Основная образовательная программа основного общего образования



страница1/4
Дата15.02.2016
Размер0,84 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4


СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Председатель Управляющего совета Директор школы

Протокол № 1 от 01.09.2012г. _____________ /Левченко О.В./

_____________/В.П.Ховрачев/ Приказ № 111/1 от 01.09.2012

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №15»

Сергиев Посад

2012

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:






Целевой раздел

1.1
1.2

Введение
Пояснительная записка




1.3

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования

1.4

Система оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. Модель выпускника.




Содержательный раздел

2.1

Программа развития у обучающихся общих учебных умений и навыков на ступени основного общего образования

2.2

Программы отдельных учебных предметов, курсов

2.3

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования.

2.4

Программа работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами




Организационный раздел

3.1

Учебный план основного общего образования

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15»



3.2

Система условий реализации основной образовательной программы основного общего образования

РАЗДЕЛ 1. 1 ВВЕДЕНИЕ

Образовательная программа – внутришкольный нормативный многофункциональный документ, определяющий цели, основополагающие принципы, содержание и концепцию развития образования в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15». В соответствии с Законом об образовании РФ, Образовательная программа школы определяет содержание образования.



ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ШКОЛЕ:

Полное название: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 15» Сергиево-Посадского района Московской области.

Юридический адрес: 141364, Московская область, Сергиево-Посадский район, п.Скоропусковский, д.31.

Местонахождение: 141364, Московская область, Сергиево-Посадский район, п.Скоропусковский, д.31.

Руководство: Левченко Ольга Владимировна

Заместитель директора по УВР Кудинова Л.В.

Заместитель директора по ВР Голованова Л.Н.

Заместитель директора по безопасности Хазов А.И.

Лицензия серия РО № 014257, выдана 10.11.2010 года Министерством образования Московской области; регистрационный №65520 на право осуществления образовательной деятельности. Лицензия действительна до 10 ноября 2015 г.

Свидетельство о государственной аккредитации серия АА № 152179, выдано 17 марта 2010 года Министерством образования Московской области; регистрационный № 0420. Свидетельство действительно до 17 марта 2015 г.

Здание школы построено в 1974 году. Мощность здания: 750 обучающихся составляет 270 человек. Наполняемость классов по школе составляет в среднем 25,0 человек.

Школа работает в режиме 1 смены (1 смена - с 08.30) по шестидневной рабочей неделе.

Основной контингент учащихся, это дети из рабочих семей и семей служащих. Родители обучающихся работают не только в г.Сергиев Посад, но и в Москве.

1.2. Пояснительная записка

Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 15» разработана на основе Закона Российской Федерации “Об образовании РФ”, в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, часть II, утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 05.03.2004г. № 1089.

Программа определяет обязательный минимум содержания основного общего образования, цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению) и реализуется школой через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

В школе осуществляется обучение, при котором во главу угла ставится самоценность каждого участника образовательного процесса, поэтому деятельность школы основывается на таких ценностях, как: доверие и уважение друг к другу учащихся, педагогов, родителей;



  • психологический комфорт для всех участников образовательного процесса;

  • свобода творчества учащихся и учителей;

  • сотрудничество учителей, учащихся, родителей;

  • признание неповторимости и уникальности каждого ребенка;

  • уважение достоинства каждого ребенка, создание условий для максимального развития на основе всестороннего педагогического анализа успехов, достижений, проблем ребенка.

«Центральная фигура – ученик как Личность», «Школа – святое место добра и правды», «Милосердие и добро – в каждое сердце» – критерии работы школы.

В связи с этим Миссия школы сводится к следующему:

От школы для всех к школе для каждого: максимальная реализация возможности каждого ученика, осуществление его успешной социализации; воспитание гармонично развитой личности, способной на творческую самореализацию, духовное и физическое совершенствование.
Цели программы: 1) обеспечение условий для получения качественного образования всеми обучающимися школы; 2) выстраивание образовательного пространства, соответствующего старшему школьному возрасту через создание условий для социального и образовательного самоопределения старшеклассников.

Основное общее образование – вторая ступень общего образования.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» основного общее образование является общедоступным.

Средняя ступень общеобразовательной школы в процессе модернизации образования подвергается существенным структурным, организационным и содержательным изменениям. Социально-педагогическая суть этих изменений – обеспечение личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации. Эти изменения являются ответом на социальный заказ – максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования человека и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющую делать профессиональный и социальный выбор и нести за него ответственность, сознающую и способную отстаивать свою гражданскую позицию, гражданские права.



Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:

  • обеспечение прочного усвоения обязательного минимума содержания основных образовательных программ общего образования;

  • развитие развития общих учебных умений и навыков, формирование компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности;

  • формирование готовности обучающихся к саморазвитию и высокой социальной активности для продолжения обучения в образовательных учреждениях профессионального образования, профессиональной деятельности и успешной социализации;

  • совершенствование системы выявления и поддержки талантливых детей, развитие их творческих способностей;

  • обеспечение равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся, создание возможности для их социализации;

  • формирование патриотического сознания и гражданской позиции обучающихся;

  • развитие учительского потенциала через повышение квалификации педагогических кадров и управленческой команды;

  • материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса через участие в грантовых конкурсах;

Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации «Об образовании»:

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

  • единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;

  • светский характер образования;

  • демократический, государственно-общественный характер управления образованием.

Для решения стратегических задач образования важнейшими качествами личности должны стать инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни, поэтому в основе образовательной программы лежит деятельностный характер образования, который обеспечивает формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.

Программа учитывает, что ведущей деятельностью обучающихся данной ступени является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе как по математическому и естественно-научному, так и по социально-культурному направлениям. Так как становление школьников происходит через обретение практического мышления, то единицей организации содержания образования становится «проблема» и проблемная организация учебного материала, предполагающая задачно-целевую организацию учебной деятельности.



Основная образовательная программа формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11-15 лет.

Продолжительность обучения: 5 лет.

Технология комплектования: Заявительный порядок.

Прием в 6-9 классы осуществляется на основе:

  • Конституции РФ;

  • Закона РФ «Об образовании»;

  • Приказа Минобрнауки России от 15.02.2012 №107 (ред. от 04.07.2012) «Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения»;

  • Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.2.2821-10»

  • Устава школы.


1.3. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования

Освоение обучающимися основной образовательной программы основного общего образования завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией выпускников. Предметом государственной (итоговой) аттестации выпускников является достижение ими предметных и межпредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в соответствии требованиями к уровню подготовки выпускников.

Требования к уровню подготовки выпускников – установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования.

Требования разработаны в соответствии с обязательным минимумом, преемственны по ступеням общего образования и учебным предметам.

Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения данного учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни).

Требования служат основой разработки контрольно-измерительных материалов для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования.


1.4. Система оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования

Диагностика образовательных результатов учащихся отличается вариативностью и многоаспектностью. Качество образования анализируется и оценивается педагогическим коллективом с педагогических, психологических, концептуальных и социальных позиций.



Уровень образованности учащихся 5-9 классов определяется:

  • достижениями в овладении знаниями и умениями по учебным предметам;

  • развитием личностных качеств в процессе познания (эмоциональной, эстетической, интеллектуальной, нравственно-волевой сферы);

  • готовностью к решению социально-значимых задач на основе развития процессов самопознания и соблюдения нравственных норм;

  • по результатам олимпиад и конкурсов;

  • по уровню сформированности исследовательской культуры (результаты работы над проектами, реферативным исследованием).

Оценка качества знаний и умений учащихся 5-9 классов проводится в виде: предварительных, текущих, тематических, итоговых контрольных мероприятий. Методы и приемы контроля: устные, письменные, графические, практические (работы), программированные, тесты.

Достижения учащихся 5-9 классов определяются:

  • по результатам контроля знаний,

  • по динамике успеваемости от полугодия к окончанию года,

  • по результатам экзаменов.

Формы итогового контроля в 5-8 классах:

  • итоговая контрольная работа;

  • итоговый опрос (письменный или устный);

  • тестирование;

  • зачет.

Материалы итогового контроля учащихся разрабатываются учителями школы, обсуждаются на заседаниях методических объединений, согласовываются с администрацией.

Освоение обучающимися основной образовательной программы основного общего образования завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией выпускников. Предметом государственной (итоговой) аттестации выпускников является достижение ими предметных и межпредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в соответствии требованиями к уровню подготовки выпускников.

Обучающиеся, завершившие основное общее образование и выполнившие в полном объеме требования к уровню подготовки выпускников, вправе продолжить обучение на ступенях среднего (полного) общего, начального или среднего профессионального образования.

Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования включает две составляющие:



  • результаты промежуточной аттестации обучающихся, проводимой образовательным учреждением самостоятельно, отражающие динамику индивидуальных образовательных достижений обучающихся в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования;

  • результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке, относятся ценностные ориентации обучающегося и индивидуальные личностные характеристики.

Обобщённая оценка этих и других личностных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ должна осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований.



Итоговая аттестация выпускников 9 класса проводится на основе Закона РФ «Об образовании», иных нормативных актов, распоряжений Министерства образования и науки Московской области, приказов Управления образования Сергиево-Посадского муниципального района
Модель выпускника.

Выпускник основной общеобразовательной школы № 15:

  • достиг высокого уровня предметной компетентности по всем предметам школьного учебного плана;

  • освоил на базовом уровне учебный материал по предметам индивидуального учебного плана;

  • готов к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути; к выбору социально ценных форм досуговой деятельности;

  • знает и применяет способы укрепления здоровья, способен развивать основные физические качества;

  • осознает возможные достоинства и недостатки собственного «Я», умеет владеть собой в сложных ситуациях, обладает нравственными принципами;

  • усвоил основы коммуникативной культуры, навыки бесконфликтного поведения; владеет навыками делового общения, межличностных отношений, способствующих самореализации, достижению успеха в общественной и личной жизни;

  • владеет основами мировой культуры; воспринимает себя как носителя общечеловеческих ценностей, способен к творчеству в пространстве культуры, к диалогу в деятельности и мышлении, способен проектировать и реализовать свои жизненные смыслы на основе общечеловеческих ценностей;

  • готов способствовать процветанию России, защищать Родину, знает общественно-политические достижения государства, чтит государственную символику и национальные святыни народов, его населяющих, любит его историю и литературу, принимает активное участие в государственных праздниках;

  • знает свои гражданские права и умеет их реализовывать, ориентируется в соблюдении прав и обязанностей;

  • уважительно относится к национальным культурам народов Российской Федерации;

  • готов к жизни в современном мире, ориентируется в его проблемах, ценностях, нравственных нормах, умеет жить в условиях рынка и информационных технологий, понимает особенности жизни в крупном городе, ориентируется в возможностях этой жизни для развития своих духовных запросов, в научном понимании мира.


II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Программа развития общих учебных умений и навыков на ступени основного общего образования

Программа развития общих учебных умений и навыков на ступени основного образования (далее – программа развития ОУУН) конкретизирует требования к личностным и межпредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, дополняет традиционное содержание образовательно-воспитательных программ и служит основой для разработки примерных программ учебных предметов, курсов, дисциплин.

Программа развития ОУУН в основной школе определяет:


  • цели и задачи взаимодействия педагогов и обучающихся по развитию общеучебных умений и навыков в средней школе, описание основных подходов, обеспечивающих эффективное их усвоение обучающимися. Планируемые результаты усвоения обучающимися познавательных, регулятивных и коммуникативных общеучебных умений и навыков, показатели уровней и степени владения ими, их взаимосвязь с другими результатами освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования;

  • ценностные ориентиры развития общеучебных умений и навыков, место и формы развития ОУУН: учебные предметы, внеурочные занятия и т.п. Связь ОУУН с содержанием учебных предметов;

  • основные направления деятельности по развитию ОУУН в средней школе, описание технологии включения развивающих задач как в урочную, так и внеурочную деятельность обучающихся;

  • условия развития ОУУН;

  • преемственность программы развития ОУУН при переходе от начального к основному общему образованию.

Целью программы развития о ОУУН является обеспечение умения школьников учиться, дальнейшее развитие способности к самосовершенствованию и саморазвитию, а также реализация деятельностного подхода, развивающего потенциал общего среднего образования.

Развитие системы общих учебных умений и навыков в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется с учётом возрастных особенностей развития личностной и познавательной сфер подростка. Общие учебные умения и навыки представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного навыка определяется его отношением с другими видами учебных навыков и общей логикой возрастного развития.

Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности обучающегося к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание в программе развития общих учебных умений и навыков уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных навыков.

По мере формирования личностных действий ученика (смыслообразование и самоопределение, нравственно-этическая ориентация) функционирование и развитие общих учебных умений и навыков (коммуникативных, познавательных и регулятивных) в основной школе претерпевают изменения. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определённые достижения и результаты школьника, что приводит к изменению характера его общения и Я-концепции.

Исходя из того что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии ОУУН в этот период приобретают коммуникативные учебные действия. В этом смысле задача основной школы - «учить ученика учиться в общении».
Планируемые результаты усвоения обучающимися общих учебных умений и навыков
В результате изучения базовых и дополнительных учебных предметов, а также в ходе внеклассной работы у выпускников основной школы будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные общие учебные умения и навыки как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.
Технологии развития общих учебных умений и навыков
В основе развития ОУУН в основной школе лежит деятельностный подход. В соответствии с ним именно активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования – знания не только передаются в готовом виде, а также добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. В образовательной практике отмечается переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Оно принимает характер сотрудничества. Всё это придаёт особую актуальность задаче развития в основной школе общих учебных умений и навыков.

Развитие ОУУН в основной школе целесообразно в рамках использования возможностей современной информационной образовательной среды как:



  • средства обучения, повышающего эффективность и качество подготовки школьников, организующего оперативную консультационную помощь в целях формирования культуры учебной деятельности в школе;

  • инструмента познания за счёт формирования навыков исследовательской деятельности путём моделирования работы научных лабораторий, организации совместных учебных и исследовательских работ учеников и учителей, возможностей оперативной и самостоятельной обработки результатов экспериментальной деятельности;

  • средства телекоммуникации, формирующего умения и навыки получения необходимой информации из разнообразных источников;

  • средства развития личности за счёт формирования навыков культуры общения;

  • эффективного инструмента контроля и коррекции результатов учебной деятельности.

Решение задачи развития общих учебных умений и навыков в средней школе происходит не только на занятиях по отдельным учебным предметам, но и в ходе внеклассной работы, а также в рамках межпредметных программ курсов и дисциплин (факультативов, кружков, элективов).

Среди технологий, методов и приёмов развития ОУУН в основной школе особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых ОУУН. Типология учебных ситуаций в основной школе может быть представлена такими ситуациями, как:



  • ситуация-проблема – прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);

  • ситуация-иллюстрация – прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);

  • ситуация-оценка – прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение;

  • ситуация-тренинг – прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).

Наряду с учебными ситуациями для развития ОУУН в основной школе возможно использовать следующие типы задач.

Личностные общие учебные умения и навыки:



  • на личностное самоопределение;

  • на развитие Я-концепции;

  • на смыслообразование;

  • на мотивацию;

  • на нравственно-этическое оценивание.

Коммуникативные общие учебные умения и навыки:

  • на учёт позиции партнёра;

  • на организацию и осуществление сотрудничества;

  • на передачу информации и отображению предметного содержания;

  • тренинги коммуникативных навыков;

  • ролевые игры;

  • групповые игры.

Познавательные общие учебные умения и навыки:

  • задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;

  • задачи и проекты на сравнение, оценивание;

  • задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;

  • задачи и проекты на проведение теоретического исследования;

  • задачи на смысловое чтение.

Регулятивные общие учебные умения и навыки:

  • на планирование;

  • на рефлексию;

  • на ориентировку в ситуации;

  • на прогнозирование;

  • на целеполагание;

  • на оценивание;

  • на принятие решения;

  • на самоконтроль;

  • на коррекцию.

Развитию регулятивных общих учебных умений и навыков способствует также использование в учебном процессе системы таких индивидуальных или групповых учебных заданий, которые наделяют учащихся функциями организации их выполнения: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы, – при минимизации пошагового контроля со стороны учителя. Примерами такого рода заданий могут служить: помощь в подготовке спортивного праздника (концерта, выставки поделок и т. п.), материалов для внутришкольного сайта (стенгазеты, выставки и т. д.); ведение читательских дневников, дневников самонаблюдений, дневников наблюдений за природными явлениями; выполнение различных творческих работ, предусматривающих сбор и обработку информации, подготовку предварительного наброска, черновой и окончательной версий, обсуждение и презентацию.

Распределение материала и типовых задач по различным предметам не является жёстким, начальное освоение одних и тех же общих учебных умений и навыков и закрепление освоенного может происходить в ходе занятий по разным предметам. Распределение типовых задач внутри предмета должно быть направлено на достижение баланса между временем освоения и временем использования соответствующих действий. При этом особенно важно учитывать, что достижение цели развития ОУУН в основной школе не является уделом отдельных предметов, а становится обязательным для всех без исключения учебных курсов как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, имеющую следующие особенности:


  1. цели и задачи этих видов деятельности обучающихся определяются как их личностными, так и социальными мотивами. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определённых учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;

  2. учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;

  3. организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.

При построении учебно-исследовательского процесса учителю важно учесть следующие моменты:

  • тема исследования должна быть на самом деле интересна для ученика и совпадать с кругом интереса учителя;

  • необходимо, чтобы обучающийся хорошо осознавал суть проблемы, иначе весь ход поиска её решения будет бессмыслен, даже если он будет проведён учителем безукоризненно правильно;

  • организация хода работы над раскрытием проблемы исследования должна строиться на взаимоответственности учителя и ученика друг перед другом и взаимопомощи;

  • раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеет как общие, так и специфические черты.

К общим характеристикам следует отнести:



  • практически значимые цели и задачи учебно-исследовательской и проектной деятельности;

  • структуру проектной и учебно-исследовательской деятельности, которая включает общие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов в соответствующем использованию виде;

  • компетентность в выбранной сфере исследования, творческую активность, собранность, аккуратность, целеустремлённость, высокую мотивацию.

Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.
Специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности

Проектная деятельность

Учебно-исследовательская деятельность

Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования

В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат

Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле

Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений

В решении задач развития общих учебных умений и навыков большое значение придаётся проектным формам работы, где, помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания определённого продукта, межпредметных связей, соединения теории и практики, обеспечивается совместное планирование деятельности учителем и обучающимися. Существенно, что необходимые для решения задачи или создания продукта конкретные сведения или знания должны быть найдены самими обучающимися. При этом изменяется роль учителя – из простого транслятора знаний он становится действительным организатором совместной работы с обучающимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.

При вовлечении обучающихся в проектную деятельность учителю важно помнить, что проект – это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Типология форм организации проектной деятельности (проектов) обучающихся в образовательном учреждении может быть представлена по следующим основаниям:


    • видам проектов: информационный, исследовательский, творческий, социальный, прикладной, игровой, инновационный;

    • содержанию: монопредметный, межпредметный и пр.;

    • количеству участников: индивидуальный, парный, групповой, коллективный, муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой;

    • продолжительности проекта: от проекта-урока до вертикального многолетнего проекта;

    • дидактической цели: ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной деятельности, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения, поддержка мотивации в обучении, реализация потенциала личности и пр.

Особое значение для развития ОУУН в основной школе имеет индивидуальный проект, представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. В ходе такой работы школьник – автор проекта – самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану – это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник.

Проектная форма сотрудничества предполагает совокупность способов, направленных не только на обмен информацией и действиями, но и на тонкую организацию совместной деятельности партнёров. Такая деятельность ориентирована на удовлетворение эмоционально-психологических потребностей партнёров на основе развития соответствующих ОУУН, а именно:



    • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели;

    • обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;

    • устанавливать с партнёрами отношения взаимопонимания;

    • проводить эффективные групповые обсуждения;

    • обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

    • чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять инициативу для достижения этих целей;

    • адекватно реагировать на нужды других.

Проектная деятельность способствует развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я-концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации её результатов), развитию информационной компетентности. При правильной организации именно групповые формы учебной деятельности помогают формированию у обучающихся уважительного отношения к мнению одноклассников, воспитывают в них терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и другие ценные личностные качества. Заключительным этапом проектной деятельности в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15» является научная конференция по защите проектов.

Для успешного осуществления учебно-исследовательской деятельности обучающиеся должны овладеть следующими навыками:



    • постановка проблемы и аргументирование её актуальности;

    • формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла — сущности будущей деятельности;

    • планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария;

    • собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ;

    • оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта;

    • представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.

Специфика учебно-исследовательской деятельности определяет многообразие форм её организации. В зависимости от урочных и внеклассных занятий учебно-исследовательская деятельность может приобретать разные формы:



    • урок-исследование, урок-лаборатория, урок – творческий отчёт, урок – защита исследовательских проектов;

    • учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;

    • домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях могут быть следующими:



    • исследовательская практика обучающихся;

    • кружковые занятия, дающие большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности обучающихся;

    • участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах.

Многообразие форм учебно-исследовательской деятельности позволяет обеспечить подлинную интеграцию урочной и внеклассной деятельности обучающихся по развитию у них ОУУН. Ещё одной особенностью учебно-исследовательской деятельности является её связь с проектной деятельностью обучающихся. Как было указано выше, одним из видов учебных проектов является исследовательский проект, где при сохранении всех черт проектной деятельности обучающихся одним из её компонентов выступает исследование.


При этом необходимо соблюдать ряд условий:

    • проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и соответствовать возрасту, способностям и возможностям обучающегося;

    • для выполнения проекта должны быть все условия — информационные ресурсы, мастерские и т.п.;

    • обучающиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных исследований как в части ориентации при выборе темы проекта или учебного исследования, так и в части конкретных приёмов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта;

    • необходимо обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и используемых методов (методическое руководство);

    • необходимо наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового результата работы по проекту и индивидуального вклада (в случае группового характера проекта или исследования) каждого участника;

    • результаты и продукты проектной или исследовательской работы должны быть презентованы, получить оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты, проводимой в очной форме или путём размещения в открытых ресурсах Интернета для обсуждения.


Каталог: OOP
OOP -> Образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 030300. 62 «Психология», профилю
OOP -> Общие положения Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»
OOP -> Образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки
OOP -> Б гуманитарный, социальный и экономический цикл. Базовая часть
OOP -> Основная образовательная программа (ооп) магистратуры, реализуемая вузом по направлению подготовки 050100. 68 «Педагогическое образование»
OOP -> Образовательная программа высшего образования направление подготовки 38. 06. 01 Экономика
OOP -> 2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника
OOP -> Основная образовательная программа высшего профессиональногообразования
OOP -> М б современные проблемы науки и образования
OOP -> 1 Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения ооп впо


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница