«Основы преподавания экономических дисциплин»
СОДЕРЖАНИЕ
1. Педагогика и учебный процесс в высшей школе.
|
|
2. Роль учебной программы, учебного плана и учебно-методической литературы в процессе преподавания экономических дисциплин.
|
|
3. Методика подготовки лекций по экономической теории
|
|
4. Проблемный метод чтения лекций по экономике
|
|
5. Методика подготовки и проведения семинарских занятий.
|
|
6.Методика организации самостоятельной работы студентов в вузе.
|
|
7. Методика организации и проведения контроля знаний.
|
|
8. Специфика методики преподавания экономических дисциплин на вечернем и заочном отделении.
|
|
9. Дистанционное обучение.
|
|
10. Модели образовательного процесса.
|
|
11. Современные технологии обучения и их использование в вузе.
|
|
Глоссарий
|
|
|
|
Раздел 1
ПЕДАГОГИКА И УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ.
План.
-
Учебный процесс: сущность, основные компоненты, задачи, история развития.
-
Научные основы учебного процесса.
-
Роль и место преподавателя и студента в учебном процессе
-
Основные понятия и краткое содержание.
В XVI в. в Западной Европе появляется понятие учебного процесса и формируется определенная система его организации.
Различают две системы обучения: предметную и курсовую.
-
Предметная система обучения - это совокупность определенных учебных дисциплин, которые рекомендуется студенту изучить, усвоить и получить квалификацию независимо от того, когда и как (в каком порядке) он будет их учить и сдавать.
-
Курсовая система обучения осуществляется по годам на основе определенной принятой последовательности изучения дисциплин.
Главное достоинство курсовой системы обучения: позволяет точно определить сроки обучения, последовательность и логику изучения учебных дисциплин, дает возможность делить систему обучения на части (блоки).
Современная курсовая система обучения в российских вузах представлена в следующих блоках:
-
блок естественных дисциплин (математика, физиология, зоология, ботаника);
-
блок общественных дисциплин (гуманитарных), которые опираются на знания математических дисциплин;
-
блок специальных дисциплин, которые позволяют, начиная со 2-3 курса формировать квалификацию (профессию) выпускника вуза.
Высшая школа в организации учебного процесса ставит перед собой следующие задачи:
-
оптимальное определение содержания обучения квалификации специалистов;
-
внедрение экологического образования;
-
усвоение в учебном процессе возрастающей роли научных достижений в развитии общества и материального производства;
-
внедрение методов прогнозирования в развитии науки и техники;
-
развитие у студентов форм самостоятельной познавательной деятельности;
-
воспитание и развитие у студентов индивидуальных способностей и их использование в практической деятельности.
Методологическим началом теории обучения в высшей школе является теория познания. Закономерности теории познания направляют мыслительную деятельность студента на объективное понимание окружающей среды, на объективную оценку событий, закономерностей и связей.
Наука обучения рассматривает познание как сложный противоречивый процесс, идущий от незнания к знанию, от неполного знания к более полному знанию, от познания предметов и требований объективного мира к познанию сущности, закономерности связей.
Важным положением теории познания является положение, которое указывает на существование объективной реальности. что по существу означает следующее:
-
Во-первых, методологическим началом теории обучения является теория познания.
-
Во-вторых, закономерности теории познания направлены на мыслительную деятельность студентов, на объективное понимание экономических явлений.
-
В-третьих, теория познания неразрывно связана с диалектикой мышления.
-
В-четвертых, мышление в учебном процессе - главное средство в познавательной деятельности. В процессе мышления у человека появляется свое миропонимание.
-
В-пятых, посредством мышления в процессе познания обучающийся выделяет основное, существенное, формирует свое понимание.
Рассматривая преподавателя как основное звено образовательного процесса, можно сказать, что учебный процесс предполагает объект и субъект.
Преподаватель в вузе сочетает в себе качества ученого, специалиста и педагога.
Функции преподавателя:
- Обучающая;
- Воспитывающая;
- Организующая;
- Исследовательская.
Главная задача преподавателя – учебно- воспитательная деятельность, которая заключается в следующем:
1. наблюдать явления и собирать факты педагогической деятельности;
2. вникать в сущность изучаемого экономического явления в процессе обучения;
3. на основе знаний уметь обобщать, расширять и углублять знания;
4. уметь ставить научный образовательный эксперимент.
Свойства, определяющие педагогические способности преподавателя:
-
способность делать учебный материал доступным;
-
творчество в работе;
-
педагогически-волевое влияние на слушателей;
-
способность организовывать коллектив слушателей;
-
интерес и уважение слушателей;
-
содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;
-
педагогический такт;
-
способность связать учебный предмет с жизнью;
-
наблюдательность;
-
педагогическая требовательность.
Таким образом, все компоненты профессиональных способностей преподавателя взаимосвязаны и образуют единое целое, влияют на творческую индивидуальность и стиль преподавателя высшей школы.
Гностические способности преподавателя представляют собой чувствительность педагога к способам получения информации о мире, студентах; формирование нравственного, трудового, интеллектуального фонда личности, быстрого и творческого овладения научными методами исследования, способами изучения воспитанников с целью формирования личности.
Конструктивные и проектировочные способности преподавателя выступают определяющими в достижении высокого уровня педагогического мастерства. Они обеспечивают стратегическую направленность деятельности преподавателя и проявляются в умении ориентироваться на конечные цели, решать актуальные задачи с учетом будущей специализации студентов, планировании ими курса и научной деятельности, установление значимости курса в учебном процессе, науке, учитывая необходимые связи с другими дисциплинами.
Организационные способности преподавателя:
-
Способность заряжать своей энергией других людей;
-
Способность находить наилучшее применение каждому человеку;
-
Психологическая избирательность к людям;
-
Способность видеть недостатки в поступках других людей (критичность);
-
Психологический такт;
-
Общий уровень развития;
-
Инициативность;
-
Требовательность к людям;
-
Склонность к организаторской деятельности
-
Практичность;
-
Самостоятельность;
-
Наблюдательность;
-
Самообладание и выдержка;
-
Общительность;
-
Настойчивость;
-
Активность;
-
Работоспособность;
-
Организованность.
Перцептивно-рефлексивные способности преподавателя
1. Чувство объекта (особая чувствительность педагога к тому, какой отклик объекты реальной действительности находят у обучающихся).
2. Чувство меры и такта (особая чувствительность к мере изменений, происходящих в личности и деятельности обучающегося под влиянием различных средств педагогического воздействия).
3. Чувство причастности (чувствительность педагога к недостаткам собственной деятельности).
Учебная деятельность студента: мотивация, интересы и степень активности. Под мотивацией вообще понимается источник активности и одновременно система побудителей любой деятельности, включающая в себя потребности, мотивы, цели, интересы.
Факторы учебной мотивации
-
Образовательная система, образовательное учреждение.
-
Организация образовательного процесса.
-
Субъектные особенности обучающегося (возраст, пол и т.п.).
-
Субъектные особенности преподавателя, система его отношений к студенту.
-
Специфика учебного процесса.
Мотивы могут быть: 1) интеллектуально-познавательные; 2) морально-этические; 3) эмоционально-эстетические.
Интерес определяется как одно их интегральных проявлений сложных процессов учебной мотивации. Интересы могут быть:
-
широкими;
-
планирующими;
-
результативными;
-
процессуально-содержательными;
-
учебно-познавательными;
-
преобразующими.
Итак, главными составляющими (компонентами) учебного процесса являются:
• содержание обучения;
• методы обучения;
• формы обучения;
• учебная и научная работа студентов;
• обучающая деятельность преподавателей.
Эти основные 5 составляющих находятся в тесном единстве, они взаимосвязаны и находятся в «круговой» зависимости, при которой один компонент дополняет другой.
1.2. Рекомендуемая литература
-
Ахметова Д., Гурье Л. Преподаватель вуза и инновационные технологии. – Высшее образование в России. 2001, №4
-
Дубовицкая Г.Д. К проблемам диагностики учебной мотивации.- Вопросы психологии, 2005, №1
-
Доминенко Б.И., Чибиков Г.Г. Предмет и логика вузовского экономического курса. – М., 1994.
-
Соловьева Н.Н. Основы научной деятельности и оформление ее результатов. - М., 2003.
-
Соловьева Н.Н. Основы организации учебно-научной работы студента. – М., 2003.
-
Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. – Методология, цели и содержание, творчество. – М., 2002.
-
Шишов С.Б. Гуманизация современного образования. – М., 2006.
Раздел 2
РОЛЬ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ, УЧЕБНОГО ПЛАНА И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН.
План.
-
Научная организация учебного процесса.
-
Учебная программа: основные требования.
-
Учебный план и его роль в образовательном процессе.
-
Учебно-методическая литература.
2.1 Основные понятия и краткое содержание
Учебный процесс – это большая сложная система, выражаемая бесконечным разнообразием состояний, поведений, отношений, связей составляющих ее компонентов.
Научной организацией учебного процесса называется система установления оптимальных связей и отношений всех компонентов обучения с целью их рационального развития.
Задача научной организации учебного процесса заключается в создании определенного, целенаправленного порядка построения, функционирования и развития системы обучения в высшей школе.
Главные составляющие учебного процесса:
-
Содержание обучения;
-
Методы и способы обучения;
-
Формы и средства обучения;
-
Учебная и научная работа студентов;
-
Обучающая деятельность преподавателей.
Т.о. научная организация учебного процесса, с одной стороны, автономия и централизация составляющих компонентов учебного процесса предполагает их самостоятельность и сохраняет условия творческого поиска путей совершенствования той или иной дисциплины. С другой стороны, функционирование каждого отдельного компонента учебного процесса решает свои задачи исходя из общих задач системы.
Основное содержание теории научной организации определяется изысканием путей решения трех проблем, тесно взаимосвязанных:
-
построение оптимальной системы;
-
установление оптимальных путей ее развития и функционирования;
-
выбор оптимальных способов ее оценки
Условия оптимизации и развития учебного процесса ставят перед научной организацией ряд задач:
-
Построение строгой научно обоснованной системы, с подразделением ее на компоненты;
-
Установление для каждого компонента оптимальной структуры, способов выражения научной информации;
-
Составление программы функционирования;
-
Научное обоснование выбора средств и форм;
-
Научное определение оптимальных условий обучения;
-
Организация и установление системы контроля;
-
Определение показателей результативности;
-
Научное определение оптимальных способов управления учебным процессом;
-
Разработка и совершенствование методов и средств исследования учебного процесса;
-
Обоснование внедрения новых средств.
Учебная программа курса – это развернутый подробный план изучения учебной дисциплины по разделам, темам и отдельным вопросам.
Структура учебной программы:
-
Общая разбивка по разделам и темам с указанием количества часов на лекции и семинары
-
Конкретный развернутый план каждой темы с указанием основной литературы.
-
График бюджета времени по разделам и темам.
Требования, необходимые для разработки учебной программы
-
методологические основы курса;
-
мировоззренческий подход в освоении курса;
-
теоретическое содержание курса, как составной части науки;
-
методические основы построения учебной программы.
Любая программа по экономической дисциплине представляет совокупность отмеченных четырех основных положений, которые обязательно должны быть заложены в учебной программе
Методология есть учение о методе (способе) исследования, это совокупность приемов и методов исследования.
Методологические основы учебной программы. В экономических дисциплинах в изучении экономики различают метод исследования и метод изложения.
Метод исследования, как правило, начинается с анализа, с обобщения конкретного эмпирического материала. Проникая в сущность экономических процессов, исследование позволяет раскрывать внутреннюю зависимость и закономерности этих экономических явлений.
Метод изложения в качестве исходного берет категорию, отражающую наиболее общую характеристику данных экономических явлений, и развертывает на этой основе логическую взаимосвязь научных категорий и законов.
Мировоззренческие основы учебной программы.
Мировоззрение в системе преподавания экономических дисциплин – это система взглядов об экономических понятиях, явлениях, законах. Мировоззрение в экономической науке включает в себя совокупность взглядов на экономические явления.
-
Научное мировоззрение раскрывает объективные экономические законы, направляет деятельность людей в соответствии с прогрессивным развитием общества.
-
Формирование (воспитание) научного мировоззрения - есть формирование определенных взглядов на науку.
Теоретические основы учебной программы.
В учебную программу обязательно закладываются теоретические основы, теоретическое содержание данной дисциплины, без которой невозможно усвоить эту дисциплину, как науку.
Задача состоит в том, чтобы не просто передавать теоретическое содержание этой науки, а передавать, не искажая самого содержания науки.
Методические основы учебной программы (принципы).
-
- последовательность изложения;
-
- научность и объективность;
-
- системность и преемственность;
-
- доступность;
-
- связь с практикой;
-
- единство обобщения и обоснования.
Учебный план и его роль в образовательном процессе
Учебный план – это общая логическая структура подготовки специалиста в течение всего периода обучения (по годам, семестрам, неделям, часам).
Учебный план строится на основе следующих логических связей:
-
На основе структурно-логических связей, что означает логические связи по структуре учебных дисциплин (по блокам).
-
Логико-образовательные связи - это означает, что в любом блоке учебного плана логические связи образовательного цикла соответствуют друг другу.
-
Логико-профессиональные связи, что означает, логические связи учебного плана по профессиональной направленности.
Структура учебного плана
Учебный план
Основные разделы
-
Квалификационная характеристика
-
График учебного процесса
-
I. Схема учебного плана
-
II. Схема организации учебного процесса
-
III. Распределение бюджета времени по семестрам
-
Основная часть плана - план учебного процесса, в котором графически расписывается каждая дисциплина (за все 5 лет обучения)
-
1. История экономической мысли
-
2. Математический анализ
-
3.
-
4…
Распределение по курсам и семестрам
-
IY. Факультативные дисциплины
-
Y. Практика (учебная, производственная, педагогическая)
-
YI. Госэкзамены, дипломное проектирование.
Учебно-методическая литература .
-
Основная литература - это тот необходимый минимум, который рекомендуется для формирования основных умений (навыков) в формировании квалификации данного специалиста.
-
Дополнительная литература – список научных источников, в которых даются основные экономические направления в исследовании данной темы (необходима для подготовки к семинарскому занятию).
В списке основной литературы, необходимо дать название учебника, раздела, темы и указать страницы. В списке дополнительной литературы допускается перечень литературы без указания страниц.
Учебно-методическая литература формируется, разрабатывается и рекомендуется кафедрой и преподавателями совместно с библиотекой. Кафедра, как правило, пристально следит за новой литературой, разрабатывает и выдает рекомендации студентам.
2.2. Рекомендуемая литература
-
Азаров Ю. Студент: возможности личностного роста. // Высшее образование в России,.-2002, №1.
-
Бенедиктов С.Н. Технология обучения и воспитания. – М., 1993.
-
Белкина Т.П. Методическое сопровождение современного учителя. – 2006, №43.
-
Гончеренок И.И., Грибовская Е.Л. Модели магистерской подготовки: Швеция, Великобритания…- РИВШ. БГУ, 2003.
-
Диагностика уровня учебных достижений студентов в современной высшей школе. // Под ред. Белоконь А.В. - Ростов-на-Дону: РГУ, 2005.
-
Каталог учебных программ по специальности «Экономическая теория».- РГУ, 1999.
-
Каталог учебных программ экономического факультета МГУ по направлению «Экономика» 2000-2001 уч.г. – МГУ, 1999
Раздел 3.
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ.
План.
-
Сущность лекции.
-
Методика подготовки лекции.
-
Методика построения лекции
-
Методика проведения лекции.
-
Основные понятия и краткое содержание
Лекция представляет новое знание об изучаемом предмете как целостное и системно представленное во внутренней органичности и взаимосвязи, последовательности и субординации основных положений на основе уже имеющихся и с учетом последующих новых знаний.
Цель лекции - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала.
Виды лекций:
-
Вводные лекции – читаются в начале того или иного учебного курса(нормативного или спецкурса). Во вводной лекции лектор знакомит со структурой, задачей курса и основной программой учебной дисциплины.
-
Установочные лекции – читаются для студентов заочного отделения.
-
Обзорные лекции – читаются для студентов дневного отделения перед госэкзаменами или для студентов заочного отделения в начале сессии.
-
Общие лекции:
- тематические – это лекции по заданной тематике;
- нормативные – это лекции по основному общеобразовательному курсу.
Функции лекции:
-
Познавательная (Лекция несет новые знания, навыки; раскрывает сущность и содержание вопроса).
-
Теоретическая (для передачи сущности экономического явления нужны теоретические знания).
-
Научная
-
Исследовательская
-
Воспитательная
-
Практичность.
Методика подготовки лекции.
Основные требования к лекции
-
Научность.
-
Доступность материала.
-
Наглядность.
-
Занимательность.
-
Убедительность.
Необходимо обязательно готовить текст лекции, но это не означает, что его обязательно надо читать. Текст лекции передает полное содержание лекции. Кроме текста лекции, пишется и методическая разработка лекции. Методическая разработка лекции делает акцент на методику, методические приемы, которые используются преподавателем при чтении лекции.
Выделяют три основные части лекции
- вступительную,
- содержательную,
- заключительную.
Вступительная часть лекции должна быть такой, чтобы сразу заинтересовать и привлечь внимание слушателей, ввести их в курс темы в целом, побудить к мыслительному процессу и установить контакт между ними и преподавателем.
Содержательная часть раскрывает вопросы плана, служит развитию познавательной активности студентов, прежде всего, идейно-теоретическим и научно-методическим уровнем излагаемого материала, выражаемого в наиболее рациональной структуре, со свойственной ей систематичностью и последовательностью основных положений темы
Заключительная часть формулирует четко и кратко основные выводы по проблеме, поставленной во вступительной части, и делает необходимую связь с последующим учебным материалом.
Выступление преподавателя тем содержательнее, чем полнее, достовернее и существенее получаемые слушателями знания по рассматриваемому вопросу.
Показатель уровня содержательности лекции представляет собой отношение времени содержательной части выступления ко всему лекционному времени и выражается в процентах.
Уровень научной содержательности лекции – это отношение времени изложения научного материала (Вн) ко всему времени содержательной части лекции (Вс), выраженное в процентах.
Показатель уровня информативности лекции это отношение количества новых сообщений (И) ко всем имевшимся содержательным сведениям (С), выраженное в процентах.
Информационный потенциал лекции характеризует степень новизны передаваемых сведений. Информационный потенциал это разница, содержащейся в лекции совокупности содержательных сообщений (С) и первоначальным уровнем осведомленности о них аудитории (З).
Информативность лекции (варианты сочетания содержательности и информативности в лекции)
Варианты лекций
|
Уровень содержательности
|
Уровень информативности
|
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
|
Полная содержательность
Полная содержательность
Полная содержательность
Частичная содержательность
Частичная содержательность
Частичная содержательность
Отсутствие содержательности
Отсутствие содержательности
Отсутствие содержательности
|
Полная информативность
Частичная информативность
Отсутствие информативности
Полная информативность
Частичная информативность
Отсутствие информативности
Полная информативность
Частичная информативность
Отсутствие информативности
|
Ущерб качеству лекции наносит избыточность информации в лекции, которая обусловлена:
-
Недостатками стиля преподавателя (использование слов-паразитов);
-
Разъяснением всем понятных положений (важно знать и понимать аудиторию, перед которой выступаешь: что для нее полезно, а что является «прописной истиной»);
-
Излишним повторением одних и тех же мыслей (частое употребление одних и тех же понятий и терминов, напр., рыночные условия и т.п.);
-
Неоправданным количеством примеров и иллюстраций по одному вопросу лекции.
Противоречия в лекционной работе.
1.Между убыстрением общественного развития и не вполне современным отражением экономических событий;
2. Между недостаточной информативностью лекции и повышающейся степенью осведомленности населения во всех событиях.
Динамика лекции включает четыре фазы
-
начало восприятия – 4-5 мин (1);
-
оптимальная активность восприятия – 25-30 мин (2);
-
фаза усилий – 10-15 мин (3);
-
фаза выраженного утомления (4).
Методы чтения лекции
-
Информативность
-
Генетичность
-
Исторический метод
-
Метод аксиом
-
Алгоритмический метод
-
Метод формальной логики
-
Метод диалектической логики
-
Метод анализа и синтеза
-
Проблемный метод
-
Метод полемики
-
Метод учета практики.
Правила поведения лектора перед аудиторией
-
Педантичная дисциплина преподавателя
-
Величайшая требовательность к самому себе, которая выражается в:
- соблюдении техники записи на доске;
- соблюдении правильности и строгости языка лекции;
- наблюдательности за аудиторией;
- отказ от лозунгов и поучений;
- отказ от демонстрации своего превосходства перед студентами.
-
Рекомендуемая литература
-
Белкина Т.П. Методическое сопровождение современного учителя. 2006, №43.
-
Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров. – М.- МПСИ, 2002.
-
Гончеренок Г.И., Грибовская Е.В. Модели магистерской подготовки. – РИВШ, БГУ. 2003.
-
Грязнова В.А. Проблема формирования профессионального самосознания студентов. – М., 2005.
-
Диагностика уровня учебных достижений студентов в современной высшей школе. // Под ред. Белоконь А.В. - Ростов-на-Дону: РГУ, 2005.
-
Ильин Е.П. Студент и компьютер. М.:Современная наука, 2007.
Раздел 4.
ПРОБЛЕМНЫЙ МЕТОД ЧТЕНИЯ ЛЕКЦИИ ПО ЭКОНОМИКЕ.
План.
-
Сущность проблемного метода и проблемной лекции.
-
Проблемное построение и изложение лекционного материала.
-
Развитие активных форм контакта преподавателя с аудиторией.
-
Основные понятия и краткое содержание.
Проблема, проблемная ситуация и проблемное задание – все эти понятия непосредственно связаны с проблемным построением и изложением лекционного материала.
Проблема представляет собой
-
В науке противоречивая ситуация, когда в объяснении каких-либо явлений процесса выдвигаются различные мнения, вплоть до противоположных.
-
В практике – это задача, которая требует творческого мышления исполнителя в поисках нового подхода, новых приемов привлечения научных знаний.
-
В обучении – это учебная задача, как недоступная решению на основе имеющихся знаний и опыта и требующая новых знаний.
Проблемная ситуация это интеллектуальное затруднение, возникающее у человека при решении практических, научных или учебных задач. Проблемная ситуация используется в педагогических целях в качестве пускового механизма активизации мыслительной деятельности обучаемого
Проблемная задача это элемент учебного процесса, предлагаемый в форме задачи или вопроса в целях создания у слушателей состояния интеллектуального затруднения с целью активизации их поисковой мыслительной деятельности. Источником проблемных заданий является реальное противоречие развития общества, в т.ч. противоречия, возникающие в хозяйственной, управленческой и др. видах деятельности.
Проблемная лекция это обучение посредством организации проблемной ситуации, посредством формирования учебной проблемы, выдвижения гипотезы и решения проблемных задач.
Преимущества проблемной лекции
-
Усиливает влияние на изучаемую тему.
-
Способствует количественному получению знаний студентов
-
Увеличивает учебный контакт студентов с учебным материалом.
-
Повышает качество знаний.
Правила построения проблемной лекции
-
Лектор четко формулирует проблему, как правило в виде дилеммы, требующей выбора одной из альтернатив.
-
Лектор уясняет себе противоречие, лежащее в основе проблемной ситуации.
-
Лектор предлагает студентам самим найти ответ на поставленный вопрос.
-
Лектор не спешит с ответом на рассматриваемую проблему и наводящими вопросами и помогает студентам самим прийти к правильному пониманию.
Проблемная ситуация на лекции это, во-первых, концентрированное выражение проблемы; во-вторых, наиболее эффективное обозначение стоящей проблемы; в-третьих, основной эффект, который мобилизует внимание всех студентов на организацию научного поиска ответа на поставленную проблему; в-четвертых, это не только проблема, но и намек, гипотеза решения проблемы
Итак, проблемное обучение включает
-
проблемность содержания
-
проблемное построение и изложение материала
-
организацию и управление познавательной деятельности студентов
-
ориентировочные основы самостоятельной работы студентов.
Типы проблемных ситуаций.
Первый тип - проблемная ситуация возникает при условии, если студенты не знают способы решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации.
Второй тип - проблемные ситуации возникают при столкновении студентов с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.
Третий тип - проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа.
Четвертый тип - проблемная ситуация возникает тогда, когда имеются противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у студентов знаний для теоретического обоснования.
Дидактические условия решения проблемной ситуации
-
Соответствие формулировки проблемного вопроса той цели, которая поставлена.
-
Доступность проблемного вопроса с учетом (расчетом) подготовленности студентов.
-
Соответствие жизненной проблемы, составившей основу для проблемного вопроса.
-
Уровень подготовки самого преподавателя.
Способы решения проблемных ситуаций
-
Первый способ – побуждение студентов к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность студентов и приводит к активному усвоению новых знаний.
-
Второй способ – использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении студентами практических заданий в вузе, дома или на производстве, в ходе наблюдения за природой и тому подобное.
-
Третий способ – расстановка учебных проблемных заданий на объяснение явлений или поиск путей практического решения. Примером может служить любая исследовательская работа студентов на учебно-опытном участке, в мастерской и так далее.
-
Четвертый способ побуждения студентов к анализу фактов и явлений действительности, поражающему противоречия между жизненными представлениями и научными понятиями об этих фактах.
-
Пятый способ - выдвижение предположения (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.
-
Шестой способ – побуждение студентов к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, в результате которых возникает проблемная ситуация.
-
Седьмой способ – побуждение студентов к предварительному обобщению новых фактов.
-
Восьмой способ – ознакомление студентов с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер и приведенными в истории науки к постановке научной проблемы.
-
Девятый способ – организация межпредметных связей. Часто материал учебного предмета не обеспечивает создание проблемной ситуации (при обработке навыков, построение пройденного и тому подобное). В этом случае следует использовать факты и данные наук имеющие связь с изучаемым материалом.
-
Десятый способ – варьирование задач, переформулировка вопроса.
Структура проблемного обучения включает 4 этапа
-
Рекомендуемая литература.
-
Контрольные вопросы и задания.
Методы проблемного обучения.
-
Проблемно-постановочный – метод проблемного изложения материала, когда на обычной лекции ставятся проблемы, вовлекаются студенты в поиск, в решение этой проблемы и начинается процесс подготовки материала, на основе которого достигается цель.
-
Метод проблемных исследований. На лекциях проблемные исследования привлекаются в том случае, когда есть приемы этих исследований, когда преподаватель, ссылаясь на примеры авторов тех или иных исследований, приводя содержание этих исследований, привлекая этот материал, направляет работу студентов в поисках решения этой проблемы.
-
Метод анализа и синтеза. Первый представляет разложение общего целого представления об экономическом явлении, а на основе разложения – решения его сущности. Второй – представляет обратные явления.
-
Система общих методов (предложена М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером ), которая включает в себя
- объяснительно иллюстративный;
- репродуктивный;
- проблемное изложение;
- частично-поисковый;
- исследовательский метод.
Применение проблемного метода предполагает решительное изменение форм контакта лектора со студентами: развитие активных связей, идущих от лектора к аудитории и активных обратных связей – от студентов к лектору.
Активные прямые связи:
-
Обращение лектора к студентам по вопросам темы.
-
Выяснение мнения студентов.
-
Предложение различных тестов.
-
Совместный разбор проблемных ситуаций.
-
Постановка дискуссионных вопросов
-
Диалог, сопоставление точек зрения.
Активные обратные связи:
-
Заинтересованность и внимание студентов.
-
Ответы на вопросы преподавателя по данной теме.
-
Решение поставленных проблем перед аудиторией
-
Участие в рассмотрении проблемных ситуаций.
-
Вопросы лектору, реплики.
Решительное обновление лекционных средств на основе применения проблемного метода и всего арсенала активных форм связей преподавателя и студентов позволяет существенно улучшить формирование современного экономического мышления, развивать предприимчивость и инициативу работников, укрепить связь экономической теории с практикой.
4.2. Рекомендуемая литература.
-
Балабанов В.С. и др. Методика преподавания экономических дисциплин. Основы лекторского мастерства. – М., 2000.
-
Желданов В.М. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – М.: ИНФРА, 2003.
-
Ковалев В. Студенты и преподаватели глазами друг друга. – Высшее образование в России.- 1996, №3.
-
Сатыбалдина К., Тарасенко Р. Проблемное обучение как основа формирования творческого мышления студентов. – Алма-Ата, 1991.
-
Соловьева Н.Н.Основы научной деятельности и оформление ее результатов. – М., 2003.
-
Пестов В. Технологии профессионально-ориентированного обучения.- М.:МПСИ, 2007.
-
Тесля Е.Б. Формирование профессионального интереса у будущих учителей. – Педагогика, 2007, №7.
Поделитесь с Вашими друзьями: |