Основные результаты деятельности службы практической психологии образования Ярославской области за 2011-2012 учебный год



страница1/9
Дата22.04.2016
Размер1.84 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Приложение к письму

департамента образования

06.02.2013 № 234/01-10

Основные результаты деятельности службы практической психологии образования Ярославской области

за 2011-2012 учебный год


  1.  Общая характеристика деятельности Службы


Актуальные направления деятельности
Ключевыми ценностями современного образования являются развитие личности, активная жизненная и гражданская позиция, высокая нравственность, позитивное отношение к себе и другим, готовность и способность к саморазвитию и самоопределению. Конструктивным ответом на веяния времени в деятельности психологической службы стали новые ориентиры, связанные с введением новых образовательных стандартов, совершенствованием психолого-педагогического сопровождения образования по основным направлениям деятельности психологической службы, в том числе с психолого-педагогической поддержкой учебной и воспитательной деятельности, развитием системы выявления и сопровождения талантливых детей. Важным аспектом деятельности службы становится участие в реализации государственной политики в сфере защиты прав детей: осуществление мер по профилактике проявлений жестокости и насилия по отношению к несовершеннолетним, причинения вреда здоровью, физическому и нравственному развитию детей, профилактике суицидального поведения несовершеннолетних.

Актуальные задачи психологической службы образования включают оказание психологической помощи и повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса, информационно-аналитическое обеспечение психологического сопровождения образования и обеспечение качества реализуемых психологических услуг и деятельности по психолого-педагогическому обеспечению образования в целом.

Оказание психологической помощи и повышение психологической компетентности участников образовательного процесса направлено на преодоление психолого-педагогических проблем, возникающих у участников образовательного процесса в различных социальных ситуациях, оказание помощи в выборе образовательного маршрута с учётом личностных и интеллектуальных особенностей, возможностей и склонностей и включает следующие ключевые задачи (направления деятельности):

- психологическое сопровождение учебной деятельности;

- психологическое сопровождение воспитательной деятельности, развития личности обучающихся (воспитанников), их социализации;

- психологическое сопровождение перехода на новый образовательный уровень и адаптации на новом этапе обучения;

- участие в деятельности по сохранению и укрепление здоровья обучающихся (воспитанников);

- психологическое сопровождение профессионального самоопределения, предпрофильной подготовки и профильного обучения обучающихся (воспитанников);

- психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья;

- психологическое сопровождение одарённых обучающихся.

Информационно-аналитическое обеспечение деятельности по психологическому сопровождению образования осуществляется посредством мониторинга, проектирования и экспертизы образовательного процесса и образовательной среды.

Обеспечение качества реализуемых психологических услуг и деятельности по психолого-педагогическому обеспечению в целом в значительной мере определяется работой по повышению квалификации специалистов и информационно-методической работой по всем основным направлениям деятельности Службы.


Структура и кадровый состав службы
В настоящее время одной из актуальных задач Службы является сопровождение внедрения новых образовательных стандартов, в связи с чем возрастает роль психологической службы в каждом образовательном учреждении. В рамках решения этой задачи педагоги-психологи активизируют взаимодействие с другими участниками образовательного процесса, способствуя созданию условий для формирования личностных компетенций обучающихся. На фоне возрастающей значимости психологической помощи тревожит тот факт, что в 2011-2012 учебном году численность специалистов службы практической психологии области сократилась на 4,1% и составила 678 человек по сравнению с прошлым отчётным периодом (707 человек) (см. рис.1).

Рис.1. Общее количество специалистов

Службы практической психологии образования Ярославской области
Сокращение кадрового состава произошло в Рыбинске, Ярославле, а также в Даниловском, Мышкинском, Угличском муниципальных районах. Следует отметить, что в ряде районов области – Рыбинский, Ярославский, Переславский, Некрасовский, Большесельский – произошло незначительное увеличение числа специалистов Службы (см. Приложение 2).

Наиболее представленным в структуре областной службы традиционно является первичный уровень – 71,1% от общей численности специалистов. Муниципальный уровень составляет 21,8 %, на областном уровне работает 7,1% специалистов (см. рис.2.).





ВСЕГО 678 человек

Рис.2. Структура и кадровое обеспечение Службы практической психологии


Как показал проведенный анализ кадрового состава первичного уровня Службы, количество педагогов-психологов в образовательных учреждениях области сократилось на 7,5% и в настоящее время составляет 482 человека (был 521 специалист).

Наиболее благоприятная обстановка по обеспеченности образовательных учреждений психологическими кадрами сохраняется в Ярославском районе, в городе Ярославле (несмотря на то, что количество психологов уменьшилось на 14,2% по сравнению с прошлым уч. г.) и в школах Переславля-Залесского (см. Приложение 2).

В ряде районов психологическими кадрами более обеспечены дошкольные образовательные учреждения по сравнению со школами. Например, в Ярославском МР во всех ДОУ работают педагоги-психологи, а из 27 школ только 18 имеют в штате психолога. В Угличском районе дошкольные образовательные учреждения обеспечены психологическими кадрами на 63,6%, тогда как общеобразовательные учреждения – только на 17,1%. В Мышкинском районе в половине детских садов есть педагог-психолог, а из 8-ми общеобразовательных школ – только в одной.

В других районах области, наоборот, обеспеченность психологическими кадрами школ намного превышает обеспеченность детских садов: г. Ярославль (84,5% школы и 63,6% ДОУ), г. Переславль-Залесский (87,5% и 36,4% соответственно), Первомайский (70% школ и 33% ДОУ), г. Рыбинск (43,8 % школ и 17,9% ДОУ).

Нехватка психологических кадров в ОУ характерна для многих муниципальных образований, но особенно сильно их дефицит по-прежнему ощущается в Большесельском, Переславском, Борисоглебском и Любимском районах (обеспеченность кадрами менее 12% ОУ).

Отчасти проблему дефицита психологических кадров помогают решать сложившиеся модели психологического обеспечения с учетом условий и ресурсов конкретного муниципального района. Так, например, в Борисоглебском МР адресную помощь школам и детским садам осуществляют специалисты созданного в районе Центра сопровождения участников образовательного процесса, в Переславском МР – Межшкольного центра методической и психологической помощи. В Рыбинске психолого-педагогическое сопровождение образования осуществляют специалисты Информационно-образовательного центра, в Некрасовском МР – Информационно-методического центра.

В ряде муниципальных районов вопросы психологического обеспечения муниципальных систем образования и оказания психологических услуг населению помогают решать специалисты ПМСС-центров (в Переславле-Залесском, Угличе, Ростове, Гаврилов-Яме, Данилове и Пошехонье). В целом в ПМСС-центрах муниципального уровня число специалистов остается стабильным, в ПМСС-центрах областного уровня число специалистов увеличилось, причем частично за счет обновления кадрового состава.

Анализ кадрового состава специалистов Службы по уровню квалификации показал, что 23,5% имеют высшую квалификационную категорию, 25,4% – I категорию, 15,6% – II квалификационную категорию, что примерно соответствует показателям прошлого года. (см. Таблица 3. Приложение 2) Качественное научно-методическое сопровождение образования обеспечивается стабильно высоким научным потенциалом Службы. В данное время в числе специалистов Службы 5 докторов психологических наук, 1 – доктор педагогических наук, 20 человек – кандидаты психологических наук, 2 человека – кандидаты педагогических наук.

Основной состав специалистов Службы имеет стаж работы свыше 3 лет (65,6% специалистов Службы), в том числе со стажем свыше 10 лет – 36%. На областном уровне Службы 68,8% всех специалистов имеют стаж более 10 лет, на муниципальном уровне специалисты с таким стажем работы составляют 37,2%, на уровне образовательных учреждений – 32,4%. (см. Таблица 4. Приложение 2)

За отчетный период кадровый состав Службы обновился на 11,2% (в прошлом году на 13,3%). Обновление происходило в основном за счет прихода молодых специалистов на работу в образовательные учреждения первичного уровня Службы. Самое значительное обновление кадрового состава произошло в Ярославском районе (на 18%) и в Ростовском районе (на 14,3 %).


Основные результаты деятельности
2.1. Оказание психологической помощи и повышение психологической компетентности участников образовательного процесса
Всего за отчетный период специалистами Службы было оказано более 235 тысяч услуг. Приоритет направлений деятельности Службы в соответствии с количеством оказанных услуг выстроился следующим образом (см. рис.3).

Рис. 3. Задачи (направления деятельности) Службы.

Количество услуг в рамках решаемых задач (в %)

2011-2012 уч.г. – однотонные элементы гистограммы

2010-2011 уч.г. – заштрихованные элементы гистограммы


      1. Ключевые задачи и основные результаты деятельности первичного и муниципального уровней Службы

В течение 2011-2012 учебного года на первичном и муниципальном уровнях Службы работало 630 специалистов (в прошлом году – 661 чел.). За отчетный период они оказали более 228 тысяч услуг (в прошлом году – 226 тыс.) участникам образовательного процесса. В структуре услуг преобладает количество услуг, оказанных школьникам (42%, это – младшие школьники, подростки и старшеклассники), детям дошкольного возраста (26%), родителям (19%), педагогам и представителям администрации ОУ (11%) (см. рис.4).



Рис. 4. Структура контингента первичного и муниципального уровней Службы

в 2011 – 2012 уч.г. (в %)
Специалисты первичного и муниципального уровня Службы работали над выполнением всех ключевых задач (направлений деятельности).

Приоритетной по количеству оказанных услуг1 62762 услуги или 27,5% от общего количества оказанных услуг (в прошлом году – 69721 услуга или 28%) явилась задача «Психологическое сопровождение воспитательной деятельности, развития личности обучающихся (воспитанников), их социализации».

Основное внимание, как и в прошлом году, уделялось консультативной, диагностической, профилактической, информационно-методической работе, оказанию помощи в проектировании и планировании деятельности по личностному развитию и социализации обучающихся разных возрастов (см. рис.8. Приложение 1).

В работе с дошкольниками и младшими школьниками специалисты использовали широкий арсенал индивидуальных и групповых форм работы: диагностику эмоционального благополучия ребенка в группе сверстников (социометрия), межличностных взаимоотношений, уровня тревожности; проводили занятия по арт-терапии и сказкотерапии, сюжетно-ролевые игры, направленные на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы, снятие тревоги, связанной с переходом и адаптацией в школе, на развитие социальных навыков и предупреждение проявлений социально-психологической дезадаптации (например, программы «Играй, слушай, познавай!», «Игровая мозаика» (Гаврилов-Ямский МР), программа «Вместе весело шагать», цикл занятий по программе О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я» и «Приглашение в мир общения» (Даниловский МР), цикл занятий «Правила общения для воспитанных детей» (Некрасовский МР).

Наиболее существенными результатами деятельности специалистов в рамках этой задачи являются развитие коммуникативных навыков, групповой сплоченности, создание в детских группах позитивного эмоционального фона, умения конструктивно общаться со сверстниками, снижение уровня тревожности, агрессивности, оптимизация детско-родительских отношений, освоение обучающимися различных социальных ролей, предупреждение и коррекция девиантного поведения, овладение учащимися правилами и способами адекватного поведения в реальных жизненных ситуациях.

Значительные усилия специалистов Службы в работе с подростками и старшеклассниками были направлены на повышение уровня информированности обучающихся об особенностях своей личности, на самосознание, формирование способности к самоорганизации, поддержку и развитие творческих способностей, повышение мотивации к учебе, развитию и укреплению чувства взрослости, развитию личной автономии и чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки, умения опираться на сильные стороны своей личности, на профилактику девиантного поведения. Например, в службах практической психологии Любимского, Первомайского, Некоузского, Пошехонского районов, г. Рыбинска в результате проведения развивающих занятий, семинаров, практикумов, тренингов, деловых игр, индивидуальных и групповых консультаций отмечается повышение самооценки старшеклассников, положительная динамика в формировании позитивного «образа Я», развитие таких личностных качеств, как сопереживание, самостоятельность, ответственность, инициативность, активная жизненная позиция, способность творчески мыслить.

В рамках выполнения воспитательной задачи в фокусе внимания специалистов Службы находится повышение психологической компетентности педагогов и родителей в вопросах социализации в семье и школе, духовно-нравственного развития, ответственного поведения, принятия личностью базовых национальных духовных ценностей и традиций, готовности и способности выражать и отстаивать свою общественную позицию, профилактика неадаптивного (девиантного и делинквентного) социального поведения, оптимизация взаимодействия участников образовательного процесса на всех уровнях обучения и воспитания. Значительная работа по реализации этой задачи проводится специалистами Ярославля, Рыбинска, Переславля-Залесского, Тутаева, Даниловского МР.
В связи с особой важностью и актуальностью деятельности Службы по психологическому сопровождению воспитательной деятельности выделены две отдельные подзадачи - «Психологическое сопровождение приёмных семей» и «Психологическое сопровождение работы по профилактике проявлений жестокости и насилия по отношению к несовершеннолетним, причинения вреда здоровью, физическому и нравственному развитию детей».

Основной целью деятельности специалистов по психолого-педагогическому сопровождению приёмной семьи является усиление воспитательного потенциала и улучшение психологического ресурса семьи на разных этапах ее развития. Анализ результатов деятельности психологов за отчетный период показывает, что специалисты, оказывая комплексную помощь в решении задач становления и развития приёмной семьи, применяли широкий спектр форм работы (см. рис.9. Приложение 1) Основной акцент – более 2500 услуг (54%) при проведении этой работы был сделан на оказании помощи приёмным родителям. Проводилась комплексная диагностика, лекции, циклы индивидуальных и групповых занятий по подготовке и обучению кандидатов для создания замещающей семьи в рамках «Школы приёмных родителей» (например, реализация проекта детско-родительского клуба в детском саду «Хорошо, когда мы вместе» (г. Рыбинск), тренинговые занятия для приёмных родителей (например, «Гармонизация детско-родительских отношений» (Любимский МР), родительские собрания, «круглые столы», лекции по актуальным для родителей темам, информационные сообщения, статьи, индивидуальные и групповые консультации (например, занятия в «Школе приёмного родителя», проведение «Педагогической гостиной» (Ростовский МР). Положительный резонанс общественности получило участие в областной видеоконференции «Родная семья – каждому ребенку».

К положительным результатам работы можно отнести повышение уровня знаний в области специфики проведения воспитательной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, формирование конструктивной родительской позиции, актуализация внутренних ресурсов основных субъектов сопровождения для решения проблем, формирование готовности родителей к разрешению семейных кризисов и решению задач, возникающих в процессе социализации ребенка в приёмной семье.

Важным аспектом работы специалистов по психологическому сопровождению приёмной семьи явилась помощь детям разных возрастов в решении личностных проблем: снятие последствий психотравмирующих ситуаций для ребенка, снижение его нервно-психической напряженности, формирование умения ориентироваться в мире социальных взаимоотношений, формулировать и обосновывать собственное отношение к себе и окружающему миру, к ситуации усыновления; освоение детьми моделей поведения, основанных на принятии и уважении другого человека. Положительный опыт в достижении таких результатов имеют службы практической психологии Ярославля, Рыбинска, Переславля, Ростовского, Борисоглебского, Рыбинского, Тутаевского, Пошехонского МР.


Защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, профилактика проявлений жестокости и насилия по отношению к несовершеннолетним, причинения вреда здоровью, физическому и нравственному развитию детей, профилактика суицидального поведения несовершеннолетних – комплексная задача, решаемая совместными усилиями специалистов многих служб и ведомств. Специалисты Службы за отчетный период внесли свой вклад в решение этих вопросов, оказав более 4500 разнообразных услуг более 6500 тысячам человек и приобретя ценный опыт совместного решения задач.

Основное внимание уделялось работе с детьми и родителями. Наиболее существенным результатом в работе с обучающимися явилась организация профилактических и реабилитационных мер, направленных на психологическое сопровождение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (см.рис.10. Приложение 1). Расширилась география служб практической психологии, включившихся в эту работу. В службах Ярославля, Рыбинска, Переславля-Залесского, Углича, Ростовского, Даниловского, Некрасовского, Тутаевского, Гаврилов-Ямского МР продолжалась работа по медицинской, психотерапевтической реабилитации, оказанию социальной помощи и правовой поддержке детей (например, цикл классных часов «Защита прав ребенка» (Некрасовский МР), реабилитационная программа «Найди свой путь» (Тутаевский МР), занятия по программе «Правильный выбор» (ЦДЮ г. Ярославль), осуществлялось оказание экстренной психологической помощи по «Телефону доверия» детям, находящимся в критической ситуации.

Работая с родителями, специалисты Службы проводили диагностику функционального состояния семьи, направленную на выявление семейного неблагополучия и пресечение фактов жестокого обращения с детьми (например, в Рыбинске были организованы специализированные межведомственные и ведомственные рейды «Семья без насилия» в семьи группы риска насилия над детьми или находящиеся в социально-опасном положении в рамках операций «Подросток», «Быт»), вели активную просветительскую и консультационную профилактическую деятельность.

Важным результатом работы специалистов Службы можно считать повышение умения и готовности педагогов к изучению семьи и личности несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, использованию в своей работе новых методов, форм эффективной организации профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями. В этих целях специалистами Службы организовывались и проводились семинары, «круглые столы», индивидуальные и групповые консультации для специалистов ОУ и учреждений муниципальной системы по профилактике насилия и жестокого обращения в отношении детей (например, «Психологические особенности детей дошкольного возраста», «Создание психологического комфорта в группах детского сада», «Самый трудный родитель, самый приятный родитель», «Гуманизация педагогического процесса» (г. Переславль-Залесский), «Профилактика детско-подростковых суицидов», «Работа с травмами и потерями», «Профилактика жестокого обращения с детьми в замещающих семьях» (Ростовский МР), «Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников» (Гаврилов-Ямский МР), «Рекомендации для педагогов по организации благоприятного эмоционального климата в группе (классе)» (Угличский МР).


Важной задачей (направлением деятельности) в работе Службы является «Психологическое сопровождение учебной деятельности». При решении данной задачи специалистами Службы оказано 44891 услуга (или 19,7% от общего количества услуг), что соответствует второму месту по количеству оказанных услуг (см. рис.3).

Расширился спектр работ, направленных на повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса. Удерживая основную цель этой деятельности, специалисты Службы оказывали необходимую практическую, консультативную, информационно-аналитическую помощь конкретной целевой аудитории (см. рис.11. Приложение 1).

Основные усилия были по-прежнему сосредоточены на работе с обучающимися и детьми. Детям, младшим школьникам, подросткам и старшеклассникам в совокупности было оказано более 33000 услуг, связанных с диагностикой развития познавательных процессов (внимание, память, мышление, воображение, речь, восприятие), уровня сформированности общеучебных умений и приемов, развивающих занятий, семинаров, практикумов, тренингов, деловых игр, коррекционно-развивающих программ, направленных на развитие познавательной активности и основных психических процессов у детей, общеучебных навыков и приемов, «умения учиться», способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; коммуникативных навыков, умения конструктивно общаться со сверстниками.

В работе с обучающимся усилия психологов сосредоточены на достижении высоких образовательных результатов, развитии мотивационной, познавательной и эмоционально-волевой сфер обучающихся, на организации учебной деятельности, включая построение взаимоотношений в процессе учебной деятельности, оценку достигнутых результатов и корректировку учебных действий; выявление трудностей обучения, их причин и путей преодоления; оказание помощи в построении индивидуальных образовательных маршрутов. Например, цикл развивающих занятий «Учись учиться», деловая игра «Учеба – мое личное дело», цикл классных часов «Установка на успех» (Гаврилов-Ямский МР), курс «Комплексное развитие младших школьников», коррекционно-развивающая программа «Повышаем школьную успеваемость» (Даниловский МР), цикл занятий «На пути к образованному человеку» (Любимский МР) и другие.

Важной составляющей деятельности специалистов Службы по психологическому сопровождению учебной деятельности является работа по повышению психологической компетентности родителей. Разнообразные мероприятия – собрания, «круглые столы», групповые консультации, лекции по актуальным для родителей темам (например, «Как правильно построить самостоятельную работу ребенка дома», «Неуспеваемость, причина ухода из школы», родительские собрания «О значении домашнего задания в учебной деятельности», «Не хочу учиться или давайте учиться вместе», «Общий анализ результатов психодиагностики дошкольников», «Как помочь учиться» (Гаврилов-Ям), «Особенности подросткового возраста», «Как научить ребенка учиться», «Как психологически подготовиться к ЕГЭ» (Даниловский МР), «Как помочь ребенку подготовиться к экзаменам», «Факторы, способствующие успешному обучению», «Снижение успеваемости, причины и их устранение», «Чтобы ребенок учился с интересом» (г. Рыбинск) способствовали формированию потребности родителей в психологических знаниях, необходимых для развития, обучения и воспитания детей, расширяли круг средств воспитания самостоятельности и ответственности обучающихся, способствовали освоению навыков разрешения конфликтных ситуаций, выстраиванию и реализации индивидуальных программ воспитания и развития детей.

В условиях введения новых образовательных стандартов второго поколения (далее – ФГОС) значимой для психологов становится сотрудничество с педагогами с целью повышения уровня их психологической компетентности по вопросам учебной и педагогической деятельности, создания условий, способствующих формированию предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся, освоения приемов и методов выхода из конфликтных ситуаций, снижения риска эмоционально-личностного выгорания педагогов. Интересный опыт по разработке и практической реализации методов и технологий психологического сопровождения новых стандартов отмечается в деятельности служб практической психологии Рыбинска, Ярославля, Рыбинского, Тутаевского, Ярославского, Борисоглебского, Гаврилов-Ямского, Некоузского, Некрасовского МР (например, цикл семинаров «Формирование универсальных учебных действий в основной школе» (Борисоглебский МР), семинары «Оценочная деятельность ученика и учителя», «Новые формы организации урока», «Активизация познавательных процессов у дошкольников» (Гаврилов-Ямский МР), «Школа 21 века», «Учебная мотивация на разных возрастных этапах», «Модернизация и инновационное развитие», «Система оценки планируемых результатов освоения программы начального образования» (Некрасовский МР), педагогические советы «Современный урок», «Организация учебной деятельности школьников на основе индивидуального стиля учебной деятельности школьников», «Изменение образовательной сферы, как одно из условий изменения образовательного пространства» (Гаврилов-Ямский МР), «Использование психолого-педагогических методов в повышении психологической компетентности педагогов» (Ярославский МР), «Как помочь ребенку учиться» (Некоузский МР), «Прогноз и профилактика проблем обучения» у учащихся 2-3, 5-х классов по авторской методике Л. А. Ясюковой (Рыбинский МР).


В целом, для достижения желаемых образовательных результатов деятельность специалистов Службы должна быть направлена на дальнейшее совершенствование методов и практики работы по психологическому сопровождению ФГОС, на усиление методической роли психологов во взаимодействии с педагогами и администрацией при выборе способов и методов построения педагогической деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (мотивирование, целеполагание, оценивание, организация и др.), на оказание помощи в решении возникающих у обучающихся трудностей в обучении, в построении индивидуальных образовательных маршрутов, в подборе эффективных технологий, создающих комфортную и развивающую атмосферу учебной деятельности.
При выполнении задачи «Психологическое сопровождение перехода на новый образовательный уровень и адаптации на новом этапе обучения» отмечается увеличения объема услуг (с 12% до 15%) по сравнению с результатами прошлого учебного года.

На данном направлении осуществлялась непосредственная работа с участниками образовательного процесса по формированию готовности, определению уровня сформированности компонентов готовности к переходу на новый образовательный уровень, объективное определение индивидуальных особенностей обучающихся, способствующих или препятствующих адаптации, и работа по формированию и развитию качеств, способствующих успешной адаптации. Также осуществлялась информационно-аналитическая деятельность посредством проектирования процесса перехода с одного образовательного уровня на другой, экспертизы условий обучения, их соответствия возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, мониторинга, экспертизы и проектирования характеристик среды, исключающих проявления дезадаптации. (см.рис.12. Приложение 1). Результатами работы можно считать повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса по вопросам перехода на новый уровень, обеспечение оптимальных условий перехода на новый образовательный уровень, формирование и повышение уровня готовности к переходу на новый образовательный уровень и более успешная адаптация большинства обучающихся (воспитанников), снижение уровня дезадаптации, особенно обучающихся «группы риска». Например, в службе практической психологии г. Рыбинска в рамках решения этой задачи проведены серии занятий «Я – школьник» (программа О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я»); «Введение в школьную жизнь» (Цукерман), по развитию произвольной регуляции деятельности и навыков общения младших школьников, формированию компетенций обучающихся, направленных на повышение их готовности к продолжению образования. В результате уровень детей с проявлениями дезадаптации после реализации запланированного комплекса мероприятий снизился в среднем на 40%.


Значимой задачей (направлением деятельности) в работе Службы является «Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья». При решении данной задачи специалистами Службы было оказано 40490 услуг, что составляет 17,7% от общего объема услуг. По сравнению с прошлым годом произошло некоторое снижение количества оказанных услуг (56154 услуги или 23%). Это может быть связано с перераспределением приоритетов выполнения задач внутри деятельности Службы. Кроме того, следует помнить, что эффективная работа с такими детьми выявление их индивидуальных особенностей и проведение коррекционной работы требует большого внимания и усилий многих специалистов.

Педагоги-психологи Службы совместно с другими специалистами проводят целенаправленную работу по сопровождению учебной деятельности, развитию и формированию мотивационной, познавательной и эмоционально-волевой сфер детей с учетом имеющихся функциональных особенностей. Проводится консультативная работа по преодолению трудностей, возникающих в процессе обучения, выстраиванию конструктивных отношений со сверстниками и педагогами, преодолению негативного отношения сверстников; диагностика и коррекция самооценки, социального статуса, состояния неуверенности и эмоционального дискомфорта (см. рис.13. Приложение 1).

В результате этой деятельности отмечается положительная динамика заинтересованного отношения к процессу обучения и личностного развития у части участников коррекционно-развивающих групп, повышение навыков произвольности и самоконтроля в поведении, снижение уровня тревожности, повышение самооценки и т.д. Например, в результате проведения цикла занятий с младшими школьниками по программам «Особый ученик», «Развитие сенсомоторики и пространственной ориентировки», «Тайны Песочной страны», «Коррекция дисграфии и дислексии» у обучающихся отмечается сформированность учебных навыков и умений, повышение уровня учебной мотивации, уровня развития познавательных психических процессов и речевой активности, снижение уровня школьной, социальной тревожности. В процессе обучения была отмечена частичная коррекция письменной речи у 11 обучающихся, и у 10 человек – полное устранение дефекта (г. Тутаев).

По сравнению с прошлым годом выросло число услуг, оказанных родителям (с 18% до 20%). Расширился спектр форм информационной, консультативной и организационной работы: информационные сообщения, беседы, практикумы, родительские собрания, семинары, оформление наглядных информационных материалов по вопросам развития, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (например, тематические консультации, оформление информационных стендов «Эффективные приемы автоматизации звуков», «Роль логопедического массажа в коррекции речевого нарушения», «Готовность к школе у детей ЗПР», «Ребенок – аутист: пути помощи» (Тутаевский МР), родительские собрания по темам «Психологические особенности обучающихся специальных классов», «Особенные дети» (Угличский МР), «Чего боятся наши дети», «Негативные установки», «Помогите ребенку» (Ярославский МР).

В результате деятельности специалистов отмечается повышение психологической компетентности родителей по вопросам психологических особенностей детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, их способности выстраивания конструктивных взаимоотношений с детьми, снижения уровня тревожности по поводу индивидуальных особенностей ребенка; повышение информированности о закономерностях психического развития детей, возможностях составления и реализации индивидуального образовательного маршрута; усиление согласованного контроля за психофизическими перегрузками детей со стороны педагогов и родителей.

По-прежнему, психологи стремятся активно выстраивать взаимодействие с педагогами. Педагогические советы, практикумы (например, «Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью», «Психологические особенности обучающихся специальных (коррекционных) классов VII вида», «Обучение и коррекция детей с интеллектуальной недостаточностью» (г. Рыбинск), групповые консультации «Особенности детей с ОВЗ», «Особенности развития памяти детей с тяжелыми нарушениями речи», «Величие небольших различий», «Психологические особенности развития связной речи у детей» (Тутаевский МР), «Особенности сопровождения родителей детей с ОВЗ» (Рыбинский МР), «Особенности сенсорно-перцептивной сферы школьников с ОВЗ» (Ростовский МР), «Организация работы с детьми с ОВЗ», «Внимание! Ослаблены зрение и слух» (Некрасовский МР), подготовка и издание  тематической печатной продукции, оформление наглядных информационных материалов (стенды, буклеты и др.), разработка и выпуск бюллетеней, брошюр и рекомендаций по различным аспектам самоподготовки и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, разработка психолого-педагогических и социально-психологических рекомендаций для педагогов по вопросам специфики организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья – это лишь малый перечень форм работы психологов с педагогами.

Повышение профессиональной психологической подготовки педагогов, работающих в специальных (коррекционных) классах VII вида, по вопросам проведения работы с обучающимися со специфическими расстройствами психического развития (задержкой психического развития) и организации коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы способствует формированию готовности педагогов к сопровождения детей с ОВЗ, разработке и реализации специальных индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ, обеспечивающих равные с обычными детьми возможности для получения образования (см. таб. 2. Приложение 1).
В работе специалистов Службы по «Психологическому сопровождению деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся (воспитанников)», произошло существенное увеличение количества оказанных услуг – с 25 тысяч до 31 тысячи.

При реализации данной задачи специалисты делали акцент на просветительской и профилактической деятельности (53% от общего объема работ) со всеми участниками образовательного процесса (см.рис.12. Приложение 1). Работа с обучающимися заключалась в выявлении детей с элементами неблагополучия в психологическом здоровье (тревожность, агрессивность, низкая самооценка), проведении коррекционно-профилактической и развивающей работы, выделении основных установок и представлений о здоровом образе жизни, профилактике употребления ПАВ и других видов зависимостей. Индивидуальная и групповая диагностика дополнялась беседами, лекциями, «классными часами», ролевыми и деловыми играми, индивидуальными и групповыми занятиями, тренингами, программами, направленными на формирование установок обучающихся на ведение здорового образа жизни, способности к самоорганизации с целью сохранения здоровья (например, беседы «Психические и соматические расстройства у подростков при эпизодическом и систематическом применении ПАВ», деловая игра «Что значит быть взрослым?», мини-тренинг «Как противостоять давлению сверстников» (Любимский МР), тематическая неделя «Не попадись на крючок»:игра «Последствия употребления ПАВ»,открытое занятие с показом презентации «Я против того, чтобы мои друзья употребляли ПАВ», «Я раб своей привычки или хозяин своей жизни» (Даниловский МР), «Ступеньки здоровья», «Профилактика табакокурения» (Гаврилов-Ямский МР), деловые игры, тренинги: «Красная лента», «Любопытство, воля, разум», «Табачный дым обмана», «Здоровое поколение», «Здоровье не купишь, его разум дарит» (Тутаевский МР).

В результате работы отмечается повышение компетенций обучающихся (воспитанников) в вопросах формирования и сохранения установок на здоровый образ жизни, повышение уровня мотивации на здоровый образ жизни и устойчиво негативного отношения к алкоголизму, табакокурению, осознание подростками пагубного влияния на состояние здоровья пристрастия к психоактивным и токсическим веществам.

Для достижения этих результатов большое значение имеет согласованная работа родителей, педагогов и администрации. С этой целью разрабатываются и проводятся социально-педагогические и психологические мероприятия по оптимизации образовательной среды, способствующие формированию потребности в здоровом образе жизни, профилактике аддиктивного поведения обучающихся (воспитанников) на разных уровнях образования, например, проекты «Модель психолого-педагогического сопровождения профилактики возникновения аддиктивного поведения у детей дошкольного возраста», «В здоровом теле здоровый дух», «Экология моей души», «Безопасное поведение» (г. Рыбинск), модель организации воспитательно-образовательного процесса в образовательном учреждении на основе здоровьесберегающих технологий» (г. Ярославль), программа «За здоровый образ жизни» (Ярославский МР), проект создания инновационной инфраструктуры по здоровьесбережению в образовательной среде (Ростовский МР).

Расширился диапазон совместных с родителями и педагогами форм работы, направленных на формирование и укрепление установок на здоровый образ жизни. В результате групповых консультаций, серий бесед, лекций и занятий отмечено повышение работоспособности обучающихся в учебной деятельности, развитие навыков саморегуляции, повышение мотивации и ориентации на здоровый образ жизни, освоение технологий, стратегий поведения и взаимодействия с детьми, создающими психологический дискомфорт и эмоциональное неблагополучие у участников образовательного процесса.
Большое значение в работе педагогов-психологов имеет «Психологическое сопровождение профессионального самоопределения, предпрофильной подготовки и профильного обучения обучающихся (воспитанников)». Специалистами Службы при решении данной задачи за отчетный период оказано 9505 услуг (4% от общего количества). В настоящее время работа по данной задаче ведется со всеми участниками образовательного процесса, но основной контингент, это, конечно, – подростки и старшеклассники – около 8000 услуг (83%). Следует отметить расширение применяемых психологами форм работы (см.рис.13. Приложение 1). Это беседы, лекции, «классные часы», ролевые и деловые игры, индивидуальные и групповые занятия, тренинги, программы, направленные на формирование умения ориентироваться в мире профессий, знаний о правилах выбора и поведения в ситуациях выбора. Например, тренинги «Обучение техникам эффективного трудоустройства», «6 шагов в профессиональное становление»; групповые профконсультации «Роль жизненных ценностей при выборе профессии», «Формируем проект самоопределения» (Гаврилов-Ямский МР); развивающие занятия «Моя линия жизни» (развитие временной перспективы), игра «Перспектива» (Любимский МР); профориентационная игра «Лабиринт профессий» (Некоузский МР), курс «Выбор профессии: за и против» (Рыбинский МР), «Твой выбор», «Профессиональное самоопределение» (Некрасовский МР). Возрождается традиция проведения экскурсий на предприятия, встреч с людьми интересных профессий, эффективны визиты в центр занятости, участие в Ярмарке учебных мест и профессий. Все это дает положительный результат по формированию у обучающихся понимания важности правильного выбора профессии и профессиональной самореализации, формированию личностных качеств и умений, необходимых для осуществления осознанного и обоснованного профессионального самоопределения, осуществлению обоснованного выбора профессии и определения путей ее освоения.

Результатом работы педагогов-психологов с другими участниками образовательного процесса по этому направлению является совершенствование форм и методов работы педагогов и администрации с учетом особенностей обучающихся и требований меняющейся социально-экономической ситуации, формирование оптимальных стратегий поведения и взаимодействия с детьми в ситуации профессионального самоопределения и построения профессиональной карьеры.


Имеются позитивные результаты в работе специалистов Службы по «Психологическому сопровождению одарённых обучающихся». Специалистами Службы при решении данной задачи оказано 4972 услуги (5557 услуги в прошлом году), что составляет 2% от общего количества оказанных услуг. Основные усилия специалистов были сосредоточены на выявлении и изучении особенностей одарённых детей, помощи в самоопределении и самореализации их творческой направленности, создание для ученика ситуации успеха (см.рис.14. Приложение 1). Этим целям служили индивидуальная и групповая диагностика выявления детей с признаками одарённости, индивидуальные и групповые занятия, тренинги, программы, деловые игры, направленные на развитие познавательной активности и основных психических процессов, творческих способностей и творческой активности одарённых детей (например, тренинги «Умники и умницы», «Развитие творческих способностей младших школьников» (в форме круговой викторины по станциям) для обучающихся 1-4 классов (Ярославский МР), занятия «Развитие творческих способностей», «Интеллектика», психологические тренинги «Мои ресурсы», «Найди свой путь», «Креативность в моей жизни» (Тутаевский МР), занятия с элементами тренинга «Уверенность в себе и ее роль в развитии человека», «Я и ТЫ», «Шаг к себе», «Звезды и тернии творческой личности», тренинг лидерских качеств «Лидер – это я!», тренинг основ саморегуляции «Путь к себе», тренинговая экспресс-программа по подготовке учащихся к конкурсам, конференциям, олимпиадам муниципального, регионального, всероссийского и международного уровня (г. Рыбинск), программа Ю.Б. Гатанова «Развитие творческого мышления» (г. Углич), тренинг «Найди в себе клад» (г. Тутаев).

Результатами такой деятельности являются развитие интеллектуальной активности, творческих способностей детей, развитие коммуникативных навыков, групповой сплоченности, формирование умения ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей. Обучающиеся показывают более высокую мотивацию в занятиях исследовательской деятельностью, демонстрируют значимые результаты на региональных, областных, всероссийских конкурсах, олимпиадах, проектах для школьников.

Работа с другими участниками образовательного процесса была ориентирована на повышение их психологической компетентности по вопросам одарённости и ее проявлений, созданию условий для развития одарённости, возможностей развития одарённости в различных сферах жизнедеятельности, поддержки одарённых детей и обеспечению  их личностной самореализации и профессионального самоопределения, помощь в создании и реализации индивидуальных развивающих программ, построение индивидуальных траектории развития, направленных на поддержку и развитие талантливых и одарённых детей и оказание помощи в социальной адаптации талантливым детям. Большой опыт такой работы имеется в Ярославле, Рыбинске, Ярославском и Тутаевском МР.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница