Основные направления информатизации гимназии 42 Г. Барнаула муратов А. Ю



Скачать 116.87 Kb.
Дата21.04.2016
Размер116.87 Kb.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГИМНАЗИИ 42 Г. БАРНАУЛА

Муратов А.Ю.

Гимназия 42 г. Барнаула

amur@s42.dcn-asu.ru

33-95-16
В настоящее время гимназия 42 является одним из ведущих образовательных учреждений Алтайского края, одним из лидеров в области использования современных компьютерных технологий в педагогическом процессе. Высокое качество образования, которое получают учащиеся в гимназии 42, подтверждается включением гимназии в число 100 лучших школ России в 2000 году, а также победами учеников и учителей гимназии в конкурсах и олимпиадах различного уровня от районного до международного. Педагогический коллектив гимназии достиг таких значительных успехов во многом благодаря внедрению современных компьютерных технологий в учебно-воспитательный процесс. Использование новых информационных технологий не ограничивается обучением информатике, а проникает во все сферы жизни гимназии. Очень важно, что педагоги гимназии постепенно осознают необходимость применения информационных технологий в своей работе. Рассмотрим основные этапы процесса информатизации гимназии.

Гимназия 42 имеет давние и прочные традиции по использованию компьютерных технологий в педагогическом процессе. Ещё в далёком 1972 году в школе 42 была установлена первая в Алтайском крае ЭВМ «Мир-1», а в обучение введен курс программирования. С этого времени обучение информатике стало одним из приоритетных направлений в обучении учащихся школы. В течение последующих 20 лет в школе успешно развивалась и совершенствовалась методика обучения информатике, учащиеся школы показывали высокие результаты на олимпиадах различного уровня.

Когда в 1991 году школе был присвоен статус гимназии, целевые ориентиры и принципы которой определены в концепции развития школы, как гимназии информационной культуры, процесс информатизация теперь уже гимназии 42 поднялся на качественно более высокий уровень. Ведущим принципом обучения и воспитания был провозглашён принцип формирования информационной культуры. Это потребовало от педагогического коллектива гимназии разработать и реализовать новую для того времени концепцию формирования личности, личности с высокой информационной культурой. Это требование было определено самим обществом и его потребностями в человеке, способном жить и работать в новом типе общества, а именно обществе информационном.

Следующий этап в процессе информатизации гимназии был отмечен открытием в 1998 году Интернет Центра. Уникальный для того времени, он стал действительно центром популяризации новых информационных технологии среди учащихся и учителей. На базе Интернет Центра стали проводиться различные мероприятия как в рамках обучения школьным дисциплинам, так и с целью дополнительного просвещения учеников и педагогов относительно информационных компьютерных технологий. Интернет уроки, международные телекоммуникационные проекты, уроки с использованием мультимедийных средств, компьютерное тестирование, кружки по программированию и веб-дизайну, дистанционные олимпиады, издание методических пособий, семинары для учителей и других работников образования, создание веб-сайтов и компьютерных программ для нужд гимназии – всё это стало реальным в после открытия Интернет Центра. Необходимо отметить, что наиболее благотворное влияние открытие Интернет Центра оказало на вовлечение учителей в процесс использования компьютерных технологий в обучении и воспитании. В настоящее время Интернет Центр является техническим и методическим центром гимназии, в котором учителя могут получить консультации по вопросам использования компьютерных технологий, организовать уроки и проекты с использованием информационных технологий, овладеть основами работы на компьютере и сети Интернет. Учащиеся гимназии имеют возможность постоянного доступа к глобальным ресурсам Интернет, обучения в клубах и кружках дополнительного образования.
Рассмотрим основные характеристики современного общества, понимание которых необходимо для раскрытия концепции и принципов информатизации гимназии 42.

Современное общество характеризуется многими современными учёными как «постиндустриальное» (Д. Белл), или «информационное» (Н.Н. Моисеев, Э. Тоффлер). Для такого общества характерны рост научных знаний и объёма информации, интенсификация общения, а также особая роль компьютерной техники и компьютерных телекоммуникаций.

По мнению известного американского социолога Элвина Тоффлера сейчас cоздаётся так называемая новая «инфосфера», где главную роль начинает играть компьютер, который призван решить многие проблемы информационного общества. По мнению Э. Тоффлера «компьютер – это единственное средство против разрозненной культуры информации» /1, 284/. Новое информационное общество требует людей нового типа, которые не столько будут выполнять какие-либо функции, сколько действовать в соответствии с требованиями ситуации. В книге «Футурошок» Тоффлер пишет: «Технология завтрашнего дня потребует не (…), но людей, которые могут принимать критические решения, которые могут находить свой путь в новом окружении, которые достаточно быстро устанавливают новые отношения в быстро меняющейся реальности» /2, 328/. В таких условиях перед образованием стоит задача воспитать новый тип личности, который сможет успешно решать проблемы информационного общества.

Создатель теории постиндустриального общества Д. Белл отводит информации ключевую роль в формировании нового типа взаимоотношений между людьми. Он даже определяет постиндустриальное общество как «… образ жизни, который всё больше сводится к взаимодействию людей друг с другом» /4, CX/. На взгляд учёного основными чертами информационного общества являются развитие компьютерных технологий и телекоммуникаций, единая массовая культура, главная роль английского языка как средства международного общения, а также рост общения между людьми.

Академик Н.Н Моисеев считает информационное общество, управляемое так называемым «Коллективным Разумом», средством выхода человеческой цивилизации из глобального кризиса. Информационное общество рассматривается Н.Н. Моисеевым как новая форма социальных отношений в планетарном масштабе. «Коллективный интеллект – это система, объединяющая людей информационными связями, благодаря которым им становятся доступными общие знания, общее понимание ситуации. В результате неизбежно возникает единое видение происходящего как основа для общих решений и действий» /3, 88/.

Средством формирования глобальной информационной системы или по терминологии академика Моисеева «Коллективного Разума» может стать компьютерная сеть Интернет, предоставляющая людям всего мира возможность общаться, обмениваться информацией и понимать друг друга.

Таким образом, если целью любой воспитательной системы является формирование гармонично развитой личности, то в современных условиях целью школы является формирование личности информационной, тот есть способной по не только и не столько выполнять свои функции, сколько по перефразированному выражению Э. Тоффлера принимать критические решения и устанавливать новые отношения в быстро меняющейся реальности /2, 328/. Какими же знаниями, навыками и умениями должна обладать личность информационного общества? На наш взгляд – это развитые навыки и умения работы с разными источниками информации, основными из которых является компьютер и Интернет, это умения и навыки общения с представителями иных культурных традиций (в том числе посредством компьютерных телекоммуникаций), это прочные научные знания в различных областях. От учителя в данных условиях требуется построить педагогический процесс в соответствии с потребностями и целями современного общества. Для этого педагогу необходимо самому владеть новыми информационными технологиями и использовать их в обучении своему предмету.
Исходя из сформулированных целей и задач современной школы в условиях информационного общества, в гимназии 42 определены и реализуются основные направления информатизации учебно-воспитательного процесса:


  1. Обучение учащихся гимназии информатике как науке и обучение работе на компьютере и в сети Интернет.

  2. Обучение учителей навыками использования новых информационных технологий в педагогическом процессе и основам работы на компьютере и в Сети Интернет.

  3. Развитие программного обеспечения гимназии.

  4. Развитие образовательных веб-ресурсов.

  5. Формирование единой компьютерной сети гимназии.

  6. Развитие электронной медиатеки на базе библиотеки гимназии.

  7. Организация кружков и клубов для учащихся с целью овладения современными компьютерными технологиями.

  8. Организация дистанционных олимпиад и конкурсов для учащихся гимназии и Железнодорожного района на базе Интренет-Центра гимназии.

Рассмотрим указанные направления информатизации гимназии подробно.

В настоящее время обучение школьников предмету «информатика» складывается из двух направлений. Во-первых, это обучение основам информатики как науки, т.е. обучение основам программирования, принципам устройства и работы компьютеров и т.д. Во-вторых, это обучение навыкам и умениям работы в популярных текстовых и графических программах. И первое, и второе позволяет подготовить гимназистов к использованию компьютерной техники в своей дальнейшей жизни и будущей профессии. Благодаря хорошей базовой подготовке по информатике выпускники гимназии поступают на специализированные факультеты ВУЗов России, побеждают в олимпиадах по программированию. За период с 2000 года юными программистами гимназии завоёвано 34 диплома на краевых и всероссийских олимпиадах по программированию.

Мы считаем, что современный учитель должен владеть компьютерными технологиями и использовать их в своей преподавательской деятельности. Для достижения этой цели в гимназии организуются курсы по обучению учителей навыкам использования новых информационных технологий в педагогическом процессе и основам работы на компьютере и в сети Интернет. Ежегодно учителя проходят подготовку по этим направлениям. В 2001-2002 гг. 30 учителей гимназии обучались на курсе «Основы работы на компьютере и в сети Интернет». С начала 2003 года в Интернет Центре гимназии действует курс для педагогов «Информационные технологии в современной школе». На занятиях учителя знакомятся с основными направлениями использования Интернет и мультимедийных технологий в обучении и воспитании, овладевают практическими навыками работы на компьютере и в сети Интернет, учатся практически применять информационные технологии в своей работе. В конце курса каждый учитель должен будет создать свой проект или провести урок с применением новых информационных технологий. В настоящее время 10% учителей гимназии регулярно используют компьютерные технологии в работе. Например, учитель английского языка Сабельникова Р.А. проводит мультимедийные уроки в Интернет Центре. Учитель биологии Татарникова Г.В. организует тестирование своих учеников в сети Интернет. Учитель английского языка Муратов А.Ю. организует международные проекты в сети Интернет и проводит Интернет уроки. В целом, обучение учителей оказывает положительное влияние на мотивацию и интерес всего педагогического коллектива к применению информационных компьютерных технологий.

Одним из важных направлений информатизации гимназии является создание программных продуктов для обеспечения эффективной работы библиотеки. В библиотеке гимназии установлены компьютеры для читателей и библиотекарей. На веб-сайте гимназии работает специальный посвящённый библиотеке раздел, который состоит из следующих подразделов: новинки, каталоги, поиск и читальный зал. Потенциальные читатели библиотеки могут узнать есть ли в библиотеке интересующая их литература или почитать какое-либо произведение с помощью специальной программы, функционирующей на сайте школы. К услугам читателей систематический и алфавитный каталоги, а также так называемый «быстрый поиск» книги или журнала по произвольному параметру. Всё это позволяет оптимизировать работу библиотеки и автоматизировать процесс поиска нужной литературы. Перспективным направлением информатизации гимназии является автоматизация управления гимназией. Потребность в этом уже назрела и в настоящее время программист гимназии работает над проектом автоматизации процесса внутришкольного управления.

Большое внимание в гимназии 42 уделяется созданию и наполнению образовательных веб-ресурсов. В гимназии работают два веб-сайта: локальный, размещённый только на внутришкольном сервере и доступный только из сети гимназии, и глобальный, к которому имеется доступ с любого компьютера, подключённого к Интернет. Локальный сайт фактически является ресурсом Интернет Центра гимназии, где пользователи могут узнать о правилах и расписании работы Центра, задать вопрос администратору сети или узнать о персонале Интернет Центра. Важным элементом сайта являются так называемые «зеркальные веб-ресурсы», наличие которых позволяет воспользоваться лучшими образовательными ресурсами без выхода в глобальную сеть Интернет. В раздел зеркальных веб-ресурсов постоянно добавляются новые сайты, необходимые для организации педагогического процесса. Основной сайт гимназии 42, расположенный на веб-сервере АГУ, доступен всем пользователям Интернет в мире. Основные разделы сайта: о школе, кафедры, проекты учителей и учащихся гимназии, библиотека, домашние странички учеников. В настоящее время приоритетным направлением в развитии школьного сайта является формирование веб-ресурсов для педагогов гимназии. Сейчас разрабатывается раздел под названием «Учительская». Этот раздел будет содержать методические материалы, подготовленные учителями гимназии, фотографии с различных мероприятий. Здесь учителя смогут получить юридические консультации по вопросам оплаты труда, а также получат возможность подсчитать свою зарплату. Для подсчёта зарплаты разработана специальная программа. Ссылки на педагогические веб-ресурсы помогут учителям ориентироваться в сети Интернет.

В настоящий момент все имеющиеся в гимназии компьютеры объединены в единую сеть, причём каждый компьютер имеет выход в глобальную сеть Интернет. Компьютерная сеть гимназии включает 2 класса для занятий по информатике, Интернет Центр, библиотеку, учительскую, музей гимназии, лаборатории кафедр физики и химии, а также приёмную директора. Компьютеризация различных направлений работы гимназии, включая процессы обучения, воспитания, управления и научно-исследовательской деятельности позволяет добиваться хороших результатов по всем указанным направлениям.

Современная школа немыслима без использования в педагогическом процессе мультимедийных технологий. Как и каждая российская школа гимназия 42 получила набор обучающих компакт-дисков по различным предметам общеобразовательного цикла. Этот набор составил основу каталога учебных компакт дисков, который постоянно пополняется новыми обучающими программами. Все желающие могут поработать с дисками в библиотеке или взять их домой на абонемент, а также переписать необходимый компакт-диск. С целью популяризации мультимедийных технологий для учителей гимназии организуются презентации учебных компакт-дисков по предметам. С помощью специального мультимедийного оборудования преподаватели кафедр могут подробно познакомиться с содержанием того или иного диска. В организации подобных презентаций принимают участие не только работники Интернет Центра или библиотеки, но и учителя-предметники. Один из учителей предметной кафедры заранее знакомится с содержанием компакт диска по предмету, а затем высказывает свои комментарии на презентации. К настоящему времени проведены презентации по таким предметам, как английский язык, география, биология, история. Учитель может использовать ту или иную программу в постоянном педагогическом процессе. С этой целью программа устанавливается на компьютеры в Интернет Центре. В 2003 году учитель английского языка Сабельникова Р.А. проводит мультимедийные уроки по курсу «Английский на каждый день».

Организация кружков и клубов для учащихся с целью овладения современными компьютерными технологиями ещё одно важное направление информатизации гимназии 42. В течение последних 3 лет на базе Интернет Центра гимназии работают веб-студия и кружок программирования. Занятия в этих кружках проводятся работниками Интернет Центра. В 2003 году ученики гимназии и других школ Железнодорожного района имеют возможность овладеть основами работы в сети Интернет и навыками работы с электронной почтой. Посетители кружка «Интернет и электронная почта» изучают браузер Microsoft Internet Explorer, почтовую программу The Bat, знакомятся с лучшими образовательными ресурсами Интернет. В настоящее время в гимназии готовится к выпуску электронная молодёжная газета.

В Интернет Центре гимназии 42 проводятся дистанционные олимпиады по различным предметам. В период с 2000 года были организованы дистанционные олимпиады центра дистанционного образования «Эйдос» по математике, физике, биологии, английскому и русскому языкам. В 2000 году учащиеся гимназии принимали участие в международном проекте центра «Эйдос» «Виртуальная открытка». В 2001 году ученик 10 класса гимназии Бочкарёв Алексей занял 1 место в Дистанционной эвристической олимпиаде по английскому языку среди учащихся 10-11 классов (100 участников). В 2002 году эта же олимпиада собрала 16 участников среди учеников гимназии.

Таким образом, информатизация гимназии 42 представляет собой комплексный процесс, который охватывает все направления обучения и воспитания гимназистов, а также сферу внутришкольного управления. Педагогический коллектив гимназии стремится к использованию новых информационных технологий в своей педагогической деятельности. Всё это создаёт предпосылки к повышению эффективности и качества образования в гимназии и делает гимназию 42 одним из ведущих образовательных учреждений России.



Список использованной литературы:

  1. Тоффлер, Элвин. Третья волна. М.: АСТ, 1999.

  2. Тоффлер, Элвин. Футурошок. С-П., 1997.

  3. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М., 1998.

  4. Бэлл, Дэниэл. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999.

Каталог: Journal -> vestnik -> ARHIW -> N1 2003 -> rtf fail
ARHIW -> Мы считаем нужным заострить внимание на ситуации педагогической практики студентов и выделить некоторые особенности формирования рефлексии в этот период
ARHIW -> Концепция летней математической школы при барнаульском государственном педагогическом университете
ARHIW -> Формирование икт-компетентности будущих учителей
ARHIW -> Закономерности воспитания культуры безопасности студентов
ARHIW -> Некоторые факторы негативного развития культуры безопасности студентов
ARHIW -> Особенности психологической готовности учащихся
ARHIW -> Музыкальная культура как средство подготовки подростков к безопасной жизнедеятельности
ARHIW -> Задачный подход к технологии воспитания культуры безопасности студентов
ARHIW -> Межпредметных связей
rtf fail -> Опыт преподавания информатики учителя Свистун И. В


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница