Основные разделы программы Тема Общая психология



Скачать 135.63 Kb.
Дата23.05.2016
Размер135.63 Kb.
c:\users\tanya fam\desktop\в порядке перевода\пип\пип\программа педагогика и психология девиантного поведения.bmp


Основные разделы программы

Тема 1. Общая психология

Предмет психологии. Принципы психологии. Методология и методы психологической науки. Этапы становления психологии. Основные психологические теории и их взаимосвязь. Теория деятельности. Деятельность и психика. Сознание и деятельность. Психика и мозг. Деятельность и личность. Познавательная деятельность. Деятельность и действие. Способности и деятельность. Общение и деятельность.

Проблема личности в психологии. Теории личности. Человек и культура. Проблема мотивации. Структура личности в различных психологических теориях. Типология личности. Понятие характера и темперамента. Эмоции и чувства. Воля. Направленность личности.
Тема 2. Психология развития и возрастная психология

Возрастная психология Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Исторический очерк. Категория развития. Теории психического развития. Источники, движущие силы и условия психического развития. Механизмы развития личности. Самосознание личности. Структурные звенья самосознания, их генезис.

Методы возрастной психологии (методы общей психологии - беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование, эксперимент, опрос, интервьюирование, социометрический метод; методы дифференциальной психологии - близнецовый метод; метод изучения продуктов психической деятельности). Методы развивающей работы психолога.

Периодизация. Понятие психологического возраста. Структура возраста (социальная ситуация развития, нормативные кризисы, ведущий тип деятельности, психические новообразования).



Тема 3. Общие основы педагогики
Место педагогики в системе наук о человеке и человеческой деятельности. Понятие объекта и предмета педагогики. Функции педагогики. Основные педагогические категории: образование, обучение, воспитание, развитие, педагогическое взаимодействие, педагогическая деятельность, педагогическая технология, педагогическая задача.

Отрасли педагогики и их характеристика. Перспективные направления развития педагогической науки и практики. Возрастание роли педагогики в создании демократического общества, воспитании гармонично развитого человека.

Образование как общечеловеческая ценность. Понятие о системе образования. Состояние образования в дореволюционной России и изменения в послереволюционные годы. Принципы и структура современной российской системы образования и пути обеспечения ее непрерывности. Демократизация, гуманизация и гуманитаризация образования в современных условиях. Единство образования и самообразования личности.

Содержание образования. Теории формирования содержания образования. Уровни профессионального образования. Образовательные цензы и государственные образовательные стандарты РФ. Формы получения образования. Возможности вариативного образования в России. Возможности вариативного образования в России. Государственно-общественное управление системой образования. Основные направления совершенствования образования в современных условиях.



Тема 4. Теория и методика воспитания
Воспитание как деятельность педагогов и воспитанников Виды воспитания (умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание, гражданское, политическое, интернациональное, нравственно-этическое, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое, семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное воспитание). Воспитание: авторитарное, демократическое, либеральное, свободное, прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое.

Методы воспитания: методы воздействия и убеждения (беседы, лекции, диспуты, доклады, конференции); методы организации практической деятельности (выбор, планирование, мотивация, инструктаж, упражнение, отчетность); методы стимулирования (требования, оценка, контроль, поощрение или наказание, соревнование); исследовательские и диагностические методы (наблюдение, интервью, тестирование, анкетирование, экспертная оценка, эксперимент, анализ).

Принципы гуманистического воспитания: принцип непрерывного общего и профессионального развития личности, индивидуально-творческого подхода, профессионально-этической взаимоответственности, полисубъектного (диалогического) подхода, деятельностного подхода, личностного подхода.

Структура целей воспитания: общая цель воспитания; цель воспитания детей определенного возраста; цель воспитательной деятельности учебно-воспитательного заведения; цель изучения отдельной учебной дисциплины, проведения воспитательной работы определенной направленности; воспитательные цели отдельных занятий или мероприятий.

Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Базовые теории воспитания и развития личности. Закономерности и принципы воспитания: персонификация, природособразность, культуросообразность, гуманизация, дифференциация. Национальное своеобразие воспитания. Система форм и методов воспитания. Понятие о воспитательных системах. Педагогическое взаимодействие в воспитании. Коллектив как объект и субъект воспитания. Воспитание культуры межнационального общения. Функции и основные направления деятельности классного руководителя.

Коллектив как совместная деятельность детей. Функции коллектива: организационная, воспитательная, стимулированная. Структура коллектива. Типы учебно-воспитательного коллектива: первичный коллектив (постоянный и временный); классы, отряды; кружки, секции, клубы. Уровни формирования коллектива: нижний уровень - группа-конгламерат, затем группа-ассоциация, затем группа –кооперация, затем группа-автономия, высшей – группа –коллектив. Условия развития коллектива педагогическое требование, общественное мнение, организация перспективных устремлений воспитанников, организация самоуправления, накопление и укрепление традиций коллективной жизни. Традиция как характер коллективистских отношений и общественное мнение в данной области.



Тема 5. История педагогики
История образования и педагогической мысли как область научного знания. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества. Воспитание и школа в античном мире. Воспитание и образование в эпоху Средневековья. Воспитание и педагогическая мысль в эпоху Возрождения. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до конца ХУ111 в.). Образование и педагогическая мысль Западной Европы и США в Х1Х в. (до 80-х гг.). Школа и педагогика в России до 90-х гг. Х1Х. зарубежная педагогика и школа в конце Х1Х и начале ХХ в. (до 1917 г.). Зарубежная школа и педагогика в период между Первой и Второй мировыми войнами. Развитие школы и педагогики в России после Октябрьской революции (1917 г.). Образование и педагогическая мысль в России после Второй мировой войны. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.
Тема 6. Психология личности

Объект, предмет и методологические основы психологии личности. Задачи психологии личности на современном этапе. Человек Индивид. Личность. Индивидуальность. Человек и его место в различных системах. Человек как индивид. Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности. Личность в социогенезе. Персоногенез. Социально-исторический образ жизни и личность. Основные теории личности в отечественной и зарубежной психологии.

Личность как системное социальное качество. Структура, движущие силы и факторы развития личности. Личность и деятельность. Личность в системе социального взаимодействия и общения. Психологический анализ деятельности личности в различных формах социального взаимодействия.

Основные виды деятельности личности и их краткая характеристика. Ведущий вид деятельности. Действие. Психологическая структура отдельного человеческого действия. Межличностные отношения в процессе деятельности. Деятельностное опосредование межличностных отношений. Личность и индивидуальность. Личность и группа. Методы экспериментального исследования развития личности.



Тема 7. Социальная психология

Предмет и методы социальной психологии, основные области исследования, краткий исторический очерк. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии. Основные парадигмы социальной психологии. Психология общения. Содержание, цели и средства общения. Формы, функции, виды и уровни общения. Основные закономерности общения. Воздействие в процессе общения. Конфликт, функции, структура и динамика конфликта. Методы разрешения конфликтов.

Основные теории социальной психологии (психология народов, психология масс, теория инстинктов социального поведения). Методы социально-психологического исследования (методы исследования -наблюдение, изучение документов, опросы, тесты, эксперимент; методы воздействия- методы оказания различных форм психической помощи; методы социально-психологического научения (тренинги).
Тема 8. Социальная педагогика
Социальное воспитание и социализация личности. Сущность, принципы, ценности, механизмы и факторы социального воспитания. Жизнедеятельность институтов социального воспитания. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития ребенка. Особенности деятельности психолога по оказанию индивидуальной помощи ребенку в различных институтах воспитания.
Тема 9. Психодиагностика
Основные исторические этапы развития психодиагностики. Предмет, объект и задачи истории психодиагностики. Психодиагностические методы. Основные диагностические подходы. Классификация. Этапы исследования. Психологический диагноз. Объекты диагноза. Уровни диагноза. Психологический прогноз. Методология диагностики. Понятие методики, понятие теста. Функции методик и тестов: выделение и измерение. Психометрические критерии научности психодиагностических методик: валидность, надежность, дискриминантность, репрезентативность. Стандартизированные и нестандартизированные психодиагностические методики.

Основные этапы обработки результатов. Тестовые нормы. Принцип отсчета от нормы. Кривая распределения. Значение частотности встречающихся величин. Понятие признака. Связи признаков. Понятие показателей. Необходимое и достаточное число признаков и показателей. Интерпретация материала.

Профессионально-этические нормы работы психолога. Планирование психодиагностической работы, составление программ, постановка конкретных диагностических задач. Принципы профессионально-этического стандарта.
Тема 10. Психолого-педагогическая коррекция
Теоретические основы психоконсультирования. Цели и задачи психоконсультирования. Структурные компоненты психологического консультирования. Этапы и фазы консультирования. Техника и методы консультирования. Этика практического психолога. Групповые и индивидуальные формы работы.

Понятие психолого-педагогической коррекции. Сущность коррекционного процесса. Цели и задачи психолого-педагогической коррекции. Основные направления в психолого-педагогической коррекции. Анализ психодиагностической информации и составление программы психолого-педагогической коррекции. Методы и средства психолого-педагогического воздействия. Групповые и индивидуальные формы работы.



Тема 11. Педагогическая психология
Предмет и задачи педагогической психологии, концепции педагогического процесса и их психологическое сопровождение. Мотивы педагогической деятельности. Педагогические способности. Стили педагогического руководства. Педагогическое общение. Индивидуальные стили педагогической деятельности. Психология педагогического коллектива. Психологические основы педагогической деятельности.

Структура педагогической деятельности. Психология педагогического воздействия. Приемы и техника управления учащимися на уроке. Основные понятия психологии воспитания. Психологические механизмы формирования личности. Психологические аспекты воспитательных технологий. Основные понятия психологии обучения. Концепции обучения и их психологическое обоснование. Учебная деятельность. Мотивы учения. Психологические основы развивающего обучения. Соотношения обучения и воспитания. Проблемы дифференцирования и индивидуализации обучения. Психологические аспекты компьютеризации обучения. Дистанционные технологии обучения.


Тема 12. Специальная психология
Определение, объект, предмет, задачи, место и роль специальной психологии в системе наук.

Методы специальной психологии: основные и вспомогательные. Основные методы: наблюдение и эксперимент (лабораторный, естественный, обучающий). Вспомогательные методы: анализ продуктов деятельности, тестирование, беседа, анкетирование.

Классификация детей с проблемами в психофизическом развитии: клиническая, психолого-педагогическая.

Основные отросли специальной психологии: сурдопсихология, тифлопсихология, олигофренопсихология, логопсихология, психология детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и др.

Основные исторические этапы развития специальной психологии. Особенность становления специальной психологии в России.

Тема 13. Психолого-педагогическое консультирование

Взаимоотношения родителей с детьми-дошкольниками. Психолого-педагогическое консультирование родителей младших школьников Решение психолого-педагогических проблем подросткового возраста. Когнитивная готовность ребенка к обучению. Коммуникативная готовность ребенка к обучению. Поведенческие аномалии. Психологически нестандартные дети. Подростковый возрастной межличностный конфликт ребенка с родителями. Неадекватное социальное поведение подростка. Скрытность подростка. Психологическое отчуждение подростка от своих родителей. Социально-психологический рост (развитие) личности. Морально-этическая дилемма межличностного поведения. Консультирование родителей юношей и девушек.



Тема 14. Конфликтология
Предпосылки возникновения конфликтологии. История зарубежной конфликтологии. История отечественной конфликтологии. Роль конфликтов в современном развитии российского общества. Перспективы ее развития в России. Объект и предмет конфликтологии. Основные способы разрешения социальных противоречий: компромисс, уступка, избегание, сотрудничество, конфликт. Конфликт как условие функционирования и развития социальных систем. Роль конфликтов в жизни конкретного человека, семьи, коллектива, государства, общества и человечества в целом. Противоречие и конфликт. Противоборство и конфликт. Война и конфликт. Конфликт как конкурентный тип социального взаимодействия. Междисциплинарный подход к изучению конфликта. Ведущая роль психологии в развитии отечественной конфликтологии.

Сущность конфликта. Структура конфликта. Модели конфликтов. Подходы и основания классификации конфликтов. Конфликты в различных сферах жизни и деятельности. Конфликты по вертикали, по горизонтали и по диагонали. Классификация конфликтов по их остроте, объекту, вовлеченности в конфликт и длительности. Социальные, внутриличностные и зооконфликты. Их взаимосвязи и особенности.


Литература


  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1988.

  2. Гусев А.Н. Ощущение и восприятие Общая психология в 7 томах./Под ред. Б.С. Братусь. Т.1 – М., Академия, 2005.

  3. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М., Тривола, 1995.

  4. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М., УРАО, 1998.

  5. Нуркова В.В. Память. Общая психология. В 7т.т. /Под ред. Братуся Б.С. Т.3. - М., Академия, 2006.

  6. Петровский А.В. Введение в психологию. - М., 2001.

  7. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М., 2000.

  8. Соколова Е.Е. Введение в общую психологию. Общая психология в 7 томах./Под ред. Б.С.Братусь, Т.1 – М.: Академия, 2005.

  9. Фаликман М.В. Внимание. Общая психология. В 7т.т. /под ред. Братусь Б.С. Т.2. М., Академия, 2006.

  10. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологию – М., 2007.

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб, Питер, 2001.

13.Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб., Питер, 2001.

14.Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб., Изд-во «Речь», 2004.

15.Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. – СПб., Питер, 2005.

16.Психологическая диагностика: Учеб. пособие / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М.: УРАО, 2000.

17.Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М., 2001.

18.Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. – М., 2000.

19.Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.

20.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М.: Академия, 2004.

21.Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 2005.

22.Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. – Воронеж, 2002.

23.Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. – М., 2004.

24.Психология индивидуальных различий/ под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М., 2002.

25.Павлов И.П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека //Психология индивидуальных различий. –М., 2002.

26.Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. – СПб., 2001.

27.Азарнов H.H. и др. Психология управления. Учебник для вузов. - М., Альтекс, 2007.

28.Андреева Г.М. Социальная психология. М., Аспект Пресс, 2003

29.Абдурахманов Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления. − М.: МПСИ, 2008.

30. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии.- СПб.: Академический проспект, 2007.

31.Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие.- М., 2001

32.Бочаров В.В. Антропология возраста.- СПб., 2001

33. Выготский Л.С. Психология развития ребенка.- М., 2003

34.Крайг Г. Психология развития.- СПб., 2001

35.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.- М., 2000

36.Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений. 10-е изд., перераб. и доп.- М.: «Академия», 2007.

37.Немов Р.С. Психология: Учебник: В 3 кн.- М., 2001

38.Обухова Л.Ф. Возрастная психология.- М., 2002

39.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн.- М., 2001

40.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека.- М., 2000

41. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. – СПб., 2003

42.Мухина В.С. Личность: Мифы и реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты)..- Екатеринбург, 2007

43.Тихомиров О.К. Психология мышления.- М., 2002

44.Баранников А.В. Содержание общего образования. Компетентностный подход.- М., 2002

45.Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н.М. Борытко с соавт.- М., 2007

46.Педагогика: Учебник /под ред. Л.П.Крившенко.- М.,2008

47.Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. В 2-х кн. М., 2001

48. Новиков А.М. Методология учебной деятельности.- М., 2005

Порядок проведения устной части аттестационного испытания


  1. Собеседование по дисциплинам проводится в устной форме.

  2. Устный экзамен у каждого поступающего принимается не менее чем двумя экзаменаторами.

  3. Поступающему задается один вопрос по каждому разделу программы, на каждый из которых поступающий даёт развернутый ответ, в процессе сдачи экзамена абитуриенту могут быть заданы дополнительные вопросы как по содержанию вопросов, так и по любым разделам предмета в пределах программы вступительного испытания.

  4. При проведении собеседования опрос одного поступающего продолжается 0,3 часа, включая время подготовки ответов на вопросы экзаменаторов. Процедура собеседования оформляется протоколом. Все вопросы экзаменаторов фиксируются в протоколе.

  5. За ответ на каждый вопрос выставляется оценка в баллах (максимум 5 баллов) в зависимости от полноты и правильности ответа.



Перечень тем собеседования для поступающих на очную форму обучения:

  • на второй курс: Темы 1-5;

  • на третий курс: Темы 1-9;

  • на четвертый курс: Темы 1-10

  • на пятый курс: Темы 1- 14


Перечень тем собеседования для поступающих на очно-заочную форму обучения:

  • на второй курс: Темы 1-5;

  • на третий курс: Темы 1- 9;

  • на четвертый курс: Темы 1-10;

  • на пятый курс: Темы 1-9,11,12;

  • на шестой курс: Темы 1-14.


Перечень тем собеседования для поступающих на заочную форму обучения:

  • на второй курс: Темы 1-5;

  • на третий курс: Темы 1- 6, 8,9;

  • на четвертый курс: Темы 1-9, 10;

  • на пятый курс: Темы 1-9,11,12,13;

  • на шестой курс: Темы 1-14.

Декан факультета

психологии и педагогики О.Ю. Иванова





База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница