Основные представители гуманистического подхода



Скачать 74.89 Kb.
Дата22.02.2016
Размер74.89 Kb.
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Ориентировочная карта понимания



Выполнил: магистрант 2 курса группы 244

Дедков Иван

ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Карл Роджерс Абрахам Маслоу Джеймс Бьюдженталь



Ролло Мэй Виктор Франкл

РОССИЙСКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ

Ю.Б. Гиппенрейтер Д.А. Леонтьев Б.С. Братусь Ф.Е. Василюк



Основные положения

  • человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью; человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

  • человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

  • человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;

  • человек - это активное, интенциональное, творческое существо.

Центральная гипотеза

Каждый из нас имеет в себе самом обширные ресурсы для понимания собственной сущности, для изменения собственной Я-концепции, установок, отношения к себе и поведения.

Для того, чтобы эти ресурсы лучше высвобождались, необходимо создать условия. «Человек может научиться использовать эти ресурсы, только оказавшись в условиях особых, поддерживающих, фасилитирующих взаимоотношений».

Для создания таких взаимоотношений необходимы такие условия,как:



  • Безусловное принятие

  • Эмпатия

  • Конгруэнтность

  • Глобальное доверие к человеку;

  • Опора на развитие и реализацию потенциала (актуализирующая тенденция).

Периоды развития клиент-центрированной терапии (1940-1970)

1940-1950гг. Недирективная психотерапия Создание доверительной,  атмосферы; отказ от интерпретаций; принятие и прояснение. Постепенное достижение инсайта  о самом себе или ситуации у клиента.

1950-1957гг. Рефлексивная психотерапия Рефлексия чувств, отказ от использования поведения, защищающего (техники, экспертиза и т.д., как опосредующие средства, препятствующие личной встречи – прим.автора) от угроз взаимоотношений.У клиента происходит развитие конгруэнтной Я-концепции и феноменального поля восприятия.

1957-1970 гг. Экспириентальная психотерапия Широкий диапазон поведения для выражения базовых установок. Фокус на переживании клиента. Выражение переживаний терапевтом.У клиента-рост в непрерывном процессе внутри- и межличностного переживания, использование направленного переживания (фокусирования). 
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

  • Эффективное консультирование – это структурированное, свободное от предписаний взаимодействие, которое позволяет клиенту достичь осознания самого себя настолько, что это дает ему возможность сделать позитивные шаги в свете его новой ориентации;

  • Терапевтические отношения - это такие отношения, при которых теплое принятия человека и отсутствие любого давления или личного принуждения на него со стороны консультанта позволяет возникнуть максимальному выражению чувств, установок и проблем клиента;

  • Помогающие отношения - это отношения, в которых одна из сторон намеривается способствовать другой в личном росте, развитии, налаживании жизнедеятельности;

  • Эмпатия —это такое отношение психолога к клиенту, при котором клиент воспринимается и трактуется не объектно, не через призму инструментальных концепций, а непосредственно через позитив­ное личное отношение и принятие его феноменологического мира;

  • Забота —этот термин экзистенциализма сочувственного принятия с выраженной готовностью откликнуться на актуальное состоя­ние и с перспективой видения личностного потенциала клиента;

  • Конгруэнтность-соответствие между чувствами и содержанием высказываний; непосред­ственность поведения; неотгороженность, инструментальность концепций или статусные игры; искренность и пребывание таким, какой тот есть;

  • Психологический климат — одно из ключевых понятий в концепции, «психологический климат» включает всю гамму пережи­ваний от самых болезненных до самых возвышенных, подлинное проявле­ние которых создает лишь возможность для личностного роста.

  • Самость (self) — центральное понятие в концепции. «Самость» — это система внутренних отношений, феноменологически связанная с внешним миром и явленная человеку в его «Я».

  • Инсайт – это реорганизация поля восприятия, нахождение нового способа, новых взаимосвязей.

  • Поле опыта – то, что потенциально доступно сознанию, воспринимаемая часть внутреннего мира (используемые слова, символы, отражающие реальность).

Терапевтический процесс:

первая стадия — заблокированность внутренней коммуникации (отсутствует Я-сообщение или сообщение личностных смыслов, отрицается наличие проблем, отсутствует желание к изменениям);

вторая стадия — самовыражения (когда клиент начинает в атмосфере принятия приоткрывать свои чувства, проблемы со всеми своими ограничениями и последствиями).

на третьей и четвертой стадиях происходит развитие процесса самораскрытия и принятия себя клиентом во всей своей сложности, противоречивости, ограниченности и незавершенности.

на следующей, пятой стадии, происходит процесс отнесения к феноменологическому миру как к своему, — преодолевается отчужденность от своего «Я», и, как следствие, возрастает потребность быть собой.

на шестой стадии, на которой развивается конгруэнтность, самопринятие и ответственность, устанавливается свободная внутренняя коммуникация, поведение и самоощущение «Я» становятся органичными, спонтанными. Происходит интегрирование всего личностного опыта в единое целое.

на седьмой стадии, стадии личностных изменений, открытости себя и миру психолог уже становится ненужным; основная цель психотерапевтической работы достигнута — состояние конгруэнтности с собой и миром, открытость новому опыту и реалистический баланс между «Я-реальным» и «Я- идеальным».

КЛИЕНТ-ЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ

Фасилитация- облегчение и одновременно стимулирование процесса учения для учащегося, т.е. создание интеллектуальной и эмоциональной обстановки в аудитории, атмосферы психологической и педагогической поддержки.

Учитель- фасилитатор- это учитель, руководствующийся следующими тремя установками в работе с детьми:

- «истинность» или «конгруэнтность» учителя, то есть он должен быть именно таким, какой он есть на самом деле;

- «принятие», «доверие», представляет собой внутреннюю уверенность учителя в возможностях и способностях каждого учащегося;

- «эмпатическое понимание», это видение учителем внутреннего мира и поведения каждого учащегося с его внутренней позиции.



Методические приемы:

1) использование ресурсов учения и создание особых условий, облегчающих использование учащимися этих ресурсов, обеспечивающих их физическую и психологическую доступность учащимся;

2) создание в процессе обучения разнообразных обратных связей между учителем и учащимися;

3) заключение индивидуальных и групповых контрактов с учащимися;

4) организация процесса обучения в разновозрастных ученических диадах;

5) распределение учащихся класса на две группы, в одну из которых входят учащиеся с позитивными установками в отношении гуманистического обучения, а в другую — те, кто более склонен в силу каких-либо причин к традиционному обучению;

6) организация групп свободного общения с целью повышения уровня психологической культуры межличностного общения, актуализации  личностных установок), характерных для участников фасилитируемого обучения.

Консультирование в учебном процессе


  • Консультирование по профориентации(разрешение противоречий, связанных с выбором профессиональной деятельности);

  • Смежное консультирование по конфликтам педагога и ученика(процесс актуализации эмоций, переживаний и затем разрешение конфликта).

Два типа учения по К. Роджерсу

Бессмысленное(традиционное)

  • Учитель обладает знаниями,учащиеся должны их усвоить;

  • Основные элементы учения-уроки.экзамены;

  • Учитель является руководителем,учащийся-подчиненным;

  • Доверие к учителю минимальное

  • Обучающийся не выбирает ни целей,ни содержания,ни учителей;

  • «в школе место для интелекта,а не для личности»

Осмысленное(человекоцентрированное)

  • Личностная вовлеченность;

  • Способствует самомотивации и самодисциплине;

  • Влияет на личность.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА

Отечественные сообщества

  • Ассоциация гуманистической психологии.

  • Независимая Психиатрическая Ассоциация России .

  • Российское Общество Человеко-Центрированного Подхода

  • Ассоциация клиент-центрированных психотерапевтов

  • Профессиональное Сообщество Клиент-центрированных Психотерапевтов

Зарубежные сообщества

  • Фокусинг-ориентированная психотерапия;

  • Целеориентированная клиентцентрированная терапия;

  • Всемирная ассоциация человекоцентрированной и экспириентальной психотерапии и консультирования;

  • Процессуально-экспириентальная терапия.

Используемая литература:

1. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. М.: Эксмо-Пресс, 1999.

2. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: "Прогресс", 1994

3. Роджерс К. Клиентоцентрированный/человекоцентрированный подход в психотерапии // Вопросы психологии, 2001, № 2. С. 48-58.

4. Роджерс К., Фрейберг Дж. Свобода учиться. М.: Смысл, 2002. — 527 с.

5. Некрылова Н. Журнал практического психолога, Основные направления современной клиент-центрированной психотерапии 2012 г., №1 (С.81-102)



6. Орлов А. Б. Перспективы гуманизации обучения. – М., 1983. 

7. Колпачников В.В. Человекоцентрированный подход сегодня // Консультативная психология и психотерапия. 2009. № 1. С. 136–146.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница