Основные задачи производственной (преддипломной) практики



Скачать 468,13 Kb.
страница1/10
Дата13.08.2019
Размер468,13 Kb.
ТипДиплом
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Введение
Цель производственной (преддипломной) практики: овладение профессиональными компетенциями, закрепление теоретического материала и получение необходимого практического опыта, формирование навыков профессиональной коммуникации, развитие профессионального сознания.

Основные задачи производственной (преддипломной) практики:

закрепление и углубление теоретических знаний, путем активного участия в работе психолога учреждения, являющегося базой практики;

приобретение и закрепление профессиональных знаний, умений и навыков практической работы с психодиагностическими, информационными и психотерапевтическими технологиями, необходимых специалисту-психологу: диагностика психического развития личности, оформление психологического заключения по результатам психологической диагностики, планирование и участие в осуществлении дальнейшей психологической работы с данным индивидом;

активное участие в осуществлении других видов деятельности педагога-психолога данного учреждения согласно календарному плану его работы.

Продолжительность практики 5 недель и 2 дня.

Сроки проведения практики:

Место прохождения практики: ДОУ.

Заведующая:

Режим работы ДОУ: 5 дней в неделю 12 часов ежедневно с 7.00 до 19.00 (Приложение 1).

Детский сад находится в красивом месте на окраине поселка, с двух сторон окружен лесным массивом, удален от дорог и предприятий. Территория детского сада озеленена насаждениями по всему периметру.

Цель ДОУ: Обеспечивать всестороннее (физическое, социально-личностное, познавательно- речевое, художественно-эстетическое) развитие детей через наиболее близкие и наиболее естественные для ребенка-дошкольника виды деятельности - игру, чтение (восприятие) художественной литературы, общение, продуктивную, музыкально-художественную, познавательно-исследовательскую деятельности, труд.

Основными задачами образовательного процесса в ДОУ являются:

охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;

создание условий для профессионально-творческого роста педагогов в дошкольном образовательном учреждении и проявления социальной активности педагогов.

Деятельность ДОУ осуществляется на основании Лицензии, выданной 06.09.2011 г. № 5957-л; приказа об аккредитации от 22.04.2008 г. № 340/2-ак; Коллективного договора и других федеральных, региональных, местных и локальных нормативно-правовых актов.

В настоящее время в ДОУ функционируют 2 разновозрастные группы: младшая - 24 ребенка и старшая - 26 детей. Общая численность воспитанников МБДОУ - 50 человек, в том числе: в возрасте до 3 лет - 8 детей и в возрасте от 3 до 8 лет - 42 ребенка. Контингент воспитанников социально благополучный. Преобладают дети из полных семей.

В детском саду организованы уголок экологии, уголок музыкального воспитания, уголок физического воспитания.

Поскольку детский сад расположен в сельской местности, окружающая природа является базой для организации познавательного, эстетического развития детей. На территории учреждения имеются различные виды деревьев и кустарников, разбит цветник, оборудована детская площадка для прогулок, спортивная площадка, площадка по ПДД. Кроме того, на территории детского сада разработан огород, где выращиваем овощи и создаем условия для опытно-экспериментальной работы. Полученные знания и представления дети имеют возможность закрепить в семье, так как большинство семей тоже имеют огороды.

ДОУ полностью укомплектовано кадрами: заведующий - 1, воспитатели - 4, педагог-психолог - 1, а также 4 - помощника воспитателя.

Педагогический коллектив в ДОУ стабильный, работоспособный, квалифицированный. Педагоги постоянно повышают свой профессиональный уровень, посещают методические объединения, знакомятся с опытом работы своих коллег и других ДОУ, приобретают и изучают новинки периодической и методической литературы. Все это в комплексе дает хороший результат в организации педагогической деятельности и улучшении качества образования и воспитания дошкольников.

ДОУ являясь общеобразовательным учреждением, ориентируется на воспитание и развитие всех воспитанников и каждого в отдельности (с учетом возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и личностных особенностей), создавая максимально благоприятные условия для физического и умственного развития ребенка.

ДОУ реализует примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «Воспитания и обучения в детском саду» (М.А. Васильевой Т.С. Комаровой, В.В. Гербовой). Учебно-воспитательный процесс с использованием парциальных программ и технологий по образовательным областям: физическое развитие, социально-личностного развития, познавательно-речевого развития, художественно-эстетического развития.

С целью наиболее полной реализации программы «Программа воспитания и обучения в детском саду» (М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой) в ДОУ используются следующие педагогические технологии и методы:

технология проектирования, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное применение проектирования в детском саду дает возможность ребенку дошкольнику осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, развивать его компетентность.

технология развивающего обучения, направленная на освоение не частных способов действия, умений и навыков, а принципов действия. Педагог выступает как партнер, функция которого заключается не в передаче знаний, а в организации собственной деятельности детей. Она построена на общении детей, совместном решении задач, педагогическом творчестве и компетентности.

технология проблемного обучения, позволяющая выработать у ребенка умения и навыки самостоятельного поиска способов и средств решения проблемных задач. Проблема сама прокладывает путь к новым знаниям и способам действия.

метод наглядного моделирования, направленный на развитие пространственного воображения, что позволяет воспринимать сложную информацию и зрительно представить абстрактные понятия. Особую актуальность данный метод имеет в работе по речевому развитию дошкольников.

метод поисковой деятельности. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, стимулируя развитие речи, становится стимулом личностного развития дошкольника.

Данные педагогические технологии и методы стимулируют активность детей, создают положительный эмоциональный настрой, что как следствие, ведет за собой сохранность физического и психического здоровья, у детей повышается познавательная активность, заинтересованность, любознательность.

Наш ДОУ - малокомплектный, специфика работы заключается в том, что у детей разный уровень развития навыков самообслуживания, разная потребность во сне и деятельности и т.д. Поэтому правильная организация жизни и разнообразной деятельности детей в малокомплектном детском саду, создание благоприятных условий способствует разностороннему развитию детей разного возраста.

Для выполнения воспитательно-образовательной работы здесь нужна полная согласованность в работе воспитателя, младшего воспитателя и заведующей. Схема деятельности воспитателя и младшего воспитателя по режимным моментам представлена Приложении 2.

В ДОУ создана благоприятная атмосфера взаимопонимания, воспитатели учат детей не ссориться, работать коллективно, участвовать в общих играх. Дети старшего возраста берут шефство над младшими, ухаживают за ними, играют с ними, помогают одевать детей младшего возраста, а в свободные минуты дети рассказывают малышам сказки, что развивают их разговорную речь.

Свои особенности и сложности в разновозрастной группе имеет организация педагогического процесса, и требует от педагога знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способность правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями.

Образовательная деятельность реализуется с использованием разнообразных адекватных возрасту форм работы с детьми.

Педагоги самостоятельно выбирают формы, средства, методы, приемы работы с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности, реализуя все образовательные области ежедневно. Выбор форм работы осуществляется педагогом в зависимости от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога и др.

Сегодня особо актуальна проблема сохранения и укрепления психологического здоровья детей. Для ее решения важно обеспечить специально организованное воздействие на дошкольников, создание соответствующих условий и психологическое просвещение педагогов и родителей. С этой целью в нашем детском саду оборудован кабинет психолога. И хотя кабинет расположен в малогабаритной комнате, но, несмотря на это, пространство кабинета организовано таким образом, что есть возможность как для совместной, так и для индивидуальной деятельности. Дети здесь могут располагаться для игр с игрушками на полу, на ковре, за столами, отдыхать.

В кабинете оборудованы следующие зоны: информационная зона - для родителей и воспитателей; зона воды и песка; зона эмоции; зона артикуляционной гимнастики; зона мелкой моторики рук; зона здоровья.

Цель работы педагога-психолога - сделать жизнь ребенка в условиях детского сада удобной, комфортной, прежде всего с точки зрения детской психики, общих и индивидуальных особенностей ее развития.

Психолог выявляет скрытые причины некоторых особенностей в развитии психических процессов, в особенностях поведения, в эмоциональной сфере, для того чтобы вместе с родителями помочь ребенку справиться с ними еще до школы. А система работы по сохранению и укреплению психологического здоровья детей в кабинете психолога с использованием материалов психологического уголка дает положительные результаты:

воспитанники с повышенной активностью учатся приемам саморегуляции;

агрессивные дети меньше ссориться и драться;

застенчивые и тревожные дети с радостью ходят играть.

Основные направления работы психологической помощи: психодиагностика, психокоррекция, психопрофилактика. Каждое направление включало работу с детьми, педагогами, родителями.

Психологическая диагностика, направленная на выявление психических процессов у дошкольников. Диагностика преследует решение следующих задач:

составление и ведение индивидуальных коррекционно-развивающих карт дошкольников;

определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в общении, адаптации, усвоении программы;

выбор средств и форм психологического сопровождения дошкольников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения;

выявление детей с повышенными возможностями усвоения программы ДОУ.

Психологическая коррекция, направленная на развитие познавательных способностей, раскрытие детьми своих возможностей и личностного потенциала, которая включает ролевые и развивающие игры, тренинги, психогимнастику, кинезиологические игры и упражнения, оказывающие положительное влияние на психическое развитие ребенка.

Для работы с детьми собран банк диагностического инструментария, развивающих и коррекционных программ, картотек игр и упражнений.

Для эффективной психологической поддержки детей используются как групповые, так и индивидуальные формы работы. Применяемые в психологической практике используются разнообразные техники, такие как: сказкотерапия, арттерапия, боди-арт-терапия, которые позволяют находить индивидуальный подход к детям, формировать адекватную самооценку, статусное положение в группе, эмоциональный подъем.

С целью психологического просвещения, оформлен стенд с информацион-ным материалом, адресованный родителям по проблемам детской психологии, детского развития. Родители и сами, могут прийти к психологу по различным вопросам, например, адаптация ребенка к детскому саду; уровень развития психических процессов; эмоциональное состояние малыша; его самооценка; отношение ребенка к воспитателям; уровень его тревожности или агрессии.

Некоторые итоги работы педагога-психолога за 2015-2016 учебный год представлены в Приложении 3.

Виды работ на практике включают: проведение самостоятельного психологического исследования по теме ВКР; участие в практической деятельности психолога: психодиагностической, психокоррекционной, психопрофилактической, психоразвивающей.

Отчет по производственной (преддипломной) практике
В ходе производственной (преддипломной) практики, в рамках выполнения индивидуального задания, в соответствии темой дипломной работы на тему «Особенности влияния современной информационной среды на психическое здоровье дошкольников» подготовлено и проведено практическое исследование.

Цель исследования: выявление влияния информационной среды (телевидения) на психическое здоровье детей старших дошкольников.

В связи с поставленной целью выдвинута гипотеза: при просмотре телепередач агрессивного содержания, у дошкольников наблюдается высокий уровень тревожности и агрессивности.

Для проверки гипотезы, необходимо решить следующие задачи:

. Изучить психологическую литературу отечественных и зарубежных психологов, раскрывающую основные подходы к решению проблемы негативного влияния современной информационной среды на психическое здоровье дошкольников.

. Провести эмпирическое исследование влияния информационной среды (телевидения) на уровень тревожности и агрессивности старших дошкольников.

. Обработать, проанализировать и обобщить результаты психологического исследования.

Все психологи, как зарубежные, так и отечественные, отмечают, что в настоящее время резко увеличилось число случаев подверженности детей массового состояния тревожности, повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Ученые утверждают, что это результат чрезмерного злоупотребления просмотром телепередач, мульт-фильмов, увлечения компьютерными играми, где изобилуют сцены агрессии.

В настоящее время проблеме влияния на психику дошкольников информационных технологий и медиасреды посвящено достаточное число публикаций как отечественных, так и зарубежных психологов.

Все исследования дают сходящиеся доказательства того, что современные средства массовой информации, особенно интерактивные медиа (Интернет, видеоигры), негативно влияют на психику детей дошкольного возраста, поскольку отличаются жестокостью, даже мультфильмы содержат много агрессивных моментов. Так, зарубежные исследователями R.Libert и R. Baron еще в конце 2000-х проведены лабораторные исследования, в которых установлен факт влияния агрессивных фильмов и мультфильмов на поведение детей. Агрессивность дошкольников изучалась с помощью «машины агрессии» А. Басса: дети, просмотревшие агрессивный фильм, демонстрировали статистически значимую тенденцию к повышению агрессивности. Бельгийские психологи (L. Berttowitz и др.) в течение семи дней наблюдали за детьми в детском саду, устанавливая степень их агрессивности. Затем детям в течение пяти дней (по одному фильму в день) показывали мультфильмы агрессивного содержания. Предположение об отрицательном влиянии агрессивных мультфильмов также подтвердилось. Крупной работой, которая обобщила зарубежные исследования о степени воздействии медиа на детей, является публикация С. Виллани.

Отечественные исследователи также сходятся в едином: медиасреда оказывает пагубное влияние на психическое здоровье детей, являются средством манипуляции, а также способом для развития агрессивности. так, Н.И. Алешкин и И.А. Щукина в своих исследованиях приводят современные данные о влиянии агрессивных фильмов на проявления агрессивности у детей дошкольного возраста. И.И. Комарова проводит обзор публикаций, посвященных влиянию информационно-коммуникационных технологий на детей дошкольного возраста, в которых подтверждается факт того, как различные медиа наносят значительный вред здоровью, являясь источником девиантного поведения, роста агрессии среди дошкольников. Воздействие агрессивных телепередач на детей происходит через неосознаваемую идентификацию, подражание поступкам агрессивного персонажа. В Шхахутова З.З. и А.В. Ситкова в своем исследовании также утверждают о негативном воздействии влиянии средств массовой информации на психику, восприятие и воспитание детей дошкольного возраста.

Профессор Прихожан А.М. из Института психологии им. Л.С. Выготского отмечает, что телевидение играет роль стимулятора, пробуждающего негатив в человеке за счёт уровня криминальных сюжетов на телевидении: постоянное повторение одних и тех же сцен, например, насилия и жестокости, не только снижает внимание и реакцию на них, но, главное, резко понижает сочувствие к жертвам и делает насилие и жестокость обыденностью, признаком повседневной жизни. Но если современные информационные технологии так влияют на взрослых, то на только еще формирующуюся психику ребенка, у которого не сформированы пока защитные механизмы, это влияние еще более пагубное. Сегодня воспитатели ДОУ все чаще сталкиваются с искаженным поведением дошкольников. Это и скованность, и недостаточное развитие речи, и повышенная агрессивность, и истерическое состояния детей, и демонстративность поведения. Ребенок не может ответить на простейший вопрос, но при этом не боится кривляться при чужих взрослых, ползать под столом и показывать неприличные жесты, то есть, ведет себя неуправляемо.

Современные дети с рождения живут в атмосфере информационных технологий, попадают в медиасреду, которую представляет телевидение, радио, Интернет-технологии, компьютерные игры и т.д., уже в 4­5 лет они обожают смотреть мультики-боевики, играть в «стрелялки», которые деформируют психику ребенка, воздействуя на воображение, они дают новые установки и модели поведения. И первое, что хотелось бы отметить, это агрессивность героев. Главные герои современных мультфильмов (особенно зарубежных), дерутся, калечат или убивают других персонажей, причем подробности детально раскрываются и многократно повторяются. Что переживает ребенок, просматривая такой мультфильм или играя в такую игру? Естественно, он идентифицирует себя с его героями, усваивает агрессивные модели поведения. Исследованиями доказано, что именно мультфильмы для дошкольников - основной источник представлений о мире, об отношениях между людьми и нормах их поведения. А последствиями просмотра агрессивных мультфильмов могут стать жестокость, безжалостность ребенка в реальной жизни, неуважительное, безнаказанное отношение к пожилым, немощным людям, животным, растениям и т.д. Данное утверждение подтверждено экспериментально американскими и бельгийскими психологами. У детей возраста семи-девяти лет психологи определяли уровень агрессивности до и после просмотра мультфильмов с агрессивным содержанием. Уровень агрессивности после просмотра агрессивных мультфильмов у дошкольников повышался. Немецкие психологи проводили опрос матерей дошкольников: какие именно программы, передачи и в течение какого времени смотрят дети по телевизору. Результаты опроса полностью совпали с результатами психологического обследования их детей. Чем чаще и дольше дети смотрели мультфильмы агрессивного содержания, тем выше после этого у них был обнаружен уровень агрессивности. При этом, было обнаружено, что на данную зависимость никак не влияет социально-экономическое положение семьи и коэффициент интеллекта ребенка. Психологи объясняют данные результаты тем, что ребенок, увлеченный агрессивными мультфильмами, начинает постепенно отождествлять себя с излишне агрессивными персонажами мультфильма. В результате, ребенок перенимает опыт решения различных ситуаций при помощи агрессии.

М.В. Соколова провела анализ современных мультсериалов и выделила их особенности, которые затрудняют разворачивание полноценной игры, среди них: расхождение возрастной адресации образа героя, содержащего его речи и контекста его деятельности; несоответствие сюжетов реальной жизне-деятельности детей дошкольного возраста, их избыточная сложность для детей; примат внешних характеристик героев над внутренними, «плоские» характеры героев; неестественность, вычурность, гротеск предъявления персонажей; обилие спецэффектов, которые закрывают смысл происходящих событий и затрудняют восприятие сюжета.

Отечественные специалисты также отмечают, что за последние годы резко увеличилось количество детей, которые умеют воспринимать только зрительную информацию, а слова проходят «мимо ушей». В школе «теле-воспитанники» испытывают большие затруднения со сменой привычного визуального восприятия на вербальный (слуховой). Ведь их обучает не телевизор, а живой учитель, которого они не способны услышать, а значит и понять. Более того, много детей 5 лет нуждаются в помощи логопеда, т.к. современный дошкольник говорит много, но плохо. Самые низкие показатели выполнения программ обучения в ДОУ чаще всего относятся к разделу «Развитие речи», причем страдает не только «Связная речь», но и «Словарь», т.е. информированность детей не ведет к увеличению словарного запаса.

Еще один важный негативный фактор в том, что у современных дошкольников под влиянием мультфильмов и компьютерных игр искажается игровая культура детства - основное условие развития личности ребенка. Дети становятся значительно более пассивны, чем их сверстники; им все труднее становится находить общий язык с партнерами по игре, они не могут договариваться, решать спорные и конфликтные ситуации, привыкая решать все сложности нажатием кнопок и доминированием над противником. При этом темы их игр лишены самостоятельности. Они чаще всего являются воспроизведением увиденного накануне по телевизору или в компьютерной игре, что свидетельствует о бедности воображения. Недостаток творческой активности отмечается не только в игре, но и на занятиях. И, как результат - снижение показателей готовности к обучению в школе.

Таким образом, исследования показывают, что влияние информационной среды на психическое развитие, здоровье и психологическое благополучие детей чрезвычайно значительно. Современный дошкольник, воспитываемый телевизором и компьютером: развитый, любознательный, хорошо информированный и эрудированный, раскрепощенный, свободный. Однако, здесь есть и оборотная сторона, дети стали более импульсивные, капризные, плаксивые, драчливые, агрессивные.

Д.И. Фельдштейн, обобщив исследования последних лет, обозначил круг значимых нервно-психических изменений у современных дошкольников, происходящих под влиянием современной информационной среды:

среди психических и личностных изменений - повышение тревожности и агрессивности, снижение контроля поведения и развитие зависимостей;

резкое снижение когнитивного развития;

рост эмоционального дискомфорта и снижение желания активных действий;

уход из жизни ребенка сюжетно-ролевой игры и, как следствие, снижение произвольности и мотивационно-потребностной сферы;

снижение любознательности и воображения, неразвитость внутреннего плана действий;

недостаточная сформированность мелкой моторики и, следовательно, графических навыков, указывают на неразвитость соответствующих мозговых структур, в том числе отвечающих за произвольность;

значительное снижение социальной компетентности и самостоятельности в принятии решений;

рост «экранной» зависимости;

ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя;

увеличение числа детей с эмоциональными проблемами;

снижение избирательности внимания и оценки информации, уменьшение объема рабочей памяти у подростков;

астенизация телосложения и снижение мышечной силы;

рост основных форм психических заболеваний, рост числа детей с ОВЗ.

Следовательно, признавая огромную роль телевидения и компьютера в жизни детей, взрослые делать все возможное, чтобы исключить негативное влияние информационного потока на психику ребенка. Для этого совместными усилиями детского сада и семьи важно обеспечить ребенку заботу о его психическом и физическом здоровье, сформировать чувство эмоционального благополучия и психологического комфорта. Наиболее выраженными симптомами нарушения психического здоровья дошкольников под влиянием современной информационной среды (телевидения, компьютерных игр), является повышенная тревожность и агрессивность.


Организация и процедура исследования
К нашему исследованию были привлечены 10 воспитанников в возрасте 6,5-7 лет.

Для проведения экспериментальной работы, применялись методики.

) Для выявления уровня тревожности: методика «Тест тревожности Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки». Экспериментальный материал состоит из 14 рисунков размером 8,5*11 см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ситуацию. При этом, каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом - печальное. Беседа проходит индивидуально в отдельной комнате. Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Предъявив ребенку рисунок, психолог дает инструкцию. Ответы ребенка записываются в отдельный бланк (Приложение 4). В зависимости от величины индекса тревожности дети подразделяются на группы:

высокий уровень тревожности - ИТ выше 50%;

средний уровень тревожности - ИТ от 20 до 50%;

низкий уровень - ИТ от 0 до 20 %.

) Для выявления уровня агрессивности: проективная методика «Несуществующее животное» (Приложение 5). Детям предлагается придумать и нарисовать животное, которого не существует, и которого они не видели ни в сказках, ни в мультфильмах, ни в компьютерных играх. Затем назвать не существующим именем. На основании анализа рисунка подсчитывается итоговая сумма балов обозначающие выраженность того или иного параметра: 0 - не выражено, 1 - слабо выражено, 2 - сильно выражено. Затем делается вывод об уровне агрессивности ребенка: чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребенка:

высокая агрессивность - 21-42 баллов;

средняя агрессивность - 11-21 баллов;

низкая агрессивность - 1-11 баллов.

Методы исследования: теоретические (анализ литературных источников) и эмпирические методы (наблюдение, беседа, опрос, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; количественная и качественная обработка, интерпретация результатов).

Первый этап - проведение констатирующего эксперимента и анализ результатов исследования.

Второй этап - проведение формирующего эксперимента.

Третий этап - проведение контрольного эксперимента, обработка и анализ результатов исследования.

Результаты и интерпретация исследования
По методике «Тест тревожности Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки» были выявлены следующие результаты: для большинства характерен средний уровень тревожности, этот результат продемонстрировали 4 (40,0%) испытуемых, низкий уровень у 3 испытуемых, что составляет 30,0 % от всего количества и высокий уровень тревожности также зафиксирован у 3 детей (30,0 %). Результаты диагностики по методике представлены в Приложении 6.

Наглядно результаты представлены на диаграмме (рис. 1)


Рисунок 1 Результаты исследования по методике «Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен», %
Выявление уровня агрессивности у детей дошкольного возраста по методике «Рисунок несуществующего животного» показал следующее: низкий уровень агрессивности показали 4 ребенка (40%) - эти дети, как правило, послушны, соблюдают дисциплину, сопереживают слабым. У 3 испытуемых (30%) выявлен средний уровень агрессивности. Они отличаются тем, что часто не соблюдают дисциплины, могут быть не послушны. Высокая степень агрессивности выявлена у 3 дошкольников (30 %) - рисункам этих детей присуще крупное изображение, сильное, наличие орудий нападения (зубы, когти, рога, наросты и т.д.), изображение двоих животных - один нападает, другой убегает. В Приложение 7 представлены результаты диагностики.

Наглядно результаты показаны на диаграмме (рис. 2).


Рисунок 2 Результаты исследования по методике «Рисунок несуществующего животного», %
Таким образом, в совокупности вышеназванных методик выявлено, что в исследуемой группе старших дошкольников - 30% детей имеют высокий уровень, как тревожности, так и агрессии. Это подтверждают и воспитатели, которые отмечают, что этим детям свойственны враждебность, гнев, рассказывание историй, с элементами насилия, они испытывают трудности в общении со сверстниками, негативно относятся к замечаниям, часто дерутся, портят игрушки, они не проявляют сочувствия.

Остальные испытуемые показали среднюю и нормальную степень тревожности и агрессии. Однако, при наблюдении за детьми при проведении диагностических занятий, а также воспитателями в процессе деятельности, было замечено, что определенным формам проявления агрессии подвержены все дети. У большинства из них проявляется вербальная агрессия, менее выражены физическая агрессия, обида, подозрительность, чувство вины. Это сопровождается чувством тревоги, неудовлетворенности, и свою неудовлетворенность они компенсируют затем в свободной игре, на прогулке, где могут проявлять агрессивно, сердиться на окружающих и т.д.

После проведения диагностики, психологом проведена беседа с каждым ребенком о их предпочтениях, связанных с телепередачами, мультфильмами и компьютерными играми (Приложение 8). Были получены следующие результаты.

Те дошкольники, которые предпочитают экранных персонажей с высокой степенью проявления агрессивности, показали и высокий уровень тревожности и агрессивности. Так, наиболее частым ответом на вопрос «Кто твой друг?» у дошкольников был телевизор и компьютер. На вопрос «Что ты любишь смотреть по телевизору?» дошкольники чаще всего давали ответ - все подряд, без особых предпочтений. Наиболее предпочтительным видом компьютерной игры для дошкольников оказались игры-стрелялки. Среди наиболее частых ответов по понравившимся дошкольникам мультфильмам встречался мультфильм «Звездный десант: Вторжение», который носит агрессивный, воинственный характер. Из взрослых передач большинство детей отметили программу «Пусть говорят», хотя в этой передаче часто разбираются проблемные случаи, обсуждение которых неизбежно приводит к бурным, достаточно агрессивным реакциям участников программы. А на вопрос «Кто из героев мультфильмов тебе нравится больше всех?» дети чаще давали свой вариант ответа. Среди ответов встречались такие герои как монстры, оборотни, вампиры, злые волшебники, черепашки-Ниндзя. Для дружбы эти дошкольники выбирали чаще всего героя компьютерных игр - снайпера. Для участия в съемках дети чаще всего выбирали фильм «Гарри Потер», где присутствуют множество монстроподобных героев, битв и сражений. А фильм, который эти дошкольники хотели бы самостоятельно снять стал - детский боевик.

Для дошкольников, предпочитающих экранных персонажей с низкой степенью проявления агрессивности, характерны средний и низкий уровни тревожности и агрессивности. Эти дети, хотя и любят смотреть некоторые телепередачи с персонажами, имеющими элементы агрессивного поведения, все же проявляют симпатию к добрым, заботливым экранным героям с положительными поступками. Среди этих дошкольников, ответом на вопрос «Кто твой друг?» большее число выбрали - телевизор. На вопрос «Что ты любишь смотреть по телевизору?» дошкольники чаще всего давали ответ мультфильмы. Наиболее предпочтительным видом компьютерной игры для этих детей разделились между бегалками и стрелялками. Среди наиболее частых ответов по понравившимся дошкольникам мультфильмам стал «Лунтик». Из предложенных взрослых передач большинство детей не выбрали ничего. На вопрос «Кто из предложенных героев мультфильмов тебе нравится больше всех?» дети чаще называли «смешарики», а для дружбы из предложенных героев чаще всего выбирали медведя из мультика «Маша и медведь». Эти дети также чаще всего называли, что участвовать хотели бы в съемках фильма «Гарри Потер», при этом самостоятельно же дошкольники хотели бы фильм, похожий на «Гарри Потера».

Таким образом, общий анализ результатов исследования позволяет предположить, что именно экранные герои оказывают значительное влияние на психическое развитие детей старшего дошкольного возраста, а именно, проявления высокого уровня тревожности и агрессивности.

По итогам тестирования была выделена экспериментальная группа из 5 дошкольников с высоким уровнем тревожности и агрессии (Андрей Н., Артем М., Женя С., Виктор У. и Олег А.), которым было предложено в течение недели смотреть мультипликационный сериал «Трое из Простоквашино». Родителям этих дошкольников было рекомендовано дома установить контроль над просмотром их детьми телепередач и ограничить их мультфильмами с положительными содержанием и героями без агрессивных проявлений, а также закрыть доступ к компьютерным играм агрессивного содержания.

По прошествии недели, мы провели повторный срез уровня тревожности и агрессивности по тем же методикам, что и на констатирующем этапе эксперимента. Результаты тестирования занесены в таблицу и представлены в Приложении 9.

Результаты повторной диагностики по методике «Тест тревожности Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки» показали, что в группе произошли значительные положительные изменения. Так, высокий уровень тревожности не был зафиксирован ни у одного дошкольника, 4 ребенка (40,0%) продемонстрировали средний уровень тревожности, а у 1 испытуемого (10,0 %) зафиксирован низкий уровень тревожности.

Результаты повторной диагностики по методике «Рисунок несуществующего животного» также показали существенное снижение уровня агрессии: дети, которые ранее показали высокий уровень, при контрольной диагностике продемонстрировали средний уровень, а один ребенок - низкий уровень. Наглядно сравнительные результаты показаны на диаграмме (рис. 3).



Рисунок 3 Сравнительные результаты диагностики уровня тревожности и агрессии в экспериментальной группе, %
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердились. Наблюдения агрессивных форм поведения по телевидению провоцирует у дошкольников и агрессию в поведение, и повышает уровень их тревожности. И наоборот, добрые телепередачи (в нашем исследовании, мультфильмы) оказывают положительное влияние на психическое состояние ребенка, снижая уровень тревоги и агрессии.

С целью снижения влияния информационной среды на психическое здоровье дошкольников, были предложены рекомендации для родителей детей, которые представлены в Приложении 10.

Выводы
Проведенное исследование, посвященное проблеме влияния современной информационной среды на психическое здоровье ребенка­дошкольника, подтвердили нашу гипотезу, что именно телевидение и компьютерные игры, содержащие информацию агрессивного содержания, оказывают на детей старшего дошкольного возраста значительное влияние, способствуя у них повышению уровня тревожности и агрессивности. Сравнительный анализ результатов исходного и контрольного тестирования по выбранным методикам, показал значительное снижение у исследуемых дошкольников уровня тревожности и агрессивности.

Рекомендации родителям (основные правила) по снижению влияния информационной среды на психическое здоровье дошкольников:

ограничить ребёнка определёнными программами;

обсуждение любимых телепередач после просмотра;

телевизор не должен быть значимой частью в жизни родителей, тогда это станет положительным примером для ребёнка;

постоянно предлагать альтернативу: книга, журнал, спорт, творчество, прогулка, друзья и т.п.

Заключение
Я проходила преддипломную практику в ДОУ.

За время прохождения практики я познакомилась с организацией работы детского учреждения в целом, а также получила опыт работы практическим психологом в ДОУ; закрепила и расширила теоретические и практические знания, умения, навыки, полученные в ВУЗе; отработала умения использовать различные формы, средства и методы психологической диагностики.

В первый период практики я ознакомилась с организацией и деятельностью психолога, работала с внутренними документами психолога; выполняла поручения; принимала активное участие в работе психолога согласно календарному плану его работы.

Кроме того, посещала занятия, проводимые психологом, делала их анализ; принимала участие в диагностике психического развития дошкольников, помогала в оформлении психологического заключения по результатам психологической диагностики; участвовала в осуществлении дальнейшей психологической работы с данным ребенком. Данная работа позволила мне понять принципы диагностики и проведения коррекционных мероприятий; приобрела навыки практической работы с психодиагностическими, информационными и психотерапевтическими технологиями, необходимых психологу:

Во второй период практики, связанный с индивидуальным заданием, в соответствии с темой дипломной работы, используя диагностический инструментарий, самостоятельно осуществила исследование, направленное на изучение влияния современной информационной среды на психическое здоровье детей старшего дошкольного возраста. Результаты исследования показали, что наблюдения агрессивных форм поведения по телевидению провоцирует у дошкольников агрессивное поведение и повышает уровень их тревожности. И наоборот, добрые телепередачи (в нашем исследовании, мультфильмы) оказывают положительное влияние на психическое состояние ребенка, снижая уровень тревоги и агрессии. Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы: признавая огромную роль массмедиа (телевидения и компьютера) в жизни детей, взрослые должны сделать все возможное, чтобы исключить негативное влияние информационного потока на психику ребенка.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования позволяет расширить и углубить имеющиеся знания об негативном влиянии информационных технологий на психологическое здоровье детей дошкольного возраста, а также может быть использована в работе психологов и воспитателей в детских садах.

В ходе проведенной мной исследовательской работы я углубила свои знания и приобрела практический навык в области психодиагностики. Приобрела опыт формулирования рекомендаций по результатам обследования. Подготовила и провела индивидуальную консультацию для родителей.

В целом у меня остались очень хорошие впечатления о практике: сложились доброжелательные отношения с детьми, с воспитателями и психологом. Практика дала мне много практических знаний, умений и навыков, необходимых в работе. Замечаний по практике у меня нет. Трудности возникали лишь с недостатком опыта, необходимого для проведения процедуры диагностики и обработка результатов.

Таким образом, мне удалось реализовать поставленные цели и задачи практики; приобрести практический опыт и навыки работы психолога в ДОУ; сформировать умения грамотно анализировать результаты диагностики.

По итогам практики составлен отчет, который обобщает результаты практики и содержит краткую характеристику проделанной работы, перечень мероприятий, таблицы, диаграммы, выводы о проделанной работе и необходимы приложения; заполнен дневник, в котором отражены основные этапы практики.

Список используемой литературы
1. Алешкин Н.И. Влияние мультипликационных фильмов агрессивного содержания на поведение детей дошкольного возраста / Н.И. Алешкин, И.А. Щукина // Сибирский психологический журнал. 2002. №16-17. С. 56-61.

2. Аромштам М.Е. Дети смотрят мультфильмы / М.Е. Аромштам // Дошкольное образование. 2006. № 2 (8). С. 18.

. Гинзбург Э. Когда компьютер приносит беду / Э. Гинзбург // Обучение в России. 2006. № 11. С. 21-34.

. Дубинина Т. Дети в Интернете / Т. Дубинина // ИКТ в образовании. 2008. № 14. С. 4-5.

. Зейвальд И.В. Влияние телевидения на проявление агрессивного поведения у детей дошкольного возраста / И.В. Зейвальд // Актуальные проблемы психологии, педагогики и общественных наук. М.: РГСУ, 2006. Вып.1, ч.2. C. 361-365.

. Золотов Е.А. Воздействие аудиовизуального насилия на подрастающее поколение России / Е.А. Золотов // Знание. Понимание. Умение. 2008. № 4. С. 7.

. Ившина Е. Влияние телевидения на эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста / Ившина Е., Кущ Н. // Вестник педагогического опыта. 2004. № 23. С. 22-24.

. Казакова Р.Г. Мультипликация как вид кинематографического искусства и ее влияние на развитие детей / Р.Г. Казакова, Ж.В. Мацкевич // Воспитатель ДОУ. 2012. № 12. С. 26-40.

. Комарова И.И. Обзор зарубежных исследований по проблеме влияния информационно-коммуникационных технологий на дошкольников / И.И. Комарова // Педагогическое образование и наука. 2011. № 6. C. 50-56.

. Корнеева Т.В. Психическое здоровье дошкольника и телевидение / Т.В. Корнеева // Ребенок в детском саду. 2007. № 2. С. 84-88.

. Ливанова Е. Очень страшное кино: влияние СМИ на воспитание и психику ребенка / Е. Ливанова // Здоровье детей. 2011. № 14. С. 58-60.

. Мазурова М.В. Влияние мультфильмов на игру детей / М.В. Мазурова, М. В. Соколова // Психолог в ДОУ. 2011. № 1. C. 100-111.

. Миронов Е.Е. Влияние телевидения и интернета на развитие детей и подростков / Е.Е. Миронов, Л.С. Григорьева // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2016/1937/24724 (дата обращения: 30.09.2016).

. Немирич А.А. Дошкольники и современное мультипликационное кино: проблемы и пути их решения / А.А. Немирич // Дошкольная педагогика. 2012. № 2. С. 9-11.

. Немирич А.А. Ребенок у телеэкрана: смотреть, чтобы понимать: о необходимости медиаобразования дошкольников / А.А. Немирич // Психология и педагогика: сб. материалов. Новосибирск: НГТУ, 2012. Ч. 2. С. 17-23.

. Папернов Т.В. Некоторые аспекты влияния информационных технологий на психическое развитие школьников / Т.В. Папернов // Информатика: все для учителей. 2015. № 4 (52). С. 45-48.

. Полищук Ю.И. О негативном влиянии средств массовой информации на психическое здоровье / Ю.И. Полищук // Независимый психиатрический журнал. 2003. № 2. С. 86-89.

. Романенко Н.М. Особенности восприятия телеинформации школьниками/ Н.М. Романенко// Педагогика. 2003.- №4. с. 46-49.

. Скуратовская М.Л. Влияние телевидения и интернета на развитие детей и подростков / М.Л. Скуратовская // Соратник. 2015. № 9. С. 11.

. Смирнова О. Влияние телевидения и компьютерных игр на психическое здоровье дошкольников / О. Смирнова // Вопросы гуманитарных наук. 2013. № 1 (64). С. 82-83.

. Соколова М.В. Персонажи современных мультфильмов в играх и игрушках детей / М.В. Соколова // Психологическая наука и образования. 2011. №2. С. 68-73.

. Спирина А.В. Влияние восприятия телепередач с элементами насилия на отрицательные эмоциональные состояния детей дошкольного возраста: автореф. к.п.н. / А.В. Спирина. Н-Новгород: НГУ, 2009. 28 с.

. Ткач В.П. Влияние мультфильмов на социализацию детей / Ткач В.П. // Социология. 2010. № 2. С. 199-206.

. Труфанова В.П. Влияние средств массовой информации на развитие личности ребенка / В.П. Труфанова, О.А. Плотникова // Научное сообщ. студентов XXI столетия. Гуман. науки: сб. ст. 2014. № 2. С. 17.

. Шхахутова З.З. Негативное воздействие средств массовой информации на развитие и воспитание дошкольников / З.З. Шхахутова, А.В. Ситкова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. № 5. С. 121-125.

Дневник практики


Дата

Содержание работы

Отметка о выполнении

22.08

Знакомство с руководителем практики, инструктаж по технике безопасности. Получение индивидуального задания

выполнено

23.08

Знакомство с педагогическим коллективом ДОУ, со структурой ДОУ, режимом работы, трудовым распорядком, порядком приема детей и комплектование групп

выполнено

24.08

Изучение основных нормативных и устанавливающих документов ДОУ, реализуемых программ и содержания, основных направлениями

выполнено

25.08

Знакомство психологом ДОУ. Составляла индивидуальный план работы на период практики Принимала участие в работе психолога в рамках плановой работы

выполнено

26.08

Ознакомилась с целями, задачами и содержанием работы психолога в ДОУ. Занималась изучением нормативно-правовых документов, регламентирующих работу психолога. Изучала планирование работы психолога, отчетную документацию

выполнено

27-28.08

Выходные дни. Работа над отчетом




29.08

Определение темы исследования в интересах дальнейшей работы над ВКР. Постановка проблемы психологического исследования. Посетила занятия, проводимые психологом

выполнено

30-31.08

Отбор и изучение научной и другой литературы по теме исследования

выполнено

01.09

Составление программы психологического исследования. Принимала участие в диагностике психического развития дошкольника, помогала в оформлении психологического заключения по результатам психологической диагностики

выполнено

02.09

Определение научного аппарата исследования: актуальность, цель, проблема, объект, предмет, гипотеза, задачи.

выполнено

03-04.09

Выходные дни. Работа над отчетом




05-06.09

Разработка плана психологического исследования. Отбор дошкольников для исследования. Выбор методик для психологического исследования.

выполнено

07-08.09

Организация и проведение констатирующего этапа психологического исследования.

выполнено

09.09

Анализ и обработка эмпирических данных констатирующего этапа эксперимента

выполнено

10-11.09

Выходные дни. Работа над отчетом




12-16.09

Формирующий этап исследования с экспериментальной группой дошкольников.

выполнено

17-18.09

Выходные дни. Работа над отчетом

выполнено

19-20.09

Интерпретация и графическое оформление экспериментальных данных.

выполнено

21.09

Разработка рекомендаций по итогам исследования.

выполнено

22-23.09

Анализ проделанной исследовательской работы, оформление теоретических и эмпирических материалов в виде научного отчета по научно-исследователь-ской практике

выполнено

24-25.09

Выходные дни. Работа над отчетом




26.09

Оформление отчета о практике по установленной форме, анализ проделанной работы и подведение ее итогов

выполнено

27.09

Подготовка доклада и презентации по итогам практики

выполнено

В течение всей практики принимала участие в психо коррекционной, психо профилактической и психо развивающей работе психолога в рамках его плановой работы.


Приложения
Приложение 1
Режим работы ДОУ (зимний период)

Элементы режима

Младшая группа

Старшая группа

Прием детей, самостоятельная деятельность

7.00 - 8.30

7.00 - 8.30

Утренняя гимнастика

8.30 - 8.45

8.30 - 8.45

Подготовка к завтраку, завтрак

8.45 - 9.00

8.45 - 9.00

1 НОД 2 НОД 3 НОД

9.00 - 9.15 9.15 - 9.30 9.30 - 9.45

9.00 - 9.25 9.25 - 9.50 9.50 - 10.15

Игры, подготовка к прогулке, прогулка

9.45 - 11.40

10.15 - 11.45

Возвращение с прогулки, игры

11.40 - 12.00

11.45 - 12.15

Подготовка к обеду, обед

12.00 - 12.30

12.15 - 12.45

Подготовка ко сну, дневной сон

12.30 - 15.00

12.45 - 15.00

Подъем, воздушные, водные процедуры

15.00 - 15.25

15.00 - 15.25

Подготовка к полднику, полдник

15.25 - 15.45

15.25 - 15.45

Кружки

15.45 - 16.00

15.45 - 16.15

Игры, самостоятельная деятельность детей

16.00 - 16.15

16.15 - 16.30

Подготовка к ужину, ужин

16.15 - 16.45

16.30 - 16.45

Самостоятельная деятельность, чтение худ. лит., игры, уход детей домой

16. 45 - 19.00

16. 45 - 19.00


(летний период)

Элементы режима

Младшая группа

Старшая группа

Прием детей, самостоятельная деятельность

7.00 - 8.30

7.00 - 8.30

Утренняя гимнастика

8.30 - 8.45

8.30 - 8.45

Подготовка к завтраку, завтрак

8.45 - 9.00

8.45 - 9.00

Игры - занятия

9.00 - 9.45

9.00 - 9.45

Игры, подготовка к прогулке, прогулка

9.45 - 11.45

10.15 - 12.00

Возвращение с прогулки, игры

11.45 - 12.00

12.00 - 12.15

Подготовка к обеду, обед

12.00 - 12.30

12.15 - 12.45

Подготовка ко сну, дневной сон

12.30 - 15.00

12.45 - 15.00

Подъем, воздушные, водные процедуры

15.00 - 15.25

15.00 - 15.25

Подготовка к полднику, полдник

15.25 - 15.50

15.25 - 15.50

Игры, самостоятельная деятельность детей

15.50 - 16.30

15.50 - 16.30

Подготовка к ужину, ужин

16.30 - 17.00

16.30 - 17.00

Подготовка к прогулке, прогулка, игры, уход детей домой

17.00 - 19.00

17.00 - 19.00


Примечание:

. НОД в летний период времени не проводится, они заменяется прогулкой.

2. Продолжительность прогулки максимально увеличивается: игры, физические упражнения и отдельные виды НОД проводятся на свежем воздухе.

Приложение 2
Распределение обязанностей воспитателя и младшего воспитателя в группе

Режимные моменты

Содержание работы с детьми

Деятельность воспитателя

Деятельность младшего воспитателя

Утро. Прием детей.

Проводится: - игровая деятельность детей под руководством воспитателя - трудовая деятельность (поручения, дежурства) - индивидуальная деятельность с детьми; - воспитание КГН, культура поведения - Коллективные и индивидуальные разговоры с детьми.

Принимает и осматривает детей, беседует с родителями.

Проветривает и убирает помещение

Утренняя гимнастика.

Комплекс утренней гимнастики сменяется через 10 дней

Проводит утреннюю гимнастику

Готовит столы к завтраку. Оказывает помощь в умывании детей.

Завтрак

Обращает внимание детей, как накрыты столы; Уточняет название блюд; Отмечает заботу повара, младшего воспитателя о детях; Создать у детей положительное отношение к еде, Учит детей правильно есть, Следит за осанкой детей, Добивается, чтобы дети съедали всю пищу.

Организует подготовку к завтраку. Проводит завтрак.

Получает завтрак. Вместе с дежурными накрывает на столы. Убирает посуду Моет посуду.

Занятия

Следит за позой детей. Проводит физминутки, Соблюдает педагогические и гигиенические требования к организации занятий.

Организует и проводит занятия.

Организует игры детей той подгруппы, которая не участвует в занятиях. Провожает и следит за детьми в туалетной комнате.

Прогулка

Проводится: - игровая деятельность детей(подвижные игры, сюжетно-ролевые, дидактические игры) -трудовая деятельность( коллективная, подгрупповая, индивидуальная); - наблюдения( коллективные, подгрупповые, индивидуальные) - индивидуальная работа с детьми по закреплению основных видов движения) - наблюдение за детьми.

Выходит на прогулку с детьми. Организует деятельность всех детей. Приводит с прогулки сначала младших детей, а затем старших

Помогает одеваться на прогулку детям. Затем проветривает и убирает помещение. Готовиться к обеду. Встречает с прогулки младших детей, помогает им раздеться.

Обед

То же, что и завтрак

Руководит подготовкой детей к обеду. Проводит его.

Раздает обед.

Дневной сон

Наблюдает за сном детей

Постепенно укладывает детей спать. Создает условия для спокойного сна.

Вместе с дежурными убирает посуду. Моет ее. Убирает помещения.

Подъем детей.

Осуществляет постепенный подъем детей.

Проводит постепенный подъем детей. Проводит бодрящую зарядку после сна.

Помогает поднимать детей. Помогает одевать детей. Убирает постели.

Занятие с младшей подгруппой

Тоже, что и занятия со старшей подгруппой.

Организует и проводит занятия

Оказывает помощь в проведении занятия

Совместная деятельность взрослого с детьми. Свободная самостоятельная деятельность детей.

Проводится: - игровая деятельность, где воспитатель контролирует игру младших детей. - 1 раз в неделю проводится вечер досуга; - индивидуальная работа с детьми; - работа с родителями, - кружковая работа с детьми старшего возраста. - самостоятельная игровая деятельность детей.

Организует деятельность детей.

Играет с детьми. Готовится к ужину.

Ужин

Совершенствует гигиенические навыки. Навыки культурного поведения за столом.

Руководит подготовкой детей к ужину. Проводит ужин.

Получает и раздает ужин. Собирает и моет посуду.

Вечерняя прогулка

То же, что и дневная прогулка

Одевает часть детей и выходит с ними на прогулку. Организует их деятельность. Беседует с родителями. Организует уход домой.

Помогает одеться детям. Убирает помещение.

Приложение 3


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница