Основы методики обучения двигательным действиям, развития и совершенствования физических качеств



страница1/3
Дата25.02.2016
Размер0,57 Mb.
#12650
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра физического воспитания и спорта

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ НА ТЕМУ

«ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ, РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ»

2004

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ НА ТЕМУ

«ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ, РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ»

Рассмотрено на заседании кафедры

физического воспитания и спорта

протокол № 7 от 22.04.04 г

Утверждено

на учебно-издательском совете

ДонНТУ протокол № 12 от 14.05.04 г

2004

УДК 796.011.3
Методические рекомендации на тему «Основы методики обучения двигательным действиям, развития и совершенствования физических качеств» (для студентов специальности «Спортивный менеджмент», преподавателей, тренеров, аспирантов) /Сост. Н.И. Фалькова, А.И. Галаш. - Донецк:ДонНТУ,2004.- 47 с.

Методическое пособие предназначено для студентов специальности «Спортивный менеджмент», преподавателей, тренеров, аспирантов. В пособии рассматривается материал по методике обучения двигательным действиям, развития и совершенствования основных физических качеств.

Составители: Н.И.Фалькова

кандидат наук по физическому

воспитанию и спорту, доцент кафедры физического

воспитания и спорта ДонНТУ

А.И. Галаш

доцент кафедры физического воспитания и спорта

ДонНТУ
Рецензенты: В.Ф. Алексеев

Засл.тренер Украины, доцент кафедры физического

воспитания и спорта ДонНТУ

Я.Р. Розенфельд

Засл.тренер Украины, доцент кафедры физического

воспитания и спорта ДонНТУ

СОДЕРЖАНИЕ

I. ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ 1-12




II.РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СКОРОСТНЫХ

СПОСОБНОСТЕЙ 12-21
III.РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИЛОВЫХ

СПОСОБНОСТЕЙ 21-29
IV.РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 30-39
V.РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ 39-46
VI.РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГИБКОСТИ 46-47
ЛИТЕРАТУРА 48
1

ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ

Составной частью физического воспитания является обучение. Большое практическое значение этой части физического воспитания определяется прежде всего, тем, что в процессе обучения формируются многообразные по своему содержанию и сложности двигательные умения и навыки, необходимые в жизненной практике. В процессе обучения формируют умения и навыки для рационального владения естественными движениями в ходьбе, беге, прыжках, метаниях, плавании, передвижении на лыжах и в других прикладных двигательных действиях, а также в выполнении спортивно- технических приемов.

Все перечисленные выше умения и навыки входят в основной фонд движений, формирование которых предусматривается государственными программами по физическому воспитанию детей и учащейся молодежи.

Специфическим предметом обучения в физическом воспитании является техника двигательных действий (физических упражнений). В учебно-методической литературе содержаться различные ее определения. Наиболее приемлемым считают те определения, в которых техника двигательных действий рассматривается как динамическая система движений. В своем конкретном виде система движений представляет собой определенный способ двигательной задачи.

Для повышения эффективности решения двигательной задачи требуется постоянное совершенствование техники, внесение рациональных изменений в систему движения. В силу этого, планируемый технический результат выполняет функцию системообразующего фактора системы движений на ее новом уровне.

В системе движений выделяют элементы – те движения, из которых она



2

состоит, и структуру. Структуру можно охарактеризовать как определенную взаимосвязь и взаимодействие движений, их последовательность в целостном действии.



Для эффективного управления движениями в процессе их усвоения и совершенствования исключительное значение имеет правильное определение и выделение ведущих элементов координации двигательного действия. С учетом того, что важным признаком технического совершенства является оптимизация взаимодействия активных, внешних и реактивных сил, в качестве критерия для выделения ведущего элемента в системе может быть принята присущая ему функция организации и управления взаимодействием указанных сил.

Так, в прыжках в длину установлено, что в координации толчковых усилий мах свободной ноги в сочетании с выпрямлением тела вверх, выполняет функцию ведущего элемента, оказывая в известной степени регулирующее влияние на скорость и направление толчка. Путем убыстрения маха можно добиться ускорения отталкивания, а изменяя направление маха, можно влиять на направление толчка.

Также отмечают, что в сложных многофазных ациклических двигательных действиях (в частности характерных для спортивной гимнастики) может быть несколько ведущих элементов координации, другие – дополнительные, сопутствующие. Выделение ведущих факторов в двигательной координации и их познание создает возможности для сознательного управления действиями при освоении техники, а в дальнейшем послужит основой для ее совершенствования.

Современной методикой обучения рекомендуется разрабатывать и применять специальные инструкции для обучаемых. В них содержится подробное описание совершаемых операций, ведущих элементов действия

3

с указанием частных объектов, на которых должны концентрировать внимание обучаемые (положение частей тела при их перемещении, ускорении отдельных звеньев двигательного аппарат и пр.; указываются мышечно – двигательные ощущения, возникающие при правильном исполнении). Содержание таких инструктивных указаний служит для занимающихся своего рода основными опорными точками при освоении техники. Использование основных опорных точек активизирует деятельность занимающихся, позволяет им с самого начала обучения направлено овладеть оптимальным вариантом техники, что повышает эффективность учебного процесса.

Словесная и сенсорная информация, полученная обучаемыми по каждой основной опорной точке, является важной частью ориентировочной основы двигательного действия в целом. Ориентировочная основа действия включает необходимые знания и представления о разучиваемой технике, комплексе зрительных, мышечных и других ощущений в выполняемых движениях.

В содержании основной опорной точке исключительное и специфическое значение имеют мышечно – двигательные ощущения, служащие важным источником двигательных восприятий и представлений, основой контроля сознания за исполнением движений. Значение их определяется и тем, что двигательная афферентация носит универсальный характер. Посредством ее занимающийся может получать информацию о том, как движение совершается в пространстве, во времени и по мышечным усилиям. Эта информация о напряжении и расслаблении мышц, скорости, ускорения и длительности движений, расположении звеньев тела, позе и ее изменениях.

Существуют различия по вопросам о понятии – техника двигательного действия. Различают понятия: эталонная техники и реальная техника. В

4

первом случае, техника представляет собой идеальную обобщенную модель рациональной системы движений для решения данной двигательной задачи. Во втором – техника занимающегося, представляющая собой определенный уровень овладения эталонной техникой и отражающая его индивидуальные особенности.

К наиболее общим критериям технического совершенствования относят: результативность (показываемый спортивно-технических результат) и экономичность действий (степень эффективного использования занимающимися своего двигательного потенциала).

Технику двигательного действия принято отражать в описательных и биомеханических характеристиках. Во втором случае, посредством соответствующих количественных показателей, можно точно указать, как движения совершаются в пространстве и во времени (кинематические характеристики), а также какие при этом взаимодействуют сил и их величины (динамические характеристики). Важной обобщенной характеристикой техники является ритм двигательного действия. В ритме отражается строго определенная длительность движений и их фаз и распределение во времени акцентируемых мышечных усилий в активных фазах движений.

С усвоением и уточнением ритма разрозненные элементы действия объединяются (при временном соподчинении) в целостную систему движений. Оптимальный ритм повышает эффективность действия (его экономичность и результативность), т.к. при этом обеспечивается высокая слаженность и слитность действий.

Закономерности формирования двигательных навыков.

Решение образовательных задач физического воспитания не всегда предполагает достижение высокого технического совершенства осваиваемых двигательных действий.

5

В массовой практике, при осуществлении обязательного для всех курса физического образования, овладение техникой доводится большей частью до уровня умения. В процессе специализированного физического воспитания – профессионально-прикладной физической подготовки и спортивной тренировки – до уровня прочных, совершенных двигательных навыков.

Формирование двигательных умений и навыков – сложный процесс; в его основу положены педагогические, психологические, физиологические и биомеханические закономерности. Педагогические закономерности находят свое конкретное применение в общедидактических и методических принципах физического воспитания (принципах сознательности, активности и самостоятельности учащихся при ведущей роли преподавателя, систематичности, доступности и индивидуализации, наглядности и других).

Научное познание сущности навыка связано с изучением структуры двигательного действия и психофизиологических механизмов управления им. Двигательные действия не сводится к движениям. Это только их исполнительная часть. Любое действие сопряжено с психическими процессами – осознанием значения и цели действия, отражением в психике образа, схемы движений и способа их исполнения, волевыми проявлениями, эмоциональным состоянием и пр. Поэтому сущность двигательного навыка может быть раскрыта и понята только с позиции психофизиологии.

В результате многократного повторения занимающимися упражнения и познания им содержания и особенностей разучиваемого двигательного действия образуется вначале умение, а на его основе навык. Умение – это тоже освоенный способ выполнения конкретного двигательного действия. Отличие от навыка заключается в различном механизме управления движениями при выполнении действия.

6

При владении умением, движения совершаются под постоянным контролем сознания. С приобретением навыка часть движений или даже все выполняется автоматизировано, т.е. их регулирование происходит без участия сознания.

Регуляция действий и регуляция движений – это не одно и то же. Возрастающая автоматизация движений может сопровождаться одновременным расширением сознательной регуляции действий, в которые входят эти движения.

Регуляторная функция сознания в разных двигательных действиях будет проявляться неодинаково. В связи с этим важно представлять на что направляется внимание и что осознается при выполнении конкретных циклических, ациклических движений, освоенных до навыка. С автоматизацией движений вырабатывается высокая устойчивость навыка. Заученное действие занимающийся способен выполнить правильно, с достаточной четкостью в сложных и неблагоприятных условиях. Помимо автоматизации, для двигательного навыка характерны следующие особенности:

-действие приобретает более совершенную форму, чем при умении;

-выполняется без лишних затрат усилий, с большей точностью и быстротой, со стабильным высоким результатом;

-вырабатывается определенный ритм действия.

Формирование двигательного навыка также сопровождается перераспределением функций анализаторов. Повышается роль двигательного анализатора, т.к. мышечное чувство приобретает ведущее значение переключаться на контроль обстановки и результативности действия.

7

Закономерности формирования и взаимодействия двигательных умений и навыков:

1.Формирование умений и навыков при обучении движениям происходит в единстве с развитием и проявлением специфических для данного навыка физических качеств. Оба процесса сопутствуют друг другу, но не однозначны по своим методам и средствам.

2.Определяя последовательность обучения движениям следует принимать во внимание положительный перенос навыков.

Перенос навыков – один из видов переноса тренированности. Положительный перенос наблюдается при сходстве структуры движений. В этом случае ускоряется процесс обучения новому движению. Вся система подводящих упражнений в спортивной практике основана на закономерностях положительного переноса навыков. Перенос навыков владения односторонними (асимметричными) действиями с одной (левой, правой) стороны на другую, выражен слабо. Чем сложнее техника действий, тем меньше возможность такого переноса.

3.Обучение технике двигательного действия и ее дальнейшее совершенствование предполагает обеспечение обратной связи. С учетом этой информации производится корректировка и рационализация последующих действий.

4.Необходимыми предпосылками успешного освоения техники двигательных действий является психическая и физическая готовность занимающихся к овладению конкретным упражнением.

Психическая готовность выражается в стремлении овладеть техникой действия и достаточном развитии для этого волевых и других психических качеств.

8

Физическая готовность предполагает определенный уровень развития силы, координации движений, гибкости и других качеств, требуемых для освоения техники конкретного действия.

5.Структура процесса обучения должна определяться не объективной основе – с учетом физиологии и стадий образования навыка.

Формирование двигательного навыка в ложных действиях последовательно включает следующие стадии его образования: стадию первоначального умения, стадию совершенствования умения и частичного перехода к навыку, стадию упрочения и совершенствования навыка. Соответственно выделяют этапы разучивания техники действия:

1)начального разучивания;

2)углубленного разучивания;

3)закрепления и дальнейшего совершенствования.

Этапы обучения двигательным действиям.

Выделение по объективному признаку перечисленных этапов обучения упорядочивает учебный процесс. С учетом закономерностей формирования структуры двигательного действия на первом, втором и третьем этапах, для каждого из них определены особые задачи. Решение этих задач, в свою очередь, обуславливает особенности для конкретного этапа в подборе средств и методов обучения двигательному действию.

1 – й этап обучения. Начальный этап является наиболее трудным для обучаемых. На этом этапе занимающиеся впервые выполняют те или иные движения: должны усвоить амплитуду, направление, скорость и длительность движений различных звеньев тела, овладеть согласованностью движений и степенью развиваемых при этом усилий.

Задачи начального этапа разучивания:

9

-создать у занимающихся представление об изучаемом двигательном действии и условиях его выполнения, сообщить наиболее общие знания о технике;

-сформировать психологическую установку на изучение двигательного действия и предупредить проявление возможных отрицательных эмоций;

-оценить двигательные возможности обучаемых и наметить пути разучивания;

-сформировать первоначальное двигательное умение.

Отличительной особенностью методики обучения на начальном этапе является ее направленность на овладение занимающимися основой техники действия. В зависимости от особенностей и сложности изучаемой техники, физической подготовленности занимающихся, их индивидуальных данных физического развития, двигательное действие разучиваются по частям или в целом.

Обучение начинается с создания первоначального представления о двигательном действии и установки на овладение им. Первоначальное представление о разучиваемом действии достигается посредством объяснения и показа техники. Показ позволяет зрительно сформировать наглядный образ о движениях.

На первом этапе разучивания действия применяют подводящие упражнения и облегчают условия выполнения движений (снижают высоту гимнастического снаряда, планки при прыжках, разучивают первоначально движение на небольшой скорости, применяют ориентиры и ограничители и др.).

При разучивании достаточно сложных двигательных действий рекомендуется применять методику программированного обучения и соответствующие разработки (целевые программы обучения конкретным

10

техническим приемам, содержащие оптимальные варианты решения различных двигательных задач).

На втором этапе обучения совершенствуется приобретенное умение, завершается формирование двигательного навыка. С физиологической точки зрения происходит становление коркового динамического стереотипа.

Задачи этапа углубленного разучивания:

-обеспечить более глубокое познание техники двигательного действия;

-детально уточнить все движения по пространственным, временным и динамическим параметрам;

-усовершенствовать ритм действия;

-повысить эффективность самоконтроля за исполнением ведущих элементов действия;

-выявление индивидуальных особенностей владения техникой.

На втором этапе используется более широкий круг методов и методических приемов (различные наглядные пособия: кинограммы, схемы, видеозапись, метод двигательной наглядности; метод идеомоторного упражнения). Применяются следующие методические приемы: повторение с ограничением движений (приземление при прыжках в определенное, очерченное мелом место; кувырки в группировке выполняют не по длине, а поперек мата).

Большое внимание следует уделять совершенствованию ведущих элементов действия. Необходимо многократно повторять те части движения, которые требуют точности по пространственным, временным и динамических характеристикам. Для уточнения движений рекомендуется применение различных технических средств срочной информации.

На третьем этапе обучения увеличивают скорость повторений в обычных условиях в целях прочного закрепления двигательного навыка.

11

Задачи этапа закрепления и дальнейшего совершенствования:

-обеспечить дальнейшее формирование ориентировочной основы действия;

-прочно закрепить технику изученного действия и продолжить ее совершенствование в направлении усилия динамики движений и оптимизации ее других характеристик;

-научить применять навык в различных условиях деятельности и с максимальной эффективностью;

-обучить различным вариантам техники действия.

На третьем этапе для закрепления навыка применяют многократное повторение действия в целом с полными или сокращенными интервалами отдыха, применяют серийно-повторное упражнений (повторяется несколько раз подряд непрерывно).

В целях совершенствования техники двигательного действия применяют различные методические приемы: повышение высоты снаряда, увеличение амплитуды и скорости движений, поточное выполнение упражнений, повторение упражнения в сочетании с другими, повторение в форме соревнования на качество исполнения и результат, в игровой форме, выполнение упражнения на оценку, повторение упражнения «до отказа», а также в условиях предельного проявления физических сил.

На третьем этапе одновременно с совершенствованием техники большое внимание уделяется воспитанию физических качеств, необходимых для овладения совершенной техникой.

Для контроля за результатами освоения занимающимися техникой двигательных действий необходимы критерии для объективной информации с целью совершенствования учебного процесса.

12

Критерии:

1.Затраты учебного времени на достижение занимающихся требуемых характеристик техники.

2.Количество отклонений от заданных параметров движений.

3.Устойчивость структуры движений обучаемых по отношению к внешним и внутренним сбивающим воздействиям.
РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.

Простая двигательная реакция – это ответ заранее известным способом на заранее известный (внезапно появляющийся) сигнал. Основой методики воспитания быстроты простой двигательной реакции является повторное реагирование действием на внезапно возникающий (заранее обусловленный) раздражитель с установкой на сокращение времени реагирования. Как правило, реакция осуществляется не изолировано, а в составе конкретно направленного двигательного действия или его элемента (старт, атакующее или защитное действие). Улучшению простых реакций в избранном виде спорта до определенной степени могут способствовать различные упражнения, включающие простые и сложные формы проявления скоростных способностей.

Диапазон переноса быстроты двигательных реакций разного типа и быстроты движений на быстроту простых двигательных реакций вначале достаточно широк. В связи с этим, можно применять на первых этапах ее воспитания комплекс аналогичных средств у спортсменов разных специализаций. Достигаемая на этой основе степень развития быстроты простой двигательной реакции бывает достаточной для спортсмена, если он не специализируется в виде спорта, требующей ее максимума.

13

Добиться значительного сокращения времени простой двигательной реакции трудно. Диапазон возможного сокращения ее латентного времени за период многолетних занятий 0,10-0,15 с. Решая эту задачу, в тренировку постоянно включают упражнения на быстроту реакции. Их выполняют в облегченных условиях, а также в вариативных ситуациях (варьирование сигнального раздражителя по силе и времени действия, изменение форм и обстановки упражнения) и в условиях максимально приближенных к соревновательным.

Не особенно высокая эффективность практикуемых методов воспитания быстроты реакции приводит к поиску нетрадиционных подходов. Так, сейчас практикуется так называемый «сенсорный» метод воспитания быстроты реакции. Он основан на использовании зависимости двигательной реакции от способности различить микроинтервалы и предусматривает направленное совершенствование этой способности с целью обеспечить перенос точности временных дифференцировок на быстроту реакции.

Воспитание быстроты сложной двигательной реакции.

Наиболее высокие требования, связанные с быстротой сложных двигательных реакций, предъявляются в видах спорта, которые характеризуются постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры, единоборства и т.д.). Большинство сложных реакций – это реакции «выбора», когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации.

В ряде видов спорта такие реакции одновременно являются реакциями на «движущийся объект» (мяч, шайба и т.п.). Воспитание быстроты сложных двигательных реакций является важной составной частью спортивно-технической подготовки. Основными путями ее совершенствования является моделирование в тренировке целостных ситуаций и систематическое участие в соревнованиях.
14

При воспитании быстроты реакции на движущийся объект особое внимание уделяется сокращению времени начального компонента реакции – различения и фиксации объекта (например: мяча), в поле зрения. Этот компонент в типичных условиях, когда объект появляется внезапно и движется с большой скоростью, составляет большую часть всего времени реакции. Для его сокращения необходимо:

-воспитывать умение заранее включать и «удерживать» объект в поле зрения, предусматривать возможные перемены объекта;

-направленно увеличивать требования к быстроте и другим компонентам реакции на основе введения внешних факторов, стимулирующих ее.

Из прикладной психологии известно, что время реакции выбора во многом зависит от числа альтернатив выбора, то-есть возможных вариантов реакции, из которых должен быть выбран один. Учитывая это, при воспитании быстроты реакции, прежде всего необходимо научить пользоваться «скрытой информацией» о вероятных действиях противника, которую можно извлечь из наблюдений за его позой, мимикой, подготовительными действиями, общей манерой поведения.

Применяя для совершенствования реакции выбора специально – подготовительные упражнения, последовательно усложняют ситуацию выбора, для чего постепенно увеличивают в определенном порядке число вариантов действий. Необходимой предпосылкой эффективности такой методики является одновременное совершенствование спортивно-технических навыков, воспитание координационных способностей и тактического мышления.

15

Воспитание быстроты движений

Быстрота движений в чистом виде практически не проявляется. Ее внешнее проявление – скорость двигательных актов, обусловлено не только скоростными, но и другими способностями. Однако, задачи по воспитанию быстроты неверно отождествлять с задачами воспитания силовых, координационных и других способностей.

При воспитании быстроты движений необходимо обеспечить направленное развитие тех двигательных способностей, от которых непосредственно зависит предельная скорость движения. В этом заключается специфика задач воспитания быстроты движений. Эти задачи приобретают различное конкретное содержание в зависимости от особенностей проявления быстроты в различных видах деятельности.

В скоростно-силовых видах деятельности ациклического характера быстрота проявляется преимущественно в скорости отдельных двигательных актов (рывок, толчок, бросок). Задачи воспитания быстроты в этом случае совпадают с задачами воспитания скоростно-силовых способностей. При этом, чем значительнее величина отягощения в соревновательном упражнении, тем в большей мере реализация задач воспитания быстроты связана с силовой подготовкой. В спринтерских видах спорта задачи воспитания быстроты связаны с задачами воспитания скоростной выносливости.

Особенности состава средств. Основными средствами воспитания быстроты движений могут служить упражнения, выполняемые с предельной или околопредельной скоростью:

-для скоростных упражнений характерна небольшая продолжительность (до 20-30 с), относительно небольшая величина внешних отягощений или отсутствие их;

16

-в качестве общеподготовительных упражнений наиболее широко используются спринтерские и прыжковые упражнения, игры с выраженными моментами ускорений.

При использовании в целях воспитания быстроты движений специально-подготовительных упражнений с отягощениями, вес отягощений должен быть меньше, чем при воспитании силовых способностей. Для сопряженного воздействия на скоростные и скоростно-силовые способности применяют специально-подготовительные упражнения с отягощениями и без.

Если предметом специализации является вид спорта, соревновательные действия в котором выполняются без внешнего отягощения, то специально подготовительные упражнения с отягощением не будут в полной мере соответствовать особенностям совместного проявления силы и быстроты в избранном виде спорта.

Особенности состава методов. Методика воспитания быстроты движений предусматривает широкое использование всех основных методов физического воспитания:

1)методов строго регламентированного упражнения;

2)соревновательного метода;

3)игрового метода.

Соревновательный метод в процессе занятий скоростными упражнениями применяется чаще, чем в процессе силовой подготовки или в упражнениях требующих предельных проявлений выносливости. Это происходит благодаря кратковременности скоростных упражнений и объясняется тем, что мобилизоваться на максимальное проявление быстроты в обычных условиях тренировки труднее, чем на фоне эмоционального подъема, создаваемого условиями соревнований. По той же причине при выполнении скоростных упражнений используют игровой метод. Он обеспечивает

17

широкую вариативность действий, препятствующих образованию «скоростного барьера».

Основу методики воспитания быстроты движений в процессе тренировки составляют методы строго регламентированного упражнения. Они представлены:

1)методами повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость движений;

2)методами вариативности упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной программе в специально созданных условиях.

Относительно стандартное повторение движений с максимальной скоростью способствуют стабилизации скорости на достигнутом уровне, возникновению «скоростного барьера». Поэтому в методике воспитания быстроты важное место занимает проблема оптимального сочетания методов, направленных на исключение относительно стандартных и варьируемых форм скоростных барьеров.

При решении этих проблем используются следующие методические приемы:

1)облегчение внешних условий и использование дополнительных сил, ускоряющих движения.

Самый распространенный способ облегчения условий проявления быстроты в упражнениях, отягощенных весом снаряда или спортивного снаряжения – уменьшение величины отягощения, что позволяет выполнить движения с повышенной скоростью и в обычных условиях. Сложнее осуществить аналогичный подход в упражнениях без отягощения. Стремясь облегчить достижение повышенной скорости в таких упражнениях, используют следующие приемы:

  • «уменьшают» вес тела спортсмена за счет приложения внешних сил;

  • ограничивают сопротивление естественной среды;

18

-используют внешние условия, помогающие спортсмену перевести ускорение силу инерции своего тела (бег по наклонной дорожке);

-вводят дозированные внешние силы, действующие в направлении перемещения.

2)использование эффекта «ускоряющего последействия» и варьирование отягощений. Скорость движений может временное увеличиваться под влиянием предшествующего выполнения тех же или аналогичных движений с отягощениями. Причина этого заключена в остаточном возбуждении нервных центров, сохранении двигательной установки и других следовых процессов. При этом может значительно сокращаться время движений, возрастать степень ускорений и мощность производимой работы.

3)лидирование и сенсорная активизация скоростных проявлений. Понятие «лидирование» здесь охватывает группу таких приемов, как бег за лидером-партнером и т.д.

4)использование эффекта «разгона» и введение ускоряющих фаз в упражнения.

5)сокращение пространственно-временных границ выполнения упражнений. В связи с тем, что общий уровень скоростных проявлений в двигательной деятельности жестко лимитирует ее продолжительность, в процессе воспитания быстроты движений вводит заданные ограничения как общего времени упражнения, так и пространственных условий его выполнения. Так, в упражнениях циклического характера укорачивают дистанцию (относительно соревновательной), в спортивных играх и единоборствах ограничивают время игры, боя или схватки.

19

Совершенствование отдельных компонентов скоростных способностей

Основные положения методики совершенствования скоростных способностей связаны с планированием основных компонентов нагрузки – характером и продолжительностью упражнений, интенсивностью работы их выполнения, продолжительностью и характером отдыха между упражнениями, количеством повторений.

Характер упражнений. Для повышения скоростных способностей используются разнообразные упражнения. К наиболее распространенным относятся специально-подготовительные и соревновательные упражнения. В их числе старт и его компоненты, выполняемые в неодинаковых условиях, ориентированные на общий результат или на совершенствование скоростных способностей в различных фазах старта; прохождение коротких отрезков, кратковременные упражнения, основанные на различных сочетаниях движений рук, ног и дыхания. Широко используются упражнения с дополнительными отягощениями – плавание и гребля с тормозными устройствами, скоростная работа на велоэргометре с дополнительным сопротивлением. Одно из основных требований к скоростным упражнениям – хорошее освоение их техники спортсменами.

Продолжительность отдельных упражнений. При совершенствовании отдельных компонентов скоростных способностей некоторые упражнения непродолжительны менее – 1 с, а при нескольких повторениях – до 10-15 с; упражнения направленные на совершенствование комплексных скоростных способностей могут достигать 5-10 с. При работе над повышением абсолютного уровня дистанционной скорости продолжительность отдельных упражнений может колебаться в пределах от 5-6 с до 1 мин и более. Наиболее часто при работе над повышением уровня абсолютной скорости применяют упражнения, продолжительность которых не

20

превышает 30 с. В беге – отрезки 30, 60, 100 и 200 м; в плавании – от 10-15 до 50 м; в гребле – 150-250 м. Это обусловлено тем, что при однократном выполнении упражнений продолжительностью до 25-30 с работоспособность не снижается.

Интенсивность работы при выполнении упражнений. При планировании интенсивности работы или скорости прохождения отрезков и дистанций необходимо исходить из того, что тренировочная работа должна оказывать на организм спортсмена воздействие, которое стимулирует приспособительные изменения свойств, определяющих уровень скоростных способностей. Этому способствует высокая, вплоть до максимальной, интенсивность выполнения упражнений. При выполнении скоростных упражнений спортсмен обязан стремиться обеспечить наивысший уровень проявления скорости за счет предельной мобилизации сил, частоты и амплитуды движений. Совершенствованию различных скоростных способностей и их составляющих способствуют упражнения, выполняемые с интенсивностью 85-95% от максимально доступных величин.

Продолжительность и характер отдыха между упражнениями. Интервалы между отдельными скоростными упражнениями должны обеспечивать относительно полное восстановление работоспособности. Увеличению объема работы, выполняемой в оптимальных для развития скоростных способностей, способствует серийное выполнение упражнений. Продолжительность пауз между сериями составляет от 2 до 5 мин в зависимости от характера упражнений, продолжительности и интенсивности работы.

Повышению уровня скоростных качеств способствует периодическое выполнение нескольких упражнений продолжительностью от 5 до 30 с, с длительными паузами – до 10-20 мин. В паузах выполняются упражнения на расслабление и растягивание, психическая настройка.

21

Целью их является обеспечение оптимальных условий для выполнения упражнений на пределе скоростных способностей. Периодическое выполнение упражнений в таком режиме, предельно мобилизуя скоростные возможности, способствует достижению спортсменом нового, более высокого уровня абсолютной скорости.

Паузы отдыха целесообразно заполнять малоинтенсивной мышечной деятельностью, при которой работают те же группы мышц, что и при выполнении основного упражнения.

Дозировка при развитии скоростных качеств планируется, исходя из квалификации, тренированности и индивидуальных особенностей спортсменов, характера и продолжительности скоростных упражнений, особенностей построения программы тренировочного занятия и величины нагрузки в нем. При этом основным условием является поддержание работоспособности на заданном уровне.
Каталог: jspui -> bitstream -> 123456789 -> 10630
123456789 -> Лекция Предмет и основные концепции современной философии науки 2
123456789 -> Галина салтык
123456789 -> Применение видов гимнастики оздоровительно кондиционной направленности в системе физического воспитания студентов
123456789 -> Рискологические вызовы современности
123456789 -> Конспект лекцій з філософської антропології галузь знань: 0203 «Гуманітарні науки»
123456789 -> Целесообразность классификации видов плавания для усовершенствования учебного процесса
123456789 -> Введение в глобалистику
123456789 -> Сближение национальных и международных стандартов учета и отчетности: опыт украины
123456789 -> Учебное пособие для студентов высших учебных заведений


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница