Основная профессиональная образовательная программа



страница1/15
Дата14.02.2016
Размер3,67 Mb.
#3060
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кировская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Утверждаю

Ректор ГБОУ ВПО Кировская ГМА Минздрава России

« » __ 2012 г.

ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ



«ДЕТСКАЯ ХИРУРГИЯ»

(интернатура)

Киров 2012

ОДОБРЕНО


Председатель совета ИПО Кировской ГМА проф. А.Г. Кисличко

(подпись)

Протокол № от « «_____________ 2012 г.
Председатель ЦМС Кировской ГМА проф. А.Л. Бондаренко

(подпись)

Протокол № от « «_____________ 2012 г.

Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности «детский хирург» (интернатура) разработана сотрудниками кафедры детской хирургии Кировской ГМА: заведующим кафедрой детской хирургии д.м.н. Разиным М.П., доцентом к.м.н. Сухих Н.К., под руководством ректора ГБОУ ВПО «Кировская государственная медицинская академия Минздрава России» д.м.н. проф. Шешунова И.В., и составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной профессионального образования (интернатуре), утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 05.12.2011г. № 1476н (зарегистрирован в Минюсте РФ 21.12.2011г. № 22704)


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры детской хирургии (протокол № 13 от «4 » мая 2012 г.)

Заведующий кафедрой

д.м.н., доцент ___________________ М.П. Разин

(подпись)


Рекомендована к утверждению рецензентами:



  1. Иллек Я.Ю. – заведующий кафедрой педиатрии Кировской ГМА, д.м.н., профессор

  2. Минаев С.В. - заведующий кафедрой детской хирургии Ставропольской ГМА, д.м.н., профессор.

Методические рекомендации предполагают рассмотрение порядка разработки образовательных программ по интернатуре с учетом федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования.


Образовательная программа послевузовского профессионального образования – нормативно-методический документ, который представляет собой комплект нормативно-методических документов, определяющих содержание и методы реализации процесса обучения в интернатуре/ординатуре, и включает в себя учебный план, рабочие программы дисциплин (модулей) и программу практики.
Рабочие программы дисциплин (модулей) – нормативно-методические документы, определяющие содержание, трудоемкость, порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины (ее части, раздела). Регламентирует как деятельность педагогов, так и учебную работу обучающихся.
Учебный план – нормативно-методический документ, определяющий состав изучаемых учебных дисциплин с указанием их объема, последовательности и сроков изучения, устанавливающий формы организации учебного процесса, их соотношение, формы и сроки проверки знаний и умений обучающихся.
Программа практики – нормативно-методический документ, в котором раскрываются цели и задачи практики, определяется перечень формируемых профессиональных знаний, умений и навыков, обучающихся в практической деятельности, даются методические рекомендации по подготовке и проведению практики.

СОДЕРЖАНИЕ

Состав рабочей группы и консультантов по разработке основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «детская хирургия» (интернатура)




Пояснительная записка




Требования к уровню подготовки врача-специалиста детский хирург, успешно освоившего основную профессиональную образовательную программу послевузовского профессионального образования по специальности «детская хирургия» (интернатура)




Профессиональные компетенции врача-специалиста




Перечень знаний, умений и владений врача-специалиста по детской хирургии




Перечень практических навыков врача-специалиста по детской хирургии




Основные образовательные технологии




Рабочие программы дисциплин (модулей) по специальности «детская хирургия» (интернатура)




ОД.О.01 Специальные дисциплины




Раздел 1 «Неотложная хирургия детского возраста» (модуль 1)




Раздел 2 «Плановая хирургия детского возраста» (модуль 2)




Раздел 3 «Хирургия новорожденных» (модуль 3)




Раздел 4 «Хирургическая инфекция у детей» (модуль 4)




Раздел 5 «Урология детского возраста» (модуль 5)




ОД.О.02 Смежные дисциплины

Травматология детского возраста (приложение 6)

Онкология детского возраста (приложение 7)

Интенсивная терапия и реанимация при хирургической патологии у детей (приложение 8)

Оперативная хирургия и топографическая анатомия (приложение 9)





ОД.О.03. Фундаментальные дисциплины

Организация здравоохранения и общественное здоровье (приложение 10)

Клиническая биохимия (приложение 11)

Клиническая фармакология (приложение 12)

Клиническая патанатомия (приложение 13)





ОД.О.04. Дисциплины по выбору интерна

Комбустиология (приложение 14)

Амбулаторная хирургия детского возраста (приложение 15)





ФД.О.00 Факультативные дисциплины

ВИЧ-инфекция (приложение 16)



Гинекология детского возраста (приложение 17)




Обучающий симуляционный курс (ОСК.И.00) послевузовского профессионального образования по специальности «детская хирургия» (интернатура) (приложение 18)




Требования к государственной (итоговой) аттестации




Программа практики послевузовского профессионального образования врачей по специальности «детская хирургия» (интернатура)




Учебный план основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «детская хирургия» (интернатура)




Список литературы




Законодательные и нормативно-правовые документы





СОСТАВ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ И КОНСУЛЬТАНТОВ

по разработке образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «детская хирургия» (интернатура)



пп.

Фамилия, имя, отчество

Ученая степень, звание

Занимаемая должность

Место работы



Разин Максим Петрович

Д.м.н., доцент

Заведующий кафедрой детской хирургии

ГБОУ ВПО Кировская ГМА



Сухих Николай Константинович

К.м.н., доцент

Доцент кафедры детской хирургии

ГБОУ ВПО Кировская ГМА



Скобелев Валентин Александрович

К.м.н.

Заведующий хирургическим отделением КОДКБ, главный детский хирург департамента здравоохранения администрации Кировской области

КОГБУЗ КОДКБ



Гулин Александр Васильевич

ассистент

Ассистент кафедры детской хирургии, заведующий анестезиолого-реанимационным отделением КОДКБ, главный детский анестезиолог-реаниматолог департамента здравоохранения администрации Кировской области

ГБОУ ВПО Кировская ГМА,

КОГБУЗ КОДКБ





Яговкин Михаил Александрович

ассистент

Ассистент кафедры детской хирургии, заведующий детским отделением КОКБ № 3, главный детский травматолог-ортопед департамента здравоохранения администрации Кировской области

ГБОУ ВПО Кировская ГМА, КОКБ № 3



Галкин Валерий Николаевич

К.м.н., доцент

доцент кафедры детской хирургии

ГБОУ ВПО Кировская ГМА



Мазина Надежда Константиновна

д.м.н., доцент

Заведующая кафедрой

ГБОУ ВПО Кировская ГМА, кафедра фармакологии



Цапок Петр Иванович

Д.м.н., профессор

Зав. кафедрой

ГБОУ ВПО Кировская ГМА, кафедра биохимии



Новичков Евгений Владимирович

к.м.н., доцент

Зав. кафедрой

ГБОУ ВПО Кировская ГМА, кафедра патологической анатомии



Кисличко Анатолий Григорьевич

Д.м.н., профессор

Зав. кафедрой

ГБОУ ВПО Кировская ГМА, кафедра онкологии



Куковякин Сергей Анатольевич

Д.м.н., профессор

Зав. кафедрой

ГБОУ ВПО Кировская ГМА, кафедра организации здравоохранения и общественного здоровья ИПО



Ашихмин Сергей Петрович

к.м.н, доцент

Зав. кафедрой

ГБОУ ВПО Кировская ГМА, кафедра оперативной хирургии и топографической анатомии



Бондаренко Алла Львовна

Д.м.н., профессор

Зав. кафедрой

ГБОУ ВПО Кировская ГМА, кафедра инфекционных болезней



Хлыбова Светлана Вячеславовна

Д.м.н., доцент

Зав. кафедрой

ГБОУ ВПО Кировская ГМА, кафедра акушерства и гинекологии ИПО



Тукмачев Александр Геннадьевич

К.м.н., доцент

Зав.кафедрой

ГБОУ ВПО Кировская ГМА, кафедра травматологии и ортопедии

По методическим вопросам



Муратова Н.Г.

Д.м.н.

Директор ИПО Кировской ГМА

ГБОУ ВПО Кировская ГМА



Поздеева Н.В.

К.м.н.

Специалист по УМР ИПО Кировской ГМА

ГБОУ ВПО Кировская ГМА



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная профессиональная программа послевузовского профессионального образования по специальности «детская хирургия» (интернатура) (ординатура) является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения по направлению «детская хирургия» в послевузовском профессиональном образовании врачей.

Актуальность основной профессиональной программы послевузовского профессионального образования по специальности «детская хирургия» (интернатура).

Одним из основных направлений развития теории и практики отечественной хирургии является подготовка и постоянное повышение квалификации врачей-хирургов детских. Внедрение в практику новейших достижений отечественной науки, максимальное расширение кругозора специалистов не только в области непосредственно детской хирургии, но и в фундаментальных проблемах медицинской науки, а также в смежных клинических дисциплинах, современных способах лабораторной и инструментальной диагностики; большое значение приобретает усиление профилактической направленности работы детского хирурга. Все это требует существенной модернизации традиционной подготовки медицинских кадров в Российской Федерации.

Целью послевузовского профессионального образования является формирование широко образованного врача-специалиста с гуманистическим и научным мировоззрением, высокой общей культурой, ориентированного на работу в современных условиях перестройки экономики, быстро меняющихся возможностях обеспечения диагностического и лечебного процесса. Диплом врача не дает право на самостоятельную работу. Для получения права на практику выпускнику необходима дополнительная подготовка по образовательно-профессиональным программам.

Создание образовательного стандарта для системы послевузовского обучения от первичной специализации до подготовки высококвалифицированного специалиста врача-хирурга детского в границах единого образовательного пространства для всех регионов России предусматривает сохранение лучших традиций российской клинической школы, стабилизацию требований к уровню знаний, умений и практических навыков на всех этапах и ступенях профессиональной деятельности.

Основной целью обучения в системе послевузовского профессионального образования является подготовка высококвалифицированного врача специалиста детского хирурга, владеющего обширным объемом теоретических знаний; способного успешно решать профессиональные задачи; умеющего провести дифференциально-диагностический поиск; оказать в полном объеме медицинскую помощь; провести все необходимые профилактические и реабилитационные мероприятия по сохранению жизни и здоровья больного.

Овладение учебной профессионально-образовательной программой в полном объеме позволяет специалисту:

• работать самостоятельно,

• дежурить ответственным врачом по специальности,

• занимать руководящие должности,

Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки определяет обязательный минимум подготовки по специальности «врач-хирург детский» на различных этапах обучения.

Основными задачами последипломной подготовки специалиста детского хирурга являются:


  • улучшение практической подготовки выпускника медицинских институтов, академий, университетов;

  • повышение профессионального уровня и степени готовности врача к самостоятельной врачебной деятельности в хирургических кабинетах и отделениях поликлиник, хирургических отделениях больниц и клиник;

  • формирование клинического мышления квалифицированного врача, ориентированного в различных разделах хирургической патологии и в смежных специальностях (педиатрия, урология, ортопедия, травматология, трансфузиология, анестезиология, реаниматология и интенсивная терапия, клиническая фармакология, лабораторная, инструментальная и лучевая диагностика, организация и экономика здравоохранения). Послевузовское профессиональное обучение базируется на основе полученного высшего медицинского образования по специальности - Лечебное дело (040100), Педиатрия ( 040200).

Целью обучения в интернатуре является подготовка квалифицированного специалиста, обладающего системой общекультурных и профессиональных компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности в условиях: первичной медико-санитарной помощи; неотложной; скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи; специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.

Задачи обучения в интернатуре:

  1. Сформировать обширный и глубокий объем базовых, фундаментальных медицинских знаний, формирующих профессиональные компетенции врача, способного успешно решать свои профессиональные задачи.

  2. Сформировать и совершенствовать профессиональную подготовку врача-специалиста, обладающего клиническим мышлением, хорошо ориентирующегося в сложной патологии, имеющего углубленные знания смежных дисциплин.

  3. Сформировать умения в освоении новейших технологий и методик в сфере своих профессиональных интересов.

  4. Подготовить специалиста к самостоятельной профессиональной лечебно-диагностической деятельности, умеющего провести дифференциально-диагностический поиск, оказать в полном объеме медицинскую помощь, в том числе при ургентных состояниях, провести профилактические и реабилитационные мероприятия по сохранению жизни и здоровья во все возрастные периоды жизни пациентов, способного успешно решать свои профессиональные задачи.

  5. Подготовить врача-специалиста, владеющего навыками и врачебными манипуляциями по профильной специальности и общеврачебными манипуляциями по оказанию скорой и неотложной помощи.

  6. Сформировать и совершенствовать систему общих и специальных знаний, умений, позволяющих врачу свободно ориентироваться в вопросах организации и экономики здравоохранения, страховой медицины, медицинской психологии.

В ординатуру принимаются врачи, имеющие высшее профессиональное образование по одной из специальностей: «Лечебное дело» и «Педиатрия» в соответствии с требованиями Приказа МЗ и СР РФ от 07.07.2009 г. N 415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения». Обучение  ведется  с отрывом  от основного места работы.



Срок обучений: 2592 часов (48 недель – 11 месяцев). Трудоемкость: 72 зачетных единиц. Режим занятий: 9 учебных часов в день. Форма обучения: очная.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ВРАЧА-СПЕЦИАЛИСТА ДЕТСКИЙ ХИРУРГ, УСПЕШНО ОСВОИВШЕГО ОСНОВНУЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

«ДЕТСКАЯ ХИРУРГИЯ»

(интернатура)

Врач-специалист детский хирург должен обладать общекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):

Общекультурные компетенции (ОК) характеризуются:

  • способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах своей профессиональной деятельности по детской хирургии;

  • способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального по детской хирургии содержания, осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности;

  • способностью и готовностью использовать методы управления, организовывать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции по детской хирургии;

  • способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну.


Профессиональные компетенции характеризуются:
диагностической деятельности:

  • способностью и готовностью к постановке диагноза на основании диагностического исследования в области детской хирургии;

  • способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма пациентов для своевременной диагностики хирургических заболеваний детского возраста и патологических процессов в детском организме;

  • способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы детских хирургических заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования органов и систем при детских хирургических заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний в детской хирургической группе заболеваний;

в лечебной деятельности:

  • способностью и готовностью выполнять основные лечебные мероприятия при детских хирургических заболеваниях среди пациентов той или иной группы нозологических форм, способных вызвать тяжелые осложнения и (или) летальный исход (особенности заболеваний нервной, иммунной, сердечно-сосудистой, эндокринной, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови); своевременно выявлять жизнеопасные нарушения у детей, использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия;

  • способностью и готовностью назначать хирургическим больным адекватное лечение в соответствии с поставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии как профильным хирургическим больным, больным с инфекционными и неинфекционными заболеваниями,

  • в реабилитационной деятельности:

  • способностью и готовностью применять различные реабилитационные мероприятия (медицинские, социальные, психологические) при наиболее распространенных патологических состояниях и повреждениях организма;

  • способностью и готовностью давать рекомендации по выбору оптимального режима в период реабилитации хирургических больных (двигательной активности в зависимости от морфофункционального статуса), определять показания и противопоказания к назначению средств лечебной физкультуры, физиотерапии, рефлексотерапии, фитотерапии;

в профилактической деятельности:

  • способностью и готовностью применять современные гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья детей с хирургической патологией (на уровне различных подразделений медицинских организаций) в целях разработки научно обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья населения;

  • способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов в развитии хирургических болезней, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительскую работу по гигиеническим вопросам;

в организационно-управленческой деятельности:

    • способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, международную систему единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций детских стационаров;

    • способностью и готовностью использовать знания организационной структуры детской хирургии, управленческой и экономической деятельности медицинских организаций различных типов по оказанию медицинской помощи, анализировать показатели работы их структурных подразделений детских стационаров, проводить оценку эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг пациентам с хирургической патологией.


Перечень знаний, умений и владений врача-специалиста

по детской хирургии (интерна)

Врач - детский хирург должен знать:
1. Общие знания:

  • основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;

  • организация детской хирургической помощи в стране, организация работы скорой и неотложной помощи детям;

  • основы топографической анатомии детского возраста передней брюшной стенки и брюшной полости, забрюшинного пространства, таза, груди, шеи, конечностей;

  • основные вопросы нормальной и патологической физиологии органов пищеварения, дыхания, сердечно-сосудистой и мочеполовой систем детского возраста;

  • взаимосвязь функциональных систем организма и уровня их регуляции;

  • этиология опухолей, морфологические проявления предопухолевых процессов, морфологическая классификация опухолей, механизмы канцерогенеза на уровне клетки, органа, организма детского возраста;

  • профилактика и терапия шока и кровопотери;

  • закономерности течения раневого процесса и принципы его терапии;

  • основные разновидности доброкачественных и злокачественных опухолей различной локализации, их клиническая симптоматика, диагностика детского возраста, принципы лечения и профилактики;

  • важнейшие разновидности предраковых состояний и заболеваний детского возраста, их клиническая симптоматика и способы диагностики;

  • физиология и патология системы гемостаза, коррекция нарушений свертывающей системы крови детского возраста, показания и противопоказания к переливанию крови и её компонентов;

  • основы водно-электролитного обмена и кислотно-основного состояния крови детского возраста, возможные типы их нарушений и принципы лечения;

  • общие и специальные методы исследования в основных разделах детской хирургии;

  • основы применения эндоскопии и методов лучевой диагностики в различных разделах детской хирургии; различные способы гистологического и цитологического исследования в онкологии;

  • основные принципы асептики и антисептики в детской хирургии;

  • основы иммунологии и генетики в детской хирургии;

  • принципы, приемы и методы обезболивания в детской хирургии, основы интенсивной терапии и реанимации;

  • основы инфузионной терапии в детской хирургии, характеристика препаратов крови и кровезаменителей;

  • основы фармакотерапии в детской хирургии и смежных областях медицины;

  • принципы предоперационной подготовки и послеоперационного ведения больных, методы реабилитации;

  • основы патогенетического подхода при лечении в детской хирургии и смежных областях медицины;

  • основы физиотерапии и лечебной физкультуры в детской хирургии, показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению;

  • основы рационального питания и принципы диетотерапии в детской хирургической клинике;

  • вопросы временной и стойкой инвалидизации, врачебно-трудовой экспертизы в детской хирургии и смежных областях;

  • основы организации и проведения диспансеризации в детской хирургии;

  • особенности санитарно - эпидемиологического режима в детских хирургических отделениях общего и специального профиля, в операционном блоке и диагностических кабинетах;

  • оборудование и оснащение операционных и палат интенсивной терапии, техника безопасности при работе с аппаратурой, хирургический инструментарий, применяемый при открытых, эндоскопических и транскутанных оперативных вмешательствах;

  • основы юридического права в детской хирургии.



2. Общие умения:

  • получить информацию о развитии и течении заболевания;

  • выявить факторы риска развития того или иного детского хирургического заболевания, дать рекомендации в отношении мер профилактики его возникновения и прогрессирования;

  • применить объективные методы обследования больного, выявить общие и специфические признаки детского хирургического заболевания;

  • оценить тяжесть состояния больного, определить необходимость, объем и последовательность лечебных, в том числе, реанимационных мероприятий;

  • оказать необходимую срочную помощь при неотложных состояниях;

  • определить необходимость и последовательность применения специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, эндоскопических, функциональных), интерпретировать полученные данные;

  • определить показания к госпитализации больного, определить ее срочность, организовать госпитализацию в соответствии с состоянием пациента;

  • составить дифференцированный план обследования и лечения больного, проводить его коррекцию в динамике;

  • разработать план подготовки больного к экстренной, срочной или плановой операции, определить степень нарушения гомеостаза, осуществить подготовку всех функциональных систем организма к операции;

  • определить группу крови и выполнить внутривенное или внутриартериальное переливание крови, реинфузию; выявить возможные трансфузионные осложнения и провести необходимые лечебно-профилактические мероприятия;

  • оценить критерии выбора адекватного метода обезболивания;

  • решить вопрос об инвалидизации больного;

  • вести медицинскую документацию, осуществлять преемственность между лечебно-профилактическими учреждениями;

  • проводить диспансеризацию и оценивать её эффективность;

  • проводить анализ основных показателей деятельности лечебно-профилактического учреждения;

  • проводить санитарно-просветительную работу в дошкольных и школьных учреждениях, с родителями и опекунами детей.


3. Специальные знания и умения:
Специалист детский хирург должен знать профилактику, диагностику, клинику и лечение, уметь диагностировать и оказывать необходимую помощь при следующих неотложных состояниях:

  • острая кровопотеря, профузное кровотечение в детских хирургических или гинекологических заболеваниях, травматических повреждениях;

  • перитонит различной этиологии;

  • травма головы и позвоночника, повреждения конечностей, в том числе с переломами костей, признаками повреждения магистральных кровеносных сосудов и нервов;

  • открытый или закрытый, в том числе, напряженный пневмоторакс и гемоторакс;

  • асфиксия различной природы, острая дыхательная недостаточность;

  • острая сердечно-сосудистая недостаточность;

  • коматозные состояния различной природы.

Специалист детский хирург должен уметь установить диагноз и провести необходимое лечение при следующих заболеваниях:




  • острый аппендицит;

  • язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки; перфорация гастродуоденальных язв, острые и рецидивирующие язвенные гастродуоденальные кровотечения;

  • кровотечения из верхних отделов желудочно-кишечного тракта при острых язвах, варикозном расширении вен пищевода и желудка, синдроме Меллори-Вейсса;

  • неосложненные и ущемленные грыжи живота,

  • острая и хроническая кишечная непроходимость различной этиологии;

  • острый и хронический калькулезный и бескаменный холецистит;

  • холедохолитиаз;

  • холангит и механическая желтуха различной этиологии;

  • острый и хронический панкреатит, кистозные поражения поджелудочной железы;

  • желудочные, кишечные, желчные, панкреатические и смешанные наружные и внутренние свищи;

  • открытая и закрытая травма органов брюшной и грудной полостей;

  • гнойные заболевания мягких тканей (абсцесс, флегмона, фурункул, карбункул, панариций, гидраденит, мастит, парапроктит, рожа);

  • острый и хронический остеомиелит;

  • ожоги и отморожения, электротравма;

  • внематочная беременность; апоплексия яичников;

  • внебольничный аборт;

  • нормальные и патологические роды;

  • острая задержка мочи;

  • почечная колика, острый пиелонефрит, анурия.


Врач - детский хирург должен владеть (манипуляции и операции)
Манипуляции:

  • местная анестезия (инфильтрационная, проводниковая, различные виды новокаиновых блокад);

  • пункция и катетеризация центральных и периферических вен;

  • люмбальная пункция;

  • пункции суставов;

  • экскреторная урография;

  • эхоэнцефалография;

  • наложение гипсовых повязок;

  • наложение кожного и скелетного вытяжения;

  • плевральная пункция;

  • пункция брюшной полости;

  • катетеризация мочевого пузыря;

  • пункционная цистостомия;

  • транспортная иммобилизация;

  • репозиция переломов костей;

  • вправление вывихов суставов;

  • остановка кровотечения, перевязка и тампонада ран;

  • массаж сердца, искусственное дыхание;

  • зондирование желудка.


Операции:

  • аппендэктомия;

  • грыжесечение при несложненных и ущемленных грыжах;

  • устранение тонко- и толсткишечной непроходимости, наложение колостомы;

  • остановка внутрибрюшного кровотечения, спленэктомия, ушивание ран печени;

  • венесекция, внутривенные вливания, трансфузия крови;

  • трахеотомия, трахеостомия;

  • вскрытие абсцессов и флегмон различной локализации;

  • резекция ногтя;

  • первичная хирургическая обработка поверхностных ран;

  • перевязка сосудов;

  • торакоцентез;

  • остеоперфорация;

  • удаление поверхностно расположенных инородных тел;

  • удаление поверхностных доброкачественных опухолей мягких тканей;

  • обработка термических ожогов;

  • ампутация конечностей;

  • наложение эпицистостомы;

  • зашивание разрыва шейки матки, влагалища, промежности;

  • операции при внематочной беременности и перекруте кисты яичника;

  • операции при перекруте семенного канатика, водянки оболочек яичка и кист семенного канатика.


Перечень практических навыков

врача - детского хирурга

(интерна)


  1. Очистительная клизма

  1. Дозированная гидростатическая ирригоскопия

  1. Сифонная клизма

  1. Зондовая интубация кишечника интраоперационная

  1. Пункция внеполостного объемного образования

  1. Ректороманоскопия

  1. Местная, проводниковая анестезия

  1. Пункция, катетеризация периферической вены

  1. Повязки всех типов

  1. Клеевое вытяжение по Шеде, Мау

  1. Зондовая интубация желудка

  1. Катетеризация мочевого пузыря

  1. Чрезкожная катетеризация центральной вены

  1. Инфузионная программа при различных клинических формах перитонита

  1. Инфузионная программа при острой непроходимости кишечника

  1. Инфузионная программа при внутрибрюшном кровотечении

  1. Консервативное лечение при ущемленной паховой грыже

  1. Бужирование пищевода по нити

  1. Местное лечение гнойных ран

  1. Медикаментозное лечение при сепсисе, перитоните у новорожденного

  1. Инфузионная программа при остром гематогенном остеомиелите

  1. Консервативное лечение пупочного синуса

  1. Консервативное лечение при эмбриональной грыже

  1. Расчет парентерального питания при гнойном перитоните

  1. Плевральная пункция

  1. Плевральный дренеж по Бюлау и активный

  1. Легочно-сердечная первичная реанимация

  1. Проводниковая анастезия

  1. Закрытое вправление вывихов

  1. Закрытая репозиция при переломе кости

  1. Иммобилизация при переломах, вывихах костей конечностей плечевого пояса

  1. Иммобилизация при переломах, вывихах костей конечностей тазового пояса

  1. Диатермокоагуляционный гемостаз

  1. Лапароскопия диагностическая

  1. Аппендэктомия

  1. Лаваж брюшной полости

  1. Интраабдоминальный дренаж

  1. Резекция большого сальника

  1. Илео-, колостомия

  1. Межкишечные анастомозы

  1. Спленэктомия

  1. Межсосудистые анастомозы

  1. Удаление внеполостных опухолей

  1. Иссечение кист и свищей шеи

  1. Фундопликация по Ниссену

  1. Пилоромиотомия по Фреде-Рамштедту

  1. Грыжесечение

  1. Удаление водянки оболочек семенного канатика, яичка, кисты дивертикула Нукка

  1. Операции при крипторхизме

  1. Операции при варикоцеле

  1. Удаление кист, опухолей печени, селезенки

  1. Операции при атрезии желчных протоков

  1. Проктопластика по Дюамелю

  1. Первичная хирургическая обработка ран

  1. Вскрытие внеполостных гнойных очагов

  1. Артропункция

  1. Остеопункция

  1. Закрытый промывной дренаж пиогенных очагов

  1. Операции при гнойных заболеваниях кисти и пальцев

  1. Операции при «вросшем» ногте

  1. Гастростомия по Штамм-Кадеру

  1. Закрытие гастростомы, илеостомы

  1. Реинфузия эритроцитов

  1. Торакоцентез

  1. Скелетное вытяжение

  1. Чрезкожный остеосинтез

  1. Металлоостеосинтез гвоздем, пластиной

  1. Невролиз

  1. Шов нерва

  1. Шов сухожилия

  1. Кожная пластика

  1. Удаление параовариальной кисты

  1. Надлобковая пункция мочевого пузыря

  1. Высокое сечение мочевого пузыря

  1. Операция при гематокольпос

  1. Удаление крестцово-копчиковой тератомы

  1. Криодеструкция гемангиом кожи

  1. Трахеостомия

  1. Пункция перикарда


Перечень практических навыков

врача-специалиста по ДЕТСКОЙ ХИРУРГИИ

(интернатура)

Уровень освоения умений:

1. иметь представление, профессионально ориентироваться, знать показания к проведению;

2. знать, оценить, принять участие;

3. выполнить самостоятельно.

№№

п/п







Наименование

Уровень освоения


Количество манипуляций



1

2

3

4

5







I.Клиническое обследование больного







1.


1.1.

1.2.


1.3.

1.4.


1.5.

1.6.


1.7.

1.8.


1.9.

1.10
1.11

1.12


Полное клиническое обследование больного по всем органам и системам: анамнез, осмотр, перкуссия, пальпация, аускультация, включая исследования:

центральной и периферической нервной системы (состояние сознания, двигательная и чувствительная сфера, оболочечные симптомы);

органы чувств, полости рта, глотки;

кожных покровов;

периферического кровообращения;

молочных желез;

наружных половых органов.

Сформулировать и обосновать предварительный диагноз.

Составить план исследования больного.

Составить план лечения с учетом предварительного диагноза.

Сформулировать полный диагноз, провести необходимую дифференциальную диагностику.

Определение признаков клинической и биологической смерти.



3

3

3



3

3

3



3

3

2-3



3
3

3


150

50

50



50

15

25



150

150


150

150
150

5








II.Лабораторные и инструментальные исследования.






2.


2.1

2.2
2.3

2.4.
2.5

2.6


2.7

2.8


2.9

2.10


2.11

2.12
2.13


2.14

2.15


2.16

2.17


2.18
2.19

2.20


2.21


Оценка клинических анализов крови, мочи, кала, мокроты, плевральной и асцитической жидкости, биохимических анализов крови, желудочного и дуоденального сока.

Время свертываемости, АЧТВ, протромбиновый индекс.

Оценка показателей электролитного и кислотно-щелочного баланса крови.

Методика и оценка:

- анализа мочи (проба Нечипоренко, проба Зимницкого);

- посева мочи и крови;

- посев раневого содержимого,

- антибиотикограмма.

Методика подготовки и анализ рентгенограмм при основных заболеваниях:

- бронхолегочной системы;

- желудочно-кишечного тракта;

- почек;


- желчных путей;

- суставов, позвоночника, черепа.

Специальные исследования:

- эндоскопия (ЭГДС, колоноскопия, ректороманоскопия);

- бронхоскопия;

- компьютерная томография;

- УЗИ органов брюшной полости, почек;

- коронаро- и артериография;

- биопсия лимфатических узлов, печени, почек;

- магнитно-резонансная томография;

- радиоизотопное сканнирование;

- основные показатели гемодинамики (ОЦК, ЦВД).



3

2
2


3

2

3



3

3


2

2

2



2

2
2
2

2

2

1


1-2

1-2


2

2


150

150
50

50

50

25



25

25


25

25

25



25

15
25


25

25

50



15
15

15

10



50








III.Лечебные и диагностические процедуры







3


3.1

3.2


3.3

3.4


3.5

3.6


3.7

3.8


3.9

3.10


3.11

3.12


3.13

3.14


3.15

3.16


3.17

3.18


3.19

3.20


3.21

3.22


3.23

3.24


3.25

3.26


3.27

3.28


3.293.30

3.31


3.32

3.33


3.34

3.35


3.36

3.37


3.38

3.39



Подкожные и внутримышечные инъекции.

Внутривенные вливания (струйные, капельные).

Взятие крови из вены.

Определение группы крови, резус-фактора.

Переливание крови и её компонентов.

Промывание желудка через зонд.

Дуоденальное зондирование.

Плевральная пункция.

Абдоминальная пункция.

Клизмы (очистительная, лечебная).

Стернальная пункция.

Закрытый массаж сердца, искусственная вентиляция легких «рот в рот».

Электроимпульсная терапия.

Передняя тампонада носа.

Пальцевое исследование прямой кишки.

Методы экстракорпоральной детоксикации крови (гемодиализ, гемосорбция, плазмаферез).

Первая врачебная помощь при неотложных состояниях:


  • обморок,

  • гипертермический синдром,

  • отек легких,

  • приступ бронхиальной астмы, астматический статус,

  • острая дыхательная недостаточность,

  • пнемотороксм, гемма-,гидроторокс,

  • шок анафилактический,

  • шок травматический,

  • шок геммарогический,

  • шок ожоговый,

  • желудочно-кишечное кровотечение,

  • легочное кровотечение,

  • кровотечение и тампонада магистральных сосудов,

  • почечная колика,

  • кома гипергликемическая, гипогликемическая, анемическая, мозговая, неясная,

  • острые аллергические реакции,

  • острые заболевания органов брюшной полости,

  • синдром дегидратации,

  • психомоторное возбуждение различного генеза.

3

3

3



3

3

3



3

3

2-3



3

3

2-3



3

2-3


2-3

3

3



1

3

3



3

3-2


3-2

2-3


2-3

2-3


2-3

2-3


2-3

2-3


2-3

2-3


3

2-3


3

2-3


2-3

2

2



150

150


100

75

150



150

50

50



20

20

50



10

5

5



5

5

50



2

5

5



15

15

15



25

20

20



20

25

25



25

10

15



15

15

15



25

25

15



15








IV.Документация, организация врачебного дела







4

4.1
4.2

4.3


4.4
4.5

4.6


4.7

Заполнение и ведение клинической истории болезни, выписки из истории болезни.

Заполнение и ведение медицинской документации в поликлинике: амбулаторной карты Ф-025; статистического талона Ф-025/у; листа нетрудоспособности родителям; школьную и студенческую справку; направления на госпитализацию Ф-28; санаторно-курортной карты Ф-072/у и других. Заполнение карты выбывших из стационара и медицинские карты стационарного больного Ф- № 033/у - № 066/у - 02 Рецепты: льготные, на наркотические и наркосодержащие препараты.

Медико-социальная экспертиза:


  • направление на МСЭ,

  • участие в составлении индивидуальной программы реабилитационных мероприятий по профилактике инвалидности.

Организация диспансеризации на участке, анализ заболеваемости с временной и постоянной инвалидизацией.

Добровольное и обязательное медицинское страхование.



3
2-3

2-3


2-3
2-3

2-3


2-3

150
150

150


15
25

25

15



Каталог: system -> files -> intern ord
intern ord -> Зав кафедрой травматологии и ортопедии (А. Г. Тукмачев) Ассистент кафедры травматологии и ортопедии
intern ord -> Кировская государственная медицинская академия
intern ord -> Методические указания для клинических ординаторов к практическому и семинарскому занятию по специальности «Психиатрия»
intern ord -> Тесты для вводного контроля
intern ord -> Цель обучения по специальности «Терапия» подготовка квалифицированного врача-терапевта, обладающего системой общекультурных и профессиональных компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности в условиях
intern ord -> Методические указания для клинических интернов к практическому и семинарскому занятию по специальности «Психиатрия»
intern ord -> Методические указания для клинических интернов по самостоятельной внеаудиторной работе по специальности «Психиатрия»
intern ord -> Методические указания для клинических ординаторов 1 года обучения по самостоятельной внеаудиторной работе
intern ord -> Вопросы для вступительного экзамена по психиатрии-наркологии для поступления в интернатуру, ординатуру


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница