Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Опытный»
Цивильского района Чувашской Республики
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
на 2015-2020г.г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
-
Пояснительная записка 3
-
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 8
1.3.Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования 99
-
Общие положения 99
-
Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов 100
-
Организация и содержание оценочных процедур 103
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Программа развития универсальных учебных действий при получении основного общего образования…………………………………………………………………84
2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов ……..180
2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования …………………………………………………………………………………382
2.3.1. Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся ….382
-
Основное содержание Программы воспитания и социализации ….389
-
Воспитание и социализация в системе внеурочной деятельности ….410
-
Совместная деятельность школы с предприятиями общественными организациями, системой ДО по социализации обучающихся ….411
-
Основные формы организации педагогической поддержки социализации
обучающихся …..423
2.3.8.Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся …..429
2.3.9. Мониторинг эффективности реализации Программы воспитания и социализации обучающихся………………………………………………………………………..431
2.3.10. Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся ……….....................432
2.4. Программа формирования ИКТ-компетентности…………………455
2.5. Программа коррекционной работы…………………………………459
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Учебный план основного общего образования ……………………463
-
Внеурочная деятельность ……468
-
Календарный учебный график на 2015-16 учебный год ….469
3.4. Система условий реализации основной образовательной программы …470
3.4.1.Описание кадровых условий реализации основной образовательной программы основного общего образования:…………………………………………………………………………..470
3.4.2.Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования 474
3.4.3.Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования …………………………………………………………………………………………477
3.4.4.Материально-технические условия реализации основной образовательной программы….. 478
3.4.5.Информационно-методические условия реализации основной образовательной….479
программы основного общего образования
3.5. Управление реализацией программы 483
3.5.1.Система внутришкольного контроля 484
3.5.2.Измерители реализации ОП ООО 485
3.5.3.Перспективы и ожидаемые результаты реализации программы….486
3.5.4.Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий…..487
3.5.5.План- график (дорожная карта)по формированию необходимой системы условий реализации основной образовательной программы основного общего образования……488
-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
-
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Образовательная программа основного общего образования (далее - ООП ООО) разработана в соответствии с требованиями действующего федерального законодательства, исходя из Примерной основной образовательной программы основного общего образования с учётом анализа образовательных запросов участников образовательных отношений МБОУ «СОШ п.Опытный».
МБОУ «СОШ п.Опытный» имеет организационно-правовую форму – бюджетное учреждение. Статус, установленный при государственной аккредитации: тип - общеобразовательное учреждение; вид – средняя общеобразовательная школа. Располагается по адресу: 429911, Чувашская Республика, Цивильский район, ул. Набережная, 15.
Учредитель МБОУ «СОШ п.Опытный»: муниципальное образование Цивильский район Чувашской Республики.
Лицензия на ведение образовательной деятельности № 224,серия РО 024227 от 18 августа 2011 г., срок действия – бессрочно.
Свидетельство о государственной аккредитации № 370 , серия 21 А01 0000439 выдана 22.03.2013, срок действия – 21 марта 2025
В соответствии с Приложением к свидетельству о государственной аккредитации МБОУ «СОШ п.Опытный» ведет образовательную деятельность по следующим общеобразовательным программам:
-
начального общего образования
-
основного общего образования,
-
среднего общего образования.
В соответствии с лицензией на образовательную деятельность ОУ реализует программы дополнительного образования по следующим направлениям: художественно-эстетическое, туристско-краеведческое, физкультурно-спортивное, эколого-биологическое, научно-техническое, военно-патриотическое; для детей дошкольного возраста (Школа будущего первоклассника), курсы по подготовке выпускников школы к поступлению в средние и высшие учебные заведения; профессиональная подготовка учащихся по профессии 19203 «Тракторист» категории В,С,Е.
Образовательное учреждение обладает комплексом необходимых содержательных, организационных и методических условий для успешной реализации основных целей основного общего и дополнительного образования.
На период реализации ООП на этапе основного общего образования в МБОУ «СОШ п.Опытный» по ФГОС ООО обучается: 2015-2016 учебный год (прогноз) - 31 человек , 2016-2017 учебный год (прогноз) (план) – 3 класса-комплекта- (прогноз) 73 уч-ся ; 2017-2018-5 классов-комплектов-(прогноз) 115 уч-ся ; 2018-2019- (прогноз) -7 классов,160 уч-ся ; 2019-2020- (прогноз) 9 классов, 205 уч-ся.
К числу сильных сторон ОУ следует отнести высокий уровень профессиональной компетентности педагогов и их готовность к позитивным изменениям; положительный опыт инновационных преобразований в сфере модернизации образовательных отношений и управления ОУ; наличие эффективной системы научно-методической поддержки учителей; развитая современная коммуникативная среды и самобытный уклад школы; благоприятный нравственно-психологический климат в педагогическом коллективе; высокий уровень образовательной подготовки выпускников школы.
В последние годы наблюдаются положительные тенденции в развитии ОУ:
-
существенно возросла конкурентоспособность ОУ, что проявляется в ежегодно возрастающем количестве профессиональных побед - как индивидуальных, так и коллективных; большинство выпускников школы занимают бюджетные места в лучших вузах республики и страны;
-
фиксируется высокая степень удовлетворённости учащихся, родителей и педагогов разными аспектами деятельности школы;
-
постоянно улучшается оснащение образовательных отношений, развивается информационно-коммуникативная среда.
На базе школы действуют республиканские экспериментальные площадки: республиканская экспериментальная площадка по апробации моделей индивидуализации образования (внедрение технологий, обеспечивающих индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса, апробацию индивидуальных учебных планов для старшеклассников) в Чувашской Республике; республиканская экспериментальная площадка по апробации инновационных образовательных программ по английскому языку и учебно-методических комплектов издательства Оксфордского университета (2008-2015г.г);Система Net Школа – информационное пространство для современной школы (2010-2015г.г) республиканский проект «Я умею плавать» ( с 2013г.) республиканский проекта «Танцующая школа» (с 2013), республиканская экспериментальная площадка «Введение электронного журнала с помощью программного обеспечения «Net. Школа » (с 2008 г.), по внедрению комплексной информационной системы «Net Школа - Сетевой Город» ( с 2015);« Социокультурные истоки» (2013-15); программа «Доступная среда» ( с 2014 г.) Школа является Федеральной инновационной площадкой «Реализация ФГОС и достижение нового образовательного результата через внедрение комплекса технологий деятельностного типа Образовательной системы «Школа 2100» в массовую практику начальной и основной школы» 2012 – 2017гг. На базе школы действуют стажерские площадки ЧРИО и ЧГПУ им. И.Я.Яковлева по русскому языку и литературе, МХК, математике ,чувашскому языку. Систематическое изучение общественного мнения показывает одобрительное отношение родителей, выпускников и местного сообщества к школе. За годы работы МБОУ «СОШ п.Опытный» заслужила позитивную оценку своей деятельности со стороны общественности.
Понимание необходимости реформ в российском образовании нашло свое отражение в разработке Основной образовательной программы школы, поиске подходов к ее реализации.
Нормативно правовая основа ООП ООО:
-
Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»);
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12. 2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
-
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986);
-
СанПиН 2.4.2. 2821 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);
-
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011г.);
-
Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011 N 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»
-
Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960.
-
Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
-
Примерная программа по чувашскому языку для 5-9 классов русскоязычных школ./ Рассмотрена и рекомендована к использованию на заседании научно-методического совета при Министерстве образования и молодежной политики Чувашской Республики 19 июня 2014 года (протокол №3).
-
-
Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования
Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования являются:
-
обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
-
становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации организацией, осуществляющая образовательную деятельность, основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
-
обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Стандарта;
-
обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования;
-
обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
-
установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, созданию необходимых условий для самореализации личности;
-
эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательной деятельности, взаимодействия всех ее участников;
-
взаимодействие образовательной организации при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;
-
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
-
организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
-
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной коммуникативной среды, школьного уклада;
-
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
-
социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
-
сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
-
Принципы и подходы к формированию образовательной программы основного общего образования
ООП ООО определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательных отношений на ступени основного общего образования. ООП ООО направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся. ООП ООО обеспечивает их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.
ООП ООО образовательного учреждения, в соответствии с требованиями Стандарта, содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ООП ООО, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта, Уставом и Программой развития школы. Обозначены способы определения достижения указанных целей и результатов.
Целевой раздел включает:
-
пояснительную записку;
-
планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;
-
систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:
-
программу развития универсальных учебных действий на уровне основного общего образования,
-
программы отдельных учебных предметов, курсов;
-
программу воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования;
-
программу формирования ИКТ- компетентности, включающую развитие компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательных отношений, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.
Организационный раздел включает:
-
учебный план основного общего образования как один из основных механизмов реализации ООП;
-
план внеурочной деятельности, календарный учебный график;
-
систему условий реализации ООП в соответствии с требованиями Стандарта.
МБОУ «СОШ п.Опытный» обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательных отношений:
-
с их правами и обязанностями в части формирования и реализации ООП ООО, установленными законодательством Российской Федерации;
-
с Уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательных отношений в учреждении.
Основным содержанием деятельности ОУ является формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора, воспитание гражданственности, трудолюбия, патриотизма; формирование здорового образа жизни.
Цель работы школы - формирование мобильной и конструктивной жизненной позиции для эффективного использования знаний, опыта совместной работы и личных достижений в реальной социально-значимой деятельности. Фокус педагогических усилий направлен на развитие навыков самоорганизации и принципиально важных качеств современного человека: самостоятельности, ответственности, целеустремленности, творчества, инициативности.
Мы включаем в общее пространство развития не только учащихся, но также педагогов и родителей. Модель педагога - такая же составляющая результата образования, как и модель выпускника.
Новое понимание результата
Представление о новом результате образования включает в себя:
-
новый тип выпускника: ответственная, инициативная личность, активно моделирующая собственную судьбу и позитивно преобразующая окружающий мир;
-
новый тип учителя: профессионал, владеющий многими стилями обучения и организующий различные виды коммуникаций;
-
новый тип взаимодействия «учитель - ученик - родитель»: партнерское взаимо развивающее сотрудничество, решение коллективных задач, проверка образовательных стратегий в жизненных ситуациях;
-
новый тип образовательных отношений: школой становится весь мир, а педагог лишь помогает ученику выстроить образовательный маршрут;
-
новый тип школы, не ограниченной одним местом и зданием, работающей как коммуникативная среда, система идей, стандартов и моделей сотрудничества.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно- деятельностный подход, который предполагает:
-
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
-
формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
-
ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
-
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
-
учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательных отношений и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
-
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Приоритетными задачами образовательной программы являются:
-
развитие коммуникативной компетентности учащихся;
-
внедрение активных форм образования;
-
поэтапная модернизация системы общего образования на основе новых ФГОС (переход на ФГОС основной школы - с 2015 г.);
-
развитие индивидуализации через создание условий для выбора предметов и видов деятельности;
-
увеличение доли социальных практик, воспитывающих гражданственность и патриотизм;
-
расширение диапазона внеурочной деятельности и дополнительного образования;
-
развитие технологий дистанционного образования.
Факторы, обеспечивающие индивидуализацию образования:
-
вариативные учебные планы на основе выбора учебных курсов;
-
индивидуальные учебные планы для одаренных учащихся и гимназистов с особыми запросами;
-
системное медико-психологическое сопровождение учебного процесса;
-
развитие сетевых форм образования;
-
проектно-исследовательская деятельность как «норма жизни»;
-
широкий диапазон возможностей для внеурочной самореализации.
Программа адресована
1) Учащимся и родителям:
-
для информирования о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности школы по достижению каждым обучающимся образовательных результатов;
-
для определения сферы ответственности за достижение результатов образовательной деятельности ОУ, родителей и обучающихся и возможностей для взаимодействия.
2) Учителям:
• для углубления понимания смыслов образования и в качестве ориентира в практической образовательной деятельности.
3) Администрации:
-
для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам и условиям освоения учащимися ООП ООО;
-
для регулирования отношений субъектов образовательных отношений, для принятия управленческих решений на основе мониторинга эффективности процесса, качества условий и результатов образовательной деятельности.
Содержание основной образовательной программы основного общего образования формируется с учётом:
-
Познавательные ууд Выпускник получит возможность научиться: В повседневной жизни и при изучении других предметов: Выпускник научится: Тематическая оценка Цели и задачи формирования ууд: Особенности реализации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся Название предмета Формирование ууд средствами учебного предмета «иностранный язык» Личностные ууд Цели и задачи литературного образования Патриотическая основа Социальная политика. Античный мир: Основы российского законодательства Население россии. Тождественные преобразования Системы неравенств Анализ алгоритмов Клеточное строение организмов. Первоначальные химические понятия Русская и зарубежная музыкальная культура Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития Защита населения российской федерации от чрезвычайных Воспитательные задачи: Информационно – просветительская деятельность Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, Учебный предмет «география» Всего за лет 40/50 * 34= 1360-1700 часов Под информационно-образовательной средой (или иос)
Поделитесь с Вашими друзьями: |