Основные требования к составлению психолого-педагогической характеристики на ребёнка дошкольного возраста



Скачать 54,32 Kb.
страница1/2
Дата25.07.2022
Размер54,32 Kb.
#168198
  1   2

Основные требования к составлению психолого-педагогической характеристики на ребёнка дошкольного возраста

При психолого-педагогическом обследовании на ПМПК (территориальной психолого-медико-педагогической комиссии) изучаются: интеллектуальное развитие, речевое развитие, познавательная деятельность, состояние ведущей для ребенка деятельности, индивидуальные особенности личности, поведения, состояние эмоционально-волевой сферы. При решении вопросов, связанных с необходимостью определения программы воспитания и обучения дошкольников, имеющих отклонения в развитии, перевода их в другое учебное учреждение и ряде других случаев необходимо комплексное обследование на ПМПК. Большую роль играет педагогическая документация, с которой поступает ребенок на диагностическое обследование.


В целях осуществления взаимодействия психолого-медико-педагогической консилиума и дошкольных учреждений города разработаны рекомендации по составлению психолого-педагогических характеристик на ребенка дошкольного возраста.
Для специалистов ПМПк (психолого-медико-педагогической консилиума ОО) основным документом, отражающим важную и существенную информацию о ребенке, является психолого-педагогическая характеристика. Этот документ заполняется психологом или воспитателем дошкольного учреждения, заверяется подписью руководителя учреждения и печатью.
Психолого-педагогическая характеристика должна составляться объективно и грамотно. Анализ характеристик детей поступающих на диагностическое обследование на ПМПК, показывает, что далеко не всегда этот важный документ составляется грамотно и полно. Педагогам, психологам и воспитателям дошкольных образовательных учреждений следует ответственно подходить к их написанию. Данные содержащиеся в психолого-педагогической характеристике, отражают индивидуальные особенности усвоения детьми программного материала; важные сведения особенностях взаимодействия ребенка с окружающими; трудности, характерные для ребенка при обучении и развитии; информацию о различных сторонах поведения и психической деятельности в целом.
К сожалению, многие педагоги не отражают в характеристиках той информации, которая дополняет сведения, получаемые специалистами ПМПК, проводящими психолого-педагогическое обследование. Основными недостатками при составлении характеристики становятся следующие:

  1. Неполное соответствие психолого-педагогических характеристик.

  2. Чаще всего приходится встречаться с характеристиками поверхностного, схематического содержания. В таких характеристиках-схемах отводится по одной строчке для описания таких важных разделов, как отношение к учебной деятельности, сформированности учебных навыков; характеристика общего развития и речи; отношение ребенка к неудачам, особенности работоспособности; заключение и рекомендации. Отводится по две строчке для описания особенностей семейного воспитания, отношения ребенка к словесной инструкции педагога, общая осведомленность о себе. Такие характеристики-схемы не дают информации для специалистов ПМПК.

  3. Несоответствие содержания требованиям, предъявляемым к психолого-педагогической характеристике.

  4. Ряд характеристик содержат краткое изложение времени пребывания ребенка в детском учреждении, изложение состояния ведущих психических функций — восприятия, внимания, мышления, памяти. Наблюдается подмена психолого-педагогических характеристик представлением психолога.

  5. Отсутствие в характеристиках анализа усвоения ребенком программного материала.

  6. Значительное количество характеристик, представленных на диагностическое обследование, отражают жалобы педагогов на неуспеваемость, либо трудности в поведении. Такие характеристики не содержат анализа неуспеваемости детей по разным направлениям программного материала дошкольного учреждения, нет и указания на возможные причины трудностей ребенка. Ограничиваясь жалобами на поведение или обучение, педагоги не отражают положительные возможности ребенка, на которые следует опираться в педагогической работе.

  7. Отсутствие в психолого-педагогических характеристиках обобщенных и обоснованных выводов педагога или психолога.

  8. Значительное количество характеристик носит безадресный характер: педагог (психолог) не указывает цель их составления: уточнение состояния ребенка, перевод в другое образовательное учреждение, дублирование программы или другие. В характеристиках не всегда отмечается отношение самого ребенка и его семьи к имеющимся проблемам и трудностям (признание своих неудач, отставания либо равнодушное отношение, либо неадекватное и т. д.).

  9. Характеристика ребенка дается на основании всестороннего предварительного изучения. Изучение следует проводить в естественных условиях воспитания и обучения. Психолог и педагог составляют каждый свою часть характеристики, однако сведения о ребенке должны дополнять друг другу. При изучении ребенка важно не только обращать внимание на проявление черт личности, познавательной активности школьника, но и пытаться выяснить мотивы его поведения и действий, причины его высокого (достаточного, низкого) уровня интеллектуального развития. Основой изучения учащихся есть материалы наблюдения за поведением ребенка в урочное и внеурочное время, разными видами деятельности (учебной, трудовой, общением и т.д.), а также экспертные задачи (тестовые методики, анализ продуктов детской деятельности (рисунки, поделки). Характеристика должна быть обоснована фактами поведения ребенка, действиями, высказываниями. Характеристика дается в связи с условиями семейного воспитания ребенка и включает анализ взаимоотношений ребенка со сверстниками. При составлении характеристики можно использовать материалы, полученные из бесед с родителями. Заключительная часть характеристики излагается четко, лаконично, обоснованно. Следует указать, какие черты ребенка нуждаются в коррекции.





Скачать 54,32 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница