Основная образовательная программа основного общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения



страница1/8
Дата14.02.2016
Размер1,68 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8


Принято «Утверждаю»

на педагогическом совете Директор МАОУ Правдинская СОШ №2

МАОУ Правдинская СОШ №2 __________Н.Л. Тимохина

протокол № 1 от «28 »августа 2013г. приказ № 208 от «2 » сентября 2013 г.

.

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

основного общего образования

муниципального автономного общеобразовательного учреждения

Правдинской средней общеобразовательной школы № 2
с углубленным изучением отдельных предметов
Пушкинского муниципального района

на период 5 лет.



2013 г.

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Основная образовательная программа МАОУ Правдинской СОШ №2 разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:




  • Закона Российской Федерации "Об образовании";

  • Конвенции о правах ребенка;

  • Конституции Российской Федерации;

  • Приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ», реализующих программы общего образования;

  • Приказа МО РФ «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03ю2004 № 1089;

  • Письма Министерства образования Российской Федерации № 03-51-10 от 02.02.2004 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Типового положения об образовательном учреждении;

  • Устава школы

  • Приоритетного национального проекта «Образование»;

  • Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации;

  • Гигиенических требований СанПина 2.4.2.2821-10.

Программа учитывает тип и вид образовательного учреждения, а также образовательные потребности и запросы участников образовательного процесса.

Назначение настоящей образовательной программы - реализация личностно ориентированного подхода с целью создания условий для формирования личности, обладающей толерантностью, высоким культурным (и поликультурным) цензом, способной к саморазвитию, к успешной социализации и самоопределению в отношении будущей профессии. Данная образовательная программа соответствует миссии школы - дать каждому обучающемуся качественное образование, удовлетворять его познавательные интересы, максимально развивать способности и склонности, создавать мотивацию к обучению, поддерживать благоприятный климат, а в итоге создать школу, где бы было комфортно каждому ученику, «Школу радости»

Такая миссия осуществляется педагогическим коллективом в рамках работы на базе школы, а также на этапах предпрофильного обучения.

Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ Правдинской СОШ учитывает тип и вид образовательного учреждения, а также образовательные потребности и запросы участников образовательного процесса за счет вариативной части базисного плана , представленной компонентом общеобразовательного учреждения и направлена на реализацию образовательных и познавательных интересов обучающихся. Тем самым обеспечивает освоение учащимися образовательных программ в условиях становления и формирования личности ребенка и направлена на развитие его склонностей, интересов и способностей к социальному и профессиональному самоопределению. Ведение образовательных предметов на углубленном и расширенном уровне позволяет осуществить развитие личности ребенка, его познавательных интересов, выполнить социальный образовательный заказ, удовлетворить образовательные потребности учащихся, реализовать предпрофильную подготовку, подготовить обучающихся к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе. Для развития логического мышления, пространственного воображения, развитие творческих способностей углубленно изучается математика (алгебра) в 7а и 8а классах. Для формирования лингвистического мышления, повышения речевой и языковой культуры, развития языковой рефлексии, усиления интереса к изучению языка расширенно ведется предмет «Русский язык» в 5а, 5б, 6а, 6б классах, литература в 5б, 6а, 6б, 7б классах. С целью улучшения физико-математической подготовки обучающихся в 7б, 8б введены расширенные курсы по физике и в 5б, 7б, 8б по математике за счет школьного компонента. Дополнительный час по математике в 5б классе используется для решения задач повышенного уровня сложности. В 7б и 8б классах алгебра изучается в объеме 4-х часов на основе авторских программ А.Г. Мордковича (7б) и Ю.П. Макарычева (8б), рассчитанных на 136 часов. С целью формирования эстетического вкуса обучающихся, а также гуманизации, гуманитаризации учебного процесса в 5а, 5б, 6а, 6б, 7б классах введен за счет школьного компонента дополнительный час по изобразительному искусству, в 5а – музыка. С целью обеспечения условий для становления базовой и технологической культуры личности, оказания помощи в дальнейшем личностном и профессиональном самоопределении учебный предмет «Технология» (труд) в 8б классе расширен на 1 час. Учебный предмет «Технология» в 9а классе передан для организации предпрофильной подготовки. В 9б классе технология изучается за счет школьного компонента (2ч). География и биология в 6 классе изучается по 2 часа за счет вариативной части БУП. В рамках данных учебных предметов изучается краеведческий материал, способствующий развитию познавательных способностей и формированию патриотической позиции, привитию любви к родному краю. В 9-х классах на 1 час усилен блок история для более глубокого изучения курса «История России в ХХ веке» по рекомендации Министерства образования Московской области.

Реализуются дополнительные образовательные программы: «Информатика и ИКТ» (5а,6а,7а кл.) с целью развития логического мышления, информационной грамотности и использовании полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни введен за счет школьного компонента и исходя из возможностей школы; второй иностранный язык (английский, немецкий, французский) в 7а,8а,9а классах с целью развития коммуникационной культуры, социальной адаптации, приобщения к ценностям мировой культуры, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах. В рамках концепции духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России, духовно-нравственное воспитание осуществляется через дополнительный предмет в 8-х классах «Родное Подмосковье», (региональный компонент). Учебный предмет «ОБЖ» изучается в 5-9 классах по 1 часу в неделю, преподавание данного предмета осуществляется на базовом уровне за счет перевода одного часа из регионального компонента в инвариантную часть базисного учебного плана. Введение ОБЖ на базовом уровне обусловлено необходимостью обучения обучающихся умениям действовать в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Реализуемая образовательная программа школы расширена в том числе и за счет введения дополнительных курсов (факультативы, элективные курсы). Реализация предпрофильной подготовки осуществляется посредством элективных курсов. Элективные курсы – пробные курсы. Предметно-ориентированные пробы дают возможность обучающимся апробировать разное предметное содержание с целью самоопределения; проверяют готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне; создают условия для подготовки к экзаменам по выбору (по наиболее вероятным предметам будущего профиля), ориентируют на правильный выбор дальнейшего пути обучения.

Элективные курсы по физике и математике способствуют развитию абстрактного мышления, формированию прочных знаний в области точных наук, повышению интереса к данной области наук, развитию исследовательских навыков. Курс по географии «Географическое положение России» помогает сформировать представление об особенностях социально-экономического положения различных территорий России. Курс «Земля – планета Солнечной системы» расширяет познания о природе Земли, космической системы, происхождении планет. Развивает творческие способности обучающихся, учит самостоятельному приобретению и применению на практике знаний по теории предмета. Элективный курс «Познание по картам» помогает расширить знания обучающихся об истории появления карт, методах их составления и использования. Помогает также восполнить пробелы в знаниях на эту тему, т.к. данный материал фактически исключен из школьной программы.

Элективные курсы:

«Решение задач по физике» в 9-х классах, география – 3 раздела: «Познание по картам. Географическое положение России. Земля – планета Солнечной системы» в 9А классе. «Избранные вопросы математики» в 9Б.

Факультативы призваны расширить кругозор обучающихся, привить навыки творчества, исследования, умение использовать различные источники получения знаний, работать в группе, в коллективе, создавать проекты.

Факультативы:

5А- «Театроведение»

5Б- русский язык «Фонетика – это интересно»

8Б – «В мире презентаций», информатика.



Стратегическая цель образовательной программы школы - установить предметное и надпредметное содержание образования в школе, развитие личностных способностей ребенка, становление его способности быть полноценной, современно образованной, социально активной, конкурентоспособной личностью, обладающей набором ключевых компетенций, способной принимать самостоятельные решения, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности.

Образовательные цели:

  • выполнить государственный заказ на достижение учащимися уровня знаний, предписанного Государственными образовательными стандартами;

  • сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, имеющих надпредметный характер и обеспечивающих успешность интегративной по содержанию деятельности;

  • постоянно повышать качество и уровень образования обучающихся.

Социально-ориентированные цели:

  • формировать высокий уровень мотивации и технологической готовности обучающихся к выполнению исследований в своей деятельности, требующих использования знаний и умений из разных предметных областей;

  • развитие социальных компетенций и коммуникативных навыков;

  • создание для детей условий для всестороннего гармоничного развития личности; для обеспечения здоровьесберегающей среды

  • социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов,

  • формирование фундаментальности знаний обучающихся,

  • развития познавательных и созидательных способностей

  • формирование опыта самостоятельной деятельности, самопознания и самоопределения личности, развития творческого потенциала обучающихся.

  • создать условия для приобретения школьниками опыта самостоятельного разрешения проблем в процессе образования на основе использования собственного и социального опыта;

Координирующие цели:

  • обеспечить целенаправленность, системность и единство деятельности всего педагогического коллектива в сфере содержания образования;

  • установить связь «предметных» целей (зафиксированных в образовательных стандартах по предметам) с общими целями школьного образования;

  • обеспечить единство образовательного процесса в школе как в области интеллектуального, так и нравственно-личностного развития ребенка, как в учебной, так и внеучебной деятельности, как в школе, так и в семье.


Прогнозируемый результат:

  • повышение уровня образованности школьников, успешное освоение ими системного содержания образования;

  • проявление признаков самоопределения, саморегуляции, самопознания, самореализации личности школьника; обретение качеств: ответственности, самостоятельности, инициативности, развитого чувства собственного достоинства, конструктивности поведения;

  • сформированность у выпускников школы социальных компетенций, коммуникативных навыков, толерантности, информационной, экономической, юридической грамотности, способности умения находить нестандартные решения, развитие творческого потенциала;

  • готовность выпускников школы к осознанному выбору будущей профессии, к самообразованию в течение всей жизни;

  • эффективная реализация программ с дополнительной углубленной подготовкой;

  • вариативность направлений дополнительного образования;

  • повышение эффективности воспитательной работы;

  • сохранение и укрепление здоровья обучающихся;

  • творческая активность педагогического коллектива, развитие исследовательского подхода к педагогической деятельности, к инновационной деятельности, способность осуществлять ее на практике;

  • удовлетворенность трудом всех участников педагогического процесса.

Целями основной образовательной программы основного общего образования являются:

создание условий для формирования у подростка способности к осуществлению ответственного выбора собственной  индивидуальной образовательной траектории через полидеятельностный принцип организации  образования, организацию образовательной среды как многополюсной и определение динамики смены форм образовательного процесса на протяжении обучения подростка в основной школе.

Целевое назначение:

  • Обеспечение образовательного процесса, предусмотренного учебным планом школы;

  • · Достижение большинством учащихся уровня функциональной грамотности;

  • Формирование лингвистического мышления, повышения речевой и языковой культуры, развитие языковой рефлексии, усиление интереса к изучению языка.

  • Углубление навыков самостоятельного планирования и контроля познавательной деятельности;

  • Формирование творческой личности учащегося в условиях развития новой образовательной среды;

  • Реализация программ с углубленной подготовкой;

  • Развитие положительной мотивации к образовательному процессу;

  • Развитие познавательных способностей;

  • Развитие культуры умственного труда;

  • Развитие коммуникативных навыков;

  • Формирование опыта выбора;

  • Удовлетворение потребностей в различных видах дополнительного образования;

  • Формирование у учащихся фундамента образования, необходимого для продолжения образования с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей.

  • · Получение полноценного и качественного основного среднего образования;

  • · Формирование творческой личности учащегося на основе ориентации в ценностях широкого культурного пространства;

  • · Обеспечение условий для становления базовой и технологической культуры личности, то есть культуры жизненного самоопределения учащихся;

  • · Оказание помощи учащимся в их дальнейшем личностном и профессиональном самоопределении с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей;

Цели программы.

Освоение методов образовательной деятельности, направленных на совершенствование личностных компетентностей субъектов учебной деятельности в условиях развития современного образования, формирования правосознания и правовой культуры обучающихся.

Создание условий для формирования эмоционально, психологически и интеллектуально развитой личности, подготовленной к профессиональному и личностному самоопределению в условиях профилизации современной образовательной системы.

Оптимизация условий методического совершенствования потенциала педагогического персонала с целью реализации требований к организации современного образовательного процесса, направленного на совершенствование интеллектуальных и нравственно-эмоциональных способностей учащихся посредством инновационных методов: исследования, сравнения-сопоставления, модульно-проектного.

Интенсификация классно-урочной деятельности на основе прогрессивных форм организации современного занятия

Соблюдение предпрофильной направленности при организации классно-урочной деятельности субъектов обучения с целью социальной адаптации и выбора профессии.

Осознанное прогнозирование учащимися результатов собственной образовательной деятельности с целью успешной социальной реализации.

Задачи:

обеспечить необходимый в условиях развития современного образовательного пространства уровень взаимодействия всех участников образовательного процесса: педагогический коллектив – ученик – родители - социум;

гарантировать субъектам учебной деятельности правовую защищенность в условиях организации учебной деятельности;

ориентировать педагогов социально-психологической специализации, медицинскую службу образовательного учреждения, педагогов-предметников на профилактику асоциального поведения, правонарушений;

оптимизировать классно-урочную и внеклассную деятельность учащихся посредством чередования форм организации урока, применения технологий здоровьесберегающей направленности с целью предупреждения интеллектуально-эмоциональной перегрузки, физической утомляемости;

совершенствовать сложившуюся в ОУ систему организации профильного обучения посредством открытия актуальных профилей: физико-математического, социально-экономического;

рассматривать методический потенциал педагогов ОУ как гарант качества оказываемой образовательной услуги в условиях инновационных преобразований в системе современного образования.

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Характеристика подросткового возраста и виды деятельности подростка

Подростковый возраст в человеческой культуре не является еще окончательно оформившимся. Имеет место очевидный «зазор» между младшими школьниками, усердно постигающими основы знаний, и юношами, входящими в избранную профессию, однако особая культурная форма проживания отрочества пока что отсутствует, и школьная жизнь современных подростков продолжается в большинстве случаев не только в стенах тех же образовательных учреждений, где обучаются младшие школьники, но и в сходных формах.

Однако отношения подростка к миру принципиально иные. Подросток начинает проявлять взрослость, то есть готовность к взрослой жизни, выражающуюся в возросшей самостоятельности и ответственности. Этому возрасту свойственно субъективное переживание, чувство взрослости: потребность равноправия, уважения и самостоятельности, требование серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворение этой потребности обостряет негативные черты кризисного периода. Очень важно, что в круг значимых людей для подростка входят преимущественно его сверстники, самоопределяющиеся и рискующие вместе с ним.

Уже в начале подросткового возраста общение со сверстниками определяется как самостоятельная сфера жизни, критически осмысляются нормы этого общения. Подросток выделяет эталон взрослости (взрослых отношений) и смотрит на себя через этот эталон.

Появляется интерес к собственной личности; установка на обширные пространственные и временные масштабы, которые становятся важнее текущих, сегодняшних; появляется стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму, испытанию себя; появляется сопротивление, стремление к волевым усилиям, перерастающее иногда в свои негативные варианты. Все эти особенности характеризуют активность подростка, направленную на построение образа себя в мире. Подросток пробует активно взаимодействовать, экспериментировать с миром социальных отношений (социальное экспериментирование). Потребность определиться в мире отношений влечет подростка к участию в новых видах деятельности.

Замыслы младшего подростка первоначально нечетки, расплывчаты, масштабны и некритичны. Пробуя осуществить их, он сталкивается с несоответствием своих представлений о себе и мире реальному положению дел. В этом конфликте подросток постепенно начинает осознавать границы собственной взрослости, которые задаются степенью самостоятельности и ответственности.

Возникает новое отношение к учению – стремление к самообразованию, тенденция к самостоятельности в учении: стремление ставить цели и планировать ход учебной работы, потребность в оценке своих достижений. Строя учебную деятельность подростков, она не адресуется к деятельности, ведущей за собой развитие. Подростковая школа – это деятельностный ансамбль, в котором у учебной деятельности есть своя сольная партия: развитие комплекса способностей и компетентностей, по-житейски называемых «умение и желание учиться».

Овладев формами учебной деятельности в младшем школьном возрасте, подросток стремится получить признание других людей, внутреннюю уверенность в своих умениях, жаждет личностного проявления и признания этого проявления сверстниками и взрослыми. К учебной деятельности подросток предъявляет новые требования: она должна обеспечить условия для его самооценки и самораскрытия, должна быть значимой для уважаемых подростком людей, для общества. В отличие от младшего школьника для подростков становится принципиальной их личная склонность к изучению того или иного предмета, знание цели изучения предмета, возможность применения результатов обучения в решении практических задач. Подростков не удовлетворяет роль пассивных слушателей, им неинтересно записывать готовые решения. Они ждут новых форм обучения, в которых были бы реализованы их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Чем старше подросток, тем больше он тяготеет к осознанию своих учебных действий, к их планированию и, в конечном счете, к управлению ими.

Этому способствует становящееся понятийное мышление, основы которого закладываются в младшем школьном возрасте. В подростковом возрасте, благодаря освоению культурных форм общественного сознания (естественные и общественные науки, духовные практики самовыражения) мышление в понятиях коренным образом преобразует структуру сознания ребенка, оно начинает определять работу памяти, восприятия, воображения, внимания.

Продуктивное завершение подросткового возраста происходит с появлением способности осознанно, инициативно и ответственно строить свое действие в мире, основываясь не только на видении собственного действия безотносительно к возможности его реализации, но с учетом «отношения мира» к своему действию. Поведение человека становится поведением для себя, человек осознает себя как некое единство.



Виды деятельности подростка, связанные с образовательными учреждениями:

  • Совместно-распределенная учебная деятельность в личностно-ориентированных формах (включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции – контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.).

  • Совместно-распределенная проектная деятельность, ориентированная на получение социально-значимого продукта.

  • Исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе, осмысленное экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование, направленное на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения.

  • Деятельность управления системными объектами (техническими объектами, группами людей).

  • Творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество), направленная на самореализацию и самоосознание.

  • Спортивная деятельность, направленная на построение образа себя, самоизменение.

  • Трудовая деятельность (трудовая практика, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях )

Конкретные виды деятельности подростков, которые реализуются в образовательном учреждении, определяются самим образовательным учреждением совместно с заинтересованными другими участниками образовательного процесса.

Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница