Основная образовательная программа дошкольного образования москва, 2015



страница1/20
Дата12.02.2016
Размер2,26 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


ПРОЕКТ

ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Москва, 2015

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 10

1.1. Пояснительная записка 10

1.1.1. Цели и задачи Программы 10

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы 11

1.2. Планируемые результаты 14

Целевые ориентиры в младенческом возрасте 15

Целевые ориентиры в раннем возрасте 16

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы 16

1.3. Развивающее оценивание качества дошкольного образования, реализуемого по Программе 18

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 22

2.1. Общие положения 22

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, специфики их образовательных потребностей и интересов 24

2.3. Содержание образовательной деятельности по Программе 37

2.3.1. Младенческий и ранний возраст 37

Младенческий возраст (2-12 мес.) 38

Ранний возраст (1-3 года) 42

Социально-коммуникативное развитие 42

Познавательное развитие 44

Речевое развитие 45

Художественно-эстетическое развитие 45

Физическое развитие 46

2.3.2. Дошкольный возраст 47

Социально-коммуникативное развитие 47

Познавательное развитие 49

Речевое развитие 53

Художественно-эстетическое развитие 54

Физическое развитие 56

2.4. Взаимодействие взрослых с детьми 58

2.5. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников 59

2.6. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья 61

3. ОРГАНИЗАЦиОННЫЙ РАЗДЕЛ 65

3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка 65

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды 66

3.3. Кадровые условия реализации Программы 71

3.4. Материально-техническое обеспечение Программы 73

3.5. Финансовые условия реализации Программы. 75

Экономика содействия 75

Финансовое обеспечение реализации Программы 76

3.5.Планирование образовательной деятельности 80

3.6. Режим дня и распорядок 81

3.7. Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы и обеспечивающих ее реализацию нормативно-правовых, научно-методических, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов 81

3.8. Перечень нормативных и нормативно-методических документов 84

3.9. Перечень научно-методических литературных источников, используемых при разработке Программы 85

Приложение 1 88

Повышение ценностного статуса детства: ранний уход, образование и воспитание – лучший старт для детей дошкольного возраста 88



Приложение 2 95

Надежная привязанность – основная характеристика здорового развития ребенка в раннем возрасте. 95



Приложение 3 98

Навигатор вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования 98

(см. прилагаемую книгу) 98

Приложение 4 99

Примерный расчет норматива финансового обеспечения реализации Программы, устанавливаемого на уровне субъекта Российской Федерации 99


ВВЕДЕНИЕ


Согласно Закону об образовании дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным, основным и средним общим образованием.

Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе.

Поэтому миссия дошкольного образования – в создании предпосылок к полноценной деятельности в новом изменяющемся мире, содействии разным формам поиска и активности ребенка, передаче ценностей и норм общества, способствующих позитивной социализации детей.

Трансформация России в постиндустриальное общество, процессы информатизации и усиления значения средств массовой информации как института социализации, широкий диапазон информационных и образовательных ресурсов открывают новые возможности развития личности ребенка и в то же время несут различного рода риски.

В связи с этим социальное пространство развития современных дошкольников, задача приобщения детей к жизни требуют не только обновления содержания дошкольного образования, но и способов взаимодействия между детьми и взрослыми, нацеленных на формирование базового доверия ребенка к миру и обеспечение безопасности жизни в нем.

Акцент программ позитивной социализации личности ребенка в значительной степени смещается с передачи знания и опыта предыдущих поколений следующим поколениям на раскрытие потенциала развития, присущих самому ребенку.

С первых месяцев жизни ребенок сталкивается с достижениями цивилизации, которые открывают новые возможности. Эти возможности связаны:

– с повышением ценностного статуса детства1 в современном обществе;

– созданием новых форм и видов развивающих сред, способных мотивировать детей;

– появлением коммуникационных и сетевых технологий.

В то же время рост социальной неопределенности, скорость социально-экономических изменений, становление информационного общества, новые виды информационно-коммуникационных технологий, порождая новую социальную ситуацию развития ребенка, несут определенные риски для детей дошкольного возраста. К их числу прежде всего относятся:


  • ярко выраженная дифференциация социально-экономических условий жизни влечет нарастание различий в траекториях развития детей из разных слоев. Расслоение общества неизбежно влечет нарастание различий между регионами, городской и сельской местностью, угрозу утраты единого образовательного пространства;

  • наряду с ростом группы детей, характеризующихся ускоренным развитием, увеличивается удельный вес детей с проблемными вариантами развития. Происходит расширение численности детей, растущих в условиях целого комплекса факторов социального, социально-экономического, медико-биологического, экологического, педагогического и психологического риска;

  • возрастает разрыв между ступенями дошкольного и общего образования, отражающийся в слабой сформированности предпосылок детей к учебной деятельности;

  • проявляется тенденции форсирования интеллектуального развития детей в форме искусственной акселерации за счет вымывания типично детских дошкольных видов деятельности и замещения их псевдоучебной деятельностью. В результате наблюдается снижение общей активности детей – игровой, познавательной, исследовательской, коммуникативной и пр.;

  • неблагоприятной тенденцией остается обеднение и ограничение общения детей со сверстниками, рост явлений одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности, низкая мотивация общения и сотрудничества, недостаточное развитие жизненных навыков взаимодействия и сотрудничества со сверстниками, усиление проявлений тревожности и детской агрессивности.

С учетом культурно-исторических особенностей современного общества, вызовов неопределенности и сложности изменяющегося мира, обозначенных выше рисков для полноценного развития и безопасности детей, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – Стандарт), разработана настоящая Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (далее – Программа).

ФГОС ДО определяет инвариантные цели и ориентиры разработки основных образовательных программ дошкольного образования, а Программа предоставляет образцы вариативных способов и средств их достижения.

Программа является документом, с учетом2 которого организации, осуществляющие образовательную деятельность (далее – Организации) могут самостоятельно разрабатывать и утверждать основную образовательную программу дошкольного образования.

Программа направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его доверия к миру, личностного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей посредством культуросообразных и возрастосообразных видов деятельности в сотрудничестве со взрослыми и другими детьми, а также обеспечение здоровья и безопасности детей.

Социальная ситуация развития определяется местом ребенка в обществе, соответствующими исторически сложившемуся образу детства требованиями и ожиданиями к возрастным нормам поведения детей, интересами самого ребенка, характером и содержанием его активности.

Социальная ситуация развития выступает как источник социализации личности ребенка, определяет уклад жизнедеятельности дошкольника, включая формы и содержание общения и совместной деятельности ребенка в семье и образовательной организации.

На основе Программы, спроектированной с учетом специфики социальной ситуации развития, на разных возрастных этапах социализации дошкольников конструируется мотивирующая образовательная среда. Мотивирующая образовательная среда предоставляет ансамбль условий развития детей, включая пространственно-временные (гибкость и трансформируемость предметного пространства), социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей, администрацию), деятельностные условия (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастно-психологическим особенностям дошкольников, задачам развития каждого ребенка).

Предлагаемая Программа выступает как ориентировочная основа деятельности при выборе вариативных образовательных программ дошкольного образования, с учетом которых могут быть разработаны и реализованы основные образовательные программы дошкольного образования.

Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.



Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.

Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической.

Программа определяет примерное содержание образовательных областей, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, таких как:

игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры),

коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми),

познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального мира в процессе наблюдения и взаимодействия с ними),

а также такими видами активности ребенка, как:

восприятие художественной литературы и фольклора,

самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),

конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация),

музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),

двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Содержательный раздел Программы включает описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в общество.

Организационный раздел описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы, планируемых результатов ее освоения в виде целевых ориентиров, а также особенности организации образовательной деятельности, а именно описание:

– психолого-педагогических, кадровых, материально-технических и финансовых условий, условий,

– особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды,

– особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик,

способов и направлений поддержки детской инициативы,

– особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников,

– особенностей разработки режима дня и формирования распорядка дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их специальных образовательных потребностей.

Объем обязательной части ООП должен составлять не менее 60% от ее общего объема. Объем части ООП, формируемой участниками образовательных отношений, должен составлять не более 40% от ее общего объема.

В соответствии с Программой описание традиционных событий, праздников и мероприятий с учетом региональных и других социокультурных особенностей рекомендуется включать в часть, формируемую участниками образовательных отношений самостоятельно.

Программа также содержит рекомендации по развивающему оцениванию достижения целей в форме мониторинга развития детей, а также качества ее реализации. Система оценивания качества реализации Программы направлена в первую очередь на оценивание созданных Организацией условий и образовательных процессов.

Программа завершается описанием перспектив по ее совершенствованию и развитию.


Каталог: sites -> default -> files -> public -> documenti
public -> Современное состояние детства Раздел I анализ современного состояния дошкольного образования в России и за рубежом
public -> Т. М. Балыхина методика преподавания русского языка как неродного, нового
public -> Туризм как фактор развития отсталых и депрессивных территорий в мировой практике
public -> Программа курсов повышения квалификации педагогических работников «Преподавание изобразительного искусства, мировой художественной культуры (искусства), эстетики в условиях реализации фгос»
public -> Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования предпосылок ууд у дошкольников Федорова Ольга Николаевна, воспитатель мадоу «Детский сад №82
public -> Использованние коммуникатиного подхода в обучении французскому языку
public -> Диссоциативное расстройство личности. Путь становления и укрепления нозологии в мире медицины
public -> Роль позитивного настроя на уроках самопознания
documenti -> Результаты основного государственного


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница