Основная образовательная программа по направлению подготовки кадров высшей квалификации программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 45. 06



Скачать 326.06 Kb.
Дата01.06.2016
Размер326.06 Kb.
ТипОсновная образовательная программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Балашовский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»
Филологический факультет

Утверждаю:

Ректор

_______________



«__» __________20___ г.

Основная образовательная программа по направлению подготовки кадров высшей квалификации – программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 45.06.01 «Языкознание и литературоведение», профиль «Литература народов стран зарубежья (Европы, Америки, Австралии)»

























Присваиваемая квалификация:

«Исследователь. Преподаватель-исследователь»











Форма обучения

Очная
Балашов, 2014



СОДЕРЖАНИЕ

I. Общие положения 4

II. Характеристики профессиональной деятельности выпускников 5

III. Результаты освоения образовательной программы 6

IV. Структура образовательной программы 8

4.1. Базовый учебный план 8

4.2. Оценка качества освоения образовательной программы 9

4.3. Календарный учебный график 9

4.4. Рабочие программы дисциплин (модулей) 9

4.5. Основы формирования программы ГИА 10

V. Характеристика научной среды вуза, обеспечивающей развитие универсальных и общепрофессиональных компетенций аспиранта 11

VI. Особенности организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья 20

VII. Условия реализации образовательной программы 22

7.1. Кадровые условия реализации 22

7.2. Материально-технические и учебно-методические условия реализации 24

VIII. Справочные материалы по нормативно-правовому и методическому обеспечению ФГОС ВО 25



I.Общие положения


ООП ВО по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 45.06.01 «Языкознание и литературоведение», профиль «Литература народов стран зарубежья (Европы, Америки, Австралии)» представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную в СГУ имени Н.Г. Чернышевского с учетом потребностей регионального рынка труда на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 45.06.01«Языкознание и литературоведение».

Настоящая ООП ВО регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных дисциплин, предметов, программы практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий.




    1. Нормативные документы для разработки ООП

Настоящая ООП ВО по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 45.06.01 «Языкознание и литературоведение» разработана на основе следующих нормативных документов:



  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.11.2013 №1259 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)»;

  • ФГОС ВО по направлению подготовки 45.06.01 «Языкознание и литературоведение», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 30 июля 2014г. № 903, зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации _20 августа 2014г. № 33719;

  • Положение о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования (Проект Приказа Минобрнауки от 26 марта 2013 г.);

  • Устав СГУ.



1.2 Характеристика направления подготовки
Основная образовательная программа (ООП) БИ СГУ по направлению подготовки 45.06.01 «Языкознание и литературоведение» очной формы обучения и профилю подготовки «Литература народов стран зарубежья (Европы, Америки, Австралии)».

Трудоемкость ООП ВО по данному направлению

Трудоемкость освоения аспирантом ООП ВО 180 зачетных единиц.

Срок освоения ООП ВО по данному направлению

Нормативный срок освоения ООП ВО по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 45.06.01 «Языкознание и литературоведение» составляет 3 года при очной форме обучения.

  • при обучении по индивидуальному учебному плану - не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения (по решению Ученого Совета СГУ);

  • при обучении по индивидуальному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья: организация вправе продлить срок не более чем на один год по сравнению со сроком, установленным для соответствующей формы обучения (по решению Ученого Совета БИ СГУ);

  • Объем программы аспирантуры при обучении по индивидуальному плану не может составлять более 75 з.е. за один учебный год.

II.Характеристики профессиональной деятельности выпускников


2.1 Область профессиональной деятельности выпускника ООП ВО

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры, включает филологию, лингвистику и смежные сферы гуманитарной научной и практической деятельности.


2.2 Объекты профессиональной деятельности выпускника ООП ВО

Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры, являются:

языки (родной и иностранные) в их теоретическом, практическом, функциональном, прагматическом, синхроническом, диахроническом, социокультурном, диалектологическом и сопоставительном аспектах;

различные типы текстов в их историческом и теоретическом аспектах (например, отечественная и зарубежная художественная литература, публицистика, литературная критика, устное народное творчество, древнее письменное/рукописное наследие), созданные в различные эпохи, в том числе опубликованные в средствах массовой информации, в средствах электронной коммуникации, бытующие в формах устной речи;

устная, письменная и мультимодальная (в том числе электронная) межличностная и массовая коммуникация во всех сферах человеческого общения;

лингвистические технологии, применяемые в разного рода информационных системах, специализированном программном обеспечении и электронных ресурсах в гуманитарной сфере.



2.3 Виды профессиональной деятельности выпускника ООП ВО


Видами профессиональной деятельности выпускника являются:

научно-исследовательская деятельность в области филологии, лингвистики и в смежных сферах гуманитарного знания;

преподавательская деятельность в области филологических наук.

Программа аспирантуры направлена на освоение всех видов профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник.



III.Результаты освоения образовательной программы


Результаты освоения ООП определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

3.1 В результате освоения программы аспирантуры у выпускника должны быть сформированы:

универсальные компетенции, не зависящие от конкретного направления подготовки;

общепрофессиональные компетенции, определяемые направлением подготовки;

профессиональные компетенции, определяемые направленностью (профилем) программы аспирантуры в рамках направления подготовки (далее - направленность программы).

3.2 Выпускник, освоивший программу аспирантуры, должен обладать следующими универсальными компетенциями:

способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);

способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2);

готовностью участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач (УК-3);

готовностью использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках (УК-4);

способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-5).

3.3 Выпускник, освоивший программу аспирантуры, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

способностью самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий (ОПК-1);

готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования (ОПК-2).

3.4 Выпускник, освоивший программу аспирантуры, должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

– способностью свободно ориентироваться в закономерностях исторического движения литератур мира в наиболее существенных явлениях этого процесса (ПК-1);

– способностью исследования истории и типологии литературных направлений, видов художественного сознания, жанров, стилей (ПК-2);

–  способностью самостоятельно анализировать наиболее значимые художественные явления и тексты и творчески применять к ним научные методы литературоведческого исследования (ПК-3);

– воспринимать художественные тексты русской и зарубежной классики во всем объеме идейно-художественного содержания (ПК-4);

- определять связи русской литературы и ее типологические соотношения с зарубежной литературой (ПК-5);

- владеть понятийным филологическим аппаратом (инструментарием) (ПК-6);

IV.Структура образовательной программы

4.1. Базовый учебный план


Наименование элемента программы

Объем в з.е.

Блок 1 Дисциплины/модули

30

Базовая часть

9

4

1



3

1


Дисциплины/модули, в том числе направленные на подготовку к сдаче кандидатских экзаменов:

Б1.Б.1.1. Иностранный язык

Б1.Б.1.2. Кандидатский экзамен по иностранному языку

Б1.Б.2.1. История философии и науки

Б1.Б.2.2. Кандидатский экзамен по истории философии и науки


Вариативная часть

Дисциплины/модули, в том числе направленные на подготовку к сдаче кандидатских экзаменов:

Б1.В.ОД.1 Педагогика высшей школы

Б1.В.ОД.2.1 Роман воспитания в зарубежной литературе

Б1.В.ОД.2.2Методологические проблемы анализа художественного текста

Б1.В.ОД.2.3 Проблемы компаративистского

литературоведения

Б1.В.ОД.2.4Кандидатский экзамен по дисциплине специальности

Б1.В.ДВ Дисциплины по выбору

Б1.В.ДВ.1 Информационные технологии в научном исследовании/ Информационные ресурсы и базы данных



21
17

2

4



5
5
1

4


Блок 2 Практики

Б2.1. Педагогическая практика

Б2.2. Научно-исследовательская практика


21

9

12



120

25

26



18

18

17



16

Блок 3 Научно-исследовательская работа

Б3.1. НИР 1 семестр

Б3.2. НИР 2 семестр

Б3.3. НИР 3 семестр

Б3.4. НИР 4 семестр

Б3.5. НИР 5 семестр

Б3.6. НИР 6 семестр


Блок 4 Государственная итоговая аттестация

9
9

Базовая часть

Б4.Д.1. Государственная итоговая аттестация



Объем программы аспирантуры

180


4.2. Оценка качества освоения образовательной программы


В соответствии с ФГОС ВО (уровень подготовки кадров высшей квалификации) и ч.3 «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 ноября 2013 г. № 1259) контроль качества освоения программы аспирантуры включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую (государственную итоговую) аттестацию обучающихся.

Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплин (модулей) и прохождения практик, промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплинам (модулям), прохождения практик, выполнения научно-исследовательской работы.

Формы, система оценивания, порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся, включая порядок установления сроков прохождения соответствующих испытаний обучающимся, не прошедшим промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющим академическую задолженность, а также периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся устанавливаются локальными нормативными актами организации

4.3. Календарный учебный график


Прилагается.

4.4. Рабочие программы дисциплин (модулей)


Рабочие программы дисциплин, направленных на сдачу кандидатского минимума, составлены в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВО по направлению 45.06.01 «Языкознание и литературоведение» (уровень подготовки кадров высшей квалификации) и профилю подготовки «Литература народов стран зарубежья (Европы, Америки, Австралии)»

Рабочие программы прилагаются

4.5. Основы формирования программы ГИА


В Блок 4 «Государственная итоговая аттестация» входит подготовка и сдача государственного экзамена и защита выпускной квалификационной работы, выполненной на основе результатов научно-исследовательской работы.

В соответствии с ФГОС ВО (уровень подготовки кадров высшей квалификации) и ч.3 «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 ноября 2013 г. № 1259) Государственная итоговая аттестация аспиранта является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме.



Защита выпускной квалификационной работы, выполненной на основе результатов научно-исследовательской работы, представляет собой либо предварительную защиту подготовленной за время обучения в аспирантуре кандидатской диссертации, либо защиту написанной специально работы. В первом случае защита происходит на совместном заседании выпускающей кафедры и Государственной комиссии. Во втором случае – на заседании Государственной комиссии. В обоих случаях работу рецензируют два сотрудника организации, являющиеся специалистами в обсуждаемой научной теме либо привлеченными из других организаций.

Требования к кандидатской диссертации определены Постановлением Правительства РФ от 24 сентября 2013 г. № 842 «О порядке присуждения ученых степеней».

Требования к выпускной квалификационной работе аспиранта: во Введении должны быть определены актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость работы, выявлены предмет и объект исследования, сформулированы Положения, выносимые на защиту. Объем работы должен составлять не менее 100 страниц. Работа должна быть снабжена библиографическим списком и необходимыми ссылками.

V.Характеристика научной среды вуза, обеспечивающей развитие универсальных и общепрофессиональных компетенций аспиранта


Научная традиция кафедры литературы фундируется на теоретическом наследии доктора филологических наук, профессора Владимира Серафимовича Вахрушева, который работал на кафедре всю профессиональную жизнь. Известный филологическому сообществу России, прежде всего, как теккереевед и исследователь исторических романов Джека Линдсея, Владимир Серафимович Вахрушев писал статьи по развитию историко-литературного процесса в Англии, от Шекспира до Джойса и Бёрджесса, в том числе, в таких журналах, как «Вопросы литературы» и «Новое литературное обозрение». Его аспиранты защитили диссертации по творчеству Ч. Диккенса, А. Мёрдок, Т. де Квинси, И. Бродского, Э Бёрджесса, Т. Гарди, Дж. Джойса, У. Х. Одена. Другие работы отражают оригинальную трактовку ученым отдельных произведений американской, европейской литературы (итальянской, французской, немецкой и т.д.), Ближнего Востока и Азии, а также литературного процесса в России – от древних и средневековых литератур до нового времени. Особый пласт наследия В.С. Вахрушева составляют его исследования античной литературы – его статьи о Гомере и Плавте, например, вошли в Библиографический словарь зарубежных писателей (М., 1997). Самым ценным вкладом в развитие российской теории литературы являются две концепции Вахрушева: концепция игры как основы функционирования художественного текста и концепция жанра как универсальной идейно-познавательной структуры. Обе концепции ценны своей междисциплинарной направленностью. Помимо литературоведения, В.С. Вахрушев основательно изучал мировую историю, философию, культуру, отразив свои размышления в ярких публикациях. Особо ценим научным сообществом кафедры и вклад В.С. Вахрушева в развитие исторического краеведения – его книга «Большой, как солнце, Балашов» вписала наш город в контекст мировой культуры.

Владимир Серафимович был и оригинальным педагогом, историком, философом, культурологом, эссеистом, публиковавшим статьи о взаимосвязях между жизнью человека, частной и общественной, законами существования вселенной и искусством.

Универсальность научной деятельности В. С. Вахрушева и определяет сегодня среду исследовательской работы ведущих преподавателей (учеников ученого) кафедры – доцента, кандидата филологических наук  А. Ф. Седова, профессора, доктора филологических наук Ж.Н. Масловой, доктора филологических наук, профессора Л.В. Комуцци , доктора филологических наук, профессора С. Е. Шеиной. В своей совокупности их научные работы охватывают широкую теоретическую проблематику: вопросы когнитивной поэтики (Ж.Н. Маслова), теории нарратива (Л.В. Комуцци), поэтики Дж. Джойса и С. Беккета (С.Е. Шеина).

Развитие теории когнитивной лингвистики и когнитивной поэтики ведется профессором кафедры Жанной Николаевной Масловой на протяжении восьми лет. В 2010 г. исследовательская работа была поддержана Грантом Президента Российской Федерации для поддержки молодых ученых кандидатов наук (МК–2384.2010.6). Тема научного исследования: «Поэтическая картина мира как объект исследования. Новые подходы к лингвокогнитивному анализу поэтического текста». В результате были разработаны основные положения когнитивной теории поэтической картины мира; определены основы когнитивного моделирования художественного (поэтического) мира. В 2011 г. Ж.Н. Масловой была защищена докторская диссертация по специальности по теме «поэтическая картина мира и ее репрезентация в языке». Ж.Н. Маслова признана победителем в конкурсе грантов Общероссийской общественной организации «Российская ассоциация лингвистов-когнитологов» на участие в научном мероприятии «Международный конгресс по когнитивной лингвистике - 2012». Изучение художественного творчества в когнитивном аспекте было продолжено в рамках Гранта Президента Российской Федерации для поддержки молодых ученых докторов наук (МД–181.2014.6). Тема научного исследования: «Когнитивно-онтологическое исследование генезиса механизмов формирования смысла (метафоры, метонимии, символа)». В ходе данной работы получило развитие когнитивно-онтологическое исследование генезиса основных механизмов формирования смысла; исследование эволюционных этапов развития когнитивных механизмов формирования смысла; исследование интерпретационного аспекта оперирования знанием в языке. Научные достижения Ж.Н. Масловой представлены участием во многих научных мероприятиях разного уровня, публикациями, экспертной работой.



Основная сфера научных интересов Людмилы Владимировны Комуцци (Татару) – теория нарратива. В 2009 году она защитила докторскую диссертацию по специальности «Теория языка», тема – «Точка зрения и ритм композиции нарративного текста (на материале произведений Дж. Джойса и В. Вулф», имеет публикации по стилистике и лингвокульторологии. С 1999 по 2004 год под ее руководством выпущено пять сборников научных статей серии «Ритм и стиль». Л. В. Комуцци ( Татару) дважды являлась руководителем коллективных проектов, выполнявшихся по госзаданию Министерства науки и образования РФ. Тема последнего – «Лингвокогнитивные модели художественного и журналистского нарративов».  Исследование выполнялось в рамках аналитической ведомственной целевой программы (темплана) «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2013 годы)» (рег. № 01201152307). Основными его результатами являются: 1) характеристика достижений, проблем и тенденций развития современной теории нарратива в России и за рубежом, 2) характеристика теоретической значимости концепция жанра проф. В.С. Вахрушева; 3) определение особенностей актуализации категорий пространства, времени, нарративно-речевых форм и модальности в нарративном тексте (Т. Манн, В Вулф, Дж. Джойс, Дж. Фаулз, М. Шишкин и др.); 4) разработка когнитивно-дискурсивной модели анализа художественного и фактуального (публицистического) нарратива, 5) характеристика жанров романа нон-фикшн, очерка и репортажа в планах их нарративной и жанровой природы; 6) сопоставление теоретических подходов к изучению журналистского нарратива в России и США и др. Л.В. Комуцци (Татару) активно популяризирует достижения постклассической нарратологии в России и достижений российских теоретиков нарратива и филологов – за рубежом. Особо важным результатом ее научной и организаторской работы стала международная конференция «Русский след в нарратологии» (2012). Приветственное письмо к участникам конференции прислал Дэвид Герман, который является ведущим теоретиком постклассической теории нарратива. В ее работе принимали участие крупные российские ученые из С.-Петербурга, Москвы, Благовещенска, Самары и др., а также зарубежные исследователи из Швейцарии, Италии, Литвы. .Все основные проекты Л. В. Комуцци (Татару) отличает междисциплинарность. Примером тому явился сборник статей «Семиосфера нарратологии» (2013), который она выпустила совместно с известным нарратологом из Испании Хосе Анхелом Гарсиа-Ландой. С ним же в соавторстве была написана статья «Эволюция нарратологии» (The Evolution of Narratology”, 2013), которая  вошла в топ-лист наиболее часто скачиваемых статей на сайте e-Library Сети Социологических исследований (Social Science Research Network, SSRN): AARN: Identity & Belonging (Sub-Topic) and AARN: Language, Culture & Power (Topic). См. информацию о статье: http://ssrn.com/abstract=2372577).

Л.В. Комуцци (Татару) неоднократно принимала участие в конференциях «Белые чтения» в РГГУ, выступая с докладами на секции нарратологии, в других значимых международных конференциях, проводимых в России (например, в конференции памяти К. Ф. Седова и И.Н. Горелова – СГУ, 2013 год), а также представляла свои доклады на конференциях за рубежом, например:

Л.В. Татару. Доклад  «Celebrity stories as a genre of media culture» на международной конференции во Флоренции, Италия (International Conference for Academic Disciplines. Florence, 19-22 June, 2012).

Л.В. Татару. Доклад «Narrative Poetry as a Narrative “Speech Genre”» на Международной конференции Emerging Vectors of Narratology: Toward Consolidation or Versification? The 3rd ENN Conference. Paris, March 29 and 30, 2013. («Новые векторы нарратологии: к консолидации или диверсификации?». Третья Международная конференция Европейской Сети Нарратологов. Париж, 29 – 30 марта 2013 г. Центр исследований искусств и языков (the Centre de recherches sur les arts etle langage – CNRS/EHESS).



Шеина Светлана Евгеньевна, доктор филологических наук. Сфера научных интересов англо-ирландская литература ХХ века, а также синтез поэзии и прозы (см. « Взаимодействие поэзии и прозы в англо-ирландской литературе первой половины ХХ века (Дж. Джойс и С. Беккет, диссертация 2009 г.). Исследования ведутся в рамках сравнительно-исторического подхода, рассматриваются явления всемирной литературы в контексте культуры. Автор двух монографий и более чем пятидесяти публикаций.

Среди научных мероприятий кафедры последних лет следует выделить следующие:



  1. Коллективный научно-исследовательский проект «Лингвокогнитивные модели художественного и журналистского нарративов», руководителем которого являлась Л. В. Комуцци (Татару) и который проводился в течение 2011-2013 годов.

  2. Организация Международной научно-практической конференции «Русский след в нарратологии» (Балашов, БИ СГУ, 26-28 ноября 2012 г). Организатор – Л.В. Комуцци (Татару). По результатам выпущен сборник «Русский след в нарратологии: матер. Международной науч.-практич. конф. Л.В. Татару – отв. Редактор. Балашов, 26—28 ноября 2012 г.Балашов : Николаев, 2012. –272 с.2

  3. Выпуск сборника «Семиосфера нарратологии: диалог языков и культур»междунар. cб. науч. ст. / под общей редакцией Л.В. Татару, Х.А. Гарсиа Ланды. — Балашов: Николаев, 2013. — 196 c.

4. 28.10.2014 – организация и проведение на филологическом факультете БИ СГУ регионального методологического семинара «Лингвистика текста и инструменты анализа»

Публикации



Монографии:

  1. Татару, Л.В. Нарративный ритм как когнитивная модель: проза и поэзия / Л.В. Татару. – Palmarium Academic Publishing. – 2012 – ISBN-13: 978-3-8473-9730-4. – 288 с.

2. Маслова Ж.Н. Поэтическая картина мира и ее репрезентация в языке: монография. М-во обр. и науки РФ, ГОУВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина». - Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. - 280 с.

3. Маслова Ж.Н. Когнитивная концепция поэтической картины мира [электронный ресурс]: монография / Ж.Н. Маслова. – М.: ФЛИНТА, 2012. – 420 с.

4. Седов А.Ф. Мир литературного произведения. Балашов: Николаев, 2014 – 108 с.

5. Шеина С.Е. Сэмюэль Беккет: поэзия и проза. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2009. – 166 с.

6. Шеина С.Е. Поэзия и проза Джеймса Джойса. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. – 148 с.

Статьи:


  1. Татару, Л.В. Ритм семантической оппозиции «ЖИЗНЬ/СМЕРТЬ» в нарративной структуре сборника Дж. Джойса «Дублинцы» // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/113-10916 (дата обращения: 27.11.2013).

  2. Татару, Л.В. Теория жанра В.С. Вахрушева и жанровая специфика русской эпиграммы // "Подхваченное слово...": сборник научных статей / под ред. Ж.Н. Масловой; М-во обр. и науки РФ, Балашовский ин-т (филиал) ФГБОУ ВПО "Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского". - Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2013. - С. 44 – 61.

  3. Татару, Л.В. Теория нарратива в России и на Западе: между прошлым и будущим // 80 лет Балашовскому институту Саратовского университета: сб. науч. Ст. преподавателей Балашовского института Саратовского университета, посвященный юбилею института / под ред. С. А. Ляшко. – Балашов: Николаев, 2013. – С. 143 – 154.

  4. Tataru, L. The Evolution of Narratology: Tataru L.V. Rhythm as a Category of Lotman’s Text Theory And as a Principle of Narrative Discourse // Semiosphere of Narratology: A Dialogue of Languages and Cultures : an international volume of scientific articles — Balashov : Nikolayev, 2013. – P. 40–53.

  5. Tataru, L. “The Russian Trace Within Narratology”: Balashov, Russia, November 26-28, 2012. // European Narratology Network Newsletter. Issue IX. December 2013. Pp. 19-26. http://www.narratology.net/sites/www.narratology.net/files/webfm/stories/NL9%20ENN_December_2013.pdf.

  6. Garcia Landa, J.A., Tataru L. The Evolution of Narratology // Enthymema, International journal of literary criticism, literary theory and philosophy of literature.  Università degli Studi di Milano. ISSN (P) 2037-2426 ISSN (L). IX, 2013. P. 145-153. http://riviste.unimi.it/index.php/enthymema/article/view/3541 

  7. Татару, Л. В. Нарративная и когнитивная природа лирики (на материале английской поэзии XVII-XVIII веков) //Narratorium. 2013. № 1-2 (5-6). http://narratorium.rggu.ru/article.html?id=2631082.

  8. Comuzzi (Tataru), Ludmila. Semiosphere of Narratology: A Dialogue of Languages and Cultures. (Book Review) // ENN Newsletter. Issue XI. December 2014. Pp. 29-37.  http://www.narratology.net/sites/www.narratology.net/files/webfm/stories/NL11_ENN_December_2014_0.pdf

12. Маслова Ж.Н. Исследование генезиса метафоры и метонимии как когнитивных механизмов в русле когнитивной поэтики / Когнитивные исследования языка Вып. XII: Теоретические аспекты языковой репрезентации: сб. науч. тр. М. : Ин-т языкознания РАН ; Тамбов : Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2012. – С. 402-410.

13. Маслова Ж.Н. Проблема определения универсальных и национально обусловленных моделей репрезентации эмоционально-эстетического опыта в когнитивном исследовании поэтического текста // Когнитивные исследования языка. Вып. XIV. Когнитивная лингвистика: итоги, перспективы: мат-лы Всеросс. науч. конф. 11-12 апреля 2013 г. / гл. ред. серии Н.Н. Болдырев, отв. ред. вып. Л.А Фурс. М. : Ин-т языкознания РАН; Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2013. С.805-810.

14. Маслова Ж.Н., Минахин Д.В. Проблема актуализации филологических исследований в области художественного текста // Проблемы филологического образования: сб. науч. тр. Вып. 5 / под ред. Л. И. Черемисиновой (отв. ред); ред.: И. А. Тарасова, Н. К. Иванкина. Саратов: ИЦ «Наука», 2013. – C. 104-111.

15.​ Маслова Ж.Н. Художественная интерпретация и вариативность художественного концепта в когнитивно-онтологическом аспекте // Когнитивные исследования языка Вып. XIX: Когнитивное варьирование в языковой интерпретации мира: сборник научных трудов / отв. ред. вып. В.З. Демьянков. Тамбов: издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2014. – С. 543-549.

16.​ Маслова Ж.Н. Эпитет и метафора в контексте трех аспектов оперирования знанием в языке // Когнитивные исследования языка. Вып. XVII: Актуальные проблемы взаимодействия мыслительных и языковых структур: сборник научных трудов / отв. ред. вып. Л.А. Фурс. Тамбов: издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2014. – С. 101-109.

17​ Maslova Zh., Minakhin D. Сognitive investigation of the integrated mental basis of creative writing // European Scientific Journal, 2014, Special Edition, Vol.1, 2014. Р. 433-437.

18.​  Маслова Ж.Н., Захарова М.Г. Когнитивные стратегии и их роль в структурировании художественного опыта // Материалы докладов VI Международной Интернет-конференции "Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации" (26-28 февраля 2014 года) – Саратов: ИЦ «Наука», 2014. – С.60-65

19.​ Маслова Ж.Н. Когнитивно-онтологический аспект художественной интерпретации // Проблемы филологического образования: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. Л.И. Черемисиновой. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2014 С. 116-120

20.​ Маслова Ж.Н. Введение в когнитивную поэтику: учебное пособие / Ж.Н. Маслова ; М-во обр. и науки РФ, Балашовский ин-т (филиал) ФГБОУ ВПО «Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского». Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2014. 251 с.


  1. Бозрикова С.А. Нарративная публицистика в США и в России : учеб.-методич. пособие для студентов филол. специальностей / С.А. Бозрикова, Л.В. Комуцци. — Балашов: Николаев, 2014. — 122 с.

  2. Шеина С.Е. Ирландский ли писатель ирландец Сэмюэль Беккет? // Вопросы литературы. – 2009. – № 2. – С. 278-298. /0,75 п.л./

23. Шеина С.Е. Реализация принципов поэтизации прозы в произведениях С. Беккета // Знание. Понимание. Умение. – 2008. – №2. – С. 171-176.

24. Шеина С.Е. Проблема взаимодействия поэзии и прозы в произведениях Дж. Джойса // Преподаватель XXI век. – 2008. – №4. – С. 74-81.

25. Шеина С.Е. Способы введения музыки в структуру произведений Дж. Джойса // Музыковедение. – 2008. – №4. – С. 35-39.

26. Шеина С.Е. Виды и функции поэтических вставок в романе «Улисс» Дж. Джойса // Проблемы истории, филологии, культуры. Вып. XIX. – Москва-Магнитогорск-Новосибирск, 2008. – С. 218-225.



VI.Особенности организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья


Содержание высшего образования по образовательным программам и условия организации обучения в БИ СГУ обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

Обучение по образовательным программам инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться в БИ СГУ с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.

В случае необходимости в БИ СГУ могут быть созданы специальные условия для получения высшего образования по образовательным программам обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Под специальными условиями для получения высшего образования по образовательным программам обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В целях доступности получения высшего образования по образовательным программам инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в БИ СГУ может быть обеспечено:

1) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению:

адаптация официальных сайтов организаций в сети «Интернет» с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов;

размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании учебных занятий;

присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;

обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию организации;

2) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху:

обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;

3) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, занятия будут проводиться в аудитории на 1 этаже, доступ к которой обеспечен (расширенный дверной проем, пандус).

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах или в отдельных организациях.

При получении высшего образования по образовательным программам обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в БИ СГУ могут быть предоставлены бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература.

VII. Условия реализации образовательной программы

7.1. Кадровые условия реализации


Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации соответствует квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 января 2011 г. № 1н (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 23 марта 2011 г., рег. №20237), и профессиональным стандартам (при наличии).

Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), составляет 90 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации.

Среднегодовое число публикаций научно-педагогических работников организации в расчете на 100 научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) составляет 16,78% в журналах, индексируемых в базах данных Web of Scince, 22,64% – Scopus, а также 59,67% в журналах, индексируемых в РИНЦ, в научных рецензируемых изданиях, определенных в Перечне рецензируемых изданий согласно п.12 Положения о порядке присуждения ученых степеней, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 сентября 2013 г. №842 «О порядке присуждения ученых степеней».



Среднегодовой объем финансирования научных исследований на одного научно-педагогического работника организации составляет 97,9 тыс. руб.

Реализация программы аспирантуры обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы аспирантуры на условиях гражданско-правового договора.

Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу аспирантуры, составляет 90%

Научные руководители, назначаемые обучающимся, имеют ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации), осуществляют самостоятельную научно-исследовательскую (творческую) деятельность (участвовать в осуществлении такой деятельности) по направленности (профилю) подготовки, имеют публикации по результатам указанной научно-исследовательской (творческой) деятельности в ведущих отечественных и (или) зарубежных рецензируемых научных журналах и изданиях, а также осуществляют апробацию результатов указанной научно-исследовательской (творческой) деятельности на национальных и международных конференциях.

Реализация основной образовательной программы аспирантуры 45.06.01 «Языкознание и литературоведение», профиль « Литература народов стран зарубежья (Европы, Америки, Австралии)» обеспечивается научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование и систематически занимающиеся научной и научно-методической деятельностью. Общая численность преподавателей, привлекаемых к реализации образовательной программы 7 человек, из них с учеными степенями и званиями 100%: 3 доктора филологических наук, 4 кандидата наук, доцента. Научное руководство осуществляет доктор филологических наук Маслова Ж.Н.

Профессорско-преподавательский состав кафедры регулярно повышает свою квалификацию.

7.2. Материально-технические и учебно-методические условия реализации


В БИ СГУ имеются специальные помещения для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания оборудования. Специальные помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления информации большой аудитории.

Помещения для самостоятельной работы аспирантов оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду.

Организация обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда обеспечивает одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе аспирантуры.

Обучающимся и научно-педагогическим работникам обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных (в том числе международным реферативным базам данных научных изданий) и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей).

VIII.Справочные материалы по нормативно-правовому и методическому обеспечению ФГОС ВО


8.1. Основные федеральные нормативные акты (в хронологическом порядке):

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21 декабря 2012 г.). http://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/20130105131426.pdf

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 января 2011 г. № 1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» http://www.rg.ru/2011/05/13/spravochnik-dok.html

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. № 842 «О порядке присуждения ученых степеней». http://fgosvo.ru/uploadfiles/postanovl%20prav/uch.pdf

Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 ноября 2013 г. № 1259 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)». http://www.rg.ru/2014/02/12/minobrnauki2-dok.html

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 июля 2014 г. № 903 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по соответствующему направлению подготовки http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvoasp/450601_Yazyk.pdf

Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 сентября 2014 г. № 1192 «Об установлении соответствия направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, применяемых при реализации образовательных программ высшего образования...» (переходник). http://fgosvo.ru/uploadfiles/prikaz_miobr/1192.pdf

Реестр профессиональных стандартов (2014) http://profstandart.rosmintrud.ru/reestr-professionalnyh-standartov



8.2. Дополнительные федеральные нормативные акты и проекты приказов:

Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». http://fgosvo.ru/uploadfiles/prikaz_miobr/2.pdf

Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 марта 2014 г. № 233 «Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре». http://fgosvo.ru/uploadfiles/prikaz_miobr/asp_priem.pdf

Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 марта 2014 г. № 248 «О Порядке и сроке прикрепления лиц для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)» http://fgosvo.ru/uploadfiles/prikaz_miobr/soiskat.pdf

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 28 марта 2014 г. № 247 «Об утверждении порядка прикрепления лиц для сдачи кандидатских экзаменов, сдачи кандидатских экзаменов и их перечня»

Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 мая 2014 г. № 594 «Об утверждении порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ». http://fgosvo.ru/uploadfiles/prikaz_miobr/poop.pdf

Проект Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования» (по состоянию на 26 марта 2013 г.). минобрнауки.рф/документы/3215/файл/2013/13.03.26-практика-ВПО.pdf

Проект Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки» (по состоянию на 26 марта 2013 г.). минобрнауки.рф/документы/3217/файл/2015/13.03.26-порядок-аттестация.pdf



8.3. Проекты профессиональных стандартов:

Проект профессионального стандарта «Преподаватель (педагогическая деятельность в профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании, дополнительном образовании)» (по состоянию на 20 августа 2013 г.). http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/08/professional-standard.doc

Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта научного работника (научная (научно-исследовательская) деятельность)» (по состоянию на 18 ноября 2013 г.). www.consultant.ru/document/cons_doc_PNPA_4837/?dst=100020

Проект профессионального стандарта «Научный работник (научная (научно-исследовательская) деятельность)» (по состоянию на 18 ноября 2013 г.). http://base.consultant.ru/cons/rtfcache/PNPA4837_0_20141027_131549.PDF



8.4. Методические материалы:

Письмо Заместителя Министра образования РФ Климова А.А. «О подготовке кадров высшей квалификации» АК - 1807/05 от 27 августа 2013 г. http://fgosvo.ru/uploadfiles/metod/asp1807_05.pdf

Статья: Мосичева И.А., Караваева Е.В., Петров В.Л. Реализация программ аспирантуры в условиях действия ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Высшее образование в России. 2013. №8-9. С. 3-10. http://fgosvo.ru/uploadfiles/metod/36457497.pdf

Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утверждены Заместителем министра образования Российской Федерации Климовым А.А. АК-44/05вн от 8 апреля 2014 г.) http://fgosvo.ru/uploadfiles/metod/ak44.pdf



Материалы семинара Министерства образования и науки РФ и Рособрнадзора (1-2 октября 2014 года) «Основные отличия присуждения степеней» http://fgosvo.ru/uploadfiles/presentations/12okt/Step.pdf


Каталог: sites -> default -> files -> textdocsfiles -> 2015
2015 -> Психология личности
2015 -> Вопросы к государственному экзамену «Прикладная политология» для студентов 4 курса очной формы обучения направления «Политология» бакалавриат
2015 -> Формировать у аспирантов систему проектировочных, оценочных умений и навыков, развитие их адаптационных способностей
2015 -> Рабочая программа дисциплины История и философия науки Направление подготовки 06. 06. 01 «Биологические науки»
2015 -> Шелакина А. А. Студентка 2 курса атп 921 ппк сгту имени Гагарина Ю. А
2015 -> Темы контрольных работ по дисциплине «Социология Интернета»
2015 -> Реферат и 1 презентацию в соответствии с представленной ниже тематикой
2015 -> Примерный перечень вопросов к зачету «Криминальная психология»
2015 -> Примерный перечень вопросов к экзамену «Пенитенциарная психология
2015 -> Вопросы к государственному экзамену «История философии» для студентов специальности 030101 философия


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница