. В их взаимодействии среда может использоваться, развиваться или деградировать. Следовательно, образовательная среда не есть что-то раз и навсегда данное. Это явление, которое находится в постоянном развитии и изменении, и если не осуществлять контроль, то она может развиваться случайным образом. Эффективность деятельности субъектов образования будет зависеть от организации, развития и коррекции образовательной среды, ее социально-психологических факторов.

Необходимость смены образовательных приоритетов уже достаточно длительное время четко прослеживается в отечественной психологии. Однако особенности ценностно-смысловых характеристик субъектов образовательной деятельности в образовательных средах школ разного типа изучены недостаточно подробно. В настоящее время в психологической и педагогической науке недостаточно представлены данные по социально-психологическим изменениям в школах «нового образца». Не прописаны механизмы преобразования традиционных школ в школы «нового образца». Таким образом, ценностно-смысловые характеристики субъектов образовательной деятельности, социально-психологическая архитектура образовательной среды требуют дополнительного изучения.

В связи с вышесказанным возникает противоречие между целями, заявленными в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», в основании образовательной парадигмы которой лежит теория развивающего образования (Н.Г. Алексеев, Ю.В. Громыко, В.В.  Давыдов, А.А. Леонтьев, В.И. Слободчиков, В.В. Рубцов, И.А. Зимняя), и существующими моделями в традиционных школах, ориентированными на адаптивно-дисциплинарное обучение. Традиционная парадигма обучения, построенная на принципе трансляции знаний учителем и воспроизведении их учащимися, провоцирует преимущественное развитие репродуктивных способностей учащихся (от познавательных стереотипов восприятия, памяти и мышления до личностных стереотипов социального поведения). В то же время, творческий потенциал учащегося, его продуктивные способности и личность развиваются стихийно.

Потребности социальной психологии в получении знаний, необходимых для объяснения и прогнозирования возможностей перехода традиционных школ в школы «нового образца», определили тему нашего исследования.

В теоретическом плане это проблема выявления ценностно-смысловых характеристик субъектов образовательной деятельности в разных типах образовательных учреждений. В практическом плане – проблема учета и коррекции социально-психологических факторов образовательной среды при анализе ценностно-смысловых характеристик субъектов образовательной деятельности в школах разного типа.



Объект: особенности ценностно-смысловых характеристик субъектов образовательной деятельности.

Предмет: образовательные среды школ разного типа как условие образования ценностно-смысловых характеристик субъектов образовательной деятельности.

Целью исследования является изучение взаимосвязи ценностно-смысловых характеристик субъектов образовательной деятельности и социально-психологических факторов образовательной среды в образовательных учреждениях разного типа (школах «нового образца» и традиционных).

Цель диссертационного исследования конкретизируется в следующих задачах:



  1. Описать ценностно-смысловые характеристики субъектов образовательной деятельности.

  2. Выявить специфику взаимосвязи ценностно-смысловых характеристик субъектов образовательной деятельности и образовательной среды в школах «нового образца» и традиционных.

  3. Осуществить эмпирическое исследование взаимосвязи ценностно-смысловых характеристик субъектов образовательной деятельности и образовательной среды.

Гипотеза исследования: особенности ценностно-смысловых характеристик субъектов образовательной деятельности обусловлены образовательной средой школ «нового образца» и традиционных.

Методологическую основу исследования составили:

- методологическая концепция социальной обусловленности развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Э. Эриксон, А. Маслоу), исследования влияния социальной ситуации (О.А. Карабанова) и образовательной среды на развитие ребенка (А.А. Бодалёв, В.А. Караковский, Л.И. Новикова), экопсихологический подход к изучению образовательной среды (Г.А. Ковалёв, В.А. Орлов, В.И. Панов, В.В. Рубцов, Ю.М. Забродин, В.И. Слободчиков, В.А. Ясвин), работы по проблеме межличностного взаимодействия в системе образования (В.А. Кан-Калик, Г.А. Ковалёв, И.В. Дубровина, А.А. Леонтьев, А.К. Маркова, А.В. Мудрик, Г.В. Акопов и др.), создания развивающей (Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдов, Л.В.Занков, А.А. Леонтьев, В.В. Рубцов, В.П. Лебедева, В.А. Орлов, В.И. Панов, Д.Б. Эльконин) и адаптивной (И.С. Якиманская, Е. Ямбург и др.) образовательной среды;

- идеи и концепции: гуманистической философии и психологии, рассматривающие онтологические, феноменологические исследования ценностей и смыслов (Г.В. Акопов, А.Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Л.П. Буева, А.Г. Здравомыслов, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, В.А. Ядов, В. Франкл, Э, Фромм); всеобщей связи и взаимообусловленности развития, социокультурной детерминированности в развитии общества, общественного сознания, общества и деятельности, в самоорганизации и саморазвитии личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), активности субъекта К.А. Абульханова-Славская, Г.В. Акопов, А.В. Брушлинский, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков).

Методы исследования. Для решения поставленных целей и задач исследования использовался комплекс взаимодополняющих теоретических и эмпирических методов:

- метод теоретического анализа социально-психологической и психолого-педагогической литературы по теме исследования;

- эмпирические методы (тестирование, наблюдение, беседа, анкетирование);

- методы статистической обработки результатов (коэффициент ранговой корреляции Спирмена, угловое преобразование Фишера), для расчета статистических показателей использовались пакеты программы SPSS 12.0 и Statistica 6.0.



Методики: для изучения образовательной среды использовалась методика «Диагностика психологических условий школьной образовательной среды» Н.П. Бадьиной, «Направленность личности в общении» (С.Л. Братченко), «Склонность к определенному стилю руководства» (Е.П. Ильин), «Ценностные ориентации», (М. Рокич), «Смысложизненные ориентации» (СЖО, Д.А. Леонтьев), для изучения типов личности выпускников были использованы методики В.М. Миниярова «Социально-психологический тип личности» и «Направленность личности учащихся», «Изучение произвольного самоконтроля» (Г.С. Никифоров, В.К. Васильев, С.В. Фирсова) «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А.А. Реан), «Направленность на приобретение знаний», «Направленность на отметку» (Е.П. Ильин, Н.А. Курдюкова).

Организация и этапы исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования явились гимназии № 1, № 44, общеобразовательные школы № 33, № 50, № 69 г. Пензы.

Этапы исследования:

1 этап (2002 ─ 2003 гг.). Теоретический анализ социально-психологической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Определение цели, объекта, предмета, задач, гипотезы исследования; разработка общей концепции исследования.

2 этап (2003 – 2005 гг.). Определение инструментария исследования с целью изучения особенностей ценностно-смысловых характеристик субъектов образовательной деятельности в образовательных учреждениях разного типа. Проведение эмпирического исследования.

3 этап (2005 – 2007 гг.). Качественный и количественный анализ полученных данных, обобщение результатов, систематизация практического материала, формулирование выводов, подтверждающих гипотезу. Оформление диссертационного исследования.

Научная новизна:

  • Установлена взаимосвязь ценностно-смысловых характеристик педагогов с направленностью их личности в профессиональном общении. В школах «нового образца» у педагогов установлена диалогическая направленность личности в общении, в школах традиционного типа – авторитарная и манипулятивная направленности личности в общении.

  • Определены различия в структуре взаимосвязей в образовательных учреждениях разного типа: в школах «нового образца» выявлены прямые взаимосвязи ценностно-смысловых характеристик личности субъектов образовательной деятельности в триаде «учителя−старшие подростки−родители»; в школах традиционного типа − в диаде «учителя−родители».

  • Установлено, что тип образовательного учреждения способствует группированию определенного социально-психологического типа личности учащихся: в школах «нового образца» − сензитивного и гармоничного, школах традиционного типа – конформного, тревожного, инфантильного, интровертивного.

  • Определены пути коррекции ценностно-смысловых характеристик субъектов образовательной деятельности.

Достоверность результатов. Достоверность научных результатов, полученных в процессе исследования, обеспечена обоснованностью методологии исследования, её соответствием поставленной проблеме; осуществлением исследований на достаточно высоком теоретическом и практическом уровне; применением комплекса методов и методик, адекватных предмету и задачам; возможностью повторения работы; репрезентативностью объёма выборки и значимостью эмпирических данных.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты дополняют научные представления о ценностно-смысловых характеристиках субъектов образовательной деятельности, расширяя теоретическую и эмпирическую базу социальной психологии за счет описания особенностей ценностно-смысловых характеристик субъектов образовательной деятельности в школах «нового образца» и традиционных. Уточнены концептуальные подходы становления ценностно-смысловых характеристик субъектов образовательной деятельности во взаимосвязи с образовательной средой в школах разного типа.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы:

  1. в целях диагностики и психолого-педагогической коррекции личностных характеристик субъектов образовательной деятельности в образовательных учреждениях разного типа;

  2. для изучения особенностей перехода традиционных школ в школы «нового образца»;

  3. при ориентации профессиональной подготовки специалистов в области психологии, педагогики, социологии в вузах, а также с целью повышения квалификации в рамках послевузовской подготовки.

Полученные данные важны практическим психологам образования, которые могут использовать их при изучении социально-психологических факторов среды образовательных учреждений и ее дальнейшего формирования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Школы «нового образца» формируют адекватные взаимосвязи ценностно-смысловых характеристик деятельности в триаде «учителя− старшие подростки−родители», в то время как в школах традиционного типа выявлены противоречия между ценностно-смысловыми характеристиками субъектов образовательной деятельности.

2. В школах «нового образца» ценностно-смысловые характеристики педагогов связаны с диалогической направленностью их личности в профессиональном общении, в то время как в традиционных школах направленность носит авторитарный и манипулятивный характер.

3. В школах «нового образца» ценностно-смысловые характеристики старших подростков адекватны аналогичным характеристикам у родителей и педагогов, в то время как в традиционных школах они различаются.

4. В школах «нового образца» группируются сензитивный и гармоничный социально-психологические типы личности учащихся старшего подросткового возраста, в школах традиционного типа – конформный, тревожный, инфантильный, интровертивный.

Апробация работы: основные идеи и результаты исследования обсуждались на кафедрах педагогики и психологии Пензенского областного ИПКиПРО и ПГПУ им. В.Г. Белинского, а также на научно-практических конференциях: «Оценка качества образования: проблемы, поиски, перспективы» (Всероссийская научно-практическая конференция, 2001г.); «Формирование установок толерантности у учащихся» (региональная научно-практическая конференция, 2004 г.; «Повышение профессионального мастерства участников образовательного процесса как ведущее условие обеспечения качества образования» (межрегиональная научно-практическая конференция, 2005 г.); «Гуманная педагогика: теория и практика» (областная научно-практическая конференция, 2006 г.); «Школа и социокультурная среда: достижения и перспективы» (областная научно-практическая конференция, 2006 г.); «Социально-аксеологический подход к изучению взаимодействия участников образовательного процесса» (Известия ПГУ. Высшие учебные заведения. Поволжский регион. Общественные науки. − 2006. − №4).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Объем основного текста диссертации составляет 168 страниц без приложений. Библиография включает 194 источника, из них 10 на иностранном языке.
Основное содержание работы

Во введении обосновывается теоретическая и практическая актуальность предпринимаемого исследования, определяются проблема, объект и предмет исследования, цель, гипотеза, формулируются задачи, указываются методологические основы, база, этапы, методы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические подходы к изучению ценностно-смысловых характеристик субъектов образовательной деятельности в школах разного типа» рассматриваются научные подходы к исследованию ценностно-смысловых характеристик субъектов образовательной деятельности и образовательной среды в школах разного типа. Раскрываются вопросы, связанные с определением понятий «ценностно-смысловые характеристики субъектов образовательной деятельности» и «образовательная среда».

В отечественной психологии сложился ряд направлений, в которых подходы к пониманию ценностно-смысловой сферы личности рассматриваются в зависимости: от деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев), отношения (Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев), общения (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов), установок (Д.Н. Узнадзе, А.С. Прангишвили).

В работах Б.С. Братуся, Е.И. Головахи, Г.Е. Залесского, Г.Л. Будинайте и Т.В. Корниловой, Н.И. Непомнящей, С.С. Бубновой и др. личностные ценности рассматриваются как сложная иерархическая система, которая занимает место на пересечении мотивационно-потребностной сферы личности и мировоззренческих структур сознания, выполняя функции регулятора активности человека.

Подавляющее большинство исследователей (Б.Г.Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Г.В. Акопов, И.Н.Истомин, В.Б. Ольшанский, Н.Ф. Наумова, В. П. Тугаринов и др.) считают, что ценности являются субъективно-объективной категорией. По своей природе они объективны, но реализация ценностной функции предметов связана с субъективными факторами — желаниями, потребностями, эмоциями, которые служат средством осознания этой функции, направленности отношения человека к предметам действительности..

В социальной психологии ценности рассматриваются как многофункциональное психологическое образование, как социальное явление, как продукт жизнедеятельности общества и социальных групп (В.Г. Акопов, А.Г. Асмолов, Б.С.. Братусь, Ф.Е. Василюк, А.И. Донцов, Д.А. Леонтьев, М. Рокич).

Сходным с понятием ценности является понятие «ценностные ориентации», которое используется при отнесении ценностей к мотивационно-потребностной сфере и понимается как система фиксированных установок, характеризующая избирательное отношение личности к ценностям (А.Г. Асмолов, А.Г. Здравомыслов, И.Н. Истомин, В.А. Ядов). Ценностные ориентации направляют и корректируют процесс целеполагания человека. Система цен­ностных ориентаций личности выполняет одновременно функции регуляции поведения и определения его цели, связывает в единое целое личность и социальную среду.

Так же, как и ценностные ориентации, понятие «личностный смысл» чрезвычайно объёмное. В психологии оно неразрывно связано с гармонично развивающейся личностью. Личностный смысл принято определять как «индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемое как «значение-для-меня» усваиваемых субъектом безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, роли, ценности и идеалы» (А.Н. Леонтьев, 1989).

Стремление человека к смыслу выступает одной из важнейших потребностей человека, удовлетворение которой определяется способностью взять на себя ответственность, верой в собственную способность осуществлять контроль над своей судьбой.

В работах ученых (К.А. Абульханова-Славская, Б.С. Братусь, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, В. Франкл, Дж. Келли и др.) доказано, что функциональность личностного в человеке выделяется именно посредством смысла. Конкретные смысловые феномены – смыслы, мотивы, установки – лишь частные случаи проявления единой смысловой «основы», роль которой выполняет система смысловых связей, пронизывающая все отношения индивида со средой. Процесс трансформации социальных ценностей в личностные осуществляется через момент практической включенности субъекта в социальные отношения, в специфическую «микросреду» – социальную группу, являющуюся «ретранслятором» ценностей общества». (Г.В. Акопов, Э.А. Арутюнян, Б.С. Братусь, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев и др.).

Ценностно-смысловые характеристики раскрывают внутренний мир личности, основными составляющими которого являются устойчивые смыслы и личностные ценности как источники данных смыслов, отражают мотивы ее поведения и деятельности, общий жизненный замысел, соотношение целей и средств их достижения, ее ценностные ориентации. Наряду с другими социально-психологическими образованиями ценностные ориентации и личностные смыслы выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. (В.Г. Алексеева, Б.Г. Ананьев, М.И. Бобнева, Б. С. Братусь, Ф. Е. Василюк, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, В.А. Ядов и др.).

Таким образом, отечественные и зарубежные исследователи (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.С. Братусь, Г.В. Акопов, Д.А. Леонтьев, К. Левин, Дж. Келли и др.) отмечают, что изменчивость субъективных ценностей и смысловых предпочтений связана с объективностью реального процесса жизни индивида и окружающей среды, в котором система ценностей проявляется и который является их отражением. Однако эти вопросы не были достаточно изучены применительно к среде общеобразовательной школы.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить различные подходы к изучению образовательной среды и ее социально-психологических факторов. «Среда» в широком смысле — это все то, что окружает и влияет на воспитание, образование и развитие личности. В рамках эколого-психологического подхода (В.П. Лебедев, В.И. Панов), «образовательная среда» рассматривается как феномен педагогического взаимодействия субъект-порождающей практики и со-развития. С позиции психодидактического подхода (В.И. Слободчиков, Н.Б. Крылова и др.) исходным моментом образовательной среды является со-бытие как подлинная ситуация развития, где впервые зарождаются специфически человеческие (со-бытийные общности) способности. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», равно как и программ «Столичное образование», в основание образовательной парадигмы закладывает теорию развивающего образования (В.В. Давыдов, Н.Г. Алексеев) в ее общенормативно-аксиоматическом, мыследеятельностном (Ю.В. Громыко, В.И. Слободчиков), личностно-деятельностном ключе (И.А. Зимняя, В.В. Рубцов, А.А. Леонтьев), выявляющем понятие «образовательная среда» как понятие системообразующее.

Согласно К.Э. Комарову, В.И. Слободчикову, «образовательная среда» – это совокупность природных, социальных, психологических и других факторов и условий образовательного учреждения, влияющих прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь и деятельность субъектов образовательной деятельности. В их взаимодействии среда может использоваться, развиваться или деградировать.

Следовательно, среда школы не является постоянным явлением, а зависит от ее организации, развития и коррекции субъектами образовательной деятельности. Если образовательное учреждение развивается не стихийно, а целенаправленно, то образовательный процесс так или иначе строится на основе какой-либо философско-педагогической модели. Это важнейший стратегический выбор пути развития учебного заведения. Это выбор идеологии образовательного процесса, определяющий «дух» школы в соответствии с ее целями и ценностями, систему взаимодействий между педагогами и учащимся, возможность формирования предпочитаемого психологического типа личности выпускников и т.д.

Поскольку школа является отражением социально-психологических условий, складывающихся в обществе, то она способна оказывать влияние на ценностно-смысловые характеристики личности субъектов образовательной деятельности.

Анализ образовательной среды школ разного типа показал, что в школе латентным образом происходит трансляция ценностей. Традиционное образование, влияющие на процесс становления личности, как показывают исследования ученых (Г.А. Цукерман, В.А. Сластенин, Л.Н. Тубельский, Е..А. Ямбург, В.А. Ясвин, В.В. Рубцов и др.), не в состоянии создать условия для развития и коррекции содержания ценностно-смысловых характеристик личности учащихся, обеспечить необходимый уровень ценностно-смысловой направленности личности. Подобную ситуацию, существующую во многих школах традиционного типа, можно объяснить, во-первых, привязанностью педагогов к когнитивной модели образования, во-вторых, тем, что у них сохраняется привязанность к «силовой» модели взаимодействия.

Ценности образовательного учреждения представляют собой ориентиры, определяющие межсубъектные отношения участников образовательной деятельности к себе и образованию в целом. В качестве конструкта – регулятора деятельности школы должна выступать ценностно-смысловая направленность ее участников. Именно ценности придают деятельности субъекта личностный смысл. Совпадение ценностно-смысловых характеристик субъектов образовательной деятельности способствует повышению эффективности реализации образовательных целей и задач, тогда как расхождение, напротив, – формальному усвоению знаний, ценностей, установок и т.п. В случае отсутствия смысла ученики не видят необходимости получать знания. Иначе говоря, взаимодействие возможно тогда, когда смыслы и ценности участников, их жизненные миры соотносятся друг с другом. А это означает, что люди в этом случае работают в одном совмещённом смысловом пространстве, когда их смыслы частично пересекаются, совпадают, образуя совмещенную психологическую систему и общую образовательную среду.

Проведенный анализ проблемы позволил определить характер эмпирического исследования и поставить задачу − изучить особенности ценностно-смысловых характеристик субъектов образовательной деятельности в школах «нового образца» и традиционных и выявить взаимосвязь образовательной среды и ценностно-смысловых характеристик субъектов образовательной деятельности.



Каталог: science -> aspirant
aspirant -> Социальное воспитание старших дошкольников в сельском этнокультурном пространстве
aspirant -> Искусствоведение в современном гуманитарном знании и художественном образовании в россии
aspirant -> Формирование социальной самозащищенности у студентов вуза в условиях международной образовательной интеграции
aspirant -> Тембр как категория современного искусствознания и его значение в практике музыкальной звукорежиссуры
aspirant -> Компьютерная игра как жанр художественного творчества на рубеже ХХ xxi веков
aspirant -> «ханты-мансийская государственная медицинская академия»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница