Основные подходы и теории стресса. Стрессорные реакции. Понятие стрессоустойчивости



Скачать 138,93 Kb.
Дата15.02.2016
Размер138,93 Kb.
Преподаватель:

Кандидат психол. наук, доцент кафедры психологии,

Кузнецова Елена Владимировна
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ»

Для студентов 1 курса ФП
Практическое занятие № 1.

Тема: Основные подходы и теории стресса. Стрессорные реакции. Понятие стрессоустойчивости.


  1. Многозначность определения понятия «стресс». Взаимосвязь термина «стресс» с другими понятиями, характеризующими эмоциональные состояния: «тревога», «фрустрация», «психическое напряжение» и др.

  2. Понятие общего адаптационного синдрома, введённого Г. Селье. «Триада признаков» стресса по Г.Селье, физиологические механизмы возникновения. Эустресс и дистресс в концепции Г. Селье. Факторы, способствующие переходу стресса в эустресс, стресса в дистресс. Наиболее спорные моменты концепции стресса Г. Селье.

  3. Современные психологические подходы к изучению стресса:

  • экологический (В. Касл, П. Варра),

  • транзактный (Т.Кокс, С. Хобфолл, Л. Лазарус),

  • регуляторный (Д. Бродбент, А.Б. Леонова; В.И. Медведев).

  1. Характеристика основных видов стресса (физиологический, психологический, эмоциональный, информационный, организационный). Психологический подход Л. Лазаруса в понимании психологического и физиологического стресса.

  2. Понятие «стрессора». Классификация факторов, вызывающих стресс (микрострессоры, макрострессоры, критические события, хронические стрессоры). Степень подконтрольности стрессора.

  3. Понятие стрессоустойчивости личности. Патофизиологические механизмы, лежащие в основе различной стрессорной устойчивости.

  4. Социально-психологические ресурсы стрессоустойчивости и возможности ее формирования.


Литература:

  1. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. – СПб.: Речь, 2004. – 166 с.

  2. Бодров В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2000. – 352 с.

  3. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Наука, 1983. – 368 с.

  4. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. – М.: Академический проект, 2009. – 943 с.

  5. Кокс Т. Стресс. – М.: Медицина, 1981.

  6. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. — М.: Медгиз, 1960. – 255 с.

  7. Селье Г. Психофизиология стресса. М., 1991.

  8. Селье Г. Стресс без дистресса. - М: Прогресс, 1979. — 123 с.

  9. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб. Питер, 2006. – 256 с.

  10. Щербатых Ю.В. Психология стресса. - М.: Академия, 2005. - 250с.



Частично-поисковые задания

Привести аргументированные опровержения или подтверждения нижеследующим распространённым представлениям о стрессе.



1) «Только слабые люди страдают от стресс».

2) «Человек не несёт ответственности за стресс в своей жизни. Стресс в современное время неизбежен, все люди являются его жертвами».

3) «Связанные со стрессом симптомы и психосоматические заболевания не могут причинить человеку реального вреда, поскольку все они существуют только в его воображении».

4) «Все люди реагируют на стресс одинаково».

5) «Человек всегда знает, когда испытывает чрезмерный стресс».

6) «В состоянии чрезмерного стресса, всё, что должен сделать человек, - это сесть и расслабиться».
Практическое занятие № 2.

Тема: Формы и динамика развития стрессовых состояний

  1. Формы проявления стресса (физиологический, когнитивный, поведенческий, эмоциональный уровень).

  2. Фазы развития стресса.

  3. Кризисные ранги стресса (ступенчатые изменения проявлений стресса) при чрезмерном нарастании экстремальных воздействий Л.А.Китаев-Смык (Л.А. Китаев-Смык Психология стресса. Психологическая антропология стресса. – М.: Академический проект, 2009. – 943 с.).

  4. Концепция адекватности реагирования на экстремальное воздействие, состояния адекватной мобилизации и динамического рассогласования (В.И.Медведев).

  5. Структурно-системное описание стрессовых состояний, субсиндромы стресса (М.Франкенхойзер, Л.А.Китаев-Смык).

  6. Объективные и субъективные оценки уровня стресса. Факторы, влияющие на развитие стресса.


Литература

  1. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. – СПб.: Речь, 2004. – 166 с.

  2. Исаев Д. Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. — СПб.: Речь, 2005. — 400 с.

  3. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. – М.: Академический проект, 2009. – 943 с.

  4. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб. Питер, 2006. – 256 с.

  5. Щербатых Ю.В. Психология стресса. - М.: Академия, 2005. - 250с.


Практическое занятие № 3.

Тема: Психологический стресс

  1. Понятие психологического стресса. Теории и модели психологического стресса (Р. Лазарус, С. Хобфолл).

  2. Объективные причины возникновения психологического стресса (условия жизни и работы, экономические факторы и др.).

  3. Субъективные причины возникновения психологического стресса (личностные особенности, когнитивный диссонанс, невозможность реализации актуальных потребностей и др.).

  4. Субъективные факторы, способствующие усилению/уменьшению интенсивности психологического стресса.

  5. Эмоциональный и информационный стрессы как разновидность психологического стресса (определение, причины возникновения, особенности).

  6. Роль личностных особенностей в развитии психологического стресса.

  7. Гендерные особенности развития стрессовых состояний.

  8. Стратегии и стили преодоления психологического стресса:

  • механизмы психологических защит и их классификация;

  • стратегии преодоления стресса (копинг-механизмы). Индивидуальные стили «совладающего поведения» (модель С. Хобфолла). Возможности целенаправленного формирования адекватных стратегий преодоления стресса.

  • эффективность совладающего со стрессом поведения: кратковременные и долговременные последствия

Заполнить таблицу: «Особенности психологического стресса».



Параметры

Характеристика (описание, пояснение)

Причины психологического стресса




Характер опасности




На что направлено действие стрессора




Наличие реальной угрозы жизни или здоровью




Характер эмоциональных переживаний




Временные границы предмета стресса




Влияние личностных качеств




Примеры





Литература:

  1. Абабков, В.А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии / В.А. Абабков, М. Перре. – СПб.: Речь, 2004. – 166с.

  2. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М.: ПЕР СЭ , 2006. – 528 с.

  3. Бодров В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2000. – 352.

  4. Бодров, В.А. Проблема преодоления стресса. Ч.1: «Coping stress» и теоретические подходы к его изучению / В.А. Бодров // Психологический журнал. – 2006. – Т.27, №1. – С.122-133.

  5. Бодров, В.А. Проблема преодоления стресса. Ч.2: процессы и ресурсы преодоления стресса / В.А. Бодров // Психологический журнал. – 2006. – Т.27, №2. – С.113-123

  6. Габдреева, Г. Ш. Психологическая защита личности в хроничсеких стрессовых ситуациях / Г. Ш. Габдреева // Ученые записки Казанского государственного университета. Сер. Гуманит. науки. – 2007. – №1. – С. 84-94

  7. Исаев Д. Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. — СПб.: Речь, 2005. — 400 с.

  8. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб. Питер, 2006. – 256 с.

  9. Киршбаум, Э.И. Психологическая защита/ Э.И. Киршбаум, А.И. Еремеева. – М.: Смысл; СПб.: Питер, 2005. – 176с.

  10. Никольская, Н.М. Психологическая защита у детей / Н. М. Никольская, Р. М. Грановская. – Спб.: Речь, 2001. – 507 с.

  11. Постылякова, Ю.В. Ресурсы совладания со стрессом в разных видах профессиональной деятельности / Ю.В. Постылякова // Психологический журнал. – 2005. – Т.26, №6. – С.35-43

Практическое занятие № 4.

Тема: Профессиональный стресс

  1. Феноменология профессионального стресса. Виды и специфика стрессов, возникающих в процессе трудовой деятельности (рабочий, профессиональный, организационный).

  2. Теории и модели профессионального стресса.

  3. Основные источники (причины) развития профессионального стресса (В. Зигерт, Л. Ланг, Е. С. Кузьмин, В. Дибшлаг).

  4. Стресс и профессиональное развитие (кризисы профессионального развития как факторы стресса).

  5. Новые информационные технологии и организационные источники стресса.

  6. Синдром эмоционального выгорания как результат профессионального стресса:

  • понятие синдрома эмоционального выгорания в современной психологии, основные составляющие синдрома профессионального выгорания;

  • факторы риска профессионального выгорания;

  • симптомы профессионального выгорания;

  • возможности профилактики и диагностики синдрома эмоционального выгорания.

Задания для самостоятельной работы


  1. Разработайте конспект выступления на педагогическом совете на тему «Профессиональный стресс педагога».

  2. Разработайте план мероприятий по профилактике стресса в педагогической деятельности.

  3. Составьте рекомендации для педагогов по профилактике профессионального стресса.

  4. Составьте рекомендации для педагогов по повышению профессиональной стрессоустойчивости.

  5. Составьте рекомендации для администрации школы по профилактике стресса в педагогической деятельности.


Литература:

  1. Бодров В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2000. – 352.

  2. Бодров В. А. Развитие учения о профессиональном утомлении человека. Ч.3: Механизмы регуляции состояния профессионального утомления / В. А. Бодров // Психологический журнал. - 2010. - Т. 31, N 5.

  3. Бодров В.А. Развитие учения о профессиональном утомлении человека. Ч. 3: Механизмы регуляции состояния профессионального утомления / В. А. Бодров // Психологический журнал. - 2010. - Т. 31, N 5. - С. 89-99.

  4. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика.- СПб., 2005. – 336 с.

  5. Дружинин В.Н. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. – 656 с.

  6. Исаев Д. Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. — СПб.: Речь, 2005. — 400 с.

  7. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы: Хрестоматия. М.: Родикс, 1995. 448 с.

  8. Леонова А., Мотовилина И. Профессиональный стресс в процессе организационных изменений // Психологический журнал. - 2004. - № 2. -С.79-92.

  9. Черепанова Е. М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку. Книга для школьных психологов, родителей и учителей — 2-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 96 с.

  10. Щербатых Ю.В. Психология стресса. - М.: Академия, 2005. - 250с. 


Практическое занятие № 5.

Тема: Стресс и психологическое здоровье

  1. Стресс и адаптация. Уровни адаптации и формы проявлений дезадаптации на личностном и поведенческом уровнях.

  2. Понятие психического здоровья. Стресс и здоровье человека.

  3. Понятие профессионального здоровья. Проблемы сохранения профессионального здоровья человека.

  4. Стресс и пограничные состояния.

  5. Болезни «стрессовой этиологии» и формы личностной дезадаптации.

  6. Стресс и суицидальное поведение. Виды суицидального поведения.

  7. Критерии оценки негативных последствий стресса на индивидуальном и популяционном уровне.

  8. Возрастная специфика стресса. Возрастной кризис как фактор стресса.

  9. Стрессы в детском возрасте. Ситуации повышенного риска, предрасполагающие к возникновению психологического стресса у детей раннего, дошкольного, младшего школьного возраста, подростничества. Стресс в ситуации профессионального самоопределения и становления.

  10. Детско-родительские конфликты как причина стресса.

Школа и стресс.

  1. Экзаменационный стресс.

  2. Стресс и его преодоление в период взрослости.

  3. Стресс в постпенсионном возрасте.


Литература:

  1. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М.: ПЕР СЭ , 2006. – 528 с.

  2. Исаев Д. Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. — СПб.: Речь, 2005. — 400 с.

  3. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Наука, 1983. – 368 с.

  4. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. – М.: Академический проект, 2009. – 943 с.

  5. Колесникова, Т.И. Психологический мир личности и его безопасность /Т.И. Колесникова. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 176с.

  6. Митина Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: учеб пособие для студ. высш. пед. заведений. – М., 2005.

  7. Митина, Л. М. Профессиональное развитие и здоровье педагога: проблемы и пути решения // Вестник образования России. - 2005. - N 7.

  8. Нартова-Бочавер С.К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.

  9. Никифоров Г.С. Психология здоровья. Учебное пособие. – СПб., 2002.

  10. Серых А.Б. Стресс у детей: причины, диагностика, помощь // Преподаватель ХХI век, № 3, 2004, с.33-38.

  11. Школьный стресс: причины, последствия, профилактика / М.И. Степанова // Вестник образования России. – 2005. - № 10. – с. 62-66.


Практическое занятие № 6.

Тема: Травматический стресс и посттравматическое стрессовое расстройство

  1. Сущность понятия «чрезвычайная (экстремальная) ситуация».

  2. Этапы психической адаптации и дезадаптации в изменённых условиях существования.

  3. Понятие травматического стресса, фазы развития, психологические последствия.

  4. Типы травматических ситуаций (И.Г. Малкина-Пых, Д.Н. Исаев).

  5. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР): определение, виды (острое, хроническое, отсроченное).

  6. Клинические симптомы ПТСР.

  7. Типы ПТСР (картина личности: тревожный, астенический, дисфорический, соматоформный).

  8. Цель и задачи экстренной психологической помощи. Основные направления работы.

  9. Техники экстренной психологической помощи в очаге экстремальной ситуации.


Задания для самостоятельной работы по разделу

Репродуктивные задания

1. Законспектировать:

1) Характеристика стадий в динамике состояния людей, переживших психотравмирующие ситуации (в классификации М.М. Решетникова).



Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с.

Частично-поисковые задания

1) Перечислить и объяснить отличительные черты работы психолога в экстремальных условиях от обычной ситуации психологической помощи клиенту (клиентам).



Подготовить доклад по теме (на выбор)

1) Влияние экстремальных ситуаций на психическое и соматическое благополучие личности.

2) Принципы оказания психологической помощи людям, перенесшим психологическую травму в результате влияния экстремальных ситуаций.
Литература:


  1. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. – СПб.: Речь, 2004. – 166 с.

  2. Бадхен А.А. Методическое пособие по работе с посттравматическим стрессовым расстройством. Сост. Т.И. Михайлова, М.М. Певзнер. СПб., ин-т ГАРМОНИЯ, 2001 г.

  3. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса // Психологический журнал. - 2006. - № 2. -С.113-123.

  4. Исаев Д. Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. — СПб.: Речь, 2005. — 400 с.

  5. Калмыкова Е.С. , Е.А. Миско, Тарабрина Н.В. Особенности психотерапии посттравматического стресса // Психологический журнал, 2001. Т. 22, № 4, с. 70-80.

  6. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с.

  7. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т.22 № 1.

  8. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок. Минск.: Харвест, 1999 г.

  9. Сельченок К. В. Психология экстремальных ситуаций. Минск.: Харвест, 2002. – 480 с.

  10. Черепанова Е. М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку. Книга для школьных психологов, родителей и учителей — 2-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 96 с.

  11. Нttp://www.balti.iatp.md/reicu/ESE2/

  12. http://www.koob.ru/selchenok/xs_14

Практическое занятие № 7.

Тема: Методы профилактики и коррекции стресса



        1. Общая классификация методов профилактики и коррекции стресса.

        2. Основы профилактической работы со стрессом и стрессовыми состояниями.

        3. Методы преодоления стресса, способы саморегуляции стрессовых состояний.

        4. Техники преодоления последствий стресса


Литература:

              1. Азарных Т.Д., Тыртышников И.М. Психическое здоровье. Учеб.пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. – 112 с.

              2. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Ч. 2: Стратегии и стили преодоления стресса / В. А. Бодров// Психологический журнал. - 2006. - Т. 27, N 3. - С. 106-116.

              3. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Ч. 3: Процессы и ресурсы преодоления стресса / В.А. Бодров // Психологический журнал. – 2006. – Т.27, № 2. – С. 113-123.

              4. Бодров В.А.   Система психической регуляции стрессоустойчивости человека-оператора // Психологический журнал. - 2000.-Т.21, № 4.-С.32-40.

              5. Постылякова Ю. Ресурсы совладания со стрессом в разных видах профессиональной деятельности // Психологический журнал. - 2005. -№6.

              6. Монина Г.Б. Раннала Н.В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». – СПб.: Речь, 2009. – 250 с.

              7. Рутман Э.М. Как преодолеть стресс. – М.: ТОО «ТП», В.Секачев, 1998 г. – 160 с.

              8. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб. Питер, 2006. – 256 с.

Каталог: sys -> files -> content attach
content attach -> Темы контрольных работ по дисциплине «технология социальной работы»
content attach -> Занятие № Тема. Психологическая характеристика общения как многопланового процесса виды общения
content attach -> Основные теории мотивации потребностей
content attach -> Закономерности и динамика психического развития и формирования личности в онтогенезе
content attach -> Программа психолого-педагогической практики студентов факультетов высшего сестринского образования для специальности
content attach -> Занятие № Основные подходы в семейном консультировании Форма семинара: свободная дискуссия
content attach -> Группы III по своим показателям, а младенцы из группы I по боль шинству показателей значительно отстали от них
content attach -> №5. Эмоциональные психические процессы. Эмоции и чувства
content attach -> Лекция №1. Методика преподавания литературы как научная


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница