«Основные механизмы социальной перцепции»



Скачать 136.34 Kb.
Дата21.05.2016
Размер136.34 Kb.
ТипРеферат
«Основные механизмы социальной перцепции»

Содержание.

ВВЕДЕНИЕ----------------------------------------------------------------------------------3

Глава I. Понятие социальной перцепции----------------------------------------------8

1.1.Общение: понятие, функции, структура-----------------------------------------10

1.2.Понятие социальной перцепции---------------------------------------------------14

1.3.Восприятие и понимание в процессе общения---------------------------------18

Глава II. Основные механизмы социальной перцепции---------------------------22

2.1.Стереотипизация----------------------------------------------------------------------24

2.2. Идентификация, эмпатия, рефлексия, аттракция------------------------------28

2.3. Каузальная атрибуция---------------------------------------------------------------36

2.4. Факторы ошибки восприятия------------------------------------------------------39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ----------------------------------------------------------------------------41

ЛИТЕРАТУРА-----------------------------------------------------------------------------44

Введение.
Социальная психология является относительно молодой гуманитарной наукой, динамично развивающейся в последнее время. Социально-психологические знания имеют богатейшую и интереснейшую историю и широкое прикладное значение в самых различных областях жизни современного общества.

Социальная психология - это «наука, изучающая механизмы и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включенностью в социальные группы и общности, а также психологические особенности этих групп и общностей» [11]. И первый эмпирический факт, с которым сталкивается эта наука – факт общения и взаимодействия людей.

Категория общение является базовой для социально-психологической теории. Общение – это «форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнёрами и приводящая к возникновению психического контакта» [6, стр.39]. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями. Этот контакт характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь между людьми.

В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание можно истолковывать по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и приятие, разделение этих целей, мотивов, установок, что позволяет не просто согласовывать действия, но и устанавливать особого рода отношения: близости, привязанности, выражающиеся в чувствах дружбы, симпатии, любви.

В социальной психологии общение определяется как «сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера» [9, стр.34].

ГЛАВА I. Cущность социальной перцепции.
Общение – это «процесс установления и развития контактов между людьми» [3, стр.178].

Общение – сложный и весьма многогранный процесс. Так профессор Б.Д. Парыгин отметил, что «этот процесс может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, а как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга» [6, стр.39]. Это определение ориентирует на системное понимание сущности общения, его многофункциональность и деятельностную природу.

В процессе общения происходит обмен информацией, её интерпретация, взаимопонимание, взаимовосприятие, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий и антипатий, психологическое воздействие, осуществление регулирования совместной деятельности и др. Специфика общения состоит в том, что в его процессе происходит взаимораскрытие субъективных миров партнёров. В общении самоопределяются и самопредъявляются.

При исследовании общения выделяется три уровня анализа.



На первом уровне (макроуровне) анализа рассматривается общение индивида с другими людьми как важнейшая сторона его образа жизни. При этом анализируются общественные институты, этнические и семейные традиции и нормы. Этот уровень является основным при изучении направленности деятельности личности, мотивационной сферы и межличностных отношений. Общение здесь выступает как сложная развивающаяся сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами.

Второй уровень анализа (мезоуровень) предполагает изучение отдельных контактов, в которые вступают люди, когда совместно решают ту

    1. Общение: понятие, функции, структура.

Потребность в общении относится к числу основных, базовых потребностей человека. Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта. Психологический смысл общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого человека и происходит изменение чувств, поведения взаимодействующих людей. Исходя из этого можно дать такое определение общения. Общение - это «социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях передачи общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности» [2, стр.148].

Общение – это «форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнёрами и приводящая к возникновению психического контакта» [6, стр.39]. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями. Он характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь между людьми.

Рассмотрение понятия общение имеет различные трактовки самого понятия «общения». Так, А.С. Золотнякова понимала общение как «социально- и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются не только личностные отношения, но и установки на социальные нормы». Т.е. она видела общение как процесс передачи нормативных ценностей и подавала общение как «социальный процесс, через который общество влияет на индивида» [6, стр.40].

А.А. Бодалёв предлагает рассматривать общение как «взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми» [6, стр.40].

Существует масса трактовок сущности понятия общения. Мы их конечно все рассматривать и раскрывать не будем. Но остановим внимание



1.2. Понятие социальной перцепции.
В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Однако имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

Весьма часто восприятие человека человеком обозначают как социальная перцепция. Термин «"социальная перцепция" впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г.» [1, стр.117]. Социальной перцепцией стали называть «процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности» [1, стр.117].

Многие исследователи предпочитают в этом случае обратиться к французскому выражению «connaissanse d'autrui», что означает не столько восприятие другого, сколько познание другого. В отечественной литературе также весьма часто в качестве синонима «восприятие другого человека» употребляется выражение «познание другого человека» [1, стр.119].

Н.Р. Битянова определяет социальную перцепцию как «восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков» [10]. Социальную перцепцию нельзя рассматривать как чисто рациональный акт запечатления внешних свойств воспринимаемого человека. В ней обязательно присутствуют и оценка другого, и формирование отношения к нему в эмоциональном и поведенческом плане. В целом в ходе социальной перцепции осуществляется: эмоциональная оценка



1.3. Восприятие и понимание в процессе общения.
Восприятие в социальной психологии рассматривается как «формирование целостного образа партнёра по общению на основе оценки его внешнего вида, поведения и его (партнёра по общению) понимание» [2, стр.151]. При этом понимание рассматривается с двух сторон:

  • как отражение в сознании партнёров по общению целей, мотивов, установок друг друга;

  • как принятие этих целей, позволяющее установить взаимоотношения.

Поэтому в общении целесообразно говорить не о социальной перцепции вообще, а о межличностной перцепции, или межличностном восприятии.

В качестве субъекта и объекта восприятия могут выступать не только отдельные личности, но и целые группы людей. При восприятии людьми друг друга можно выделить несколько возможных ситуаций:



  1. «Я – Он» - восприятие одним индивидом другого как отдельной личности;

  2. «Я – Они» - восприятие индивидом группы как единого целого;

  3. «Мы – Они» - восприятие одной группой другой группы;

  4. «Мы – Он» - восприятие группой индивида [2, стр.151].

При формировании образа партнёра человек зачастую сталкивается с неким количеством фрагментарной информации о нём и оценивает её с учётом многих психологических и эмоциональных факторов. Вполне вероятно, что он примет во внимание только те сведения, которые соответствуют его представлениям и лучше всего подходят для его целей.

Кроме недостатка информации и его пристрастного отбора процесс восприятия искажают также ошибочные заключения. Когда информации мало, человек строит свои выводы о собеседнике на основе того немногого, что успел узнать, а когда его представление сформировано, он пренебрегает полученными позже дополнительными сведениями.


Глава II. Основные механизмы социальной перцепции.
Под восприятием в социальной психологии понимают целостный образ другого человека (партнёра по общению), формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения. На основе внешней стороны поведения, по словам С.Л. Рубинштейна мы «словно читаем другого человека, расшифровываем значение его внешних данных» [5, стр.21]. В ходе познания одновременно осуществляются эмоциональная оценка собеседника и попытка понять его поведение, а также основанные на этом стратегии изменения его поведения и формирование своего собственного поведения.

Поясним сказанное на примере. Человек, стоящий поздним вечером на автобусной остановке, замечает приближающегося пешехода. Тот одет в темную одежду, держит руки в карманах и двигается быстрой, решительной походкой. Если стоящий на остановке человек спокоен и уверен в себе, он может подумать приблизительно так: «Этот человек, видимо, замерз и очень спешит. Наверное, опаздывает домой или на свидание. Сейчас он спокойно пройдет мимо». Подумав подобным образом, наблюдатель спокойно продолжит свое ожидание. Если же человек на остановке встревожен или мнителен, он может рассудить по-другому: «Почему у него руки в карманах? Как он быстро надвигается на меня! У него может быть худое на уме. Вид больно подозрительный...» Подумав таким образом, человек скроется в тень («от греха подальше»).

Процесс социальной перцепции представляет собой деятельность его субъекта (наблюдателя) по оценке внешнего вида, психологических особенностей и поступков наблюдаемого лица, в результате которого у него складывается конкретное отношение к наблюдаемому и формируется определённые представления о возможном его поведении. В зависимости от этих представлений сам наблюдатель прогнозирует и строит свои отношения и поведение в общении.

2.1. Стереотипизация.
Социальный стереотип (от греч. stereos – твёрдый и tupos – отпечаток) – это «относительно устойчивый, упрощённый образ социального объекта, в качестве которого может выступать группа, человек, явление» [9, стр.44]. Т.е. можем сказать, что стереотип — это устойчивый образ или устойчивое представление о каких-либо явлениях, людях, событиях, свойственное представителям той или иной социальной группы.

Впервые термин «социальный стереотип» был введен У. Липпманом в 1922 г. [1, стр.128]. В более же широком смысле слова стереотип — это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным сокращением при взаимодействии с этим явлением. Стереотипы в общении, возникающие, в частности, при познании людьми друг друга, имеют и специфическое происхождение, и специфический смысл. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Очень часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например принадлежности его к какой-то профессии. Тогда ярко выраженные профессиональные черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии рассматриваются как черты, присущие всякому представителю этой профессии («все учительницы назидательны», «все бухгалтеры — педанты» и т.д.). Здесь проявляется тенденция извлекать смысл из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не смущаясь его ограниченностью.

Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. С одной стороны к определенному упрощению процесса познания другого человека; в этом случае стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не происходит сдвига в сторону его эмоционального принятия или

2.2. Идентификация, эмпатия, рефлексия, аттракция.
Как мы отметили выше, что к механизмам познания и понимания относятся, прежде всего, идентификация, эмпатия, рефлексия и аттракция. Рассмотрим их.

Идентификация (от лат. Identifigare — отождествлять), т.е. уподобление себя другому. В социальной психологии идентификация рассматривается как «важнейший механизм социализации, проявляющийся в принятии индивидом социальной роли при вхождении в группу, в осознании им групповой принадлежности» [9, стр.46].

Через идентификацию дети усваивают нормы поведения, эмоциональные состояния, мораль значимых окружающих, используя их в качестве эталона. Важной особенностью этого процесса является то, что на первых порах он происходит независимо от сознания ребёнка и не контролируется в полной мере родителями и воспитателями.

Это попытка понять состояние, настроение человека, его отношение к миру и себе, поставив себя на его место, слившись с его «Я». При этом неизбежен пусть временный, но отказ от собственного «Я». При идентификации с другим человеком усваиваются его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки. Человек ведет себя так, как, по его мнению, строил бы в данной ситуации свое поведение этот человек. Идентификация имеет особое личностное значение на определенном этапе развития, чаще всего в старшем подростковом или юношеском возрасте, когда она во многом определяет характер отношений между юношей и значимыми для него взрослыми или сверстниками (например, отношение к кумиру).

Идентификация может иметь двойное воздействие на развитие личности. С одной стороны, формирует способности к установлению положительных отношений с людьми, с другой – может привести к растворению индивида в другом человеке, выхолащиванию индивидуального.



2.3. Каузальная атрибуция.
Обращаясь к следующей группе механизмом социальной перцепции, обеспечивающих прогнозирование поведения партнера по общению, выделим наиболее важный, можно даже сказать универсальный механизм интерпретации поступков и чувств другого человека – механизм каузальной атрибуции.

Каузальная атрибуция (от лат. causalis – причинность и attributio – приписывание) – это «интерпретация одним человеком причин и мотивов поведения других людей» [9, стр.49], т.е. это механизм интерпретации поступков и чувств другого человека.

В ходе общения люди не ограничиваются получением внешне наблюдаемых сведений, а стремятся к выяснению причин поведения других людей. Т.к. информация о человеке, получаемая в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надёжных выводов, наблюдатель находит вероятные причины поведения и приписывает их наблюдаемому человеку.

Исследования каузальной атрибуции направлены на изучение попыток рядового человека, как бы "человека с улицы", понять причину и следствие тех событий, свидетелем или участником которых он является. Это включает также интерпретацию своего и чужого поведения, что и выступает составной частью межличностного восприятия. Если на первых порах исследования атрибуции речь шла лишь о приписывании причин поведения другого человека, то позже стали изучаться способы приписывания более широкого класса характеристик: намерений, чувств, качеств личности. Сам феномен приписывания возникает тогда, когда у человека есть дефицит информации о другом человеке: заменить ее и приходится процессом приписывания.

Это соответствует идее Ф. Хайдера, который сознательно ввел в социальную психологию правомерность ссылок на «наивную психологию "человека с улицы"», т.е. на соображения здравого смысла. Согласно Хайдеру, людям вообще свойственно рассуждать таким образом: «плохой



2.4. Факторы ошибки восприятия.
Социальные психологи выделили факторы, мешающие правильно воспринимать и оценивать людей:

  1. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.

  2. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определённой категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней чёрт.

  3. Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нём получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют готовое суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его.

  4. Безотчётное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ строго определённые личностные качества, и тогда всякое понятие, которое не вписывается в это образ, отбрасывается.

  5. «Эффект ореола» проявляется в том, что первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности переносится на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке – на оценку его отдельных качеств.

  6. «Эффект проецирования» проявляется в том, что другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния.

  7. «Эффект первичности» проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии является очень


Заключение.
Таким образом, в данной работе нами была рассмотрена проблема общения в социальной психологии. Как нами было показано, общение связано и с общественными. и с личными отношениями человека.

Оба ряда отношений человека, и общественные, и личные реализуются именно в общении. Таким образом, общение и есть реализация всей системы отношений человека. В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда опосредованы его отношением к людям, к обществу, то есть включены в общение.

Кроме того, общение неразрывно связано с человеческой деятельностью. Само общение между людьми происходит непосредственно в процессе деятельности, по поводу этой деятельности.

Общение, являясь сложным психологическим явлением, имеет свою структуру. В межличностном общении могут быть выделены три стороны.

1. Коммуникативная сторона общения связана с обменом информацией, обогащением друг друга за счет накопления каждым запаса знаний.

2. Интерактивная сторона общения служит практическому взаимодействию людей между собой в процессе совместной деятельности. Здесь проявляется их способность сотрудничать, помогать друг другу, координировать свои действия, согласовывать их. Отсутствие навыков и умений общения или недостаточная их сформированность отрицательно сказываются на развитии личности.

3. Перцептивная сторона общения характеризует процесс восприятия людьми других людей, процесс познания их индивидуальных свойств и качеств.

В данной работе мы выяснили, что социальная перцепция – это восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов, прежде всего самих себя, других людей, социальных групп.



Список используемой литературы.


  1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 376 с.

  2. Каменская Е.Н. Социальная психология: Конспект лекций: Учебное пособие/Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 192 с.

  3. Котова И.Б. Основы психологии: экзаменационные ответы. Серия «Сдаём экзамен». Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 448 с.

  4. Петерс В.А. Психология и педагогика в вопросах и ответах: учеб. Пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 304 с.

  5. Романова И.А. Шпаргалки по психологии и педагогике: Учебное пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 32 с.

  6. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1998. – 224 с.

  7. Социальная психология: конспект лекций/сост. И.В. Андреева. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. – 94 с.

  8. Степанов С. Популярная психологическая энциклопедия. – М.: Эксмо-Пресс, 2003. – 640 с.

  9. Чернобай В.А. Сдаём социальную психологию. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 160 с.

Каталог: sites -> default -> files
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Выпускных квалификационных работ
files -> Федеральное государственное бюджетное
files -> Рабочая программа дисциплины Педагогика высшей школы Направление подготовки 030100 Философия
files -> Тьюторская система обучения в современном образовании англии 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
files -> Образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки
files -> Проблематика сопровождения детей из неблагополучных семей
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница