«Основные виды самостоятельных работ на уроках математики»



Скачать 67.31 Kb.
Дата28.04.2016
Размер67.31 Kb.
«Основные виды самостоятельных работ на уроках математики»

Учитель: Саркисян А.Ш.

МБОУ СОШ № 32

г. Краснодар

Одной из основных задач реформы общеобразовательной школы – научить учащихся учиться, привить им умение самостоятельно получать и применять знания, самостоятельно трудиться.

Эта задача является одной из главных. От ее решения во многом зависит эффективность учебно-воспитательного процесса, определяющими и конечными целями которого является успешная сдача ГИА и ЕГЭ.

Под самостоятельной учебной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого времени: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний.

Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизация учащихся на уроке является соответствующая организация самостоятельной деятельности (учебной работы). Она занимает исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности.

На протяжении ряда лет я систематически почти на каждом уроке предлагаю самостоятельные работы различного характера на 10-20 минут. При составлении самостоятельных работ стараюсь правильно определить задание слишком сложно, то учащимся просто не выполнят его и драгоценное время урока будет затрачено напрасно. С другой стороны, выполнение слишком легкого задания, не требующее интенсивной мыслительной деятельности, мало продвигает ученика в плане развития мышления. И поэтому я использую индивидуальные задания для учащихся с учетом уровня подготовки каждого ученика. В своей работе использую следующие виды самостоятельных работ:


  1. Работа с книгой;

  2. Письменные самостоятельные работы;

  3. Практические и лабораторные работы;

  4. Устные упражнения;

  5. Математические диктанты;

  6. Домашние задания.

Проводя систематические самостоятельные работы, я заметила следующее: возрос интерес учащихся к предмету, возросла активность, дисциплинированность не только сильных, но и слабоуспевающих ребят по предмету, улучшились вычислительные навыки.

Проведение самостоятельных работ способствовало развитию логического мышления, способствовало ликвидации части пробелов в их знаниях, улучшилась математическая речь учащихся, восприятие память, воображение.

Самостоятельная работа – это высшая работа учебной деятельности школьника и является компонентом целостного педагогического процесса, поэтому её присущи такие функции, как воспитательная, образовательная, развивающая.

Под самостоятельной учебной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в социально отведённое для этого время поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и их развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний. Как дидактическое явление самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, т.е. то, что должен выполнить ученик, объект его деятельности, с другой – форму проявления соответствующей деятельности: память, мышление, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, которое, в конечном счете, приводит ученика либо к получению своевременно нового, заранее неизвестного ему задания, либо к углублению и расширению сферы действий уже полученных знаний. Следовательно, самостоятельная работа – это такое средство обучения, которое:

В каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче;

Формирует у учащихся на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимые объём и уровень знаний, умений и навыков.

Вырабатывает у учащихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных задач;

Является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе обучения.

Любая самостоятельная работа на любом уровне самостоятельности имеет конкретную цель. Каждый ученик знает порядок и приёмы выполнения работы.

Самостоятельная работа соответствует учебным возможностям ученика, а степень сложности удовлетворяет принципу постепенного перехода с одного уровня самостоятельности на другой. В учебном процессе используется результаты, выводы самостоятельной, в том числе домашней работы. Обеспечивает сочетание разнообразных видов самостоятельных работ и управления самим процессом работы.

Содержание работы, форма её выполнения должны вызвать интерес у учащихся, желание выполнять работу до конца.

Самостоятельные работы организуются так, чтобы они вырабатывали навыки и привычки к труду. По форме организации самостоятельные работы можно разделить на:



  • Индивидуальные;

  • Фронтальные;

  • Групповые;

  • Парные.

Самостоятельные работы приводят школьников к осмысленному переносу знаний в типовые ситуации, учат анализировать события, явления, факты, формируют приёмы и методы познавательной деятельности, создают условия для развития мыслительной активности школьников.

Творческие самостоятельные работы являются венцом самостоятельной деятельности учеников. Эта деятельность позволяет получать учащимся принципиально новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний, задачи такого типа – одно из самых эффективных средств формирования творческой личности.

Виды самостоятельных работ в обучении.

Наиболее распространёнными и эффективными являются:



Работа с книгой.

Это работа с текстом и графическим материалом учебника:

пересказ основного содержания части текста;

составление плана ответа по прочитанному тексту;

поиск ответа на заранее поставленные к тексту вопросы; анализ;

сравнение;

обобщение и систематизация материала нескольких параграфов.

краткий конспект текста;

Работа с первоисточниками, научно – популярной литературой.

Упражнения.

Тренировочные;

Воспроизводящие упражнения по образцу;

Составление различных задач и вопросов и их решение;

Рецензирование ответов других учеников;

Оценка их деятельности на уроке;



Различные упражнения, направленные на выработку практических умений и навыков.

Решения разнообразных задач и выполнение практических и лабораторных работ.

Различные проверочные самостоятельные работы.

Контрольные работы;

Диктанты;

Сочинения;

Изложения.

Подготовка докладов и рефератов.

Выполнение индивидуальных и групповых заданий в связи с экскурсиями и наблюдениями в природе.

Домашние лабораторные опыты и наблюдения.

Техническое моделирование и конструирование.

Большая часть перечисленных видов самостоятельных работ может быть составлена для различных уровней самостоятельной учебной деятельности учащихся, т.е. отнесена к каждому из четырёх перечисленных выше типов самостоятельных работ. Огромен арсенал разнообразных самостоятельных работ для самых разнообразных дидактических целей, имеющихся в распоряжении творчески работающего учителя.

Многообразие самостоятельных работ исключает рецептурные указания к их проведению. Однако любая работа должна начинаться с осознания учащимися цели действия и способа действий. От этого во многом зависит эффективность всей работы.

Учитывая значение самостоятельной работы учащихся в учебном процессе современной школы, задача учителя заключается в том, чтобы на уроке были созданы необходимые условия для реализации всех видов самостоятельной работы, важнейшими из которых являются:



  • Постепенность введения разных по степени сложности и стимулированию умственной активности видов самостоятельной работы;

  • Обязательность подготовки учащихся к выполнению заданий;

  • Разнообразие видов самостоятельной работы, используемых при преподавании каждого учебного предмета;

  • Подбор заданий, способствующих побуждению интереса к их выполнению содержащих посильные трудности;

  • Ознакомление учащихся с источниками получения необходимой для выполнения задания информации;

  • Оказание учителем в случае необходимости помощи в работе;

  • Обучение учащихся приёмам самоконтроля при выполнении работ;

  • Обязательность проверки учителем самостоятельных работ учащихся.

Школа отвечает за чрезвычайную существенную грань воспитания детской самостоятельности - средствами обучения необходимо формировать в школьниках учебную самостоятельность. Важно создание оптимальных педагогических условий по формированию основ учебной самостоятельности младших школьников. Проблему воспитания детской самостоятельности нельзя рассматривать только в контексте начальной школы - это проблема начальной и основной школы. Однако от того, как будут заложены основы этой самостоятельности в младшем, школьном возрасте, будет зависеть выполнение этой задачи в основной школе.

Учебная самостоятельность школьника является одной из сторон его личностного развития, показателем определённой зрелости его как ученика. Её можно определить, как умение расширять свои знания, умения и способности по собственной инициативе, то есть, как умение учить себя.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница