Основные понятия содержание понятий «национальные особенности региона», «региональные особенности региона», «этнокультурные особенности региона»



Скачать 82,69 Kb.
Дата01.06.2016
Размер82,69 Kb.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Содержание понятий

«национальные особенности региона», «региональные

особенности региона», «этнокультурные особенности региона»
1. Нация:

  • историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера1;

  • народ, который создал себе зависящее от него правительство и имеет в своем распоряжении территорию, границы которой более или менее уважаются другими нациями (народ, организованный в государство)2;

  • исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности: а) языка, б) территории, в) смысла жизни, выражающегося в единстве и целостности сферы общественного самоуправления, г) психического склада, проявляющегося в культуре3;

  • исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры4;

  • сообщество людей, единообразно, осознанно и устойчиво ассоциирующих себя с определенной территорией и историей5;

  • общность людей в прошлом, объединенная в настоящем против общего врага6.

Какие признаки нации выделяются в наиболее крупных философских и культурологических концепциях:

  • национальный дух (т.е. национальное сознание и национальный характер) (в идеалистических концепциях);

  • «бессознательная психическая общность», общность национального характера, который сформировался на почве общности судьбы (в ряде психологических концепций).

Признаки нации в обществоведческих теориях:

  • этническая общность (культура, язык, образ жизни, быт);

  • общая территория (на которой складываются хозяйственные и экономические отношения, на всю территорию государства распространяется действие законодательства);

  • национальная экономическая система (исторически сложившиеся экономические связи и отношения, принятые в данном обществе формы хозяйствования);

  • государство (каждый народ может считаться нацией, если он организован в государство, имеет свое правительство, законодательство, систему государственных органов управления, механизм осуществления государственной власти в обществе);

  • национальное самосознание (отнесение человеком себя к той или иной национальной общности) (примечание: если национальное самосознание отсутствует, то в лучшем случае можно говорить только об общем этническом происхождении).

Признаки национального самосознания: знание истории своего народа (этническая память); знание и уважение национальных обычаев, праздников, традиций; знание языка своего этноса; чувство национального достоинства и национальной гордости.
2. Регион:

  • родовое понятие, используемое в законодательстве РФ для обозначения национально-территориальных (республика, автономная область, автономный округ) и административно-территориальных (край, область, города Москва и Санкт-Петербург) субъектов РФ7;

  • часть территории (например, РФ), обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий; регион может совпадать с границами территории субъекта РФ либо объединять территории нескольких субъектов РФ8;

  • группа близлежащих стран, представляющая собой отдельный экономико-географический район, обладающая общими признаками, отличающими этот район от других районов9;

  • область, район, территория, часть страны, отличающиеся совокупностью естественных или исторически сложившихся экономико-географических условий и национального состава населения10;

  • территория с примерно одинаковыми природными условиями и характерной направленностью развития производственных сил на основе сочетания комплекса природных ресурсов, производительной и социальной инфраструктуры;

  • территориальная общность с определенными природно-географическими, социально-демографическими условиями и органами государственной власти;

  • часть территории, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий (регион не обязательно должен совпадать с границами субъектов государства – в ряде случаев он может входить в их состав или быть расположенным на территории нескольких);

  • часть территории с более или менее однородными природными условиями, специфическими экономическими, демографическими, историческими условиями, на которой функционирует определенный комплекс отраслей производства, производственной и социальной инфраструктуры11;

  • территория в административных границах субъекта РФ, характеризующаяся следующими основополагающими чертами: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, то есть наличием политико-административных органов управления12;

  • сложный территориально-экономический комплекс, имеющий ограниченные внутренние ресурсы, свою структуру производства, определенные потребности в связи с внешней средой13;

  • часть территории, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий14;

  • определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов15.


3. Этнос и культура

3.1. Этнос:

  • буквально: племя, народ16;

  • основная единица классификации всех народов мира, обозначающая конкретный народ со своей историей, своей самобытной культурой, своим самосознанием17;

  • исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований18;

Основные признаки этноса:

  • этническое самосознание – чувство принадлежности к данному этносу;

  • психологический склад – этнический характер, понимаемый широко вплоть до включения в него этнического темперамента;

  • этническая культура – язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки, передаваемые из поколения в поколение.


3.2. Культура:

  • уход, улучшение, облагораживание телесно-душевно-духовных склонностей и способностей человека («культура тела», «культура души» и «духовная культура»); совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов19;

  • система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях20;

  • совокупность достижений человека в производственном, общественном и духовном отношении; культурность (человек высокой культуры); разведение, выращивание какого-либо растения или животного; разводимое растение, бактерии, выращенные в лаборатории; высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение21;

  • совокупность достижений человека в производственной, общественной и духовной жизни; общность археологических памятников определенной эпохи; уровень развития какой-либо области хозяйственного или духовного развития (например, культура производства, культура языка); степень образованности, воспитанности кого-либо (например человек высокой культуры); сфера человеческой деятельности, связанная с областью искусства (например мастера культуры); выращивание какого-либо растения, а также само растение, которое выращивается (например кормовые культуры)22;

  • возделывание растения, совокупность всех приемов обработки почвы, посева, ухода за растениями; общее состояние народа в материальном и духовном отношениях23;

  • исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностей24;

  • совокупность общих устойчивых смыслов, ценностей, верований, характеризующих национальные, этнические и другие группы и определяющих поведение их членов25.


Обобщение:

культура – это:

  • совокупность материальных и духовных ценностей, позволяющий сузить широкое толкование культуры и рассматривать его как результат и продукт деятельности человека и общества;

  • специфический способ деятельности человека, фокусирующий внимание на том, что культура определяет социально направленную активность человека, ориентируя его на преобразование среды и связанное с этим саморазвитие индивида;

  • процесс творческой реализации сущностных сил человека, ставящий акцент на человеческой активности: человек воспринимается как инициативный и творческий субъект, «производитель» культуры, активно создающий себя, социальные отношения и стремящийся к совершенствованию окружающего его мира;

  • знаковая информация

4. Выводы:

Если исходить из представления об особенности как характерном свойстве, отличающем изучаемый объект от остальных, то региональные этнокультурные особенности – это характерные свойства культуры народа, проживающего в определенной территории в административных границах субъекта РФ и проявляющиеся в следующих контекстах:



  • характерные особенности ценностей;

  • характерные особенности деятельности;

  • характерные особенности самореализации человека;

  • характерные особенности структурирования и представления информации.



1 [Филос. энциклопедический словарь, 1983]

2 [Филос. энциклопедический словарь, 2010]

3 [Энциклопедия Концепции общественной безопасности]

4 [И. Сталин]

5 [К. Мусин]

6 [Т. Герцль]

7 [юридич.]

8 [экономич.]

9 [географ.]

10 [географ.]

11 [С. Тяглов]

12 [В. Игнатов]

13 [В. Долятовский]

14 [Э. Уткин]

15 [А. Гранберг]

16 [в переводе с греч.]

17 [научн.]

18 [популярн.]

19 [Филос. энциклопедический словарь]

20 [Всемирная энциклопедия: Философия]

21 [Словарь русского языка (С.И. Ожегов)]

22 [Большой словарь иностранных слов (А.Н. Булыко)]

23 [Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф. Брокгауза и И. Ефрона]

24 [Педагогический энциклопедический словарь (гл. ред.– Б.М. Бим-Бад)]

25 [Новейший психологический словарь (сост.: В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха)]

Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница