«Основные ценностно-смысловые ориентиры подростков»



Скачать 68.99 Kb.
Дата27.05.2016
Размер68.99 Kb.
Круглый стол

Проведите дискуссию или дискуссионный клуб в Вашем образовательном учреждении. Для обсуждения предлагается следующая тема: «Основные ценностно-смысловые ориентиры подростков».

Тема: «Профилактика поведенческих агрессий как важный фактор формирования основных ценностно-смысловых ориентиров подростков»

Форма проведения: круглый стол.

Место реализации: МАОУ СОШ № 152 г. Челябинска

Время реализации: январь 2013 г.

Цель: Путём сопоставления точек зрения специалистов, родителей, учащихся и педагогов на актуальные вопросы воспитания выработать рекомендации по снижению детской агрессивности.

Задачи:


1. Сравнить точки зрения на поведенческий характер подростков представителями разных целевых групп

2. Выявить отношение учащихся и старшего поколения на поведенческую агрессию подростков

3. Проектирование «Золотых правил»

Целевые группы:

- учащиеся 8-х,10-х классов

- педагоги (классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог)

- родители

- специалисты (детский врач)

Вопросы для обсуждения

1. Анализ проблемы агрессивности

2. Роль семьи в проявлении детской агрессивности.

3.Поощрение и наказание в семье.

4. Законы преодоления детской агрессии

Ход мероприятия.

«Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявлять агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли…»

Эрих Фромм

Классный руководитель. Уважаемые родители, дети и гости!

Тема нашей встречи серьёзна и трудна. Это тема проявления нашими детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явление и стоит ли нам о нём говорить? Вы правы, стоит. А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем детям помочь преодолеть её. Слово предоставляется педагогу-психологу школы Альбиковой Р.А.

Педагог-психолог.

Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективным настолько, насколько развито в обществе сопротивление агрессии.

Что такое агрессия? Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства).

В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определённой цели. Она очень часто выражается у младших детей (я хочу забрать игрушку, предмет и т.д.). У старших, т.е. у наших с вами детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.

Очень часто агрессию, её проявление путают с настойчивостью, напористостью.

1. Как вы считаете, это равнозначные качества? (высказывание мнений родителей, детей) 2. Что вас больше обрадует в вашем ребёнке: настойчивость или агрессивность? (мнение родителей)

Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые формы, т.к. не допускает оскорбления, издевательства и т.д.

Социальный педагог.

Уровень агрессивности некоторых детей меняется в большей или меньшей степени в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причем для такого поведения много: положение ребёнка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т.д. (приводится статистика по школе количество проявлений агрессивности и их причины, в т.ч. среди учащихся 8 и 10 классов)

Как вы считаете, каковы причины проявления агрессии?

Определение и обсуждение причин появления и проявления агрессии разными группами участников круглого стола: родителями, учащимися, педагогами (Лист бумаги, маркеры)

Социальный педагог.

Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, который культивируется в семье и средствах массовой информации.

Классный руководитель представляет результаты и выводы предварительно проведённого анкетирования среди учащихся своего класса по вопросам:

1. Какие телепередачи ты выбираешь для просмотра?

2. Что тебе в них нравиться?

3. Советуют ли тебе родители при выборе телепередач?

4. Какие передачи привлекают твоих родителей?

5. Какие передачи вы смотрите всей семьёй?

Очень часто причиной детской агрессии является семейная ситуация.

1. Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упрёки и оскорбления.

Психологи считают, что ребёнок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и где она стала нормой его жизни.

2. Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей не формирует нравственный стержень поведения. Сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое и это другое вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

В воспитании можно выделить два важных фактора, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие.

Преодолению агрессивности ребёнка помогает расположение, умение слушать, теплота общения, доброе слово, ласковый взгляд.

Неприятие, наоборот стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебностью к факту существования ребёнка. Неприятие ребёнка приводит к одиночеству, отсутствию желания общаться с родными людьми, участвовать в семейных традициях, подчиняться правилам и законам.

Психолог. Мини-анкета «Общение детей и родителей в лицах»

Уважаемые родители, учащиеся, педагоги. Внимательно посмотрите на предлагаемые мимические выражения лица (предложены 4 варианта) и ответьте на вопросы:

1. С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребёнком?

2. С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребёнок?

3. Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребёнка во время общения с вами?

Классный руководитель. Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием. Очень значимо для человека и наказание, если:

-оно следует немедленно за поступком;

- объяснено ребёнку;

- оно суровое, но не жестокое;

- оно оценивает действия ребёнка, а не его человеческие качества.

Наказывая ребёнка, отец и мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.

Классные руководители приводят итоги и анализ предварительного анкетирования учащихся по 3 вопросам: Если тебя наказывают, то как..?, Если тебя поощряют, то как?, Четыре «нельзя», которые бы ты хотел иметь в своей семье, когда тебя наказывают.

Определение и обсуждение проявлений агрессии, путей преодоления и решения ситуации, мер наказания разными группами участников круглого стола: родителями, учащимися, педагогами (Лист бумаги, маркеры)

Обсуждение вариантов с родителями, педагогами, детьми. Выбор наиболее оптимальных «золотых» правил воспитания и взаимоотношений для преодоления подростковой агрессивности.

Педагог- Психолог. Способы выражения (выплёскивания) гнева.

1. Громко спеть любую песню

2. Пометать дротики в мишень.

3. Попрыгать на скакалке.

4. Использовать «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции.

5. Налить в ванну воды, запустить в неё пластмассовые игрушки и бомбить их резиновым мячиком.

6. Пускать мыльные пузыри.

7. Устроить «бой» с боксёрской грушей.

8. Пробежать

9. Полит цветы

10. Быстрыми движениями руки стереть с доски.

11. Забить несколько гвоздей.

12. Погоняться за кошкой

13. Передвинуть в квартире мебель.

14. Поиграть в «настольный» футбол

15. Постирать бельё.

16. Отжаться от пола.

17. Скомкать и выбросить несколько листов бумаги.

18. Быстрыми движениями черкать на листе бумаги карандашом

19. Лепить из пластилина.

20. Стучать карандашом по парте.

Просмотр ролика.

Классный руководитель. Подходит к концу наша встреча. Хочется, чтобы она оказалась полезной для всех участников круглого стола, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения в семье, школе, компании по-новому.

- Профилактикой поведенческих агрессий должны заниматься и семья, и школа, и коллектив, т.е. все кто входит в воспитательное пространство ребёнка.

- Наиболее эффективные мероприятия по профилактике агрессивного поведения подростка это участие в акциях «За здоровый образ жизни» (предложение учащихся)

- Все участники круглого стола готовы повышать свой уровень знаний по проблемам профилактики и ликвидации детской агрессии. (готовность родителей)

Каждый из вас получает «золотые правила»

1. Учитесь слушать и слышать друг друга и своего ребёнка.

2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы родители, снимали эмоциональное напряжение детей.

3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции

4. Умейте принять и любить его таким, каков он есть.

5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.



6. К агрессивным проявлениям в поведении ребёнка приводит агрессивность семьи.
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница