Критерии отбора несовершеннолетних в «группу риска»
Основные положения.
«Группу риска» могут составлять учащиеся, особенности поведения которых значительно выходят за границы общепринятых норм и требований и представляют собой потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим его людям, обществу в целом.
Классифицируя ту или иную особенность поведения ученика как отклонение, мы должны учитывать условия, стабильность, частоту его проявления, особенности личности, характер, возраст ученика и многое другое. И только после этого выносить то или иное суждение и определять меру воздействия.
Решение о постановке несовершеннолетнего на внутришкольнй учет («группа риска») принимается исключительно медико-психолого-педагогическим консилиумом.
К р и т е р и и:
1. Неблагополучная семейная ситуация:
– нарушение структуры семьи (неполная, формально полная, где воспитанием занимается один из родителей, появление отчима, мачехи и т. д.);
– ущербность моральной позиции членов семьи (частые ссоры, конфликты, отрицание самооценки ребенка и т. д.);
– низкий социально-культурный уровень семьи;
– недостаточность и искаженность педагогических знаний родителей (например, атмосфера безнаказанности, потребительское воспитание и др.);
– нарушение эмоционально-психологической общности семьи;
– злоупотребление родителями алкоголем, наркотиками и др.;
– «опекаемые» дети;
– малообеспеченные многодетные семьи;
и другое.
2. Отставание в физическом и(или) умственном развитии (включая различного рода недостатки):
– «отягощенный» анамнез (наличие хронических заболеваний соматического и нервно-психического генезиса);
– слабая успеваемость (полуграмотность или «функциональная
неграмотность», когда, например, ребенок знает буквы, но не умеет правильно воспринять написанное);
– «отчуждение» от учебного коллектива, утрата интереса к учебе;
и другое.
3. Нарушения в эмоцонально-волевой сфере:
– несдержанность, грубость, лживость, лицемерие, отсутствие необходимого уровня самокритичности;
– эмоциональная неуравновешенность, дерзость, трусость, озлобленность, вызывающее поведение, демонстративное поведение;
– вредительство, мстительность, оскорбления;
– раздражительность, частые вспышки агрессивности и жестокости, хулиганство;
и другое.
4. Совершение действий корыстной ориентации:
– мелкие правонарушения;
– поступки, связанные со стремлением получить материальную выгоду (воровство, спекуляция, мошенничество);
и другое.
5. Проблемы в общении со сверстниками:
– неблагополучная, неформальная референтная группа;
– отверженность ребенка детским коллективом;
– частые ссоры и драки со сверстниками;
– участие в неформальных объединениях анти- и асоциального характера.
6. Употребление психоактивных веществ:
– токсикомания;
– склонность к алкоголизму, наркомании, в том числе к приему лекарственных средств, содержащих психоактивные вещества.
7. Особенности полового развития:
– повышенная сексуальность;
– ранняя половая жизнь;
и другое.
8. Склонность к бродяжничеству:
– побеги из дома;
– частые беспричинные пропуски уроков.
Поделитесь с Вашими друзьями: |