             Общеобразовательное учреждение
Междуреченская средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр»
Основная образовательная программа
начального общего образования
общеобразовательного учреждения
Междуреченской средней общеобразовательной школы
«Образовательный центр»
2011 г.
Оглавление
-
Пояснительная записка 3-7 стр.
-
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 8- 28 стр.
-
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования 29-54 стр.
-
Учебный план начального общего образования- 1 классы 54-58 стр.
-
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования 59-74 стр.
-
Программы отдельных учебных предметов, курсов 74-101 стр.
-
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни 101-109 стр.
-
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования 110-126 стр.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная образовательная программа начального общего образования общеобразовательного учреждения Междуреченской средней общеобразовательной школы «Образовательный центр» разработана в соответствии с Приказом № 373 Минобрнауки России «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009 года.
Программа соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы.
Программа составлена на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования /далее НОО/, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Информационная справка о школе.
Юридический адрес ОУ:
445250 Самарская обл., Сызранский район, пгт Междуреченск, ул. Приморская, д. 6
-
Печерский филиал , 446084 Самарская обл., Сызранский р-н, с.Печерское, ул. Советская, д. 86.
Полное наименование ОУ: общеобразовательное учреждение Междуреченская средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр»
Сокращенное название: ОУ Междуреченская СОШ «Образовательный центр»
Учредители ОУ: Министерство образования и науки Самарской области, 443099, Самарская область, г.Самара, Самарский район, ул.А.Толстого,38\16, ИНН 6317021402, тел.33221107, факс 3320459, Е-mail main@edu/samara.ru
Администрация Сызранского района ИНН 6383000645, Самарская область, г Сызрань, ул.Советская, 39 тел.98-66-91, факс 98-60-41
Е-mail: syzrayon@dtc.syzran.ru
Государственный статус:
- тип ОУ – общеобразовательное учреждение
- вид, категория ОУ- средняя общеобразовательная школа
Свидетельство о государственной аккредитации: нет
Лицензия на право ведения образовательной деятельности: нет
Проектная мощность –здание школы- 520 мест
-Печерский филиал- 350 мест, дошкольная группа – 18 мест
- Дошкольная группа ул. ЖБК – 20 мест
Руководитель ОУ: руководитель первой категории - Вера Владимировна Шапошникова
Телефон: (8464) 92-83-80 /директор/
(8464) 92-82-94 /бухгалтерия/
Факс: (8464) 92-83-80
Е - mail : megdur_ms6@rambler.ru
Адрес сайта ОУ: http://www.m-rech-shc,narod.ru
Особенности организации учебного процесса: Образовательный процесс в начальной школе реализуется на основе учебно- методического комплекта «Школа России».
Для реализации основной образовательной программы начального общего образования Междуреченская СОШ обладает удовлетворительной материально-технической базой:
-
Спортивный зал и необходимый спортивный инвентарь
-
Стадион
-
Актовый зал
-
Компьютерный кабинет- 13 компьютеров, проектор
-
Библиотека
-
Мастерская
-
Столовая на 65 посадочных мест
Основная образовательная программа начального общего образования Междуреченской СОШ сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования, как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка, связанный:
-
с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
-
с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
-
с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
-
с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
-
с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
-
с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):
-
центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;
-
развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.
ОУ Междуреченская СОШ полностью обеспечена кадровыми ресурсами.
Кадровые ресурсы
Специальность
|
Кол-во
|
Образование
|
Квалификационная
категория
|
Награды и звания
|
|
|
Высшее
|
Среднее специальное
|
Отсут-
ствует
|
1-я
|
2-я
|
Высшая
|
|
Учитель
начальных
классов
|
5
|
1
|
4
|
3
|
2
|
-
|
-
|
|
Цель реализации основной образовательной программы начального общего образования - обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы :
• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход.
Основные положения
системно-деятельностного подхода
|
Реализация системно-деятельностного
подхода в ОУ
|
-воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава
|
Программы воспитательной работы школы:
Ученик – патриот и гражданин
Ученик и его нравственность
Ученик и его интеллектуальные возможности
Ученик и его здоровье
Общение и досуг ученика
Ученик и его семья
Кружки:
«Вокально-инструментальный ансамбль»
«Сольное пение»
«Юный журналист»
«Общая физическая подготовка»
«НОУ»
«Фольклор»
«Компьютерная грамотность»
«Грамматика»
«Юный филолог»
«Секреты хорошей речи»
«Математическая карусель»
«Бисероплетение»
-План воспитательной работы класса на учебный год.
-Совместная деятельность класса с учреждениями: ЦВР, ДЮСШ, ЦРБ, поликлиника, ДК «Победа», ДК «Юность», центр «Семья».
- организация общественно- полезной деятельности
-участие родителей (законных представителей) в классных и общешкольных мероприятиях
|
-переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу
|
- Игровые технологии
- Здоровьесберегающие технологии
- Проблемное обучение
- Технология проектирования
- Технология индивидуализации обучения
- Групповые технологии.
- Компьютерные (новые информационные) технологии обучения и другие.
|
-ориентация на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира
|
- учебные программы по математике, русскому языку, литературному чтению, музыке, окружающему миру, физической культуре, технологии, изобразительному искусству.
|
-признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся
|
-сотрудничество с социальными партнерами
- система внеурочной деятельности
|
-учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения
|
- организация классного ученического самоуправления
- сотрудничество с дошкольными учреждениями: д/с «Ромашка», дошкольными группами ОУ Междуреченской СОШ
|
-обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования
|
- сотрудничество с дошкольными учреждениями: д/с «Ромашка», дошкольными группами ОУ Междуреченской СОШ
|
-разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
|
- система дополнительного образования
- сотрудничество с социальными партнерами
- система внеурочной деятельности
- организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности
|
Основная образовательная программа образовательного учреждения содержит следующие разделы:
-
пояснительную записку;
-
программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
-
планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
-
учебный план образовательного учреждения- 1 классы;
-
программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
-
программы отдельных учебных предметов, курсов;
-
программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
-
систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Формы, средства и методы обучения, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность их промежуточной аттестации определяются Уставом образовательного учреждения и соответствуют требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандартом и Положением Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются в соответствии с действующими санитарными нормами. (Приказ Минобрнауки России № 697 от 23.06.2010).
Разработанная программа предусматривает работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья:
Основные положения
|
Специфика ОУ
|
-достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья
|
- ведение карт наблюдения за развитием
- индивидуальные карты медико-педагогического сопровождения
-ежегодное консультирование в центре диагностики и консультирования г.Сызрань, рекомендации которого учитываются учителями предметниками в своей работе, а также при составлении индивидуальных рабочих программ
- индивидуально-ориентированные учебные программы, разработанные в соответствии с программой специальных коррекционных образовательных учреждений 7 и 8 видов
- индивидуальные журналы учета знаний и посещаемости
- план работы школы по формированию позитивного отношения к проблемам интегрированного обучения
|
2. ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО
РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Междуреченской СОШ на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее – Концепция).
Программа духовно-нравственного развития содержит теоретические положения и методические рекомендации по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, иначе определяемого как уклад школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей (законных представителей). Междуреченская СОШ создает все условия для реализации программы, обеспечивая духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье. Для организации и полноценного функционирования такого образовательного процесса согласованы усилия многих социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений, включая детско-юношеские движения и организации.
2.1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных социальных субъектов: государства, семьи, школы, традиционных религиозных и общественных организаций.
В Концепции такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
На основе национального воспитательного идеала сформулирована основная педагогическая цель – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного развития и воспитания, приведённых в Концепции, а также с учётом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом, определены общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:
В области формирования личностной культуры:
-
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
-
укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
-
формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
-
формирование нравственного смысла учения;
-
формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
-
принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
-
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-
формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
-
формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
-
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
-
осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.
В области формирования социальной культуры:
-
формирование основ российской гражданской идентичности;
-
пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
-
воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
-
формирование патриотизма и гражданской солидарности;
-
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
-
укрепление доверия к другим людям;
-
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
-
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
-
формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
-
формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
Поделитесь с Вашими друзьями: |