Основная образовательная программа основного общего образования



страница1/29
Дата10.02.2016
Размер4,08 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29




Принято

педагогическим советом

Протокол № 1 от 30.08.2012г.



Утверждаю

директор МБОУ ООШ

с.Большой Умыс

____________Г.А. Малофеева

Приказ № 139

« 30 » августа 2012 г.





Основная образовательная программа

основного общего образования
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы

с.Большой Умыс

Камешкирского района Пензенской области

Основная образовательная программа

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

основная общеобразовательная школа с. Большой Умыс

Основная образовательная программа является нормативно-управленческим документом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы с. Большой Умыс Камешкирского района, характеризует специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса.

Программа разработана в соответствии с Законом «Об образовании РФ»,

нормативными документами по образованию, методическими рекомендациями по разработке образовательных программ образовательных учреждений, Уставом



МБОУ ООШ с. Большой Умыс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа школы – это целостная система мер по выполнению миссии – обеспечить каждому ребенку возможность реализовать свое право на получение образования, соответствующее индивидуальным потребностям, интересам, способностям и склонностям.

Образовательная программа школы направлена:

  • на обеспечение оптимального уровня образованности, который характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности, опираясь на освоенный социальный опыт;

  • на реализацию права семьи на выбор образовательных программ общего и дополнительного образования.

Образовательная программа предназначена удовлетворить потребности:

  • ученика - в освоении познавательных и ценностных основ личностного и профессионального самоопределения на основе усвоения традиций и ценностей культуры и цивилизации, в расширении возможностей для реализации интереса к тому или иному учебному предмету в системе непрерывной подготовки кадров;

  • родителей, как гарантия «наилучшего обеспечения интересов ребенка»;

  • учителя, как гарантия права на самореализацию и неповторимый стиль профессиональной деятельности. Кроме того, образовательная программа предоставляет право проектирования учебной программы, выбора диагностических методик и инновационных технологий;

  • школы, так как образовательная программа дает ей право на собственный «имидж»;

  • общества и государства - в реализации образовательных программ, обеспечивающих гуманистическую ориентацию личности на сохранение и воспроизводство достижений культуры и цивилизации;

Образовательная программа школы как нормативный документ определяет:

  • цели и содержание образовательного процесса, особенности их раскрытия через содержание учебных предметов и педагогических технологий;

  • научно-методическую базу реализации учебных программ.

Образовательная программа школы как нормативный документ регламентирует:

  • условия освоения образовательной программы;

  • организацию образовательного процесса;

  • конкретизирует диагностические процедуры и критерии поэтапного объективного учета образовательных достижений учащихся;

  • организационно-педагогические условия реализации программ общего и дополнительного образования.

Главная цель образовательной программы школы – подготовка разносторонне развитой личности гражданина, обладающего набором ключевых компетенций, способного к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, самообразованию и самосовершенствованию.

Учебные цели:

  • выполнить государственный заказ  на достижение учащимися уровня знаний, предписанного Государственными образовательными стандартами;

  • сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, имеющих надпредметный характер и обеспечивающих успешность интегративной по содержанию деятельности;

  • постоянно повышать качество и уровень образования  учащихся.

Социально-ориентированные цели:

  • формировать высокий уровень мотивации и технологической готовности учащихся к  выполнению исследований в своей деятельности, требующих использования знаний и умений из разных предметных областей;

  • создать условия для приобретения школьниками опыта самостоятельного разрешения проблем в процессе образования на основе использования собственного и социального опыта.

Координирующие цели:

  • обеспечить целенаправленность, системность и единство деятельности всего педагогического коллектива в сфере содержания  образования;

  • установить связь «предметных» целей (зафиксированных в образовательных стандартах по предметам) с общими целями школьного образования;

  • обеспечить единство образовательного процесса в школе как в области интеллектуального, так и нравственно-личностного развития ребенка, как в учебной, так и внеучебной деятельности, как в  школе, так и в семье.

Предлагаемая система педагогических целей напрямую способствует выполнению одной из главных задач  школы - обновлению структуры и содержания образования, развитию практической направленности образовательных программ, а также миссии школы - ориентации содержания образования на приобретение учащимися основных компетенций, особенно навыков самоопределения и социализации, - в предметных и надпредметных  образовательных областях.

Задачи программы:

  • полное удовлетворение потребностей жителей социума в бесплатном образовании;

  • повышение доступности общего образования;

  • создание единого образовательного пространства, интеграция общего и дополнительного образований;

  • создание условий для развития и формирования у детей и подростков качеств толерантности, патриотизма;

  • расширение спектра предоставляемых оздоровительных и развивающих услуг;

  • привлечение дополнительных ресурсов за счёт участия в программах развития образования регионального и федерального уровня;

  • повышение мобильности системы образования, её способности адекватно реагировать на изменения рынка труда и образовательных услуг;

  • оптимизация ресурсов (кадровых, материально-технических, финансовых и др.).

Принципы реализации программы:

  1. Программно - целевой подход, который предполагает единую систему планирования и своевременного внесения корректив в планы.

  2. Преемственность программы развития школы и образовательной программы.

  3. Информационной компетентности (психолого-педагогической, инновационной, информационной) участников образовательного процесса в школе.

  4. Вариативности, которая предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития школы.
    Включение в решение задач образовательной программы всех субъектов образовательного пространства.

Приоритетные направления:

    • ориентация на компетентность и творчество учителя, его творческую самостоятельность и профессиональную ответственность;

    • формирование ученического мировоззрения через организацию проектно-исследовательской и научной деятельности школьников;

    • совершенствование профессионального уровня педагогов в области информационных технологий;

    • сохранение, укрепление и формирование здоровья учащихся;

    • развитие системы непрерывного образования, воспитательного потенциала поликультурной образовательной среды.

Прогнозируемый результат:

    • повышение уровня образованности школьников, успешное освоение ими системного содержания образования;

    • проявление признаков самоопределения, саморегуляции, самопознания, самореализации личности школьника;

    • обретение качеств: ответственности, самостоятельности, инициативности, развитого чувства собственного достоинства, конструктивности поведения;

    • творческая активность педагогического коллектива, развитие исследовательского подхода к педагогической деятельности, к инновационной деятельности, способность осуществлять ее на практике;

    • удовлетворенность трудом всех участников педагогического процесса.

Модель выпускника школы

Результатом реализации Программы должна стать «модель» (образ) выпускника. Модель выпускника - совокупность качеств и умений, сформированных в результате реализации образовательной программы школы. Образ выпускника является главным целевым ориентиром в учебно-воспитательной работе с обучающимися. Качества, которые должны быть сформированы у выпускников школы в соответствии с задачами по ступеням образования:



  • высокий уровень образованности;

  • культура мышления;

  • готовность к самостоятельной образовательной деятельности уровень развития познавательных интересов у учащихся;

  • готовность к творческой исследовательской продуктивной деятельности;

  • умение оценить явления и процессы окружающей жизни, самооценки собственных убеждений и поступков;

  • система нравственно-этических качеств;

  • готовность к самоопределению, созданию семьи, межличностному общению с людьми независимо от их национальности и вероисповедания;

  • потребность ведения здорового образа жизни;

  • конкурентоспособность

Учащиеся, получившие основное общее образование должны:

  • освоить на уровне требований государственных образовательных стандартов общеобразовательные программы по всем предметам школьного учебного плана;

  • овладеть системой мыслительных операций (сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, выделение главного);

  • овладеть навыками рациональной учебной деятельности, сложными дидактическими умениями;

  • знать свои гражданские права и уметь их реализовать;

  • быть готовым к формам и методам обучения, применяемым на ступени среднего (полного) общего образования, в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Основным механизмом реализации образовательной программы школы является учебный план.

Пояснительная записка

к учебному плану 5-9 классов МБОУООШ с. Большой Умыс

на 2012 - 2013 учебный год
Нормативно-правовой основой формирования учебного плана является:

  • Закон «Об образовании» (п.1-2 статьи 15);

  • Типовое положение об образовательном учреждении (Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» от 19.03.2001 г. № 196 в редакции Постановления Правительства РФ от 23.12.1002 г. № 919);

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. №189 (зарегистрированного в Минюсте России 03.03.2011г., регистрационный номер 19993) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», для общеобразовательных учреждений, работающих по базисному учебному плану 2004 года».

  • Приказ Министерства Образования Российской Федерации «Об утверждении федерального учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего образования» от 09.03.2004 г. № 1312 (в редакции от 20 августа 2008 года № 241);

  • Приказ МОПО РФ « Об утверждении Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ» от 09.02.98 г. № 322

  • Методическое письмо Министерства образования РФ от 22.05.1998 г. № 811/14-12 «Об организации преподавания основ безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях России».

  • Приложение к письму департамента общего образования МО и Н РФ от 27.04.07 № 03-898 « Методические рекомендации по организации образовательного процесса в ОУ по курсу « ОБЖ» за счет времени вариативной части ФБУП»

  • Приказ МО и Н РФ от 03.06.2011 г. № 1994 « О внесении изменений в ФБУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9.03.2004 г. № 1312 « Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующие программы общего образования».

  • Письмо МО и Н УР от 04.05.2011 № 01-26/1770 « Разъяснения по предмету

  • « Физическая культура»

     Учебный  план включает федеральный, региональный и компонент образовательного учреждения, факультативные занятия.

Все образовательные программы образуют целостную систему, основанную на принципах непрерывности, преемственности, доступности и личной  ориентации обучающихся.

     Учебный план полностью реализует федеральный компонент государственного образовательного стандарта и гарантирует овладение выпускниками необходимым минимумом, обеспечивающим возможность учащимся продолжения образования.



Структура учебного плана, набор предметов удовлетворяют выполнению образовательных задач, обеспечивает охрану здоровья детей.

При проектировании учебного плана школы учитывались следующие особенности:


В учебном плане (федеральный компонент) выделено:

  • Учебный предмет «Русский язык» изучается в 5-8 3 часа в неделю, в 9 классе – 2 часа в неделю.

  • Учебный предмет «Литература» изучается в 5-8 2 часа в неделю, в 9 классе – 3 часа в неделю.

  • Учебный предмет «Иностранный язык» изучается по 3 часа в неделю.

  • Учебный предмет «Математика» изучается 5 часов в неделю.

  • Учебный предмет «История» изучается 2 часа в неделю.

  • Учебный предмет "Обществознание" изучается с VI по IX класс. Увеличено количество часов на его изучение (с 2 до 4 часов на ступени основного общего образования). Учебный предмет является интегрированным, построен по модульному принципу и включает содержательные разделы: "Общество", "Человек", "Социальная сфера", "Политика", "Экономика" и "Право".

  • Учебный предмет "География" изучается в 7-8 классах 2 часа в неделю, сокращен в 6 классе на 1 час за счет объединения преподавания физической и экономической географии в единый синтезированный учебный предмет, перевода части его содержания (элементы экономико-политического содержания) в учебный предмет "Обществознание".

  • Учебный предмет "Физика» изучается в 7-9 классах 2 часа в неделю.

  • Учебный предмет «Химия» изучается в 8,9 классах 2 часа в неделю.

  • Учебный предмет «Биология» изучается в 6 классе 1 час в неделю, в 7-9 классах – 2 часа в неделю.

  • Учебный предмет «Искусство ( Музыка, ИЗО) предполагает в 5-7 классах изучение Музыки 1 час в неделю, изучение ИЗО – 1 час в неделю, в 8,9 классах -предмет «Искусство» по 1 часу в неделю.

  • Учебный предмет «Технология) изучается 2 часа в неделю в 5-7 классах, 1 час в неделю в 8 классе.

  • Учебный предмет "Основы безопасности жизнедеятельности" вводится в 8 классе. На его освоение отведен 1 час в неделю. Часть традиционного содержания предмета, связанная с правовыми аспектами военной службы, перенесена в учебный предмет "Обществознание".

  • Третий час учебного предмета «Физическая культура» введен за счет федерального компонента.



В учебном плане (региональный компонент и компонент образовательного учреждения) выделено:

  • Учебный предмет «Экономика» изучается в 5-9 классах 1 час в неделю с целью получения экономических знаний, необходимых выпускнику в современном обществе..

  • Учебный предмет «Русский язык» изучается в 5,6 классах 2 часа в неделю, в 7 классе 1 час в неделю и является дополнением к предмету в федеральном компоненте.

  • Учебный предмет «История Пензенского края» изучается в 8,9 классах 1 час в неделю с целью получения знаний о родном крае: его прошлом, настоящем.

  • Учебные предметы «Основы религиозной культуры и светской этики » (модуль «Основы православной культуры») 1 час в первом полугодии, «Азбука гармонии» 17 часов во втором полугодии направлены на духовно- нравственное воспитание учащихся 5 класса.

  • Учебный предмет «Основы выбора профиля обучения» 1 час в неделю в 9 классе знакомит учащихся с различными профилями обучения, связанные с продолжением обучения в старших классах .

  • Учебный предмет «Биология» в 6 классе 1 раз в неделю является дополнением к предмету в федеральном компоненте.


Факультативные занятия
Факультативные занятия в 5-9 классах используются в интересах обучающихся и направлены на их социализацию, подготовку к жизни.

  • Курс «Полезные навыки» вводится в 5-7 классах по 1 часу в неделю.

  • Для подготовки учащихся 8,9 классов к ГИА по русскому языку, развития культурного речевого общения вводится курс «Развитие речи» в 8 классе 1 час в неделю, курс «Основы профессиональной и научной речи» в 9 классе 1 час в неделю.

  • Для развития логического мышления, навыков самостоятельности в 5-7,9 классах введен 1 час в неделю на изучение «ТРИЗ- Технология инноваций».

  • Курс по немецкому языку язык в 8 классе (1 час в неделю) введен для учащихся, изучавших этот язык при переходе из МОУООШ с. Мордовский Камешкир

Основное общее образования должно обеспечить личностное самоопределение обучающихся.



Целевое назначение:

  • обеспечение образовательного процесса, предусмотренного Базисным учебным планом МО РФ;

  • обеспечение условий для достижения образованности на уровне функциональной грамотности в основных предметных областях, формирование готовности к получению дальнейшего образования, в том числе и профильного на основе осознания школьниками своих познавательных интересов проявления способности к изучению предметных областей знаний;

  • формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции, профессиональный выбор;

  • формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения содержания образовательных программ, адаптация ребенка к жизни в обществе, формирование основы для осознанного выбора дальнейшего жизненного пути;

  • формирование творческой личности, усвоившей духовные ценности и традиции народной культуры, имеющей сознательную нравственную позицию, способной к межкультурному общению;

  • формирование у обучающихся умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты.

Характеристика обучающихся, которым адресована программа

1. Возраст 11-15 лет.

2. Продолжительность обучения – 5 лет.

Обязательные результаты

Достижение обучающимися уровня образованности:



  • личностные качества в условиях следования ОП (5-9 классы):

Характеристики

Показатели

Личностные качества

Интеллектуальная зрелость

Сформированность устойчивых учебных интересов. Умение развивать и управлять познавательными процессами личности.

Настойчивость в решении проблем Умение анализировать и строить логические выводы. Понимание сущности образовательной деятельности.

Социальная зрелость

Усвоение основ коммуникативной культуры личности. Овладение навыками неконфликтного общения.

Ориентация в многообразии мнений, соблюдение прав и обязанностей. Умение общаться с разными людьми в разных ситуациях. Уважение к традициям школы.

Личностная зрелость

Осознание возможностей достоинств и недостатков собственного «Я». Овладение приемами самообразования и самовоспитания. Навыки самооценки, самоконтроля.

Готовность бороться за свою честь и честь школы, отвечать за свои поступки и действия. Умение планировать, готовить, проводить беседу, анализировать информацию и т.п.

Эмоциональная зрелость

Умение владеть собой в сложных ситуациях.

Сочувствие, сопереживание, соучастие.

Эстетическая зрелость

Способность видеть и понимать красоту. Знание выдающихся деятелей культуры.

Развитость чувства прекрасного.

Физическая зрелость

Развитие основных физических качеств. Применение способов укрепления здоровья.

Стремление стать сильным, выносливым.


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница