Основные положения умк л. В. Занкова



Скачать 64.41 Kb.
Дата01.06.2016
Размер64.41 Kb.
Основные положения УМК Л.В. Занкова
УМК Л.В.Занкова возник в ходе междисциплинарного исследования соотношения обучения и развития. Междисциплинарный характер исследования выразился,

во-первых, в интеграции достижений нескольких наук, занимающихся изучением ребенка: физиологии, дефектологии, психологии и педагогики,

во-вторых, в интеграции эксперимента, теории и практики. Впервые результаты научного исследования через психолого-педагогический эксперимент обрели вид целостной педагогической системы и таким образом были доведены до практической их реализации.

Вывод по проблеме исследования: развитие происходит как сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних факторов, то есть индивидуальных, глубинных качеств ребенка. Такому пониманию соотношения обучения и развития соответствует особый тип обучения, при котором, с одной стороны, уделяется иск

лючительное внимание построению обучения, его содержанию, принципам, методам и проч., как отражающим социальный опыт, социальный заказ, с другой, столь же исключительное внимание уделяется внутреннему миру ребенка: его индивидуальным и возрастным особенностям, его потребностям и интересам.

Общее развитие Л.В. Занков понимает как целостное движение психики, когда каждое новообразование возникает в результате взаимодействия ума, воли, чувств ребенка. При этом особое значение придается нравственному, эстетическому развитию. Речь идет о единстве и равнозначности в развитии интеллектуального

и эмоционального, волевого и нравственного.

В настоящее время приоритетами образования признаны идеалы развивающего обучения: воспитание умения учиться, формирование предметных и универсальных способов действия и обеспечение индивидуального прогресса ребенка в эмоциональной, познавательной сферах. Для реализации этих приоритетов необходима научно обоснованная, проверенная временем развивающая педагогическая система. Таковой является система Л.В. Занкова, которую характеризуют целостность и взаимообусловленность следующих ее частей:



цель обучения - оптимальное общее развитие каждого ребенка;

задача обучения - представить учащимся целостную широкую картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания;

дидактические принципы - обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения учебного материала; работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого;

методическая система, ее типические свойства, присущие всем учебным предметам: многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность; предметные методики по всем образовательным областям;

характер взаимоотношений между участниками педагогического процесса;

система изучения результативности обучения и развития школьников. Авторы исходят из утверждения определяющей роли целеполагания в педагогике и единства всех частей педагогической системы в достижении поставленной цели. Следовательно, условием целостности всех учебных программ является

1) целостность системы(интеграция горизонтальная: общность цели, задачи обучения, единые дидактические принципы, типические свойства методической системы, требования к организационным формам, система изучения результативности);

2) целостность курса каждого учебного предмета (интеграция вертикальная).

Система развивающего обучения доказала свою эффективность в условиях четырехлетней и трехлетней начальной школы при обучении с 7 лет, а также в настоящее время при обучении детей в четырехлетней школе с 6 лет. Массовое использование системы в практике современной школы доказывает ее универсальность и высокую эффективность в любых условиях реализации. Эта

система дает учителю теорию и методику развития личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей.

Особо подчеркиваем органичное сочетание в содержании образования теоретических знаний и знаний эмпирических. В каком соотношении и в каких взаимосвязях должны быть представлены те и другие, зависит от своеобразия каждого учебного предмета, раздела в учебном предмете, этапа обучения (учебный год, тема, параграф, урок), а также от особенностей обучающихся. Воспитание человека, соответствующего современным требованиям общества, возможно только в том случае, если, по известному высказыванию Л.С. Выготского, обучение будет забегать вперед развития ребенка, то есть будет осуществляться в зоне ближайшего развития, а не на актуальном, уже достигнутом уровне развития ребенка. Это базовое для современной школы психологическое положение осмыслено Л.В. Занковым как дидактический принцип: «обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности». Но обязательным условием правильной реализации данного принципа является знание особенностей воспитанников, знание актуального уровня их развития. Постоянное изучение ребенка, начиная с его поступления в школу, позволяет достаточно точно обозначить предельный для каждого ученика уровень трудности предлагаемого содержания и методов его усвоения.

Таким образом, освоение основного, базового содержания, обозначенного в Государственных стандартах, осуществляется системно:

1) пропедевтическое изучение будущего программного материала, сущностно связанного с актуальным содержанием дляданного года обучения;

2) материал, расширяющий и углубляющий обязательное для усвоения содержание;

3) материал, направленный на расширение кругозора учеников в данной образовательной области, на осознание обязательного содержания, закладывающий фундамент успешного обучения в основной школе.

Новизна содержания или учебной ситуации является обязательным условием организации процесса развивающего обучения.

Следующая особенность обучающихся в начальных классах прямо связана с предыдущими: у младшеклассника мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение) наиболее продуктивно осуществляются на нагляднодейственном, нагляднообразном и в какой-то мере словеснообразном уровнях.

Именно эти уровни мышления должны стать ступенькой к словеснологическому мышлению. Мы говорим не о последовательной, а о параллельной работе на всех четырех уровнях осуществления мыслительной деятельности с учетом достижений ребенка. Наибольшими возможностями для дальнейшего совершенствования нагляднодейственного уровня мышления обладают ручное творчество, физическое воспитание, непосредственное познание окружающего мира. Развитию нагляднобразного, словеснообразного и словеснологического мышления могут способствовать все школьные учебные предметы.

Еще раз подчеркнем, что успешность в формировании у детей знаний, умений и навыков прямо зависит от уровня их общего раз вития, в том числе и от уровня развития предпосылок к той или иной учебной деятельности. Знание особенностей обучающихся позволяет реализовать в учебниках дидактический принцип «работа над развитием каждого, в том числе и самого слабого ребенка».

Развивающее обучение возможно только при условии постоянного изучения ребенка. В нашем портфеле есть способы диагностики школьной зрелости и система перекрестного изучения результативности обучения и развития школьников. Разработана система развития у детей способности к самоконтролю как ступеньки к развитию такого фундаментального требования к выпускнику школы, каким является способность к саморазвитию: задания, предполагающие самоконтроль, самоанализ своих достижений, включены в рабочие тетради по всем учебным предметам. Это существенное продвижение на пути к безотметочной (качествен

ной) форме изучения результативности обучения.

УМК разработан в соответствии с требованиями современной культурно исторической эпохи, современным знанием о возрастных и индивидуальных особенностях младших школьников.

Комплект обеспечивает:

понимание взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов, явлений, фактов благодаря интегрированному характеру содержания, что выражается в сочетании материала разного уровня обобщения (надпредметного, меж и внутрипредметного), а также в сочетании его теоретической и практической направленности, интеллектуальной и эмоциональной насыщенности;

актуальность, практическую значимость учебного материала для обучающегося;

условия для решения воспитательных задач, социальноличностного, интеллектуального, эстетического развития ребенка, для формирования учебных и универсальных (общеучебных) умений;

активные формы познания, необходимые для решения проблемных, творческих заданий: анализирующее наблюдение, опыты, учебный диалог (обсуждение разных мнений, гипотез) и др.;

возможность проведения исследовательских и проектных работ, развития информационной культуры;

обеспечивает индивидуализацию обучения, которая тесно связана с формированием мотивов деятельности, распространяясь на детей разных типов по характеру познавательной деятельности, эмоционально-коммуникативным особенностям, по гендерным признакам. Индивидуализация реализуется в том числе в трех уровнях содержания: базовом, расширенном и углубленном;

ознакомление с понятиями, необходимыми для дальнейшего образования.



Данный УМК обеспечивает возможность использования в процессе обучения широкого спектра форм обучения: классных и внеклассных, фронтальных, групповых, индивидуальных в соответствии с особенностями учебного предмета, особенностями класса и индивидуальными предпочтениями учеников.

Для изучения результативности освоения учебных программ и разработанных на их основе УМК учителю предлагаются материалы по качественному учету успешности обучения школьников, в том числе и интегрированные проверочные работы.
Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница