Основы психологической помощи в кризисных ситуациях Спецкурс по программе «Юный спасатель»



Скачать 124.26 Kb.
Дата24.04.2016
Размер124.26 Kb.
Основы психологической помощи в кризисных ситуациях

Спецкурс по программе «Юный спасатель»

Bases psychological help in crisis situation

Special course on program "Young lifeguard"

А.Николаев, руководитель ассоциации преподавателей – организаторов ОБЖ г. Новочебоксарск, практический психолог

A.NIKOLAEV, leader to associations of the teachers - an organizer of the base to safety to vital activity g.Novocheboksarsk, practical psychologist

Богоявленский И.Ф.

Оказание первой медицинской, первой реанимационной помощи на месте происшествия и в очагах чрезвычайных ситуаций. СПб: «ОАО Медиус», 2005.- с.312.

Рогов Е.И.

Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 529 с. – ISBN 5-87065-045-3.

УДК 614.8.015

Адрес: Чувашская Республика г. Новочебоксарск,

Место работы: г. Новочебоксарск, Парковая -7 , МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10», sacha_niknik@hotmail.com

Должность: преподаватель – организатор основ безопасности и жизнедеятельности, воспитатель – наставник кадетских классов МЧС «Юный спасатель», преподаватель физической культуры

Общественная работа: Руководитель ассоциации преподавателей – организаторов основ безопасности и жизнедеятельности города Новочебоксарска

Образование: окончил ЧГПИ им. И.Я. Яковлева

в 1995г. по специальности преподаватель французского языка и практический психолог

Окончил Centre International d Etudes Francaises de L Universites Bourgogne.

Стаж работы: 17 лет, по специальности 13 лет

Квалификационная категория – высшая.

Почетный работник общего образования РФ;

Памятная медаль «За вклад развитие юнармейского движения Чувашской Республики» от председателя Ассоциации военно-патриотических клубов Чувашской Республики от 22. января 2010 года. (№ 0014). Юбилейная медаль «90 лет Советских вооружённых сил» от председателя ЦК КПРФ К.А. Зюганова за военно-патриотическое воспитание от 19.02.2007г.

Юбилейная медаль Новочебоксарской городской общественной организации РОСТО (ДОСААФ) с 80- летним юбилеем ОСОАВИАХИМ - ДОСААФ - РОСТО от 23 января 2007года.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 г. №1756 – р, на старшей ступени общеобразовательной школы ставиться задача создания «Системы специализированной подготовки (профильного обучения), ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда». Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования утверждена приказом Министерства образования РФ №2783 от 18.07.2002г. Профильное обучение в старшей школе (10-11-классы) предполагает предпрофильную подготовку в 9-м классе, представляющую собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, направленную на их самоопределение в отношении профиля обучения. Предпрофильная подготовка включает в себя, в частности, набор элективных (по выбору учащегося) курсов (информационное письмо Департамента общего и дополнительного образования Министерства образования РФ от 13.11.2003г. №4-51-277/13 «Элективные курсы в профильном обучении).
Объем курса: 17 ч (1 ч в неделю, одно полугодие). Программа курса может быть расширена до 34 ч (1 ч в неделю в течение учебного года) за счет более глубокого рассмотрения предложенного содержания.

Цель: формирование у учащихся целостного представления об устройстве человека и опасных кризисных ситуациях психологического, психического характера, которые могут возникнуть в их жизни, о способах распознавания и мерах защиты от этих последствий.

Сформулированная цель ставит следующие задачи курса:

- ознакомление учащихся с опасностями психологического, психического характера, угрожающими человеку в кризисных ситуациях;

- изучение методов и приемов защиты от психологических воздействий и позволяющих минимизировать возможный ущерб для личности, ее здоровья, жизни и благополучия;

- выработка умений оказания психологической помощи людям, побывавшим в экстремальных ситуациях

Организация работы по данному курсу.

Основными методами обучения являются: проблемно-поисковый метод изложения нового материала, направленный на творческое осмысление и принятие излагаемых учителем позиций; беседы с элементами дискуссий; интерактивные методы обучения. Целесообразна на занятиях групповая работа с последующей презентацией результатов обсуждения тех или иных проблем и выводов, сделанных группой. Занятия на психологическую безопасность при общении, на принятие решения с отдаленными последствиями экстремальных ситуаций.

Формы организации деятельности учащихся традиционные: осмысленное слушание и ответы на вопросы, работа с литературой, конспектирование – и инновационные: участие в дискуссиях, выступление перед классом с презентациями и с сообщениями, работа в малых группах, тренинги и практические занятия.

Материально – техническое обеспечение:

1.Джон «Лофти» Уайзман., Полное руководство по выживанию; пер. с англ. Ю. Суслова. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 576 с.: ил.

2.Виртуальная агрессия. Видеофильм режиссера Валентина Матвеева, Леннаучфильм, 2001.

3.Сахаджа Йога (часть 2). Видеофильм режиссера Софии Ливандовской, Творческое объединение «Перекресток», 1998.



Ожидаемые результаты могут быть сведены к следующим:

- развитие психологической устойчивости учащихся в целом и как частность, развитие психологического аспекта культуры безопасности жизнедеятельности;

- приобретение учащимися знаний и практических умений по распознаванию и преодолению опасных ситуаций психологического характера, которые могут возникнуть в их жизни, о способах и мерах защиты от них;

- выработка у учащихся умений оказывать сопротивление деструктивному психологическому воздействию на них на основании целостного представления об устройстве человека.



Учебно-тематический план



Название раздела и тема урока

количество часов

1

Вводный урок

1

2

Тело-психика - душа-дух

1

3

Установки и поведение человека

1

4

Классификация экстремальных ситуаций

1

5

Экстренная психологическая помощь в экстремальных ситуациях

1

6

Техника экстренной психологической помощи

1

7

Психогении в экстремальных ситуациях

1

8

Психогенные расстройства. Наблюдаемые во время и после экстремальных ситуаций

1

9

Психология терроризма

1

10

Психологические портреты террориста и его жертвы

1

11

Стихийное массовое поведение людей в экстремальных ситуациях

1

12

Психологический дебрифинг

1

13

Первая медицинская помощь пострадавшим в экстремальных ситуациях

1

14

Стресс, травматический стресс и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТРСР)

1

15

Основы психофизиологической и социальной реадаптации участников военных действий

1

16

Домашнее насилие

1

17

Эмоциональное насилие. Заключительный урок

1

18

Всего часов:

17




















Содержание изучаемого курса

Урок 1. Вводный урок

Общие положения о предпрофильном курсе: цели, задачи, организация работы, вопросы проверки знаний. Понятие психологической безопасности личности и круг вопросов, рассматриваемых в рамках курса. Мотивация интереса учащихся на изучение курса и пожелания на включение тех или иных интересующих их аспектов темы.



Урок 2. Тело – психика – душа – дух

Понятие троичности человека, телесное, психическое и духовное. Как устроена психика человека и зачем человеку об этом знать. Психоматика.



Урок 3. Установки и поведение человека

Что такое установки и как они влияют на поведение человека. Откуда берутся установки. Установки, минующие сознание, и осознание установки.



Урок 4. Классификация экстремальных ситуаций

Чрезвычайная ситуация (экстремальная) (ЧС) – обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потер и нарушения условий жизнедеятельности людей.

Классификация ЧС: 1.Постепени внезапности; 2.По скорости распространения; 3.По масштабу распространения; 4.По продолжительности действия; 5.По характеру.

По источнику происхождения ЧС подразделяются на: 1.ЧС техногенного характера; 2.ЧС природного происхождения; 3.Чс биолого-социального характера.



Урок 5. Экстренная психологическая помощь в экстремальных ситуациях

Экстренная психологическая помощь оказывается людям в остром стрессовом состоянии (или ОСР – острое стрессовое расстройство). Это состояние представляет собой переживание эмоциональной и умственной дезорганизации. Главными принципами оказания помощи перенесшим психологическую травму в результате влияния экстремальных ситуаций являются:

- безотлагательность;

- приближенность к месту событий;

- ожидание, для нормального состояния восстановления;

- единство и простота психологического воздействия.



Урок 6. Техники экстренной психологической помощи

Симптомы человека в экстремальной ситуации. Бред и галлюцинации, основные признаки, помощь. Апатия, основные признаки, помощь. Ступор, основные признаки, помощь. Двигательное возбуждение, признаки, помощь. Нервная дрожь, основные признаки, помощь. Плач, основные признаки, помощь. Истерика, основные признаки, помощь. Экстремальные ситуации, связанные с угрозой для жизни (захват террористами, ограбление, разбойное нападение). Сексуальное насилие, помощь.



Урок 7. Психогении в экстремальных ситуациях.

Психогенное воздействие экстремальных условий на человека. Травмирующее воздействие различных неблагоприятных факторов. Психопатологические расстройства в экстремальных ситуациях. Психогенные расстройства: непатологические (физиологические) реакции, патологические реакции, невротические состояния и реактивные психозы.



Урок 8. Психогенные расстройства, наблюдаемые во время и после экстремальных ситуаций.

Поведение человека во внезапно развившейся экстремальной ситуации. Аффективно-шоковые реакции и истерические психозы. Острые реакции на стресс. Адаптационные реакции:

- реакция утраты;

- затяжная депрессивная реакция;

- реакция беспокойства, страха, тревоги.

Наблюдаемые формы невроза, помощь.



Урок 9. Психология терроризма.

Мотивы террористической деятельности. Меры безопасности при угрозе проведения теракта. Действия при обнаружении взрывоопасного предмета. Захват заложников. Ситуация заложничества. Отсроченный страх. Страх ожидания смерти.



Урок 10. Психологические портреты террориста и его жертвы.

Специфическая личность, предрасположенная стать на путь терроризма. Психологические типы террористов. Стереотипные реакции террористического акта. Основные поведенческие следствия страха и ужаса. Психологические черты разных типов жертв террора. Пять основных слагаемых массовой психологии жертв террора. Взаимоотношения с похитителями. Выбор безопасной позиции. Борьба с одиночеством. Поведение на допросе. Сбор информации о похитителях. Поведение при штурме здания спецподразделениями. Меры для выживания на борту захваченного самолета.



Урок 11. Стихийное массовое поведение людей в экстремальных ситуациях.

Формы поведения толпы. Механизмы образования толпы. Четыре основных вида толпы. Психофизиологический механизм паники. Два вида паники. Факторы превращения в паническую толпу. Средства борьбы с паникой.



Урок 12. Психологический дебрифинг

Дебрифинг – метод работы с групповой психической травмой. Цели и задачи дебрифинга. Фазы дебрифинга:

- проработка основных чувств участников и измерение интенсивности стресса;

- детальное обсуждение симптомов и обеспечение чувства защищенности и поддержки;

- мобилизация ресурсов, обеспечение информацией и формирование планов на будущее.

Урок 13. Первая медицинская помощь пострадавшим в экстремальных ситуациях

Методы определения состояния и степени травмирования пострадавших. Осмотр пострадавшего. Травмы и ушибы. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца. Остановка кровотечения. Травматический вывих. Растяжение и разрыв. Перелом. Виды шин. Травматическая ампутация конечностей. Травмы брюшной полости. Ожоги. Обморожения. Утопления. Первая помощь. Посттравматическое стрессовое расстройство: модели и диагностика.



Урок 14. Стресс, травматический стресс и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)

Реакция тревоги. Стадия резистентности. Стадия истощения. Фазы психологической реакции на травму. Расстройства, развивающиеся в результате пережитой катастрофы. Диагностические критерии ПТСР. Подвиды посттравматических стрессовых ситуаций. Диссоциативные симптомы. Повторное переживание событий. Диагностика хронического изменения личности после переживания экстремальной ситуации. Типы травматических ситуаций. Индивидуальная уязвимость и психологические последствия травмы.



Урок 15. Основы психофизиологической и социальной реадаптации участников военных действий.

Обучение методам самонаблюдения и самооценки. Работа с опорами (внутреннее равновесие). Работа с агрессией. Работа с границами. Работа с физическим образом Я. Работа с мышечными запорами.



Урок 16. Домашнее (семейное) насилие

Характерные признаки поведения потенциальных жертв насилия. Набор черт характера указывающих на склонность к насилию. Травматический синдром изнасилования (ТСИ). Факторы психической травмы, связанные с сексуальным насилием. Специфика оказания помощи пострадавшим от насилия. Стадии терапии в работе с последствиями насилия.



Урок 17. Эмоциональное насилие

Изоляция, то есть отчуждение ребенка от нормального социального общения. Угрюмость, отказ от обсуждения проблем. «Торговля запретами». Оскорбление. Терроризирование. Поддержание постоянного напряжения. Брань, издевки. Запугивание наказанием. Моральное разложение. Поведение родителей. Поведение детей. Физиологические реакции ребенка.



Заключительное занятие

Подведение итогов работы по программе курса и оценивание деятельности учащихся: открытый урок с приглашением администрации и учителей школы или итоговая конференция.


адрес: Чувашская Республика г. Новочебоксарск,

Место работы : г. Новочебоксарск , Парковая -7 , МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10», sacha_niknik@hotmail.com



Факс: 74-83-19
Каталог: wp-content -> uploads -> 2012
2012 -> Одобрено на заседании каф. Философии и гуманитарных дисциплин Пушкина Н. М
2012 -> Методические рекомендации для преподавателей 12 Методические рекомендации для аспирантов
2012 -> Темы контрольных работ по дисциплине «психология отклоняющегося доведения»
2012 -> Управление образования администрации Красногорского района
2012 -> О самообследовании самарского государственного экономического университета
2012 -> Мбоу «Лицей-интернат №1» с проблемными детьми, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
2012 -> Образовательная программа дошкольного образования
2012 -> Дошкольная педагогика как наука


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница