а) семья с недостатком воспитательных ресурсов – это разрушенные или неполные семьи, семьи с недостаточно высоким общим уровнем развития, не имеющие возможности оказывать помощь детям в учебе;
б) конфликтные семьи – это семьи, где родители не стремятся исправить недостатки своего характера, где один родитель нетерпим к манере поведения другого; в таких семьях дети часто держатся оппозиционно, подчас конфликтно-демонстративно;
более старшие протестуют против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей;
в) нравственно неблагополучные семьи - это семьи, где среди членов семьи отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семейной жизни, превалирует стремление каждого члена семьи достичь своих целей в ущерб интересам других, использование чужого труда, стремление подчинить своей воле другого;
г) педагогически некомпетентные семьи – это семьи, в которых надуманные или устаревшие представления о ребенке заменяют реальную картину его развития.
Ситуации, приводящие к семейным психическим и физическим травмам у детей
Неблагополучные ситуациив семье, которые способствуют появлению отклоняющегося поведения у ребенка
а) гиперопека различных степеней: семьи, где родители желают быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей до семейной тирании
б) гипоопека, семьи где родители не обращают внимания на воспитание ребенка, ограничиваясь материальным обеспечением, нередко переходящая в безнадзорность
в) ситуация, создающая «кумира» семьи – для семьи характерно постоянное внимание к любому побуждению ребенка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи
г) ситуация, создающая «Золушек» в семье – это семьи, где родители уделяют много внимания себе и мало детям; в этой связи отмечено увеличение количества черствых и жестоких подростков
Последствия неблагоприятных факторов семьи, воздействующих на ребенка
жестокие ограничения и гиперопекасо стороны родителе - первые ведут к подавленности учащегося или даже к невротическим состояниям;
гиперопека - ведет к затруднениям в общении с детьми;
доминирование в семье одного из супругов, находящее сопротивление со стороны другого - ведет к затруднениям при формировании самоуправления, что приводит ребенка к импульсивным неосознаваемым поступкам «без царя в голове».
неблагоприятно влияет на ребенка жизнь вдали от семьи и особенно потеря одного из родителей (смерть, уход из дома в связи с разводом); часто на ребенка больше влияет не сам факт развода, а разлады и дисгармония в отношениях родителей между собой – это приводит к развитию агрессивного, конфликтного поведения и вандализма у ребенка.
отсутствие привязанности между членами семьи – ведет к затруднениям в общении с детьми или разборчивости в дружеских связях
эмоциональные и прочие психические расстройства родителей – ведет к отстраненности и замкнутости ребенка, снижение интереса к жизни, доходящего до суицида у ребенка
асоциальное поведение одного или обоих родителей – ведет к психической и физической травматизации ребенка, что приводит к психическим расстройствам, отставанию в развитии, подражанию подобного асоциального поведения со стороны ребенка.
монотонность окружающей среды – ведет к задержке психического развития ребенка и склонности к асоциальным проявлениям
нарушенная или отсутствующая связь между членами семьи разных поколений – ведет к развитию у ребенка чувств черствости, отстраненности от взрослых, отклонения в созревании нравственных норм, уход в сектантство и маргинальные сообщества;
жестокое обращение и насилие по отношению к детям в семье, которое может принимать физическую и психологическую форму травматизации ребенка, ведет к психическим заболеваниям.